Доскажи словечко сказочные герои. Игра «доскажи словечко» - для дошкольников с нарушением произношения - добавь свой материал - каталог файлов - логопедия. Отгадай, кто позвал

Игра «Доскажи словечко»

Лексическая тема

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Моя семья
Если я надену шляпу,
Буду я похож на (папу)
* * *
Поцелует мама в щёчку
На ночь маленькую (дочку)
Заявляем твёрдо, прямо
Лучше всех на свете (мама)
* * *
Папа, мама, брат и я,
Вместе нас зовут (семья)
___

Игрушки
От него стекло всё прячь –
Разбивать всё любит (мяч)
* * *
Ждём в игре мы лишь удач
От тебя, футбольный (мяч)
* * *
Из шампуня, посмотри,
Мы пускаем (пузыри)
В праздник весёлый у всей детворы
Рвутся на ниточках в небо (шары)
* * *
Любят яркие одёжки
Деревянные (матрёшки)
* * *
То не гром, не ураган,
Брат колотит в (барабан)

Огород. Овощи
Ох, в земле засела крепко
Наша сказочная (репка)
Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул - и вот (морковка)
* * *
Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит (лук)
Прекращайте все споры – раздоры,
Сок томатный дают (помидоры)
* * *
Весь в пупырышках малец -
Изумрудный(огурец)

Сад. Фрукты
Висит на яблоне высоко,
И называется (яблоко)
* * *
Детвора и обезьяна
Любят сладкие (бананы)
Дарят вкусные плоды
Наши фруктовые (сады)
* * *
С яблони что – то упало на нас.
Это, скорее всего (на ананас, а яблоко)
Грозди ягод спелых ряд –
Вкусный крымский (виноград)
* * *
Гость тропический у нас
Пышнохвостый (ананас)

Грибы
___
В этой липовой мы бочке
Солим на зиму (грибочки)
Хоть и радует он взор,
Есть опасно (мухомор)

Лесные ягоды
Прибегу я по тропинке
К сладкой ягодке (малинке)
Чёрный рот у Вероники,
Ведь в лесу полно (черники)
Краснощека, невеличка,
Манит в лес нас (земляничка)

Осень в гости к нам пришла
Редко видим в небе просинь,
Тучи, дождь, ведь это - (осень)
Листьев летящих прощальный парад
Словом осенним зовём (листопад)
* * *
Сосны, деревья стеною вокруг,
Это дремучий, таинственный (не луг, а лес)
Зелены лишь иглы сосен,
Красить их боится (осень)
* * *
Роща в золото одета,
Так бывает только (не летом, а осенью)

Вот какой я человечек

Про войну читают книжки
Только храбрые (мальчишки)
* * *
Шьют для кукол распашонки
Рукодельницы (девчонки)
Чтобы знать про дважды два,
Нам нужна всем (голова)
* * *
Головой верти сильнее –
Будь без дела скучно (шее)
* * *
Оля летом загорела
Шоколадным стало (тело)

Мои помощники

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши (руки)
* * *
Вы, ребята, на пороге.
Вытирайте чаще (ноги)
* * *
Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий (глаз)
* * *
Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы (рот)

Предметы гигиены
Искупали малыша,
Вымыли всё тельце.
Вытирали малыша
Мягким (полотенцем)
Полотенце?

Одежда. Головные уборы
Загораем на лужайке
Без рубашек и без (майки)
Полосатая рубашка
Называется (тельняшка)
* * *
Врач шагает по палате,
В белом, чистом он (халате)
В дом войдя, наденьте тапки,
А с голов снимите (шапки)
* * *
Мы воспитаны - и руки
Никогда не прячем в (брюки)

Обувь
Чтоб «дышали» летом ножки,
Надевайте (босоножки)
Истоптал я все тропинки,
Продырявил все (ботинки)
Когда поплаваешь в бассейне
Обязательно ты не забудь
Шлёпанцы на ноги
Поскорее ты (обуть)

Здравствуй, зимушка – зима
У зимы отличный мех:
Это мягкий, белый (снег)
* * *
Сколько же дела зимой для лопат!
Им отдыхать не даёт (снегопад)
Летает, кружится в небе пушинка,
В ладони растает, ведь это (снежинка)
* * *
Блестящий, светло – синий
Украсил ветки (иней)
Знаю точно я сама:
После осени - (зима)
* * *
В белые шапки одела дома
Двор запушила нам снегом (зима)

Новый год. Зимние забавы
Дед Мороз подарки шлёт:
Мягкий снег и крепкий (лёд)
Нарядились мы в костюмы
Мышек, бабочек, стрекоз.
Зажигай, скорее ёлку,
Добрый Дедушка (Мороз)
Платье не шьют нам все эти иголки.
Эти иголки – на ветках у (ёлки)
* * *
Хороводы зазвенели
В Новый год у каждой (ели)

Перелетные птицы

Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят (журавли)

Дикие птицы

Ох, и черен, черен, черен,
От хвоста до клюва (ворон)
* * *
Почернели без листвы
Всех деревьев кроны.
Украшают их теперь
Только лишь (вороны)
Зимою зерна для него не жалей
Прискачет к нам в гости малыш (воробей)

Домашние птицы

Волн высоких не боюсь,
Я ведь плаваю, как (гусь)
Это правда, а не враки:
Мягкий пух дают нам (не раки, а гуси)

Домашние животные

Помурлыкала немножко
И в клубок свернулась (кошка)
* * *
Распустив свои хвосты,
Размяукались (коты)
* * *
Ребятишки все хотят
Завести себе (котят)
В этой кофте я, как в печке,
Шерсть мы брали у (овечки)
* * *
Кудри – колечки
Всегда у (овечки)
* * *
Упрямо рогами идёт на таран –
Друзьям не уступит дорогу (баран)

Дикие животные

Берегись, когда берёшь
Весь в иголках острых (ёж)
* * *
На щётку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький (ёж)
Мне от зависти не спится,
Шубу мне б, как у (лисицы)

Весна в окно стучится
Всё очнулось ото сна,
Всё цветёт – пришла (весна)
В мамин праздник, без мороза,
Расцвела краса (мимоза)
Вот цветы лежат на парте –
Дарим им девчонкам в (марте)
* * *
Под ногой в лесу трещит
И хрустит валежник,
Ищем мы цветок весны,
Что зовут (подснежник)

