Как жилось поволжским немцам в ссср. Как поволжские немцы изменили россию Кто такие поволжские немцы

В XVIII веке в России появилась новая этническая группа поволжских немцев. Это были колонисты, поехавшие на восток в поисках лучшей доли. В Поволжье они создали целую провинцию с обособленным укладом и бытом. Потомки были депортированы в Среднюю Азию во время Великой Отечественной войны. После распада Советского Союза одни остались в Казахстане, другие вернулись в Поволжье, третьи отправились на историческую родину.

Манифесты Екатерины II

В 1762-1763 гг. императрица Екатерина II подписала два манифеста, благодаря которым в России позже появились поволжские немцы. Эти документы позволили иностранцам въезжать в империю, получая льготы и привилегии. Самая большая волна колонистов прибыла из Германии. Приезжающие временно освобождались от налоговых повинностей. Был создан специальный реестр, в который вошли земли, получившие статус свободных для поселения. Если поволжские немцы селились на них, то они могли не платить налоги 30 лет.

Кроме того, колонисты получали ссуду без процентов на десятилетний срок. Деньги можно было тратить на строительство собственных новых домов, покупку скота, продовольствия, необходимого до первого урожая, инвентаря для работы в сельском хозяйстве и т. д. Колонии заметно отличались от соседних обычных русских поселений. В них было установлено внутреннее самоуправление. Государственные чиновники не могли вмешиваться в жизнь приехавших колонистов.

Набор колонистов в Германии

Готовясь к притоку иноземцев в Россию, Екатерина II (сама по национальности немка) создала Канцелярию опекунства. Ее возглавил фаворит императрицы Григорий Орлов. Канцелярия действовала наравне с остальными коллегиями.

Манифесты были изданы на множестве европейских языков. Самая интенсивная агитационная кампания развернулась в Германии (из-за чего и появились поволжские немцы). Больше всего колонистов было найдено во Франкфурте-на-Майне и Ульме. Желающие переехать в Россию отправлялись в Любек, а оттуда сначала в Санкт-Петербург. Вербовкой занимались не только государственные чиновники, но и частные предприниматели, ставшие известными как вызыватели. Эти люди заключали контракт с Канцелярией опекунства и действовали от ее имени. Вызыватели основывали новые поселения, набирали колонистов, управляли их общинами и оставляли себе часть дохода от них.

Новая жизнь

В 1760 гг. совместными усилиями вызыватели и государство сагитировали переехать 30 тысяч человек. Сначала немцы селились в Санкт-Петербурге и Ораниенбауме. Там они присягали на верность российской короне и становились подданными императрицы. Все эти колонисты переехали в Поволжье, где позже была образована Саратовская губерния. За первые несколько лет появилось 105 поселений. Примечательно, что все они носили русские названия. Несмотря на это немцы сохранили свою идентичность.

Власть взялась за эксперимент с колониями для того, чтобы развить российское земледелие. В правительстве хотели проверить как приживутся западные нормы ведения сельского хозяйства. Поволжские немцы привезли с собой на новую родину косу, деревянную молотилку, плуг и другие инструменты, которые были неизвестны российским крестьянам. Иностранцы стали выращивать неведомый доселе Поволжью картофель. Также они занимались выращиванием конопли, льна, табака и других культур. Первое русское население относилось к чужакам настороженно или неопределенно. Сегодня исследователи продолжают изучать какие легенды ходили о поволжских немцах и какими были их отношения с соседями.

Процветание

Время показало, что эксперимент Екатерины II оказался крайне удачным. Самыми передовыми и успешными хозяйствами в стали поселения, в которых жили поволжские немцы. История их колоний представляет собой пример стабильного процветания. Рост благосостояния благодаря эффективному ведению позволил поволжским немцам обзавестись собственной промышленностью. В начале XIX века в поселениях появились ставшие инструментом мучного производства. Также развивалась маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственного инвентаря и шерсти. При Александре II в уже было больше сотни кожевенных заводов, которые основали поволжские немцы.

История их успеха впечатляет. Появление колонистов дало толчок к развитию промышленного ткачества. Его центром стала Сарепта, существовавшая в современных границах Волгограда. Предприятия для производства платков и материй использовали высококачественную европейскую пряжу из Саксонии и Силезии, а также шелк из Италии.

Религия

Конфессиональная принадлежность и традиции поволжских немцев не были единообразными. Они приезжали из разных регионов в то время, когда еще не было единой Германии и в каждой провинции существовали свои обособленные порядки. Касалось это и религии. Списки поволжских немцев, составленные Канцелярией опекунства, показывают, что среди них были лютеране, католики, меннониты, баптисты, а также представители других конфессиональных течений и групп.

Согласно манифесту, колонисты могли строить собственные церкви только в поселениях, где нерусское население составляло подавляющее большинство. Немцы, жившие в больших городах, первое время такого права были лишены. Также запрещалось пропагандировать лютеранское и католическое учения. Иными словами, в религиозной политике российские власти давали колонистам ровно столько свободы, сколько не могло повредить интересам православной церкви. Любопытно, что в то же время переселенцы могли крестить по своему обряду мусульман, а также делать из них крепостных.

С религией были связаны многие традиции и легенды поволжских немцев. Праздники они отмечали по лютеранскому календарю. Кроме того, у колонистов были сохранившиеся национальные обычаи. К их числу можно отнести который до сих пор отмечается в самой Германии.

