Происходят ли какие-либо изменения с массой вещества в результате реакции? . Получение кислорода термическим разложением перхлоратов

Вопрос №8 Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль. Почему?
Вопрос №9 Дана смесь поваренной соли с песком и водой. Как из нее выделить поваренную соль и песок? К кие свойств веществ, составляющих смесь, при этом учитываются?
Вопрос № 1 Что изучает химия? Каковы ее важнейшие задачи и значение? Назовите, какие продукты химической промышленности вы используете в повседневной жизни
Вопрос № 2 Чем отличаются понятия «вещество» и «тело»? Приведите примеры.
Вопрос № 3 Из следующего перечня выпишите отдельно названия веществ и предметов: железо, микрометр, медь, капрон, ртуть, напильник, нож, сахар
Вопрос № 4 Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная соль и сахар; б) уксусная кислота и вода?
Вопрос № 5 На основе жизненного опыта и используя дополнительную литературу, заполните приведенную ниже таблицу и сравните свойств меди и серы
Вопрос № 6 Охарактеризуйте важнейшие способы разделения смесей и получения чистых веществ.
Вопрос № 7 Даны смеси: а) спирта и воды; б) речного песка и сахара; в) медных и железных опилок; г) воды и бензина. Как разделить эти смеси? Поясните, на каких свойствах компонентов смеси основано их разделение.
Вопрос № 10 Составьте в тетради таблицу и заполните ее примерами на основе вашего жизненного опыта.
Вопрос № 11 Какие из перечисленных явлений относятся к физическим, а какие — к химическим: а) ржавление железа; б) замерзание воды; в) горение бензина; г) плавление алюминия? Поясните.
Вопрос № 6 Пользуясь данными таблицы 3 (с. 30), составьте химические формулы соединений с кислородом следующих химических элементов: Zn, В, Be, Со, Pb, Ni. Назовите их.
Вопрос № 1 Что такое валентность химических элементов? Поясните это на конкретных примерах.
Вопрос № 2 Почему валентность водорода принята за единицу?
Вопрос № 3 В реакции железа с соляной кислотой один атом металла вытесняет два атома водорода. Как это можно объяснить, пользуясь понятием о валентности?
Вопрос № 4 Определите валентность элементов по формулам: HgO, K2S, B2O3, ZnO, MnO2, NiO, Cu2O, SnO2, Ni2O3, SO3, As2O5, Cl2O7.
Вопрос № 5 Даны химические символы элементов и указана их валентность. Составьте соответствующие химические формулы:
Вопрос № 7 Составьте формулы оксидов: меди (I), железа (III), вольфрама (VI), железа (II), углерода (IV), серы (VI), олова (IV), марганца (VII).
Вопрос № 8 Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.
Вопрос № 9 Какие явления подтверждают: а) движение молекул; б) наличие между молекулами промежутков?
Вопрос №10 Чем отличается движение молекул в газах, жидкостях, твердых веществах?
Вопрос №11 Чем отличаются по своим физическим свойствам твердые веществ с молекулярным и немолекулярным строением?
Вопрос № 1 Кем, когда и как был открыт закон сохранения массы? Приведите формулировку закона и объясните его с точки зрения атомно-молекулярного учения.
Вопрос № 4 Придерживаясь последовательности, ранее приведенной (см. с. 35 или 39-40), и учитывая валентность элементов, составьте уравнения реакций по следующим схемам.
Вопрос № 8 Почему в химии применяют физическую величину «количество вещества» и в каких единицах она измеряется? Ответ поясните примерами.
Вопрос № 2 В реторту (рис. 35) насыпали порошок цинка, закрыли газоотводную трубку зажимом, реторту взвесили и содержимое прок лили. Когда реторта остыла, ее вновь взвесили. Изменилась ли ее масса и почему? Затем открыли зажим. Остались ли чашки весов в
Вопрос № 5 Напишите по два уравнения реакций каждого из известных вам типов и объясните их сущность с точки зрения атомномолекулярного учения.
Вопрос №6 Даны металлы: кальций Са, алюминий Al, литий Li. Составьте уравнения химических реакций этих металлов с кислородом, хлором и серой, если известно, что сера в соединениях с металлами и водородом двувалентна.
Вопрос №7 Перепишите приведенные ниже схемы уравнений реакций, вместо знаков вопроса напишите формулы соответствующих веществ, расставьте коэффициенты и поясните, к какому типу относится каждая из указанных реакций:
Вопрос № 9 Составьте 2-3 уравнения известных вам химических реак-ций и поясните, в каких массовых и количественных отношениях реагируют вещества.
Вопрос № 10 Что означает физическая величина «молярная масса» и чем она отличается от физических величин «молекулярная масса», «масса атома», «относительная молекулярная масса» и «относительная масса&r
Вопрос № 11 Что означают следующие записи: m(Н2О) —18 а.е.м; Mr(H2O)=18; М(Н2О)=18 г/моль;
Вопрос №12 Дано уравнение реакции 2Mg+O2 → 2MgO. Согласно этому уравнению составьте таблицу, показывающую соотношения между массой реагирующих веществ в граммах, числом атомов и количеством вещества, по аналогии с данными таблицы 5 (с.39 учебник
Вопрос № 5 Как учение о молекулах объясняет физические явления? Приведите примеры.
Вопрос № 7 На основе представлений об атомах и молекулах объясните процесс разложения воды.
Вопрос № 8 Как с позиции атомно-молекулярного учения объяснить: а) испарение воды; б) разложение воды под действием постоянного электрического тока?
Вопрос № 16 Что называется массой атома ив каких единицах она измеряется? Определите, во сколько раз масса атома серы больше массы атома водорода и массы атома кислорода.
Вопрос № 17 Могут ли в состав какой-либо молекулы входить следующие массы кислорода и серы: а) 8 а.е.м.; б) 16 а.е.м.; в) 64 а.е.м.; г) 24 а.е.м.? Дайте объяснения.
Вопрос № 1 Охарактеризуйте роль М.В. Ломоносова и Д.Дальтона в создании атомно-молекулярного учения
Вопрос № 2 Какие опыты вам известны (из курсов физики и химии), подтверждающие следующие положения: а) вещества состоят из молекул; б) молекулы образованы атомами?
Вопрос №3 Из курса физики вам известно явление диффузии. Приведите примеры и объясните это явление в свете учения о молекулах.
Вопрос № 4 Чем отличаются понятия «атом» и «молекула»?
Вопрос № 6 Почему для объяснения химических превращений следует использовать понятие не только о молекулах, но и об атомах?
Вопрос № 9 Приведите примеры веществ с молекулярным и немолекулярным строением. К к эти веществ отличаются по свойствам?
Вопрос №10 Один из оксидов углерода (известный вам углекислый газ) переходит в твердое состояние при температуре около — 78°С, а один из оксидов кремния плавится при температуре около 1610°С. Какие выводы о строение этих веществ в твер-дом состоян
Вопрос № 11 Какие вещества называются простыми и какие — сложными? Из ниже перечисленных названий выпишите отдельно названия простых и сложных веществ: кислород, вода, ртуть, оксид меди, железо, водород, сульфит железа, оксид ртути.
Вопрос 12 Как можно доказать, что кислород, ртуть и водород — простые вещества, вода и оксид ртути — сложные вещест ва? Как опытным путем можно доказать, что сульфид железа — сложное вещество? Каковы условия возникновения и течения реакций образования сул
Вопрос 13 Чем отличаются по составу и свойствам смеси от химических соединений? Приведите примеры.
Вопрос № 14 Что называется химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент», «простое вещество», «атом»?
Вопрос № 15 При разложении одного сложного вещества образуются оксид меди и вода. Какие химические элементы входят в состав этого вещества?
Вопрос № 18 Что обозначает химический знак или символ? Что называ-ется коэффициентом? Начертите в тетрадях таблицу и впи-шите в нее по указанному ниже образцу следующие записи: 5С, 5Н, О, 2Н, 3Си, 4S, 3Fe.
Вопрос № 19 Напишите химические знаки следующих элементов: алюминия, кальция, кремния и фосфора. Поясните, что они обозначают.
Вопрос № 2 Как получают кислород в лаборатории ив промышленности? Напишите уравнения соответствующих реакций. Чем отличаются эти способы друг от друга?
Вопрос № 4 Охарактеризуйте физические и химические свойства кислорода. Составьте уравнения соответствующих химических реакций. Под формулами веществ напишите их названия, над формулами проставьте валентность элементов в соединениях.
Вопрос № 1 Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре. В состав каких соединений входит этот элемент и каково его содержание в природе?
Вопрос № 3 Что такое катализаторы и каково их значение в химических процессах? Какие выводы вы можете сделать о значении катализаторов в каталитических процессах в производстве некоторых продуктов химической промышленности?
Вопрос № 5 Какие процессы относятся к процессам окисления? Какие вещества называются оксидами? Напишите уравнения химических реакций, в результате которых образуются оксиды следующих химических элементов: а) кремния; б) цинка; в) бария; г) водорода; д) ал
Вопрос № 6 При разложении основного карбоната меди (минерала малахита) Cu2CO3(OH2) образуются три оксида. Напишите уравнения реакции.
Вопрос № 7 Составьте уравнения реакций, протекающих: а) при горении фосфора; б) алюминия.
Вопрос № 9 На конкретных примерах поясните, как происходит круговорот кислород в природе.
Вопрос 12 Какое значение имеет кислород в жизни растений и жи-вотных? В живых организмах при окислении глюкозы С6Н1206 выделяется необходим я для их жизнедеятельности энергия. Напишите уравнения этой реакции, если известно, что в итоге образуются оксид уг
Вопрос № 4 При открывании бутылки с лимонадом наблюдается бурное выделение газа. Чем это можно объяснить?
Вопрос № 1 Что такое растворы и чем они отличаются от суспензий и эмульсий? Ответ подтвердите примерами.
Задача № 1 В 500 г раствора, насыщенного при 20°С, содержится 120 г нитрата калия. Определите растворимость этой соли.
Задача №2 В 513 г дистиллированной воды растворили 27 г соли. Вычислите содержание растворенного вещества в полученном растворе в процентах.
Вопрос № 3 Что такое растворимость? Какая существует зависимость между изменением температуры и растворимостью твердых и газообразных веществ?
Задача № 3 При выпаривании 25 г раствора получили 0,25 г соли. Определите массовую долю растворенного вещества и выразите ее в процентах.