Праздник наших мам
Открытка?
___
__

Город. Улица
Нравится летом всей детворе
Вместе играть допоздна во (дворе)
На дорогах с давних пор
Есть помощник (светофор)
Глазами с тобою ведёт разговор,
Всегда у дороги стоит (светофор)
* * *
Машины мчат во весь опор
Горит зелёный (светофор)

Транспорт
В гости к бабушке привёз
Нас по рельсам (паровоз)
Грызла белочка орешки
И сидела на (тележке)
* * *
Однорукий великан,
Строит дом подъёмный (кран)
* * *
От страны своей вдали
Ходят в море (корабли)
Со стройки на стройку день целый сновал,
Нагруженный щебнем, песком (самосвал)
* * *
Для перевозки грузов
Машине нужен (кузов)
* * *
День прошёл, и спит уже
Грузовик наш в (гараже)

Профессии
Мне мигает светофор,
Знает он, что я (шофёр)
* * *
Знает точно детвора:
Вкусно кормят (повара)
Лихачу прикажет «Стой!»
На дороге (постовой)
* * *
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам (продавцы)
* * *
Сапогам хромым помощник,
Каблуки прибьет (сапожник)
В небе синий самолёт,
Управляет им (пилот)
* * *
Письма в дом приносит он,
Долгожданный (почтальон)
* * *
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут (пожарный)

Дом. Квартира

___
Бородатый, старый гном
Выстроил огромный (дом)
* * *
Маленький весёлый гномик,
Выстроил красивый (домик)
Место, там, где мы живём,
Называется наш (дом)
* * *
Зимой заклеено оно,
В узорах белых всё (окно)
* * *
Уходя, дружок, проверь,
Заперта ли крепко (дверь)

Комнатные растения

___
Я с цветочков пыль сдувал,
Мокрой тряпкой вытирал.
И вдруг вышел такой «ляпсус»
Укололся я об (кактус)
В нашем доме зеленеет
Шёлковая травка.
Рядом с пышною геранью
Расцвела (фиалка)

Мебель
Чтобы ночью сладко спать,
В спальне есть всегда (кровать)
Дядя Ваня на работе
Устал очень – очень.
Захотелось дяде Ване
Поваляться на (диване)
* * *
Ох, высок, ну как жираф,
Толст, как слон, наш новый (шкаф)
Папе, Барсику и Ване
Сладко спится на (диване)
* * *
Всюду: в городе, в селе
Отдыхают на (диване, а не столе)

Бытовая техника
___
Греет воду кипятильник,
Охлаждает (холодильник)
Позабыты лыжи, велик,
Днём и ночью смотрим (телек)
* * *
Вышла на пенсию наша духовка,
Сменит старушку (микроволновка)

Посуда
Однорукие милашки
В ярких платьях – это (чашки)
* * *
Супа, каши вам немножко
Прямо в рот доставит (ложка)
Утром в лес пошла
Маленькая Зиночка.
И грибов набрала
Полную (корзиночку)
* * *
Помогать всегда я буду,
Нашей маме мыть (посуду)
Ждут стакан и подстаканник,
Закипит когда друг (чайник)
* * *
Дом, живёт в котором джинн,
Называется (кувшин)

Продукты питания
Знай, корове нелегко
Делать детям (молоко)
* * *
Ждём обеденного часа –
Будет жареное (мясо)
Только стали на порог,
Запах мамочкин (пирог)
* * *
Разве можно было киске
Доверять стеречь (сосиски)
* * *
Я расти быстрее стану,
Если буду есть (сметану)
Страшный враг любой диеты –
Это сладкие (конфеты)
* * *
Будет строен и высок
Тот, кто пьёт фруктовый (сок)
* * *
Творог, сахар, яйца, манка –
Будет скоро (запеканка)
* * *
Мясо, рыба, крупы, фрукты –
Вместе все они - (продукты)

Лес. Деревья весной
У сосны и ёлки
Не листочки, а (иголки)
Лето, осень иль весна,
Зелена всегда (сосна)
Расцвела в саду у меня
Молодая (яблоня)

Птицы прилетели
___
Песен звонких не жалей
Нам весною (соловей)
С буквы «А» начинается
Имя птицы (аиста)

Насекомые
Слышим мы гудящий звук,
То летит к нам майский (жук)
* * *
Кто жужжит тут возле уха?
Надоедливая (муха)
«Больше всех мои глаза!» -
Любит хвастать (стрекоза)
* * *
Мёд душистый принесла
С луга вешнего (пчела)
* * *
Вяжет сети он без рук,
Мошек в гости ждёт (паук)
С цветка на цветок
Жизнь очень легка,
Но короток век, увы, (мотылька)
* * *
Легко собирает пыльцу с цветка
Порхает красавица - (бабочка)

Водный мир
Мы купаемся в реке,
Загораем на (песке)
* * *
Непоседы, поскакушки,
У воды живут (лягушки)
За корягой, где камыш,
Там клюёт отлично (не мышь, а рыба)
* * *
К нам течёт издалека
Лентой синею (река)
* * *
Никогда не мойте руки,
В речке, там, где плещут (щуки)
В аквариум чистой водицы нальёшь –
И плавать, плескаться будет в нем (ёрш)
* * *
В сто морей тот великан,
Он зовётся (океан)
* * *
Море дарит нам игрушки,
Под названием (ракушки)

Цветы
Чтоб добыть себе медок,
Села пчёлка на (цветок)
Мы гадали Машке
В поле на (ромашке)
Днём дождливым вместо солнышка
Светит шапочка (подсолнуха)
* * *
В пышный белый сарафанчик
Нарядился (одуванчик)

Наталья Владимировна
Игры-загадки «Подскажи словечко»

Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики. Загадка - наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.

Загадка помогает детям осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы , устойчивые

обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит - интересным

В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки :

Куда бежит - сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога)

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с

помощью актуализации слова-рифмы :

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит. (крокодил) .

Е. Серова

Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко » . Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко » подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи словечко » нами используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой структуры слов , развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.

Расскажем об отдельных видах работы.

При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая» . Знакомим детей с лексическим значением слова агроном (специалистом по сельскому хозяйству, который выращивает урожай, с особенностями его профессиональной деятельности. В ходе занятия детям предлагается дополнить четверостишие недостающим словом :

Детский сад одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам ходит важно,

Словно сельский . (агроном) .

