Сделать вывод о проделанной лабораторной работе. Отчетпо выполнению лабораторной работы Отличия в выводах к лабораторным работам

Лабораторная работа подразумевает действия в лабораторных условиях, то есть практикум. Но студенты, особенно поначалу, сталкиваются с такой проблемой: трудно понять, как сделать вывод в конце лабораторной работы.

Ответ простой: вывод лабораторной работы является итогом проделанного труда. Написать вывод к лабораторной можно только после проделанного исследования. Оно проводится под контролем преподавателя, в соответствии с методичками и пособиями. Перед этим проводится инструктаж по технике безопасности и правилам пользования приборами. Это обязательное условие, в особенности при химических опытах и экспериментах с электричеством, например, на практикуме по физике.

Вывод = заключение

В каждой учебной или научной работе есть главная цель, которую нужно достичь путем решения экспериментальных задач, измерения, обработки результатов. В конце работы описываются ее итоги, к чему студент пришел при помощи эксперимента и чего получил. Смысл заключения работы соответствует заданной цели (достигнута или не достигнута). В заключении, который в лабораторной работе представлен в форме вывода необходимо осветить, к чему привели проведенный действия и каков результат. Это и есть ответ на вопрос, как написать вывод к лабораторной по любому предмету.

Вывод является итогом проделанного труда, а значит он исходит из поставленной перед автором задачи.

Чтобы не ломать голову, как написать вывод к лабораторной работе, воспользуйтесь советами:

  • Не стоит растягивать предложения.
  • Не стоит пользоваться другими стилями речи, кроме научного и делового.
  • Не стоит повторяться и в точности переписывать поставленную цель.
  • Придерживаться результата и точно формулировать термины.

Отличия в выводах к лабораторным работам

Теперь перейдем к отличиям, которые могут быть в выводах в зависимости от изучаемого предмета.

Как написать вывод к лабораторной работе по предмету, с которым раньше не сталкивался, например, информатика? Принцип написания тот же, отличия могут заключаться в особенностях анализа и используемых методах работы. В информатике не применяется каких-либо опытов с веществами или изменением их состояний. Там балом правит работа за компьютером.

Главное, чтобы вывод был содержательным и кратким, чтобы преподаватель увидел действия и итог студента, что он понял и чему научился.


Практическая работа № 10.

Тема: Выполнение расчетов в таблицах с использованием функций.

Цель: получить практические навыки работы в программе MS Excel, вводить и редактировать стандартные функции ЭТ.

Оборудование:

Студент должен

уметь:

знать:

Программное обеспечение: ОС Windows 9x, 2000.

Требования к отчету

Ответы на вопросы.

Теоретические сведения.

MS Excel содержит 320 встроенных функций. Для удобства функции в Excel разбиты по категориям (математические, финансовые, статистические и т.д.).

Порядок ввода функций:

1. Выделить ячейку, в которую вставляем функцию

2.Вставка, Функция или < f x > или< Shift + F 3>

4. В поле Функция -функцию. < ОК > .

Внизу диалогового окна появиться краткое описание этой функции. Если необходимо узнать подробнее, то вызвать справку (слева внизу).

5. В появившемся диалоговом окне ввести аргументы.

6. После выбора аргументов в нижней части диалогового окна будет виден результат. Если он правильный, то < ОК > .



7. Если аргументом функции должна быть другая функция, то щелкнуть в поле ввода аргумента и выбрать нужную функцию из списка.

Функция ЕСЛИ

ЕСЛИ (лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь)

Например: =ЕСЛИ(A2<=100;"Внутри бюджета";"Вне бюджета")

Если приведенное выше число меньше либо равно числу 100, формула отображает строку «Внутри бюджета». В противном случае - строку «Превышение бюджета» (В пределах бюджета)

В MS Excel имеются три способа адресации ячеек: относительная , абсолютная и смешанная . Признаком абсолютной адресации является знак $.

Задание 1. Вычислить расход электроэнергии и стоимость израсходованной электроэнергии.

1. Задайте фиксированную ширину строк. Формат/Столбец/Ширина – 15.

2. Выровняйте текст в ячейках. Формат/Ячейки/Выравнивание : по горизонтали – по центру, по вертикали – по центру, отображение – переносить по словам.

3. С помощью маркера автозаполнения заполните нумерацию квартир по 10 включительно.

4. Заполните ячейки B4:C13 по образцу.

5. В ячейку D4 введите формулу и заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.

6. В ячейку E4 введите формулу =D4*$С$1 . И заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.

7. В ячейке А15 введите текст «Статистические данные» выделите ячейки A15:B15 и щелкните на панели инструментов кнопку «Объединить и поместить в центре».

