Методика преподавания основ православной культуры. Методика преподавания основ православной культуры в курсе начальной школы. III. Послеконвенционный моральный уровень

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению методики преподавания основ православной культуры в начальных классах 5
1.1 Основы православной культуры как общеобразовательный предмет 5
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 9
Глава 2. Особенности методики преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 16
2.1 Анализ УМК по предмету «Основы православной культуры» 16
2.2 Методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Введение

Актуальность исследования курсовой работы определяется тем, что в настоящее время высшие и средние образовательные учреждения переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости институтов семьи осложняют пути личностного самоопределения ребенка. Особенно остро встает вопрос нравственного воспитания российских школьников. Воспитание национальной идентичности школьников, формирование у них нравственных ориентиров жизненного выбора невозможно без знания культуры своей страны. Решение данных задач многие исследователи связывают с обращением школьного образования к историческим истокам российского образования – православной культуре.
Изучение православной культуры в светской школе связано со стремлением помочь ребенку понять общенациональные идеалы и уважать культурные традиции разных конфессиональных и этнических групп. Осваивая ценности своей этнической культуры, учащиеся приобщаются ко всей российской культуре.
Дети младшего школьного возраста имеют свои психолого-педагогические особенности, без учета которых невозможно обучение их основам православной культуры. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении.
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Изучением особенностей преподавания предмета «Основы православной культуры» в школе занимались такие исследователи, как Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян, М.С. Уваров, о. Павел Флоренский и мн.др. Однако до настоящего времени отсутствуют конкретные методики преподавания основ православной культуры в начальных классах, что связано с неопределенностью статуса данного общеобразовательного предмета в системе российского образования.
Объект исследования курсовой работы– православная культура в содержании начального школьного образования.
Предмет исследования курсовой работы – методика преподавания основ православной культуры в начальных классах.
Цель исследования – разработка методических принципов преподавания основ православной культуры в начальных классах.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть «Основы православной культуры» как общеобразовательный предмет;
2. выделить психолого-педагогические особенности младших школь-ников;
3. проанализировать УМК по предмету «Основы православной культуры»;
4. разработать методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Элек-тронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 декабря.

Электронные ресурсы:
3. Всем епархиальным преосвященным. Патриарх Московский и всея Руси Алексий [Электронный ресурс] // http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm.
4. Журавский А.В. Выступление на международном семинаре «Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий» 22-23 февраля 2006 года [Электронный ресурс] // www.minregion.ru.
5. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru:12550/db/text/358393.html.
6. Озмитель Е.Е. Православная культура и научные подходы к ее изучению [Электронный ресурс] // www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com.
7. Основы религиозных культур и светской этики. Об учебном курсе [Электронный ресурс] // http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402.
8. «Письмо десяти академиков» [Электронный ресурс] // http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html.
9. Резолюция BPHC «О преподавании Основ православной культуры в школе» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/209473.html.
10. Шестун Г., игумен. Православная культура – культура Право-славной цивилизации [Электронный ресурс] // www.fondiv.ru/articles/1/164.

Научная литература:
11. Балицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
12. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
13. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М.: Олма-Пресс, 2000.
14. Большой толковый словарь русского языка – СПб.: Норинг, 1998. – 1536 с.
15. Бородина А.В. История религиозной культуры: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Изд. 5-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 64 с.
16. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие. – М., 2002. – 128 с.
17. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
19. Корольков А.А. Русская школа и стратегия духовного просвещения // Педагогика. – 2003. – №5.
20. Кураев А., диакон. Культурология православия: готова ли школа к новому предмету? – М.: Грифон, 2007. – 272 с.
21. Кураев А.В., протодиакон. Основы православной культуры. 4-5 классы: уч. пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
22. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: уч. пособие. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
23. Марсадолова Т.Л. Изучение православной культуры в светской школе: культурологический подход: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011.
24. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
25. Новикова Н.В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – , 2011. – 182 с.
26. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия. – Т. 1. – 1998. – 670 с.
28. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способ-ностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – : Деловая книга, 2001. – 141 с.
29. Уваров М.С. Богословие и современное гуманитарное образование // Вестник Российского философского общества. – 2003. – №1.
30. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
31. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. – М.: Просвещение, 2002. – 336 с.
32. Шевченко Л.Л. Православная культура: уч. пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009. – 128 с.
33. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.
34. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е.М. Борисовой. – : НПО «МОДЭК», 1998. – 303 с.