Революция 1917 года изменила жизнь всех граждан бывшей Российской империи. Не стали исключением и поволжские немцы. Фото их колоний в конце царской эпохи показывают, что потомки переселенцев из Европы жили в обособленной от своих соседей среде. Они сохранили свой язык, обычаи и самосознание. На протяжении многих лет национальный вопрос оставался нерешенным. Но с приходом к власти большевиков немцы получили шанс на создание собственной автономии внутри советской России.

Желание потомков колонистов жить в собственном субъекте федерации было встречено в Москве с пониманием. В 1918 году, согласно решению Совета Народных Комиссаров, была создана немцев Поволжья, в 1924 году переименованная в Автономную Советскую Социалистическую Республику. Ее столицей стал Покровск, переименованный в Энгельс.

Коллективизация

Труд и обычаи поволжских немцев позволили им создать один из самых процветающих российских провинциальных уголков. Ударом по их благосостоянию стали революции и ужасы военных лет. В 20-е наметилось некоторое восстановление, которое приняло наибольшие масштабы во время нэпа.

Однако в 1930 г. по всему Советскому Союзу началась кампания раскулачивания. Коллективизация и уничтожение частной собственности привели к самым печальным последствиям. Были уничтожены самые эффективные и продуктивные хозяйства. Фермеры, владельцы небольших предприятий и многие другие жители автономной республики подверглись репрессиям. В тот раз немцы оказались под ударом наравне со всеми остальными крестьянами Советского Союза, которых сгоняли в колхозы и лишали привычной жизни.

Голод начала 30-х

Из-за разрушения привычных хозяйственных связей в республике немцев Поволжья, как и во многих других регионах СССР, начался голод. Население по-разному пыталось спасти свое положение. Одни жители выходили на манифестации, где просили советскую власть помочь поставками продовольствия. Другие крестьяне, окончательно разочаровавшись в большевиках, устраивали нападения на склады, где хранился отобранный государством хлеб. Другим видом протеста было игнорирование работы в колхозах.

На фоне таких настроений спецслужбы принялись выискивать «диверсантов» и «повстанцев», против которых использовались самые суровые репрессивные меры. Летом 1932 года голод уже охватил города. Отчаявшиеся крестьяне прибегали к грабежу полей с еще несозревшим урожаем. Обстановка стабилизировалась только в 1934 году, когда в республике от голода умерли уже тысячи жителей.

Депортация

Хотя потомки колонистов в первые советские годы пережили множество неприятностей, они носили всеобщий характер. В этом смысле немцы Поволжья тогда едва ли отличались своей долей от обычного русского гражданина СССР. Однако наступившая Великая Отечественная война окончательно отделила жителей республики от остальных граждан Советского Союза.

В августе 1941 года было принято решение, согласно которому началась депортация поволжских немцев. Их ссылали в Среднюю Азию, опасаясь сотрудничества с наступавшим вермахтом. Немцы Поволжья были не единственным народом, пережившим насильственное переселение. Такая же участь ждала чеченцев, калмыков,

Ликвидация республики

Вместе с депортацией произошло упразднение Автономной Республики немцев Поволжья. На территорию АССР были введены части НКВД. Жители получили приказ в течение 24 часов собрать немногочисленные разрешенные вещи и подготовиться к переселению. Всего было выслано около 440 тысяч человек.

В это же время военнообязанные лица немецкой национальности были убраны с фронта и отправлены в тыл. Мужчины и женщины попали в так называемые трудовые армии. Они строили промышленные предприятия, работали в рудниках и на лесозаготовках.

Жизнь в Средней Азии и Сибири

В основном депортированных селили в Казахстане. После войны им не разрешили вернуться в Поволжье и восстановить свою республику. Около 1% населения сегодняшнего Казахстана считает себя немцами.

До 1956 года депортированные находились в спецпоселениях. Каждый месяц они должны были посещать комендатуру и ставить отметку в специальном журнале. Также значительная часть переселенцев осела в Сибири, оказавшись в Омской области, Алтайском крае и на Урале.

Современность

После падения коммунистической власти поволжские немцы, наконец, получили свободу передвижения. К концу 80-х гг. о жизни в Автономной Республике помнили только старожилы. Поэтому совсем немногие вернулись в Поволжье (в основном в Энгельс в Саратовской области). Немало депортированных и их потомков осталось в Казахстане.

Большая же часть немцев отправилась на историческую родину. После объединения в Германии приняли новую версию закона о возвращении своих соотечественников, ранняя редакция которого появилась еще после Второй мировой войны. В документе оговаривались условия, необходимые для немедленного получения гражданства. Этим требованиям соответствовали и поволжские немцы. Фамилии и язык некоторых из них оставались прежними, что облегчало интеграцию в новой жизни.

Согласно закону, гражданство получали все желающие потомки поволжских колонистов. Некоторые из них уже давно ассимилировались с советской действительностью, но все равно хотели уехать на запад. После того как в 90-е власти Германии усложнили практику получения гражданства, немало российских немцев осели в Калининградской области. Этот регион прежде был Восточной Пруссией и являлся частью Германии. Сегодня в РФ насчитывается около 500 тысяч человек немецкой национальности, еще 178 тысяч потомков поволжских колонистов живут в Казахстане.

. Депортация немцев в СССР привела к упадку национального языка и культуры, к ускоренной ассимиляции с остальным населением СССР . Последствия депортации стали причиной возникновения переселенческого движения в Германию , которое особенно усилилось в 1990-е гг.

В настоящий момент люди с этническими корнями из поволжских немцев проживают, в основном, на территории России , Германии , Казахстана , США , Канады и Аргентины .

История

Большинство из поселившихся тогда семей колонистов оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как правило, лютеранскую , католическую) и элементы национального менталитета.

