Какие есть примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке? Беглые гласные в корнях и суффиксах существительных и прилагательных Беглая гласная в корне правило

Медиа-урок по русскому языку в 3 классе.

(2 четверть, урок 59)

Тема: «Беглые гласные в корне слова»

образовательная: формировать представления о беглых гласных посредством

наблюдения за словами, уметь разбирать по составу слова с беглыми

гласными, различать синонимы, однокоренные слова и формы одного

и того же слова;

развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение работать в парах,

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

воспитывающая: формировать мотивы учебной деятельности за счет привлекательности

медиа-урока, продолжить воспитание у учащихся интереса к русскому

языку, осознание его неограниченных возможностей.

Оборудование:

медиа-проектор, презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1. Вводная беседа.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

С ним мы вместе поплывем

В ту страну, в которой сами

Правила и орфограммы

Изучаем день за днем

Её грамматикой зовем.

Итак, отправляемся в путь вслед за сказкой …

Прочтите стоки. Из какого они произведения? Назовите сказку полным названием.

Найдите однокоренные слова в отрывках. Какие процессы происходят в корнях этих слов?

С какой темою мы познакомились на прошлом уроке. Вспомните, какие согласные могут чередоваться в корне слова? /СЛАЙД 2/

2. Проверка домашнего задания

Какое задание было в упражнении? (фронтально) упр. с. 122 /СЛАЙД 3/

3.Чистописание

/СЛАЙД 4/ Мы снова в сказке Пушкина. Прочтите строки.

Объясните, почему некоторые слова записаны с заглавной буквы.

Запишите первые четыре строчки красиво и аккуратно. /СЛАЙД 4/ щелчок

3. Введение в новую тему.

Объясните слова «сияя в злате». Подберите к нему слово из современного русского языка (золото). /СЛАЙД 6/

Посмотрим, что происходит в корне. Гласная то появляется, то «выпадает». То же происходит и в слове «вышли». /СЛАЙД 7/

/СЛАЙД 8/ - Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Измените их так, чтобы выделенная гласная «выпала». /СЛАЙДЫ 9 - 11/

Если не можете справиться, попросим подсказку компьютера.

3. Новая тема.

1. Сообщение темы урока.

Гласные, которые то появляются, то «убегают», называются беглыми гласными.

И о них пойдет сегодня речь на нашем уроке./СЛАЙД 12/ Мы научимся находить и возвращать «беглецов» в слова и выясним, для чего же нужно это уметь делать.

2. Первичное закрепление.

Мы снова в сказке Пушкина. В ней встречается много устаревших слов, в которых происходит процесс, о котором мы говорим на уроке – беглые гласные. Случается, что устаревшие слова и современные соседствуют, то есть встречаются вместе. Вот пример.

/СЛАЙД 13/ Найдите два таких слова. /СЛАЙД 13/ щелчок

3. Парная самостоятельная работа.

Мы убедились, что в сказке о царе Салтане достаточно много слов с беглыми гласными:

/СЛАЙД 14 /

Но и в современном русском языке они есть. Давайте в этом убедимся, выполнив парные задания. Измените слова по вопросам-подсказкам, скажите, какие процессе происходят в их корнях. /Работа по карточкам. Проверка./

1. Сон, сонный, уснул, приснился – беглая гласная .

2. Огонь, огонёк, огненный – беглая гласная

ветер, ветерок, ветреный – беглая гласная

3. Рука – ручной, приручить – чередование согласных

друг, дружный, дружить – чередование согласных

4. Слух, слуховой, слушал, прислушаться - чередование согласных

Берег, бережок, береговой, прибрежный - беглая гласная

4. Упражнения в нахождении беглых гласных.

Работа в тетрадях. Упр. 84 с. 123

Что происходит в корне этих слов? (Исчезает беглая гласная)

У доски – двое учащихся записывают слова парами, выделяют беглую гласную.