После ответа каждый ребенок закрепляет в произношении слово агроном . Логопед спрашивает, почему птицу сравнивают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.

Загадки «Подскажи словечко » можно использовать не только для обогащения речи детей новыми словами , но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребенка находить оттенки лексического значения слов :

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне, на елке,

А называются. (иголки) .

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы приделе.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно. (шишек) .

Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах ,

давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.

Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В словаре дошкольника с ОНР часто смешиваются слова , обозначающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка) . Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциативные связи. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и отдельные грамматические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по-могающих систематизировать словарный материал . Например :

У бабушки на грядке выросли загадки.

Здесь весною было пусто.

Летом выросла. (капуста) .

Собираем мы в лукошко

Очень крупную. (картошку) .

От дождя земля намокла –

Вылезай, толстушка. (свекла) .

Из земли - за чуб плутовку!

Тянем сочную. (морковку) .

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить. (редиску) .

Помогает деду внук –

Собирает с грядок. (лук) .

Просит дедушка Федюшку : -

Собери еще. (петрушку) .

Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий. (кабачок)

И красавец-великан

Темно-синий. (баклажан) .

Вот и все! Хоть и устали,

Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки : отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а потом - перелетных, например :

Ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое.» );

Скворец («На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.» );

Дрозд («Он один из певчих звезд, а короче - певчий.» );

Синица («Я маленькая птичка, зовут меня.» );

Сорока («Верещунья, белобока, а зовут ее.» ).

Упражнение «Кто лишний и почему?»

Дети отгадывают, например, две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном :

Овца («Шубу теплую в колечках носит тихая.» );

Корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает.»);

Кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, - страшный зверь, домашний.»);

Заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал.» ).

Задается вопросы : «Вспомните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?» Дети отвечают : «Заяц, потому что овца, корова и кот - домашние животные, а заяц - дикое животное».

Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (например, о петухе) .

1. Он свой род обороняет

И цыпляток охраняет.

Курам муж он и пастух,

А зовут его. (петух) .

2. Догадались, кто у Жоры?

Пестрый хвост! Сверкают

Ярко-красный гребешок!

Ну, конечно,. (петушок) .

3. Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?. (Петушок) .

4. Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спит на жердочке. (петух) .

Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же домашней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (значит, как о папе цыплят, как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.

Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встречает рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй - о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.

Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.

Например, предлагаем детям загадку о ели :

За рекой росли,

Их на праздник принесли,

На веточках иголки.

Что же это?. (Елки)

Спрашиваем, какие еще хвойные деревья они знают. Загадываем следующую загадку :

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица -. (сосна)

Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.

Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.) .

Особую роль играют загадки «Подскажи словечко » в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний . Так, отгадав загадку о пиле и о лопате, дети отвечают на вопросы : Что делают пилой? - Пилят, Что делают лопатой? - Убирают снег, копают.

Доски сосновые пахнут смолой.

Весело, жарко работать … (пилой) .

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна. (лопата) .

Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имен существительных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают) .

Загадки о животных используются для составления словосочетаний : «Кто как голос подает?» .

Собака (У меня ученый пес - Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав, Громко лает он :. («Гав-гав!» ).

Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву :. («Му-му!» ).

Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает :. («Мур-мур!» ).

Пчела (Только вишня расцвела - Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,

Ищет мед она :. («Жу-жу!» ).

Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает, корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит) .

Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей » (антонимов) :

Эта избушка - маленькая,

Эта изба. (большая) .

Эта кадушка полная,

Эта кадушка. (пустая) .

Эта ограда низкая,

Эта ограда. (высокая) .

Эта рощица близкая,

Эта роща. (далекая) .

Эта тропинка узкая,

Эта тропа. (широкая) .

Эта речушка мелкая,

Эта река. (глубокая) .

Эта гора крутая,

Эта гора. (пологая) .

Эта вот ветка длинная,

Эта ветка. (короткая) .

Эта дорога прямая,

Эта дорожка. (кривая) .

Эта ножовка острая,

Эта пила. (тупая) .

И. Лопухина

Уточняется лексическое значение новых словоформ , формируются навыки словообразования с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением : река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.

Усвоение предложно-падежных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов :

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем слово «кот» склонять.

У норы добыча ждет

Притаившись, серый.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от.,

А теперь и за версту

Не приблизится к.

Крыса старая, и та,

Видя грозного.,

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о.

А. Грачев

Эта загадка используется при изучении лексической темы «Домашние животные» , а также при составлении и анализе предложно-падежных конструкций.

В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами , на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов .

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег) .

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые. (снежинки) .

Кружатся над головою

Каруселью. (снеговою) .

На проселки, на лужок

Всё снижается. (снежок) .

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью. .(снежной) .

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее. (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки) .

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили. (снежком,

Словно в белый пуховик

Мы одели. (снеговик) .

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка. (снегурка) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой. .(снегири) ..

Словно в сказке , как во сне,

Землю всю украсил. (снег) .

И. Лопухина

После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки , слова-действия . Например : Какой снег? - Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? - Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными сред-ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова , точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине .

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко » используются следующим образом. Детям дается задание : «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках» . Карточки

выглядят так : на листе двойного картона наклеена картинка, под ней - прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например, читается загадка :

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш) .

Предварительно ритмический рисунок слова -отгадки воспроизводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему : _ _ _.

Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов , рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук - красным, твердый согласный - синим, мягкий согласный - зеленым).

Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов . Задания разнообразны :

Различение слов , близких по звуковому составу :

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах. (лапа, шея, нос) ;

Подбор в рифму слов с определенным звуком :

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки) . (Предлагаются слова : ушки - лягушки - катушки - хрюшки - хлопушки - кукушки.)

Поиск слов , отличающихся одним звуком :

Сладко спит в берлоге.

На столе с салатом.

Самостоятельное придумывание рифмы :

В этой молодице прячутся девицы :

Каждая сестрица для меньшей - темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые. (матрешки) . (Предлагаются слова : матрешки - кошки - ложки - мошки -ладошки - картошка - поварешка.)

Анализ рифмованных слов : какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка.

Парит над океаном.

Анализ слов , начинающихся с разных звуков :

Лиза пробовала. СУП,

Заболел у Лизы. ЗУБ;

Синтез звука и слова (упражнение «Превращалки» ):

Если слово к букве «У» присоединяется,

Слово новое , другое сразу получается.

Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.

А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У» . УДАЧУ,

И теперь посёлок ДАЧНЫЙ

Называется. УДАЧНЫЙ.

И. Лопухина

Анализ слов , содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки» ):

Увидал я в клетке рысь,

Ей, как кошке, крикнул : «БрОсь!»

На столе - большая пышка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

Такие игры -загадки сосредотачивают внимание детей на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память , активизируют весь спектр познавательных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов В. и др. Загадки с рифмами. М.: Карапуз, 2001.

2. Гугляр Н. М., Полыгалова Н. В. Стихи-загадки для детей. М.: Патриот, 1992.

3. Гудимов В. П. Подскажи словечко . М.: Сфера, 2002.

4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1987.

5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова . СПб : Дельта, 1998.

6. Русские народные загадки, пословицы , поговорки. М.: Просвещение, 1990.

7. Серова Е. Подскажи словечко . Л.: Художник, 1981.

8. Степанов В. Учебник для малышей. М.: Фламинго, 2002.

9. Шибаев А. Стихи играют в прятки. Л.: Детская литература, 1975.

Дети становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Он говорит: «Сейчас будем называть зверей» - и бросает мяч одному из ребят. Поймавший мяч должен назвать кого-нибудь из животного мира (кошка, мышь, заяц, белка, волк, овца) и бросить мяч обратно ведущему. Игра продолжается дальше. После 8-10 бросков ведущий может менять тему: «Сейчас будем называть птиц» - и бросает мяч. Поймавший называет какую-нибудь птицу.


Такую игру можно проводить с самыми различными темами: рыбы, цветы, вещи, пища, грибы, фрукты и т. д.

Угадай, кто пришел

Ведущий уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, знакомых детям (корове, собаке, козе, кошке и др.), а ребята угадывают, кто это.

Дети и волк

Дети гуляют по площадке. Появляется ведущий, изображая волка. Где тут маленькие детки?


Дети. Тут их нет.


В о л к. А кто тут есть?


Дети. Собачки.


В о л к. А почему они не лают?


Дети (подражают собачкам). Ав-ав!


Волк. Собак мне не надо. (Уходит.)


Дети прыгают и веселятся. Вновь появляется волк. Происходит выше описанный разговор. Теперь дети изображают кошек. При повторении игры малыши могут быть и лошадками, и свинками, и козочками, и коровками, и другими животными.

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - на поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.



Воробей.




Стрекоза.


Божья коровка.









Орел. И т. д.

Отгадай, кто позвал

Выбирается водящий, он становится спиной к детям на расстоянии 3-4 м и закрывает глаза. Ведущий подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается рукой. Тот громко называет имя водящего, зовет его, например: Саша-а-а!


Водящий разворачивается.


Кто тебя позвал, угадай! - спрашивает ведущий. Водящий называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Если весело живется

Дети свободно располагаются по площадке. Ведущий становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песню и показывает ребятам движения. Малыши должны повторять движения ведущего.


Если весело живется,


Делай так


(2 хлопка в ладоши перед грудью)


Если весело живется,


Делай так.


(2 хлопка в ладоши над головой)


Если весело живется,


Делай так.


(2 хлопка по коленям)


Если весело живется,


Делай так


(2 притопа ногами)


Если весело живется Делай все. (Повторяется подряд одно за другим все движения: 2 хлопка в ладоши перед грудью, 2 хлопка в ладоши над головой, 2 хлопка по коленям, 2 притопа ногами.)


По желанию детей можете повторить игру несколько раз, постепенно добавляя различные движения - прыжки вверх, поворот вокруг себя, кивок головой, поднятие одной из ног, щелчки пальцами, приседания и т. д.

Хрюша

Дети свободно располагаются по площадке. Ведущий запевает песню и показывает движения. Дети подхватывают песню и повторяют движения за ведущим. Можно поставить резиновую игрушку свинку (Хрюшу) так, чтобы ее хорошо видели


А у Хрюши, а у Хрюши Вот такие уши!


(Изображает руками возле головы огромные уши.) А у Хрюши нос курносый Вот такой, вот такой! (Показывает.)


А у Хрюши хвост вертлявый Вот такой, вот такой! (Показывает.) А у Хрюши ножки Вот такие, вот такие. (Показывает.) А у Хрюши ушки Вот такие, вот такие. (Показывает.) А у Хрюши живот Вот, вот, вот. (Показывает.) Ходит Хрюша наш бочком, Вот так, вот так. (Показывает.) Ходит Хрюша с пятачком Вот таким, вот таким. (Показывает.) А наш Хрюша говорит Вот так, вот так. (Хрю-Хрю Хрю-Хрю.) Хватит Хрюшу Нам дразнить, Лучше будем Дружно жить! (Подходит к игрушке и гладит ее.)


Что видели

Дети сидят или стоят в любом порядке. Ведущий говорит: «Сейчас я буду рассказывать вам, что видел, и


если это бывает, вы скажете: «Видели, видели, в зоопарке видели, если такого в жизни не бывает, вы молчите. Слушайте внимательно и думайте, где надо говорить, а где нет».


За решеткой у ворот Спит огромный бегемот.



А пятнистая гиена Точит когти о полено.


Дети. Видели, видели, в зоопарке видели.


До чего свиреп и лют Хищный зверь большой верблюд.


(Дети молчат.)


На хвостах висят мартышки -То-то рады ребятишки.



Пони, маленькие пони, До чего красивы кони.


Дети. Видели, видели в зоопарке видели.


За морями, за долами Ходит курица с рогами.


(Дети молчат.)


Выше ели и осины Полетели вдруг пингвины.


(Дети молчат.)


А вчера - вот это дело! -Свинья по небу летела.


(Дети молчат.)


По желанию детей можете повторить игру несколько раз.

Русские потешки

Эти игры проводятся с одним ребенком.


Взяв руки ребенка, хлопают ими в ладоши, а при последних словах ручки разводят и поднимают их на голову ребенка.


Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки.


Что ели? - Кашку.


Что пили? - Бражку. Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у - полетели,


На головушку сели, Ладушки запели.


Берут ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:


Сорока, сорока, Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали. Все своим деткам отдали.


Указывая на каждый палец руки начиная с большого, приговаривает:


Этому дала на блюдечке Этому - на тарелочке, Этому - на ложечке, Этому - поскребушки.


