Чем удобен урок лит чтения. "Как сделать уроки чтения интересными?". Изучение нового материала

Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А.

3-е изд., доп. - М.: 2017. - 112 с.

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. и их реализация в УМК для 1 класса, особенности структуры, содержания и методического обеспечения учебника «Литературное чтение. 1 класс», календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 1 классе, итоговая оценка достижения планируемых результатов.

Формат: pdf

Размер: 679 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Что читать и как читать: концептуальные подходы к урокам литературного чтения в начальной школе 3
Научно-методические основы курса «Литературное чтение» и их реализация в УМ К для 1 класса 11
Реализация концептуальных идей ФГОС НОО в учебном курсе
«Литературное чтение» (первый год обучения). Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов 15
Соответствие содержания учебного курса «Литературное чтение» (первый год обучения) задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 15
Планируемые результаты обучения по курсу «Литературное чтение» (первый год обучения) 15
Личностные 34
Метапредметные 35
Предметные 37
Методические особенности работы по обновлённому учебнику «Литературное чтение» (1 класс). УМК «Литературное чтение» (1 класс) 40
Особенности структуры учебника. Формирование УДД 40
Особенности структуры и содержания урока в учебном курсе «Литературное чтение». Методические задачи при работе
со структурными элементами урока 48
Особенности проведения уроков по учебнику «Литературное чтение» (1 класс) 57
Методические разработки уроков к разделу «Жили-были
буквы» учебника «Литературное чтение» (1 класс) в контексте системно-деятельностного подхода 60
Структура и содержание других компонентов УМК 102
Календарно-тематическое планирование 106

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю художественное наслаждение.
Учиться читать все дети начинают в разное время и по-разному, но только лишь в начальной школе обучение чтению приобретает целенаправленный характер, когда на уроках грамоты дети учатся читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется только техническая сторона чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя в этот период значительно шире - сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение.
При первоначальном обучении чтению важно обращать внимание ребёнка на значения слов, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период. Уровень чтения у овладевшего грамотой ребёнка достигает 20-30 слов в минуту при послоговом чтении. Естественно, такой уровень не может обеспечить глубокое понимание текста при самостоятельном чтении. Бытует ошибочное мнение, что ребёнку, владеющему слоговым чтением, достаточно предоставить литературные тексты, и навык у него будет сформирован сам. При таком подходе навык будет формироваться, но стихийно и долго, и чтение учащихся будет изобиловать большим количеством ошибок.

Андреюк Татьяна
Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления

Тема : М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс)

Цели : развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока :

познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка» ; пробудить познавательную активность.

работать над осознанностью чтения , над читательскими умениями;

расширять кругозор учащихся, развивать речь , наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление ;

воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование : портрет писателя, тестовые карточки, иллюстрации с изображением сороки и собаки, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора.

Ход урока

1. Организационный момент :

Методический прием «Корзина понятий»

Глядя на портреты этих писателей, что вы можете сказать об этих людях?

(Они писали рассказы о природе, о животных, о Родине.)

Давайте вспомним их имена (называют ФИО писателей) . Слайд 2.

Составление «Кластера» :

Давайте вспомним, какие жанры произведений писали эти авторы

(Писали – рассказы – очерки – сказки – о животных – о природе – о Родине).

Проведем логические цепочки (по записям) . Слайд 3.

2. Проверка домашнего задания :

Вспомним, с каким произведением знакомились на прошлом уроке ?

(В Бианки «Лесные домишки» литературная сказка .)

Какое задание было на дом? Проверим знание текста при помощи теста.

1. В какую игру играли ласточки – береговушки?

А) пятнашки;

Б) прятки;

В) классики.

2. Какой хищник охотился на Береговушку?

Б) сокол;

В) ястреб

3. Кто строит домик среди гальки на песке?

А) иволга;

Б) пеночка;

4. Какая птичка строит домик на воде из сухого тростника?

Б) пеночка;

В) чомга.

5. Кто строит домик из прутьев, просто накидывая их на ветви?

А) белка;

Б) вытютень;

В) чомга.

6. Кто строит шалашик в траве из сухой травы и мха?

А) чомга;

Б) пеночка;

7. Кто строит домик из сучьев и палок, внутри утепляя мхом?

