Анализ дидактической игры в старшей группе пример. Самоанализ проведенной театрализованной игры. Анализ и оценка дидактической игры в детском саду

Тема. Методические основы использования дидактических игр в работе с дошкольниками.

    Сущность и характеристика дидактической игры.

    Методика организации и проведения дидактических игр.

Основная литература:

    Барсукова Л.С. Теоретические и методологические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. / Москва 2014г. С.198.

    Трофимова, Е.В. Развитие игры детей 2-3 лет. Методическое пособие./ Е.В. Трофимова, Е.М. Волкова, Р.И. Иванкова, И.А. Качанова. Под ред. Е.В. Трифоновой. Творческий центр Сфера. 2014. – 208с.

    Губанова, И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. / И. Ф. Губанова – М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 128с.

Дополнительная литература:

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в деском саду Кн. Для воспитателя детских садов / М.:иПросвещение.1991. -160с.

    Copoкина A. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группа). Пособия для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение 1982.-92с.

    Коваль, И.Г. Учимся мыслить. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. И.Г. Коваль./ Издательство Клуб семейного досуга. Харьков Белград 2010. -250с.

Повторение пройденного материала.

Что такое игра?

Игра - это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В. А. Сухомлинский предлагает такую метафору: Игра - это огромное светлое окно, через которое в ду­ховный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая ого­нек пытливости и любознательности.

1. Дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Обучение в дидактической игре построено на игровых способах разрешения интересных для ребенка познавательных задач.

Поставленная в игровой форме обучающая задача имеет преимущество: ребенок понимает (осознает) необходимость приобретения новых знаний овладение способами действия.

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры , не замечает , что овладевает новым, закрепляет и систематизирует имеющиеся знания, хотя при этом он сталкивается с затруднениями.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Какими дидактическими принципами должен руководствоваться воспитатель при подборе и организации и проведении дидактических игр?

При проведении игр необходимо основываться на общие дидактические принципы.

Давайте вспомним, что подразумевается под дидактическим принципом? (объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения).

Дидактические принципы

Принцип системности, который предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр (по их содержанию, дидактическим задачам, по игровым действиям и правилам);

принцип повторности, который обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);

принцип наглядности, который представлен, прежде всего, в предметах составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними; использование поощрительных значков, жетонов, фишек - всё это тоже составляет наглядный фонд средств, который может использовать воспитатель, руководя игрой;

принцип добровольности (необходимо учитывать интерес и желание ребёнка);

принцип таинства игры (игра для ребёнка должна быть тайной, секретом, а значит, дидактическая задача в ней должна быть «завуалирована»);

принцип региональной направленности (по возможности следует учитывать региональный компонент);

принцип обновляемости игры (внесение при повторении элемента новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия, сделает игру намного интереснее для ребёнка).

Требование к подбору дидактических игр.

При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны:

    отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам;

    обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

    позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

    материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

Дидактическая игра « Мешочек тактильных ощущений »

Игра предназначен для развития сенсорики, прекрасно развивает тактильную , кинестетическую чувствительность рук, а также память, мелкую моторику. Обогащая ребенка новыми тактильными ощущениями .

Структура дидактической игры.

Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов :

дидактической задачи,

игровой задачи,

игровых действий,

правил игры,

результата (подведения итогов).

Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно обоснованная и методически выверенная формулировка дидактической задачи детям, как правило, неинтересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу – задачу, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность на уроке. Например, дидактическая задача обобщить и систематизировать сведения об имени существительном при переводе её в задачу игровую может принять следующий вид: выяснить, кто в классе лучшие знатоки имени существительного. Таким образом, дидактическая задача скрыта от детей. Все внимание ребенка направлено на осуществление игровых действий, а задача обучения им не воспринимается. Это делает игру уникальной игровой формой обучения, когда дети невольно усваивают комплекс знаний, умений и навыков.

Игровые действия – это отдельные элементы игровой деятельности. Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей игра. Например, в ходе игры дети могут «играть» разные роли, отгадывать загадки, придумывать задания для соперников и т.д. Игровые действия реализуют замысел игры и определяются необходимостью решения дидактической задачи.

Правила дидактической игры обусловлены не только необходимостью управлять игровой деятельностью (как в обычных играх) но и дидактической задачей, а также общими задачами сформирования личности ребенка. Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. Например, можно подсчитать количество набранных очков, выявить детей, выполнивших лучше всех игровое задание и т.д.

При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, успехи отстающих детей. Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны, отсутствие или неэффективная реализация любого из них неизбежно окажет негативное влияние на результат всей технологии.

Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере его отношений с партнерами.

Результатом дидактической игры для ребенка , кроме правильно выполненного задания, есть и удовольствие и интерес , которое она дает его участникам.