8. Щелкнуть мышью по ячейке B16 и ввести математическую функцию СУММ , для этого необходимо щелкнуть в строке формул по знаку и выбрать функцию, а также подтвердить диапазон ячеек.

9. Аналогично функции задаются и в ячейках B17:B19.

10. Лист, на котором выполнялись расчеты, переименуйте в Электроэнергию.

Задание 2. Вычислить возраст учащихся по заданному списку и их датам рождения.

1. Перейдите на новый лист, переименуйте его в Возраст.

2. Оформите таблицу по образцу.

3. Рассчитайте возраст учащихся. Для этого необходимо с помощью функции СЕГОДНЯ выделить сегодняшнюю текущую дату из нее вычитается дата рождения учащегося, далее из получившейся даты с помощью функции ГОД выделяется из даты лишь год. Из полученного числа вычтем 1900 – века и получим возраст учащегося. В ячейку D3 записать формулу =ГОД(СЕГОДНЯ()-С3)-1900. Результат может оказаться представленным в виде даты, тогда его следует перевести в числовой тип. (Формат/Ячейки/Число/Числовой/число знаков после запятой – 0).

4. Определить самый ранний день рождения.

5. Определить самого младшего учащегося.

6. Определить самый поздний день рождения.

7. Определить самого старшего учащегося.

Задание 3. Вычислите выражения

При 1) a= 1, b=2, c=2, x=4; 2) a= 3, b= -1, c=6, x=-11.

1. Перейдите на новый лист, переименуйте его и оформите следующим образом блок данных:

2. Введите в ячейку В7 формулу для вычисления у1.

3. Введите в ячейку В8 формулу для вычисления у2.

4. Введите в ячейку В9 формулу для вычисления у3. (=КОРЕНЬ(В2*В5^2)/(B3*B5-B4))

Задание 4. Вычислите сумму арифметической прогрессии 2, 6, …30 двумя способами.

Первое необходимо ввести данную последовательность в компьютер. Для того чтобы вводить последовательность можно использовать три разных способа:

1 способ : в ячейку A1 внесите первое значение прогрессии 2 , в ячейку А2 – второе значение прогрессии 6 , затем выделите оба значения и потяните за марке автозаполнения. Двигайте указатель вниз до тех пор, пока не увидите на счетчике нужное число.

2 способ : в ячейку B1 внесите первое значение прогрессии 2, в ячейку В2, занесите формулу =В1+4 , т.е. предыдущее значение прогрессии + разность. Выделите ячейку В2 и скопируйте данную формулу.

3 способ : в ячейку C1 внесите первое значение прогрессии 2, затем зайдите в меню Правка/Заполнить/Прогрессия и установите переключатели Расположение – по столбцам, Тип – арифметическая, Шаг – 4, Предельное значение – 30.

Чтобы вычислить сумму прогрессии воспользуйтесь функцией автосуммы. Другой способ вычисления суммы – это вычисление по формуле .

1. Вычислить значения выражений:

Вариант 1.
при x = 2, a = -1;

Вариант 2. x = 3, a = 6;

2. Вычислите двумя способами сумму арифметических прогрессий. Сами значения прогрессий заполните всеми способами.

Вариант 1. 3, 11,…59

Вариант 2. 15, 18, … 33.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные категории функций Excel. Как к ним обратиться?

3. Какими способами можно вставить значения аргументов функции?

4. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе.


Практическая работа №11

Тема: Построение диаграмм.

Цель: изучить правила расчётов и построения графиков функций и диаграмм в Ms Excel

Оборудование: персональный компьютер, табличный редактор Microsoft Exсel, проектор.

Студент должен

уметь:

· Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

· оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

знать:

· Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

Программное обеспечение: ОС Windows 9x, 2000.

Требования к отчету

Отчет о проделанной работе должен содержать:

Название работы, ее цель и последовательность выполнения;

Ответы на вопросы.

Теоретические сведения.

Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных. Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных.

Типы диаграмм

· Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговые диаграммы удобно использовать для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности.

· Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределения данных, полученных в результате статистического исследования.

· Гистограмма (разновидность столбчатых диаграмм) служит для изображения интервальных рядов данных, она представляет собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников.

· График. С помощью графика часто иллюстрируют динамику изменения статистических данных во времени.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Для различных значений х Î протабулировать функцию y=f(x) и построить график.