А) белка;

Б) иволга;

В) пеночка.

8. Кто вьёт лёгкий домик из пеньки, волосков, стебельков?

А) иволга;

Б) пеночка;

В) витютень.

9. С кем не встретилась Береговушка?

Б) сорока;

В) чомга.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте тест друг у друга. Оцените работу.

(1,2 ошибки – 4; 3,4ошибки – 3; 5ошибок и больше – 2)

Поднимите руки те, у кого 5….

ОТВЕТЫ :

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а б в в б б а а б

Сегодня мы продолжим чтение рассказов М . М. Пришвина. Вспомним, что мы знаем об этом человеке и возможно узнаем что-то новое.

3. Метод «Чтение с пометами » .

При чтении биографии , карандашом выставлять пометки на полях.

V– уже знал

Узнал новое

?– хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

Что узнали нового?

Пришвин родился в селе Хрущёвое Орловской губернии, в обедневшей купеческой семье. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Михаил учился в гимназии, из которой был отчислен за дерзость учителю. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но прежде чем стал писателем, попробовал себя в нескольких профессиях. Он был агрономом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. А к 30 годам решил стать писателем.

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату» : «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной : не за птицей или зверем, а за открытиями.

Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 7.

Вывод : Продолжим изучение произведений писателя.

4. Работа над новым материалом.

Мы вспомнили биографию писателя и узнали что то новое о его жизни.

Кто может сформулировать тему нашего урока ? (произведение М. Пришвина)

Все ли произведения Пришвина мы прочитали?

Кто попробует сформулировать цель нашего урока ? (Познакомиться с новым произведением М. Пришвина) МОЛОДЦЫ!

А для того, чтобы достичь цели, нам нужно поставит перед собой задачи :

1. Познакомиться с новым произведением М. Пришвина.

2. Определить тему произведения.

3. Поработать с текстом по его содержанию

Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению.

Методический прием «Предположение» .

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки) . Слайд 8.

Тема : о животных.

Что знаете об этих животных?

У М. Пришвина есть очень интересный рассказ о своих наблюдениях за природой. А вот название этого рассказа прочитайте на слайде. Прочитав только буквы, вы узнаете название рассказа.

84В568Ы391С47К577О430Ч471К444А544

Что может произойти в рассказе с таким названием?

5. Лексическая работа :

В тексте рассказа мы с вами встретимся со следующими словами и словосочетаниями :

Бдительный

Радужный

Поскакала дуром

Большего сраму

С заскоком и с пыльцой в голове

Давайте объясним значение этих слов для лучшего понимания рассказа.

(бдительный – очень внимательный; радужный – разноцветный; поскакала дуром-очень быстро; большего сраму - стыд, позор; с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.)

6. Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.

Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки) .

Чтение 1 части (от начала и до слов (. Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)

Беседа по I части. Вопросы :

1. Кто является героем рассказа?

2. Какой породы она была?

3. Найдите и прочитайте, как выглядела собака?

4. Из каких слов текста можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

Методический приём «Дерево предсказаний» - Слайд 12.

Парная работа. (На столах карточки с заданием) .

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

Чем закончится текст?

Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос) .

У кого другой вариант?

Чтение 2 части (от пред-х слов до …только бы одно мгновеньишко)

Беседа по II части. Вопросы :

1. Мы прочитали II часть. Что же случилось?

2. Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость? (Прочитайте)

3. Да, сорок было семь. Но вот одна сорока отличалась от других. Чем же она отличалась? (Прочитайте)

4. А как про таких говорят? (прочитайте)

5. Да, сорока была глупенькая, бестолковая, не такая, как все. Она делает все так, как ей хочется самой. Но ведь среди людей тоже встречаются такие сороки?

6. А к чему это может привести в жизни? Какие могут быть последствия?

7. Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события , на ваш взгляд? -(1,2 ученика отвечают) .

Жужжащее чтение текста до конца .

7. После чтения рассказа . Мозговой штурм.

Беседа по III части. Вопросы :

Совпали ли предположения?

А как вы думаете, кого называют «выскочкой» ? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).

Словарь :

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова читает ученик) . Слайд 14

8. Самостоятельная работа учащихся в парах.