Останавливаясь на мизинце, добавляют:


А этому нет ничего, А ты, мал-маленек. За водицей не ходил. Дров не носил, Кашки не варил.


Можете использовать в игре более простой вариант текста:


Сорока-белобока Кашку варила, Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала: Ты дров не таскал, Воды не носил, Каши не варил.


Водите ручкой или пальчиком ребенка по его ладошке, касайтесь всех пальчиков на ручках, последние слова обращены к мизинцу.


Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять!


Этот пальчик гриб нашел (загибайте мизинец), Этот пальчик чистить стал (загибайте безымянный палец),


Этот резал (загибайте средний палец),


Этот ел (загибайте указательный палец).


Ну, а этот лишь глядел (загибайте большой палец)!


Посадите ребенка на ногу и легко подбрасывайте:


Ехал Тит на дрожках

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам -

Угадай, кто сказал

Каждый ребенок получает по несколько картинок с изображением разных зверей. Ведущий произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть у детей на картинках. Например:


Медведь. Ры-ры, где тут мед? Целый день хожу по лесу, ищу мед. Очень хочется есть



Белка. Прыг да скок, с ветки на ветку - и так


целый день. Главное - набрать шишек в корзинку, орешков, а еще мне надо насушить грибов на зиму.


Дети поднимают соответствующие картинки. Ведущий объявляет тех, кто угадал, а кто нет.

Загадки-складки (Доскажи словечко)

Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово.


Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались. Это Гена, Это Гена... (Крокодил)


Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор... (Айболит)


У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный, На земле и под водой Искал ключик золотой. Его девочка Мальвина Называла... (Буратино)


Он и весел, и незлобен,


Этот милый чудачок.


С ним хозяин - мальчик Робин,


И приятель - Пятачок.


Для него прогулка - праздник, И на мед - особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух)


Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это... (Еж)


И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки)


Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)


Вместо носа - пятачок, Вместо хвостика - крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый... (Поросенок)


Птица черная кружится,


"Кар! Кар! Кар!» - кричит и злится


Всем известная персона.


А зовут ее... (Ворона)


Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной... (Медведь)


Апельсины и бананы Очень любят... (Обезьяны)


Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? ... (Зайка)


Эта рыжая плутовка И коварна и хитра: Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами поживиться Любит шустрая... (Лисица)


Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок -Взрослая... (Собака)


Посмотрите, по дорожке Ходят маленькие ножки. На головке - гребешок. Кто же это? ... (Петушок)


Этот маленький ребенок Спит без простынь и пеленок, Под коричневые ушки Не кладут ему подушки. Он сказать не может: «Мама, есть хочу!» А потому весь день Мычит упрямо: «Му-у!» Это вовсе не ребенок -Это маленький... (Теленок)


Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка -Кто это? ... (Лягушка)


Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (Лиса)


Встает на заре,


Поет во дворе,


На голове гребешок,


Кто же это? ... (Петушок)

Загадки и отгадки

Ведущий раздает детям карточки с картинками. Сам же берет карточку с текстом загадки и читает ее. Дети рассматривают свои картинки, и если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок поднимает карточку и говорит: «Это про...» Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку.


Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках.


Кто на елке, на суку


Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)


Идет, бредет, бородой трясет, Травки просит: «Ме-е-е». (Козел)


На заборе сидит, «Ку-ка-реку» кричит. (Петух)


Мычит: «Му-у».


Кто это? Не пойму. (Корова)


Гав! Гав! На заре.


Гав! Гав! На дворе. (Собака)


Почему сказал он: «Му-у"? « My » сказал он потому,


Что мешают спать ему. (Теленок)


Он сердится: «Ты чего


Спать мешаешь?... Иго-го!» (Лошадка)


Мохнатенькая, усатенькая, Молочко пьет, песенки поет, Мягкие лапки, А в лапках цап-царапки. (Кошка)


Под полом таится, Кошки боится. (Мышка)


Голодна - мычит, Сыта - жует, Малым ребяткам Молочко дает. (Корова)


Зимой и летом Одним цветом. (Елка)


Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)


Два кольца, два конца, Посредине гвоздик. (Ножницы)


Сидит дед,


Во сто шуб одет.


Кто его раздевает,


Тот слезы проливает. (Лук)


Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык, тык. (Зайка)


Словно елка, весь в иголках. (Еж)


В дупле живет да орешки грызет. (Белка)


Зеленые мы, как трава,


Наша песенка: «Ква-ква». (Лягушки)


Жу-жу-жу-жу,


Я на ветке сижу,


Я на ветке сижу,


И звук «ж» твержу. (Жук)


В лесу одна смешная птица


Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!"


Никак не может научиться


Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!» (Кукушка)


Кто в лесу глухом живет -


Неуклюжий, косолапый,


Летом ест малину, мед,


А зимой сосет он лапу. (Медведь)


Круглый-круглый, сладкий-сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь - посмотри: Красный-красный он внутри. (Арбуз)

Чистоговорки и скороговорки

Дети в возрасте 3-4 лет пропускают и недостаточно четко произносят звуки с, з, ц, также нечетко произносят и пропускают шипящие звуки ш, ж, ч, щ, смягченно произносят согласные (лёзецька - ложечка), пропускают звуки л и р.


Учитывая эти недостатки, ведущий предлагает детям поиграть в игру «Скажи четко и правильно».

С

Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо. Су-су-су - было холодно в лесу. Ас-ас-ас - у нас свет погас.


Or - oc - oc - на поляне много ос. Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.


У маленькой Сани сани едут сами. Носит Сеня в сени сено. Везет Сеня с Саней Соню на санках. У осы не усы, а усики. Поссорились сорок сорок. Купила бабуся бусы Марусе.


У Сени и Сани в сетях сомики с усами и сомы с усищами.


Сорок сорок съели сырок.


Сухие листочки на сучках-сучочках.


Сшила Саша Сашке шапку.


Сук лил сок, сок лил сук.


Саня гуляла в лесу Увидала в лесу лису.

3

За-за-за - уходи домой, коза. Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу. У зайки Бубы заболели зубы. У маленькой Зины бузина в корзине. Зонного зайку зовут Зазнайка. Видит волк козу, забыл и грозу.


Водовоз вез воду.