Вопрос № 4 Дано 500 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 0,2. Вычислите массу вещества, которое получается при выпаривании этого раствора.
Вопрос №5 Как можно приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества? Поясните примерами.
Вопрос №6 Чем отличаются понятия «насыщенный» и «концентрированный» раствор?
Вопрос № 3 В каком виде водород встречается в природе и какова его распространенность? Вычислите, в каком веществе содержание водорода больше: вводе Н20 или в метане СН4.
Вопрос № 4 Составьте уравнения реакций, в результате которых можно получить водород. Поясните, к какому типу относятся эти реакции.
Вопрос № 7 Как перелить из одного сосуда в другой: а) водород; б) кислород?
Вопрос № 9 Составьте уравнения химических реакций водорода со следующими оксидами: а) оксидом ртути (II); б) железной окалиной Fe3O4; в) оксидом вольфрама (VI). Объясните, какова роль водорода в этих реакциях, что происходит с металлом и водородом в резу
Вопрос № 1 Дайте общую характеристику элемента водорода. Приведите примеры соединений, содержащих водород, и напишите их формулы.
Вопрос № 2 Поясните, что означают записи: 5H, 2H2, 6H и 3H2.
Вопрос № 5 Водород можно получить при взаимодействии алюминия с растворами соляной и серной кислот. Составьте уравнения этих реакций. (При расстановке коэффициентов см. с. 35 учебника).
Вопрос № 6 Один цилиндр заполнен водородом, другой — кислородом. Как определить, в каком цилиндре находится каждый из газов?
Вопрос № 8 Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойств водород.
Вопрос № 2 В эвдиометре взорвали смесь, состоящую из 1 мл водород и 6 мл кислорода. Какой газ и в каком количестве остался после взрыва?
Задача К 200 г раствора, массовая доля вещества в котором 0,3, добавили 100 г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
Вопрос № 5 Приведите примеры реакций разложения, соединения и замещения с участием воды. Составьте уравнения этих реакций и под формулами веществ напишите их названия.
Вопрос № 6 При взаимодействии воды с другими веществами могут образоваться, например: а) кислоты; б) щелочи; в) щелочи и во-дород. Приведите по два примера на каждый случай. Под формулами вещества напишите их названия.
Вопрос № 1 Охарактеризуйте способы получения галогенов в свободном состоянии. Какие из галогенов труднее, а какие легче выделить в свободном состоянии?
Вопрос (задача) Какой из газов тяжелее — фтор или хлор — и во сколько раз?
Вопрос № 2 Охарактеризуйте изменение физических и химических свойств галогенов в зависимости от изменения их относительных атомных масс.
Вопрос № 4 Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: Сl → СиСl2 → Си(ОН)2 → СиО → СиСl2 → Cu.
Вопрос № 6 Составьте уравнения реакций к схеме 22 (стр. 151 учебника).
Задача № 1 В закрытом прочном сосуде смешали 8 л хлора с 12 л водорода и смесь взорвали. Какой объем хлороводорода получился? Какой газ и в каком объеме остался в избытке?
Задача № 2 Какой объем (масса и количество вещества) хлора при нормальных условиях выделится при взаимодействии оксида марганца (IV) MnO2 массой 17,4 г с соляной кислотой, взятой в избытке?
Вопрос № 6 Охарактеризуйте химические свойств хлора. Составьте уравнения химических реакций, показывающие: а) взаимодействие лития с хлором; б) сгорание порошка железа в хлоре; в) горение водорода в хлоре; г) взаимодействие хлора с водой. Проставьте ст
Вопрос № 1 Начертите схемы распределения электронов в атомах галогенов по энергетическим уровням. Поясните, какой из них и почему должен быть самым сильным окислителем.
Вопрос № 2 Изобразите строение молекул фтора и фтороводорода посредством их электронных формул. Укажите вид химической связи в молекулах этих веществ.
Вопрос № 3 Чем отличаются вещества фтор, фтороводород, фторид натрия: а) по виду химической связи; б) по строению кристаллической решетки; в) по химическим свойствам?
Вопрос № 4 В каких наиболее важных соединениях хлор встречается в природе? Почему хлор в природе не встречается в свободном состоянии?
Вопрос № 5 На двух конкретных примерах объясните химическую сущность получения хлора в свободном состоянии. Составьте уравнения соответствующих химических реакций.
Вопрос № 8 К схеме 20 (с. 141 учебника) составьте по два-три примера уравнений химических реакций для каждого приведенного случая.
Вопрос № 9 На каких химических свойствах хлора основано его использование на практике? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Вопрос № 3 Как в лабораторных условиях ив промышленности получают соляную кислоту? Составьте уравнения соответствующих химических реакций.
Задача № 5 Рассчитайте, хватит ли 140 мл раствора соляной кислоты (р)=1,1 г/см3), чтобы с ней полностью прореагировало 13 г цинка.
Вопрос № 1 Какими двумя способами можно получить хлороводород? Составьте уравнения соответствующих химических реакций.
Задача № 1 Через раствор иодида калия пропустили 100 мл газовой см си, предназначенной для синтеза хлороводорода. В резуль-тате выделилось 0,508 г йода. Каков был состав газовой смеси в процентах (по объему)?
Вопрос № 2 Охарактеризуйте физические и химические свойства хлоро-водорода и поясните, для каких целей этот газ используется.
Задача № 2 Хлороводород, который получили при взаимодействии избытка концентрированной серной кислоты с 58,5 г хлорида натрия, растворили в 146 г воды. Определить массовую долю хлороводорода в процентах в полученном растворе.
Задача № 3 В одном объеме воды при комнатной температуре растворяется примерно 400 объемов хлороводорода. Вычислите массовую долю хлороводорода в процентах в полученном растворе.
Вопрос № 4 Даны формулы следующих веществ: Zn, Cu, АL, CaO, SiO2, Fe2O3, NaOH, Al(OH)3, Fe2(SO4)3, CaCO3, Fe(NO3)3. Какие из указанных веществ реагируют с соляной кислотой? Составьте уравнения соответствующих реакций.
Задача № 4 Какое количество алюминия потребуется для реакции с соляной кислотой, взятой в избытке, чтобы получить 5,6 л водорода (н.у.)?
Вопрос № 2 Какие вещества называют основаниями и как их классифицируют? Напишите формулы оснований и назовите их.
Задача № 3 Расположите соединения, формулы которых даны ниже, в порядке возрастания содержания в них железа: а) Fe3O4; б) Fe(0H)3; в) FeSO4; г) FeO; д) Fe2O3.
Вопрос № 6 Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: Са + Ca0 + Са(ОН)2 + CаСl2; Zn + ZnCl2 + Zn(OH)2 + ZnO;Cu +Cu + CuО + CuCl2 + Cu + CuS04
Вопрос № 1 Заполните таблицу, записав в ней по 2-3 формулы веществ, относящихся к каждому классу веществ.
Задача № 1 Вычислите массу серной кислоты, которая потребуется, чтобы нейтрализовать раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия.
Задача № 2 К раствору, содержащему избыток хлорида железа (III), прилили раствор, содержащий 240 г гидроксид натрия. Определите массу и количество образовавшегося гидроксида железа (III).
Вопрос № 3 Приведите по три уравнения реакций, при помощи которых можно получить: а) растворимые и б) практически нерастворимые основания. Напишите их названия.
Вопрос № 4 Пользуясь таблицей 13 (пп. 1,4 и 5 учебника), составьте по три уравнения соответствующих реакций, в которых участвуют щелочи.
Задача № 4 В 1000 г воды при 20°С растворяется: а) 1,56 гидроксида кальция; б) 38 г гидроксида бария. Определите массовые доли веществ в этих растворах и выразите их в процентах.
Вопрос № 5 Какие из веществ, формулы которых приведены, реагируют с раствором гидроксида натрия:? Напишите уравнения практически осуществимых реакций.
Вопрос № 7 Напишите уравнения реакций разложения при нагревании: а) гидроксида меди (II); б) гидроксида железа (III); в) гидроксида алюминия.
Вопрос № 3 Напишите названия солей, формулы которых даны: NaCl, NaNO3, CaCl2, KHSO4, Al(NO3)3, К3РO4, Na2SO4, Ca(HS)2, FeSO4, Na2SO3, Cr2(SO4)3, Na2CO, AgNO3, Fe2(SO4)3, NaHCO3, Са(HCO3)2, Na2S.
Вопрос № 4 Напишите формулы важнейших солей следующих кислот: а) соляной; б) серной; в) азотной; г) ортофосфорной; д) угольной. Назовите эти соли.
Вопрос № 5 Перечислите способы получения солей и напишите по два уравнения соответствующих химических реакций. При необходимости используйте таблицу 15 учебника.
Вопрос № 2 Напишите химические формулы следующих солей: карбонат магния, гидрокарбонат железа (II), сульфат железа (III), гидроортофосфат кальция, основного хлорид магния, дигид-роортофосфат кальция.
Задача № 2 Рассчитайте, в каких массовый отношениях следует смешать гидроксид кальция с ортофосфорной кислотой, чтобы произошла реакция нейтрализации.
Вопрос № 7 С какими веществами реагируют хлорид кальция, если получается: а) сульфат кальция; б) карбонат кальция; в) ортофосфат кальция; г) гидроксид кальция; д) хлороводород? Напишите уравнения реакций и поясните, почему они идут до конца.
Вопрос № 8 Какими двумя способами из оксида кальция можно получить: а) сульфат кальция; б) ортофосфат кальция? Составьте уравнения реакций.
Вопрос № 9 Напишите уравнения реакций нейтрализации, в результате которых образуются соли, формулы которых следующие: а) АlСl3; б) BaSO4; в) Ва(NO3)2 г) Na3PO4; д) NaNO; е) NaHSO4; ж) КН2РO4; з) К2НРO4. Под соответствующими формулами веществ напишите их н
Вопрос № 10 Составьте уравнения реакций, схемы которых даны ниже.
Вопрос № 1. Что такое оксиды и как их классифицировать? Начертите в тетрадях таблицу и в соответствующих графах запишите перечисленные ниже формулы оксидов: Na2O, N2O5, SiO2, CaO, CrO, CrO3, CuO, Mn2O7, FeO, SO2. Дайте им названия.
Вопрос № 6 Напишите уравнения химических реакций, схемы которых даны ниже: Са + СаО + Са(ОН)2; SO3+... + K2SO4+...; Cu + CuO + CuSO4; N2O5+2LiOH + ...Р + P2O5 + H3PO4; P2O5+... →t Са3(Р04)2+...
Задача № 1 Выведите химическую формулу оксид, если известно, что 2,3 мас.ч. натрия соединяются с 0,8 мас.ч. кислорода.
Вопрос № 2 Составьте уравнения реакций, схемы которых приведены ниже:
Задача № 2 Напишите уравнение реакции оксида фосфора (V) с водой, протекающей при нагревании, и вычислите соотношение масс элементов в реагирующих веществах.
Вопрос № 3 Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно получить следующие оксиды: СO2, Аl2O3, Li2O, CaO, MgO, Р2O5, CuО.
