А.П. Чехов. "Ионыч". Краткий анализ. «Анализ рассказа «Ионыч Анализ 5 главы ионыч

Сочинение


Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной крити­ке в периодической печати того времени. Сразу же после пуб­ликации произведения в 1898 году посыпались многочислен­ные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен.

В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой об­разованной и талантливой в городе С. Живут они на главной улице. Образованность их выражается прежде всего в тяге к искусству. Отец семейства Иван Петрович устраивает люби­тельские спектакли, его жена Вера Иосифовна пишет повести и романы, а дочка играет на рояле. Однако примечательна одна деталь: Вера Иосифовна никогда не печатает свои произ­ведения под предлогом того, что семья имеет средства. Стано­вится понятно, что проявление образованности и интелли­гентности важно для этих людей только в своем кругу. Заниматься общественной просветительской деятельностью никто из Туркиных не собирается. Этот момент ставит под сомнение истинность фразы о том, что семья является самой образованной и талантливой в городе.

В доме Туркиных часто бывают гости, царит атмосфера простоты и сердечности. Гостям здесь подавался всегда обильный и вкусный ужин. Повторяющейся художественной деталью, актуализирующей атмосферу в доме Туркиных, яв­ляется запах жареного лука. Деталь подчеркивает хлебосольность данного дома, передает атмосферу домашнего тепла и уюта. В доме мягкие, глубокие кресла. В разговорах героев звучат хорошие покойные мысли.

Завязкой сюжета является назначение в город земским врачом Дмитрия Ионыча Старцева. Будучи интеллигентным человеком, он быстро входит в круг семьи Туркиных. Его встречают с радушием и тонкими интеллектуальными шутка­ми. Хозяйка дома игриво кокетничает с гостем. Затем его зна­комят с дочкой Екатериной Ивановной. А. П. Чехов дает раз­вернутый портер героини, которая очень похожа на мать: «Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне». Двойственное впечатление остав­ляет и описание игры Екатерины Ивановны на фортепиано: «Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты, лежавшие уже на­готове. Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у нее содрогались, она упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не переста­нет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля. Гостиная напол­нилась громом; гремело все: и пол, и потолок, и мебель... Ека­терина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слу­шая, рисовал себе, как с высоты горы сыплются камни, сып­лются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, ро­зовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упав­шим на лоб, очень нравилась ему». Игра эта технически силь­ная, но создается впечатление, что героиня не вкладывает в нее душу. Очевидно, что и образованность, и талантливость, о которых говорилось в начале рассказа, на деле оказываются поверхностными, неистинными. Не случайно, пассаж Екате­рины Ивановны интересен именно своей трудностью. Для восприятия же он является длинным и однообразным. В порт­рете Екатерины Ивановны сочетаются романтические (напри­мер, локон, упавший на лоб) и реалистические черты («напря­женность, сильность и энергичность»),

С тонкой иронией описывает А. П. Чехов характер самой игры: это «шумные, надоедливые, но все же культурные зву­ки». Вот это выражение «все же» сразу же ставит под сомне­ние истинность той культуры, которую так хотят продемонст­рировать Туркины. Они словно играют в высшее общество, пытаясь рядиться не в свои одежды, примерять на себе устой­чивые эталоны, образцы людей из культурной среды. Таланты в этой семье непомерно выпячиваются, гости, например, непомерно льстят Котику (так по-домашнему называют Ека­терину Ивановну). А. П. Чехов же иронично подчеркивает, стремление героини поехать в консерваторию выражается в часто повторяющихся припадках. Необыкновенный язык, на котором говорит хозяин дома Иван Петрович. Язык этот на­полнен многочисленными цитатами и шутками, которые про­исходят не от искрометной силы интеллекта, а всего лишь вы­работаны долгими упражнениями в остроумии. Одной из центральных сцен рассказа является сцена объяснения Старцова с Екатериной Ивановной. Свежесть и трогательность ге­роини, ее показная начитанность на деле оборачиваются склонностью к интригам и желанием усилить романтический налет встречи. Например, она назначает свидание Старцеву на кладбище возле памятника Деметти, хотя они могли встре­титься и в более подходящем месте. Доверчивый Старцев по­нимает, что Котик дурачится, но наивно полагает, что она все- таки придет.

А. П. Чехов помещает в рассказе детализированное описа­ние кладбища. Оно воссоздастся в романтических тонах. Ав­тор подчеркивает сочетание черного и белого цветов в клад­бищенском пейзаже. Мягкий лунный свет, осенний запах листьев, увядшие цветы, звезды, глядящие с неба, - все эти художественные детали воссоздают атмосферу тайны, обе­щающей жизнь тихую, прекрасную, вечную: «В каждой моги­ле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную».

Во время боя часов он воображает себя мертвым, зарытым здесь навеки. Ему вдруг кажется, что кто-то смотрит на него, и «он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глу­хая тоска небытия, подавленное отчаяние...». Романтическая атмосфера ночного кладбища подогревает в Старцеве жажду любви, поцелуев, объятий, постепенно томление это становит­ся все более тягостным.

