Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя. Индивидуальные стили педагогической деятельности Формирование индивидуального стиля работы педагога

Общее понятие о стиле педагогической деятельности

Особенности педагогической деятельности можно описать с помощью определённого стиля исполнения.

Общее понимание термина «стиль» включает в себя наличие определённой постоянной системы используемых способов и приемов в осуществлении деятельности. Для этой системы характерна стабильность, проявляющаяся в разнообразных условиях, при которых совершается деятельность. Стиль деятельности обусловлен индивидуально-психологическими особенностями человека (тип темперамента, черты характера, уровень развития профессиональных способностей).

Определение

Стиль деятельности в педагогическом смысле – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности... индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.

В представленном строгом определении стиля деятельности подчёркивается роль индивидуального своеобразия сочетания приёмов и способов при выполнении деятельности.

Структурными компонентами индивидуального стиля деятельности являются:

  • индивидуально-психологические особенности субъекта этой деятельности, в том числе индивидуально-типологические, личностные и поведенческие;
  • психологические особенности самой деятельности;
  • особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

Основные области проявления индивидуального стиля педагогической деятельности определяются:

  • темпераментом (временем и скоростью реакции, индивидуальным темпом работы, эмоциональной откликаемостью);
  • характером реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки учеников;
  • выбором методов обучения;
  • выбором средств воспитания;
  • стилем педагогического общения;
  • применением средств психолого-педагогического воздействия на учащихся.

Классификация стилей педагогической деятельности в зависимости от ее характера

Стиль педагогической деятельности можно классифицировать по нескольким основаниям. Представим классификацию стилей деятельности по характеру осуществления деятельности.

В качестве оснований данной классификации могут послужить:

  • содержательные характеристики;
  • степень представленности ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в труде;
  • динамические характеристики;
  • результативность.
  • В соответствии с данными основаниями, представим в таблице индивидуальные стили педагогической деятельности учителя.

    Таблица. Индивидуальные стили педагогической деятельности учителя

    Для полного понимания отличий представленных в таблице стилей друг от друга ниже каждому стилю дана своя характеристика.

    Характеристика индивидуальных стилей педагогической деятельности учителя

    Эмоционально-импровизационный индивидуальный стиль: ориентация на процесс обучения. Учитель логично и интересно выстраивает ознакомление с новым материалом, иногда увлекается, что ведёт за собой потерю обратной связи с учениками, учитель не прерывается и не уточняет, понятно ли изложение нового материала. При проведении опроса чаще обращается к сильным ученикам, опрос проводится в быстром темпе, поэтому не опрашиваются слабые учащиеся, у учителя часто не хватает терпения дождаться конца самостоятельных рассуждений школьников. Для данного стиля характерно не совсем адекватное планирование образовательно-воспитательного процесса; для изучения учителем выбирается наиболее интересный материал, а важный, но неинтересный оставляется на самостоятельную разработку школьникам. При данном стиле педагогической деятельности недостаточно представлены этапы закрепления учебного материала, а также осуществление контроля знаний учащихся.

    Достоинства: высокая оперативность, использование разнообразных методов обучения.

    Недостатки: преобладание интуитивности над рефлексивностью.

    Эмоционально-методичный индивидуальный стиль: ориентация в равных долях на процесс и результат обучения. Планирование учебного процесса адекватно, характерна поэтапная отработка всего учебного материала и у сильных, и у слабых учащихся. Учителя с данным стилем педагогической деятельности отличает высокая оперативность, частая смена видов работ на уроке, использование коллективных обсуждений. Во время опроса происходит максимальный охват учащихся, даются индивидуальные задания. В деятельности постоянно присутствует закрепление материала и контроль результатов обучения.

    Достоинства: заинтересовывает учащихся особенностями предмета, используются разнообразные методы при отработке материала.

    Недостатки: преобладание интуитивности над рефлексивностью, хотя рефлексивность более высокая, чем в предыдущем стиле.

    Рассуждающе-импровизационный индивидуальный стиль: педагог равнозначно ориентируется на процесс и результат обучения, адекватно планирует образовательно-воспитательный процесс. Использует небольшое количество методов обучения, они однотипны, темп работы средний или низкий, не практикуются коллективные обсуждения. При опросе даёт возможность всем школьникам детально сформулировать ответ, мало говорит сам, воздействует на учащихся косвенно (наводящие вопросы, требования уточнить сказанное). При объяснении нового материала учитель выделяет основные вопросы, логично излагает их, делая акценты на основной структуре и причинно-следственных связях. Постоянно закрепляет, повторяет и контролирует результат обучения.

    Недостатки: перевес рефлексивности над интуитивностью, что позволяет анализировать результат своего труда, но ограничивает возможности спонтанного поведения на уроке.

    Рассуждающе-методичный индивидуальный стиль: ориентирован на результаты обучения, адекватно планирует образовательно-воспитательный процесс. Консервативен в отборе средств и способов педагогической деятельности, использует малый стандартный набор методов обучения, на первое место ставит воспроизведение изученного материала, практически не использует индивидуальные творческие задания и коллективные рассуждения. Опрос проводится с задействованием большого количества учеников, особое внимание уделяется слабым ученикам. Постоянно использует закрепление, повторение и контроль результатов обучения.