Проведение дидактической игры «Тётушка кастрюля»

«Помоги тетушке Кастрюле»


Однажды тетушка Кастрюля решила сварить на обед суп и компот, но забыла из каких овощей и фруктов что варится. Помоги ей.
Ход игры:

Дети надевают кулончики (овощи и фрукты - вырезаем овалы и кастрюлю))
Ведущий-Кастрюля.
Дети по очереди подходят к кастрюле и рассказывают о себе, а она решает, куда можно добавить этот продукт.
В игру можно добавить манипуляции с натуральными продуктами, музыку, костюмы.

Анализ игры по структурным компонентам.

Виды и типы дидактических игр.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания . В этой классификации можно представить следующие типы игр:

    игры по сенсорному воспитанию,

    словесные игры,

    игры по ознакомлению с природой,

    по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

    игры с дидактическими игрушками,

    настольно-печатные игры,

    словесные игры,

    псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся .

    Игры-путешествия.

    Игры-поручения.

    Игры-предположения.

    Игры-загадки.

    Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое-через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия - форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".

Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться-доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета-темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть-сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Выводы: Основным приемом организации успешного обучения в начальной школе является дидактическая игра. Она может выступать в качестве метода обучения, формы обучения и средства обучения. Дидактическая игра применима ко всем типам урока. Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра выполняет также контрольно-коррекционную функцию.

2.Методика организации и проведения дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

подготовка к проведению дидактической игры её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

    отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

    установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

    определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время) ;

    выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

    определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально) ;

    подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…) ;

    подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

    подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

    ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них) ;

    объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

    показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза) ;

    определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид-ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием) ;

    подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Руководство дидактическими играми

Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки) , вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

При планировании необходимо:

    Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке; оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

    Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.

    В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.

    Систематически формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

Выводы: Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2) функция формирования психических новообразований;

3) функция формирования собственно учебной деятельности;

4) функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.) Карпова Е.В. Дидактические игры Ярославль, «Академия развития», 1997г.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

Необходимость включения педагога в игру. Он

является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.

Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к

выполнению дидактических задач.

Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога - направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и - главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычисли-" тельных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Требования к проведению учебно-дидактической игры.

Первое требование к учебно - дидактическим играм проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры отвечающие следующим требованиям:

Способность пробуждать непосредственный интерес у детей;

Обеспечение детям возможности проявить свои способности;

Вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;

Предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;

Доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;

Получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но, в то же время, в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать.

Использование дидактических игр как средство подготовки старших дошкольников к обучению в школе определяется рядом причин:

1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте [ "...Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1966. N 6. С. 62-76 ]

], поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1)дидактическая задача;

2)игровые действия;

3)правила игры;

4)результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его

обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с задачами обучающей деятельности закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

В различных дидактических играх решаются задачи познавательного развития. Например, в играх «Кто быстрее соберет блоки?», «Что лишнее?», «Магазин» и другие дети учатся объединять предметы по 2-3 признакам и на основе общих понятий: мебель, одежда, посуда, овощи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение мыслительных определенных операций.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психологических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и непроизвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета. Он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений, а развитие мышления в дошкольном возрасте является основным фактором формирования готовности к обучению в школе.

В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения, что также способствует психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие рефлексного мышления. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр, адресованных этому возрасту, много чисто словесных. Некоторые из них специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексного мышления. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, чторебенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если созданные условия будут развивать у него уверенность в себе, в своих силах. А наиболее самостоятелен ребенок дошкольного возраста в игре - он сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение.

Заключение

Главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка то есть проводя его в форме специальных учебно - дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам [Усова А.П. Обучение в детском саду 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с].

Наиболее важное значение для развития личности старшего дошкольника, а впоследствии будущего школьника имеет игра. Однако ее ведущая роль определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития, поскольку именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности – учению.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств познавательной активности. Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра имеет большое значение в развитии познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, так как именно игровая деятельность способствует развитию произвольности поведения и таких познавательных процессов как: память, мышление и речь, внимание, воображение, необходимых для успешного обучения в школе.

Ольга Проценко
Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста

Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения . Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач.

Б. П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа . Каждому этапу игры соответствуют и определённые педагогические задачи. На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть. На втором этапе, педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя придти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях : подготовка к , её проведение и анализ .

В подготовку к проведению дидактической игры входят :

– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами ;

– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно – образовательной работы;

– подготовка игрового оборудования;

– определение времени игры в режиме дня.

Проведения дидактических игр включает :

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом , который будет использован в игре (показ дидактического материала , краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

– объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость чёткого выполнения правил;

– показ игровых действий воспитателем;

– определение роли воспитателя в игре : его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей , уровня их подготовки, сложности дидактической задачи , игровых правил).