Общий объем: 31

Год: 2016

Коблова Ольга Федоровна, учитель начальных классов МБОУ "Горельская СОШ"
Назначение:данный материал был представлен на ШМО по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Изучение истории и культуры религии в форме отдельного учебного предмета, курса имеет свои преимущества , связанные, прежде всего, с системностью изложения материала и возможностью решения конкретных образовательных и воспитательных задач. Этот курс помогает увидеть проблемы с разных точек зрения и в разном толковании - с позиций светских и религиозных, а также наглядно убедиться в том, что даже при разных взглядах люди могут найти основы для открытого диалога и объединения. Он шаг за шагом формирует общество, в котором культурные различия только усиливают процесс консолидации вокруг общечеловеческих ценностей.
Но цель преподавания состоит не в том, чтобы ребенок усвоил определенные ЗУН, как в преподавании других учебных предметов, а получил представление о традиционной культуре своего и других народов и научился уважать ее. Здесь цель более воспитательная, нежели дидактическая.
Вместе с тем, на этом пути возникают определенные риски :
Риски, связанные с опасностью перегрузки учащихся информацией . Вводя в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы новую область знаний, следует помнить предостережение о том, что при перегрузке учащихся информацией у них блокируется эмоциональная сфера. Т.е. здесь остро встает вопрос межпредметных связей. Кроме того, религиозные, религиоведческие знания – это информация особого рода, требующая изначально формирования у учащихся положительного отношения. Что же имеется в этом плане в настоящее время? Перегруженностью страдают почти все действующие учебники. Многие учебники по религиозной культуре явно не соответствуют возрастным возможностям школьников.
Содержание курсов религиозной культуры зачастую слабо интегрировано с содержанием основных учебных предметов , существует как бы «само по себе». Помимо опасности перегрузки учащихся информацией, о чем говорилось выше, это может оказать негативное влияние на единство учебно-воспитательного процесса в школе в целом. Преподавание курсов по истории различных религий учителями-предметниками несет риск неконтролируемых духовно-нравственных воздействий на учащихся .
При апробации складывающейся системы организации учебной деятельности по комплексному учебному курсу ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») можно опираться не только на содержание учебника А. Кураева «Основы православной культуры», но и имеющиеся на сайтах /
Сайт «Церковная школа»
Сайт «Православное дело»
Православный образовательный портал «Слово»
Детский портал «Солнышко»
Школа Радости
Форум о. Андрея Кураева. Раздел «Воскресная школа»
Сайт «Светоч» (Основы Православной веры в презентациях)
Портал «Начальная школа – детям, учителям, родителям»
Сайт журнала «Начальная школа»
Сайт "Кукольный театр в воскресной школе "
/ОПКиСЭ тематические презентации, опыт работы учителей-новаторов, содержание рабочих тетрадей на печатной основе, но, в большей степени, на имеющийся у обучающихся минимальный культурологический, этический, исторический и морально-нравственный опыт.
Затруднения в реализации комплексного учебного курса ОРКиСЭ испытывают не только учителя, но и обучающиеся.
Методологические противоречия прояснились только после многоэтапного анализа содержания учебника А. Кураева «Основы православной культуры» и результатов наблюдения за поведением и восприятием содержания дисциплины (учебника) обучающимися 4 - 5 класса.
Условно методологические противоречия можно представить в двух аспектах: 1. социальном; 2. этическом.
Социальные противоречия обусловлены столкновением двух процессов формирования религиоведческих представлений: обывательский (опыт семьи) способ воцерквления и светский способ восприятия религии как культурного факта русской истории. Успевшие сложиться семейные ценности, религиозные ценности, обывательское восприятие религиозных явлений и фактов создаёт методологические «помехи» в восприятии содержания культурологического курса «Основы православной культуры». Содержательный, стилистический, религиозно-языческий хаос представлений у обучающихся, сформированный социумом, родителями, семьёй осложняет логику восприятия и принятия существующих в православной культуре культурологических традиций, явлений и фактов.
Этическое противоречие , на мой взгляд, создано автором учебника и его гражданской (профессиональной) позицией: учебник «Основы православной культуры» создан воцерквлённым человеком, священником, который воспринимает всех читающих данное учебное пособие как сложившихся православных. У людей, у которых ещё не сложилось устойчивое восприятие Веры, далёких от религиозного восприятия жизни, это вызывает недоумение и настораживает определённой, стилистически и профессионально оправданной позицией А. Кураева, категоричностью и однозначностью примеров и выводов.