Вопрос № 4 Какие из перечисленный оксидов реагируют с водой: BaO, Li2O, СиО, SO3, CaO, SiO2, Р2O5, Fe2O3, Аl2O3, Na2O, Mn2O7? Напишите уравнения реакций.
Вопрос № 5 Напишите формулы оксидов, гидратами которых являются следующие кислоты: H2SO4, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HMnO4, H3BO3.
Вопрос № 3 Химический элемент галлий Ga сходен с элементом алюминием Al, а селен Se — с серой. Напишите формулы оксидов, ги-дроксидов и солей, в состав которых входят эти элементы. Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства...
Задача. На 4,05 г оксида цинка подействовали при повышенной температуре раствором гидроксида натрия, взятым в избыт-ке. Определите массу и количество образовавшегося вещества — соли.
Вопрос №2 Приведите примеры, подтверждающие, что химические элементы можно распределить по отдельным группам.
Вопрос № 3 Что такое изотопы? На конкретных примерах поясните, почему относительные атомные массы элементов выражаются дробными числами.
Вопрос № 1 Приведите примеры в доказательство того, что атомы имеют сложное строение.
Вопрос № 2 Чем отличаются ядерные реакции от химических?
Вопрос № 4 Поясните, что называется энергетическим уровнем, и изо-бразите схему строения атома натрия Na, азота N, кальция Ca, фосфора Р и хлора Cl.
Вопрос № 5 На основе теории строения атомов объясните сущность явления периодичности в изменении химических свойств элементов.
Вопрос № 6 Химические элементы малых периодов подразделяются на s- и р-элементы. Чем это объяснить?
Вопрос № 2 Чем отличаются температуры плавления веществ с различными кристаллическими решетками: а) ионной; б) атомной; в) молекулярной? Дайте объяснение.
Вопрос № 1 Чем отличаются аморфные вещества от кристаллических?
Задача № 1 При взаимодействии водорода с оксидом меди (II) образовалось 0,1 моль меди. Вычислите: а) массу образовавшейся меди; б) массу и количество вещества оксида меди (II), вступившего в реакцию.
Задача № 2 В реакции образовалось 4 г оксида меди (II). Вычислите: а) массу и количество вещества меди, вступившей в реакцию; б) массу и количество вещества израсходованного кислорода.
Вопрос № 3 Какой тип кристаллической решетки характерен для веществ, формулы которых приведены: а) LiF; б) Na2SO4; в) NH3; г) H2; д) Ca3(PO4)2; е) H2S,
Вопрос № 5 Что такое степень окисления? В чем проявляется ее сходство и отличие сравнительно с понятием «валентность»?
Вопрос № 6 Определите степень окисления марганца в соединениях: K2MnO4, KMnO4.
Вопрос № 7 Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций: а) алюминия с кислородом; б) железа с хлором; в) натрия с серой (образец записи см. на с. 131 учебника).
№5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов
№1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами
№2. Разделение смесей
№3 Примеры физических явлений
№4 Примеры химических явлений
№6. Разложение основного карбоната меди (II)
№7. Реакция замещения меди железом
№8. Ознакомление с образцами оксидов
№9. Получение и свойства водорода
№10. Взаимодействие водорода с оксидом меди (III)
№11. Действие кислот на индикаторы
№12. Отношение кислот к металлам
№13. Взаимодействие кислот с оксидами металлов
№14. Свойства растворимых и нерастворимых оснований
№15. Взаимодействие щелочей с кислотами
№16. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами
№17. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании
Вопрос № 1 Объясните реакцию соединения железа с серой в свете учения об атомах. Почему эти элементы соединяются в массовых отношениях 7:4?
Вопрос № 2 Известно вещество, в котором на 2 атома меди приходится 1 том серы. В каких массовых отношениях нужно взять медь и серу, чтобы оба вещества полностью вступили в реакцию?
Вопрос № 3 Кем и когда был открыт закон постоянства состава? Дайте определение и поясните сущность этого закона с точки зрения учения об атомах.
Вопрос № 4 Водород соединяется с серой в массовых отношениях 1:16. Используя данные об относительных атомных массах этих элементов, выведите химическую формулу сероводорода. Какое значение имеет закон постоянства состава вещества для выведения химических
Вопрос № 5 Применяя сведения об относительных атомных массах химических элементов, составьте химическую формулу сульфата меди, если массовые отношения в ней меди, серы и кислоро-да соответственно равны 2:1:2.
Вопрос № 6 Какое практическое значение имеет закон постоянства состава вещества?
Вопрос № 7 Что показывает химическая формула? Приведите примеры.
Вопрос № 8 Можно ли выразить массы сульфида железа (в а.е.м.) следующими числами: а) 44; б) 176; в) 150; г) 264? Почему?
Вопрос № 9 Напишите химические формулы веществ, если известно, что в состав их входят: а) атом железа и три атома хлора; б) два атома алюминия и три атома кислорода; в) атом кальция, атом углерода и три атома кислорода. Вычислите относительные молекулярны
Вопрос № 10 Вычислите массовые доли элементов в процентах по формулам: 1) CuSO4 — сульфат меди; 2) Fe2O3 — оксид железа; 3) HNO3 — азотная кислота.
Вопрос № 11 По образцу, приведенному на с. 25 учебника, поясните, что обозначают химические формулы: HgO, O2, Н2, H2SO4, CuO.
Вопрос № 1 Каково содержание в воздухе газов по объему и по массе? Подумайте, почему в воздухе кислорода по массе больше, чем по объему, а у азота обратная зависимость.
Задача № 1 Вычислите, к кое количество теплоты выделится при сжигании 100 л водорода, взятого при нормальных условиях. Термохимическое уравнение реакции: 2H2+O2=2H2O+572 кДж. (Масса 1 л водорода равна 0,09 г.)
Вопрос № 2 Какими опытами можно определить содержание кислорода и азота в воздухе?
Вопрос № 3 Как опытным путем А.Лавуазье доказал состав воздуха?
Вопрос № 4 Какие вы знаете благородные газы? Перечислите области их применения.
Вопрос № 5 Чем отличается горение веществ в кислороде от их горения в воздухе?
Вопрос № 6 В чем сходство и различие горения простых и сложных веществ? Поясните на примерах.
Вопрос № 7 Пользуясь вышеприведенными указаниями (см. с. 56 учебника), составьте уравнения реакций горения следующих веществ: а) бария; б) алюминия; в) лития; г) фосфора; д) водорода; е) сероводорода H2S; ж) этана С2Н6; з) ацетилена С2Н2.
Вопрос № 8 Каковы условия возникновения и прекращения горения? Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях: а) загорелась одежда на человеке; б) воспламенился бензин; в) возник пожар на складе лесоматериалов; г) загорелась нефть н
Вопрос № 10 Приведите примеры, в каких случаях процессы медленного окисления приносят пользу, а в каких — вред.
Вопрос № 11 Приведите примеры экзотермических и эндотермических реакций. Напишите уравнения соответствующих реакций и дайте пояснения.
Вопрос № 12 Чем отличаются химические уравнения от термохимических уравнений? Поясните на конкретных примерах.
Вопрос № 13 Приведите три пример термохимических реакций. Напишите уравнения этих реакций.
Вопрос № 1 Какие вещества называют кислотами? Начертите в тетради приведенную ниже таблицу и в соответствующих графах запишите химические формулы известных вам кислот, подчеркните кислотные остатки и отметьте их валентность.
Задача №1 Какая из кислот богаче фосфором — ортофосфорная Н3Р04 или метафосфорная НР03?
Вопрос № 2 Составьте структурные формулы следующих кислот: а) угольной; б) бромоводородной; в) сернистой; г) хлорной HClO4.
Задача № 2 Выведите химическую формулу соединения, в состав которого входят 3,95 мас.ч. химического элемента селена (Ar(Se)=79) и 0,1 мас.ч. водорода.
Вопрос № 3 Какими способами получают кислоты? Составьте уравнения реакций.
Вопрос № 4 Какими двумя способами можно получить: а) ортофосфор-ную кислоту; б) сероводородную кислоту? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Вопрос № 5 Начертите в тетради нижеприведенную таблицу. Реакции разложения, соединения, замещения, обмена.
Вопрос № 6 Приведите по три уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислот. Отметьте, к какому типу реакций они относятся.
Вопрос №7 Какие из веществ, формулы которых приведены, реагируют с соляной кислотой: а) CuO; б) Cu; в) Cu(OH)2; г) Ag; д) Al(OH)3.
Вопрос № 8 Напишите уравнения реакций, которые осуществимы.
Вопрос № 1 Что называется периодом? Что общего и чем отличаются большие периоды от маленьких?
Вопрос № 3 Как изменяются свойства химических элементов в периодах и главных подгруппах? Объясните эти закономерности с точки зрения теории строения том.
Вопрос № 1 Что такое электроотрицательность? Используя таблицу 20 учебника и периодическую таблицу, расположите химические знаки перечисленных ниже элементов в порядке возрастания значений электроотрицательности: фосфор, магний, бор, цезий, кислород, крем
Вопрос № 2 Почему числовые значения электроотрицательностей атомов элементов позволяют судить о типе химической связи, возникающей между атомами? Поясните на конкретных примерах.
Вопрос № 3 В тетрадях напишите по три формулы соединений с: а) ионной; б) ковалентной; в) ковалентной неполярной связью. Изобразите их электронные формулы.
Вопрос № 4 Даны вещества: CaF2, F2, H2S, LiCl, NH3, N2. Поясните, какой тип связи существует между атомами в каждом отдельном соединении. Почему?
Вопрос № 5 Учитывая значения электроотрицательностей элементов (табл. 20 учебника), составьте химические формулы и укажите сдвиг общих связывающих электронных пар в следующих соединениях: а) кальция с водородом; б) лития с азотом; в) кислород с фтором; г
Вопрос № 7 Какое соединение является более прочным и почему: а) иодид натрия или иодид калия; б) фторид натрия или хлорид натрия; в)фторид кальция или хлорид калия?
Задача № 1 Определите плотность и относительную плотность оксида азота (II) по воздуху.
Задача № 2 При взаимодействии хлора с водородом образовалось 0,25 моль хлороводорода. Вычислите объем хлора, вступившего в реакцию (н.у.).
Задача № 3 Сгорело 6 кг угля С. Вычислите объем образовавшегося оксида углерода (IV) (н.у.).
Задача № 4 Вычислите, какой объем кислорода потребуется для сжигания 10 м3 этана C2H6 (н.у.).