– определение количества играющих;

– выработка у детей игрового настроения, желания играть;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

Анализ игры направлен :

– на выявление приёмов её подготовки и проведения ;

– на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;

– усложнение игры и обогащение новым материалом.

При воспитателю необходимо соблюдать следующие условия :

– чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

– занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;

– вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

– давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

– осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

– средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач ;

– используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм , активное участие ребёнка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому , что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринуждённой, игровой форме и быть незаметным. Необходимо создавать условия для игр : подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки , игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки , чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игры.

Рассмотрим несколько вариантов организации работы воспитателя по обучению детей умению ставить игровые задачи. Выбор того или иного варианта руководства будет зависеть от имеющихся игровых умений детей.

1. Ребёнок не умеет ставить игровые задачи и по этой причине не включается в игру. В игре взрослый и ребёнок решают её совместно, при этом инициатива сначала принадлежит взрослому, он является носителем игрового опыта.

2. У ребёнка уже имеется незначительный игровой опыт, выражающийся в том, что иногда он самостоятельно ставит игровые задачи, а иногда испытывает затруднения. Совместная игра организуется так, что инициатива сначала принадлежит взрослому, он подсказывает, советует. Постепенно инициатива переходит к ребёнку.

3. Ребёнок овладел умением ставить игровые задачи, и поэтому в играх он ставит их самостоятельно. Взрослый не оставляет без внимания играющего ребёнка, он поощряет его, одобряет, вселяет уверенность. В таких случаях игровая инициатива принадлежит ребёнку, он играет один, взрослый может включиться в игру для оказания помощи в постановке новой оригинальной, другими словами, инициативной игровой задачи.

Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному : на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми , оценивает их поведение. Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

В работе воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах : организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, проведение дидактической игры предполагает соблюдение следующих этапов : 1) подготовка к проведению дидактической игры ; 2)проведение игры ; 3) анализ проведенной игры . При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать условия и требования, предъявляемые к дидактическим играм .

1. Игра: "К нам пришла кукла Катя".

· Познакомить детей с предметами трёх цветов;

· Способствовать двигательной активности;

· Заинтересовать детей игровой ситуацией;

· Активизировать речь детей.

Материал: Кукла, одетая в одежду, состоящую из трёх цветов (красный, синий, желтый), мячи трёх цветов.

Ход игры:

Воспитатель вносит новую куклу.

Воспитатель: "Дети познакомьтесь это кукла Катя. Посмотрите, какой у неё бантик, он красный. Смотрите, какое у неё платье, оно синее и красивые желтые туфельки. Дети, а каким цветом у Маши платье?" (Синее). Правильно, а бант, каким цветом? (Красный). Молодцы, а туфельки каким цветом? (Желтые). Правильно, желтые. Ребята, кукла принесла с собой корзинку, что в ней? Давайте посмотрим!. (Мячи!). Молодцы, посмотрите они разного цвета: красные, синее, желтые. А теперь мы можем поиграть с мячами.

Игра "Мой веселый, звонкий мяч".

Самоанализ проведения игры:

В игре принимали участие 10 детей. Они радостно отозвались на предложение поиграть. Игровые действия выполняли активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.

Я полагаю, что поставленные задачи были решены мною полностью, потому что дети любят игры с куклами. Игра проведена мною самостоятельно.

При проведении игры я чувствовала, что радость, потому что установила с детьми эмоциональный контакт.

2. Игра: "Что тут спрятано?".

Задача: Развить память, мышление, внимание и речь.

Материал: игрушечные котенок, мышонок и щенок, 3 красивых платка.

Ход игры:

Перед детьми на столе выставляются игрушечные котенок, мышонок и щенок. дошкольный режимный игра прогулочный

Воспитатель: "Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости. Кто это? (котенок, мышонок, щенок). Молодцы! А как они говорят? (мяу-мяу, пи-пи-пи, гав-гав). Молодцы? А сейчас наши гости спрячутся от вас"

Воспитатель накрывает каждую игрушку красивым платком.

Воспитатель: "Кто спрятался под первым платком? (котенок). Правильно, а кто спрятался здесь? (мышонок) Молодцы!. Кто же спрятался здесь? (щенок). Умнички!".

Можно усложнить процесс. Накрыть игрушки и поменять их местами.

Самоанализ проведения игры:

В игре принимали участие 11 детей. Они радостно отозвались на предложение поиграть. Игровые действия выполняли активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.

Я полагаю, что поставленные задачи были решены мною полностью, потому что дети любят игры с игрушечными животными, а игра прятки им знакома и доставляем удовольствие. После проведения игры дети самостоятельно играли в нее, накрывая различные предметы платками или иными материалом. Игра проведена мною самостоятельно.

При проведении игры я чувствовала удовлетворение, от того как дети думают, мыслят и радуются результату.

Поделиться