Поскольку комплексный учебный курс ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») носит безотметочный, но оценочный характер, для обучающихся и их родителей важнее будет самооценка результатов деятельности на уроке и уровень выполнения итоговых творческих (проектных) работ. Предметные результаты освоения комплексного учебного курса ОРКиСЭ носят отсроченный характер, при котором качественные результаты переходят в количественные по истечению определенного промежутка времени.
Поэтому промежуточным результатом учебной деятельности во многих школах стали урочные «листы рефлексии» :
Тема урока сегодня: (иногда тема заранее формулируется учителем, если представляет собой комплексную проблему), (чаще тема формулируется обучающимися самостоятельно после решения проблемной ситуации, или участия в проблемной беседе);
Я на уроке для того, чтобы… (самостоятельное определение индивидуальной цели присутствия на уроке);
Основные понятия темы сегодня (чаще предлагаются учителем списком, из которого обучающиеся выбирают наиболее ценностные для себя);
Ключевые образы темы (список образов даётся учителем, или выделяется после самостоятельного знакомства с текстом учебника, анализируемым на уроке);
Мне было интересно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
Мне было сложно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
Урок помог мне (самостоятельное формулирование обучающимся итога или результата урока с опорой на самостоятельно сформулированную цель присутствия на уроке) …
Это поддерживает познавательный интерес обучающихся, активно их включает в образовательный процесс урока, формирует системную потребность в самооценке и взаимной объективной оценки результатов интеллектуальной деятельности на уроке. В начале каждого урока: после вводной проблемной беседы, разрешения проблемной ситуации, проблемной жеребьёвки, просмотра мультфильма, видеозаписи или прослушивания аудиозаписи обучающимся вместе с учебниками предлагаются «листы рефлексии», где заполняется тема и цель урока. Остальное содержание листа – основное (понятия и образы) заполняется в процессе анализа основного содержания урока, учебника или творческой работы. Последние категории (пункты) листа заполняются при подведении итогов урока, выражении личностного отношения к проблеме урока, теме урока, собственной деятельности и результатам этой интеллектуальной деятельности на уроке.
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Нарисуйте, как вы представляете себе ковчег Ноя»; «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении.
Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
Сейчас почти все УМК по ОРКСЭ укомплектованы рабочими тетрадями /…../ на печатной основе, их также можно рассматривать как ресурс для домашних заданий.
Идеи для домашних заданий учитель может найти в методических рекомендациях к УМК по ОРКСЭ (например, издательств «Просвещение» и «Дрофа», даже если на уроках используются другие учебники). Бывает, что сами ученики подсказывают темы и формы домашних заданий, проявляя на уроке интерес к какому-то вопросу или виду деятельности.
Особый вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Предполагается, что каждый ученик в течение года выполнит одно из подобных заданий, предлагаемых учебниками и поурочным планированием (в существующих на сегодняшний день УМК эти задания также даны с избытком, и учитель вместе с учениками имеет возможность выбирать и формировать из перечисленного собственный список). Учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, задание может объединять и одноклассников, изучающих разные модули, к выполнению такого типа заданий могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников. Систему домашних заданий, особенно долгосрочных, желательно в общих чертах разработать еще на этапе подготовки к ведению курса, знакомства самого учителя с модулем, который он будет преподавать, и УМК, по которому он будет работать. В процессе эта система, конечно же, будет корректироваться. Учитель должен заранее продумать, что именно из материала следует предложить детям для заучивания, пересказа, ознакомления, рассуждения, творческой работы и т.д., какие формы и способы проверки результатов выполнения домашнего задания будут использованы на следующем уроке.
Перед человечеством всегда вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертиии, о предназначении человека. После десятилетий господства официального атеизма и гоняний на церковь и верующих в нашей стране религия и религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России. На историко-религиозной тематике основаны классические страницы мировой и отечественной культуры. Без их знаний культурно - образовательный багаж человека становится ущербным. Для верующего человека религия даёт критерии добра и зла, определяет мировоззрение, формирует целостный взгляд на мир. Этот взгляд включает понимание истоков и смысла существования всего мира и каждого человека. Религия формирует убеждения многих людей, их взгляды на самих себя, своё место в мире, отношение к происходящему. Вот почему этот курс необходим в школе.