На следующий день доктор едет к Туркиным делать пред­ложение. В этой сцене романтические настроения в его голове сочетаются уже с мыслями о приданом. Постепенно приходит в голову ему реальное видение ситуации: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов. А ты дьячковский сын, земский врач...».

Кроме того, разговор Старцева с Котиком выдает поверх­ность натуры героини. Вся ее утонченность и начитанность, так последовательно подчеркиваемая автором на протяжении рассказа в облике девушки, внезапно разоблачается, когда та. узнав, что Старцев все-таки ждал ее на кладбище, хотя с само­го начала понимал, что она скорее всего просто дурачится, рассказывает о том, что страдал. Дмитрий Ионыч ему отвеча­ет: «И страдайте, если вы не понимаете шуток». Вот здесь как раз и обнаруживается вся несерьезность ее натуры. Однако Старцев, увлеченный своей страстью, продолжает ухажива­ние. Он едет домой, но вскоре возвращает одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук. Он начинает рассказывать Екатерине Ивановне о своей любви: «Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство, и кто испытал его хоть раз, тот не станет передавать его на словах». В конце концов он делает ей предложение. Котик отказывается, объясняя Ионы­чу, что мечтает об артистической карьере. Герой тут же по­чувствовал себя на любительском спектакле: «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широ­кой спине Пантелеймона». Глупая выходка с кладбищем уси­лила его страдания, нанесла неизгладимую душевную травму. Он перестал доверять людям. Ухаживая за Котиком, он ужас­но боялся набрать вес, а теперь располнел, раздобрел и не­охотно ходил пешком, начал страдать одышкой. Теперь Стар­цев ни с кем не сходился близко. Попытка героя начать разговоры о том, что человечество идет вперед, что нужно трудиться, воспринималась в кругу обывателей как упрек. На­чинались назойливые споры. Почувствовав непонимание, Старцев стал избегать разговоров. Он лишь закусывал в гостях и играл в винт. Герой стал копить деньги. Через четыре года А. П. Чехов вновь заставляет своего героя встретиться с семей­ством Туркиных. Однажды ему присылают приглашение от лица Веры Иосифовны, в котором приписка: «К просьбе мамы присоединяюсь и я. К.».

При новой встрече Котик предстает герою уже в ином све­те. В нет прежней свежести и выражения детской наивности. Герою уже не нравится ни бледность, ни улыбка Екатерины Ивановны. Прежние чувства к ней вызывают теперь лишь не­ловкость. Герой приходит к выводу о том, что правильно сде­лал, что не женился на ней. Теперь героиня по-другому отно­сится к Старцеву. Она глядит на него с любопытством, и глаза ее благодарят за любовь, которую он когда-то испытывал к ней. Герою вдруг становится жаль прошлого.

Теперь Екатерина Ивановна уже понимает, что она ника­кая не великая пианистка. А о его миссии земского врача она говорит с подчеркнутым уважением: «Какое счастье! - по­вторила Екатерина Ивановна с увлечением. - Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, воз­вышенным...». Старцеву же приходит мысль в голову о том, что если талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Через три дня герой вновь получает приглашение от Туркиных. Екатерина Ивановна просит его о разговоре.

В пятой части рассказа герой предстает перед нами еще более опустившимся. Он еще сильнее заплыл жиром, характер у него стал тяжелым и раздражительным. Жизнь же семьи Туркиных почти не изменилась: «Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и расска­зывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре». В лице семьи Турки­ных А. П. Чехов разоблачает городских обывателей, которые лишь демонстрируют свою тягу к «разумному, доброму, веч­ному», а на деле ничего не могут предложить обществу.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)

Можно спорить о жанре произведения "Ионыч" (1898): с одной стороны, оно вроде бы и является рассказом, но ведь в нём фактически описана вся жизнь героя, это как бы "маленький роман", вместивший в себя этапы духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева. Вероятно, по жанру "Ионыч" можно считать повестью, однако по глубине охвата событий это произведение и в самом деле близко к романному жанру. Сюжет произведения представляет собой историю молодого доктора, который со временем превращается в "языческого бога", вызывающего страх и своей внешностью, и своим отношением к людям. Пять частей повести - это пять ступеней деградации этого человека, и Чехов показывает нам, как постепенно жажда наживы вытесняет из его души всё человеческое.

В начале произведения Старцев предстаёт обычным молодым врачом, который очень добросовестно относится к своим обязанностям, он всецело отдаёт себя работе. Живя в "девяти верстах" от С., он не бывает в городе по причине занятости, но когда оказывается там, "как интеллигентный человек" вынужден посетить семью Туркиных, "самую образованную и талантливую в городе". "Демонстрация талантов" членами этого семейства описана Чеховым с явной иронией, однако на доктора Старцева это производит все-таки благоприятное впечатление: "Недурственно".