А теперь я предлагаю вам поразмышлять о героях этого рассказа. Работать, ребята, вы будете парами. Перед вами схема составления синквейна и две темы «Вьюшка» и «Выскочка» (с составлением синквейна учащиеся уже знакомы) . Слайд 15.

9. Ответы учащихся.

Зачитывание наиболее удачных синквейнов учащихся. Слайд 16.

Сторожевая, умная.

Охраняла, охотилась, слушалась.

Собака обхитрила сороку.

Выскочка.

Глупая, хитрая.

Воровала, летала, не слушалась.

Птица по глупости потеряла хвост.

(Работа по развитию речи . Редактирование синквейнов, в которых были допущены речевые недочеты).

Сторожевая, хитрая.

Охотилась, охраняла, хитрила.

Вьюшка обхитрила сороку.

Собака. Выскочка.

Глупая, бесхвостая.

Летала, потеряла, воровала.

Выскочка осталась без хвоста.

А как вы думаете, зачем Пришвин познакомил нас с этим рассказом?

Что же мы с вами можем посоветовать сороке?

10. Работа с пословицами :

На парте перед вами пословицы. Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая на ваш взгляд больше подойдет к нашему произведению.

Семь раз отмерь - один отрежь.

Всякий совет к разуму хорош.

Хитрость и смекалка – родные сестры

Один якал, якал, да и заплакал. Слайд 17.

11. Итог урока . Рефлексия.

Чему же нас научил рассказ М. Пришвина? Какой урок вы извлечете для себя?

Все задачи выполнили на уроке ?

Какое впечатление у вас осталось от урока ?

У вас на партах есть карточки с солнышком и тучкой.

Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите , пожалуйста, карточку с изображением тучки.

Кто чувствовал себя хорошо на уроке , поднимите, пожалуйста, карточку с

изображением солнышка.

Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

10. Домашнее задание.

Для слабых учащихся – подробный пересказ рассказа без изменения лица;

Для сильных учащихся – пересказ от лица литературного героя (Вьюшки или подруг Выскочки) . Слайд 19.

СПАСИБО ЗА УРОК ! Слайд 20.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Елизаветино

Разработка урока литературного слушания
в 1 классе

Тема:

Мир сказок

ШАРЛЬ ПЕРРО
« КРАСНАЯ ШАПОЧКА »

Подготовила: учитель начальных классов

Болтачева Татьяна Петровна

2015-2016 учебный год

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

Тема урока: слушание сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»

Дидактическая цель: введение младших школьников в мир литературы как искусства слова, обогащение их опыта, содействие становлению эстетического вкуса, формирование специальных читательских умений: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока: создать условия для восприятия произведения на слух и воспроизводить его фрагменты в собственной речи;

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач;

продолжить работу по развитию устной речи; обогащать словарный запас;

развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения; воспитывать нравственные качества;

Планируемые результаты:

  • Предметные: Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
  • Метапредметные: Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Учиться формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев.

Познавательные: применяют модели для получения информации,

Регулятивные: принимают позицию слушателя, оценивают уровень овладения учебным действием «Я знаю», «Я умею»

Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном, проявляют интерес в общении при работе в группе и паре.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, парный, фронтальный.

Средства обучения для учителя : мультимедийная установка, карточки, учебник.

Средства обучения для учащихся : тетрадь на печатной основе, разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки, обложка книжки - самоделки, маски волка и Красной Шапочки

План урока:

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И вас мы удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

Ничего ты не забудь:

Отправляемся мы в путь!

  1. Актуализация знаний. Фиксация затруднения в деятельности.

Я прочитаю вам отрывок из сказки. А вы узнаете, какая это сказка.

1. Как только Кот получил от хозяина сапоги, он ловко надел их. Потом положил в мешок капусты, закинул мешок на спину и пошел в лес, где водилось много кроликов.

2. И хотя этот мальчик действительно был ненамного больше пальца, умом он во сто раз превосходил какого-нибудь переростка. Братья и даже отец часто обращались к нему за советом.

3. Ж ил-был однажды человек, у которого водилось множество всякого добра, но, к несчастью, борода у этого человека была синяя, и эта борода придавала ему такой безобразный и грозный вид, что все девушки и женщины, бывало, как только завидят его, так давай бог поскорее ноги.