Первые мигранты

Первая волна миграции, направленная в район Поволжья, прибыла в основном из земель Райнланд , Гессен и Пфальц . Следующий поток эмиграции был вызван манифестом императора Александра I 1804 года . Этот поток колонистов был направлен в район Причерноморья и Кавказа, и состоял большей частью из жителей Швабии ; в меньшей степени жителей Восточной и Западной Пруссии , Баварии , Мекленбурга , Саксонии , Эльзаса и Бадена , Швейцарии , а также немецких жителей Польши .

Последней волной миграции стало переселение в Новоузенский и Самарский уезды Самарской губернии большой группы меннонитов из Пруссии . В 1853 году была достигнута договоренность между представителями меннонитов и правительством Российской империи о компактном поселении ста семей на свободных землях левобережья Волги . При заключении соглашения поселенцам были предоставлены существенные льготы, так каждой семье было предоставлено по 65 десятин удобной земли, что в значительной степени превышало размеры наделов, определенных ранним колонистам начала XVIII в . Меннониты освобождались от всех платежей и повинностей на 3 года с момента их прибытия на место поселения, освобождались от несения воинской службы на 20 лет . По истечению этого срока право не служить в армии оставалось , но за каждого предполагаемого рекрута колония должна была выплачивать по 300 рублей .

XVIII-XIX век

Хозяйственное развитие поволжских немцев

Одной из главных задач правительства при переселении в Россию колонистов из Западных стран было развитие земледелия . Немецкие переселенцы должны были выполнить эту задачу. Колонисты привезли с собой с родины плуг, косу, деревянную молотилку, почти не используемые в России, при обработке использовали трехпольный оборот. В России производилась главным образом рожь и небольшое количество пшеницы . Колонисты значительно расширили количество сельскохозяйственных культур. Они ввели белотурку, картофель , увеличили посевы льна , конопли , выращивали табак и другие культуры . Однако в отличие от немецких же колонистов Юга России, поволжские немцы не усовершенствовали общую культуру русского земледелия , а, напротив, усвоили русскую общинную систему землепользования .

С развитием земледелия и ростом благосостояния колоний появилась и собственная колонистская промышленность . В начале XIX века интенсивно развивалось мучное производство на расположенных рядом водяных мельницах, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, а также производство шерстяной материи и сурового полотна. После этого появилось кожевенное производство, получившее впоследствии большие масштабы в Голом Карамыше , Севастьяновке , Карамышевке и Олешне . К 1871 году в колониях насчитывалось 140 кожевенных и 6 салотопенных заводов .

Промышленное ткачество в немецких колониях Поволжья стало развиваться в Сарепте , отчего и произошло название местной ткани - сарпинка . Там вырабатывались хлопчатобумажные материи и платки, пряжа для которых доставлялась из Силезии и Саксонии , а шелк производился в Италии . Спрос на эту продукцию был столь велик, что уже в 1797 году на этой фабрике был выстроен второй каменный корпус . Трудности с получением сырья из-за границы вызвали потребность производства пряжи у себя, из персидской хлопчатой бумаги, доставляемой через Астрахань . Помимо непосредственно Сарепты в производстве участвовали прядильни устроенные в Поповке, Севастьяновке, Норке, Лесном Карамыше . В самой Сарепте была устроена красильня для окраски в разнообразные цвета. Прибыльность сарпинного производства и возросшая конкуренция заставили Сарепту перенести производство в Саратов в 1816 году , где местные предприниматели-немцы братья Шехтель вытеснили сарептян из сферы ткацкого производства .

Центром сарпиночного производства остался Голый Карамыш . Новый виток в развитии производства этой ткани связан с деятельностью А. Л. Степанова, осознавшего, что конкуренция ручной сарпинки с машинной може быть только в том случае, если ручное производство станет дешевле и приблизится к современным стандартам моды . Предприниматель организовал из разрозненных сарпинских фабрик товарищество, добился усовершенствования ткацких станков. Благодаря этому стали изготовляться полушелковые, и даже шелковые вещи, значительно улучшилось качество производимых товаров вообще . В течение пяти лет сарпиночное производство из Голого Карамыша получило всероссийское признание и распространение . Прибыльность и значение сарпиночного производства подчеркивается тем фактом, что центр этого вида производства (к началу ХХ в.) - Сосновская волость, несмотря на малоземелье была одной из самых процветающих в крае даже в голодные годы .

Вероисповедание и свобода веры Поволжских немцев

Основная статья: Религиозная жизнь немцев Поволжья

Ранний период

Основной льготой среди прочих привилегий была для колонистов свобода вероисповедания. Однако же, она была предоставлена немецким колонистам таким образом, чтобы не ущемлять интересы православной церкви . Строительство зданий церквей и содержание необходимого количества патеров и пасторов разрешалось только в тех местах, где иностранцы селились колониями, то есть преимущественно одной веры. На колонистов, расселенных в российских городах, такие привилегии данным правилом не распространялись .

Колонистам запрещалось «под страхом всей строгости Наших законов» склонять к принятию своей веры православное население . При этом, свободно разрешалось склонять к принятию христианства и даже брать в крепостные мусульман .

Поскольку само сообщество поволжских немцев создавалось как результат нескольких групп и волн переселенцев, которые представляли собой различные социальные группы людей, из разных стран и регионов, пришедших в Россию по различным причинам, то говорить о каком-либо однообразии в религиозной жизни немцев Поволжья не представляется возможным. Основные группы колонистов, пришедшие в Россию как результат приглашения на жительство Екатериной II, были лютеранами и католиками римского обряда. Так, в Саратове - самом центре будущей территории проживания Поволжских немцев - три четверти проживавших там немцев на конец XVIII века (но уже после уничтожения населения города Пугачёвскими повстанцами в 1774 году , когда в живых от всего города осталось 20 человек) были протестантами и лишь одна четверть - католиками .