    Достоинство: высокая степень рефлексивности, наиболее полный анализ собственной деятельности.

    Недостатки: ограничение спонтанного поведения на уроке.

    Итак, были перечислены четыре типа индивидуальных стилей педагогической деятельности учителя, в характеристике которых отражена разница в стиле управления, общения, поведения и когнитивного стиля учителя.

    Общее понятие о стиле педагогической деятельности

    Особенности педагогической деятельности можно описать с помощью определённого стиля исполнения.

    Общее понимание термина «стиль» включает в себя наличие определённой постоянной системы используемых способов и приемов в осуществлении деятельности. Для этой системы характерна стабильность, проявляющаяся в разнообразных условиях, при которых совершается деятельность. Стиль деятельности обусловлен индивидуально-психологическими особенностями человека (тип темперамента, черты характера, уровень развития профессиональных способностей).

    Определение

    Стиль деятельности в педагогическом смысле – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности... индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.

    В представленном строгом определении стиля деятельности подчёркивается роль индивидуального своеобразия сочетания приёмов и способов при выполнении деятельности.

    Структурными компонентами индивидуального стиля деятельности являются:

    • индивидуально-психологические особенности субъекта этой деятельности, в том числе индивидуально-типологические, личностные и поведенческие;
    • психологические особенности самой деятельности;
    • особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

    Основные области проявления индивидуального стиля педагогической деятельности определяются:

    • темпераментом (временем и скоростью реакции, индивидуальным темпом работы, эмоциональной откликаемостью);
    • характером реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки учеников;
    • выбором методов обучения;
    • выбором средств воспитания;
    • стилем педагогического общения;
    • применением средств психолого-педагогического воздействия на учащихся.

    Классификация стилей педагогической деятельности в зависимости от ее характера

    Стиль педагогической деятельности можно классифицировать по нескольким основаниям. Представим классификацию стилей деятельности по характеру осуществления деятельности.

    В качестве оснований данной классификации могут послужить:

  • содержательные характеристики;
  • степень представленности ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в труде;
  • динамические характеристики;
  • результативность.
  • В соответствии с данными основаниями, представим в таблице индивидуальные стили педагогической деятельности учителя.

    Таблица. Индивидуальные стили педагогической деятельности учителя

    Для полного понимания отличий представленных в таблице стилей друг от друга ниже каждому стилю дана своя характеристика.

    Характеристика индивидуальных стилей педагогической деятельности учителя

    Эмоционально-импровизационный индивидуальный стиль: ориентация на процесс обучения. Учитель логично и интересно выстраивает ознакомление с новым материалом, иногда увлекается, что ведёт за собой потерю обратной связи с учениками, учитель не прерывается и не уточняет, понятно ли изложение нового материала. При проведении опроса чаще обращается к сильным ученикам, опрос проводится в быстром темпе, поэтому не опрашиваются слабые учащиеся, у учителя часто не хватает терпения дождаться конца самостоятельных рассуждений школьников. Для данного стиля характерно не совсем адекватное планирование образовательно-воспитательного процесса; для изучения учителем выбирается наиболее интересный материал, а важный, но неинтересный оставляется на самостоятельную разработку школьникам. При данном стиле педагогической деятельности недостаточно представлены этапы закрепления учебного материала, а также осуществление контроля знаний учащихся.

    Достоинства: высокая оперативность, использование разнообразных методов обучения.

    Недостатки: преобладание интуитивности над рефлексивностью.

    Эмоционально-методичный индивидуальный стиль: ориентация в равных долях на процесс и результат обучения. Планирование учебного процесса адекватно, характерна поэтапная отработка всего учебного материала и у сильных, и у слабых учащихся. Учителя с данным стилем педагогической деятельности отличает высокая оперативность, частая смена видов работ на уроке, использование коллективных обсуждений. Во время опроса происходит максимальный охват учащихся, даются индивидуальные задания. В деятельности постоянно присутствует закрепление материала и контроль результатов обучения.

    Достоинства: заинтересовывает учащихся особенностями предмета, используются разнообразные методы при отработке материала.

    Недостатки: преобладание интуитивности над рефлексивностью, хотя рефлексивность более высокая, чем в предыдущем стиле.

    Рассуждающе-импровизационный индивидуальный стиль: педагог равнозначно ориентируется на процесс и результат обучения, адекватно планирует образовательно-воспитательный процесс. Использует небольшое количество методов обучения, они однотипны, темп работы средний или низкий, не практикуются коллективные обсуждения. При опросе даёт возможность всем школьникам детально сформулировать ответ, мало говорит сам, воздействует на учащихся косвенно (наводящие вопросы, требования уточнить сказанное). При объяснении нового материала учитель выделяет основные вопросы, логично излагает их, делая акценты на основной структуре и причинно-следственных связях. Постоянно закрепляет, повторяет и контролирует результат обучения.

    Недостатки: перевес рефлексивности над интуитивностью, что позволяет анализировать результат своего труда, но ограничивает возможности спонтанного поведения на уроке.

    Рассуждающе-методичный индивидуальный стиль: ориентирован на результаты обучения, адекватно планирует образовательно-воспитательный процесс. Консервативен в отборе средств и способов педагогической деятельности, использует малый стандартный набор методов обучения, на первое место ставит воспроизведение изученного материала, практически не использует индивидуальные творческие задания и коллективные рассуждения. Опрос проводится с задействованием большого количества учеников, особое внимание уделяется слабым ученикам. Постоянно использует закрепление, повторение и контроль результатов обучения.

