Географическое образование в школе. Состояние и перспективы развития среднего географического образования в россии. Экология как самостоятельный предмет

Постиндустриальная трансформация, все глубже затрагивающая самые различные структуры российского общества, ставит перед ним совершенно новые задачи, решение которых невозможно при отсутствии современного географического мышления у миллионов управленцев, менеджеров, предпринимателей, дипломатов, журналистов. В то же время уровень географического образования как выпускников средних школ, так и выпускников большинства вузов, включая МГИМО (У), остается на крайне низком уровне. В частности, в МГИМО (У) географию вообще почти исключили из учебных программ, оставив небольшие и крайне сжатые курсы общей социально-экономической географии (под разными названиями) только на двух факультетах: международных отношений и международных экономических отношений. О каких-либо спецкурсах с приглашением ведущих ученых-географов, как это делалось в 70-80-е годы, речь вообще не идет. Нет даже общего курса географии России. К сожалению, ситуация в МГИМО (У) отражает общую ситуацию с географическим образованием в стране и во многом является следствием того, что в последние время Министерство образования и науки России в силу некомпетентности чиновников проводит федеральную политику, направленную на свертывание географического образования в средней школе, несмотря на многочисленные протесты со стороны учителей и крупнейших ученых страны.

Программа по географии, ее структура остаются в основном неизменными вот уже более полувека, а ведь к концу ХХ века радикально изменилась географическая наука, радикально изменился мир и, наконец, радикально изменились сами ученики. Все это не было учтено в новых программах по географии и явилось причиной отторжения в общественном сознании географического образования от образования в целом. Российская академия образования в этой ситуации сделать ничего не может и не хочет, так как всецело находится под влиянием Министерства образования и науки.

Особенности современной географической науки

Перед новой интегрированной социально-ориентированной географией встают и новые задачи, которые не существовали вплоть до начала 70-х годов прошлого столетия, когда население рассматривалось в нашей стране по преимуществу только лишь как производительная сила (Исаченко, 1998).

Кризис, начавшийся как энергетический в 1973 г., ознаменовался ускоренной структурной перестройкой экономики развитых стран (Котляков, 1995). Переход этих стран в постиндустриальную фазу развития вызвал кардинальную перестройку всей структуры хозяйства.

В новых условиях гуманизация географической науки становится наиболее характерной чертой. Не население для производства, а производство для населения - вот краеугольный камень гуманизации географии.

Качественные изменения в мире в условиях научно-технической революции сопровождаются невиданным ранее давлением человека на окружающую среду, в результате чего усиливаются экологические проблемы. Осознание наступления экологической опасности довольно быстро трансформировалось в экологизацию хозяйственной и социальной жизни и, как следствие - в экологизацию науки. Это - мощнейший процесс, охвативший умы и деятельность людей последней трети прошедшего века. В классическом понимании экология - наука о взаимосвязях живых организмов между собой и с окружающей их средой, т.е. в этом определении заложен чисто биологический императив. Сейчас понятие экологии значительно расширилось: экологи распространили свой интерес не только на природную, но и на социальную сферу, окружающую человека. Единственная наука, которая может претендовать на интеграцию такого широкого спектра явлений природного и социального характера применительно к территории различного масштаба может быть и уже становится география. Это направление в географии получило название геоэкологии.

Таким образом, период, начиная со второй половины 70-х годов, знаменуется возрастанием внимания к человеческим - гуманитарным - проблемам, к проблемам экологической угрозы; земной шар осознается как многомерная и сложная система взаимосвязанных процессов.

Наблюдающийся всеобщий кризис в значительной мере явился следствием нового явления - глобализации, ибо в условиях постиндустриализации «правила игры» в современном мире в основных чертах определяются основными игроками, т.е. постиндустриальными странами, на торговлю между которыми приходится порядка 80% мировой внешней торговли и которые все меньше нуждаются в остальном мире. Географическая наука соответственно также «глобализируется», поскольку не только физические, но и большинство социально-экономических процессов возможно рассматривать только с глобальных позиций.

В настоящее время активно пробивает себе дорогу политизация географии. Возникла необходимость конструктивного анализа теоретического наследия традиционной геополитики и политической географии и создания новой методологии объяснения территориально-политических процессов.

Применительно ко всем направлениям общественной географии резко возрастает требование активного использования новых технологий в исследованиях. Особое внимание уделяется новым технологиям в картографировании, компьютерной картографии, использованию геоинформационных систем и глобальных информационных сетей, т.е. имеет место информатизация географии.

Г.М.Максимов отмечает, что содержательную часть школьной географии определяет многоплановость научной географии (Максимов, 1996). Первый план - многообъектность географии: единство природы, хозяйства и населения; второй план - ее комплексность: сопряженное рассмотрении сложной структуры объектов; третий план - территориальность.

Подводя итог, можно заключить, что главными факторами, определяющими развитие географии в начале ХХI века явились гуманизация, экологизация, политизация, глобализация и информатизация. Они в свою очередь активизировали развитие некоторых ранее существовавших географических направлений или даже способствовали возникновению новых. Среди них нужно выделить исследования постиндустриального общества, исследования геоэкологического характера, проблем выживания человечества, устойчивого развития, проблем социального характера, демографических, политико-географических и др.

Все эти новые тенденции в развитии географической науки, в той или иной мере должны получить отражение в школьной географии (Преображенский, 1989; Morgan, 2002; Norman, 2000; Geographical Education... , 2000; Teaching Geography…, 1999).

Задачи географического образования

Таким образом, изменился мир, изменилась географическая наука, изменились и наши дети. Каковы же задачи, встающие перед средним географическим образованием в новых условиях?

Важнейшая задача школьной географии - участие в формировании личности гражданина России как сознательного члена гражданского общества, приверженного его идеалам. Эта задача в значительной степени реализуется усилиями школьной географии через выработку у учащихся понимания географических реалий современного общества, тенденций его развития и умения сопрягать с этими реалиями и тенденциями свои жизненные планы и устремления. Нами разработана целостная система по реализации указанной задачи. В основе этой системы лежат две важнейшие функции: образовательная (обучающая) и воспитательная. Образовательная функция реализуется через три направления: системный подход, проблемный подход и практический подход. Системный подход включает в себя изучение основ географической науки: общее землеведение, общая социально-экономическая география, страноведение и др. и специальных географических направлений, таких как климатология, природные ресурсы, геотектоника, политическая география, геодемография, геоурбанистика и некоторых других направлений. Проблемный подход подразумевает изучение ряда современных проблем: глобальных проблем человечества, постиндустриального развития общества, устойчивого развития, геополитических, межнациональных и межгосударственных отношений и др. И, наконец, практический подход направлен на овладение практическими навыками исследования: работой на местности, работой с картами, со статистическими материалами, с данными социологических исследований, со СМИ.

И вторая важнейшая функция географического образования - воспитательная. Мировой педагогический опыт показывает, что единственный путь осуществления данной функции - поставить во главу угла «разумное, доброе, вечное», т.е. общечеловеческие ценности, которые вырабатывались на протяжении всей истории цивилизации.

В соответствии с исследованиями проф. В.А.Караковского - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир и сам Человек - те критерии, которые должны быть заложены в основу воспитания личности (Караковский, 1993). Нетрудно видеть, что основные парадигмы образования, предложенные В.А. Караковским, напрямую связаны с географией. Если с воспитательных позиций оценить содержание географической науки, то мы увидим уникальность вклада географического знания в становление определенных качеств личности и можем зафиксировать это в качестве целей географического образования.

Нами предложено привести в определенную систему общечеловеческие ценности, которые, преломляясь через географическое образование, должны стать целью географического образовательного процесса (Горбанев, 2005б).

Таким образом, предлагается единая система обучающих и воспитательных ориентиров, освобожденных от конъюнктурных наслоений, в реализации которых география с присущим ей взглядом на мир обязана занять достойное место.