Влияют ли беглые гласные на способы проверки безударных гласных? (Нет.)

4. Электронная физкультминутка для глаз.

Вспомните строки к данной иллюстрации. /СЛАЙД 15/ Послушаем песенку белочки и одновременно выполним гимнастику для глаз – следите глазами за перемещающимися предметами. . /СЛАЙД 16/

5. Закрепление.

1. Измените данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Понаблюдайте, что происходит в корне. Работа у доски. /СЛАЙД 17 – 22/

Какие гласные могут чередоваться в корне? (Чаще всего о и е )

Влияет ли беглая гласная на способ проверки безударной гласной? /Нет/

3. - Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне, ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных? /СЛАЙД 23/

Когда мы подбирали в чистописании устаревшие слова, мы расширяли словарный запас.

Изученные процессы в корне слов помогут грамотно писать подобные слова.

Правильно подбираем однокоренные слова.

Помогут ли нам эти знания в разборе слов по составу? (Да)

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Наше путешествие, как и сказка, подошло к концу. Во время урока нас сопровождала музыка великого русского композитора Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Я надеюсь, что этот урок не только дал вам знания, но и доставил удовольствие.

А чтобы закрепить то, что вы узнали, выполните домашнее задание – упр. 87 стр. 124

/СЛАЙД 24/ щелчок

А оценки сегодня получили следующие ребята…

Беглые гласные

Беглые гласные БЕ́ГЛЫЙ, -ая, -ое; бегл.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "Беглые гласные" в других словарях:

    Гласные о и е современного русского. языка, чередующиеся с нулем звука при формообразовании и словообразовании. Сон/сна. День/дня. Беглые гласные объясняются тем, что в древнерусском языке на их месте были не (о) и (е), а редуцированные, так… … Словарь лингвистических терминов

    беглые гласные - В русском языке: гласные звуки о и е, появляющиеся в одних формах слова и исчезающие в других (например: лоб лба, день дня) … Словарь многих выражений

    Гласные - Гласные класс звуков речи, выделяемый на основании их артикуляторных, акустических и функциональных свойств. Артикуляторные свойства гласных заключаются в том, что это звуки, образующиеся с обязательным участием голоса (шёпотные гласные … …

    Редуцированные гласные - Редуцированные гласные 1) сверхкраткие гласные среднего подъёма непереднего и переднего образования, унаследованные древними славянскими языками из праславянского (например, праслав. *sъnъ ‘сон’, *dьnь ‘день’). По традиции, Р. г. обозначаются… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Ая, ое. 1. Совершивший побег откуда л. И не был беглым он солдатом Австрийских пудреных дружин. Пушкин, Моя родословная. | в знач. сущ. беглый, ого, м.; беглая, ой, ж. Ну, говорит, Досекин, вот я и пропал, ведь я, говорит, брат, беглый, из солдат … Малый академический словарь

    гласный звук - ▲ звук речи протяжный звук гласный звуки звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие, главным образом, из голоса (голосового тона); в русском языке 10 гласных. а. я (а+й). у. ю. э. е. о. е. и. ы. долгие гласные. беглые… … Идеографический словарь русского языка

    БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело и… … Толковый словарь Ожегова

    беглый - ая, ое. см. тж. бегло, беглость 1) Совершивший побег, находящийся в бегах (о дезертирах, заключённых, а в старину о крепостных крестьянах) Бе/глый каторжник. Бе/глый солдат. 2) Совершаемый быстро, без затруднений. Б ое чтение … Словарь многих выражений

    Морфонема - (морфофонема) элементарная единица морфонологии, предельный элемент означающего морфемы. Х. Улашин, предложивший понятие «морфонема» (1927), определял её как фонему в семасиолого морфологической функции; термин в этом значении (Дж. Л. Трейджер,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Украинский язык (значения). Украинский язык Самоназвание: Українська мова Страны … Википедия

Книги

  • Русский язык. 5-6 классы. Морфемика. Словообразование (CDpc) , . Образовательный комплекс (ОК) "Русский язык, 5-6 кл. Морфемика. Словообразование"-учебное пособие для учащихся 5-х и 6-х классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением…

Какие есть примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке?