Варианты заданий:


1. y=cosx-|x-2|+4 , xÎ[-1, 8] , Dx =1

2. x=lny-1.5siny , yÎ , Dy=0.25

3. z=0.5x 3 -lg|x+5| , xÎ , Dx=0.2

4. y=lnx 2 -5-x , xÎ , Dx=0.25

5. x=y 2 -4ylny , yÎ , Dy=0.5

6. y=sinx+2-e -x , xÎ , Dx=p/6

7. z=x 2 -x+2.5-5 -x , xÎ[-2 , 2] , Dx=0.5

8. x=2 1-y -2.5cosy , yÎ[-5 , 0] , Dy=0.75

9. z=| y 3 -5y|-2y , yÎ , Dy=0.75

10. y=x-4sinpx , xÎ[-2 , 1] , Dx=0.3

11. z=3 x -7/x-3.7 , xÎ[-2 , 2] , Dx=0.5

12. z=|lgx|-(x+2) 2 , xÎ , Dx=0.5

13. y= , xÎ , Dx=0.5

14. x= , yÎ , Dy=0.5

15. y=x-3cos 2 (x/1.1) , xÎ , Dx=0.23

16. z=x+cospx , xÎ[-1.2 , 1.2] , Dx=0.5

17. x=0.17y 2 -tgpy , yÎ , Dy=0.25

18. x=3 x -lgx+1 , xÎ , Dx=0.2


Образец выполнения задания.

Построить график функции на отрезке xÎ с шагом h=0,5.

1. Оформить заголовки столбцов, используя приемы форматирования. Введите исходные данные:

3. Выполните автозаполнение формулы на остальные ячейки до конечного значения.

4. В ячейку В3 введите выражение, применяя встроенные математические функции Excel

В данном случае: =A3^2/КОРЕНЬ(A3+5)+LOG10(A3^2)

5. Выполнить автозаполнение ячеек до конца аргументов Х

6. Оформить таблицу:

7. Выделить значения Y, войти в меню вставка – диаграмма.

1 шаг Выбрать тип диаграммы График .

2 шаг Проверить правильность выбранного диапазона. На вкладке Ряд в строку Подписи оси Х ввести данные Х, выделив их диапазон в таблице:



3 шаг На вкладке Заголовки Дать название диаграммы (вставить данную функцию), и название осям:

4 шаг. Выбрать место расположения диаграммы.

Результат работы:

Задание 2.

  1. Заполнить таблицу (5-7 строк). Имеющиеся в шапке таблицы данные (года, месяцы, дни недели) заносить с помощью автозаполнения.
  2. Оформить таблицу с помощью обрамления, добавить заголовок, расположив его по центру таблицы. Шапку таблицы выполнить в цвете (шрифт и фон), полужирным шрифтом.
  3. Переименовать лист книги по смыслу введенной информации.
  4. Добавить в начало таблицы столбец "№ п\п" и заполнить его автоматически.
  5. Выполнить соответствующие вычисления. При построении диаграммы предусмотреть название.
  6. Сохранить файл.

Варианты заданий

Вариант №1

  1. Общее число больных за каждый месяц.
  2. Среднее число больных за каждый месяц.
  3. Процент больных гриппом в каждом месяце текущего года.
  4. Построить гистограмму заболеваемости за полугодие.

Вариант №2

  1. Общее количество изделий за каждый день текущей недели.
  2. Среднее количество изделий за каждый день текущей недели.
  3. Минимальное количество каждого изделия за текущую неделю.
  4. Построить круговые диаграммы выпуска деталей каждого наименования.

Вариант №3

  1. Максимальный прирост населения за пятилетие по каждому городу.
  2. Средний прирост населения за пятилетие по каждому городу.
  3. Общий прирост населения по всем городам за каждый год.
  4. Построить гистограмму прироста населения за каждый год.

Вариант №4

  1. Среднее количество пропущенных занятий каждым студентом.
  2. Общее количество пропущенных занятий студентами за каждый семестр.
  3. Количество максимальных пропусков занятий в каждом семестре.
  4. Построить круговые диаграммы пропусков занятий каждым студентом.

Вариант №5

  1. Общее число травмированных работников за каждый квартал.
  2. Среднее число травмированных работников за год по каждой шахте.
  3. Шахта, на которой количество травм было наибольшим (за год).
  4. Построить гистограмму травматизма за каждый квартал.

Вариант №6

  1. Общую сумму з/платы каждой фирмы за пять лет.
  2. Среднюю сумму з/платы рабочих всех фирм за каждый год.
  3. % з/платы каждой фирмы за 2000 год от суммы за 5 лет.
  4. Построить круговые диаграммы роста з/п в течении 5 лет.

Вариант №8

  1. Среднее количество путевок в каждую страну за полугодие.
  2. Общее количество путевок по месяцам.
  3. На какую сумму было продано путевок в Грецию за лето, если стоимость одной путевки 250$.
  4. Построить гистограмму реализации путевок в указанные страны.