Мировые тенденции развития среднего географического образования.

Особую роль в организации международных исследований играет Комиссия Международного географического союза по географическому образованию (КГО/МГС). Комиссия неоднократно изучала состояние географического образования и пришла к выводу, что с переходом наиболее развитых стран в постиндустриальную фазу развития, роль географии начала падать под натиском изучения информатики, программирования, иностранных языков. Такая негативная тенденция продолжалась до конца 80-х годов ХХ века. Однако в последние годы наметилась тенденция к улучшению ситуации. Во многих странах начались реформы географического образования.

Важнейшим этапом в укреплении географического образования на мировом уровне явился 27-й Конгресс МГС (1992г.), на котором была принята Международная Хартия географического образования, показывающая состояние и, самое главное, устанавливающая принципы и основные вехи будущего развития мирового географического образования (International Charter …, 1992). В Хартии особо подчёркивается, что география незаменима для понимания настоящего и будущего мира, высказывается озабоченность тем, что географическому образованию не уделяется должного внимания, в результате чего во многих частях мира имеет место географическая неграмотность населения. В Хартии особо указывается, что преподавание географии должно начинаться уже в начальной школе и продолжаться в средней и в высшей школе, как самостоятельный предмет, независимо от будущей специальности человека.

Последние 20 лет глубокая реформа географического образования проводится в США (Лангрэн, 1995; Столтмэн, 2001). До этого в стране царила «географическая неграмотность». Газеты, телевидение предавали широкой гласности факты о скудном знании американцами географии. В результате в 1984 г. появился основополагающий документ: «Основные направления географического образования: начальная и средняя школа». В частности, огромное внимание уделялось работе с общественностью и с государственными органами образования. Проблема географического образования была поднята на федеральный уровень, и даже президент отметил, что эта проблема - общенациональная. Средства массовой информации также уделяли ей первостепенное внимание.

Особого внимания заслуживает реформа среднего географического образования в Финляндии, которое по праву считается одним из лучших в мире (Горбанев, 2005а). Сегодня география - обязательный предмет с 5 по 9-й классы средних общеобразовательных школ Финляндии; в старшей школе - география также обязательный предмет, где, как минимум, даются два географических курса. Сверх этих курсов дополнительные курсы уже являются факультативными. С 2005 г. в старшей школе был введён (пока на факультативной основе) курс «Изучение региона». Этот курс основан на внедрении методики использования Глобальной информационной системы (ГИС-методики) и ее практическом применении.

Подводя итог, можно сформулировать основные тенденции реформирования среднего географического образования за рубежом:

1. Упор делается на общие знания, а не узкоспециальные;

2. Усиление современной научной базы в содержании образования;

3. Активное внедрение новых технологий в образовании, прежде всего, ГИС-методик;

6. Своя страна рассматривается не отдельным курсом, а в контексте мирового курса путем сравнения с другими странами и регионами;

7. Зарубежная школьная география по форме и содержанию материала все в большей степени воспринимает вышеперечисленные тенденции, общее, генеральное развитие школьной географии идет как бы в едином русле, сохраняя при этом национальные особенности.

В последние 15-20 лет во всем зарубежном мире в отличие от России наблюдается ренессанс географического образования, причём, этот ренессанс идет параллельно со всё более глубоким пониманием роли географического образования в верхних эшелонах политического и экономического менеджмента, принимающего решения (Morgan, 2002; Geography Renaissance …, 2002).

Тенденции развития среднего географического образования в СССР-России

В Советском Союзе, а позже в России среднее географическое образование развивалось крайне неравномерно, отражая те политические веяния, которые существовали в стране в тот или иной исторический период.

Значительный вклад в развитие географического образования в СССР, хотя и с «идеологической приправой», внесла Н.К.Крупская (Крупская, 1960). Именно она настояла на включение в число предметов средней школы географии. По ее мнению, география в школе играет важнейшую познавательную и воспитательную роль, особенно экономическая география.

В 1934 г. вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании географии в начальной и средней школе». Упор делался на идеологизацию курса географии, хотя в Постановлении было много и полезных идей. К работе по реформированию географии в школе были привлечены крупнейшие советские ученые и, прежде всего, Н.Н. Баранский, которые в условиях идеологизации сумели отстоять лучшие традиции отечественной педагогической географии (Баранский, 1946). Поэтому можно смело заключить, что несмотря на отрицательные последствия «педагогической дискуссии» конца 20-х годов, школьная география получила ощутимый положительный импульс. В 3-5-х классах была введена физическая география на основе краеведения, в 6-м классе - страноведческий курс материков, в 7-м классе - физическая география СССР, в 8-м классе - экономическая география мира и в 9-м классе - экономическая география СССР. Данная структура, принятая на рубеже 20-30-х годов, почти не изменилась после Постановления 1934 года вплоть до наших дней; только курсы экономической географии СССР и мира поменялись местами.

Приходится признать, что после кончины Н.Н.Баранского мы более не имеем примеров столь плодотворной интеграции географической науки, школьной и вузовской географии.

После Великой отечественной войны географическое образование испытало новый подъем, хотя преобладала жесткая система единоначалия и единообразия. В 50-х гг. советская школа была одной из лучших в мире. На географию в конце 40-х - начале 50-х гг. выделялось до 16 часов, т.е. по 2,5 - 3 часа в неделю в каждом классе.

Но в 60-е годы географическое образование, лишившись лидера, стало терять свои позиции. Начавшийся в 60-е годы закат географического образования, несмотря на либерализацию политической жизни в стране в тот период, равно как и на перестройку второй половины 80-х годов, дальнейшие весьма глубокие социальные реформы, продолжается вплоть до сегодняшнего дня. В учебном плане 1967-68 гг. «удельный вес» географии снизился до 11 часов в неделю, а к середине 80-х гг. - до 9,5 часов. Сказался мощнейший реакционный административный ресурс Академии образования и Минобразования, не желавших никаких либеральных реформ.

В 2004 году Министерство образования и науки РФ приняло новый федеральный Базисный учебный план (Новый федеральный учебный план…, 2004). К сожалению, «наступление» на географию продолжалось. Учительской общественности с большим трудом удалось частично отстоять географию: в старшей школе ее все же не сократили, а вот в 6-м классе на изучение географии остался всего 1 час в неделю. При этом программа, учебники - все осталось без изменения. По сути произошло спрессовывание курса в два раза и как следствие в 2 раза возросла нагрузка на 12-ти и 13-ти летних детей. В соответствии с этим планом сейчас на изучение географии выделяется всего 9 часов в неделю: это самый низкий показатель за последние 100 лет (Рис. 1). Правда, некоторые регионы выделили дополнительный час на географию из регионального компонента; в частности именно так поступила Москва.

В связи с этим нелепо выглядит официальное объяснение необходимости сокращения курса географии в 6-м классе в два раза. В документе Минобразования РФ сказано: «Учебный предмет «География» сокращается на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный курс, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществоведение».

Как можно объединить в 6-м классе физическую и экономическую географию, если последней в этом курсе просто нет? Какие «элементы экономической и политической географии» можно перевести в курс «Обществоведения», если этих «элементов» в 6-м классе также нет? Приведенная дословно формулировка Минобразования - это пример лицемерного подхода к географическому образованию. А по сути это - целенаправленное сворачивание среднего географического образования в России.

Итак, за последние полвека среднее географическое образование в России, особенно в последнее десятилетие, катастрофически разрушается, школа выпускает географически неграмотное поколение молодежи, вследствие чего есть все основания говорить о наступающей угрозе национальной безопасности.

В результате в российской средней школе география не обеспечивает формирования политической, экономической, экологической, а, в конечном счете, географической культуры молодежи, слабо развивает географическое мышление, недостаточно участвует в формировании личности молодого человека - патриота своей страны.