Во второй части герой изменяет своё отношение к Туркиным под влиянием чувства любви к Екатерине Ивановне. Влюблённому в нее Старцеву всё, что происходит с ним, кажется необычным, состояние любви для него - откровение, и поэтому Екатерина Ивановна тоже "казалась" ему совсем не такой, какой она была на самом деле. Однако герой здесь показан с большой симпатией, его ночная поездка на кладбище, куда он едет неожиданно для себя, говорит о настоящем глубоком чувстве, которое он испытывает. На кладбище он переживает одно из самых волнительных в своей жизни состояний: "Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже никогда не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое..." Оказавшись наедине с природой, с вечностью, он отчаянно "ждёт любви во что бы то ни стало", но записка Котика оказывается всего лишь шуткой... И как подтверждение этого - "И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом". Представляется, что именно в эту ночь в душе Старцева произошёл перелом, не дождавшись любви, она постепенно стала превращаться в "душу" Ионыча...

О том, что это действительно так. можно судить на основании того, что переживает герой в третьей части, посвящённой описанию его объяснения с Екатериной Ивановной. Он едет "делать предложение" - и думает о том, что "приданого они дадут, должно быть, немало"; он отговаривает себя от женитьбы, потому что его избранница и он - слишком разные люди, но сам же себя утешает: "Дадут приданое - заведём обстановку…" Он оказывается в клубе, одетый в "чужой фрак" (прекрасная деталь, подчёркивающая, что пока что он всё-таки "чужой" этой жизни!), и искренно объясняется с Екатериной Ивановной, но, получив отказ, испытывает сначала чувство стыда ("Ему было немножко стыдно, и самолюбие его было оскорблено..."), а уж потом - жалости ("жаль было своего чувства, этой своей любви")... Чехов показывает, что отказ морально уничтожил героя, с помощью опять же детали: "У Старцева перестало беспокойно биться сердце". Он уже стал Ионычем, потому что сейчас он, вспоминая о себе самом, когда он был влюблен и счастлив, "лениво потягивался и говорил: - Сколько хлопот, однако!"

В четвёртой части описывается "превращение" Старцева в Ионыча. Чехов показывает, как постепенно в герое человеческие чувства заменяются стремлением к наживе, как ещё недавно "чужой" ему клуб становится "своим", как он находит себе "еще одно развлечение" (кроме игры в карты): " по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой". Такая жизнь заставила его совсем по-иному увидеть некогда любимую им девушку "И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, - он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде". Именно сейчас, когда Екатерина Ивановна смогла оценить его человеческие качества, "ему стало неловко" от того, каким он был четыре года назад, он стыдится себя и своей любви. Казалось бы, встреча с ней оживила Старцева, он снова готов быть честным по отношению к себе, но... "Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас"... И теперь он даже радуется, что "тогда не женился", потому что в его теперешней жизни всем этим "чувствам" нет места.

Последняя часть повести "Ионыч" Чехова - это окончательный "диагноз" главному герою, который Чехов беспощадно ему "поставил". С ним произошло самое страшное - он перестал быть врачом, его "жадность одолела", поэтому больные для него уже не люди, которым он может и должен помочь, а источник "бумажек", и он относится к ним грубо. Врач, который когда-то не мог бросить своих больных, - и нынешний Ионыч... "Он одинок. Живётся ему скучно, ничто его не интересует", - говорит автор.

Образы остальных героев на фоне образа Старцева кажутся схематичными, но это не совсем так. Семья Туркиных нарисована Чеховым с большой глубиной, все члены её отличаются индивидуальностью, но всех их объединяет несостоятельность как людей, которых считают украшением города. Это хорошо понимает доктор Старцев, ещё не совсем превратившийся в Ионыча, который "подумал, что если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город". Но если Туркины-старшие так и остаются в неведении относительно своих "талантов", то Екатерина Ивановна всё понимает, она способна трезво оценить себя и своих родных, что делает ее образ очень привлекательным, вызывающим сочувствие.

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Кто виновен в этом? Автор даёт ответ на этот вопрос всем ходом повествования. Конечно, сам человек, который отвечает не только за своё "физическое" здоровье, но и в первую очередь за нравственное. Доктор Старцев, который не смог излечить самого себя от болезни стяжательства, превращается в Ионыча, которому ничего уже в этой жизни не нужно - и который сам никому не нужен...

Ни для кого не секрет, что А. П. Чехов – настоящий мастер коротких рассказов. Одним из таких произведений является «Ионыч», который был выпущен в 1898 году. В нем Антон Павлович одним из первых в русской литературе продемонстрировал образ жителя провинции, который не имеет никаких увлечений и стремлений. Кроме этого, в рассказе ярко показано, как сильно окружающее общество может влиять на человека. На примере главного героя изображается процесс превращения из молодого и целеустремленного Дмитрия Старцева в грубого, пресытившегося жизнью Ионыча. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого произведения.

