Конспект урока на тему "синонимы". «Синонимы, их роль в речи»

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим открытый урок по русскому языку. У нас много гостей! Но я уверена, что это не помешает нашей совместной работе. Наш урок будет проходить в виде игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» К нам в гости сегодня пришла мудрая сова. Она хочет посмотреть, насколько активно и дружно вы работаете на уроке. За правильные ответы вы будете получать от мудрой совы маленьких совят с моей оценкой. А в конце урока тот, кто соберёт больше всех совят, получит медаль, которую принесла с собой наша гостья. На уроке вы узнаете много нового и интересного, будете учиться правильно и красиво говорить и писать. Вы готовы к работе?

2. Актуализация знаний .

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможете меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

Вводная беседа.

    Из чего состоит наша речь?

    Из чего состоят предложения?

Мудрая сова принесла с собой письменное задание. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Давайте выполним задание совы. Женя пойдет к доске, остальные в тетради самостоятельно.

Выполните синтаксический разбор предложения, дайте х-ку предложению, объясните постановку знаков препинания.

Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель: резные стулья, кресла, столы и комоды.(Повеств,невосклиц., простое, осложнено однород членами.)

А теперь выполним второе письменное задание от нашей совы. Рома у доски выполняет морфологический разбор слова «мебель»

    Мебель-сущ., т.к обознач. предмет и отвечает на вопрос (что?)

Н.ф.: мебель

2. Постоян.:неодуш., нариц., ж.р.,3скл.

Непост: мн.ч., вин.п.

3.увидел (что?) мебель

    Что могут обозначать слова?

Издавна на Руси люди трепетно относились к слову.

Придумывали о слове пословицы и поговорки, а великие люди высказывались о слове по-разному.

    А какие высказывания о слове, о языке вы знаете?

    Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

    А как произошло слово «лексика»?

(от греческого лексис - слово, выражение, оборот)

    Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

    Вашим домашним заданием было нарисовать иллюстрации омонимов. Покажите их нашим гостям.

    Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

    Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)

    Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное)

    Прочтите, какие слова у вас получились.

(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение). Слайд № 2

    Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

    Введение в тему.

- Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.

В сказке про Вини – Пуха, где так же участвовала наша сова, есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини - Пуху:

Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

Про что не забыть?

Не про что, а то, что едят.

А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает?

    Давайте заглянем в толковые словари и уточним значение этого слова.

    Оно многозначное или однозначное?

    Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь)

Слайд № 3

    Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)

    Давайте заглянем в наш учебник и как знатоки дадим ответ на вопрос «ЧТО ЭТО ЗА СЛОВА?» Слайд № 4

(ПЛАН НА ДОСКЕ)

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

Но перед тем, как начать, совунья предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка

    Работа по теме урока

Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый»

Слайд № 5

По-гречески часть «ним» означает «имя»

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»

Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру -большой, громадный, огромный, гигантский и др.

Все эти слова - синонимы.

Слайд № 6

Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)

Подберите синонимы к словам Слайд № 7

Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? Слайд № 8

Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.

Слайд № 9

Посмотрите на экран. Что здесь изображено?

Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)

Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

Слайд № 10

Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)

Какой частью речи они являются? (прил.)

Слайд № 11

Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)

Какое слово здесь лишнее? (печаль)

Какой вывод мы можем сделать?

Слайд № 12

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.

Слайд № 13, 14

Посмотрите на экран и скажите, что обозначают эти слова.

Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического значения)

Слайд № 15

Посмотрите на картинку. Кого вы видите там? (бегемота)

А оказывается его можно назвать по-другому – гиппопотам. Это слова - синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам , как правило, употребляется в научных произведениях.

    Первичное закрепление во внешней речи.

    Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, бросая мяч, а вы будете ловить мяч и говорить в ответ синоним к слову. За каждый правильный ответ вы получаете совёнка.

(Маленький, гигантский, легкий, чистый, свежий, хороший, радостный, счастье, горе, прекрасный)

А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои словарики новым определением.

(Запись термина и его определения в словарик.) Слайд № 18

    Работа со словарем.

- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем – словарем синонимов.

Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

Найдите слово «ГРОМКИЙ»

Прочитайте словарную статью. Слайд № 19

- Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова.

А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

- Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово.

Посмотрим, что из этого получилось бы.

Рассмотрим данный текст. Слайд № 20

- Что вам не нравится в этом тексте? (п овтор одного и того же слова.)

- Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?

Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора.

Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы?

Слайд № 21 (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов)

    Тренировочные упражнения

1. Карточки (Приложение 2 ) Слайд №22

2. Заменить все слова синонимами.

Слайд № 23-26

3 . Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно)

    Подведение итогов.

Пришло время подвести итоги нашего познавательного урока и ответить на все вопросы, которые мы ставили в начале урока.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СИНОНИМЫ?