4. Бабушка Красной Шапочки жила на другой стороне леса, через который к ее домику вела длинная извилистая тропинка. Каждую неделю Красная Шапочка вместе с матерью навещали бабушку и приносили ей корзинку с гостинцами.

5. Опечаленный, стоял принц наверху лестницы и уже собрался уходить, как вдруг заметил что-то внизу. Это была туфелька, которую потеряла прекрасная незнакомка.

Ребята, как вы думаете, какова будет тема урока? (Сказки)

А какую цель мы должны поставить п еред собой? –Внимательно слушать сказки.

Как вы думаете, что общего у этих сказок? (автор)

Рассказ учителя: Шарль Перро - французский сказочник.
Впервые выпустил свои сказки в 1697 году.
В это время Ш.Перро было 68 лет. Он решил подписать сборник «Сказки матушки Гусыни» именем своего одиннадцатилетнего сына. Сказки Шарля Перро стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времён, памятником национальной культуры.

А вот узнать, с какой сказкой мы познакомимся сегодня, вы сможете, выполнив задания в парах . (собирание паззла) – «Красная шапочка»

III. Постановка учебной задачи.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;

IV. «Открытие нового знания» (слушание художественного произведения)

V. Первичное закрепление.

1.Эмоционально - оценочная беседа.

Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?

Докажите, что прослушанное произведение сказка?

Почему сказка называется “Красная Шапочка?”

2. Изготовление модели обложки. (выбор из 3 предложенных)

Физкульт минутка

3.Словарная работа.

Вспомните и назовите слова, которые вам запомнились, непонятные для вас.

Выслушав вас, я поняла, какие слова у вас вызвали интерес.

На доске запись:

деревня

Дровосеки

Мельница

Башмачки

Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?

А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти …”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”

4. Характеристика поступков героев

В любой сказке есть сказочные герои, давай те их еще раз назовем.

Какие из них положительные, а кто отрицательные?

Давайте попробуем дать характеристику всем героям сказки.

Упражнения в чтении.

На доске:

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Театрализация.

Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?
- А ответы Волка?

Учащиеся инсценируют диалог волка и Красной Шапочки.

Раскрашивание картинки в тетради (стр. 22)

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). – продолжи предложение

Мы сегодня слушали…

Мне было интересно….

Сказка «Красная Шапочка» учит нас….

Я бы посоветовал Красной Шапочке….

За работу на уроке я бы похвалил….

Я бы посоветовал быть более активным…

Самооценка по слайду.

Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа с. Елизаветино

Аткарского района Саратовской области

Сценарий урока

литературного чтения в 4 классе

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад»

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Выполнила: учитель начальных классов

Болтачева Татьяна Петровна

2014-2015 учебный год

Цель: создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».
  2. Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.
  3. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
  4. Развивать образное мышление, речь, воображение.
  5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
  6. Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.
  7. Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование

Основной приём: беседа

Формы работы. Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная

Место урока в учебном плане. Второй урок в разделе «Произведения И.А.Бунина. Листопад».

Оборудование.

Для учителя:

  1. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
  2. Пьеса П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь». Видео.
  3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации и видеоклипа. Слайдовая презентация по теме «И. А. Бунин. Листопад»

Для обучающихся:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (авт. Л.А. Ефросинина).
  2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс. №2» (авт. Л.А. Ефросинина)
  3. Альбомные листы для создания книжки-малышки.

I. Организационный момент. (слайд 2)

Задача: настроить уч-ся на рабочий лад, организовать их активную деятельность.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.


- Мы начинаем урок литературного чтения.

Как вы думаете, ребята, глядя на заставку презентации, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ответы детей: читать, рассуждать, анализировать стихи, находить рифмы, строфы и. т.д.)

II. Сообщение целей урока (слайд 3)

Задача: определить содержание урока, объект деятельности.

Ребята, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

А также ответим на главный вопрос – для чего И.Бунин написал это стихотворение?

1. Выступление заранее подготовленных детей.

1-й ученик: Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

2-й ученик: В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернулся домой, потому что за обучение платить было нечем.
Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

2. Слово учителя об И.А.Бунине.
Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.
В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина. (слайды 4-8)

III. Подготовка к первичному восприятию.

Задача: подготовить к эмоциональному восприятию стихотворения.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.Бунина. Начать знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Что вы услышали в музыке?