Рассказ «Ионыч» был написан в конце весны – начале лета 1898 года в селе Мелихово. Первые же заметки в блокнотах и письмах писателя датируются августом 1897 года. Рассказ, относящийся к раннему творчеству Чехова, был опубликован в 9 номере «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» за 1898 год.

Изначально Антон Павлович писал о некой семье Филимоновых, которая после корректировок сменила фамилию на Туркиных. Все описания членов семьи, их характеров, «талантов» и манер остались почти неизменны. Литературоведы утверждают, что автор несколько раз менял замысел своего произведения. Изначально главными героями рассказа должны были быть как раз-таки семья Туркиных, но позже Чехов решил акцентировать все внимание на Старцеве.

В черновом варианте повествование ведется от первого лица, но кем оно является, неизвестно, так как ничего общего с Дмитрием Ионовичем он не имеет. В конечном итоге история рассказывается нам третьим лицом, а именно автором, который как бы между строк вставляет свои впечатления и мысли о происходящем.

Смысл названия

Название «Ионыч» намекает читателю на деградацию главного героя. Поначалу читателю непонятно, почему же именно так Чехов назвал свое произведение, но по мере его прочтения, все становится на свои места.

В начале рассказа главного героя представляют нам Дмитрием Ионычем Старцевым. Его только назначили земским доктором, он умен и образован, полон энергии и желания помогать людям. Но в городе С. он сталкивается с обществом без талантов, стремлений, живущим в «дне сурка». Главный герой со временем становится полноправным членом такого общества.

Старцев привыкает к такой монотонной, скучной, однообразной жизни. Его больше не волнуют пациенты, любимое занятие – пересчитывание денег, а в остальном его совершенно ничего не интересует. Таким образом, в конце рассказа для жителей города С. он уже «свой» человек, поэтому они весьма панибратски называют его Ионычем. Смысл заглавия рассказа — в постепенном низведении образа Старцева (фамилия образована от английского слова «star» — звезда) до старого и не уважаемого мещанина Ионыча, который уже не имеет никакого отношения к мечтам юности и возвышенным понятиям. Имя Иона в переводе с древнееврейского означает «голубь» — птица мира. Дмитрий сМИРился со своей судьбой.

Жанр, направление

Как уже было сказано выше, «Ионыч» является рассказом. В русской литературе конца 19 века правил реализм, поэтому очевидно, что «Ионыч» относится именно к этому направлению. Такие черты, как обыденная, повседневная жизнь героев, социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации и конфликты, явно говорят о реалистическом направлении произведения.

В рассказе мы видим обычную жизнь людей без прикрас. В произведении отсутствует какое-либо бунтарство, противоречие обществу, наоборот, главный герой становится подобным обществу, в которое он вынужден был влиться. Антон Павлович посредством своих рассказов боролся с духовным упадком своих современников. Он мастерски создал точные и достоверные характеры героев и события, которые имели место быть во времена писателя, и также могут встречаться и нам в наши дни.

Композиция и конфликт

Рассказ состоит из пяти частей, в течение которых раскрывается основной конфликт произведения – противостояние Старцева жителям города С. Книга, можно сказать, представляет собой лестницу, идущую вниз, которая представляет собой жизненный путь Ионыча.

  1. В первой части Дмитрий Ионыч только назначен земским врачом, герой еще не испорчен обществом, в которое он попал. Герой энергичен и амбициозен.
  2. События второй и третьей части происходят год спустя, Старцев занят своей врачебной практикой, но уже начинают проявляться признаки деградации.
  3. Четвертая часть показывает нам постепенное слияние героя с жителями города С. Он становится все больше и больше на них похож.
  4. В финальной же части наш герой окончательно превращается в того самого Ионыча, теперь нельзя и предположить, что когда-то этот человек был молодым, полным сил и желания приносить добро врачом.

Суть

О чем рассказ «Ионыч»? Как уже было сказано раннее, в нем говорится о постепенном спуске главного героя на «дно» духовного развития. В начале произведения Дмитрий Ионыч только получил должность земского врача. Он приезжает в чужой для него город и знакомится с семьей Туркиных. Старцев, пока неиспорченный этим провинциальным городком, полон сил и планов на будущее. У него еще нет своей повозки и из города С. в Дялиж, в котором он поселился, герой ходит пешком

Спустя год главный герой все еще занят работой, времени на посещение Туркиных у него попросту не было. Наведался он к ним, только когда Вера Иосифовна, страдавшая мигренью, попросила у него помощи как у врача. И с этого момента Старцев стал регулярно посещать дом этой семьи, но далеко не ради борьбы с недугом хозяйки дома, а ради встреч с Екатериной Ивановной.

На следующий день, после глупой задумки Екатерины со свиданием на кладбище, наш герой решается сделать девушке предложение, рассчитывая не только на духовную близость с прекрасной и любимой женщиной, но и на неплохое приданное, но получает отказ. Его это очень расстроило, но горевал он недолго и оклемался буквально через три дня. На этом этапе началось духовное обнищание героя: он располнел, теперь у него есть «своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке», его все больше одолевает лень.