Вариант №9

  1. Суммарную добычу всех бригад за каждый день недели.
  2. Среднее количество угля, добываемое каждой бригадой за неделю.
  3. Вклад бригады Иванова (в %) в общую добычу за каждый день недели.
  4. Построить круговые диаграммы ежедневной добычи.

Вариант №10

  1. Общее количество пассажиров, перевезенных в каждый город.
  2. Стоимость проданных билетов в Киев за полугодие (цена одного билета 78 грн).
  3. Среднее количество всех билетов за каждый месяц.
  4. Построить гистограмму роста перевозок в указанные города.

Вариант №11

  1. Среднее количество изделий за полугодие по каждому наименованию.
  2. Общее количество всех изделий за каждый месяц.
  3. Вклад (в %) поставок столов в общее количество за каждый месяц.
  4. Построить кольцевую диаграмму ежемесячных поставок.

Вариант №12

  1. Среднюю продолжительность переговоров с каждым городом.
  2. Общую и среднюю продолжительность переговоров по дням недели.
  3. Процент переговоров с Киевом (от общей продолжительности за день) по дням недели.
  4. Построить кольцевую диаграмму ежедневных переговоров.

Вариант №13

  1. Сумму продажи товаров всеми продавцами за каждый месяц.
  2. Среднюю сумму продажи товаров каждым продавцом за полугодие.
  3. Зарплату Петрова в декабре, если он получает 8% от продаж.
  4. Построить круговые диаграммы продаж каждым из продавцов.

Вариант №14

  1. Общее количество дней болезни за каждый месяц.
  2. Минимальное количество дней болезни за полугодие по заводу.
  3. Процент заболевших рабочих литейного цеха за каждый месяц (от общего числа за месяц).
  4. Построить кольцевую диаграмму заболеваемости в цехах.

Вариант №15

  1. Общее количество койко-дней за каждый месяц.
  2. Среднее количество койко-дней за полугодие в каждом отделении.
  3. Отделение, принявшее максимальное кол-во больных за полугодие.
  4. Построить гистограмму загруженности отделений.

Вариант №16

  1. Общее количество деталей за каждый день недели.
  2. Максимальное количество деталей для каждого рабочего за неделю.
  3. Вклад (в %) Иванова в общее количество деталей, изготовленных за каждый день текущей недели.
  4. Построить гистограмму производительности рабочих.

Вариант №17

  1. Минимальное время рекламы за текущий год для каждой радиостанции.
  2. Сумму рекламного времени по месяцам и в целом за полугодие.
  3. Вклад (в %) радиостанции "ДА" в общее рекламное время по месяцам.
  4. Построить гистограмму распределения рекламного времени на радиостанциях.

Вариант №18

  1. Общее количество проданного товара каждого наименования за год.
  2. Среднее количество товара проданного за каждый квартал.
  3. Сумму продажи каждого товара за текущий год.
  4. Построить круговые диаграммы роста продаж по наименованиям.

Контрольные вопросы .

1.Как построить диаграмму в MS-Excel?

2. Как выбрать тип диаграммы?

3.Как редактировать диаграмму? Как изменить цвет?

4.Что называют легендой диаграммы?

5.Как сделать подписи осей? название диаграммы?

Пояснительная записка…..………………………………………………………….............
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ……………….
Практическое занятие №1. Информационные ресурсы общества…………….................
Практическое занятие №2. Правовые нормы информационной деятельности…………
Практическое занятие №3. Дискретное представление различных видов информации.
Практическое занятие №4. Представление информации в двоичной системе счисления……………………………………………………………………………….........
Практическое занятие №5. Логические основы компьютера…………………….............
Практическое занятие №6. Программный принцип работы компьютера……….............
Практическое занятие №7. Работа с архивом данных…………………………….............
Практическое занятие №8 Поисковые системы и поиск информации…………………..
Практическое занятие №9 Модем. Единицы измерения скорости передачи данных………………………………………………………………………………………..
Практическое занятие №10 Работа с автоматизированными системами управления (АСУ)………………………………………………………………………………………....
Практическое занятие №11 Операционная система. Графический интерфейс пользователя………………………………………………………………………………….
Практическое занятие №12 Компьютерные сети. Сервер. Сетевые операционные системы……………………………………………………………………………………….
Практическое занятие №13 Разграничение прав доступа в сети…………………………
Практическое занятие №14. Требования к рабочему месту ……………………………...
Практическое занятие №15. Создание и редактирование текстового документа, компьютерных публикаций…………………………………………………………………
Практическое занятие №16. Программы – переводчики. Гипертекстовое представление информации………………………………………………………………...
Практическое занятие №17. Возможности динамических (электронных) таблиц……...
Практическое занятие №18. Создание таблиц, форм, запросов баз данных…….............
Практическое занятие №19. Работа с электронным каталогом…………………………..
Практическое занятие №20. Создание и редактирование презентаций………………….
Практическое занятие №21. Использование презентационного оборудования…………
Практическое занятие №22. Демонстрация систем автоматизированного проектирования………………………………………………………………………………
Практическое занятие №23. Браузер. Работа с Интернет-ресурсами…………………....
Практическое занятие №24. Редактирование сайта……………………………….............
Практическое занятие №25. Использование возможностей сетевого ПО……………….
Информационное обеспечение методических рекомендаций……………………………