Недавно мы провели небольшое исследование: провели тестирование студентов 1-го курса факультета международных отношений МГИМО(У), то есть учащихся, которые закончили изучать географию 1,5 года назад. В эксперименте участвовали 120 человек.

Итоги тестирования вызывают серьезную тревогу. Отличных работ не было ни одной. Хороших оценок - 14%, удовлетворительных - 54%, неудовлетворительных - 24% и плохих - 8%; средний бал составил 2,5 (Рис. 2). Особое удивление вызывает тот факт, что у подавляющего большинства выпускников в аттестате зрелости по географии стоят хорошие или отличные оценки. Среди них немало и медалистов.

Судя по всему, аналогичная ситуация сложилась и на других факультетах института. Исключение составляют только студенты факультета международного бизнеса и делового администрирования, которые в течение всего 11-го класса специально готовились по географии для сдачи вступительного экзамена. Тестирование этой группа студентов показало несколько более высокий результат: средний балл в этом случае составил 3,5. Конечно, это тоже далеко не лучший показатель.

Из сказанного напрашивается вывод: школа не обеспечивает свой собственный федеральный уровень образования и не способствует росту «рейтинга» географии.

Примечание: отличных работ не было

Отрицательное отношение школьников к географии, к сожалению, в значительной степени идет от взрослых, прежде всего, от родителей, и даже от педагогов - негеографов. Неприоритетное отношение к географии существует и у тех, кто стоит у руля российского образования.

Современное состояние географического образования в России

За последние годы в стране было написано немало хороших учебников по географии, разработано множество авторских программ. Но принципиально новаторских учебников и программ нет и быть не может, поскольку с одной стороны - государственной программы уже не существует, а с другой - ничего, кроме Базисного учебного плана и государственных стандартов федеральными органами образования не предложено. Соответственно, непонятно, каково должно быть содержание образования, на что обращать первостепенное внимание, каковы принципы образования и, наконец, невозможно составить и государственные стандарты образования.

В России нет единой, законодательно утвержденной стратегии, т.е. федеральной концепции развития среднего географического образования, соответственно нет и обновленного содержания образования, коренным образом отличающегося от того, которое существует уже более полувека.

Российские власти, к сожалению, идут иным путем: концептуальные основы области знания остаются на периферии реформаторского процесса. Хотя совершенно очевидно, что пока концепция образования не будет принята именно на федеральном уровне (лучше всего Федеральным собранием или хотя бы Правительством, как это было во времена Н.Н. Баранского), никаких существенных сдвигов в реформировании образования не произойдет.

Как уже отмечалось, на протяжении многих десятилетий программа по географии в нашей стране в своей основе не менялась. Менялись акценты, усиливались экологическая, страноведческая, гуманистическая составляющие, много говорилось о сближении физической и экономической географий. Но суть от этого не менялась. Поэтому первостепенной задачей ученых-географов нужно считать разработку принципиально новой структуры и принципиально нового содержания среднего географического образования. В основе этих новаций должны быть гуманизация, гуманитаризация курса, а также его переориентация на современную географическую науку, на современные реалии мира и России в условиях постиндустриального общества.

С 1988 г. до настоящего времени было разработано более десятка концепций (Максаковский, 1989, 1998; Преображенский, 1989; Сватков, 1989; Герасимова, 1989; Рыжаков и др., 1989; Крищюнас и др., 1990; Максимов, 1996; Дронов и др., 2000 и др. Но все эти предложения постигла общая участь: все они оказались невостребованными и остались на бумаге.

Аналогичная участь постигла и концепцию среднего географического образования, разработанную автором в 90-е годы. (Горбанев, 1990, 1996). Концепция исходит из тех задач, которые стоят сегодня перед географическим образованием, и о которых говорилось выше.

Рассмотрим более подробно пятилетний курс географии, существующий в СССР и в России уже порядка 70 лет.

Действующий курс географии нацеливает учеников на механическое запоминание очень многих элементов. Безусловно, знание географической номенклатуры в определенных пределах необходимо, но все образование необходимо строить не на принципе запоминания-воспроизведения, а на принципе логического мышления, на принципе увязывания тех или иных географических объектов с теми или иными проблемами или явлениями.

В основе содержания образования должно стоять изучение пространственно-временных закономерностей. Выше мы рассмотрели те основные изменения в географической науке, которые произошли за последние несколько десятилетий. Именно эти изменения и должны найти отражение в школьной географии. Однако по-прежнему в действующих программах излишнее время уделяется вторичному сектору экономики (промышленности, сельскому хозяйству), вся социально-экономическая география основана на изучении межотраслевых комплексов и в результате, по образному выражению В.С.Преображенского, становится все больше похожа на «инженерную» географию. Рассматривая пути «модернизации» курса экономической географии России, автор одноименного курса В. Дронов, пространно рассуждая на разные темы, даже не упоминает о необходимости поворота содержания в сторону современных проблем географии России, прежде всего, проблем втягивания России в процессы глобализации и постиндустриализации (Дронов, 2004).

Весь курс географии слишком тяжел, растянут. В нем много достаточно сложных, иногда неоднозначных и в то же время узких, второстепенных для школьников вопросов. Очень многие вопросы не соответствуют возрастным особенностям детей. Например, в 6-м классе рассматривается по существу курс общего землеведения, который читается студентам-географам педагогических университетов на первом курсе. Учащимся 12-13 лет крайне сложно объяснить географические координаты точки, происхождение горных пород, образование облачности, понятия абсолютной и относительной влажности (тем более, что курса физики в 6-м классе вообще еще нет), географической оболочки (Герасимова и др., 2003). В 7-м классе школьникам тяжело даются темы тектоники литосферных плит, общей циркуляции атмосферы, а в 8-м - формирования почв, эпохи складчатости, в 9-м - подробное рассмотрение географии отдельных отраслей в России, технологические процессы в металлургии и т.д. При этом рассматривается совершенно не соответствующее современным научным представлениям деление общества на производственную и непроизводственную сферу, подробно изучаются промышленные, аграрно-промышленный и другие комплексы, существование которых в условиях рыночного хозяйства просто невозможно (Дронов и др., 2004).

Ряд тем целесообразно упростить, ряд тем вообще изъять из программы, некоторые темы желательно давать в более старшем возрасте, как, например, весь курс общей физической географии.

Кроме того, многие темы оказались раздробленными по разным годам обучения с целью «дальнейшего углубления знаний». Целесообразнее эти темы сократить, но давать учащимся единовременно.

Одна из важнейших задач преобразований в географическом образовании - разгрузить содержание, исключить повторы и достаточно сложные, узкоспециальные вопросы. Принципы научности и логического мышления должны стоять в основе географического образования; при этом его необходимо «повернуть» в сторону изучения современных вызовов мирового развития, включив в программу наиболее актуальные вопросы географической науки.

Серьезной негативной стороной современного географического образования является необеспеченность преемственности перехода от начальной школы (5-го класса) к основной средней (6-му классу). Таким образом, необходимо обеспечить плавный переход от начальной к средней школе, весь курс географии должен представлять собой единую неразрывную систему, поэтому принцип системности является одним из важнейших.

Определенные сомнения вызывает в современном географическом содержании принцип районирования в курсах физической географии материков и океанов и социально-экономической географии мира, где за основу берутся отдельные материки. И еще большее сомнение вызывает принцип деления России на экономические районы, введенные еще до Великой отечественной войны бывшим Госпланом.

Необходимо пересмотреть принципы районирования территории с учетом ее исторических, культурологических, природных, социально-экономических особенностей.

Как отмечали многие авторы, программа по географии проводит резкую черту между физической и экономической географией. Оба курса достаточно сложны, особенно курс экономической географии, который стал еще и крайне технократичным с агропромышленным уклоном. При этом курсы не эквивалентны: физическая география изучается три года, а социально-экономическая - два. Необходимо изменить это соотношение и вести дело к интегрированию обеих курсов. География должна быть едина. Поэтому крайне необходимо продолжить курс на интегрирование физической и социально-экономической географии, в особенности при рассмотрении тех или иных регионов и при сокращении доли физико-географической составляющей.