ГДЕ МЫ ИХ УПОТРЕБЛЯЕМ?

КОГДА И ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ МЫ УПОТРЕБЛЯЕМ ИХ В РЕЧИ?

Слайд № 27

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Наш урок мне хотелось бы закончить высказыванием одного великого человека о слове. Это высказывание вы соберёте сами у доски.

    Домашнее задание.

Составить 6 синонимичных рядов.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд № 28

Было интересно…

Особенно понравилось…

Тема урока : К ак используются синонимы. Синонимы в тексте.

Учитель: Королева Л.В.

ЦЕЛЬ: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (слова-синонимы)

Задачи:

Образовательные:

Содействовать развитию умения находить синонимы, указывать их грамматические признаки;

Формировать умения подбирать синонимы для точной характеристики предметов (слов).

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

Развитие речи (обогащения словарного запаса), мышления, памяти;

Развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.

Тип урока: урок открытия нового

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Какой сегодня прекрасный день. Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь ладошками и пожелайте друг другу успеха. Сегодня на уроке вам необходимы: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие пальцы, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

Дети улыбаются друг другу

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Отгадайте зашифрованное слово

я р а у т б

Вызвало ли затруднение при написании этого слова? Давайте проанализируем его? Сколько слогов? Какой слог ударный? Какое опасное место встретилось? Можно ли подобрать проверочное слово? Какой вывод сделаем?

Назовите лексическое слово «ребята». Кто такие ребята? Как назвать их по другому? Чем эти слова похожи? А может вы знаете как они называются?

Отгадывают слово и записывают

Нет. Это слово нужно запомнить.

Затрудняемся.

Постановка учебной задачи

Прочитайте тему урока на с 42. Чему мы должны научиться? Хотите узнать о словах- синонимах? Давайте проведём исследование. У меня есть карта исследования. Будем работать в группах, соблюдая правила (выставляется памятка работы в коллективе)

Слова-синонимы.

Узнаем, что такое синонимы, будем их подбирать, сравнивать.

Построение проекта выхода из затруднения

1 группа: исследует значение слова «синоним» в толковом словаре;

2 группа: делят слова на три группы и записывают в таблицу

ребята, строят, весёлые, мастерят, дети, радостные

3 группа: сравните два текста учебника на с 41 42 и сделайте вывод.

Я тоже провела исследование. Слово «синоним» произошло к нам из греческого языка и означает «одноимённый» и прикрепляю следующий элемент карты

За окном зима. Часто дует сильный ветер, вихрь со снегом. Как это явление можно по-разному назвать. Подберите синонимы. Уточните значение слов в учебнике с 44 упр 3 Устно придумайте предложения. Сделайте вывод

1 группа Синонимы – это слова близкие по смыслу (прикрепляют элемент к карте)

2 группа Синонимы – слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос (прикрепляют элемент к карте)

3 группа Синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать повторов. (прикрепляют элемент к карте)

Каждый синоним имеет свой оттенок значения (прикрепляют элемент к карте)

Физминутка

Засиделись не на шутку, проведём физкультминутку.

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Итак, что же такое слова-синонимы?

Что в переводе с греческого обозначает слово синоним?

Какую роль играют синонимы в речи?

Учащиеся проговариваю (проверка на компьютере слайд)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагаю вам задание. Прочитайте предложения, что заметили? (карточки) Замените глаголы синонимами и спишите предложения.

По улице шли подружки.

По площади шли солдаты.

По дороги шли усталые путники.

Предлагаю вам список слов: брели, маршировали, шагали .

Повторяется глагол шёл

Самостоятельно выполняют задание

Проверка. Ответы детей.

Включение в систему знаний и повторение

Подберите синоним по предложенным картинкам на слайде:

заяц, собака, лошадь, луна

Ответы: косой, пёс, конь, месяц.

Рефлексия деятельности

Вы сегодня хорошо поработали! Были замечательными исследователями! Довольны вы своей работой? Пригодятся ли вам полученные знания на уроке?

Покажите зелёный кружочек, если вам всё удалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Красный- если у вас не всё получилось.

Д/з составьте 3 предложения о любимых зимних забавах, используя слова-синонимы.

Ответы учащихся

Цели:

  • познакомить с понятием “синонимы”,
  • учить находить сходство и различие слов - синонимов,
  • развивать речь учащихся,
  • формировать навыки работы в парах и группах,
  • воспитывать положительное отношение к учебе.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами,
  • предметные рисунки,
  • карточки со словами синонимами,
  • карточки с тестовыми заданиями,
  • учебники, тетради.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы. Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые знания.

II. Каллиграфическая минутка.

С чего мы обычно начинаем урок? Буква, над написанием которой мы будем работать, обозначает непарный согласный твёрдый звук в словах, которые вы сейчас записали.