XIX в.

Впоследствии, после учреждения Тираспольской епархии, в ведение которой теперь переходили колонии, во главе их встал «декан римско-католических церквей Саратовской, Самарской и Астраханской губерний » . После значительного увеличения количества приходов и их размера, поволжские колонии были разделены на несколько деканств: Саратовское, Каменское, Екатеринштадское и Ровенское . В целом положение католической церкви в России определялось «Положением для духовного и церковного правительства римско-католического закона» от 13 ноября г .

Протестантские вероисповедания также находились в ведении юстиц-коллегии. Приставленные ею к колониям пасторы зачастую не отличались ни знаниями, ни безупречной нравственностью . В российском законодательстве не было специальных установлений, касающихся устройства протестантских вероисповеданий, поэтому долгое время пользовались шведскими законами и порядками, действовавшими на территории Лифляндии. В конце XVIII в. первым патером был избран Иоганн Жанет .

Многочисленные жалобы верующих на непорядки в управлении лютеранской церкви вынудили власти изменить всю систему управления. В г. был создан особый орган - Главное управление духовных дел иностранных вероисповеданий. По указу Александра I 20 июля 1819 года в евангелическо-лютеранской церкви был введен сан епископа с теми же полномочиями, что в Швеции , Дании , Пруссии : епископ управляет всеми протестантскими церквами и их духовенством . Кроме того, в Петербурге создавалась евангелическо-лютеранская Генеральная консистория, к которой и должны были отойти все функции юстиц-коллегии , она была создана монаршим указом от 25 октября 1819 года в Саратове ; полное название организации было таково: евангелическо-лютеранская консистория для управления и надзора за протестантскими общинами ; в её функции входило руководство общинами Саратовской , Астраханской , Воронежской ,Тамбовской , Рязанской , Пензенской , Симбирской , Казанской , Оренбургской губерний, епископом же и суперинтендантом Саратовским был назначен доктор богословия Игнатий Аурелий Фесслер .

АССР Немцев Поволжья

Создание

Существование

Коллективизация в немецкой деревне имела печальные последствия . Согласно оценкам историков, были уничтожены тысячи самых продуктивных крестьянских хозяйств, при этом их владельцы расстреляны, арестованы, посажены в тюрьмы, высланы, или, в лучшем случае, стали государственными батраками в «кулацких» спецпосёлках . Только что созданные слабые колхозы, особенно в первые годы, не в состоянии были восполнить потери сельскохозяйственного производства, тем более, что государство не давало им возможности окрепнуть, превратив в удобный для себя инструмент по изыманию продовольствия из деревни .

Резко ухудшили и без того напряжённую продовольственную ситуацию в регионах проживания немцев колоссальные масштабы заготовок . Государство не учитывало изменившуюся в деревне обстановку и не уменьшало норм заготовок хлеба и других продуктов . Всё меньше продовольствия оставалось для самих крестьян. Над немецкими сёлами нависла угроза голода, самые бедные хозяйства уже голодали или уходили просить милостыню .

Внутри колхозных хозяйств был хаос . Сами колхозники были лишены возможности решать свои проблемы, им надлежало только точно исполнять предписания, поступавшие сверху . Свободный крестьянский труд превратился в трудовую повинность наёмников . Всё это усугублялось постоянными злоупотреблениями на местах, вопиющим насилием и беззаконием .

Голод 1931-1933 гг.

В течение зимы 1931-1932 гг. многие сёла Покровского, Фёдоровского, Марксштадтского, Краснокутского и ряда других кантонов охватил голод из-за того, что практически весь урожай был сдан государству . Органы ГПУ АССР НП докладывали в обком об имевшихся в этих сёлах фактах опухания от голода, истощения, поедания отбросов, трупов умерших больных животных . В свою очередь, обком ВКП(б) Республики немцев Поволжья докладывал в Москву о том, что

В связи с голодом в некоторых сёлах происходили выступления крестьян, носившие разноплановый характер. Жители некоторых сёл выходили с транспарантами примерного содержания «Приветствуем Советскую власть, просим не отказать голодному населению хлебом», другие колхозники нападали на обозы с продовольствием; имели место взлом амбаров и самовольный вынос хлеба . Также массово и повсеместно практиковался невыход на работу как способ протеста . Во многих сёлах Немреспублики в тот период тайными осведомителями ОГПУ фиксировались «антисоветские повстанческие разговоры» .

Осенью 1932 года основная масса хлеба в очередной раз была вывезена из Немреспублики по хлебозаготовкам, колхозникам же практически ничего не досталось. Второй секретарь обкома ВКП(б) АССР НП А. Павлов, осенью 1932 года выступая на пленуме обкома партии, откровенно говорил:

Это признание наглядно подтверждает тот факт, что в зиму 1932-1933 гг. крестьянство СССР само осталось без средств существования , то есть сознательно обрекалось на голодную смерть .