Что почувствовали?

Что представили себе, пока слушали музыку?

Эта пьеса называется «Октябрь».

Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.

IV . Работа над первичным восприятием стихотворения «Листопад».

Задача: создать условия для полноценного (эмоционального) восприятия текста.

На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем.

Какие чувства вы испытали? Какое настроение стало у вас?

Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

V . Проверка первичного восприятия стихотворения.

Задача: выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания.

1. Беседа по выявлению первичного восприятия стихотворения. Исследовательская деятельность.

Понравилось ли вам это стихотворение?

Какое время года описывает поэт? Докажите.
- О каком явлении природы идет речь?

Кто главный герой этого стихотворения?

Что это за слово – листопад? Докажите.

Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова.

С каким чувством поэт описывает лес?

2. Составление модели обложки (творческая работа) – слайд 10

Ребята, о чем рассказывает нам модель обложки?

Назовите жанр, тему этого произведения.

Почему выбрали именно этот цвет? (зеленый)

VI. Постановка учебно-практической задачи.

Задача: сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и ее направление.

Задача: проанализировать текст стихотворения, научиться читать выразительно.

Вы прослушали стихотворение «Листопад», и как вы думаете, какую работу можно провести по его содержанию?(найти средства художественной выразительности, объяснить незнакомые слова, рифмы и т.д.)

VII. Вторичное чтение.

Задача: отобрать необходимый материал для работы, найти новые непонятные слова.

Задача: определить правильность и понимания произведения и поставленной задачи.

1. Чтение учащихся стихотворения про себя.

2. Словарно-лексическая работа (слайд 11)

Объясните значение слова завороженный.

Подберите синонимы к словам:
Лиловый -

Золотой –

Багряный -
Лазурь –

VIII. Чтение стихотворения с анализом.

Давайте вспомним, какие художественные средства используют поэты в своих стихотворениях.(читает ученик) - слайд 12

1. Чтение по частям. Анализ каждой части. Работа над анализом средств художественной выразительности.

Первое художественное средство - сравнение (чтение по четверостишию, анализ)

С чем сравнивает поэт лес?
Найдите и зачитайте этот отрывок. - Что такое терем? (ищем в толковом словаре)

С чем ещё сравнивается лес? (со стеной) Сравнения, употреблённые в этом отрывке -

Ёлочки , как вышки ; просветы в небо – оконца ; паутина – как сеть из серебра ; мотылёк – точно белый лепесток ;

Работа в тетради (стр. упр.1) – найти и подчеркнуть сравнения

Эпитеты - слайд 15

2 часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой» (10 строк)

Что говорит о елочках?

Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы?

Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?

Кто хозяйка терема?

Докажите словами текста.

Какая Осень, веселая или грустная? Почему?

Кто такая вдова?


Почему говорится «тихой вдовой»?

Докажите, что использован прием олицетворения.

3 часть до слов «Стоит над солнечной поляной, завороженный тишиной».

Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Докажите.

А когда бывает много паутины?

А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

День солнечный, яркий:

"Сегодня так тепло кругом"…

- А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

Он услышал "мертвую" тишину: "…такое мертвое молчанье"…

Давайте и мы послушаем листиков шуршанье.

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

Прочитайте последние строчки.

Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение?

Вывод: Бунин заканчивал свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

IX. Физкультминутка.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Ветер тихо клён качает

И листочки обрывает.

Листья жёлтые летят, в нашем классе листопад.

X. Подготовка к выразительному чтению.

На что надо обращать внимание при подготовке выразительного чтения?

Логические ударения поставьте самостоятельно.

XI. Выразительное чтение стихотворения.

Прочитайте выразительно стихотворение вслух.

XII. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

Задача: определение главной мысли стихотворения, организовать деятельность по анализу выполненной на уроке работы.

А теперь скажите, о чем это стихотворение?

Кто написал это стихотворение?

Что вдохновило Бунина написать это стихотворение?

А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Что можете сказать о поэте, как о человеке?

Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?

Вывод: Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней).

XIII. Домашнее задание.

1. Выучить понравившийся отрывок наизусть.

2. Творческая работа «Проба пера» р.т. стр.38 задание 5

XIV. Рефлексия.

У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый.

Поднимите красный листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.

Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!