    Достоинство: высокая степень рефлексивности, наиболее полный анализ собственной деятельности.

    Недостатки: ограничение спонтанного поведения на уроке.

    Итак, были перечислены четыре типа индивидуальных стилей педагогической деятельности учителя, в характеристике которых отражена разница в стиле управления, общения, поведения и когнитивного стиля учителя.

    В этом параграфе рассмотрим проблему индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога. Выбор того или иного стиля, его формирование, определяется многими факторами, такими как индивидные, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности педагога и ученика, образовательная ситуация и т.п. При грамотном и профессиональном использовании практически каждый стиль деятельности имеет свои положительные стороны.

    Характерная для данного человека система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.

    Индивидуальный стиль деятельности - неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.

    В отечественной психологии преобладают исследования индивидуального стиля в зависимости от основных свойств нервной системы человека (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, К.М. Гуревич и др.).

    Рассматривая проблему индивидуального стиля деятельности, Е.А. Климов дает «широкое» и «узкое» его толкование.

    В «широком плане» под индивидуальным стилем понимается система отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности. В «узком смысле » индивидуальный стиль деятельности представляет собой устойчивую систему, обусловленную типологическими особенностями человека, складывающуюся у него как стремящегося к наилучшему осуществлению определенной деятельности.

    Таким образом, индивидуальный стиль - индивидуальносвоеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности .

    В общей структуре индивидуального стиля Е.А. Климов предложил выделять «ядро» и «пристройку» к нему. Ядро индивидуального стиля составляют особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности обусловливают первый приспособительный эффект и таким образом существенно определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает «пристройка к ядру», предполагающая особенности деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных).

    «Ядро» индивидуального стиля деятельности составляют две категории:

    • 1) особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке;
    • 2) особенности, противодействующие успеху.

    Особенности, противодействующие успешному осуществлению деятельности, рано или поздно, стихийно или сознательно «обрастают» компенсаторными механизмами. Например, обусловленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Обусловленная подвижностью снижения сопротивляемость действию монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность и т.д.

    В качестве других элементов «пристройки» к ядру индивидуального стиля могут возникать особенности, способствующие максимальному использованию приспособительных возможностей субъекта для успешного осуществления, выполнения деятельности (в том числе и профессиональной). Соответственно, среди особенностей, составляющих «пристройку» к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две категории:

    • 1) особенности, имеющие компенсаторное значение;
    • 2) особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей.

    Как указывает Е.А. Климов , если под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то необходимо в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль. Для этого важно:

    • определить конкретную систему «субъект - объект» и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти (иначе говоря, указать цель управления);
    • выделить как можно больше существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (т.е. указать определенную группу входных воздействий, как управляющих, так и возмущающих);
    • выделить такие управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором;
    • выделить такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.

    После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру.

    В.С. Мерлин в рамках своих исследований показал, что индивидуальный стиль деятельности выполняет системообразующую функцию в развитии интегральной индивидуальности человека. В этом контексте М.Р. Щукин сформулировал представление о стиле как целостном образовании, характеризующимся индивидуальными особенностями субъекта в следующих сторонах деятельности:

    • в системе внутренних условий;
    • в отражении субъектом внешних условий и требований деятельности;
    • в процессуальной и результативной сторонах.

    Наиболее важной, определяющей стороной стиля является взаимодействие внутренних условий. Оно (взаимодействие) характеризует саморегуляцию деятельности и обеспечивает индивидуальное своеобразие в процессуальной и результативной ее сторонах и отражении субъектом внешних условий и требований деятельности.

    В качестве наиболее важных внутренних условий в деятельности субъекта выступают:

    • особенности отношения человека к деятельности;
    • особенности самосознания, самооценки;
    • особенности интеллектуальной деятельности;
    • компоненты опыта;
    • эмоциональный фактор.

    На формирование индивидуального стиля деятельности оказывает влияние также возрастной фактор. Исследования показали , что по мере перехода на последующие возрастные ступени уменьшается влияние на деятельность и поведение нейродинамических свойств и возрастает влияние свойств личности.

    Научные идеи В.С. Мерлина нашли свое отражение в разработке проблемы механизмов приспособления индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности. В частности, на основании эмпирических исследований были описаны следующие механизмы:

    • компенсации (позволяют замещать недостаточно выраженные качества и особенности деятельности более выраженными);
    • адаптации (позволяют наиболее полно использовать благоприятные индивидуальные возможности человека);
    • коррекции (позволяют ограничивать негативные проявления деятельности и подтягивать те или иные ее характеристики до требуемого уровня).

    В рамках исследований процессуальной стороны индивидуального стиля деятельности были установлены индивидуальные различия в особенностях:

    • исполнительных возможностей;
    • контрольных действий;
    • соотношения ориентировочного и исполнительного компонентов деятельности;
    • выбора ситуаций и заданий;
    • подготовки к работе;
    • вхождения в работу;
    • организации рабочего места;
    • отвлечений от работы;
    • негативных проявлений индивидуальных различий в деятельности.