Пояснительная записка



Дисциплина «Информатика и ИКТ» ставит задачи формирования у студентов научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, овладения умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, развития познавательных интересов путем освоения и использования методов информатики, воспитания ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

В соответствии с учебным планом на изучение общеобразовательной дисциплины Информатика и ИКТ отводится 150 часов, из них на проведение практических занятий – 50 часов по специальности СПО 260807.01 «Повар, кондитер».

Ценность практической работы состоит в том, что она вооружает студентов не только необходимыми в жизни знаниями в области информационных технологий, но и полезными умениями и навыками, необходимыми в современном информационном мире.

Преподавателем разработано 25 практических работ. Каждая работа содержит, теоретические сведения, цели, материальное обеспечение, порядок выполнения работы.

В результате выполнения практических работ обучающиеся раскрывают свои знания, умения и навыки в работе с текстовым и табличным редактором, программой для создания базы данных, презентаций, с автоматизированными программами управления, сетевым программным обеспечением и т.д.



Как показывает практика, использование практикума является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности обучающихся, что в свою очередь является одним из показателей социально-профессиональной мобильности обучающихся.

При выполнении каждой практической работы, студенту необходимо сделать отчет о проделанной работе, который должен содержать:

1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Задание и его решение.

4. Вывод о проделанной работе.


Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной специальности, студент должен

знать:

Единицы измерения информации;

Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

уметь:

Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

Распознавать информационные процессы в различных системах;

Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Практическое занятие №1

Задание №1

1. Загрузите Интернет.

2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

4. Охарактеризуйте любые три из найденных образовательных ресурсов.

Название Характеристика
Федеральные образовательные ресурсы Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государсвенном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Региональные образовательные ресурсы Раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. В разделе представлены проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», реализуемые в регионах Российской Федерации. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах.
Ресурсы по предметам образовательной программы Раздел представляет перечень ресурсов по основным предметам образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Ресурсы классифицированы по подразделам, строго соответствующим 13 основным дисциплинам общего образования. Ресурсы, включенные в раздел, содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам - выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ. Раздел предназначен для учителей, методистов и учащихся образовательных учреждений.

Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос Ответ
1) укажите время утверждения григорианского календаря 31 января 1918
2) каков диаметр пылинки 0,001 м
3) укажите смертельный уровень звука 180 децибел.
4) какова температура кипения железа 2862 °C
5) какова температура плавления йода 113.7 (°C)
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца 108 тыс. км в час
7) какова масса Земли 5.97×10²⁴ кг
8) какая гора в Австралии является самой высокой Косцюшко
9) дайте характеристику народа кампа Кампа - один из народов Перу, проживающий в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа. Альтернативное название - ашанинка или ашенинка. Численность в Перу составляет 50 тысяч человек. Отдельные представители живут также в Бразилии. Численность 120 тысяч человек. Традиционная социальная организация - община из нескольких родственных парных семей..
10) укажите годы правления Ивана III 1462 - 1505
11) укажите годы правления Екатерины II с 1762 по 1796 год
12) укажите годы правления Ивана IV 1533-1584 год
13) укажите годы правления Хрущева Н.С. с 1958 по 1964 гг
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед 1817 года

Задание №3. Ответьте на вопросы:

1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами? Информационные ресурсы - это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство
2. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов. 1. содержание; 2. охват; 3. время; 4. источник; 5. качество; 6. соответствие потребностям; 7. способ фиксации; 8. язык; 9. Стоимость
3. Что понимают под образовательными информационными ресурсами? Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др
4. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам? В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной практической работе:


Практическое занятие № 2

Правовое регулирование

Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонен­тов: права распоряжения, права владения и права пользования.

♦ Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владе­лец информации имеет право определять, кому эта информа­ция может быть предоставлена.

♦ Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу ин­формации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.

♦ Право пользования предоставляет субъекту-владельцу инфор­мации право ее использования только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобре­сти эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствую­щими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки:

законодательная власть (законы) -> судебная власть (суд) -> -» исполнительная власть (наказание).