Цели: познакомить обучающихся с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов милосердие, доброта, бескорыстие; способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ текстов из Библии, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятия притча, пословиц о дружбе, трудолюбии, добре.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, видеозапись фрагмента мультипликационного фильма об Иисусе.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Слово, не умирая,

В мир приходит снова,

Пропитывая время

Откровением,

Дарующим надежду

На спасение,

Пронизывая верой

И любовью

Греховный мир,

Раз искупленный

Т. Гаак

— Как вы понимаете эти строчки?

III. Работа по теме урока

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

— Прочитайте название текста, который будем изучать. («Святой источник».)

— Как вы поняли название?

— Прочитаем текст и узнаем, правы ли вы были. (Чтение текста учителем.)

— Как вы поняли, почему Библия является одной из очень древних и почитаемых книг?

— Что вы узнали о Библии?

Библией называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых апостолами и пророками.

Библия разделяется на две части — Ветхий Завет и Новый Завет. К первой принадлежат книги, написанные на древнееврейском языке до рождения Христа, ко второй — книги, написанные на древнегреческом языке после его рождения.

Под влиянием этой книги создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки. Она заметно повлияла на правоведение. Библию превозносили за литературный стиль, и многие люди науки и искусства высоко ценили ее.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным чувством любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!..

Здесь все в чудно сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им.

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

И. Никитин

IV. Физкультминутка

Работа над текстом «Из книги притчей Соломоновых»

(Чтение учителем и учащимися.)

— Перечитайте высказывания еще раз и объясните их смысл. (Просмотр отрывка из мультипликационного фильма (по возможности) об Иисусе.)

VI. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— О чем высказывания, которые мы только что читали?

— Что вам больше всего запомнилось?

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно стихотворение.

Так, чудо некогда свершилось

В старинном граде Вифлееме —

Родился мальчик Иисус,

Сын Бога и Марии девы.

Его Спасителем назвали,

И был он им на самом деле.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте шепотом (еще: с интонацией удивления, восхищения).

— Как вы поняли смысл стихотворения?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Притча о сеятеле».)

— Как вы поняли его название?

— Можете ли вы предположить, о чем этот текст? (Предположения детей.)

— Вспомните, что такое притча. (Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.)

— Как понимаете слово сеятель? (Человек, который сеет семена, а также (перен.) человек, который распространяет какие-нибудь идеи, знания.)

(Чтение притчи учителем.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над содержанием притчи

— Перечитайте притчу еще раз, самостоятельно.

— Куда попали зерна, которые разбросал сеятель? Найдите ответ на вопрос в тексте.

(Дети зачитывают первую часть притчи.)

— Как Иисус Христос объяснил попадание семян в разные места?

(Зачитывают вторую часть притчи с объяснением прочитанного.)

2. Проверка домашнего задания

— Какой дополнительный материал к уроку вы нашли? Расскажите.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Какое впечатление произвела на вас притча?

— О каких людях поведала она нам?

Домашнее задание

Найти и подготовить выразительное чтение других притч.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая!

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя?

В. Жуковский

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

(Вступительная беседа.)

— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?

— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. («Милосердный самарянин».)

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Как вы понимаете слово милосердный! (Ответы детей.) (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить

кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.

— Какие дела свершает милосердный человек?

— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)

2. Решение учебной задачи

(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем. Словарная работа.)

Притча - нравоучительный рассказ. Самарянин — житель самарянской земли.

— Ваши впечатления от прочитанного?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)

— Какой вопрос был задан Христу?

— Как ответил Христос?

— Кто шел по той же дороге?

— Что сделал каждый из них?

— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?

— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?

— Что означает выражение помощь ближнему?

Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.

— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?

Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто его главные герои?

Надеюсь, что наш урок не прошел для вас даром и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его

смысл. А каждый из вас попытался взглянуть на себя со стороны, определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.

Завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Домашнее задание

Цели: познакомить обучающихся с новым учебником литературного чтения, с его системой условных обозначений, содержанием, словарем, с обращением авторов учебника; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.

Планируемые результаты: предметные: умения называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли,

— ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг, любимых детьми данного класса, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из нее составлены название учебника, фамилии писателей).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Вариативное чтение

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю —

Книжки я больше игрушек люблю!