На что надо обратить внимание при написании строчной буквы эр ?

На второй строчке напишите сочетание букв –оро- ? На что посоветуете обратить внимание здесь? (Соединительный штрих.) В каких словах встречается сочетание -оро-?

III. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Какую букву надо запомнить?

Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

2. Закончите стихотворение:

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ----------- смех. (И.Суриков. “Детство”)

Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал?

Запишите слово ребята.

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему?

3. Посмотрите на рисунок и скажите, как то, что здесь изображено, назвать одним словом? (Одежда)

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

Составьте предложение с этими словами.

(Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде.

Тёплая одежда спасает ребят от мороза.)

Одно предложение запишите в тетрадь.

Кто хочет написать предложение с комментированием на доске?

IV. Ведение в новую тему.

Что вы сейчас записали? (Предложение)

Чему учились вчера на уроке? (Составлять текст.)

Чем текст отличается от предложения?

Прочитайте то, что записано на доске.

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите.

V. Работа над новой темой.

Поработайте в парах над вопросами:

Чем отличаются тексты? Какой интереснее?

(Ответы учащихся.)

Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются.

Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).

Малыши, дети, детвора.

Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.

Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)

Откройте учебники (стр.40), прочитайте

О чём вы узнали? Как называется тема урока? Синонимы.

Запишите её в тетрадь.

Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?

VI. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40.

Рассмотрите вначале рисунки. (см. рисунки 1-4)

Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова

Работа в группах. Проверка.

(На доске рисунки 1-4 и карточки со словами погасить, потушить, выключить, задуть.

От каждой группы выходит один ученик, подбирает к рисунку карточку).

Что объединяет эти слова и чем они различаются? (В каждой группе приведены

слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.)

VII. Физминутка.

Дует ветер, ветки гнёт,
А потом затихнет.
Вдруг деревья шевельнёт
И совсем утихнет.

VIII. Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами.

Упр. №2, стр. 41, часть 1.

Прочитайте задание.

Расскажите, что будете делать.

Как называются слова, записанные в скобках?

Что значит изменить форму слова?

Самостоятельная письменная работа.

Взаимопроверка.

IХ. Выполнение задания в тестовой форме.

1. Отметь галочкой слово с непроверяемой орфограммой.

Холод
стужа
мороз

2. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.

Дети
ребята
малыши

3. Отметь галочкой синоним к слову друг. Х. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке я...

Задайте вопросы по теме урока классу.

ХI. Д. з.: правило на стр. 40-41.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Люксюгунская основная общеобразовательная школа»

Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)

«Синонимы»

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Выполнила учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Люксюгунская ООШ»

Пахомова Екатерина Владимировна

Люксюгун, 2017.

Тема: Синонимы.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока:

Приветственное слово учителя:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД:

личностные, коммуникативные .

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

УУД:

Регулятивные (п оиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание , выражение собственного мнения).

Определение темы и целей урока.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Формулируют тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания .

- Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, х ижина, курень, изба, коттедж, вилла).

Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка.

Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

УУД :

Коммуникативные ( взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Е.А. Быстрова, Русский язык 5 класс).

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Закрепление знания

    Предлагает выполнить упр. 349 (по заданию):

Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара,; дорожка, тропинка; алфавит, азбука.

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоса земли, устроенная или протоптанная для удобства ходьбы.

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

    Работа в группах

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте.

Не море, не земля,

Пароходы не плавают

И ходить нельзя. (Болото).

На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному пишется и произносится, является одной и той же частью речи).

Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

Что сильнее - метель или буран?

Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регулятивные (анализ текстов)

    Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой ). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Рассматривают словари

Познавательные

    Знакомство с определением синонимического ряда

- Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

    Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

    Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Группа синонимов - это синонимический ряд.

Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.

Познавательные:

(использование знако-символических средств)

Регулятивные

(контроль)

Коммуникативные

Физминутка

Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой, влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.

Играют

Коммуникативные

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

    Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы ? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

Работают с текстом, делают выводы

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

    Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все... противника.

Вся природа ждала... весны.

(атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил... с родителями.

Он оплатил на почте... по телефону.

(беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый... на море.

В романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

    Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Багрянец Своеобразие

Схематизм Высказывание

Несгибаемость Шаблонность

Индивидуальность Стойкость

Текст Скульптор

Абзац Отступ

Ваятель Пурпур

Задание выполняется на доске

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

10 .

Контроль усвоения материала

Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные ( контроль, коррекция, оценка)

11.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно - эстетическое оценивание)

12.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Синонимы – это … (примеры..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (а декватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

13.

Домашнее задание

Повторить правила §67, упр. 353

Записывают домашнее задание

Личностные

Конспект урока русского языка в 5 классе «Синонимы»

Тема урока : « Синонимы».