    По мнению С.А. Минюровой, в качестве существенной особенности индивидуального стиля выступает соотношение ориентировочных (в том числе контрольных) и исполнительных действий. Показано, что у одних людей ориентировочная деятельность более развернута и более обособлена от исполнительных действий (у лиц с инертной и слабой нервной системой), а у других эта деятельность менее развернута и в большей степени осуществляется в связи с исполнительными действиями (у лиц с подвижной и сильной нервной системой) .

    Индивидуальный стиль деятельности - это достаточно устойчиво используемый способ достижения человеком типичных задач, обусловленный типологическими свойствами нервной системы, отличающийся от других возможных способов процессом, но не результативностью. Формирование индивидуального стиля зависит от личностных и социальнопсихологических условий жизнедеятельности .

    Далее обратимся к описанию понятия индивидуальный стиль педагогической деятельности. Как отмечает С.А. Минюрова , стиль педагогической деятельности, его специфика включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта - преподавателя. Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие трех факторов:

    Первый - индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности - преподавателя, включающих индивиднотипологические, личностные, поведенческие особенности.

    Второй - особенностей самой деятельности.

    Третий - особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

    В педагогической деятельности описанные выше особенности соотносятся:

    • с характером взаимодействия;
    • с характером организации деятельности;
    • с предметно-профессиональной компетентностью учителя;
    • с характером общения.

    Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется в следующих характеристиках:

    • темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональный отклик);
    • характер реакций на те или иные педагогические ситуации;
    • выбор методов обучения;
    • подбор средств воспитания,
    • стиль педагогического общения;
    • реагирование на действия, на поступки обучающихся;
    • манера поведения;
    • предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний;
    • применение средств психолого-педагогического воздействия на субъекты образовательного процесса.

    Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

    В отечественной психологии понятие «стиль педагогической деятельности» представлено в работах А.К. Марковой, Л.М. Митиной . Основаниями для различия в стилях преподавательской деятельности, по мнению ученых, являются:

    • содержательные характеристики стиля (ориентация учителя на процесс или результат своего труда, оценка этапов своего труда);
    • динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
    • результативность (уровень знаний, навыков, интерес к учебе у школьников).

    На основе этих характеристик А.К. Марковой и А.Я. Никоновой были выделены следующие индивидуальные стили педагогической деятельности.

    Эмоционально-импровизационный стиль. Педагогов с таким стилем отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Материал, представленный на уроках, логичен, интересен, однако в процессе объяснения у преподавателей часто отсутствует обратная связь с учениками. Опросом охватываются преимущественно сильные ученики. Уроки проходят в быстром темпе. Преподаватели не дают ученикам самостоятельно сформулировать ответ. Для преподавателей характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: как правило, на их занятиях прорабатывается наиболее интересный учебный материал, а на дом задается менее интересный. Контроль деятельности обучающихся со стороны таких преподавателей недостаточен. Преподаватели используют большой арсенал разнообразных методов обучения. Они часто практикуют коллективные обсуждения, стимулируют спонтанные высказывания учащихся. Для преподавателей характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

    Эмоционально-методический стиль. Учителя с таким стилем ориентируются на процесс и результаты обучения. Для них свойственны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Такие преподаватели поэтапно отрабатывают весь учебный материал, следят за уровнем знаний учащихся, используют закрепление и повторение учебного материала, осуществляют контроль знаний учащихся. Педагоги стремятся прежде всего заинтересовать обучающихся самим предметом.

    Рассуждающе-импровизационный стиль. Для педагогов с данным стилем обучения характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Такие преподаватели проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения. Учителя предпочитают воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

    Рассуждающе-методичный стиль. Учителя преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается у них со стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса такие преподаватели обращаются к небольшому количеству учащихся, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание ими уделяется «слабым» ученикам. Для преподавателей характерна в целом рефлексивность.

    А.К. Маркова описывает три стиля педагогической деятельности: демократический, авторитарный и либеральный. Укажем, что использование каждого из них может привести к дисгармоничному взаимодействию.

    Демократический стиль. «Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и их личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба» .

    В этом отношении возникает ряд вопросов.

    • 1. В чем же состоит совместный поиск знаний?
    • 2. Правомерно ли (корректно ли) рассматривать ученика как «равноправного коллегу», когда учитель и ученик обладают разным статусом, жизненным опытом, имеют различия в возрасте, да и в конечном итоге - разный уровень образования?

    Тем не менее, даже при демократичном стиле педагогической деятельности отношения будут дисгармоничными в случаях, когда поведение ученика (учеников), с которым взаимодействует педагог, будет не соответствовать его ожиданиям, в частности, когда он не будет выражать свои мнения, не захочет участвовать в «совместном» принятии решений и т.п.

    Авторитарный стиль. Изначально говорит о дисгармонии отношений между субъектами образовательного процесса, исходя из той цитаты, которая представлена ниже. «Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися» .

    Тем не менее, следует заметить, что для некоторых учащихся, в силу их индивидуально-психологических особенностей, способностей, да и обучаемости в целом, данный стиль будет одним из основных для их успешного обучения в школе. Причем для такой категории учеников данный стиль взаимодействия не будет восприниматься негативно, соответственно, они будут оценивать отношения с педагогом как конструктивные и гармоничные.