Литература
1. А.И. Половинкин Азбука Православия: Учеб.пособие/ ВолГТУ, Волгоград, 2002.
2. В.Н. Тростников Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3 – Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с.
3. Изучение православной культуры (из опыта школ Курской области): нормативно-педагогические документы, программа курса, тематическое планирование занятий. – М: Школьная Пресса, 2008. – 80с.
4. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

МБОУ ООШ № 5

ДОКЛАД

«Формы и методы обучения на уроках ОПК»

Выполнила учитель ОПК

МБОУ ООШ № 5

Афонина М.М.

г. Новошахтинск

2015 г.

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства РФ от 11 августа 2009 г.

Курс основы религиозных культур и светской этики является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс ОРКСЭ предполагает следующие модули ОПК, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.

Курс ОПК предполагает следующе результаты:

1уровень - приобретение школьниками социальных знаний;

2 уровень - получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

3 уровень - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Выбор методов обучения происходит с учетом возможностей обучающихся, их возрастных особенностей, материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Специфика средств обучения ОПК заключается в том, что происходит обращение к библейским текстам, работа с иконой, с иллюстрациями. Методика включения в контекст урока видео и аудио-материалов, применение ИКТ.

Подробнее о методах, применяемых на уроках ОПК.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические;

Аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные,

Репродуктивные, проблемно-поисковые;

Методы самостоятельной работы.

Методы стимулирования и мотивации:

Методы стимулирования интереса к учению, игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных ситуаций;

Методы стимулирования долга и ответственности.

Методы контроля и самоконтроля .

Методы самостоятельной познавательной деятельности.

Методы проведения урока.

Метод моральных дилемм и дискуссий заставляет учащихся сделать выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов).

Таким образом, формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ могут быть следующими:

различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);

учебные и социальные проекты;

уроки-экскурсии;

эвристические беседы;

деловые и ролевые игры;

практикумы;

различные викторины и другие конкурсные события;

творческие мастерские,

видео-уроки.

Виды, приемы, методики, техники.

  • Дидактические игры;
  • Действия по инструкции;
  • Выработка коллективных решений;
  • Доказательства и аргументация точек зрения;
  • Анализ ситуаций;
  • Решение конфликтных ситуаций;
  • Работа с иллюстративным материалом;
  • Практические работы;
  • Разработка проектов;
  • Создание текстов;
  • Тематические дискуссии;
  • Пресс-конференции;
  • Работа с притчами.

Сквозная деятельность:

1.Составление словаря терминов;

2.Создание галереи образов;


Подписи к слайдам:

Формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства РФ о т 11 августа 2009 г.

Курс основы религиозных культур и светской этики Является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс ОРКСЭ Модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики

Предполагаемые результаты (на основе ФГОС) Приобретение школьниками социальных знаний (1уровень); Получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2 уровень); Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень)

Методы обучения Методы организации учебно-познавательной деятельности: -словесные, наглядные, практические; -аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные, -репродуктивные, проблемно-поисковые; -методы самостоятельной работы. Методы стимулирования и мотивации: -методы стимулирования интереса к учению, игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных ситуаций; -методы стимулирования долга и ответственности. Методы контроля и самоконтроля. Методы самостоятельной познавательной деятельности.

Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Методы обучения

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Методы обучения

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Методы обучения

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов) Методы обучения

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ различные виды дискуссий (дебаты, диспуты); учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; эвристические беседы; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские.

Виды, приемы, методики, техники Дидактические игры; Действия по инструкции; Выработка коллективных решений; Доказательства и аргументация точек зрения; Анализ ситуаций; Решение конфликтных ситуаций; Работа с иллюстративным материалом; Практические работы; Разработка проектов; Создание текстов; Тематические дискуссии; Пресс-конференции; Работа с притчами.

Сквозная деятельность Составление словаря терминов; Создание галереи образов; Разработка макета собственной книги

Спасибо за внимание!


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры

Предмет «Основы православной культуры» изучает культуру православной традиции, поэтому преподавание ОПК тесно связано с изучением содержания православной вероучительной традиции, которое представлено в богословии. Специфика содержания предмета ОПК выражена в его культурных проявлениях и этических ориентирах, изучаемых на материале христианской традиции.

Ведущими методическими принципами преподавания ОПК являются как общие принципы дидактики, раскрываемые применительно к этому предмету, так и особенные дидактические принципы, свойственные только этому предмету.

Общие принципы дидактики: научности, системности, культуросообразности, природосообразности, последовательности изложения, -не могут быть нарушены или игнорируемы в преподавании основ православной культуры.

Принцип научности в методике преподавания ОПК означает соответствие изучаемого материала тому корпусу научных знаний, который сложился в христианском богословии. Нарушением принципа научности будет искажение материала, желание упростить восприятие школьников, например, использование икон современных авторов, на которых русские святые могут быть изображены на фоне зимнего пейзажа. Согласно сложившейся иконографической традиции независимо от того, когда происходили события, на всех иконах всегда лето и светлое время суток.