Любой закон о праве собственности должен регулировать от­ношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользовате­лем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информа­ционный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой меха­низм защиты информации от разглашения, утечки, несанк­ционированного доступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.

В Рос­сийской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите инфор­мации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.

Закон Российской Федерации «Об информации, информати­зации и защите информации» является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового урегулирования ряда проблем: защи­ты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с иска­жением, порчей и уничтожением «персональной» информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

v общие положения;

v информационные ресурсы;

v пользование информационными ресурсами;

v информатизация, информационные системы, технологии и сред­ства их обеспечения;

v защита информации и прав субъектов в области информаци­онных процессов и информатизации.

Закон создает условия для включения России в международ­ный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридиче­ских и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использо­ванию. Информационные ресурсы предлагается рассматривать в двух аспектах:

♦ как материальный продукт, который можно покупать и про­давать;

♦ как интеллектуальный продукт, на который распространяют­ся право интеллектуальной собственности и авторское право.

Чрезвычайно важ­но и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:

Охрану прав производителей и потребителей информацион­ных продуктов и услуг;

Защиту населения от вредного влияния отдельных видов ин­формационных продуктов;

Правовую основу функционирования и применения информа­ционных систем, Интернета, телекоммуникационных техно­логий.

Методы защиты информации

При разработке методов защиты информации в информационной среде следует учесть следующие важные факторы и условия:

Ø расширение областей использования компьютеров и увеличе­ние темпа роста компьютерного парка (то есть проблема за­щиты информации должна решаться на уровне технических средств);

Ø высокая степень концентрации информации в центрах ее об­работки и, как следствие, появление централизованных баз данных, предназначенных для коллективного пользования;

Ø расширение доступа пользователя к мировым информацион­ным ресурсам (современные системы обработки данных могут обслуживать неограниченное число абонентов, удаленных на сотни и тысячи километров);

Ø усложнение программного обеспечения вычислительного про­цесса на компьютере, так как современные компьютеры мо­гут работать:

В мультипрограммном режиме, когда одновременно реша­ется несколько задач;

В мультипроцессорном режиме, когда одна задача решает­ся несколькими параллельно работающими процессорами;

В режиме разделения времени, когда один и тот же компьютер может одновременно обслуживать большое ко­личество абонентов.

К традиционным методам защиты от преднамеренных инфор­мационных угроз относятся: ограничение доступа к информа­ции, шифрование (криптография) информации, контроль до­ступа к аппаратуре, законодательные меры. Рассмотрим эти методы.

Ограничение доступа к информации осуществляется на двух уровнях:

На уровне среды обитания че­ловека, то есть путем создания искусственной преграды во­круг объекта защиты: выда­чи допущенным лицам специ­альных пропусков, установки охранной сигнализации или системы видеонаблюдения;

На уровне защиты компьютер­ных систем, например, с помо­щью разделения информации, циркулирующей в компьютер­ной системе, на части и орга­низации доступа к ней лиц в соответствии с их функцио­нальными обязанностями. При защите на программном уровне каждый пользователь имеет пароль, позволяющий ему иметь доступ только к той информации, к которой он допущен.

Шифрование (криптография) информации заключается в пре­образовании (кодировании) слов, букв, слогов, цифр с помощью специальных алгоритмов. Для ознакомления с шифрованной информацией нужен обратный процесс - декодирование. Шиф­рование обеспечивает существенное повышение безопасности пе­редачи данных в сети, а также данных, хранящихся на удален­ных устройствах.

Контроль доступа к аппаратуре означает, что вся аппара­тура закрыта и в местах доступа к ней установлены датчики, ко­торые срабатывают при вскрытии аппаратуры. Подобные меры позволяют избежать, например, подключения посторонних устройств, изменения режимов работы компьютерной системы, загрузки посторонних программ и т. п.

Законодательные меры заключаются в исполнении сущест­вующих в стране законов, постановлений, инструкций, регули­рующих юридическую ответственность должностных лиц - пользователей и обслуживающего персонала за утечку, потерю или модификацию доверенной им информации.

При выборе методов защиты информации для конкретной компьютерной сети необходим тщательный анализ всех возмож­ных способов несанкционированного доступа к информации. По результатам анализа проводится планирование мер, обеспечи­вающих необходимую защиту, то есть осуществляется разработ­ка политики безопасности.

Политика безопасности - это совокупность технических, про­граммных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.

Рассмотрим некоторые методы защиты компьютерных систем от преднамеренных информационных угроз.