    Либеральный стиль. Также может привести к дисгармонии отношений между педагогом и учеником. «Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты» .

    В приведенном выше описании также отсутствует позиция и отношение к педагогу, его действиям со стороны учеников.

    В отечественной психологии представлены многочисленные исследования стиля педагогического общения. Большинство исследователей описывают стиль педагогического общения через систему операций общения, характеризующих:

    • легкость установления контактов с учащимися;
    • широту охвата учащихся вниманием учителя;
    • частоту смены деятельности;
    • скорость реагирования на настроение класса;
    • способность справляться с экстремальными ситуациями на уроке;
    • направленность активности педагога или на организацию учебного процесса, или на организацию внимания учащихся;
    • протяженность этапов урока, их последовательность (от более сложных к более легким или наоборот);
    • уровень предоставления самостоятельности учащимся, использование технических средств обучения;
    • соотношение контролирующих и оценочных воздействий.

    Г.С. Абрамова , на основании особенностей ориентации учителем ученика на использование в его поведении общественно значимых норм, описывает три стиля взаимоотношений учителя с учащимися: ситуативный, операциональный и ценностный.

    Ситуативный стиль предполагает управление поведением ребенка в конкретной ситуации. Учитель призывает учащихся думать, запоминать, быть внимательными, но не показывает, как это сделать, деятельность учеников не организована.

    Операциональный стиль предполагает умение педагога учить детей строить свою деятельность с учетом внешних условий. Учитель раскрывает способы действий, показывает возможности их обобщения и применения в разных ситуациях.

    Ценностный стиль взаимоотношений строится на основе раскрытия общности смыслообразующих механизмов разных видов деятельности. Учитель дает обоснование действиям не только с точки зрения их объективного строения, но и с точки зрения взаимозависимости в плане человеческой деятельности в целом.

    А.А. Коротаев, Т.С. Тамбовцева подробно изучили операциональную структуру индивидуального стиля педагогического общения. Они описывают три взаимосвязанных уровня, которые находятся в иерархическом соподчинении.

    1. Организаторские, оценочные и перцептивные операции, которые

    определяют отношения между учителем и учащимися.

    2. Эмоционально-коммуникативные операции, обусловливающие

    эмоциональное содержание, общение и настроение обучающихся.

    3. Фатические и фасцинирующие операции, определяющие эмоциональный тон, круг общения и его дистанцию.

    В результате многолетних исследований А.Г. Исмагилова описала четыре различных индивидуальных стиля педагогического общения. Рассмотрим их подробнее.

    Организациейшо-корригирующий стиль. Педагоги, владеющие им, предпочитают использовать корригирующие и организующие действия. Из операций для них характерны побуждение отрицательной оценкой, организация, информация, вопросы, коррекция поведения и коррекция знаний. А при выборе цели наблюдается приоритет дидактических и организационных целей. На занятиях воспитатели (учителя) быстро реагируют на поведение и действия детей, четко регламентируют их деятельность, давая им часто конкретные указания, строго следят за их выполнением, контролируют действия детей. Меньше внимания эти воспитатели уделяют активизации ребят либо инициируют их активность, используя отрицательную оценку. Своевременно и быстро реагируют на ответы детей, исправляют ошибки, помогают найти необходимый ответ. Педагоги больше внимания уделяют организационно-деловой стороне педагогического процесса, игнорируя при этом постановку воспитательных целей. Низкий уровень субъективного контроля, характеризующий воспитателей данного стиля, способствует тому, что они мало внимания уделяют анализу складывающихся взаимоотношений с детьми, не осознают императивности своих воздействий.

    Оценивающе-контролирующий стиль. Для него характерны побуждение положительной оценкой, контроль - повторение ответа, действия при реализации воспитательной задачи - контроль - уточнение ответа, положительные эмоционально-оценочные суждения. Преобладание дидактических целей. Педагоги используют в основном косвенные воздействия, которые направлены прежде всего на создание положительной эмоциональной атмосферы за счет использования побуждений к активности положительной оценкой и частых эмоционально-оценочных суждений по поводу поведения и деятельности детей. Учителя (воспитатели) этого стиля контролируют свои взаимоотношения с детьми, стремятся обеспечить их эмоциональное благополучие.

    Стимулирующий, контролирующе-корригирующий стиль. Педагоги предпочитают использовать побуждение положительной оценкой, контроль - объявление, контроль с привлечением детей, коррекцию знаний, на целевом уровне - организационные цели. Приоритетным для педагогов является определение и решение организационной задачи посредством стимулирования и контроля. В процессе реализации дидактической цели педагоги с таким стилем чаще применяют контретирующие действия и значительно меньше внимания уделяют организующим действиям.

    Таким образом, правомерно сделать следующее заключение. Стиль деятельности педагога свидетельствует о разнообразии способов осуществления профессиональной деятельности, каждый из которых имеет свои «плюсы» и «минусы» и зависит как от индивидуальнопсихологических особенностей субъектов образовательного процесса, так и от педагогической, образовательной ситуации, в которой развертывается взаимодействие между ними.

    В частности, анализируя стили педагогических взаимодействий, описанные в работе Е.В. Коротаевой , приходим к выводу, что дисгармония межличностных отношений обусловлена деструктивным и рестриктивным (ограничивающим) стилями взаимодействия субъектов образовательного процесса. Тогда как гармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса способствуют реструктивный (поддерживающий) и конструктивный (развивающий) стили педагогического взаимодействия.