Серьезным недостатком действующей программы является ее ориентирование на отраслевую структуру хозяйства, в то время как главный вектор образования необходимо направить на изучение трансформации территорий в направлении их постиндустриализации, как это имеет место, например, в Рурском районе ФРГ.

Еще одним существенным недостатком российской программы является то, что изучение России как бы выдергивается из контекста всего географического курса. Курсы по географии СССР, а позже и России, никак не связанны с глобальными общемировыми процессами.

Курс социально-экономической географии мира, наоборот, дается без России, что выглядит крайне нелогичным (Максаковский, 2004). В условиях глобализации общества, усиливающихся интеграционных процессов, вхождения России в мировое хозяйство, как рыночного государства, в том числе предстоящее вхождение во Всемирную торговую организацию, исключение России из курса, касающегося всего мира, является непродуктивным. На наш взгляд, это инерция блокового мышления, когда мир и мировое хозяйство были резко разделены на две неравные части. В связи с этим представляется важным интегрирование курса по изучению России в общегеографический курс по изучению мира.

Кроме того, уж давно обсуждается вопрос о необходимости завершения географического образования интегрированным обобщающим курсом, однако такого курса до сих пор так и не существует (Евдокимов, 2005).

Необходимо также отметить, что сегодняшние курсы по географии и географическое образование в целом никак не согласуется с мировым опытом географического образования. Ни РАО, ни авторы учебников никак не учитывают рекомендации Международной Хартии географического образования, рекомендации Европейского союза, опыт других стран (International Trends …, 1987) .

Существенного реформирования требуют и учебники по географии. В этом отношении также можно было бы использовать опыт зарубежных коллег (Гербер, 2002).

Поэтому следует считать важнейшей задачей российского географического образования - его интегрирование в мировую систему географического образования, используя, прежде всего, опыт Международного географического союза и учитывая рекомендации Международной Хартии географического образования.

Концепция среднего географического образования в России

Главная цель предлагаемой концепции - разработать стройную, неразрывную, социально-ориентированную, гуманизированную систему среднего географического образования, способствующую формированию у детей демократического мировоззрения, гражданского сознания, имеющего экологическую и культурологическую направленность в условиях крушения двухполюсного мира, глобализации мирового порядка и перехода развитых стран в постиндустриальную фазу развития (Горбанев, 2005б).

В основу формирования концепции заложены следующие принципы:

1. Научность - это главный принцип, положенный в основу концепции. Среднее географическое образование должно быть, прежде всего, ориентировано на узловые проблемы современности, отражать новейшие тенденции развития отечественной и мировой географии.

2. Глобальность . В настоящее время этот краеугольный принцип географического образования робко пробивает себе дорогу в географических программах. Россия выходит на партнерские отношения со странами Запада активно интегрируется в европейские и мировые структуры. Она все в большей степени становится частью мирового сообщества и в то же время осознает свои национальные интересы.

3. Гуманизация и гуманитаризация образования. Принцип гуманизации предусматривает переоценку самой географии, постановку человека в центре всех происходящих явлений и процессов. Принцип гуманитаризации предусматривает дозированные включения элементов гуманитарных наук так, чтобы не выхолостить географию, а придать ей живой, привлекательный для детей характер.

4. Экологизация - это еще один важнейший принцип концепции. Элементы охраны окружающей среды сейчас присутствуют во многих школьных курсах - но лишь география с позиций устойчивого развития общества, способна охватить проблему комплексно (Глазовский и др., 2002).

5. Междисциплинарность. География представляет собой мощную коллекторскую программу, обобщающую и переосмысливающую результаты, полученные другими науками, поэтому обладает как бы врожденной междисциплинарностью. Это ее свойство приобретает особую ценность при решении задач, стоящих перед школьной географией. При этом сведения, пришедшие из других наук перерабатывается географией, обогащая ее, и используются для решения стоящих перед ней задач.

6. Проблемность . Этот принцип почти отсутствовал в курсах, подготовленных в советский период. Однако география представляет максимальные возможности для творческого мышления, анализа различных ситуаций или явлений в их взаимосвязи. Все проблемы как в природе, так и в обществе имеют свое прошлое, настоящее и будущее и все они дают богатый материал для развития мышления и разрешения проблемных ситуаций.

7. Практицизм. Школьная география дает не только азы фундаментальных знаний, но и является важнейшим источником практических знаний и умений, которые пригодятся в будущей жизни каждому человеку, т.е. способствует выработке полезных профессиональных навыков и навыков гражданского действия.

8. Системность и целостность. Упор в концепции делается на интегрированную географию, имеющую общественную направленность. Весь курс географии представляет собой единую неразрывную систему с постепенным усложнением материала, не допускающую повторов одних и тех же тем на различных годах обучения.

9. Заинтересованность содержанием. Курс географии предусматривает наличие элементов увлекательности, исключение сложных и узкоспециальных проблем с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

10. Интернационализм. Принцип предусматривает опору на достижения мирового сообщества в области географического образования.

Каковы же основные концептуальные моменты предлагаемой нами концепции? (Рис. 3).

Для обеспечения плавного перехода из начальной школы в среднюю и мотивации интереса школьников к географии в 6-м классе предлагается начать изучение географии с изучения истории географических представлений и открытий. Такой историко-географический курс явился бы удачным «мостиком» от тех ожиданий, с которыми 11-летние дети пришли на урок географии, к действительно географической науке.

Одновременно с изучением истории географических открытий школьники могли бы «путешествовать» по карте, запоминая географические названия и приобретая навыки работы с картами.

При этом очень важно обратить внимание на то, что в настоящее время изменилась и сама география. Если раньше география отвечала на вопросы «что?», «где?», то сейчас она отвечает на вопрос «почему?» и «как?». Весь этот курс предлагается назвать «История географических идей и открытий » .

В 7-м классе предлагается курс «Общее Землеведение», который фактически продолжает предыдущий. В некоторой степени он должен состоять из сведений, которые содержатся в настоящее время в курсах

6-го и частично 7-го и 8-го классов. Учащиеся знакомятся с важнейшими свойствами основных оболочек Земли и с процессами, происходящими в них.

Здесь же учащиеся знакомятся с понятиями природно-территориального комплекса, географической зональности и азональности на примерах отдельных материков и океанов.

В этом курсе даются основные физико-географические сведения с таким расчетом, чтобы более к ним не возвращаться.

В 8-9- м классах предлагается курс «Страноведение», в котором упор делается не на изучение отдельных материков, а на изучение цивилизационных регионов и отдельных «знаковых» государств внутри них, причем эти регионы могут даже выходить за рамки одного материка.

Курс начинается не с изучения родного края или России, а с изучения мира. Этот вопрос на первый взгляд может показаться второстепенным, но на самом деле за ним стоят сложные социально-национальные проблемы. Курс изучения своего края и страны необходим; его, может быть, следует даже усилить, опять же через гуманизацию и гуманитаризацию, но нужно делать это на завершающем этапе с тем, чтобы «инстинкт сохранения места», свое, национальное наложилось на интернациональное (Крищюнас и др., 1990).

Курс «Страноведение» - по своей сути интегрированный, гармонично сочетающий в себе элементы физической и общественной географии. В этот курс наряду с изучением других стран гармонично вплетается и Россия; бесспорно, на изучение России отводится гораздо больше времени, чем на любую другую страну или регион - примерно, весь 9-й класс. Главная методологическая задача включения России в курс «Страноведения» - показать не исключительную роль России с ее особым предназначением и особым путем развития, а ее современное состояние и будущее развитие в качестве неотделимой части мировой цивилизации.

Курс охватывает всю географическую систему: природа- население-хозяйство.