Защита от хищения информации обычно осуществляется с по­мощью специальных программных средств. Несанкционированное копирование и распространение программ и ценной компьютер­ной информации является кражей интеллектуальной собствен­ности. Защищаемые программы подвергаются предварительной обработке, приводящей исполняемый код программы в состоя­ние, препятствующее его выполнению на «чужих» компьютерах (шифрование файлов, вставка парольной защиты, проверка ком­пьютера по его уникальным характеристикам и т. п.). Другой пример защиты: для предотвращения несанкционированного до­ступа к информации в локальной сети вводят систему разграни­чения доступа как на аппаратном, так и на программном уров­нях. В качестве аппаратного средства разграничения доступа может использоваться электронный ключ, подключаемый, на­пример, в разъем принтера.

Для защиты от компьютерных вирусов применяются «иммуностойкие» программные средства (программы-анализато­ры), предусматривающие разграничение доступа, самоконтроль и самовосстановление. Антивирусные средства являются самыми распро­страненными средствами защиты ин­формации.

В качестве физической защиты компьютерных систем используется специальная аппаратура, позволяю­щая выявить устройства промышлен­ного шпионажа, исключить запись или ретрансляцию излучений компь­ютера, а также речевых и других не­сущих информацию сигналов. Это позволяет предотвратить утечку ин­формативных электромагнитных сигналов за пределы охраняе­мой территории. Наиболее эффективным средством защиты ин­формации в каналах связи является применение специальных протоколов и криптографии (шифрования).

Для защиты информации от случайных информационных угроз, например, в компьютерных системах, применяются сред­ства повышения надежности аппаратуры:

Ø повышение надежности работы электронных и механических узлов и элементов;

Ø структурная избыточность - дублирование или утроение эле­ментов, устройств, подсистем;

Ø функциональный контроль с диагностикой отказов, то есть обнаружение сбоев, неисправностей и программных ошибок и исключение их влияния на процесс обработки информации, а также указание места отказавшего элемента.

С каждым годом количество угроз информационной безопасности компь­ютерных систем и способов их реа­лизации постоянно увеличивается. Основными причинами здесь являют­ся недостатки современных инфор­мационных технологий и постоянно возрастающая сложность аппаратной части. На преодоление этих причин направлены усилия многочисленных разработчиков программных и аппаратных методов защиты информации в компьютерных системах.

http://infdeyatchel.narod.ru/_private/metodik/urok/prav_norm.swf

2. Ответьте на следующие вопросы:

1. Кто следит за порядком в сети? админ

2. Какие есть требования к защите информации?

эти требования относятся документам

3. Какими правами обладает пользователь?

Антивирусную защиту, ограничение программной среды

4. Как владелец может защитить?

5. Что такое информационное право?

6. Какие есть акты федерального законодательства?

7. Какие есть способы защиты информации?

8. Какие есть наказания за информационные правонарушения?

9. Какие есть самые грубые нарушения в сфере информационной безопасности?

3. Сделать вывод о проделанной практической работе:

Наиболее популярные растровые форматы:

Bit MaP image (BMP)– универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.

Tagged Image File Format (TIFF)– формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами.

Graphics Interchange Format (GIF)– формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Portable Network Graphic (PNG)– формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Joint Photographic Expert Group (JPEG)– формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Двоичное кодирование звука

Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.

Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

Звуковые сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Сложные непрерывные сигналы можно с достаточной точностью представлять в виде суммы некоторого числа простейших синусоидальных колебаний.

Причем каждое слагаемое, то есть каждая синусоида, может быть точно задана некоторым набором числовых параметров – амплитуды, фазы и частоты, которые можно рассматривать как код звука в некоторый момент времени.

В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация– непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.

Таким образом непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.

Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.

Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Частота дискретизации – количество измерений уровня сигнала в единицу времени.

Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N = 2 16 = 65536.

Практическое занятие № 4

Практическое занятие №5

С х е м а И

Схема И реализует конъюнкцию двух или более логических значений. Условное обозначение на структурных схемах схемы И с двумя входами

Таблица истинности схемы И

x y x . y

Единица на выходе схемы И будет тогда и только тогда, когда на всех входах будут единицы. Когда хотя бы на одном входе будет ноль, на выходе также будет ноль.

Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = x . y (читается как "x и y" ). Операция конъюнкции на структурных схемах обозначается знаком "&" (читается как "амперсэнд" ), являющимся сокращенной записью английского слова and.

С х е м а ИЛИ

Схема ИЛИ реализует дизъюнкцию двух или более логических значений. Когда хотя бы на одном входе схемы ИЛИ будет единица, на её выходе также будет единица.

Условное обозначение на структурных схемах схемы ИЛИ с двумя входами. Знак "1" на схеме - от устаревшего обозначения дизъюнкции как ">=1" (т.е. значение дизъюнкции равно единице, если сумма значений операндов больше или равна 1). Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = x v y (читается как "x или y").