Исследования дома на кухне под руководством учителя Задачи исследования: Образовательные: дать дополнительные сведения о кислотах и основаниях, грамотно их использовать; формирование навыков написания отчетов; научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Развивающие: развивать умение выделять главное, обобщать, классифицировать; самостоятельно приобретать знания. Воспитательные: научить самостоятельно оценивать, наблюдать явления; развивать познавательный интерес к предмету и творческие способности в процессе самостоятельной работы; формирование интереса к новому предмету.


Отчет по исследовательской работе выполняется по плану. 1. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы. Дата, место проведения, фамилию и имя автора. 2. Цель работы и ее задачи. 3. Методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. Какими способами велись наблюдения, сколько их было проведено, с какими веществами. 4. Результаты и их обсуждение. Одно и тоже задание могут получить несколько учеников. Поэтому необходимо обсудить результаты опытов, наблюдений, сравнение отчетов.


Методика проведения исследования. 1. Подготовительный этап: Для опытов потребуется небольшое количество овощей, фруктов, пищевой соды, уксуса, соков, поэтому, необходимо обратиться к родителям с просьбой, не жалеть, если ребенок испортит их в своих опытах, ведь ребенок познает окружающий мир, а это - шаг в большую науку. 2. Знакомство с объектом исследования. Ученик получает карточку – задание. 3. Ознакомление с техникой безопасности.




Проведение исследования. Работа 1. Кислоты и основания на кухне. Вам потребуется: уксус, лимонный, апельсиновый, яблочный соки, лимонная кислота, газированная вода, пищевая сода, моющее средство, стаканы. Насыпьте полную ложку соды в пустой стакан. Налейте в стакан немного уксуса. Что наблюдаете?.Испытайте лимонный, апельсиновый, яблочный соки, газированную воду, моющее средство. Смешайте каплю моющего средства с любой жидкой кислотой (уксусом, фруктовым соком или газировкой). Добавьте небольшое количество полученной смеси в ложку с пищевой содой. Образуется при этом пена? Образование пены указывает на то, что раствор продолжает оставаться кислотой. Добавьте дополнительное количество моющего средства в полученную ранее смесь. Продолжайте тестировать кислотные свойства смеси, наблюдая за выделением пены. Прекращение образования пены будет означать нейтрализацию кислоты.


Работа 2. Выращивание кристаллов. Вам потребуется: соль, сахар, вода прозрачные пластиковые стаканчики, ложка, веревка, карандаш. Положите несколько полных ложек столовой соли в стакан. Заполните стакан на три четверти водой. Перемешайте соль ложкой. Если соль растворилась, добавьте еще одну ложку соли, перемешивайте и добавляйте соль до тех пор, пока раствор не станет насыщенным. Привяжите веревку к середине карандаша, а свободный конец веревки опустите с помощью ложки на дно стакана. На следующий день вы увидите, что на стенках стакана и на веревке выделились кристаллы. Повторите эксперимент, используя сахар или другую соль. Оставьте опытные установки на неделю, тем самым, дав время для прохождения максимальной кристаллизации. Внимательно изучите образовавшиеся кристаллы, и вы заметите, что они разной формы. Замените веревку на нить. Отделите отдельный кристалл и наблюдайте за ним. С каждым днем он будет увеличиваться в размере.