Принцип системности означает соответствие преподаваемого материала целям, задачам и методам изучения предмета. В этом отношении даже небольшой по объему учебный материал может и должен быть системно структурирован. В качестве примера системного конструирования учебного материала можно привести учебное пособие протодиакона Андрея Кураева, где материал для четвероклассников изложен в системе от учения о Христе к учению о человеке и путях его спасения в православной традиции. Эта логика последовательно раскрывается в параграфах учебника. Сначала идут такие темы, как «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Далее следуют темы «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики». Венчают содержание учебника темы, раскрывающие пути и возможности спасения человека: «Подвиг», «Заповеди блаженств», «Зачем творить добро?», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Христианин в труде».

Принцип культуросообразности проявляется в соответствии текстов, иллюстраций, манеры изложения учебного материала той культурной традиции, о которой он повествует, а также в соответствии той культуре, которая знакома и доступна для постижения учащимся. Применение принципа культуросообразности в методике преподавания ОПК реализуется в гармоничном сочетании культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции.

Принцип природосообразности реализуется в соответствии учебного материала и методов его изложения особенностям детской физиологии и психики. Опытными педагогами замечено, что материал религиозной традиции и культуры усваивается в детстве в прямой зависимости от специфики мышления ребенка, возрастных особенностей, особенностей интеллектуального развития. Дошкольникам интересны человеческие качества библейских персонажей. Для младших школьников актуальны образцы правильного поведения, для младших подростков -- ситуации морального выбора, а для старших подростков -- образы дружбы и любви.

Принцип последовательности изложения материала предполагает не только постепенное логическое раскрытие всех изучаемых тем, но и выявление межпредметных связей в содержании образования. Наличие содержательного ядра в каждом предмете определяет возможность построения межпредметных связей. Так, например, история России XVII в. предполагает знакомство с церковной реформой 1650--1660 гг., а нравственные искания героев произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского становятся понятными только в контексте христианских ценностей.

Особенные принципы преподавания православной культуры

Особенными дидактическими принципами преподавания основ православной культуры назовем являются принципы христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.

Принцип христоцентричности в методике преподавания ОПК состоит в том, что центром изучения культуры Православия является факт Боговоплощения, а также предшествующие и последующие за ним события и их отражение в культуре.

Принцип иерархичности заключается в строгой иерархии целей и смыслов изучения материала религиозной культуры. Явления и понятия, выносимые для изучения в предмете ОПК, не являются равнозначными и рядоположенными. Для адекватного их изучения необходимым методическим условием является передача иерархической соподчиненности изучаемых тем.

Принцип другодоминантности в преподавании ОПК реализуется в знакомстве учащихся с позицией Другого (им может быть Бог или другой человек). Выход за рамки своего наличного состояния, своих переживаний и желаний, что предполагает использование принципа другодоминантности, предоставляет учащимся иной механизм постижения в том числе и самого себя.

Принцип антиномичности заключается в изучении единства двух взаимно противоположных суждений. Христианская культура и богословие на много веков раньше современной науки выявили необходимость антиномичного подхода к описанию ведущих своих положений. Бог и Его творение находятся в нераздельном и неслиянном единении. Христос -- это Бог и человек одновременно.

Принцип незавершимости реализуется в методике преподавания ОПК признанием конечной непостижимости изучаемых явлений. Именно в этом предмете остается место для тайны, что позволяет формироваться сакральному отношению (от лат. sacrum «священный») к определенным явлениям в человеческой жизни и культуре.

НОУ «Православная гимназия имени протоиерея

(Аксо) Алексия Колиева».

Доклад

«Методика преподавания ОПК в начальной школе»

Докладчик: учитель ОПК

Торчинова Л.Г.

Структура доклада:

1.Введение.

3. Из опыта преподавания ОПК в ЧОУ «Православная гимназия имени протоиерея (Аксо) Алексия Колиева».

4.Заключение.

1 . Введение.

По предложению лидеров традиционных религий Президентом России в 2009 г. было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 г.

В своем выступлении на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по этому поводу сказал: «Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Впервые после печально знаменитого декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность».

Приобщение учащихся к духовно – нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как необъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанным Российской Федерацией нормами и положениями международного права.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область «Основы духовно – нравственной культуры народов России», частью которой является ОПК.

Актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной социально – педагогической потребностью в изучении истории традиционной для России православной культуры, на протяжении веков формировавшей ее мышление, язык и культуру.

Указанный курс призван, наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана, выполнить историко – культурологические и духовно – нравственные пробелы современного образования, объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого. Как мы стали. Почему наша культура ценится во всем мире и почему напитавшая ее наша вера именуется православной.

«Основы православной культуры».

Содержание предметной области «Основы православной культуры» в начальной школе носит ознакомительный характер и направлено на то, чтобы познакомить детей с основными сведениями из истории христианской культуры, миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, к людям, к семье, вера, надежда, милосердие, кротость, терпение) и их отражением в памятниках православного искусства (икона, храм, письменность).