Таблица истинности схемы ИЛИ

С х е м а И-НЕ

Схема И-НЕ состоит из элемента И и инвертора и осуществляет отрицание результата схемы И. Связь между выходом z и входами x и y схемы записывают следующим образом: , где читается как "инверсия x и y". Условное обозначение на структурных схемах схемы И-НЕ с двумя входами

Таблица истинности схемы И-НЕ

x y

Задание №1. Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие - нет (объясните почему):

а) "Солнце есть спутник Земли "; +

б) "2+3 ?4 "; -

в) "сегодня отличная погода "; +

г) "в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 3 432 536 слов "; +

д) "Санкт-Петербург расположен на Неве "; +

е) "музыка Баха слишком сложна "; -

ж) "первая космическая скорость равна 7.8 км/сек "; +

з) "железо - металл "; +

и) "если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным ";

к) "если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный ".

Задание №2. Зарисуйте схемы для данных формул

Задание № 3. Запишите логические формулы для данных схем

а)

б)

в)

г)

Задание № 4. Сделайте вывод о проделанной работе


Практическое занятие №6

Линейные алгоритмы

Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором блоки выполняются последовательно сверху вниз от начала до конца.

На рисунке приведен пример блок-схемы алгоритма вычисления периметра Р и площади S квадрата со стороной длины A.

Разветвляющиеся алгоритмы

Разветвляющийся алгоритм это алгоритм , в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Циклические алгоритмы

Часто при решении задач приходится повторять выполнение операций по одним и тем же зависимостям при различных значениях входящих в них переменных и производить многократный проход по одним и тем же участкам алгоритма. Такие участки называются циклами . Алгоритмы, содержащие циклы, называется циклическими . Использование циклов существенно сокращает объем алгоритма.

Различают циклы с наперед известным и наперед неизвестным количеством проходов.


Сначала производится вход в цикл. После этого начинается его выполнение.

Структура цикла

Структура заголовка цикла

Внутри заголовка счетчику первоначально присваивается значение i = j. Затем выполняется блоки, образующие тело цикла. Обработка блоков внутри цикла производится по часовой стрелке. В результате после первого выполнения тела цикла управление вновь передается заголовку. Здесь к текущему значению счетчика добавится шаг. Теперь, если новое значение счетчика не вышло за свои пределы (т. е. не стало больше своего конечного значения при положительном шаге или меньше конечного значения – при отрицательном шаге), то снова выполняется тело цикла, вновь после возврата к заголовку к счетчику добавляется шаг. Так цикл будет выполняться до тех пор, пока значение счетчика однажды не выйдет за предписанный предел. Как только такой предел будет преодолен, произойдет выход из цикла и управление будет передано блоку, который следует сразу за циклом.

Вернемся к блок-схеме рис. Заголовок ее цикла представлен блоком 4. Роль счетчика цикла играет переменная i, которая должна в цикле изменяться от 1 до N. Поскольку шаг явно не указан, то по умолчанию он подразумевается равным 1. Тело цикла образуют блоки 5 и 6.

Сразу после входа в цикл переменн

Лабораторная работа

Тема: Работа с каталогами информационных образовательных ресурсов.

Цель: научиться пользоваться каталогами информационных образовательных ресурсов, искать нужную информацию с их помощью.

Теоретические сведения к практической работе

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме», – такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов , то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

    тематика хранящейся в них информации;

    форма собственности– государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

    доступность информации– открытая, закрытая, конфиденциальная;

    принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;

    источник информации– официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

    назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;

    форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

    вид носителя информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:

    субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);

    субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

    субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

    субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

    учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

    учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

    научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

    дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

    системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),

    электронные полнотекстовые библиотеки;

    электронные периодические издания сферы образования;

    электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

    электронные архивы выпусков.

Задание №1

    Загрузите Интернет.

    В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

    Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

    1. Охарактеризуйте любые три.

Название

Характеристика

Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1) укажите время утверждения григорианского календаря

2) каков диаметр пылинки

3) укажите смертельный уровень звука

4) какова температура кипения железа

5) какова температура плавления йода

6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца

7) какова масса Земли

8) какая гора в Австралии является самой высокой

9) дайте характеристику народа кампа

10) укажите годы правления Ивана III

11) укажите годы правления Екатерины II

12) укажите годы правления Ивана IV

13) укажите годы правления Хрущева Н.С.

14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед

Задание №3. Ответьте на вопросы:

    Что Вы понимаете под информационными ресурсами?

    Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.

    Что понимают под образовательными информационными ресурсами?

    Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:

Поделиться