Работа 3. Блестящая монета. Вам потребуется: любая медьсодержащая монета, соль, уксус, бумажное полотенце, ложка. Положите монету на бумажное полотенце. Посыпьте на нее немного соли. С помощью ложки полейте сверху уксусом. Потрите монету, и она засияет на ваших глазах! Повторите этот эксперимент с а) одной солью. б) одним уксусом. в) с лимонным соком. г) с солью и лимонным соком. Позволяет ли одна из перечисленных комбинаций очищать монету так же эффективно, как с помощью уксуса и соли?




Популярными среди учителей химии становятся уроки- исследования. Такие уроки требуют большой подготовки, которая, как показывает практика, себя оправдывает. Такие уроки строятся в соответствии с логикой деятельностного подхода и включают следующие этапы: мотивационно-ориентировочный, операционно-исполнительский (анализ, прогнозирование и эксперимент), оценочно рефлексивный.


Проведение мысленного эксперимента. Способствует развитию умения рассуждать. Это задания, в которых требуется получить конкретное вещество из предложенных; получить вещество несколькими способами; провести все характерные и качественные реакции, свойственные данному классу веществ; выявить генетическую связь между классами неорганических веществ.


Примеры заданий мысленного эксперимента. 1.В реторту насыпали порошок цинка, перекрыли газоотводную трубку зажимом, реторту взвесили и содержимое прокалили. Когда реторта остыла, ее снова взвесили. Изменилась ли масса и почему? Затем открыли зажим. Изменилась ли масса и почему? 2. На чашках весов уравновешены стаканчики с растворами гидроксида натрия и хлорида натрия. Изменит ли положение стрелка весов через некоторое время и почему?


Творческие задания на прогнозирование свойств веществ. Такие задания способствуют формированию исследовательских умений, стимулируют интерес, позволяют познакомить учащихся с достижениями ученых, увидеть красивые, изящные яркие примеры работы творческой мысли.


Например, при изучении темы Углеводы учащимся предлагаются вопросы: 1.Немецкий химик Христиан Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком своей жены. Кислота может поджечь фартук, - подумал Шенбейн, прополоскал фартук в воде и повесил сушить над печкой. Фартук подсох, но затем раздался негромкий взрыв и … фартук исчез. Почему произошел взрыв? 2.Что произойдет, если долго жевать хлебный мякиш?


Тема урока: Химические свойства азотной кислоты. Общедидактическая цель урока: создать условия для первичного осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами технологии проблемного обучения. Триединая дидактическая цель: Образовательный аспект: способствовать формированию у учащихся понятия "кислота" на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств азотной кислоты посредством решения экспериментальных и познавательных задач, отработать умения в написании уравнений реакций. Развивающий аспект: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе выполнения и наблюдения эксперимента. Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество; способствовать развитию грамотной химической речи.


Цели для учеников: уметь писать уравнения реакций с участием азотной кислоты в различных ситуациях и переносить полученные знания для решения практических задач; работающему на творческом уровне: уметь анализировать условия процессов, находить различные варианты их решения, прогнозировать результаты взаимодействия азотной кислоты с другими веществами. Тип урока: изучение нового материала. Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.


Формы реализации методов: проблемный семинар. Приемы реализации методов: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию. Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая (на данном уроке предусматривает облегчение выполнения экспериментальной исследовательской работы, способствует созданию адаптивной образовательной среды и экономию реактивов), индивидуальная. Ожидаемый результат: все учащиеся усвоят общие и специфические свойства азотной кислоты, а также почему раствор азотной кислоты взаимодействует с металлами не так как растворы других кислот.


Педагогические выводы 1. В исследовательскую деятельность с удовольствием и интересом включаются учащиеся разного уровня подготовленности и разного возраста, т.е. неверно утверждение о том, что это область интересов и возможностей старшеклассников и что этот вид деятельности под силу только одаренным детям. Педагоги, вовлекающие в исследовательскую деятельность учащихся разного уровня подготовленности, должны учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы исследования. 2. В ходе исследовательской деятельности развитие способностей ребенка происходит при определенных условиях: - если тема и предмет исследовательской деятельности соответствуют потребностям ребенка; - обучение идет в зоне ближайшего развития и на достаточно высоком уровне трудностей; - если содержание деятельности опирается на субъективный опыт ребенка; - если идет научение способам деятельности. 3. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с урока, который строится по законам проведения научного исследования. Технология исследовательской деятельности ориентирована на развитие умений: - определять цели и задачи исследования, его предмет; - самостоятельного поиска литературы и ее конспектирования; - анализа и систематизации информации; - аннотировать изученные источники; - выдвигать гипотезу, проводить в соответствии с ней практическое исследование с классификаций материала; - описывать результаты исследования, делать выводы и обобщения.

Одной из важнейших задач учителя является развитие мыслительных спо­собностей учащихся (что не менее важ­но, чем простое приобретение знаний и навыков), которое возможно только в процессе самостоятельного творческого поиска новых знаний и способов дея­тельности, т. е. при решении проблем, возникающих в ходе исследования, I организованного учителем.

Как показывает опыт, учебно-иссле­довательская деятельность способствует:

расширению и актуализации у учащихся знаний по предметам школь­ной программы, развитию у них интере­са к изучаемым дисциплинам, а также представлений о межпредметных связях;

развитию интеллектуальной ини­циативы школьников в процессе освое­ния основных и дополнительных обра­зовательных программ;

созданию предпосылок для развития у учащихся научного образа мышления;

освоению ими творческого подхо­да к любому виду деятельности;

обучению использовать в своей дея­тельности информационные технологии, а также другие средства коммуникации;

формированию в учреждении об­разования развивающей образователь­ной среды для ребёнка;

профессиональному самоопределе­нию учащихся;

получению ими предпрофеесиональной подготовки;

содержательной организации сво­бодного времени детей.

При осуществлении исследователь­ской деятельности на основании экспериментапредполагаютсяследующие этапы общенаучной деятельности:

постановка цели эксперимента, определяющая, какой результат наме­рен получить экспериментатор в ходе исследования;

формулировка и обоснование гипо­тезы, которую можно положить в осно­ву эксперимента. Гипотеза - это сово­купность теоретических положений, ис­тинность которых подлежит проверке;

планирование эксперимента, ко­торое проходит в следующей последо­вательности: 1) составление плана про­ведения эксперимента и при необходи­мости изображение конструкции при­бора; продумывание работы после оконча­ния эксперимента (утилизация реакти­вов, особенности мытья посуды и т. д.); 2) отбор лабораторного оборудования и реактивов; 3) выявление источника опасности (описание мер предосторож­ности при выполнении эксперимента); 4) выбор формы оформления результа­тов эксперимента;

осуществление эксперимента, фиксация наблюдений и измерений;

анализ, обработка и объяснение результатов эксперимента, которые пре­дусматривают: 1) математическую обра­ботку результатов эксперимента (при необходимости); 2) сравнение результа­тов эксперимента с гипотезой; 3) объяс­нение протекающих процессов в экспе­рименте; 4) формулировку выводов;

рефлексия - осознание и оценка эксперимента на основе сопоставления цели и результатов, в ходе которого не­обходимо выяснить, все ли операции по выполнениюэкспериментабылиус­пешными.

Особую группу составляют задания эвристического и исследовательского характера. Выполняя их, учащиеся ис­пользуют рассуждения как средство по­лучения субъективно нового знания о веществах и химических реакциях. При этом школьники осуществляют теорети­ческие исследования, на основе которых они формулируют определения, находят взаимосвязи между строением и свой­ствами, генетическую взаимосвязь ве­ществ, систематизируют факты и уста­навливаютзакономерности,проводят эксперимент с целью разрешения про­блемы, сформированной учителем или поставленной самостоятельно.

Например, при изучении свойств амфотерных гидроксидов можно предложить такое задание: «Будет ли оди­наков результат взаимодействия раство­ров гидроксида натрия и хлорида алю­миния при добавлении первого ко вто­рому и наоборот?»

При изучении темы «Обобщение свойств основных классов неорганичес­ких веществ» можно предложить уча­щимся ответить на вопрос: «Что про­изойдёт, если к раствору сульфата меди(П) добавить раствор гидроксида на­трия, а к раствору карбоната натрия - гидроксид калия?»

По теме «Галогены» интерес могут вызвать вопросы:

1. Какой цвет приобретёт индика­торная бумажка в свежеприготовлен­ном растворе хлора в воде?

2. Какой цвет будет иметь индикатор­ная бумажка в растворе хлора, который некоторое время находился на свету?

Ответы на эти вопросы подтвержда­ются опытным путём.

Практика показывает, что использо­вание творческих заданий, которые заключаются в прогнозировании свойств веществ, способствует формированию исследовательских умений, стимулиру­ет интерес, позволяет познакомить уча­щихся с достижениями учёных, уви­деть красивые, изящные яркие примеры работы творческой мысли.

При изучении темы «Углеводы» уче­ники могут выполнить следующие за­дания:

1. Немецкий химик Христиан Шёнбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Он маши­нально вытер пол хлопчатобумажным фартуком своей жены. «Кислота может поджечь фартук», - подумал Шёнбейн, прополоскал фартук в воде и по­весил сушить над печкой. Фартук под­сох, но затем раздался негромкий взрыв и... фартук исчез. Почему про­изошёл взрыв?