Сотни сюжетов красивых и разных

Сказок и басен, стихов и рассказов!..

И не устану всегда повторять я:

Чтение — лучшее в мире занятие.

С. Лопатина

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело.)

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении этого стихотворения?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

— Какие книги вы прочитали за время каникул? (Ответы детей.)

2. Выразительное чтение

— Прочитаем выразительно стихотворение Всеволода Рождественского.

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш — краток или долог —

Всегда бывает нужен мне и вам...

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

В. Рождественский

Вы не только знаете все буквы, но и научились хорошо читать. Как много книг успели прочитать за летние каникулы! Вы молодцы!

— Но, как думаете, чему же тогда мы будем учиться на уроках литературного чтения? (Ответы детей.)

В книгах хранятся знания, опыт, идеи человечества. Читая книги, человек постепенно формирует свои убеждения, мировоззрение, он углубляет понимание жизни и расширяет взгляд на нее. Тот, кто постоянно читает, развивает логическое мышление, воображение, умение рассуждать о разных жизненных проблемах, ситуациях. Чтение помогает найти ответы на вопросы, которые волнуют каждого человека, решение любой проблемы. Книги вдохновляют и мотивируют уже не одно поколение людей на достижение все больших результатов, на улучшение себя. Откройте для себя новые возможности, о которых раньше вы могли не знать!

В наше время люди настолько поглощены бесполезным времяпровождением, тягой к развлечениям, что даже не задумываются о том, что самое простое, что можно сделать, чтобы изменить к лучшему хоть что-нибудь в своей жизни, — это начать читать. Тысячи книжек уже ждут вас, чтобы их использовали именно вы!

— Определите тему и цели нашего первого урока.

III. Работа по теме урока

Знакомство с новым учебником

— А теперь мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, собрав рассыпавшиеся буквы.

И Л Т Е А Т У Р И Я Р

— Что у вас получилось? (Литературия.)

Да, страна Литературия приглашает нас в путешествие по страницам своих удивительных книг.

— Обратимся к учебнику. Как он называется? («Литературное чтение».)

— Нравится ли он вам? Чем? {Да, учебник новый, очень красивши и, скорее всего, интересный.)

— Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)

— Полистайте учебник. Обратите внимание на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Художники, работавшие над книгой, стремились показать красоту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. Понравились изображения героев литературных произведений. И т. д.)

— Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей. Мы будем изучать их последовательно. Это удобно — портфель станет легче.)

— Что нарисовано на обложке первой части учебника и почему? (Новый учебник поведет ребят по стране Литературии от самых первых русских книг, появившихся более тысячи лет тому назад, до произведений современных и любимых писателей, как российских, так и зарубежных.)

— Какие элементы книги вы знаете? Назовите их. (Обложка, или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая полоса.)

— Определите назначение каждого элемента. (Ответы детей.)

— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

— А какие разделы указаны в содержании? {«Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Жить по совести, любя друг друга», «Литературная сказка», «Великие русские писатели», «Литература как искусство слова».)

— Какие произведения прозаиков и поэтов, указанных в данном учебнике, мы читали в прошлые годы учебы? (Ответы детей.)

— Проанализируйте условные обозначения, данные на обороте титульного листа. Нет ли среди них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, читаем (работаем) вместе со взрослым, работаем самостоятельно, работаем в творческой тетради, ищем информацию, работаем со словарем в конце учебника.)

— В каких случаях необходимо пользоваться словарем в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарь расположен на с. 155—156, во второй — на с. 157.)

— Откройте первую часть учебника на с. 3 и прочитайте обращение авторов к вам.

— Задайте по этому тексту вопросы одноклассникам.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина

— Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)

СЕИНЕН ВЮЧТЕТ УПКИНШ ШПИРНИВ

— Угадайте верное название произведения, зная его автора.

Ш. Перро «Синяя бейсболка». («Красная Шапочка».)

Русская народная сказка «Квадратик». («Колобок».)

Г.-Х. Андерсен «Ручные утята». («Дикие лебеди».)

К. Чуковский «Подаренная луна». («Краденое солнце».)

— Отгадайте загадки-шутки.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену. (Ветер.)

Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Как называется наш учебник?

— Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

Домашнее задание

Принести книгу, наиболее понравившуюся из прочитанных летом.

Поделиться