Борис Пастернак — Быть знаменитым некрасиво: Стих. Быть знаменитым некрасиво! Злая шутка Пастернака Блок быть знаменитым некрасиво

"Быть знаменитым некрасиво..."

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

См. также Борис Пастернак - стихи (Пастернак Б. Л.) :

Вакханалия
Город. Зимнее небо. Тьма. Пролёты ворот. У Бориса и Глеба Свет, и слу...

«Быть знаменитым некрасиво!» - посчитали западные теоретики и стали публиковать периодическую таблицу Менделеева без упоминания имени Дмитрия Ивановича Менделеева в ее названии.

Интерпол объявил премию в десять миллионов долларов, если кто-либо найдёт человека, который «стал притчей во языцах, ничего не знача» - но пока ещё никто не указал ему на такого человека.

«Цель творчества - самоотдача»… Творчески, самозабвенно и с полной самоотдачей и за повышенные зарплаты трудится конструкторское бюро по созданию вечного двигателя. Когда сотрудников спрашивают, почему нет результатов, они отвечают: «Результат – неважен, главное - самоотдача». При этом ссылаются на излюбленную всеми очковтирателями строку выдающегося поэта.

При входе в Академию Генеральног штаба решили высечь в мраморе:
«Но пораженье от победы
Ты сам не должен отличать»…

Этот же девиз взял себе на вооружение Спорткомитет, а секция бокса уже поместила ее на майках своей сборной.

«Не надо заводить архива» - справедливость этой мысли поняли все ОПГ и фирмы-однодневки по перекачке денег, и все-таки заводят – компромат нужен.

Что Вы делаете в этой лаборатории? «Мы слушаем зов будущего». – А зачем?! – «Чтобы привлечь любовь пространства»! А зачем это нужно? – Не знаем, так написано в наставлении, которое нам дал Великий Поэт.

«Окунаться в неизвестность
И прятать в ней свои шаги» - девиз всех тайных спецслужб мира.

Почему у вас случился такой недобор урожая – спросили у министра сельского хозяйства. «Я места и целые главы жизни отчеркнул на полях» - ответил министр. Все удовлетворились таким ответом.

Марья Ивановна, а что значит подтекст? – спросил Вовочка учительницу. - А это когда слова значат одно, а понимать надо совсем другое, а лучше совсем ничего не понимать, а только восклицать: Гениально! - А пример? – спросил Вовочка.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

Вдохновенно процитировала Марья Ивановна!
- Гениально! – выдохнул сообразительный Вовочка! - Это Вы сами сочинили?
- Нет, Вовочка, такое простому человеку не сочинить, такое может сочинить только гений. Потому что если такое сочинит не гений, а простой человек, это уже будет - белиберда.

Привожу в литературоведческих целях это стихотворение, из которого взяты вышеприведенные цитаты

Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Думаю, что стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» выдающийся поэт написал, руководствуясь теми же мыслями, что и Ганс Христиан Андерсен, когда написал сказку о голом короле.
Борис Пастернак, наблюдая лицемерие и подлость части советской элиты и интеллигенции, всегда готовой одобрять любые лозунги советской власти, которая часто занималась политическим очковтирательством – решил пошутить над теми, кто бездумно или лицемерно потакал властям. Он в шутку, с тайной, но предельно жестокой иронией, сочинил этот и еще несколько подобных стихотворных текстов. Поэт сочинил такие стихи, чтобы при всей их трескучей нелепости, они очень понравились той части советского, а теперь уже и российского общества, которая всегда готова прогнуться перед любым авторитетом, какую бы нелепость он ни утверждал.
Злая шутка Пастернаку удалась - на полном серьезе, взахлеб, на протяжении многих десятилетий, эти издевательские стихи гения, высмеивающие начетчиков всех видов, цитируются самими начетчиками как образец мудрости и философской глубины. Мне кажется, Поэт предвидел, что к этому стихотворению хитрые литературоведы напишут бездну комментариев, чтобы хоть как-то обосновать те нелепости, которые мастерски, чтобы посмеяться над ними, скомпоновал выдающийся мастер.