А. Историко – культурное содержание Библии.

Б. Основы православной этической культуры («Благочестивая семья»).

В. Православие в истории искусств, литературы и письменности.

Г. Региональный компонент.

А. Историко – культурное содержание Библии.

Библия – священная книга христианства. Основные смысловые линии Ветхого и Нового Завета. Бог – Творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека. Человек и окружающий мир(люди, животный мир, мир видимый и невидимый). Первые люди: Адам и Ева. Грех. Первые объединения людей: род, семья. Правила жизни, данные Богом людям – Десять заповедей. Рождество Пресвятой Богородицы. Земная жизнь Иисуса Христа. Евангельские притчи. Заповеди блаженства. Воскресение Христово. Сошествие Святого Духа. Праздник Святой Троицы. Апостолы Христовы.

Б. Основы православной этической культуры («Благочестивая семья»).

Правила доброго поведения человека. Добро и зло в наших поступках. Взаимоотношения человека и Бога. Православная семья. Дети и родители. Обязанности по отношению к родителям, старшим и младшим братьям и сестрам. Христианский образ жизни. Отношения между сверстниками. Правила поведения в храме. Молитва. Православные праздники.

В. Православие в истории искусств, литературы и письменности.

Храм. Его духовное и культурное значение. Богослужение. Религиозная живопись. Иконография праздника Пасхи. Церковно – славянский язык. Роль Православия в становлении и развитии древнерусской литературы. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян. Жития святых. Памятники древнерусской книжности.

Г. Региональный компонент.

Христианство в Осетии. Храмы. Христианские святыни. Святые Осетии. Паломнические поездки по республике. Написание проектных работ, докладов о святынях Осетии. Встречи и беседы со священниками. Организация и проведение различных культурных мероприятий. Участие в литургической жизни.

3. Из опыта преподавания ОПК

в православной гимназии имени протоиерея

Аксо (Алексия) Колиева.

Тема моего доклада - «Методика преподавания ОПК в начальной школе». Мне хотелось бы, осветить его, используя тот опыт, который приобретен мной в процессе преподавания этого предмета в православной гимназии. Но прежде чем я непосредственно перейду к методике, небольшая

историческая справка.

Важно отметить, что само просвещение на Северном Кавказе было обусловлено влиянием православия на все сферы жизни народа.

Процесс школьного образования на Северном Кавказе и Осетии стал возможным лишь после присоединения их к России. Но это влияние на горцев началось давно и шло разными путями. Первыми распространителями элементарной грамотности среди них были русские священники, бежавшие из плена крымских татар к народам Северного Кавказа еще в XVII – XVIII веках. Они становились учителями горских знати в горской знати в русских крепостях - гарнизонах.

В начале XVIII века такую работу проводили здесь и переводчики при военных гарнизонах на Северном Кавказе.

Таким образом, если 20 - 30-е годы XVIII века были временем зарождения очагов просвещения, началом, будем говорить, первого этапа развития просвещения горцев Северного Кавказа, когда правительство создавало здесь аманатские группы и школы военных воспитанников, а также гарнизонные школы. Следующим этапом следует считать просветительско – миссионерскую деятельность осетинской духовной комиссии, учрежденной правительством в 1744 году и преобразованной в 1860 году в Общество восстановления православного христианства на Кавказе, активными членами которых были просветители первого поколения, так называемые «пионеры горского просветительства» И. Ялгузидзе, А. Колиев, Ш. Двалишвили и другие.

Что касается фигуры Аксо Колиева, чье имя носит наша гимназия, то можно сказать, что, будучи церковнослужителем А. Колиев стал зачинателем женского образования в Осетии. Своей разносторонней и плодотворной деятельностью он способствовал получению горянками начального, а затем и повышенного образования в учебных заведениях Кавказа и России. Обидным остается тот факт, что долгое время научно – просветительская и педагогическая деятельность А. Колиева незаслуженно находилась в забвении. Она фактически до сих пор никем не изучена.

Одним из прогрессивных последствий присоединения Северного Кавказа к России было зарождение в ряде кавказских регионов очагов просвещения. Так, в 1764 году, правительством России по инициативе Осетинской духовной комиссии в Моздоке была открыта первая на Северном Кавказе духовная школа для горских детей; в 1836 году во Владикавказе начало функционировать духовное училище. Само по себе открытие этих школ явилось знаменательным событием для Северной Осетии.

Это был небольшой экскурс в историю просвещения Осетии.

А теперь непосредственно о нашем учебном заведении.