Смертность от голода носила ярко выраженный политический характер. Прежде всего, вымирали намеренно оставленные без средств к существованию единоличники, семьи репрессированных, то есть «враги советской власти» . Однако факт смертности лояльных КПСС «ударников труда» свидетельствует, что голод разросся до таких размеров, когда руководство на всех уровнях утратило контроль над ситуацией . Посылки от высланных ранее в Казахстан и Сибирь родственников-«кулаков» с продуктами и денежными переводами не доводились до адресатов вследствие недопущения ОГПУ помощи от «классово враждебных элементов» . В наступившем 1933 году участились случаи попыток взятия на абордаж вагонов с зерном голодными женщинами и детьми; как правило, данные прецеденты жестоко подавлялись нарядами милиции и отрядами ОГПУ . Однако же, в самый разгар голода 1933 года Республика немцев Поволжья должна была выполнять план экспортных поставок . В тот год из республики было вывезено на экспорт несколько тысяч тонн зерна, 29,6 т. бекона , 40,2 т. сливочного масла , 2,7 вагона битой птицы, 71 т. чёрной смородины и др .

Одним из путей спасения от голода стало массовое бегство крестьян со своих насиженных мест, из колхозов в города и на стройки. Бегство крестьян из села началось в 1930 году , и в последующие годы быстро усиливалось, достигнув в 1933 году числа свыше 100 тыс. человек .

В приведенной ниже таблице указана смертность (чел.) по Республике немцев Поволжья по годам коллективизации и голода 1931-1933 гг .

Из приведённых данных достаточно наглядно видно, что по мере завершения НЭПа и развёртывания коллективизации, вызвавшей серьёзные общественные потрясения, начался неуклонный рост смертности населения, достигший своего пика в 1933 году. Достаточно часто имели место случаи каннибализма, убийств собственных младенцев с целью каннибализма и т. д.

С сентября 1933 г. колхозам, завершившим выполнение плана хлебосдачи (значительно уменьшенного по сравнению с 1932 г.) по всем видам заданий, создавшим семенные, страховые и фуражные фонды, разрешили распределить оставшееся зерно между колхозниками . При этом предписывалось выполнять

указание товарища Сталина сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными

а распределение доходов между колхозниками сопровождать

Осенью 1933 года Республика немцев Поволжья и немецкие районы в других регионах страны как никогда рано завершили выполнение государственного плана по новой системе хлебозаготовок; партийным органам было предписано обязательно обеспечить крестьянские семьи хлебом и фуражом . При этом категорически запрещалась самодеятельность местных властей по созданию дополнительных фондов и принятию встречных повышенных планов хлебозаготовок . В ноябре - декабре 1933 г. партийно-советское руководство страны оказало целому ряду кантонов АССР НП помощь фуражом для подкормки ослабленной скотины, что в некоторой мере способствовало сохранению скота в зимние месяцы 1933-1934 гг .

Все отмеченные выше меры привели к постепенному преодолению явного голода в местах проживания немцев . Так, согласно архивным данным, в Республике немцев Поволжья число умерших в ноябре 1933 года уменьшилось до показателей, существовавших в благополучные годы, хотя ещё в октябре того же года смертность по республике превышала этот показатель почти в 1,5 раза . К концу года явный голод был преодолён, также и в других регионах страны, однако скрытый голод, недоедание сопутствовали немецкому населению СССР ещё целый ряд лет .

Репрессии 1930-х гг.

По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. В 1935-1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан . В 1937-1938 гг. НКВД была проведена так называемая «немецкая операция». Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года , все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. Всего было арестовано 65-68 тыс. человек, осуждено 55.005, из них: к ВМН - 41 898, к заключению, ссылке и высылке - 13 107. С наибольшей силой она затронула приграничные зоны и окружение столичных городов; сама АССР пострадала непропорционально слабо. Согласно директиве наркома обороны СССР 200ш все немцы, в числе представителей всех национальностей, не входящих в состав Советского Союза, были уволены из армии (часть впоследствии восстановлена) . В конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования - немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский.

Депортация немцев Поволжья

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа г. была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР . Для этой цели заранее (по воспоминаниям жителей АССР НП, ещё 26 августа) на территорию АССР НП были введены войска НКВД . Немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Согласно этому указу в сентябре-октябре 1941 г. было депортировано 446 480 советских немцев (по другим данным 438 280 ). В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части. В последующие месяцы депортация коснулась почти всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России и Закавказья, не занятых вермахтом . Переселение немцев производилось постепенно и завершилось к маю 1942 года . Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев . 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми , на Урал , в Казахстан , Сибирь и на Алтай .

Современная ситуация

Поволжские немцы не сумели возвратиться в регион Поволжья в том количестве, в каком их забрала оттуда советская власть. Им не было позволено селиться там в течение десятилетий. После войны многие поволжские немцы остались жить в том регионе, куда их распределило НКВД в момент депортации - Урал , Сибирь , Казахстан (178400 человек на 2009 год - 1,07 % от всего населения современного Казахстана - самоопределяются как немцы), Кыргызстан и Узбекистан (примерно 16 тысяч - 0,064 % от населения страны). После длительного периода гонений, немцы восстановили свою жизнь в местах нового проживания, их количество там возрастало естественным образом, и им удалось сохранить свою уникальную культурную идентичность, свои культурные традиции. Десятилетия после войны, некоторые из них всё чаще поднимали вопрос относительно переселения обратно, туда, где ранее существовала Автономия немцев Поволжья. Однако на местах бывшего проживания сами переселенцы встречали жесткий отпор со стороны населения, вселённого в их старые дома тем же сталинским режимом в тот же момент и занимавшего их родные земли.