    Беглые гласные о или е могут появляться в разных частях слова, как правило, среди скопления согласных звуков для удобства произношения.

    В начале слова в приставках, заканчивающихся на согласный, и перед корнем слова с несколькими согласными появляется беглый гласный о :

    разо стлать (разо - стл -ать, корень слова - сплошные согласные звуки);

    подо брать (подо- бр-ать);

    ото спаться (ото- сп-аться).

    При изменении слов в их корнях могут убегать или появляться гласные: со н - сна, ве сь - вся, прекрасный - прекрасе н.

    В суффиксах также замечены беглецы:

    княжна - нет княжон;

    смешной - смешон;

    замоче к - замочка;

    старушка (стар-ушк-а) - старуше чий (стар- уше ч-ий).

    В русском языке есть беглые гласные о и е, они могут быть в разных морфемах. В корнях слов: пень - пня, день - дня. В приставках: обвести - обойти, подогнать - подставить, взвесить - взорваться. В суффиксах: орешек - орешка, бельчонок - бельчонка.

    К беглым гласным относятся гласные буквы о и е, которые могут быть в одних формах слова и пропадать (исчезать) в других.

    Рассмотрим примеры слов с:

    беглыми гласными в корне:

    беглыми гласными в суффиксе:

    беглыми гласными в приставке:

    Примеры слов с беглыми гласными в корне:

    1. Кольцо коле ц;
    2. Игла иго льный;
    3. Сто со тый;
    4. Оди н одна;
    5. Мешо к мешка;
    6. Окно око н;
    7. Позо ви позвала;
    8. Уго л углу;
    9. Де нь дня;
    10. Со н сна;

    Примеры слов с беглыми гласными в суффиксе:

    1. Министр министе рский;
    2. Постановка постаново чный;
    3. Резать резе ц;
    4. Бестоло чь бестолковый;
    5. Уголо к уголка;
    6. Императо р императрица;
    7. Бланк блано чный;
    8. Дочурка дочуро к;
    9. Сильный силн;
    10. Медвежоно к медвежонка;

    Примеры слов с беглыми гласными в приставке:

    1. Со гнать сгонять;
    2. Ото йти отходи;
    3. Отбирать ото брать;
    4. Входить во йти;
    5. Надрыв надо рвать;
    6. Сложить со бирать;
    7. Подо гнуть подгибать;
    8. Взбираться взо браться;
  • Для русского языка беглые гласные не являются редкостью, посколько даже в самых частоиспользуемых словах мы можем встретить данное явление, когда в одно слове гласная присутствует, а стоит сменить, к примеру, число или род она тут же исчезает.

    Гласная в корне слова:

    Гласная в суффиксе слова:

    Гласная в приставке слова:

    В русском языке слов с беглыми гласными, которые находятся в приставке и суффиксе довольно много. Могу привести вам такие слова в качетсве: замочек, изменяем слово и получаем - замочка; отбирать - отобрал, сон -сны, сто - сотня, угол -углы, белка -бельчонок и многие другие подобные слова.

    Как всегда, хочу немного усложнить вопрос, подобрав примеры из классического произведения. На этот раз из поэмы Лермонтова Мцыри.

    Итак, ищем беглые гласные в корне: Серег (подобье дорогих) - серьга, или еще: полон (тайнами любви) - полный

    • в суффиксе: (блеск оправленных) ножон - ножны - бегает о
    • в приставке: Не проложить (уж никогда) - отложить, или еще - (в сад) перенесен - принесен.

    Список можно продолжить, если внимательно перечитать произведение еще раз. Я же выбрала только те, которые мне попались при беглом прочтении.