1) Негосударственное образовательное учреждение «Православная гимназия имени Аксо (Алексия) Колиева» создано в результате преобразования негосударственного образовательного учреждения начальной образовательной школы «Покров», которая была открыта по благословению архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана в 2006 году.

С первых дней существования школы, предмет «Основы православной культуры» является обязательным. Преподается по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры» культурологического религиозно – познавательного школьного образования, предназначенной для светских государственных и муниципальных школ, лицеев, гимназий, а так же в конфессионально – ориентированных (православных) гимназиях, воскресных школах.

Скрупулезно разработанный материал, содержащийся в учебно – методических пособиях по названной программе, позволяет успешно справляться с обучением младших школьников. В начальной школе – в виде отдельного учебного курса « Основы православной культуры», с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1-4 классах в образовательной области «Человек и окружающий мир», с учетом регионального компонента образования.

Первый год обучения представляет курс «Мы и наша культура» для 1 класса. Задачи курса:

1) дать первоклассникам общее представление о культуре, особенностях культуры России, о православии;

2) сформировать первоначальные понятия о православной вере, о народе;

3) формировать представление о культурном единстве России и российского народа и важности сохранения культурно – национального единства;

4) формировать представление о культуре, как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ;

5) формировать мотивацию к учению вообще и к получению знаний в области культуры и истории.

6) формировать ценностные установки на нравственное, красивое, традиционное в отечественной культуре.

Следует отметить, что работа с первым классом очень сложна. Информация должна быть небольшой, т.к. дети в этом возрасте еще не умеют сосредоточиваться более чем на 5 минут. Поэтому целесообразность сочетать рассказ с разукрашиванием раскрасок подобранных к изучаемой теме (к сожалению, к программе А.В. Бородиной для 1 класса они не прилагаются), поэтому их можно найти у других авторов, просмотром мультипликационных фильмов (сейчас их можно найти на православных сайтах).

Помимо учебного комплекта А.В. Бородиной в своей работе с первоклассниками я использую учебно – методический комплект «Основы православной культуры и этики» 1-й год обучения под редакцией Л.Н. Малютенко. Комплект под редакцией О.К. Харитонова, материалы для школьных уроков «Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности» под редакцией священника Сергия Коротких. И др.

Второй год работы представлен в виде курса «Мир вокруг и внутри нас». Нужно отметить, что что методический комплект А.В. Бородиной для 2 класса является самым красочным и интересным для детей. К этому комплекту прилагается рабочая тетрадь с различными заданиями, раскрасками и крестословицами (кроссвордами). Учащиеся с большим интересом и желанием занимаются по ним.

Конечно же, преподавание ОПК в конфессионально ориентированной школе (гимназии) отличается от преподавания в обычной школе тем, что у нас ОПК является органической частью воспитательной системы данного образовательного учреждения.

Освоение православного компонента в урочной деятельности происходит тремя путями:

    через интеграцию основ православной культуры в содержание общеобразовательных предметов дополнительного образования.

    Через введение в учебный план гимназии специальных предметов православного духовно – нравственного содержания, регионального и гимназического компонента.

    Через предметы дополнительного образования, преподаваемые во второй половине дня. В качестве предметов дополнительного образования, имеющих духовно – нравственное содержание, в гимназии преподаются следующие дисциплины: хоровое церковное пение, хореография, дизайн, «Жития святых», шашки, фехтование, актерское мастерство.

2) Участие в литургической и молитвенной жизни Церкви.

Каждый учебный год начинается молебном на начало учебного года.

В жизни гимназии предусмотрены совместные посещения богослужений, совершаемых в кафедральном соборе во имя св. великомученика Георгия Победоносца, на территории которого расположена Гимназия.

Гимназисты совместно посещают богослужения на Двунадесятые и Великие праздники. Во время участия в Божественной литургии учащиеся исповедуются у священников собора и причащаются святых Христовых Тайн.

Каждый учебный день в Гимназии начинается молитвой перед учением. Трапеза в Гимназии так же начинается и оканчивается молитвой.

Каждый понедельник проводится молебен на начало учебного года.

3) Проектная деятельность учащихся.

В гимназии действует проектно – исследовательское общество «Кладезь»

(руководитель - Калоева З.Э.) Участие в ученических проектах дает возможность каждому гимназисту раскрыть творческий потенциал, приобрести навыки самоорганизации и исследовательской деятельности, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно – исследовательских работ.

4) Общегимназические праздники.

В Гимназии сложились такие формы празднования значимых событий и дат, как праздничный концерт, спектакль, литературно – музыкальные композиции с элементами театрализации, «народные гуляния».

Важным этапом в воспитательной работе является не только само проведение мероприятия, но и подготовка, в которой принимают участие педагоги, учащиеся и их родители.