    Отметим, что, на наш взгляд, при описании стилей педагогической деятельности и стилей педагогических взаимодействий в целях профилактики возможных конфликтов, напряженности в отношениях «педагог - ученик» не отслеживаются ситуации, в которых тот или иной стиль более эффективен. Важным моментом является также то, что при их рассмотрении не учитывается позиция и собственное отношение ученика как к педагогу, так и к стилю его педагогической деятельности, да и к обучению в целом. Все отмеченное выше свойственно системе отношений «педагог - ученик».

    Далее обратимся к анализу особенностей отношений и установок родителей по отношению к детям, что, на наш взгляд, также можно отнести к проявлению индивидуального стиля деятельности. Особое внимание обратим на описанные Э.Г. Эйдемиллером типы патологизирующего воспитания: потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция; повышенная моральная ответственность; эмоциональное отвержение; жесткое обращение; гипопротекция.

    Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Родители «балуют» своего ребенка. «Родители нередко бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы их компенсации за счет воспитательных действий» . Ребенок имеет малое количество обязанностей в семье. Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что за это с него никто не спросит. Родители сомневаются в результативности наказаний, уповают на поощрения. «Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных и гипертимных черт личности у детей и подростков» .

    Доминирующая гиперпротекция. Ситуация похожа на описанную выше. Отличие в том, что родители при этом лишают ребенка самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. «Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психо- травматизации» .

    Повышенная моральная ответственность. Тип воспитания «характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям» .

    Эмоциональное отвержение. Ребенок или подросток оказывается вне зоны внимания родителей, либо к нему обращаются крайне редко, когда «случается что-то серьезное». «В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или чаще неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают с ним большую дистанцию» .

    Жестокое обращение. Данный тип воспитания предполагает эмоциональное отвержение, проявление физического и психологического насилия, неудовлетворение актуальных потребностей ребенка.

    Гипопротекция (гипоопека). Так же, как и при эмоциональном отвержении, ребенок оказывается вне зоны внимания родителей, либо к нему обращаются крайне редко, когда что-либо случается. Родители не контролируют своего ребенка. У ребенка чаще страдают духовные запросы, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителем. Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

    Описав проблему индивидуального стиля деятельности педагога (воспитателя), в следующем параграфе обратимся к рассмотрению мотивации и ее роли в профессиональной деятельности педагога.

    Следует различать, во-первых, стиль педагогической деятельности как более общую характеристику профессиональной деятельности учителя, которая включает в себя в интегрированном виде как индивидуальные особенности учителя, так и особенности самой деятельности и деятельности учащихся, которых он обучает, и, во-вторых, индивидуальный стиль педагогической деятельности, в котором наиболее отчетливо выступает связь стиля педагогической деятельности учителя и его индивидуальности. При этом исходим из предположения о том, что оптимальное использование, раскрытие индивидуальности учителя - необходимое условие повышения значимости его профессиональной деятельности до уровня смысла жизни.

    Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

    В темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

    В характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

    В выборе методов обучения;

    В подборе средств воспитания;

    В стиле педагогического общения;

    В реагировании на действия и поступки детей;

    В манере поведения;

    В предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

    В применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

    Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием. Приведем их описание, данное А.К. Марковой .

    Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

    Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

    Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

    Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности предложено А.К. Марковой , А.Я. Никоновой . Как отмечают эти авторы, в основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На этой основе авторами выделены четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя.

    Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном - сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный, хотя и важный, оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

    Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

    Рассуждающе - импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

    Рассуждающее - методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

    Таким образом, приведенное описание стилей преподавательской обучающей деятельности можно рассматривать как некоторую ее модель, отражающую специфику субъекта этой деятельности.Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили, а также стили педагогической деятельности включающие эмоционально-импровизированый, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, и рассуждающе-методичный.

    Под индивидуальным стилем педагогической деятельности (ИСПД) понимается система способов, приемов и форм профессиональной работы учителя, отражающая своеобразие его индивидуальности.

    Сегодня в условиях социально-экономических и духовных преобразований жизни нашего общества все чаще обращается внимание на развитие индивидуальности человека, его неповторимости и уникальности. Более востребованной становится личность активная, творческая, способная принимать грамотные решения и реализовывать их в своей деятельности. Такую личность может воспитать только педагог-профессионал, обладающий конкурентоспособностью, умеющий творчески работать, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней.

    В связи с этим становятся актуальными вопросы формирования у педагога наиболее оптимальных и эффективных способов и приемов осуществления педагогической деятельности, обеспечивающих высокую ее результативность, что подразумевает под собой становление его индивидуального стиля. Верно найденный стиль, обусловливающий выраженность индивидуальности педагога, способствует демократичности, эффективности педагогического воздействия на учащихся, продуктивному общению участников данного процесса, максимальному раскрытию индивидуального потенциала каждого обучаемого.

    Целью данной работы является краткая характеристика основных стилей педагогической деятельности на основе анализа учебной и научной литературе по психологии и педагогике в высшей школе. Особое внимание мы уделим таким аспектам стиля педагогической деятельности как стиль общения и установки преподавателя.