2. Что произойдёт, если долго же­вать хлебный мякиш?

В результате выполнения лаборатор­ного опыта № 3 (7 класс)«Изучение признаков протекания химической реак­ции (выделение газа)» учащиеся долж­ны убедиться, что главным признаком при взаимодействии мела и уксусной кислоты является выделение газа. Одна­ко более наблюдательные ученики мо­гут отметить и другой признак: раство­рение твёрдого вещества мела в уксус­ной кислоте. Для закрепления результа­тов опыта учащимся можно предложить ответить на вопросы:

1. Где в домашних условиях мы встречаемся с подобным признаком ре­акции?

2. Какое вещество можно использо­вать вместо уксуса при приготовлении шипучих напитков?

В лабораторном опыте № 6 (7 класс) «Взаимодействие кислот с металлами» ученики получают экспериментальное подтверждение ряда активности метал­лов и лабораторного способа получения водорода. Можно предложить им найти ответы на следующие вопросы:

1. Какие ещё металлы можно ис­пользовать для получения водорода из кислот?

2. Почему для получения водорода нельзя использовать ртуть?

При изучении темы «Белки» уча­щимся можно поставить следующий вопрос: «Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее цент­рального отопления?»

Чтобы ответить на вопрос, ученики составляют план поиска ответа:

а)белковый состав кожи;

б) структура молекулы белка;

в)влияние температуры на структу­ру белка.

Затем находят ответ: «Высокая тем­пература, вызывая денатурацию и деструктурирование белка, приводит к из­менению прочности и размера обуви».В работе также можно использовать проблемный демонтрационный экспери­мент, например: испытание веществ и их растворов на электропроводимость; реакция солей аммония со щелочами; нейтрализация кислот аммиаком («дым без огня»); взаимодействие металлов с растворами солей; отношение алюминия к азотной концентрированной кислоте; реакция этилена с бромной водой и ра­створом перманганата калия; амфотер-ностй гидроксида алюминия; реакция глицерина с гидроксидом меди(П) и др.

Эксперимент можно включать либо на этапе формулировки, либо на этапе реше­ния проблемы. В последнем случае опыт подтверждает (или не подтверждает) вы­двинутую учащимися гипотезу, а пробле­ма определяется с помощью других спо­собов и методов. В этом случае особую роль играет мысленный эксперимент, ко­торый развивает абстрактное мышление. К ним относятся задания, в которых не­обходимо получить конкретное вещество из предложенных; получить его несколь­кими способами; мысленно перебрать все характерные и качественные реакции, свойственные данному классу веществ; выявить генетическую связь между клас­сами неорганических веществ. Пренебре­гать мысленным экспериментом нельзя, его можно проводить на всех этапах уро­ка в форме групповой, фронтальной или индивидуальной работы.

Например, на уроке по теме «Галоге­ны и их соли» на этапе закрепления ма­териала вместо репродуктивного вопроса о цветах галогенидов серебра можно предложить мысленный эксперимент на распознавание растворов галогенидов.

При изучении темы «Электролити­ческая диссоциация» традиционное эк­спериментальное определение электрической проводимости веществ с помощью прибора начинается с мысленного! эксперимента. После этого проводится"

демонстрационный эксперимент. Уча­щиеся сравнивают и анализируют ре­зультаты, выполняют в тетрадях рисун­ки и схемы, записывают уравнения ре­акции электролитической диссоциации. Примеры заданий мысленного экс­перимента:

1. В реторту насыпали порошок цинка, перекрыли газоотводную трубку зажимом, реторту взвесили и содержи­мое прокалили. Когда реторта остыла, её снова взвесили. Изменилась ли её масса и почему?

2. Затем зажим открыли. Измени­лась ли масса и почему?

3. На чашках весов уравновешены стаканчики с растворами гидроксида и хлорида натрия. Изменит ли положе­ние стрелка весов через некоторое вре­мя и почему?

4. Предложите способы получения этилового спирта, используя в качестве исходного сырья природный газ и воду.

5. Составьте уравнения реакций получения уксусной кислоты исходя из известняка, каменного угля, воды, воздуха.

6. Как можно получить анилин, если в качестве исходного сырья исполь­зовать природный газ, воздух и воду?

7. Натуральный мёд содержит глюкозу и фруктозу. Предложите спо­собы получения искусственного мёда.

8. Предложите свои способы реше­ния проблемы превращения жидких жиров в твёрдые. Какое экономически выгодное для Беларуси сырьё можно для этого использовать?

9. Выберите и обоснуйте наиболее экономически выгодные способы полу­чения глицерина для смягчения кожи зимних сапог.

10. Предложите способы обнаруже­ния в природной воде или воде, про­шедшей систему промышленной водо­очистки: а) избыточной кислотности или щёлочности; б) катионов аммония; в) нитрат-анионов.

11. У вас возникло подозрение, что работники автозаправочной станции,

где постоянно заправляет машину ваш отец, добавляют в бензин воду. В ва­шем распоряжении имеется негашёная известь. Молено ли с её помощью про­верить свои подозрения?

При изучении качественных реакций на ионы учащиеся приобретают умение составлять план распознавания веществ. Класс делится на группы по четыре че­ловека и каждой из них даётся задание составить план определения растворов сульфата, карбоната и хлорида натрия, которые находятся в трёх пронумерован­ных пробирках. Обязательные условия: наглядность. Желаемые условия: быстро­та и минимум затраченных реактивов. Каждая группа защищает свой план, ис­пользуя ранее полученные знания, запи­сывает молекулярные и ионные уравне­ния реакций. В заключение учащиеся проводят лабораторный опыт, реализуя свой план на практике.

Особое место в учебном процессе за­нимают упражнения, формирующие у школьников представления о таком ме­тоде научного исследования, как моде­лирование. В этом им может помочь вы­полнение следующих заданий:

1. Изготовьте модели атомов кисло­рода, серы, селена, теллура. Сравните их свойства.

2. Исходя из строения атомов опре­делите вид химической связи в соеди­нениях H 2 S , Н 2 O, H 2 Se . Как изменяет­ся поляризация химической связи с ро­стом радиуса элементов VI группы?

3.Что такое экологический дом? Предложите его модель.

4.При приготовлении пищи на кухне возникает специфический запах альдегида акролеина. Составьте структурную
формулу этого вещества, если известно, что его молекулярная формула С 3 Н 4 0 и
альдегид является непредельным. Как можно избавиться от этого запаха?

Задания на нахождение и объяснение причинно-следственных связей также играют важную роль в формировании у учащихся представлений о методах на­учного исследования, поскольку причин­ность - одна из форм общей взаимосвя­зи явлений объективного мира. Для мно­гих школьников выполнение заданий на определение следствии из теории являет­ся достаточно сложным, однако доступ­ным видом работы. Не зря учёные отме­чают, что «сила науки не только в том, что она объясняет наблюдаемые явления, но и в том, что она может предсказать ход того или иного процесса». Поэтому суть таких заданий составляют вопросы типа: «Чем это обусловлено?», «Как это можно объяснить?», «Почему это про­изошло?», «От чего это зависит?», «Чтобы изменилось, если бы...?» Примеры:

1. В городе, где начал действовать завод по производству фосфорных удоб­рений из фторапатитового концентра­та, жители заметили, что оконные стёкла постепенно тускнеют. Каковы возможные причины этого явления?

2. Каковы причины появления кис­лотных дождей? Какое воздействие они.оказывают: а) на сооружения из металла и бетона; б) технику; в) почву; г) произ­ведения искусства из металла, мрамора, известняка?

Одной из форм реализации исследо­вательского метода обучения является составление рассказов-задач, сказок, поэтических произведений. Этот вид деятельности предполагает написание учащимися небольшого литературного произведения, которое описывает заву­алированное в тексте явление или ве­щество. В кабинете собран архив из та­ких ученических работ.

Так всё-таки нужны ли современ­ным школьникам навыки исследова­ния? На мой взгляд, исчерпывающим ответом на этот вопрос могут стать сло­ва Нобелевского лауреата, нашего зем­ляка Ж. И. Алфёрова, чьё мнение, безусловно, достойно внимания: «Для всякой уважающей себя страны есть три привилегированные статьи. На первое место я ставлю здравоохранение, потому что прежде всего человек дол­жен быть физически здоров. На вто­рое - образование, потому что необра­зованному человеку не то что в XXI веке, но и в прошлом веке делать было нечего. И на третье место я поставлю науку, потому что именно наука опре­деляет будущее человечества...».

Научно обоснованным является постулат о том, что развитие нравственной и творческой личности – цель педагогического процесса в школе.

Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно остаться в голове ученика, когда забыты законы физики, химии, теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.