В этих строках своего знаменитого стихотворения "Быть знаменитым некрасиво" Борис Пастернак поднимает проблему потери истинного, высокого смысла творчества для человека, проблему духовного искушения славой, являющуюся одновременно главной идеей произведения и злободневной проблемой всего человеческого общества.

Автор обращает наше внимание на фразу "ничего не знача" - нет ничего привлекательного в том, чтобы прославиться, не совершив никаких значимых, достойных поступков; напротив, это стыдно. Позорно, чувствовать себя знаменитостью и осознавать, что ни одно благое деяние этому не предшествовало.

Да, я полностью разделяю позицию писателя. Ведь понятие "деятельность" и "творчество" предполагают определенное поведение, поступки человека, направленные на преобразование окружающей среды и создание чего-то нового соответственно. Однако незаслуженная, пустая слава не подразумевает под собой никакого преобразования окружающей среды, никакого создания культурных или материальных ценностей. У людей, прославившихся не за какое-то благородное действие, как правило, нет совести; таким людям стыд и позор.

Возьмем современный шоу-бизнес. Звезды российской эстрады зачастую прославляются не за счет своего таланта, а за счет внешности, каких-то экстравагантных поступков на сцене, в конце концов, связи решают многое, если не все. А настоящих талантливых людей очень мало.

Истории плохих людей - еще один рок данной проблемы. Ведь, как показывает история, прославиться можно как хорошими поступками, так и плохими. Истории Наполеона, Гитлера, Чикатило, Бони и Клайда тому примеры.

Таким образом, прославляться лучше хорошими поступками, добродетелями. Плохие поступки и слава любыми способами - это аморально. Данная проблема все еще актуально, так как прославиться в интернете мечтают многие, а для этого есть много способов, в том числе и позорных.

Черт бы вас побрал, любезные! Почему именно это стихотворение, почему именно на этот чертов урок, в этот отвратительный понедельник? Ах, горите в аду – я вместе с вами.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.




Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,

Другие по живому следу

Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,

Живым и только до конца.

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году, входит в лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется» (1956-1959). Помимо этого в него входят еще 44 стихотворения. Основа этого цикла размышления о времени, бытии, правде, жизни и смерти, искусстве и прочих философских темах. Выпуск цикла стихотворений «Когда разгуляется» связан с отказом в СССР публикации романа «Доктор Живаго».

Тема стихотворения философская.

Можно сказать, что данное стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» носит поучительный характер, а в роли наставника – сам Борис Пастернак. Он замечает, что «быть знаменитым некрасиво», поясняет «цель творчества — самоотдача», а после начинает учить в 3, 4, 5 строфах о том, как надо жить, что нужно делать

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

И в последних 2 строфах объясняя, дает указания

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Настроение у стихотворения возвышенное, торжественное, нацеленное на успех, его желающее. Творческая жизнь поэта была сложной, поэтому он пытался понять, почему все так происходит, что он не так делает, а главное, сколько это все еще будет продолжает?

Возможно, вместе с этим он заметил, что много тех в России, кто пишет именно для славы, высоты, «шума» и «успеха», вместе с тем совсем не предавая значения тому, что писать и о чем писать.

Перечитываешь стихотворение и учишься. Учишься понимать всю суть письма, учишься понять свою роль, не стать «шумом», а «привлечь к себе любовь пространства». Это стихотворение подбодряет, вдохновляет, воодушевляет

Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Рифма стихотворения перекрестная. В тексте практически отсутствуют эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнения. Оно наполнено глаголами, причастными оборотами, сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями – автор старался придать движения своим наставлениям, побудить к движению, к жизни, ведь «стоящего положения нет: либо ты двигаешься вперед, либо назад». Частыми аллитерациями на твердые звуки «н», «р», «д», «т», «ж» Пастернак придает своим наставлениям твердость, непоколебимость, уверенность, выражая тем самым свою жизненную позицию.

Поделиться