    Стиль педагогической деятельности. Понятие стиля педагогической деятельности

    Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризу­ется определенным стилем. Стиль деятельности - это устойчивая си­стема способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее су­ществования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов.

    Стиль педагогической деятельности , отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль об­щения, и когнитивный стиль ее субъекта - преподавателя.

    Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие, по меньшей мере, трех факторов:

    1. индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности - преподавателя, включающих индивидно-типологические, личностные, поведенче­ские особенности;
    2. особенностей самой деятельности;
    3. особенно­стей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний).

    В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъективно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:

    1. с характером взаимодействия;
    2. с характером организации дея­тельности;
    3. предметно-профессиональной компетентностью учи­теля;
    4. характером общения.

    Согласно В.А. Каи-Калику, под сти­лем общения понимаются индивидуально-типологические особен­ности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

    Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется:

    1. в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
    2. характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
    3. выборе методов обучения;
    4. подборе средств воспитания,
    5. стиле педагогического общения;
    6. реагировании на действия, на поступки студентов;
    7. манере поведения;
    8. предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
    9. применении средств психолого-педагогического воздействия на студентов.

    С.И. Архангельский рассматривает три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности:

    1. содержательные,
    2. динамические

    Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

    1. преимущественная ориентация преподавателя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
    2. адекватность - неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
    3. оперативность - консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
    4. рефлексивность - интуитивность.

    Аналогично выделяются динамические характеристики.

    Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

    Стиль педагогической деятельности. Виды стилей педагогической деятельности

    Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности дают А.К. Маркова и Л.М. Митина. Они утверждают, что в основе различения стиля в труде преподавателя лежат следующие основания:

    1. содержательные характеристи­ки стиля (ориентация учителя на процесс или результат своего тру­да, оценка этапов своего труда);
    2. динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
    3. результативность (уровень знаний, навыков, интерес к учебе у школьников).

    На осно­ве этого были выделены индивидуальные стили.

    Например, эмоционально-импровизационный стиль

    Преподавателей такого стиля отличает преимущественная ориентация на про­цесс обучения. Материал, представленный на уроках, логичен, интересен, однако в процессе объяснения у преподавателей с эмоционально-импровизационным стилем обучения часто отсутствует обратная связь со студентами. Опросом ох­ватываются преимущественно сильные ученики. Семинары проходят в быстром темпе. Преподаватели с эмоционально-импровизационным стилем обучения не дают студентам самостоятельно сформулировать ответ. Для них (преподавателей) характерно недоста­точно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: как правило, на их семинарах прорабатывается наиболее интересный учебный материал, а на дом задается менее интересный. Контроль за деятельностью студентов со стороны таких преподавателей недостато­чен. Преподаватели с эмоционально-импровизационным стилем обучения используют большой арсенал разнообразных методов обучения. Они часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для преподавателей с эмоционально-импровизационным стилем обучения характерна интуитивность, выражающаяся в частом неуме­нии проанализировать особенности и результативность своей дея­тельности на уроке.

    Еще один стиль преподавателя - это эмоционально методический

    Преподаватели с эмоционально методическим стилем обучения ориентируются на процесс и результаты обучения. Для них свойственны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преоблада­ние интуитивности над рефлексивностью. Такие преподаватели поэтап­но отрабатывают весь учебный материал, следят за уровнем знаний студентов, используют закрепление и повторение учебного мате­риала, осуществляют контроль знаний учащихся. Преподаватели с эмоционально-методическим стилем обучения отличаются высокой оперативностью, использованием разнооб­разных видов работ на уроке, коллективных обсуждений. Исполь­зуя столь же богатый арсенал методических приемов при отработ­ке учебного материала, что и преподаватели с эмоционально-импровизационным стилем, преподаватели с эмоционально-методическим стилем стре­мятся, прежде всего, заинтересовать студентов самим предметом.

    Следующий стиль - рассуждающе - импровизационный

    Для преподавателей с рассуждающе-импровизационным стилем обучения характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного про­цесса. Такие преподаватели проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способ­ны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллектив­ные обсуждения. Преподаватели с рассуждающе-импровизационным стилем (особенно во время опроса) пред­почитают воздействовать на учащихся косвенным путем (посредст­вом подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

    И наконец, рассуждающе-методичный стиль

    Преподаватели с рассуждающе - методическим стилем обучения преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, про­являют консервативность в использовании средств и способов пе­дагогической деятельности. Высокая методичность (систематич­ность закрепления, повторения учебного материала, контроля зна­ний учащихся) сочетается у них со стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса такие преподаватели обращаются к небольшому количеству студентов, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание ими уделяется «слабым» студентам. Для преподавателей с рассуждающе-методическим стилем обучения характерна в целом рефлексивность.

    Стиль педагогической деятельности. Стиль общения преподавателей

    Каждый человек осуществляет общение типичными для него средствами и способами. Совокупность относительно устойчивых и характерных для данной личности приемов и методов организации общения называется индивидуальным стилем общения, который, в свою очередь, определяется чертами личности и характера. Стиль педагогического общения воплощает в себе социально-этические установки общества и вузовского педагога как его представителя в конкретной педагогической деятельности. Стиль общения тесно связан со стилем деятельности. Здесь находят отражение уровень педагогической направленности личности педагога, его установка на педагогическую (а не только научную) деятельность и, наконец, индивидуально-типические характеристики.