Что следует изменить в структуре, содержании уроков и воспитательной работе педагога для достижения цели образования? Как создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. В контексте современных теорий интеллектуального развития особое значение приобретают направления связанные с “качественными” изменениями в обучении. Среди наиболее значимых стратегий обучения на современном этапе рядом авторов выделяется “исследовательское обучение”, которое придает познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения.

Учение вообще есть “совместное исследование, проводимое учителем и учеником” (С.Л.Рубинштейн). Задача педагога – создать гипотетико-проективную модель по формированию развивающей среды для учащихся. Именно педагог дает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Конечно, существуют различные формы внеурочной работы со школьниками по развитию интеллектуальных способностей учащихся (школа олимпийского резерва, сами олимпиады, конкурсы, конференции и др.), но особое значение приобретает научно-исследовательская работа (НИР) школьников.

НИР позволяет ученикам испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Участие в научно-исследовательской деятельности развивает:

  • познавательные функции ученика;
  • умение критически оценивать подходы к решению исследовательских задач;
  • творческие способности;
  • умение грамотно и компетентно излагать результаты исследований.

Хочется отметить, что в Первом Темиртауском Классическом Лицее широко внедряется метод проектов, как один из элементов учебного процесса. Этот метод, являясь одним из самых перспективных, позволяет решать многочисленные задачи обучения, воспитания и развития школьника. Именно он дает возможность наиболее активно формировать исследовательские навыки и создавать ситуации успеха у школьников разного уровня подготовленности.

Но следует признать, что урок на протяжении 350 лет остается ведущей формой педагогического процесса. Ю.А.Конаржевский говорил, что “с урока начинается УВП, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры”.

Основой работы учителя является индивидуально-личностный и деятельностный подход: вся работа ученика на уроке направлена на поиск решения поставленной познавательной задачи, на развитие умений рассуждать, доказывать, думать, анализировать, объяснять и сравнивать.

Исследовательскую деятельность, по нашему мнению, также можно отнести к числу технологий личностно ориентированного характера при условии, если педагог проявляет заинтересованность в личностном росте ученика, формировании его ценностных ориентиров, личностных качеств. Это возможно благодаря и содержанию работы, которую выполняет ученик и благодаря общению взрослого и ребенка в ходе исследовательской деятельности.

Использование в практике обучения исследовательского метода представляет собой высший этап процесса познания учащихся и предполагает развитие творческого мышления. Приобретение навыков творческого мышления, возможно, прежде всего, через деятельность, моделирующую научную.

Проведение подобных занятий кардинально изменяет взгляд учащихся на природные процессы: потребность вникнуть в суть вещей. Они сами пытаются формировать творческие задания и продумывать ход их экспериментального исследования. Что такое эксперимент?

Эксперимент – один из тех методов научного познания, который должен освоить учащийся при изучении химии. На основе ощущений создается более содержательное восприятие – важное условие для достижения осознанных и прочных знаний.

Химический эксперимент является одним из самых эффективных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности и должен отвечать следующим требованиям: наглядность, простота выполнения, безопасность, надежность, объясняемость.

В практике своей работы мы используем оригинальный химический эксперимент, который отвечает всем этим требованиям, на основе методике Дианы Эпп, семь превращений в одной пробирке.

При выполнении исследовательской деятельности на основе эксперимента предполагаются следующие этапы общенаучной деятельности:

  • Постановка цели эксперимента, цель определяет, какой результат намерен получить экспериментатор в ходе исследования.
  • Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента. Гипотеза совокупность теоретических положений, истинность которых подлежит проверке.
  • Планирование эксперимента осуществляется в следующей последовательности: 1) отбор лабораторного оборудования и реактивов; 2) составление плана проведения эксперимента, и, при необходимости изображение конструкции прибора; продумывание работы после окончания эксперимента (утилизация реактивов, особенности мытья посуды и т.д.); 3) выявление источника опасности (описание мер предосторожности при выполнении эксперимента); 4) выбор формы записи результатов эксперимента.
  • Осуществление эксперимента, фиксация наблюдений и измерений.
  • Анализ, обработка и объяснение результатов эксперимента предусматривают: 1) математическую обработку результатов эксперимента (при необходимости); 2) сравнение результатов эксперимента с гипотезой; 3) объяснение протекающих процессов в эксперименте; 4) формулировку вывода.
  • Рефлексия – осознание и оценка эксперимента на основе сопоставления цели и результатов. Необходимо выяснить, все ли операции по выполнению эксперимента были успешными.

Важный этап этой работы осуществление самодиагностики экспериментатором. Ведь без умения осуществлять рефлексию невозможно дальнейшее саморазвитие.

Оценка, выставляется как за общенаучные умения, такие как умения ставить цель, выдвигать гипотезу, планировать, осуществлять эксперимент, анализировать полученные результаты, делать выводы, но и за специальные умения, предусмотренные данной работой.

При организации таких занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания.

Особое значение в формировании исследовательских умений имеют задания, предусматривающие проведение мысленного эксперимента, способствующие развитию умения рассуждать. Это задания, в которых требуется получить конкретное вещество из предложенных; получить вещество несколькими способами; провести все характерные и качественные реакции, свойственные данному классу веществ; выявить генетическую связь между классами неорганических веществ.

Например, при изучении темы “Электролитическая диссоциация” традиционное экспериментальное определение электрической проводимости веществ с помощью прибора начинается с мысленного эксперимента. После этого проводим демонстрационный эксперимент. Учащиеся сравнивают и анализируют результаты, выполняют в тетрадях рисунки и схемы, записывают уравнения реакции электролитической диссоциации.

Приведем примеры заданий мысленного эксперимента.

1. В реторту насыпали порошок цинка, перекрыли газоотводную трубку зажимом, реторту взвесили и содержимое прокалили. Когда реторта остыла, ее снова взвесили. Изменилась ли масса и почему? Затем открыли зажим. Изменилась ли масса и почему?

2. На чашках весов уравновешены стаканчики с растворами гидроксида натрия и хлорида натрия. Изменит ли положение стрелка весов через некоторое время и почему?

По результатам выполнения заданий учитель может судить о готовности ученика к практическому проведению работы.

При изучении качественных реакций на ионы учащиеся приобретают умение составлять план распознавания веществ. Класс разделяется на группы по четыре человека и каждой группе дается задание составить план определения в трех пронумерованных пробирках растворов сульфата, карбоната и хлорида натрия. Обязательные условия: наглядность, желаемые условия: быстрота и минимум затраченных реактивов. Каждая группа защищает свой план, используя ранее полученные знания, записывает молекулярные и ионные уравнения реакций. В заключении учащиеся проводят лабораторный опыт, реализуя свой план на практике.

Особую группу составляют задания эвристического и исследовательского характера . Выполняя их, учащиеся используют рассуждения как средство, получить субъективно новое знание о веществах и химических реакциях. При этом школьники осуществляют теоретические исследования, на основе которых формируют определения, находят взаимосвязи между строением и свойствами, генетическую взаимосвязь веществ, систематизируют факты и устанавливают закономерности, проводят эксперимент с целью разрешения проблемы, сформированной учителем или поставленной самостоятельно. Например, при изучении амфотерных гидроксидов можно предложить такое задание:

Будет ли одинаков результат взаимодействия растворов гидроксида натрия и хлорида алюминия при добавлении 1 ко 2 и наоборот?

При изучении темы “Обобщение основных классов неорганических веществ” предлагаем ответить на вопрос: что произойдет, если к раствору сульфата меди (II) добавить раствор гидроксида натрия, а к раствору карбоната натрия гидроксид калия. По теме “Галогены” интерес вызывают вопросы:

1.Какого цвета будет индикаторная бумажка в свежеприготовленном растворе хлора в воде?

2. Какого цвета будет индикаторная бумажка в растворе хлора, который некоторое время находился на свету?

Ответы на данные вопросы подтверждаются опытным путем.

Практика показывает, что использование творческих заданий на прогнозирование свойств веществ. Такие задания способствуют формированию исследовательских умений, стимулируют интерес, позволяют познакомить учащихся с достижениями ученых, увидеть красивые, изящные яркие примеры работы творческой мысли.

При изучении темы “Углеводы” учащимся предлагаются вопросы:

1.Немецкий химик Христиан Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком своей жены. “Кислота может поджечь фартук”, - подумал Шенбейн, прополоскал фартук в воде и повесил сушить над печкой. Фартук подсох, но затем раздался негромкий взрыв и … фартук исчез. Почему произошел взрыв?

2.Что произойдет, если долго жевать хлебный мякиш?

Популярными среди учителей физики и химии становятся уроки-исследования . Такие уроки требуют большой подготовки, которая, как показывает практика, себя оправдывает. Такие уроки строятся в соответствии с логикой деятельностного подхода и включают следующие этапы: мотивационно-ориентировочный, операционно-исполнительский (анализ, прогнозирование и эксперимент), оценочно-рефлексивный.