В 10-11 классах, предлагается ввести новый курс - «География современного мира », в котором в отличие от ныне действующего курса «Экономическая и социальная география мира» должна быть отражена, причем весьма значительно, и российская тематика. В этом курсе Россия показывается с глобальных позиций как составная часть мира. Российский школьник должен почувствовать себя не только россиянином, но и жителем нашей планеты. Курс «География современного мира» имеет преимущественно гуманитарную направленность, главная цель которого - знакомство с наиболее острыми проблемами современности с позиций постиндустриализации и устойчивого развития. Предлагаемый курс отличается от сегодняшнего курса «Экономическая и социальная география мира» большей проблемностью, большим креном в сторону глобальных проблем за счет ослабления внимания к отдельным отраслям и регионам мира, более широким спектром охватываемых вопросов.

Такова суть предлагаемой нами новой концептуальной модели среднего географического образования в нашей стране. Нетрудно видеть, что в концептуальной основе стратегии реформирования географического образования лежат новые представления о его содержании и структуре, опирающиеся на достижения современной географической науки, которая может и должна сыграть решающую роль в коренной перестройке российского среднего географического образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранский Н.Н . Страноведение и география физическая и экономическая // Известия ВГО - т. 78, вып. 1, 1946
  2. Герасимова Т.П. Концепция содержания и структуры школьной географии // География в школе, N 2, 1989
  3. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. Физическая география; начальный курс, Просвещение, М.; 2003
  4. Гербер Р. Глобализация образования и преподавание географии: в будущее вместе // География в школе, N 2, 2002
  5. Глазовский Н. Ф. Цели, возможности и механизмы устойчивого развития на разных уровнях природно-социальных систем // Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни - Товарищество научных изданий КМК, М.: 2002
  6. Горбанев В.А . К концепции географического образования в средней школе // География в школе, N 3, 1990
  7. Горбанев В.А . Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе, N 6, 1996
  8. Горбанев В.А . Школьная география в США, Австралии, Финляндии // География и экология в школе XXI века, N 2, 2005а
  9. Горбанев В.А . Географическая наука - решающая компонента реформирования среднего географического образования в современной России // Универсум, Москва-Смоленск, 2005б
  10. Дронов В.П ., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство // Дрофа, М.: 2004
  11. Дронов В.П . Модернизация содержания курса «География России» // География и экология в школе XXI века, N 8, 2004
  12. Дронов В.П., Максаковский В.П. и др. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе, N 2, 2000
  13. Евдокимов С.П. Общая география: быть или не быть - материалы к дискуссии о форме и содержании // География и экология в школе XXI века, N 3, 2005
  14. Исаченко А.Г. География в современном мире // Просвещение, М.: 1998
  15. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса - М.: 1993
  16. Котляков В.М. Мировой кризис конца ХХ века и географическая наука // Известия РАН - серия география, N 4, 1995
  17. Крищюнас В. -Р., Наумов А.С., Рогачев С.В., Новиков А.В. Концепция географического образования в средней школе // География в школе, N 1, 1990
  18. Крупская Н.К. О преподавании географии // Педагогические сочинения, т. 9, 1960
  19. Лангрэн Д. Географическое образование в Миннесоте, и национальное движение за реформу образования // География в школе N 2,4, 1995
  20. Максаковский В.П. О новой концепции школьного географического образования // География в школе, N 2, 1989
  21. Максаковский В.П. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе, N 2, 1998
  22. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира // Просвещение, М.: 2004
  23. Максимов Г.Н. Методология и дидактика географии // Якутск, 1996
  24. Новый федеральный учебный план : перспективы преподавания географии в основной школе // География и экология в школе XXI века, N 4, 2004
  25. Преображенский В.С. К концепции школьной программы по географии // География в школе, N 2, 1989
  26. Рыжаков М.В. и др. Концепция среднего географического образования // География в школе, N 2, 1989
  27. Сватков Н.М. Геономическая концепция школьной географии // География в школе, N 2, 1989
  28. Столтмэн Дж. Реформа географического образования в США // География в школе, N 3, 2001
  29. Geography Education at the Cross Roads: Directions for the next Millennium // Proceedings of the Kyongju Symposium of the IGU Commission on Geographical Education - Korea, 2000
  30. Geographical Renaissance at the Dawn of Millennium // Abstracts of the Durban Regional Conference of the IGU - Durban, 2002
  31. Gorbanyov V. & Barinova I. Reforming Geography Education in Modern Russia // Research In Geographic Education, vol. 8, 2006
  32. International Charter on Geographical Education // Commission IGU on Geographical Education - Washington, 1992
  33. International trends in Geographical Education // Frreinnburg, 1987
  34. Morgan J. Teaching Geography for a Better World ? The Postmodern Challenge and Geography Education // International Research in Geographical and Environmental Education - V. 11, No. 1: 2002
  35. Norman G. Research in Geographical Education // London: 1989
  36. Teaching Geography in a World on Change // Proceedings of the Mendoza Symposium of the IGU Commission on Geographical Education: Mendoza, 1999

Географическое образование

система подготовки специалистов-географов в вузах. Как учебная дисциплина география была введена в некоторых университетах Западной Европы уже в средние века, в учебных заведениях России - в 17 в. (например, в Киево-Могилянской академии). В 17 в. появились первые учебные руководства по географии, например переведённая на русский язык в начале 18 в. «География генеральная…» нидерландского учёного Варениуса. Уже в начале 18 в. география являлась самостоятельным учебным предметом в Школе математических и навигацких наук (См. Школа математических и навигацких наук), в Петербургской морской академии и была предусмотрена М. В. Ломоносовым в проекте учебного плана Московского университета (где и читалась Д. В. Савичем с открытия университета). К концу 18 в. в географии (курсы которой читались уже во многих университетах Западной Европы) ясно наметились три направления - география физическая, экономическая (чаще называвшаяся в то время статистической) и страноведение. Физическая география преподавалась в университетах на факультетах естественных наук, статистика и страноведение - на факультетах словесности (историко-филологических).

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом университетов 1804, по которому на словесных факультетах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства. Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, учебные курсы географии были «подсобными» при подготовке историков и филологов.

В странах Западной Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в конце 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению (X. Дж. Маккиндер, Г. Видаль де ла Блаш), в Германии - по геоморфологии (А. Пенк), общей географии (А. Зупан), сравнительному землеведению (К. Риттер), географии населения (Ф. Ратцель). Значительное влияние на развитие Г. о. в высшей школе оказал немецкий географ А. Гумбольдт. Французский географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе специальное высшее учебное и научное учреждение - географический институт. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе военного ведомства.

В 1863 в русских университетах были созданы кафедры физической географии, в 1884 - кафедры географии и этнографии. В связи с этим в учебные планы университетов был введён ряд географических дисциплин - общая физическая география, география России, география материков, антропогеография, этнография, история географии и др. Значительную роль в развитии отечественной Г. о. сыграли научные школы университетов Московского (Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. С. Барков, М. А. Боголепов, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, М. С. Боднарский) и Петербургского (А. И. Воейков, П. И. Броунов, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, Ю. М. Шокальский и др.). В Новороссийском университете (Одесса) Г. о. руководил Г. И. Танфильев, в Казанском - П. И. Кротов, в Харьковском - А. Н. Краснов и др. В начале 20 в. большую роль в улучшении Г. о. в школе сыграли новые учебники и учебные пособия А. С. Баркова, С. Г. Григорьева, А. А. Крубера и С. В. Чефранова; в учебные планы географических специальностей вузов введена учебная практика, созданы учебные станции; подготовка специалистов с Г. о. для научно-исследовательской и педагогической работы осуществлялась при физико-математических факультетах.