Прошло четыре года после последней встречи с Екатериной. Теперь Старцев разъезжает уже на тройке лошадей и редко ходит пешком, так как еще больше располнел, а любимое вечернее занятие у него – пересчитывание «бумажек». Он не так амбициозен, как раньше, быстро принимает пациентов, не сильно беспокоясь о них. Его больше интересуют разные ужины или игры в карты. Но не все еще потеряно от «старого» него. Обыватели города С. раздражают его, разговоры с ними всегда приводят в никуда, ему они неинтересны:

«…стоит только заговорить с ним [с обывателем] о чем-нибудь… он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».

Встречаясь с Екатериной спустя столько времени, он уже не питает к ней прежних нежных чувств, а только со стыдом вспоминает, что когда-то предлагал ей стать его женой.

В конце показывается окончательное перевоплощение героя в Ионыча. Он «ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». Он обзавелся имением и несколькими домами. Герой стал до невозможности жадным, работает и на месте земского врача, и имеет практику в городе. При этом на больных ему уже совершенно наплевать, он нетерпелив и груб по отношению к ним. О семье Туркиных он и не помнит, не говоря уже о каких-то чувствах к Екатерине, которые остыли в сердце героя также быстро, как и вспыхнули. Старцева совершенно ничего не интересует. Все вечера он проводит только в клубе, где сначала играет, а потом ужинает в одиночестве.

Главные герои и их характеристика

Хоть героев в этом небольшом произведении немного, но система образов, мастерски выстроенная автором, позволяет нам полностью проникнуться сюжетом и конфликтом произведения.

Дмитрий Ионыч Старцев. Описание Старцева можно разделить на три части: главный герой в начале своей службы, через 4 года после отказа Екатерины и еще некоторое время спустя. Многомудрый Литрекон приготовил таблицу с характеристикой Ионыча:

этап деградации старцева характеристика
в начале службы в начале произведения он представляет собой образованного целеустремленного земского врача, по мнению младшей туркиной «добрый, благородный, умный человек», лучший из людей. он увлекается искусством и литературой, искренне любит свою работу.
через 4 года после отказа екатерины после 4 лет с разрыва с екатериной ионыч уже востребованный врач, имеет обширную практику. он одинок, так и не обзавелся друзьями, жизнь его проходит тускло и скучно. здесь начинается его деградация, он уже не так амбициозен, в нем нет тех стремлений, которые были в начале произведения.
еще некоторое время спустя

по прошествии нескольких лет мы уже видим не дмитрия старцева, а ионыча. он променял все свои амбиции и высокие идеалы на стабильность, покой, сытость и деньги. есть несколько важных элементов портрета этого героя: способ передвижения, его фигура и отношение к пациентам. сначала герой имеет нормальное телосложение, ходит пешком и с вниманием и уважением относится к больным. к концу рассказа герой уже совсем разжирел, обзавелся тройкой лошадей и лакеем, пешком почти не ходит, а на пациентов сердится и кричит. данные детали наглядно показывают духовный упадок старцева.

Семья Туркиных — это состоятельные дворяне. В городе они имеют репутацию умных, добрых, воспитанных и гостеприимных людей, также считаются самыми талантливыми и образованными. На самом же деле они совершенно бездарны, но понимает это только главный герой.

герои характеристика
иван петрович туркин глава семейства. упитанный и миловидный брюнет с бакенбардами. его «талант» — развлекать людей. он любит острить, рассказывать глупые анекдоты и шутки, устраивать любительские спектакли и исполнять в них роль старых генералов, периодически говорит на выдуманном им же языке. этот персонаж ни внешне, ни внутренне не меняется на протяжении всего рассказа.
вера иосифовна туркина жена ивана петровича. худая, красивая женщина, носящая пенсне. она избалована стабильной и размеренной жизнью, поэтому очень консервативна и апатична. любимым занятием ее является написание романов и их чтение вслух своим гостям. свои бездарные творения она не отдает в печать, оправдывая это тем, что их семья не нуждается в деньгах. все написанные и прочитанные рукописи прячутся в шкаф. героиня страдает мигренью, которая ухудшается с приближением отъезда из дома дочери. внутренне она так же, как и супруг, совершенно не изменилась, но внешне очень сильно постарела.
екатерина ивановна туркина

дочь туркиных. родители называют ее котик. восемнадцатилетняя капризная, разбалованная девушка, внешне очень похожа на мать. «талантливая» пианистка, главный герой сравнивает ее игру со звуком падающих с горы камней. потешается над влюбленным в нее старцевым, отказывается от его предложения замужества, говоря, что хочет поступить в московскую консерваторию и стать известной пианисткой. с карьерой музыканта у нее не складывается. после возвращения в родной дом становится взрослее, мудрее, осознает, что никакого таланта у нее нет, так же, как и у ее матери. теперь она сама хочет восстановить отношения с ионычем, но он уже не нуждается в ней. к концу рассказа она заметно постарела и часто болеет.