    Кстати, даже в этом небольшом тексте, который я написала, тоже попалась беглая гласная в приставке: подобрав- подбирать.

    Не такой уж редкий случай в русском языке - различные беглые гласные. Особенно часто на такие гласные обращаешь внимание, когда гласная исчезает из корня слова. Например простой слово СОН при склонении теряет в корне гласную - нет СНА. Или не менее простое слово День может потерять гласную Е при склонении ни Дня без строчки.

    В суффиксе также можно встретить таких беглянок, например в суффиксе ЧЕК, например слово Девочек теряет гласную в суффиксе в единственном числе: Девочку-Девочке, Медвежонок может стать Медвежонком.

    И наконец приставка. Тут также беглых гласных немало Свершить-Совершить, или Переломить-Преломить.

    В корне: Сто сотый, Один одна, Мешок мешка, Угол углу.

    В суффиксе: Бестолочь бестолковый, Уголок уголка, Бланк бланочный, Дочурка дочурок.

    В приставке: Отойти отходи, Отбирать отобрать, Входить войти, Надрыв надорвать;

    замочек-замочка,это пример с суффиксом.сыночек-сыночка.денечек-денечка

    угол-(в) углу,сон-сна,день-дня-это пример с беглой в корне.

    сгонять-согнать,преломил-переломил-это конечно же с приставкой.

    позови-позвала-тоже в корне пример.

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Данная учебно-методическая разработка разработана по новому стандарту и предназначена для урока методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС

Урок русского языка на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные».

Тип урока: ОНЗ. Чудесное рядом с нами

Цели:

- формирование:

а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

- развитие : умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

орфографической и пунктуационной грамотности;

мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов, а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске(слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.

Учитель: Дома вы должны были подготовить друг-другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделится на четыре зоны.(по расположению парт) !1-я зона задает 2-ой, и т.д.

Вопросы:

Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

Как называются части слова? (Морфемы).

Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)

Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

С чего начнем наше познание нового?

Ученик: С повторения, что знаем о морфемах

Учитель: Какой способ повторения нашей темы выберем?

Ученик: Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)).

Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни.( Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).

комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник

Учитель: Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)

Учитель: Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

Учитель: Правильно, В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова. Какой мы можем сделать вывод?

(Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)

Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова, падеж слова огурец, день и запишите.

(огурец-огурца, день-дня)

Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)

Учитель:Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)

Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?

(Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)

Учитель: Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?

Учитель: Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка-(материал усвоен на достаточном уровне)

Учитель: Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).

Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

Учитель: Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования Мы не знаем с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец-огурца, сон-сна, день-дня ).

Учитель: Чем являются пары слов? (Формы слова)

Учитель: Попробуйте об ъяснить орфограммы в данных словах . (У нас нет вариантов объяснения.)

Учитель: Почему вы не можете объяснить куда убегает гласная при изменении слова?(- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных)

III .Выявление места и причины затруднения.

Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).

Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).

IV . Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, способ, план, средство).

Учитель:- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных

Учитель: Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.

1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.

Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.(круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)

Учитель: А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.(да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)

Учитель: Так, что, называется чередованием? (ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

Учитель: Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

Их будем однокоренными звать.

Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?

Запишите: золото – злато (учитель записывает на доске)

Что вы заметили интересного в формах этого слова?

Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.

Понаблюдайте за формами следующих слов (каждой зоне раздаются карточки со словами)

1- Берег, береговой - брег, прибрежный

2-Ворота, подворотня – врата, вратарь

3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший

Вывод: Следовательно , в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).

Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)

По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,

(БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)

Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)

Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

О чём мы с вами будем сегодня говорить?

Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам(группам) Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

План работы: -Прочитайте самостоятельно статью

Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

Поясните, что произошло.

2 зона: Какие гласные могут убежать?

План работы:

1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,

2. Назовите гласные, которые убегают

3.Приведи свои примеры, используй материал учебника (беру-брать, ветер-ветра)

3-я зона:

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

Рассмотрите примеры правила

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными

4-я зона.