Положение высшего Г. о. резко изменилось после Великой Октябрьской революции. В 1918-25 в Петрограде работал (вуз), при котором в 1922 был создан научно-исследовательский институт географии, в 1923 такой же научно-исследовательский институт учрежден при Московском университете. К конце 20-х гг. в университетах радикально перестроены учебные планы и программы географических специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоятельные географические отделения, а затем географические и геолого-географические факультеты университетов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих географические факультеты, возникали новые кафедры. Современная типовая структура географических факультетов в университетах СССР включает специальности: физическая география, экономическая география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография.

В СССР географов готовят университеты и педагогические институты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами Г. о. являются Московский, Ленинградский, Киевский университеты и педагогические институты. В некоторых университетах имеются геолого- и географо-биологические факультеты. Студенты университетов на первых курсах получают широкую общегеографическую подготовку, на старших курсах изучают цикл специальных (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходят специальную практику (геологическую, геодезическую, комплексно-географическую в научно-исследовательских институтах, школах, экспедициях и др.), выполняют и защищают курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдают государственные экзамены по общественным дисциплинам. Подготовка географов в педагогических институтах строится без подразделения на узкие специальности. Значительное место отводится изучению педагогических дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и педагогической практике. Многие педагогические институты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биологические, естественно-географические факультеты), истории и географии и др. В учебных планах всех педагогических институтов также предусмотрена практика полевая на учебных базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на географических специальностях 4-5 лет.

В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск около 1,6 тыс. специалистов) и 77 педагогических институтов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск - 6,2 тыс. специалистов, в том числе около 300 с двумя специальностями), приём на географические факультеты (отделения, специальности) около 10 тыс. чел.

Значительное место занимают специальные географические дисциплины в учебных планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних специальных учебных заведениях (топографических, гидрометеорологических, с.-х. и др.).

В вузах, а также в АН СССР и в Академии педагогических наук СССР имеется аспирантура, в которой готовят научные и научно-педагогические кадры по географическим наукам.

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. В социалистических странах Г. о. развивается по всем отраслям географии. Крупными центрами Г. о. являются старейшие университеты - в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистических странах характер, направление, формы Г. о. весьма различны. Например, в крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах выпускают преимущественно университеты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают два профиля (например, география и физика, география и психология, география и иностранный язык). Педагогическая практика в процессе обучения занимает меньшее место, нежели в сов. университетах и педагогических институтах.

Общее Г. о. даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоятельный учебный предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физической географии, включающий сведения о топографическом плане и географической карте, знания о сферах Земли и методах их исследования и др.; физическая география материков, СССР, экономическая география СССР и зарубежных стран). В некоторых капиталистических странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.

Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском университете за 200 лет (1755-1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина, М., 1955; Бутягин А. С., Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Соловьев А. И., Современное состояние и задачи высшего географического образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. И. Соловьев.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Географическое образование" в других словарях:

    Исторически сложившаяся и меняющаяся во времени специализация географических таксонов различного ранга (городов, районов, государств и их объединений) на тех или иных видах экономической деятельности. Зависит от природных условий и естественных… … Географическая энциклопедия

    Образование Древнерусского государства с центром в Киеве - Значение периода с VI по IX в. в истории восточного славянства В истории средневековой Европы до X в. было два момента, когда судьбы славян вошли в особенно тесное соприкосновение с судьбами других европейских народов и государств. Первый раз это … Всемирная история. Энциклопедия

    Имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др. Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному …

    VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

    Русское географическое общество - (РГО) одно из старейших географических обществ мира. Важнейшая задача Русского географического общества объединить людей, неравнодушных к природе Родины. Общество основано в Санкт Петербурге по повелению императора Николая I, который 18 августа… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - (совместно с Институтом британских географов) Основано 1830 Аббревиатура RGS IBG Покровитель Елизавета II Президент Сэр Гордон Конвэй Местоположение Кенсингтон, Лондон, Великобритания Количество членов 15,000 Веб сайт … Википедия

    - (совместно с Институтом британских географов) Основано 1830 Аббревиатура RGS IBG Покровитель Елизавета II Президент Сэр Гордон Конвэй Местоположение Кенсингтон, Лондон, Великобритания Количество членов … Википедия

    Дошкольное образование относится к детям в возрасте от 2 лет до обязательного школьного возраста (5 лет в Англии и Уэльсе и 4 в Северной Ирландии). Содержание 1 Историческая Справка 2 … Википедия

    Эта статья об организации. См. также National Geographic. Национальное географическое общество National Geographic Society … Википедия

В период с 1924 г. и до начала 30-х гг. школьное образование, в том числе и географическое, было парализовано левацкой «комплексной программой», которая не предусматривала изучение отдельных предметов. Некоторые географические сведения главным образом статистического характера давались в программах естествознания и обществоведения. Учащимся ставилась задача самостоятельно изучать карту, работать со справочниками, составлять графики. В 1932 г. начали восстанавливаться уроки как основная форма занятий. Существенный перелом в деле школьной подготовки по географии наступил в 1934 г. Правительственное постановление «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» утвердило географию в качестве одной из важнейших дисциплин школьной подготовки, установило стабильные программы, обязательные для всех школ. Ведущими учеными, профессорами МГУ, были подготовлены учебники высокого качества, переиздаваемые с небольшими коррективами в течение 20 лет. Реакцией на это постановление было резкое расширение масштабов высшего географического образования, организация специализированных факультетов в университетах и пединститутах. Страна нуждалась в образованных учителях и специалистах для изучения производительных сил и быстро развивавшейся экономики. Учебники А.С. Баркова и А.А. Половинкина для пятого класса, Г.И. Иванова - для шестого, СВ. Чефранова - для седьмого, Н.Н. Баранского - для восьмого, И.А. Витвера - для девятого классов, невзирая на идеологические издержки и размежевание на физическую и экономическую географию, для своего времени были превосходными. Учебники Баранского и Витвера были удостоены Государственной премии. В помощь учителям под редакцией Баранского начал издаваться журнал «География в школе». Существенно повышалась в географическом образовании роль карты. По Баранскому, без карты нет географии. «Карта, - говорил Баранский (1990. С. 218, 219, 222), - есть "альфа и омега" (т. е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается... В качестве орудия преподавания географии карта не менее необходима, чем в качестве орудия географического исследования. Обеспечение преподавания географии возможно большим числом приспособленных для целей преподавания карт является важнейшим и наиболее эффективным средством к повышению всей постановки учебного дела по линии географии». К 1940 г. была создана серия общегеографических и специальных демонстрационных карт и учебных географических атласов. Начали выходить пособия по методике преподавания: в 1938 г.- А.А. Половинкина «Методика физической географии», в 1939 г.- коллектива авторов под редакцией В.Г. Эрдели «Методика преподавания географии», «Очерки школьной методики экономической географии» Н.Н. Баранского, в дополненном и переработанном виде изданные в 1960 г. под названием «Методика преподавания экономической географии». Преподавание географии было поставлено на твердую методологическую основу, были узаконены структура уроков, принципы освещения географического положения, порядок территориальных характеристик природных и хозяйственных комплексов. Свыше полувека с небольшими изменениями сохраняется последовательность изучения географии в отдельных классах с жестким разделением на части: сначала физической, потом экономической географии. Завершается курс школьной географии «Социально-экономической географией зарубежных стран». В 1950- 1960-е гг. был период, когда программа изучения географии завершалась географией своей страны- «Экономической географией СССР». Логичное нововведение было отменено, и география Родины до сих пор оказывается «проходной» частью школьного курса.