Попытка создания автономии в 1979 году

Фильмография

  • Беженцы (нем. Flüchtlinge ) - немецкий пропагандистский фильм 1933 года

Литература

  • Герман, Аркадий Адольфович. Немецкая автономия на Волге. 1918-1941. - 2-е, исправленное и дополненное. - М .: BiZ Bibliothek (ЗАО «МСНК-Пресс»), 2007. - 576 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-98355-030-8
  • Традиционная культура и конфессиональность поволжских немцев // «Старая Сарепта» и народы Поволжья в истории России (Материалы конференции II Сарептских встреч). Сборник тезисов. - Волгоград: ВолГУ. 1997
  • Клаус А. А. Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России . - Выпуск I. - СПб. : Типография В.В. Нусвальта, 1869. - 516 с.
  • Зиннер П. И. Немцы Нижнего Поволжья. Выдающиеся деятели из колоний Поволжья. - Саратов, 1925.

Примечания

  1. ПСЗРИ . Т. XVI. № 11720
  2. ПСЗРИ . Т. XVI. № 11880
  3. ПСЗРИ . Т. XVII. Примечание к № 12630.
  4. // = Geschichte Der Deutschen In Russland. Ein Lehrbuch / Иларионова Т. С. - М .: МНСК-Пресс, 2007. - С. 112-114. - 544 с. - (BIZ-Bibliothek). - 3000 экз. - ISBN 5-98355-016-0
  5. Герман А. А., Иларионова Т. С., Плеве И. Р. 3.3. Развитие немецких колоний в Поволжье // История немцев России: Учебное пособие = Geschichte Der Deutschen In Russland. Ein Lehrbuch / Иларионова Т. С. - М .: МНСК-Пресс, 2007. - С. 107-111. - 544 с. - (BIZ-Bibliothek). - 3000 экз. - ISBN 5-98355-016-0
  6. Герман А. А., Иларионова Т. С., Плеве И. Р. 2.1. Манифесты 1762 и 1763 гг. - основа правовой базы колонизацинной политики России во второй половине XVIII века. // История немцев России: Учебное пособие = Geschichte Der Deutschen In Russland. Ein Lehrbuch / Иларионова Т. С. - М .: МНСК-Пресс, 2007. - С. 32. - 544 с. - (BIZ-Bibliothek). - 3000 экз. - ISBN 5-98355-016-0
  7. Герман А. А., Иларионова Т. С., Плеве И. Р. 2.6. Городские немцы в царствование Екатерины II // История немцев России: Учебное пособие = Geschichte Der Deutschen In Russland. Ein Lehrbuch / Иларионова Т. С. - М .: МНСК-Пресс, 2007. - С. 86. - 544 с. - (BIZ-Bibliothek). - 3000 экз. - ISBN 5-98355-016-0
  8. Герман А. А., Иларионова Т. С., Плеве И. Р. 3.3. Развитие немецких колоний в Поволжье // История немцев России: Учебное пособие = Geschichte Der Deutschen In Russland. Ein Lehrbuch / Иларионова Т. С. - М .: МНСК-Пресс, 2007. - С. 114-115. - 544 с. - (BIZ-Bibliothek). - 3000 экз. - ISBN 5-98355-016-0
  9. Герман А. А., Иларионова Т. С., Плеве И. Р. 5.6. Область немцев Поволжья в 1918 - 1922 гг. // История немцев России: Учебное пособие = Geschichte Der Deutschen In Russland. Ein Lehrbuch / Иларионова Т. С. - М .: МНСК-Пресс, 2007. - С. 286. - 544 с. - (BIZ-Bibliothek). - 3000 экз. - ISBN 5-98355-016-0

За деревьями - перекрёсток с Коммунистической, где встречает некий вуз с непроизносимой аббревиатурой. А изначально это был Немецкий педагогический институт, украшенный каким-то незнакомым мне гербом:

Здание напротив Театра Оперетты же имеет два фасада, и фасад на Коммунистической гораздо эффектнее:

Ну а ещё через сотню метров наконец выходишь на площадь Ленина - взгляд с её противоположной стороны. Вот это здание и было администрацией Autonome Sozialistische Sowjetrepublik der Wolgadeutschen , и в его облике мне видится
влияние уже не Баухауза, а архитектуры Третьего Рейха , хотя конечно "с человеческим лицом":

Площадь Ленина огромна и пешеходна. Кадр выше снят вот от этой колоннады - за парком уже будет Волга:

Справа полагающийся набор памятников - Ленин:

Маркс и Энгельс в Энгельсе:

К администрации примыкает некоторое количество домиков Покровской слободы:

И сквер, где будет памятник другому местному уроженцу:

У западной оконечности площади - уже позднесоветские детская школа искусств (поближе) и краеведческий музей на первых этажах жилого дома:

Между ними можно выйти к набережной - этот памятник к НемПоволжью имеет очень косвенное отношение:

А Волга широка! И почему-то обильно цветёт.

Вид вдоль Энгельса:

А вот Саратов виден не очень - города стоят наискось друг от друга, разделённые лесными островами. Тем не менее, хорошо видна , у татар известная как Сары-Тау ("Жёлтая гора"), что и дало Саратову название. На её вершине - стела "Журавли" мемориала Победы, нависающая над Старым Саратовом:

С моего прошлого визита в Саратове успели недовоздвигнуть ЖК "Елена" (128м, 37 этажей), который автоматически сделал бы его третьим по высотности городом России после Москвы (over 300м) и Екатеринбурга (188м)... Впрочем, небоскрёб до сих пор не достроен, третье и четвёртое места успели занять Петербург и Грозный, а у меня, извините за грубость, ассоциация лишь одна - "как член, не на том месте выросший". Уж насколько я лоялен к новым вертикалям, но здесь реально испорчена даже панорама многоэтажек:

А на Волге хорошо! И нескучно - в поле зрения постоянно проходит какая-нибудь посудина. Волга - русская Река Времён, и "...вниз по Волге Золотая Орда, а вверх по Волге барышни глядят с берега" (по БГ). Давно поражаюсь точности этого образа: европейский путь для России может даже и верный - но против течения.