С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

План работы:

Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные

3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах-ек,-ик?(при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.

Выступление групп.

Учитель: Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них Давайте послушаем, что он расскажет.

(На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е, они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым, эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)

Учитель: В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг-другу по зонам Остальные будут отвечать на мои вопросы.

. Реализация построения проекта.

Откройте учебник на странице 99, упражнение 298.

Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали?

(- Такие звуки называют «беглыми». Потому что они «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)

Со н – сн а, пе нь – пн я, де нь – дн я, оте ц – отц а, кусо к – куск а, ро т – рт а, пё с - пс а

Еще какие наблюдения вы провели? (что беглые согласные появляются не только в корнях, но и в суффиксах. Такую особенность имеют только «круглые» о, е . А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)

Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод? (От изменения формы слова).

Молодцы! Вы очень наблюдательны.

Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: I шаг. Измени форму слова.

II шаг.

Да Нет

Пиши Е или О Пиши И

- Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Мы знаем, что есть гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .).

-Как определить беглую гласную в данных словах?(Обратиться к эталону).

Прочитайте на доске примеры:. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить чередующиеся звуки и беглые гласные).

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. Сон-сна (беглая гласная О в корне, «убегает», если поставим слово в родительный падеж).

2 вариант. Кубанец-кубанца (беглая гласная Е в суффиксе, «убегает», если поставим слово в родительный падеж

Продолжаем самостоятельно

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Вы уверены в своих умениях? (Да).

Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.1 шаг- Измени форму слова. II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Да Нет

Пиши Е или О Пиши И

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к

Песоч..к

Диванч..к

Кружоч..к

Лап..ть

Ключ..к

Камеш..к

Ножич..к

Ребён..к

Зайч..к

Задание для всех: Помогите вернуть беглые гласные., что для этого нужно сделать? (. Изменить форму слова )

окно – окон

пушинка – пушинок

близкий – близок

громкий – громок

пёрышко – пёрышек

песня – песен

полотенце – полотенец

пятно – пятен

кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу 7 минут.

- … минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).Эталон: I шаг.

Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку»знаний? (Можем определить чередование звуков, правильно выделить корень и определить беглую гласную).

К какой группе можно применить прием проверки звуков? (К чередующимся).

Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

Почему? (Мал объем практического применения нового знания).

Тогда работаем над следующим заданием: 1)Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого». Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова (дрожит) –(Дрожь, дрогнуть г//ж, вздрагивать о//а)

2)Являются ли однокоренными данные пары слов? Опо здать – опа здывать,Вле зть – вла зить, Готов ить - готовл ю.

3) Являются ли однокоренными слова? Пень-пня. Флажок – флажка

4)Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара

5) Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

6)Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?1. сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен – льна –(в корне)

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв (в приставке),

3. подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен – прекрасны(в суффиксе)

Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.

Хорошо быть беглой гласной. Неприсутствием блеснуть...

Обладать чудесным даром
Беглой "Е" (ловец - ловца):
Постояла под ударом
И исчезла из словца. Лариса Миллер.

"Беглыми" называются гласные, выпадающие при склонении: сон-сна; мешóк-мешкá

I Х.Рефлексия учебной деятельности.

Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).

В чем суть правописания данных слов? .

Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных).

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

1. Кто научился выделять корни с чередую­щимися звуками, применять изученные правила, объяс­нять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть беглые гласные,но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419из параграфа 71. Рассмотреть таблицу и сде­лать вывод: в каких частях слова бывают беглые глас­ные

2 Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные,но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420. Рассмотреть таблицу и сде­лать вывод: в каких частях слова бывают беглые глас­ные

3. Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»и придумайте 5-6предложений по теме « В лесу».

4. Задания для умников и умниц!

Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

Записать свои примеры слов с чередова­ниями. Ос­ложненное списывание по дид.карт

Спасибо, я вами довольна.

Поделиться