Темы

Тематика рассказа «Ионыч» близка каждому человеку, который достаточно повидал мир и людей, чтобы трезво оценивать и то, и другое.

  • Пошлость . Пожалуй, именно пошлость является основной темой рассказа «Ионыч». Произведение буквально пропитано ею. Главным символом пошлости в нем является семья Туркиных. Это ограниченные и зацикленные на себе люди, которые надуманной интеллигентностью лишь прикрывают свою истинную вульгарность и тривиальность. И в городе С., в который попадает наш главный герой, нет ни единого человека, отличающегося чем-либо от этой семьи. Туркины – олицетворение этого провинциального городишки. Старцев, попадая туда, полностью погружается в эту атмосферу пошлости, она без труда поглощает его. Возможно, сначала герой хоть как-то пытался сопротивляться такому образу жизни, но в конце концов он принял его. Ионыч, которого мы видим в финале произведения, кардинально отличается от молодого целеустремленного Дмитрия Старцева. Он привык к правилам жизни города С., которые включают в себя лишь вкусные обеды и ужины, вечерние игры в карты, а также пересчитывание денег.
  • Жизнь города. Город С. имеет более чем размеренное, стабильное и спокойное течение жизни. В этом месте никогда не происходит ничего нового и неординарного, люди проживают каждый новый день точно так же, как и предыдущий. Сам главный герой, отвечая на вопрос Екатерины о том, как он поживает, отвечает: «…жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Этот город словно обволакивает всех своих жителей апатией, и даже приезд нового земского врача, который явно отличался от всех обывателей, не смог ничего изменить, город поглотил и его тоже.
  • Любовь . Можно ли вообще назвать то, что происходило между Старцевым и Екатериной Туркиной любовью? Их взаимоотношения были уж слишком скоротечны. Дмитрий Ионыч неожиданно влюбился, чуть ли не сразу решил жениться на девушке. Когда он ехал в дом Туркиных, чтобы сделать Екатерине предложение руки и сердца и попросить благословения у ее родителей, то думал лишь о размере приданного, а после отказа горевал аж целых три дня. Со стороны Екатерины тоже все неоднозначно. Она практически насмехается над чувствами Старцева, придумав эту затею со встречей поздно ночью на кладбище. Девушка также отказывается выйти за него замуж, говоря, что хочет стать артисткой, а не связывать себя семейной жизнью. Через несколько лет, вновь встретившись, они будто меняются местами. Екатерина пытается найти путь, чтобы возобновить их «отношения», а Ионычу ничего уже не нужно, он и рад тому, что не женился на девушке тогда. Сам автор говорит, что «…любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». В душе героя умерли любые стремления, ему больше ничего не нужно, даже когда-то желанная им Екатерина Туркина не может пробудить в нем желание к полноценной жизни.

Проблемы

Проблематика произведения до ужаса понятна и близка каждому мыслящему читателю. В своем рассказе А. П. Чехов показывает душевную пустоту людей. Писатель обличает ленивых, бездейственных, притворных обывателей города С. Обличает Туркиных, которые строят из себя «высшее общество», а на деле являются пустышками, как и все окружающие их люди. Обличает Ионыча, который променял все свои мечты и идеи, на стабильность и комфорт.

  • На примере Старцева автор показывает читателям деградацию личности : что происходит с человеком, который отрекается от своих высоких идеалов, стремлений и мечтаний, меняя все это на простой комфорт и деньги. Главный герой был когда-то подающим надежды доктором, противостоявшим устоям жизни, в которую был вынужден попасть. Но он проиграл в этой битве, превратившись в противного Ионыча, который, по сути, не живет, а просто существует, пуская свою жизнь на ветер, растачивая свои дни в клубах, за поеданием, питьем и играми.
  • Рассказ «Ионыч» показывает нам гибель души человека . Терпкая, горькая среда города С. убила в Старцеве его душу. Можно ли было этого избежать? Мог ли Дмитрий Ионыч прожить все эти года в таком месте, оставаясь все таким же амбициозным, образованным, любящим свою работу и своих пациентов человеком? Скорее всего, нет. Место, где все привыкли к жизни, когда все 365 дней в году ничем не отличаются друг от друга, где люди прикрывают свою пошлость и скудоумие выдуманными талантами и интеллигентностью, где все существование крутится вокруг одних и тех же пустых развлечений и денег. Вероятно, наш главный герой не ужился бы в городе, не подстроившись под царящий там образ жизни.

Основная идея

В рассказе «Ионыч» можно выделить множество разных идей и мыслей, но самая главная мысль, проходящая через все произведение, это конечно же пагубное влияние общества на человека. Читатель понимает, что чистая и интеллектуально развитая личность обречена на деградацию, если всеокружение упорно тянет ее на дно. Старцев, попав в абсолютно инертное место, в котором люди ни к чему не стремятся, ничего не хотят, а их скучная, серая, однообразная жизнь их полностью устраивает, за несколько лет становится точно таким же человеком. Смысл рассказа «Ионыч» кроется в описании гибельного пути личности к омертвению души.