Ещё несколько зданий на набережной и площади Ленина:

36. справа дорога к мосту в Саратов.

Угол площади Ленина и улицы Горького:

А здесь в кадре не только дом, но самое известное изделие местной промышленности - троллейбус. В войну сюда был эвакуирован с Брянщины Радицкий паровозостроительный завод (1868), к 1951 году наладивший производство троллейбусов, и ныне известный как "Тролза". По крайней мере в советское время это был крупнейший в мире производитель троллейбусов (тем более что нигде, кроме СССР, этот транспорт не был настолько массовым), да и сейчас ежегодно производит по несколько сотен машин, хотя и очень сильно пострадал от кризиса.

38.

Троллейбусы раньше (до 2004 года) ходили отсюда в Саратов, формально образуя такое редкое явление, как междугороднюю линию. Впрочем, автобусная связь двух городов интенсивнее, чем в каждом из них у центра с окраиной: автобусы №284 идут буквально один за другим, каждые 5 минут, но стоит иметь в виду, что к цифрам добавляются буквы: в Саратове все они с моста идут прямиком на вокзал, а вот по Энгельсу их маршруты различаются. Исследовать советские районы Энгельса (где самое интересное - молодой памятник быку-солевозу , изображённому на городском гербе) я поленился, но зато съездил на вокзал, сев в автобус вот у этого здания на улице Горького:

В 1894 году сюда пришла Рязано-Уральская железная дорога, впервые связавшая центр России с Казахстаном. Между Саратовом и Покровской слободой действовала железнодорожная паромная переправа, а до постройки капитального моста дело дошло лишь при Советах - он открылся в 1935 году... но чуть ниже по течению, и Энгельс оказался в железнодорожном тупике. Вероятно, поэтому и паровоз-памятник стоит не у вокзала, а на круглой площади в паре сотен метров от него:

Тем не менее, станция живёт - ведь по другую сторону её путей находится Энгельсский завод тяжёлого машиностроения ("Трансмаш"), один из крупнейших в России производитель вагонов:

Что интересно, называется станция по-прежнему Покровск. Не знаю, есть ли тут пассажирское движение - вокзал, судя по всему, выполняет роль грузового диспетчерского пункта. Затсразу несколькими автобусами №284 видны руины ещё царских пристанционных построек:

Люблю облик таких вот пустынных станций.


Упоминания о первых немцах на Руси датируются 1199 годом. Речь идет о «немецком дворе», где осели ремесленники, ученые, купцы, лекари и воины. Однако о церкви Святого Петра, которая являлась центром этого места, сообщали еще раньше. Как же появились на территории России германские подданные, и какая судьба была уготована их потомкам.

Многие жители Германии переселились в Российское государство уже во времена правления князей Ивана III и Василия III. А на территории Поволжья «служилые немцы» появились в период правления второго русского царя из династии Романовых – Алексея Тишайшего. Часть из них становились воеводами и занимали высокие должности на государственной службе.


Колонисты из Германии в Нижнем Поволжье

После принятия Манифестов Екатерины II, нацеленных на освоение степей и малолюдных окраин, иностранцы стали прибывать в Российскую империю еще активнее. Им предложено заселять земли Оренбургской, Белгородской и Тобольской губерний, а также город в Астраханской губернии Саратов, который считался центром рыбного и соляного промыслов. С тех пор его торгово-хозяйственное значение начало возрастать еще больше.

Спустя год императрица создала особую канцелярию опекунства иностранцев, президентом которой назначен граф Орлов. Это помогло царскому правительству привлекать народ из разоренных войной германских княжеств не только за счет собственных агентов, но и при помощи «вызывателей» – уже обустроившихся в государстве немцев. Им были дарованы равные права, а также многочисленные привилегии и льготы.


Создание первых колоний

Первая партия прибывших колонистов состояла всего из 20 человек. Среди них присутствовали специалисты по разведению тутовых деревьев и ремесленники, которые сразу отправились в Астрахань. Позже приехало еще порядка 200 немцев, заселивших местность по берегам Волги возле Саратова. А с 1764 г. они стали прибывать на территорию государства тысячами.


Прибывших расселяли поначалу в квартирах горожан, потом для них начали строить специальные казармы. Под первые 5 колоний были выделены земли в Сосновке, Добринке и Усть-Кулалинке. Через год основано еще 8 коронных колоний и первая вызывательская, которая стала резиденцией Жана Дебофа. В итоге за 10 лет было создано 105 колоний, где обитали 23 200 колонистов. Последней волной эмиграции из Пруссии считается заселение меннонитов в Самарском и Новоузенском уездах. В период с 1876 по 1913 годы в Россию эмигрировало около 100 тысяч человек.


В итоге из-за перенаселенности колонисты столкнулись с нехваткой земли – на одного мужчину приходилось всего по 7-8 десятин земли. По этой причине часть из них самовольно расселялись в сторону Ставропольской губернии и на Кавказ, где создавали «дочерние» колонии. Сотни семейств переселялись из Поволжья в Башкирию, Оренбургскую губернию, Сибирь и даже в Азию.

Ускоренная ассимиляция с населением, вероисповедание и обычаи

Российским немцам было разрешено беспрепятственное культурно-национальное развитие. Вскоре они основали на новых землях знаменитую Немецкую слободу. Их обеспечили не только собственным жильем, но и сельхозинвентарем. Многие семьи получали скот – по 2 лошади и корову.