Карась в лаз не лазь. Застрял в лазе карась. Зовут завтракать Козла Козловича. От Зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Ц

Цо-цо-цо - на руке кольцо. Цы-цы-цы - поспели огурцы. Ец-ец-ец - очень вкусный огурец.


Огурец-молодец.


У кольца нет конца.


Бегают две курицы прямо по улице.


Цыпленок цапли цеплялся за цепь.


Стоит цапля у болотца, Улыбается, смеется.


Царь царицу целовал.


Молодец сказал молодцу: - Помоги отцу.


Цапля, стоя на крыльце, Написала букву Ц.


Нагнись в корытце Напиться водицы.

Ш

Ша-ша-ша - мама моет малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш.


Шы-шы-шы - шепчут камыши. Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши.


Наша река широка.


Шесть мышат в камышах шуршат.


Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!"


Саша шапкой шишку сшиб.


У Ивашки рубашка, У рубашки кармашки.


Леша и Клаша едят манную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке. Шакал, шакал, шакал скакал. Мамаша Ромаше дала простокваши. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей. Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Ж

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Жу-жу-жу - молока дадим ежу. У ежа ежата, у ужа ужата. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Заржавел железный замок.


Жил-был жук.


Жужжит жук.


Слишком много ножек у сороконожек.


Не живут ужи, где живут ежи.


Зажужжала муха.


Испугались медвежонка Еж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ч

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу - молоточком я стучу. Оч-оч-оч - наступила ночь. Чи-чи-чи - продавали кирпичи. Чо-чо-чо - навалился на плечо.


Черепаха, не скучая,


Час сидит за чашкой чая.


Течет речка, печет печка.


Шубка овечки теплее любой печки.


У четырех черепашек по четыре черепашонка.


У Пети тачка,


У Паши печенья пачка.


Пекарь пек калачи в печи.


В четверг четвертого числа, В четыре с четвертью часа


Четыре черненьких курчавеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж Чрезвычайно чисто.

Щ

Ща-ща-ща - мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.


Волки рыщут, пищу ищут. Щетинки у чушки, чешуя у щучки. Щипцы да клещи - вот наши вещи. В нашей пуще чащи гуще. Ящичек для ящерички.


Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.


Пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.


Плавниками трепеща, и зубаста, и тоща, Пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.


Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

Л

Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стол стоит в углу. Ул-ул-ул - у нас сломался стул. Оль-оль-оль - мы купили соль.


Милая Мила мылась мылом; намылилась, смыла -так мылась Мила


Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила.


Галка села на палку, Палка ударила Галку.


У елки иголки колки.


Иголка, иголка, ты остра и колка.


Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки.


Наш Полкан попал в капкан.


Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку.


Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, Искала булавку весь день.


Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.


Мы ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал. Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку!


Кирилл корову купил, а потом корову доил-выдаивал.


Белые бараны били в барабаны, без разбора били, лбы себе разбили.


Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.


Еле-еле Елизар едет-едет на базар.


В уголок Аленка села. У Аленки много дела.


Лара у Вали играет на рояле.


Перепелки пролетали", перья на траву роняли.


У Вари на бульваре варежки пропали. Воротилась Варя вечером с бульвара, и нашла в кармане варежки Варвара.

Р

Ра-ра-ра - Кате спать пора. Ро-ро-ро - по полу ведро. Ры-ры-ры - летают комары. Ри-ри-ри - на ветке снегири. Ор-ор-ор - подмели мы двор. Арь-арь-арь - на стене фонарь.


Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром.


Крот рыл ход, ход рыл крот. Три вороны на воротах. Проворонила ворона вороненка.


Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом.


У Аграфены и Арины растут георгины. Три сороки-тараторки тараторили на горке. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу:


"Грабь граблями гравий, краб!» Гроза грозна, грозна гроза. Роса на траве, трава во дворе. На горе, на горке ревет Егорка.


Привез Проф Егору Во двор дров гору.


Во дворе горка, под горкой норка. В этой норке крот норку стережет. В аквариуме у Харитона Четыре рака да три тритона.


Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.


У растрепы Дарьи целый день аварии. Целый день аварии у растрепы Дарьи.


Три дерева, три тетерева - три тетерева, три дерева.


У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.


Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятками - в лесу на ветке.


На дворе трава, на траве дрова Тридцать три корабля.

Считалка

Считалка - это короткий рифмованный стишок, как правило, веселый и смешной. В простейшей форме это счет.


Счетом решают кому водить, но сам процесс выбора водящего является для детей игрой.


Ведущий не может сказать: «Водить будет Петя», дети тут же возразят: «А почему он?» Поэтому мы советуем прибегнуть к считалке. Считалки придумывают сами дети, но есть и рифмованные считалки, написанные поэтами.


Обычно, выбирая водящего, игроки становятся в кружок. Кто-нибудь начинает произносить считалку и, при каждом слове, указывает на участников. Тот, на кого выпадает последнее слово, идет водить. Например:


Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Выходи, тебе водить"


Бывают и такие считалки, в которых тот, на кого пришлось последнее слово, выходит из круга, считают дальше, и кто остается последним - становится водящим. Например:


Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дернула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон!


Бывает и так, что в считалке задается какой-нибудь вопрос. Например:


На золотом крыльце сидели:





Королевич,


Сапожник,



Кто ты будешь такой?


Говори поскорей,


Не задерживай добрых


И честных людей.


На кого выпало последнее слово, называет кого-нибудь из тех, кто «сидел на крыльце», например сапожник. После чего считают сначала, и, на кого падает слово «сапожник», тот становится водящим. Интересно, что знаменитую считалку «На золотом крыльце сидели...» современные дети, любители мультфильмов, переделали, и теперь она звучит так:


На золотом крыльце сидели:


Мишка Гамми,


Том и Джерри,


Дядя Скрудж


И три утенка,


А водить-то


Будет Понка.


Понка, Понка, Понка,


Выбирай себе ребенка!


Тот из игроков, на кого пришлось последнее слово, указывает на товарища, отдавая ему свое право покинуть круг, а сам остается. К этому же виду относятся считалки типа:


Катилася торба


С высокого горба.


В этой торбе -


Хлеб, пшеница.



Встречаются считалки, где необходимо назвать какое-нибудь число или количество предметов. Например:


Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек: Приходите все на чай! Сколько чаек, отвечай?