Модернизация школьного курса происходила за счет усиления его научного содержания с одновременным сокращением наиболее занимательных и привлекательных разделов, в частности о путешествиях и открытиях. В свое время Баранский (1957. С. 37) с горечью отмечал, что в школьной географии «часы сокращены, учебные планы урезаны, программы и учебники тоже сокращены... Из программы и учебников экономической географии выбросили историко-географические очерки... Но как понять без прошлого настоящее страны и района?» Процесс «урезания» коснулся не только персоналий, связанных с социально-экономической географией. Еще в большей степени чувствительны умолчания о путешествиях и открытиях для природной составляющей географии. В учебниках 1980-х гг. не упоминались имена П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.В. Докучаева, А.И. Воейкова, Д.Н. Анучина, В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова, Л.С. Берга. В.А. Обручев и А.Е. Ферсман упомянуты как путешественники (Максаковский, 1984). О положительных изменениях и недостатках научной персоналии в учебниках и программах по географии писал В.П. Максаковский и в 1998 г. Более чем странным было положение, когда изучение зональности не сопровождалось упоминанием имен А.Гумбольдта и В.В.Докучаева, ландшафтов- Л.С.Берга, свойств биосферы - В.И. Вернадского, географической оболочки - А.А. Григорьева и СВ. Калесника. Место в программе и учебниках освобождалось под благовидным предлогом увеличения доли теоретических знаний при одновременном уменьшении фактологического материала. И хотя обращалось внимание на необходимость устранения чрезмерной усложненности учебного материала и перегрузки учащихся, усиление крена повышения степени научности школьной географии продолжается до сих пор. «Учащиеся перенапрягают умственные возможности, искажается нормальный процесс мышления, у них в памяти остаются лишь отдельные слова, фрагменты содержания - и то на время, к концу учебного года они забываются... Авторы программ и учебников настолько преданы "научности", что забывают: затруднения у учащихся при таких подходах к обучению неизбежны - из-за возраста и пока ограниченного кругозора; у детей еще недостаточен жизненный опыт, не развиты пространственные и временные представления, абстрактное мышление и т. д. То, что хорошо знают авторы-географы (научные факты, связи, процессы), ошеломляет учащихся. Учащиеся становятся беспомощными от слушания незнакомых слов без отражения в мышлении реальной действительности. Они страдают не столько от обилия материала, сколько от того, что не подготовлены к его восприятию и осознанию. Они отторгают содержание, в котором все начинается с науки... Школьная география постепенно стала превращаться в учебный предмет с усложняющимся содержанием, малопонятным и поэтому неинтересным для учащихся». Такой непредусмотренный эффект чрезмерного «онаучивания» школьной географии вынуждена констатировать видный методист Т.П. Герасимова (2000), и она не одинока в своих выводах. К числу неудачных следует отнести и эксперимент Федерального центра им. Л.В. Занкова, внедряющего учебник А.Н. Казакова «География для младших школьников. 2 класс» (1996), в котором приведено до сотни имен и фамилий, до двух сотен названий географических объектов. Таким учебником могли бы пользоваться студенты вузов при освоении курса истории географии.

Дискуссия об изменении структуры и содержания школьного географического образования продолжается в течение десятилетий. Особенно о необходимости преодоления разобщенности географии на физическую и социально-экономическую части, подрывающей положение о том, что «школьная география - это единственный естественно-общественный предмет, рассматривающий сложные и многообразные связи между природными и производственными системами во времени и пространстве» (Розанов, 2001). Если не заняться срочным наведением мостов между двумя ветвями географии, говорил в одном из выступлений А.Г. Исаченко, то нам грозит полный развал. В Институте географии Академии наук, в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук, учеными и учителями были предложены различные варианты новой структуры школьного географического образования, новых дисциплин, объединяющих географические знания в стройную систему, дающую представление о единстве взаимозависимых процессов в природе, социуме и экономической деятельности. Базовыми направлениями интеграции в образовательной сфере должны стать, по мнению многих участников дискуссий, краеведение, страноведение и общая география. География как мировоззренческая дисциплина, имеющая фундаментальное значение для понимания места человека в биосфере и формирования рациональных правил природопользования в широком понимании этой концепции, должна найти место в заключительном классе средней школы и не в форме факультатива для специализированных групп учащихся, а как один из важнейших курсов, знаменующих первый этап эколого-географического обучения всего населения. Для многих лиц, принимающих ответственные решения, связанные с развитием производительных сил и вмешательством в сложную систему природных процессов, базовыми знаниями остаются те, что были усвоены на уроках географии в средней школе. Значит, уровень этих знаний должен быть адекватен пониманию проблем современного мира.

Один из вариантов проекта образовательного стандарта географического образования был опубликован для обсуждения в 1997 г. Реакция была разной, от восторгов до неприятия. В проекте были правильно определены цели географического образования - «способствовать формированию в сознании учащегося системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, определяющих становление человека и гражданина», с учетом того, что в ближайшей перспективе могут обостриться до критического состояния вопросы взаимодействия человечества со средой своего обитания. Составители проекта стандарта к нейтральной по смыслу триаде «природа -население -хозяйство» добавили гуманистическое триединство «среда -человек -поведение». Именно совокупное поведение людей будет определять благоденствие человечества или неминуемый закат цивилизации. Правильно поставленным целям в < проекте, однако, были предложены не соответствующие целям принципы трансформации географического образования. В проекте, как было отмечено (Богучарсков, 1997), «постулируется ныне действующая схема распределения времени на обучение географии, при которой может быть узаконен сокращенный график уроков в 10-м классе и их полное отсутствие в 11-м. Но если географии нет в заключительном классе, то теряется ее общественная важность, какие бы по этому поводу ни провозглашались декларации!» Разгромную рецензию на проект образовательного стандарта дал B.C. Преображенский (1997): «В стандарте - концентрация внимания на "пользовании" природой. Вот и весь идеал "гармонически развитой личности!"» В качестве основных недостатков проекта стандарта Преображенский отметил: «Выдвижение категории пользования, рожденной в рамках потребительской идеологии индустриального общества, и отказ от познания и природы, и человека как самоценностей... Отсутствие попыток передать если не единство, то тесные взаимосвязи природной и общественной географии... географическая оболочка и ландшафты предстают как чисто "природные бесчеловечные" объекты». Многие положения оказались не более чем декларациями. В ходе конкретизации их «целостный многоцветный мир современной географии "Планеты людей" оказался разрушенным. Образовательная область предстала как некоторое неясно очерченное формально структурированное поле, засеянное разномасштабными, рядом положенными, не связанными между собой понятиями».

Особенно заметным был пресс на географию в ходе подготовки обоснования о переводе на 12-летнее школьное образование. Авторским коллективом под руководством В.П. Дронова был подготовлен проект концепции географического образования в 12-летней школе. В качестве основы в концепции принята государственная доктрина о делении образования на три ступени: начальное, базовое (обязательное, включающее 5-10 классы) и полное (11 и 12 классы, надо понимать, необязательное) среднее образование. Исходя из этой модели, авторы концепции и формировали структуру географических дисциплин. И этот проект не получил всеобщего признания. Провозглашенные цели - исследовать в неразрывном единстве территориальные природно-общественные системы - авторами концепции понимались как существенное сокращение природной части. Озабоченность автора этой книги (Богучарсков, 2000а) недооценкой природной составляющей географии в проекте концепции была понята В.П. Максаковским (2000). «Всемерное "очеловечивание" школьной географии, которое мы провозгласили, - отметил академик, - не должно ущемлять интересы географов природоведческого профиля». Надо полагать, что мы работаем все вместе для удовлетворения интересов наших современников и потомков.