Немцы быстро освоились в чужом краю. Больше половины из них являлись хлебопашцами, остальные владели 150 различными профессиями. Поэтому в первую очередь колонисты начали распашку выделенных им плодородных земель – выращивали овощи, увеличили посевы льна, овса, ржи, конопли, а главное – ввели картофель и белотурку. Остальные занимались рыбным промыслом и скотоводством. Постепенно была организована настоящая колонистская промышленность: открывались салотопенные заводы, развивались кожевенное производство, изготовление муки на водяных мельницах, создание шерстяной материи, маслобойная промышленность, обувное дело. Но для русского правительства самыми важными стали специалисты военного дела и образованные лекари. Интерес вызывали также мастера горного дела и инженеры.


Что касается духовной жизни – большинство колонистов были католиками, остальные склонялись к лютеранству, а то и вовсе предпочитали атеизм. Рождество отмечали только религиозные люди. В этот праздник у них заведено наряжать елку, читать Библию и дарить детям сладости за прочтение стишка. На Пасху, по традиции, в корзину ставили пасхального зайца, который якобы приносил подарки малышам. А в октябре немцы отмечали Праздник урожая. Среди примечательных особенностей немецкой кухни были клецки, колбасы, шницель, картофельное пюре, гусь с тушенной капустой. В качестве десерта зачастую делали штрудель и сладкие гренки.

Современные поволжские немцы в России

Первая мировая война и новая политика правительства привели к массовому выселению немцев из Поволжья «в места компактного проживания». Около 60 тысяч депортированных поступило в Саратовскую и Самарскую губернии. В рамках антинемецкой кампании этим поселениям дали русские наименования, а жителям запретили публично разговаривать на родном языке. Их планировали выселить за пределы страны, однако этому помешала Февральская революция. С началом Великой Отечественной все-таки была проведена массовая депортация иностранного населения из Поволжья – исчезли сотни немецких поселений.


Возвращение немецких семейств в Россию началось в 1956 г. Поскольку действовал официальный запрет, переселение осуществлялось полулегально. Местные колхозно-совхозные руководители принимали чужеземцев в своих хозяйствах из-за нехватки рабочей силы. Широко распространенной стала подобная практика в Сталинградской области. После того как сняли запрет на возвращение иностранцев в районы прежнего обитания, их приток значительно усилился. Согласно переписи населения, на территории Волгоградской, Куйбышевской и Саратовской областей в 1989 г. насчитывалось около 45 тысяч немцев. Позже наблюдалась их миграция на родину, а также одновременная миграция из Казахстана и Азии в Поволжье.


В настоящий период в Поволжье создана целая структура районных и областных немецких национально-культурных автономий, которыми управляет Координационный совет, расположенный в Саратове. Действует также множество организаций: немецкие Центры культуры, Всегерманское объединение Heimat, Землячество немцев Поволжья и другие. Кроме того, функционируют католические и лютеранские общины, издаются немецкие журналы и газеты. Численность поволжских немцев составляет около 400 тысяч человек.

И ещё одна миграционная история о том, .

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

В 2018 году Эстонская Республика отпраздновала 100-летие с момента обретения независимости. Скептические мнения со стороны историков, которые указывают на долгое нахождение Эстонии в составе СССР, не помешали официальному Таллину провести множество мероприятий, приуроченных к этой круглой дате. Особым пунктом стало увековечивание памяти Ивана Поски, благодаря которому Эстония в 1920 году обрела свои современные границы.

После захвата Гитлером власти в 1933 году наша разведка стала собирать информацию о подготовке Германией реванша за поражение в Первой мировой войне. Кремль располагал тремя основными каналами получения данных: разведывательное управление Красной армии, разведка Военно-морского флота и внешняя разведка Наркомата госбезопасности.

Многие чтимые Церковью святые и угодники совершали реальные чудеса, свидетельствовавшие об их необычном природном даре. Они исцеляли неизлечимых больных, видели вещие сны, могли предсказывать будущее…

Растите, силы молодые,
Под красным знаменем труда!
Растите, годы золотые,
Чтобы не пропали без следа!
Эй, молодёжь! Смелее будь!
И мы бесследно не погибнем,
И с гордой радостью мы выйдем
На новой жизни светлый путь…

Это - строки из гимна петергофской школы имени Ленина, сочиненные её выпускниками в 1920-х годах.

Эта зашифрованная книга уже несколько сотен лет является одной из неразгаданных тайн прошлого, над которой бились величайшие умы человечества…

Была ли у нацистов атомная бомба? Ответ на этот вопрос попытался получить берлинский историк Райнер Карлш - автор изданной в Германии книги «Бомба Гитлера. Секретная история немецких испытаний атомного оружия». Карлш провёл довольно серьёзное историческое расследование и получил сенсационные результаты. Неужели ему удалось раскрыть одну из величайших загадок Третьего рейха?

На этой неделе мы отмечаем 8 Марта - Международный женский день. Сейчас это кажется странным, но совсем недавно женщины вполне официально считались людьми второго сорта. Знаменитые «Три К - Ktiche, Kinder, Kirche» (кухня, дети, церковь) - много столетий висели дамокловым мечом над женским полом, отрицая их возможности и желания. Естественно, что многие женщины не могли мириться с таким положением дел и боролись за свои права. Иногда эта борьба была кровавой…

Вряд ли святитель Николай Чудотворец в самых чудесных снах, какие нередко его посещали, мог предположить, что станет одним из самых почитаемых святых в далёкой и неприветливо холодной северной стране - России. По количеству посвящённых ему храмов он уступает здесь только Богородице. В одной лишь Москве их 18.

Поделиться