На кого пало слово, должен быстро назвать какое-нибудь число - восемь, десять, пятнадцать и т. д. Конечно, большие числа лучше не называть, чтобы долго не считаться. Когда число названо, начинают счет, и, на кого падает последний счет, скажем двенадцать, тому и водить.


Еще бывают считалки-повторялки, типа:


Куба-куба-кубака,


Была ямка глубока,


А в ней жили мышки -


Серые кубышки!


Одна мышка заболела,


Да взяла и околела.


Ее стали хоронить -


Она стала говорить:


Куба-куба-кубака... (и т. д.)


Тот, на ком закончился текст, перед повторением, выходит из круга.


В особую группу можно выделить бессмысленные, бессюжетные считалки с рифмованным звуко- и словосочетанием:


Эни, бени, Фики, паки. Турба, урба, Касмалаки. Фаус, баус, Касмалаки, Бакс!


Теперь, когда вы ознакомились с правилами, подберите понятную для возраста детей считалку и начинайте игру.


Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять Вдруг охотник выбегает,


Прямо в зайчика стреляет: Пиф! Паф! Не попал -Серый зайчик убежал.


Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает Прямо в зайчика стреляет: Пиф! Паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он стащил там рукавицу. Привезли его в буфет, Он стащил сто грамм конфет. Привезли его в палатку, Он стащил там шоколадку. Привезли его домой, Оказался он живой.


Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы играем - водишь ты.


Раз, два, три, четыре, Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я -Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять, Всех начну считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Выходи меня искать.


Тара-тара-тара-ра, Вышли в поле трактора, Стали пашню боронить, Нам бежать - тебе водить!


Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна -Оставайся ты одна.


Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Звезды, месяц, луг, цветы. Ты пойди-ка поводи!


Ехала телега из Москвы, Потеряла три доски. Стук-звон, Выйди вон!


Я - зверек И ты - зверек, Я - мышонок, Ты - хорек, Ты хитер. А я умен. Кто умен, Тот вышел вон!


Шла кукушка мимо леса -За каким-то интересом, Инге, инте, интерес, Выходи на букву С!


Раз, два, три, Поди водить ты!


Стакан лимон, Вышел вон!


Кто играет, будет уж. Кто не хочет быть ужом -Выходи из круга вон!


Шел коток по лавочке, Всем давал булавочки: Кому две, кому три -Выходи на букву И!


Ахи, ахи, ахи-ох, Баба сеяла горох. Уродился он густой. Мы помчимся - ты постой!


Бежит зайка по дороге, Да устали сильно ноги. Захотелось зайке спать, Выходи, тебе искать!


Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он. Кто не верит - выйди вон!


Тики-таки, тики-таки, Ходят в нашей речке раки. Стали раки воду пить, Выходи, тебе водить!


Ходит цапля по болоту, Не найдет себе работу. На пенечек она села, Пять лягушек сразу съела. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи, тебе искать!


Шла лисичка по тропинке И несла грибы в корзинке -Пять опят и пять лисичек Для лисят и для лисичек. Кто не верит - это он, Выходи из круга вон!


Шел баран По крутым горам. Вырвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и вон пойдет!


Шла собака через мост -Четыре лапы, пятый хвост. Если мост провалится, То собака свалится!


Белки зайцев угощали, Им морковку подавали, Все орешки сами съели, А тебе водить велели.


Ехала машина лесом За каким-то интересом. Стук-звон, Выйди вон!


Жили-были три чертенка И два маленьких котенка. Им велели дружно жить, А тебе идти водить!


Вышел месяц из тумана, Вынул пышку из кармана: - Буду деточек кормить, А тебе, дружок, водить!


Вышел месяц из тумана, Вынул деньги из кармана, Всем нам дал он по рублю, Я пойду конфет куплю!


Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала.


Оказалась впереди. Кто не верит - выходи!


Раз, два, три, четыре, пять, Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга.


Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, А в диване спрятан слон. Кто не верит - выйди вон!

Игра «Закончи строчку»

Серый волк в густом лесу встретил рыжую…. (лису)

Хитрый след плест стараясь, по сугробам прыгал … (заяц)

Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)

Молодчина эта Лина, лепит все из …(пластилина)

Эй, не стойте слишком близко, я – тигренок, а не …(киска)

Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось ….(мыло)

И сказали блюдца: «Надо бы……(вернуться)»

И сказали утюги: «Мы Федоре ….(не враги)»

И сейчас же щетки-щетки затрещали как …..(трещетки)

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему ….(бока)

Где обедал, воробей? – В зоопарке, у …..(зверей)

Часовщи, прищурив глаз, чинит часики для …(нас).

Игра «Закончи строчку»

Ша-ша-ша - ……(искупали малыша)

Шо-шо-шо -…….(искупали хорошо)

Ши-ши-ши - …..(на прогулку не спеши)

Шу-шу-шу -….. (шью рубашку малышу)

Ше-ше-ше - ….(отдыхаем в шалаше)

Ва-ва-ва - ….(есть хоршие слова)

Ви-ви-ви - ….(вишню с дерева сорви)

Во-во-во - …..(нет на речке никого)

Ву-ву-ву -…. (косим сосную траву)

Ве-ве-ве - ….(козы ходят по траве).

Игра «Закончи строчку»

Са-са-са - …(очень длинная коса)

Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвется звон,

Идет спокойно, не спеша – Пусть видят все. Как хороша!

Удобна и прочна рубаха, в которой ходит …. Черепаха

Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …. Снегири

Сто березовых солдат, взявшись за руки стоят.

Днем и ночью. Круглый год охраняют огород.

Те солдаты с давних пор называются ….. забор

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …(хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т. д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…(жетон).

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос,

Не помеха ему…(дождь).

Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

Соловья не слышно трель,

Заглушает её…(дрель).

Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).

Случай приключился раз-

Перевернули медный…(таз).

Любит дед табачок,

А внучок -…(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.

Незнакомый танец…(танго).

Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…(русак).

Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала…(кровь).

Привёз корабль спортсменов в порт,

Отправились они на …(корт).

На столе осталась крошка,

Покормила птичек…(Прошка).

Убежали с клумбы розы,

Очень уж колючи…(розы).

Утром выпала роса-

Выходи на луг …(коса).

На скачках выступали кони,

Катали в парке детей…(пони).

Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой…(рот).

На столе лежала пышка-

Запах уловила…(мышка).

В царстве сказок собран бал -

Были там и стар, и …(мал).