Отношение автора к герою рассказа «Ионыч» меняется на протяжении всего рассказа. Сначала он описывает его как умного перспективного молодого человека со светлыми мыслями и намерениями. С течением событий и по мере того, как Старцев все больше становится Ионычем, у автора усиливается неприязнь к своему персонажу. К концу произведения, Антон Павлович уже без стеснения показывает свое пренебрежительное и брезгливое отношение к главному герою, теперь он ему отвратителен. Но именно он и пытался нам показать, до чего может довести духовное оскудение.

Чему учит?

О чем предупреждает насА. П. Чехов? Подстраиваясь под окружающее общество, которое подавляет вас, вы можете так же, как и Старцев, в конце концов, превратиться в Ионыча. Поэтому он призывает: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека».

Писатель этим произведением, по всей видимости, хотел донести до читателей, что необходимо оставаться самим собой, верить в себя, свои силы, стремления, идти к мечте, не предавать свои идеалы. Он верил в то, что именно благородный труд и амбиции, влечение к усовершенствованию и росту, возвышенные моральные и нравственные ценности делают человека личностью. Таков вывод из рассказа «Ионыч».

Критика

После выхода рассказа в печать большинство критиков довольно хорошо приняли произведение. Они отметили, что Чехову удалось очень точно и достоверно изобразить некоторые образы, да и русское общество того поколения в целом.

Д. Н. Овсянико-Куликовский хвалит рассказ, причисляя его к лучшим произведениям А. П. Чехова, говоря о правдоподобности и ясности сюжета.

Александр Солженицын назвал «Ионыча» «очень жизненным рассказом». Он хвалил его динамику и язык. Солженицын также восхищался Чеховым и его юмором, который он использовал не для смеха, а для уныния и угнетения читателей. В этом он видел художественное своеобразие «Ионыча».

Е.А. Ляцкий дал произведению не столь положительную оценку. Оно показалось ему слишком растянутым и скучноватым, сюжет ему показался недостаточно обоснованным.

А. С. Глинка, писавший под псевдонимом Волжский, затронул тему «обывательщины». По его мнению, у главного героя Старцева не было шансов остаться тем, кем он был, его превращение в Ионыча было неизбежным:

«Здесь Чехов дал широчайшее обобщение российской обывательской жизни… Старцев растворился без остатков в обывательщине… Типичность чеховской картины невольно наводит читателя на размышление, сколько еще таких Ионычей выбрасывает лаборатория провинциальной российской обывательщины…».

Творчество А. П. Чехова – новая стадия в развитии русской литературы. В своих произведениях писатель продолжил рассмотрение проблемы личности и среды.

Первые реалисты считали, что в распаде личности виновата среда. А. П. Чехов, наряду с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным

Доказывают, что сам человек ответственен за свою судьбу.

Проблема личности и среды широко поставлена в рассказе “Ионыч” (1898). Рассказ состоит из пяти глав. Каждая глава является своеобразной вехой в истории жизни главного героя. В первой главе молодой врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает в уездный городок Дележ работать земским врачом. Он знакомится с самой образованной семьей в округе – Туркиными.

Глава семейства – Иван Петрович – считается человеком остроумным, шутником. Он мастер произносить остроты. Он всегда – душа общества. Любимое словечко Ивана Петровича – “недурственно”.

Его жена – Вера Иосифовна – считает себя талантливой писательницей. По вечерам она читает гостям свою повесть, которая неизменно начинается словами “Мороз крепчал…”. В это время из открытых окон доносился стук ножей и жареного лука. Все гости находились в ожидании обильного ужина.

Дочь Туркиных Катя, Котик, мечтает быть пианисткой, учиться в московской консерватории. Играя на этом инструменте, она так сильно ударяла по клавишам, что Дмитрий Ионыч представлял себе бурный каменный поток, мчащийся с горы.

Немногими яркими красками А. П. Чехов рисует типичную обывательскую семью. Что должен здесь почувствовать молодой интеллигентный человек? Скорее всего, отвращение. Но уже в первой главе автор показывает, что пропасть между миром обывателей и внутренним состоянием героя не так уж велика. Дмитрий Ионович уже близок к тому, чтобы вступить в эту среду. Вторая глава рассказывает о романтическом свидании Старцева на кладбище, которое так и не состоялось. Легко можно представить себе чувства, мысли, настроение героя, который идет на свидание с любимой девушкой. Но А. П. Чехов постоянно развенчивает “высокий” образ мыслей своего героя. Вокруг безмолвие, слышны резкие шаги, воют собаки. В этой обстановке Старцев думает: “Ох, не надо бы полнеть”.

Третья глава является кульминацией рассказа. Дмитрий Ионович, наконец, решил сделать предложение Котику. Стоит прекрасный день. Герой приезжает к Туркиным. Но ему кажется, что еще рано говорить с ней о своих чувствах. В итоге он делает предложение поздно ночью в чужом фраке. Котик отказывает ему. Она верит, что впереди ее ждет блестящее будущее. Старцев в ярости, три дня он был сам не свой.