    Необходимо отметить, что многообразные исследования по проблемам педагогике высшего образования убеждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу по своим психологическим характеристикам становится студентом: идут разноплановые адаптационные процесс, реализуемые посредством социально-психологических механизмов. Именно здесь чрезвычайно важно начать формировать правильную систему взаимоотношений студентов-первокурсников и преподавательского состава.

    Традици­онно выделяются три основных стиля педагогического общения; авторитарный, свободно-либеральный и демократический.

    Для авторитарного стиля характерен функционально-деловой подход к студенту, когда преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему. В своих оценках он стереотипен и субъективен. Часто недооценива­ет положительное значение таких качеств, как самостоятельность, инициативность, предпочитает характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых, безответственных. Хотя в целом такой стиль педагогического общения заслуживает негатив­ной оценки, некоторые задачи (особенно на начальных этапах формирования студенческой группы) могут быть решены с по­мощью авторитарного стиля.

    Свободно-либеральный стиль общения характеризуется попус­тительством, фамильярностью и анархией. Специальные исследо­вания и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что это наиболее «вредный» для дела и разрушительный стиль. Он порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает у них напряженность и тревогу.

    Наиболее эффективно решать педагогические задачи позво­ляет демократический стиль , при котором преподаватель учиты­вает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, вла­деющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

    Конкретный преподаватель вряд ли может быть однозначно отнесен к какому-то одному из перечисленных типов. Даже при наличии явного доминирования одного из стилей, один и тот же преподаватель в разных педагогических ситуациях, по отношению к разным студентам или при взаимодействии с другими преподава­телями может демонстрировать элементы разных стилей. И этот факт является залогом больших возможностей для работы над своим стилем, особенно если речь идет о молодом преподавателе.

    Но даже если взять основную линию поведения преподавателя в общении со студентами, т. е. его основной и устойчивый стиль то и он обязательно имеет выраженный индивидуальный характер, не совпадая полностью ни с одним из описанных выше. Задача выработки своего собственного индивидуального стиля не только в педагогическом общении, но и во всех других видах педагогичес­кой деятельности является одной из важнейших для любого профессионального педагога. Оптимальный индивидуальный стиль - это такой стиль, который позволяет максимально полно исполь­зовать сильные стороны преподавателя и по возможности компен­сировать слабые стороны его темперамента, характера, способнос­тей и личности в целом.

    Стиль педагогической деятельности. Заключение

    Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип

    А.К. Маркова отмечает четыре наиболее характерных стиля деятельности учителя:

    1. эмоционально-импровизационный;
    2. эмоционально-методический;
    3. рассуждающе-импровизационный;
    4. рассуждающе-методический.

    А.К. Маркова и А.Я. Никонова выделяют три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности:

    1. содержательные,
    2. динамические
    3. результативные характеристики.

    Успешность выработки индивидуального стиля в значитель­ной степени определяет успешность профессионального станов­ления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности.

    Стиль педагогической деятельности тесно связан со стилем об­щения. Стиль общения – это совокупность относительно устойчивых и характерных для данной личности приемов и методов организации общения.

    Важнейшим фактором, определяющим эффективность педа­гогического общения является тип установки педагога.

    Стиль педагогической деятельности. Использованная литература

    1. Александров Г.И. Разработка системы совершенствования педагогического мастерства преподавателя вуза. – М., 1977.
    2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.
    3. Бенедиктов Б.А. Психология обучения и воспитания в высшей школе. – Минск, 1986.
    4. Григорян Л.А., Марциковская Т.Д. Педагокика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004.
    5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
    6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993; Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
    7. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учеб. пособие для слушателей курсов и факультетов повышения квалификации преподавателей вузов. – М.: Издательство МГУ, 1986.
    8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. – М.: Аспект пресс, 1995.

    Пройди тест, чтобы проверить свои знания:

    1. Сколько факторов в стиле педагогической деятельности:

    a) 4
    b) 3
    c) 2
    d) 6

    2. С.И. Архангельский рассматривает три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности. Выбери три правильных ответа:
    a) результативные характеристики

    b) преимущественные
    c) динамические
    d) содержательные

    3. Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности дают:

    a) Капп Эрнст и Корчак Януш
    b) А.К. Маркова и Л.М. Митина
    c) Ительсон Лев Борисович

    4. Динамические характеристики стиля. Выбери три правильных ответа:

    a) гибкость
    b) устойчивость
    c) интерес
    d) переключаемость

    5. Для какого стиля характерен функционально-деловой подход к студенту, когда преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему:

    6. Для преподавателей с эмоционально-импровизационным стилем обучения характерна:

    a) сосредаточенность
    b) эмоциональность
    c) интуитивность

    7. Для преподавателей с рассуждающе-методическим стилем обучения характерна:

    a) самостоятельность
    b) обученность
    c) рефлексивность

    8. Традиционно сколько основных стилей выделяют в педагогическом общении:

    a) 2
    b) 5
    c) 4
    d) 3

    9. Преподаватель, владеющий каким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах:

    a) демократический
    b) свободно-либеральный
    c) авторитарный

    10. Это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования:

    a) стиль общения
    b) стиль деятельности
    c) индивидуальный стиль

    Поделиться