Таким образом, учебное исследование является способом творческого обучения, которое спроектированное в соответствии с моделью научного исследования, позволяет построить образовательный процесс на деятельностной основе, и возможно при конструировании уроков химии.

Анализ собственного опыта и знакомство с опытом работы в этом направлении позволяет сделать некоторые педагогические выводы:

1. В исследовательскую деятельность с удовольствием и интересом включаются учащиеся разного уровня подготовленности и разного возраста, т.е. неверно утверждение о том, что это область интересов и возможностей старшеклассников и что этот вид деятельности под силу только одаренным детям. Педагоги, вовлекающие в исследовательскую деятельность учащихся разного уровня подготовленности, должны учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы исследования.

2. В ходе исследовательской деятельности развитие способностей ребенка происходит при определенных условиях:

Если тема и предмет исследовательской деятельности соответствуют потребностям ребенка;

Обучение идет в “зоне ближайшего развития и на достаточно высоком уровне трудностей”;

Если идет научение способам деятельности.

3. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с урока, который строится по законам проведения научного исследования. Технология исследовательской деятельности ориентирована на развитие умений:

Определять цели и задачи исследования, его предмет;

Самостоятельного поиска литературы и ее конспектирования;

Анализа и систематизации информации;

Аннотировать изученные источники;

Выдвигать гипотезу, проводить в соответствии с ней практическое исследование с классификаций материала;

Описывать результаты исследования, делать выводы и обобщения.

Используемая литература

Батаева Е.Н. Формирование исследовательских умений. Ж,Химия: методика обучения. 8.2003-1.2004

Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. М.: Школьная Пресса, 2002.

Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1996.

Увлекательный мир химических превращений: Оригинальные задачи с решениями / А.С.Суворов и др. Химия, 1998

Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.

Рягин С.Н. Лабораторный практикум “Идентификация органических соединений” 10 класс: Учеб.-практическое пособие для учащихся профильных классов и модульных групп. – Омск: ООИПКПО, 2003.

В статье представлены цели и задачи исследовательского обучения, типология и роль исследовательских задач по химии в становлении соответствующей компетенции. Приведены примеры разного типа исследовательских задач для работы на уроках или дома. Сделаны выводы об эффективности их использования для получения запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательские задачи по химии как средство формирования соответствующей компетенции в пространстве урока.

Реализация ФГОС подразумевает практику по формированию метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, и в основе которой лежит мыслительно - деятельностный тип интеграции учебного материала с принципом рефлексивного мышления.

Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская, включающая в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.

Химия - одна из наиболее практически ориентированных дисциплин, изучаемых в условиях общеобразовательной школы. Ее преподавание напрямую связано с процессом формирования исследовательской компетенции, поскольку методы, на которых основывается химическая наука (анализ, синтез, моделирование и пр), во многом совпадают с основными компонентами исследовательской компетенции.

Наиболее полно формирование последней реализуется посредством дополнительной внеурочной проектно-исследовательской деятельности, о чем сказано достаточно.

Приоритет в моей работе - включение заданий исследовательского характера в содержание уроков и домашних заданий.

Здесь следует оговорить, что спонтанное привитие обучающимся ряда навыков исследовательской деятельности в ходе уроков и даже средствами внеурочной работы не может служить достаточной базой для реализации целей исследовательского обучения.

Только системное использование возможностей современных педагогических технологий (исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной, критического мышления, ТРИЗ и др.) и систематическое обращение к исследовательским заданиям способно обеспечить решение поставленной задачи.

Требования к исследовательскому заданию по химии совпадают с таковыми для любой учебной дисциплины. Это наличие проблемы, решение которой требует теоретического анализа, применения методов научного исследования (теоретических, эмпирических), с помощью которых учащиеся должны открыть ранее неизвестное для них знание.

Главная цель его введения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передавать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности

Наиболее важными видами исследований учащихся в пространстве урока химии являются следующие:

  • Решение качественных химических задач на основе мысленного и реального эксперимента.
  • Самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций.
  • Решение химических, физико-химических и химико-бытовых проблем.
  • Критический анализ имеющихся или предоставленных фактов и формирование на их основе значимой информации.

Приведем примеры исследовательских задач.

Так, на первых уроках химии в 8 классе может быть проведено совместное исследование по теме «Роль химии в жизни человека». Или «Химия - хорошо это или плохо» На уроке используются методический прием опоры на уже имеющийся бытовой опыт учащихся, электронная презентация, содержащая дополнительный материал по данному вопросу. В качестве домашнего задания предлагается написание рассказа «Жизнь без химии».

Или другая задача. Каковы последствия недостатка калия в организме человека?

Используя данные таблицы, рассчитайте, сколько каждого продукта нужно съесть, чтобы удовлетворить суточную потребность в калии (2-3 г).

Решение любой исследовательской задачи подразумевает прохождение следующих основных этапов:

Определение цели и задач исследования, его предмета;

Анализ и систематизация имеющейся информации, поиск новой;

Выдвижение гипотез, проведение в соответствии с ними теоретического и/или практического исследования с классификаций материала;

Описание результатов исследования, формулировка выводов и обобщений.

Особое значение в формировании исследовательских умений имеют задания, предусматривающие проведение мысленного эксперимента , способствующие развитию умения рассуждать. Это задания, в которых требуется получить конкретное вещество из предложенных; получить вещество несколькими способами; провести все характерные и качественные реакции, свойственные данному классу веществ; выявить генетическую связь между классами неорганических или органических веществ.

Например: в реторту насыпали порошок цинка, перекрыли газоотводную трубку зажимом, реторту взвесили и содержимое прокалили. Когда реторта остыла, ее снова взвесили. Изменилась ли масса и почему? Затем открыли зажим. Изменилась ли масса и почему?

Или: на чашках весов уравновешены стаканчики с растворами гидроксида натрия и хлорида натрия. Изменит ли положение стрелка весов через некоторое время и почему? Почему в этой связи щелочные растворы средств бытовой химии (средства для устранения засоров водопровода, антипригарные смеси) рекомендуют хранить плотно закрытыми?

По результатам выполнения заданий учитель может судить о готовности ученика к практическому проведению работы и уровне освоения пройденного программного материала.

Другой пример. При изучении качественных реакций на ионы учащиеся приобретают умение составлять план распознавания веществ. Класс разделяется на группы каждой группе дается задание составить план определения в трех - пяти веществ в пронумерованных пробирках. например, растворов сульфата, карбоната и хлорида натрия. с заведомо избыточным количеством реактивов для определения. Обязательные условия: наглядность, желаемые условия: быстрота и минимум затраченных реактивов. Каждая группа защищает свой план, используя ранее полученные знания, записывает молекулярные и ионные уравнения реакций. В заключении учащиеся проводят лабораторный опыт, реализуя свой план на практике.

Особую группу составляют задания эвристического характера . Выполняя их, учащиеся используют рассуждения как средство, получить субъективно новое знание о веществах и химических реакциях и их месте в том числе в нашей повседневной жизни. При этом школьники осуществляют теоретические исследования, на основе которых, например, формируют определения, находят взаимосвязи между строением и свойствами, генетическую взаимосвязь веществ, систематизируют факты и устанавливают закономерности, проводят эксперимент с целью разрешения проблемы, сформированной учителем или поставленной самостоятельно .

Так, при изучении амфотерных гидроксидов можно предложить такое задание:

Будет ли одинаков результат взаимодействия растворов гидроксида натрия и хлорида алюминия при добавлении 1 раствора ко 2 и наоборот?

По теме “Галогены” интерес вызывают вопросы:

1.Какого цвета будет индикаторная бумажка в свежеприготовленном растворе хлора в воде?

2. Какого цвета будет индикаторная бумажка в растворе хлора, который некоторое время находился на свету?

Ответы на данные вопросы подтверждаются опытным путем и уравнениями происходящих процессов.

Практика показывает, что использование подобных заданий способствует формированию исследовательских умений, стимулирует интерес, позволяет познакомить учащихся с достижениями ученых, увидеть красивые, изящные яркие примеры работы творческой мысли.

Анализ собственного опыта и знакомство с опытом работы в этом направлении позволяет сделать следующие выводы:

1. В исследовательскую деятельность на уроке с удовольствием и интересом включаются учащиеся разного уровня подготовки и разного возраста, т.е. неверно утверждение о том, что этот вид деятельности под силу только одаренным детям. Просто педагоги, вовлекающие в исследовательскую деятельность таких учащихся, должны учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы исследования.

2. Решение исследовательской задачи будет эффективнее, если

Если тема и предмет исследовательской деятельности соответствуют потребностям ребенка;

Если ее содержание опирается на его субъективный опыт.

Как говорили в старину, ум хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо заполненный. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но человек, умеющий добывать, приобретать знания самостоятельно, применять их в любой ситуации, чему во многом способствует использование приемов, методов и технологий исследовательской деятельности.


Поделиться