Для реализации планов перевода школьного образования на 12-летний период обучения был объявлен конкурс на создание проекта Базового учебного плана. Созданный в Министерстве образования Российской Федерации координационный совет из всего пакета поступивших вариантов плана выбрал в качестве предпочтительного один, но самый неудачный с позиций географии. Курсу географии, согласно этому проекту, выделено время лишь в 7, 8 и 9 классах. «То, что предлагается проектом Базисного учебного плана, - писал в открытом письме в адрес федеральной комиссии В.Т. Богучарсков (20006), - ориентировано на развитие потребительства, на сиюминутный прагматизм и не преследует целей воспитания сознательной заботы о среде, точнее, об условиях и ресурсной базе обитания даже на ближайшие десятилетия. Нельзя игнорировать судьбоносную часть знаний в школе будущего. Напротив, география как носитель этих знаний должна быть усовершенствована и получить возможность для своего развития». Массовые выступления против подобного базисного плана возымели действие. Приказом Министра образования РФ от 06.03.2001 г. утвержден экспериментальный Базисный учебный план, в котором география, хотя и в урезанном виде, представлена в 6 - 10 классах, в 11 - 12 классах - только в профильных группах географической, геолого-географической и экономической специализаций. Вряд ли эта структура школьной географической подготовки отвечает складывающейся в мире и стране эколого-географической обстановки. Надо признать, что отношение к школьному курсу географии в значительной степени связано с положением самой географической науки, ее авторитета в сообществе других наук.

Проблемы географии средней школы свойственны и географическому образованию в высшей школе. Прежде всего, это касается все более расходящихся ветвей физической и социально-экономической географии. Одни из возможных путей консолидации природных и социально-экономических знаний для целей образования и исследования природно-социохозяйственных систем может быть найден на основе комплексного страноведения (Машбиц, 1998, 1999). «Комплексное страноведение,- по мысли Машбица (1999. С. 4), - может помочь повышению эффективности природопользования и хозяйствования, созданию эффективной экономики, улучшению условий жизни и здоровья населения». Уже отмечалась (Богучарсков, 1998, 2000в) желательность организации кафедр страноведения, в которых на равных правах были представлены преподаватели и научные сотрудники естественного и общественного крыльев географии для комплексных региональных научных изысканий, для реального выполнения программ интегрированного образования, для подготовки учителей географии. Школе не нужен отдельно учитель физической географии и учитель социально-экономической географии. И вообще в школе география должна быть общей, неразделенной. Кафедра страноведения должна базироваться на принципах единства и взаимообусловленности природно-социохозяйственных (природно-социокультурных) процессов. Важно самим географам понять и других убедить, что у географии есть теоретическое ядро - это теория гармонизации взаимодействия общества и природы. Эта проблема всегда была в поле зрения географии и только в последней четверти XX в. привлекла к себе внимание ученых других областей знания. На почве обострения экологических проблем географами были созданы курсы, кафедры и факультеты геоэкологии. Доминантным направлением в них должно быть географическое. В реальности же на базе геохимических исследований геоэкология все в большей степени становится объектом любви и трогательной заботы геологов.

века, в учебных заведениях России - в 17 в. (например, в Киево-Могилянской академии). В 17 в. появились первые учебные руководства по географии, например переведённая на русский язык в начале 18 в. «География генеральная¼» нидерландского учёного Варениуса. Уже в начале 18 в. география являлась самостоятельным учебным предметом в Школе математических и навигацких наук , в Петербургской морской академии и была предусмотрена М. В. Ломоносовым в проекте учебного плана Московского университета (где и читалась Д. В. Савичем с открытия университета). К концу 18 в. в географии (курсы которой читались уже во многих университетах Западной Европы) ясно наметились три направления - география физическая, экономическая (чаще называвшаяся в то время статистической) и страноведение. Физическая география преподавалась в университетах на факультетах естественных наук, статистика и страноведение - на факультетах словесности (историко-филологических).

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом университетов 1804, по которому на словесных факультетах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства. Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, учебные курсы географии были «подсобными» при подготовке историков и филологов.

В странах Западной Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в конце 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению (X. Дж. Маккиндер, Г. Видаль де ла Блаш), в Германии - по геоморфологии (А. Пенк), общей географии (А. Зупан), сравнительному землеведению (К. Риттер), географии населения (Ф. Ратцель). Значительное влияние на развитие Географическое образование в высшей школе оказал немецкий географ А. Гумбольдт. Французский географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе специальное высшее учебное и научное учреждение - географический институт. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе военного ведомства.

В 1863 в русских университетах были созданы кафедры физической географии, в 1884 - кафедры географии и этнографии. В связи с этим в учебные планы университетов был введён ряд географических дисциплин - общая физическая география, география России, география материков, антропогеография, этнография, история географии и др. Значительную роль в развитии отечественной Географическое образование сыграли научные школы университетов Московского (Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. С. Барков, М. А. Боголепов, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, М. С. Боднарский) и Петербургского (А. И. Воейков, П. И. Броунов, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, Ю. М. Шокальский и др.). В Новороссийском университете (Одесса) Географическое образование руководил Г. И. Танфильев, в Казанском - П. И. Кротов, в Харьковском - А. Н. Краснов и др. В начале 20 в. большую роль в улучшении Географическое образование в школе сыграли новые учебники и учебные пособия А. С. Баркова, С. Г. Григорьева, А. А. Крубера и С. В. Чефранова; в учебные планы географических специальностей вузов введена учебная практика, созданы учебные станции; подготовка специалистов с Географическое образование для научно-исследовательской и педагогической работы осуществлялась при физико-математических факультетах.

Положение высшего Географическое образование резко изменилось после Великой Октябрьской революции. В 1918-25 в Петрограде работал (вуз), при котором в 1922 был создан научно-исследовательский институт географии, в 1923 такой же научно-исследовательский институт учрежден при Московском университете. К конце 20-х гг. в университетах радикально перестроены учебные планы и программы географических специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоятельные географические отделения, а затем географические и геолого-географические факультеты университетов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих географические факультеты, возникали новые кафедры. Современная типовая структура географических факультетов в университетах СССР включает специальности: физическая география, экономическая география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография.

В СССР географов готовят университеты и педагогические институты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами Географическое образование являются Московский, Ленинградский, Киевский университеты и педагогические институты. В некоторых университетах имеются геолого- и географо-биологические факультеты. Студенты университетов на первых курсах получают широкую общегеографическую подготовку, на старших курсах изучают цикл специальных (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходят специальную практику (геологическую, геодезическую, комплексно-географическую в научно-исследовательских институтах, школах, экспедициях и др.), выполняют и защищают курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдают государственные экзамены по общественным дисциплинам. Подготовка географов в педагогических институтах строится без подразделения на узкие специальности. Значительное место отводится изучению педагогических дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и педагогической практике. Многие педагогические институты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биологические, естественно-географические факультеты), истории и географии и др. В учебных планах всех педагогических институтов также предусмотрена практика полевая на учебных базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на географических специальностях 4-5 лет.

В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск около 1,6 тыс. специалистов) и 77 педагогических институтов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск - 6,2 тыс. специалистов, в том числе около 300 с двумя специальностями), приём на географические факультеты (отделения, специальности) около 10 тыс. чел.

Значительное место занимают специальные географические дисциплины в учебных планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних специальных учебных заведениях (топографических, гидрометеорологических, с.-х. и др.).

В вузах, а также в АН СССР и в Академии педагогических наук СССР имеется аспирантура, в которой готовят научные и научно-педагогические кадры по географическим наукам.

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. В социалистических странах Географическое образование развивается по всем отраслям географии. Крупными центрами Географическое образование являются старейшие университеты - в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистических странах характер, направление, формы Географическое образование весьма различны. Например, в крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах выпускают преимущественно университеты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают два профиля (например, география и физика, география и психология, география и иностранный язык). Педагогическая практика в процессе обучения занимает меньшее место, нежели в сов. университетах и педагогических институтах.

Общее Географическое образование даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоятельный учебный предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физической географии, включающий сведения о топографическом плане и географической карте, знания о сферах Земли и методах их исследования и др.; физическая география материков, СССР, экономическая география СССР и зарубежных стран). В некоторых капиталистических странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.

Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском университете за 200 лет (1755-1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина, М., 1955; Бутягин А. С., Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Соловьев А. И., Современное состояние и задачи высшего географического образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. И. Соловьев.

Статья про слово "Географическое образование " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 4380 раз

Поделиться