Большому начальнику нужна папка,

И, конечно, зимой, обязательно…(шапка).

Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков…(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

Испекла Наташа кекс,

Очень любит их наш…(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке…(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).

На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет…(каску).

Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

С неба падала вниз капля,

Не боится её…(цапля).

Не удалась у веры кройка,

Теперь стоит в журнале…(тройка).

Мила сделала салат,

Постирала свой…(халат).

Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

Замедляя время ход,

От нас уходит старый…(год).

Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

Что ребята затевают драки,

Не верьте! Это просто -…(враки).

Бегал на лугу щенок,

Жил на свете великан,

И у него был…(пеликан).

Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

Называет Иру папочка:

« Моя дочка -…(лапочка)».

Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

Любят сериалы киски,

Покупают в « Треке»…(диски).

Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко…(губы).

Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

На большой зелёной ветке

Сидят белочкины…(детки).

Викторина "В гостях у сказки"

Участники: 1а и 1б класс

Гости: 2-А,Б.

Организаторы: Рутьян Н.С., Лазарева Л.А.

Цели и задачи.

Цели:

· выяснить, какие сказки, и каких сказочных героев знают дети;

· выявить лучших знатоков сказок;

· способствовать развитию речи детей, воображения, образного мышления, визуального восприятия, памяти;

· расширить кругозор детей; содействовать сплочению коллектива, умению работать в команде;

· воспитывать любовь к чтению художественной литературы, формировать учебную мотивацию.

Оборудование: книги сказок, презентация, видео.

Викторину можно провести в 1, 2, 3, 4 классах.

Учителем определяется продолжительность мероприятия.

Вступление.

Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки.

С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.

Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе со сказкой.

1-ый ребёнок :

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живет.

2-ой ребёнок:

Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки -
Слаще ягоды любой!

3-ий ребёнок:

В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт.

4 -ой ребёнок:

Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт .

- Давайте сядем удобно и полетим в волшебную страну сказок.

На ковёр мы сели,

В сказку полетели.

Смотрим видео о сказках.

Игра «Доскажи словечко».

Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь, не зевай,

Дружно хором отвечай!

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…(Чиполлино).

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил).

Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь-ка,

В лесу семь гномов повстречала –

Спасётся наша… (Белоснежка).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит).

Враг людей и враг зверей.

Злой разбойник…(Бармалей).

Любит мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет.

А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Забавный медвежонок… (Винни-Пух).

У отца был мальчик странный,

Симпатичный, деревянный,

И любил папаша сына –

Шалунишку… (Буратино).

Она легко, как по канату,

Пройдёт по тоненькой верёвочке.

Она жила в цветке когда-то.

Ну, а зовут её… (Дюймовочка).

И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк,

Удивительный конёк

По прозванью… (Горбунок).

Конкурс «Узнай сказку».

Учащиеся отгадывают сказки по иллюстрациям. Если кто-то не отгадал сказку, то помогает весь класс.

Конкурс «Найди героя».

Дети отгадывают загадку и показывают картинку.

Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

По тропиночке идёт,

Звонко песенку поёт.

Вдруг навстречу серый волк,

Что в тропинках знает толк. (Красная Шапочка)

Озорной весельчак

В окно влетает просто так.

К Малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон)

Чтоб взлететь над землёй,

Ступа ей нужна с метлой. (Баба Яга)

Пассажир немного странный,

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный –

Кто же это? (Буратино)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, её вздыхатель,

Целый день поёт о ней. (Мальвина)

Испекла бабуля деду _

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал.

На носок лисе попал. (Колобок)

В Простоквашино живёт,

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия морская. (Кот Матроскин)

Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки.

И живёт один чудак,

Всё он делает не так.

Неумейкой он слывёт.

Кто его нам назовёт? (Незнайка)

Конкурс «Телеграммы».

Учитель читает телеграммы, которые принёс почтальон Печкин. Дети отгадывают автора телеграммы.

Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)

Всё закончилось благополучно,

только хвост остался в проруби. (Волк)

Очень расстроена.

Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)

Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята)

Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)

От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)

Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)

Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок. (Машенька)

Конкурс «Найди сказку».

Поспела новая игра –

Нелёгкое задание.

За дело взяться вам пора

И проявить старание.

(Учащиеся выбирают одну из 3 карточек, отбирают карточки с иллюстрациями к данной сказке, ставят их по порядку, называют сказку.)

Конкурс «Помоги мышке».

В класс приходит Мышка. Она плачет. Мышка просит ребят помочь ей. Нужно вспомнить сказки с участием Мышки.

    Репка. Кот в сапогах.

    Теремок. Колосок.

    Гуси-лебеди. Как Курочка хлеб испекла.

    Дюймовочка. Чудесный колокольчик.

    Можно показать сценку из сказки.

Конкурс «Назови сказку и героя сказки».

Вот ещё одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело – отвечать.

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта,

Что беда грозит ей летом.

(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

Видит, что хозяев нет.

На столе стоит обед.

Из трёх чашек похлебала,

В трёх постелях полежала.

(Маша из сказки «Три медведя»).

Буратино приютила

И лечила, и учила,

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать.

(Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

Появилась из цветочка,

Всего дюйм была росточком.

На ней хотел жениться Крот,

Но Ласточка взяла в полёт.

И девочку она спасла

От старого мрачного Крота.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка»)

Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка –

Превратился он в козлёнка.

(Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Блицтурнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

Жилище Бабы-Яги.

Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

Что потеряла Золушка?

Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

Весёлый человечек-луковка.

Герой сказки, путешествующий на печи.

Кто смастерил Буратино?

Кем стал гадкий утёнок?

Почтальон из деревни Простоквашино.

Крокодил, друг Чебурашки.

Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

Кого вылепили старик со старухой из снега?

Подведение итогов викторины.

Видео «Сказки гуляют по свету».

Литература

    С. Г. Алтарёва, М. А. Храмова, Н. А. Орлова

    Календарные, фольклорные, тематические праздники Москва, «Вако», 2006 год

    О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Л. А. Обухова

    Интегрированные уроки Москва, «Вако», 2006 год

    М. А. Козлова

    Я иду на урок в начальную школу Москва, «Первое сентября», 2000 год

    Праздник – ожидаемое чудо! Москва, «Вако», 2006 год

    О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова

    Внеклассные мероприятия Москва, «Вако», 2007год

Поделиться