Тип урока : изучение нового материала.

Цели :

1. Общеобразовательные : сформировать у учащихся понятие о синонимах; совершенствовать навыки грамотного письма; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

2 . Развивающие : развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать, делать выводы ;

3 . Воспитательные : воспитывать интерес и любовь к предмету, слову, книге; воспитывать умение слушать, оценивать, работать в группе, вести диалог .

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Оформление тетрадей.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, на доске написана тема урока: МЫНОСИНИ.

Вижу ваши улыбки и недоумение на лицах. Но скоро вам всё станет понятно -вы сможете расшифровать это слово.

А пока пожелаем друг другу плодотворной работы. Ребята, подберите, пожалуйста, похожие по значению слова, которыми можно заменить слово «плодотворной».

(Хорошей, продуктивной и др.)

Скажите, а как называются слова близкие по значению, но разные по написанию?

(Синонимы)

А теперь попробуйте расшифровать смешное слово и записать тему урока.

(МЫНОСИНИ - синонимы, в слове поменяли местами слоги)

Да, сегодня на уроке мы ещё ближе познакомимся с синонимами

Ребята, а что же мы должны узнать, каковы цели нашего урока?

(Что такое синонимы? Как правильно употреблять их в речи? Зачем они нужны в языке?

3.Изучение нового материала.

Кто сможет дать более точное определение синонимам?

Молодцы. Давайте проверим ответ по учебнику. Но вы сейчас не просто будете читать материал, а во время изучения отмечать карандашом (маркировать) то, что вам уже известно, «галочкой» (\/), а новое - восклицательным знаком (!). (Ученики читают новый материал, маркируют, затем комментируют то, что и как обозначили. Сравнивают прочитанное со своим ответом, уточняют, оценивают ответ одноклассника)

Ребята, посмотрите на слова (на доске или на слайде презентации): смеяться, хохотать, заливаться, фыркать, прыскать . Скажите, можно ли назвать данные слова синонимами и почему? Чем они отличаются? (Разная стилистическая окраска: нейтральная, книжная, разговорная лексика)

А можно ли эти слова назвать синонимами: грохот, шумный, трещать ? (Их нельзя назвать синонимами, т.к. они являются разными частями речи)

Давайте попробуем подобрать как можно больше синонимов к слову красивый . Поиграем: кто больше слов напишет за 2 минуты, тот победитель. (Ученики подсчитывают записанные ими слова. Тот, у кого больше, зачитывает вслух. Остальные корректируют, дополняют)

Вспомните, как называется целая группа слов, состоящая из нескольких синонимов? (Синонимический ряд)

Ребята, скажите, пожалуйста, а где можно найти наиболее полный перечень синонимов? (В словаре синонимов) .

(Учитель демонстрирует словари, м.б. на слайдах презентации, и показывает как строится словарная статья) .

4.Закрепление изученного материала.

Словарная работа .

- Ребята , обратите внимание: на доске записана группа слов, представляющих синонимический ряд:

большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный, исполинский.

Определите лексическое значение слов, поясните, в каком слове признак

проявляется в большей степени, в каком - в меньшей.

Игра «Подскажи словечко».

Предлагаю поиграть. Я называю слова -вы подбираете синонимы.

Идти - шагать, выступать, шествовать, семенить (разг.), плестись (разг.),

брести (разг.); спешить - торопиться, поспешать (разг.); отвага - решимость,

мужество, смелость, храбрость; жара - зной, пекло (разг.), жарища (разг.);

большой - огромный, здоровенный (разг.), солнце - светило, ярило (книжн., миф.) затем сверимся и вы себя оцените по качеству и количеству записанного.

Работа в малых группах .

Советуясь с соседом по парте, расположите синонимы в порядке усиления признака и подчеркните главное слово синонимического ряда:

забавный, нескучный, увлекательный, интересный; напрасный, тщетный, безуспешный, безрезультатный, бесполезный.

Составьте возможные словосочетания: коричневые, карие (глаза, носки), жёсткий, черствый, твёрдый, вчерашний (хлеб, диван, материал).

Работа с текстом .

Прочитайте данный текст.

Ребята поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью . (Текст на слайде )

Понравился ли он вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами . (Взбираться, влезать ). Ученики зачитывают получившиеся тексты.

5.Итоги урока .

Итак, подведем итоги.

Для чего служат синонимы в речи? (Помогают избежать повторов, передать мысль более точно, ясно. Служат для связи предложений в тексте. Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой)

Что нового вы узнали на уроке?

6. Рефлексия .

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнение учебника или придумать загадку с использованием синонимов. Например, как в этой загадке:

Называю паузу я так:

Промежуток, интервал, антракт.

Ну а в школе непременно

Я бываю …(перемена).

Спасибо за работу на уроке.

Поделиться