В гимназии вошло в традицию широко отмечать праздники:

    Светлое Христово Воскресение.

    Рождество Христово.

    праздник Покрова Божией Матери.

    Посвящение в гимназисты.

    Масленица.

    День Победы.

    День Защитника Отечества.

    День славянской культуры и письменности и т.д.

5) Классные мероприятия.

Классные мероприятия имеют множество разновидностей. Наиболее традиционными являются «Уроки Добра». Они могут иметь разную информационно - содержательную наполняемость и форму проведения: беседы на заданную тему согласно плану воспитательной работы, чтение и обсуждение литературы духовно – нравственного содержания, видеолекции или видеополомничества, решение организационных вопросов и т.д.

6) Внеурочная деятельность игрового и спортивно – оздоровительного характера.

Игра является эффективной и легкоусвояемой формой воспитательной работы. Увлекательность и соответствие психологическим потребностям детского возраста способствуют ее самому широкому применению как в качестве элементов масштабных общегимназических мероприятий: «Рождественская елка», «Масленичные гуляния», так и в качестве самостоятельного игрового мероприятия: интеллектуальные игры – турниры; состязательные игры.

Оздоровительная работа в Гимназии осуществляется на уроках физического воспитания, спортивных секциях, на уроках проводятся физминутки, в 1-х классах организованы динамические паузы. Учебные кабинеты на переменах проветриваются, ежедневно проводятся кварцевание, влажная уборка.

В гимназии регулярно проводятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья учащихся: Дни Здоровья, праздники спорта, «Веселые старты» и т.д.

7) Паломнические поездки и экскурсии.

Малые паломничества по храмам и монастырям Осетии вызывают живой интерес у учащихся Гимназии. Они призваны расширить представления гимназистов о православии на Осетинской земле, и имеют высокий воспитательный потенциал.

В перспективе планируется развивать паломническую деятельность, совершать дальние паломничества по святым местам России.

Кроме того, в гимназии устраиваются экскурсии общекультурного плана, например, по музеям и выставочным залам республики, историко – культурным местам, просветительские поездки по местам боевой славы Осетии.

8) Участие в конкурсах.

Учащиеся Гимназии принимают участие в общероссийских, республиканских и гимназических конкурсах, олимпиадах по различным предметам.

Особое значение имеет участие конкурсных мероприятиях, имеющих в своей основе духовно – нравственное содержание, например: Всероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры.

9) Встречи с интересными людьми.

Важная форма учебно – воспитательной работы, которая характеризуется привлечением в стены Гимназии учебно – воспитательного ресурса извне. Это могут быть люди интересных профессий и занятий (например, члены поисковых групп) священнослужители, представители творческой интеллигенции, ветераны, ученые, сотрудники МЧС и МВД, медицинские работники, просто увлеченные люди. Их посещения часто предваряются просмотром и обсуждением тематических фильмов.

10) Трудовая деятельность.

Воспитание у гимназистов трудовых навыков, умения обслуживать себя и заботиться о ближних. В Гимназии существуют следующие формы трудового воспитания: уроки технологии, поддержание в чистоте классных комнат, дежурство по гимназии и трапезной, проведение субботников, трудовые десанты за чистоту Гимназии.

Кроме того, учащиеся Гимназии изготовляют своими руками подарки гостям Гимназии, родителям и членам семьи к различным праздникам и ярмаркам.

В Гимназии имеется ауди- и видеотека, являющиеся значительным подспорьем для преподавания многих гуманитарных дисциплин. Устраиваются внеурочные тематические видеопоказы с последующим обсуждением.

12) Общешкольные линейки.

Общешкольные линейки имеют важный организационно – воспитательный потенциал. Линейки проводятся в Гимназии еженедельно. На них оглашаются важнейшие события прошедшей и предстоящей недели.

Традиционной стала форма торжественных линеек, посвященных праздничным и памятным датам, началу о окончанию учебного года.

13) Благотворительная деятельность.

Посещение с концертными программами детских домов, госпиталя, детского реабилитационного центра. Вручение подарков, сделанных своими руками.

Сбор благотворительной помощи, в том числе игрушек и детской одежды для малоимущих.

Заключение

В курсе ОПК крайне важна воспитательная составляющая на основе тех знаний, которые ребенок получает в школе, и воспитать человека невозможно, если лишить его свободы. Условие нормального воспитания – свобода и ответственность. «Свобода без ответственности – это распущенность, а ответственность без свободы – рабство. Поэтому мы должны научить ребенка делать свободный выбор, помня о собственной ответственности».

Епископ Зарайский Меркурий.

Поделиться