В четвертой главе происходит встреча героя с Котиком. Прошло несколько лет. Героиня вернулась из Москвы, поняла, что не может быть пианисткой. Новая встреча происходит в саду. Но как изменились оба героя. Писатель уже не описывает состояние природы. Сказано только, что было темно. Несколько раз повторяются слова “огонек затеплился, разгорался и погас”.

Теперь уже Котик пытается вернуть ушедшие чувства, признается Дмитрию Ионычу в любви. Но тот остается холоден и равнодушен к ее словам. Старцев давно не верит в настоящую любовь. Герой открыл в городе большую частную практику. Позволяет себе кричать на больных.

Пятая глава – эпилог. Это своеобразный итог жизни главного героя. Он важно восседает на своей бричке в богатом бархатном кафтане, бьет кучера. Язык слов ему заменил стук палки. У Ионыча уже есть имение в два дома, но этого герою мало. Он “еще больше пополнел, разжирел, тяжело дышит, ходит, откинув назад голову”.

Во многом Ионыч теперь напоминает “языческого бога”. Его горло заплыло жиром. Когда герою говорят о Туркиных, он вскользь роняет: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”

У этого рассказа особый подтекст. Даже сюжет символичен. Это своего рода роман, потому что в нем показано становление личности от начала и до конца. Каждая глава отделена от предыдущей определенным промежутком времени. При этом герой каждый раз опускается по нравственной лестнице все ниже и ниже.

Сама композиция подчеркивает деградацию героя. В последней, пятой главе, автор ведет повествование в настоящем времени. Именно здесь открыто выражено отношение писателя к своему герою: “жадность одолела”, “кричит своим неприятным голосом”. Чехов знает конец истории Старцева. Поэтому он ведет повествование ретроспективно.

Автор показывает, какие условия повлияли на героя и какие качества он развил в себе. Настойчиво звучат слова “уже”, “теперь”, “прежде”. Чехов сталкивает в своем небольшом рассказе разные временные промежутки. Так достигается внутреннее единство всех этапов жизни героя. При этом заметный временной отрезок (более десяти лет) приходится на малый объем произведения. Время соотносится с неподвижным обывательским бытом. Впечатление повторяемости, многократности автор усиливает такими словами, как “всякий раз”, “по-прежнему”, “тоже говорили”, “каждую осень”. Писатель описывает одни и те же ситуации, позы, жесты героев. Например, лакей Пава принимает заученную трагическую позу (“Умри, несчастная!”), много раз повторяет свои анекдоты Иван Петрович, Вера Иосифовна вечерами читает гостям романы. Чехов не говорит, что именно исполняла Катерина Ивановна, но точными эпитетами передает впечатление от ее игры: “длинно”, “трудно”, “шумно”, “однообразно”.

Особое значение в расказе имеет деталь. Это и запах жареного лука в доме Туркиных как символ мещанства, разноцветные бумажки, которые, от неуемной жадности, вынимает изо всех карманов Ионыч. Это и вскользь брошенные замечания писателя (“своих лошадей у него пока еще не было”). Это и портретные зарисовки: описания Старцева в пятой главе (“пухлый, красный, с мясистым затылком”, “прямые, деревянные руки”, “тонкий, визгливый голос”).

Все эти детали прямо говорят об авторском отношении к образу Старцева. Кроме того, важен и образ брички Старцева. Если в первой главе этот герой ходил пешком, напевал строки из классических романсов, то в пятой у него уже своя “тройка с бубенчиками”, свой кучер Пантелеймон.

Особое значение для раскрытия образа главного героя играет пейзаж. Сияние луны на кладбище, таинственная тишина, “широкие аллеи”, “сонные деревья” говорят о вечном, непреходящих ценностях. Сад Туркиных осенью печален, идет мелкий дождь. Это своеобразный символ однообразной провинциальной жизни, утратившихся надежд.

Чехов использует и так называемый “минус-прием”. Пейзаж отсутствует, когда Катерина Ивановна признается в любви уже изменившемуся Старцеву. В саду было темно так же, как и в душе Старцева.

Символично и само название рассказа. Сначала герой именовался Дмитрием Ионычем, не общался с обывателями. Все называли его “поляком” не за важность и надутость, а за непохожесть на других. Но те же обыватели и назвали его просто Ионычем. Это имя стало своеобразным символом косности, деградации, замкнутости, жадности.

Этим рассказом Чехов изнутри подрывает основы мещанского общества. Все художественно-изобразительные средства произведения подчинены одной задаче – описанию деградации личности главного героя. В этом виновна не только среда, но и сам герой. Его нравственный багаж невелик, внутренне он давно уже слился с обществом.

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
  3. Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
  • Идея

    Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

    Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

    Критика

    Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

    На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

    Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

    Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Поделиться