Можно ли произнести или услышать фонему. Год Словесности в НГШ. Научные споры. Функции словесного ударения

В процессе изучения лингвистики рано или поздно приходится сталкиваться с такими понятиями, как «фонема», «звук», «буква». Чем же они отличаются и что общего имеют? Давайте разберемся в этом, а также подробнее рассмотрим такое понятие фонологии (наука, изучающая звуковой строй в языке), как «фонема».

Что такое «фонема»

Данное понятие пришло в русский и украинский языки из древнегреческого и дословно переводится как «звук». Несмотря на подобное исконное значение, звуки и фонемы - далеко не синонимы, но об этом чуть позже. А для начала стоит разобраться, что такое «фонема».

Этим понятием обозначают минимальную единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию. Сразу необходимо уточнить, что фонема самостоятельно не обладает ни лексическим, ни грамматическим значением.

Интересная особенность: понятие фонемы есть во всех языках мира без исключения. Даже в языке глухонемых, правда в нем она носит название «хирема», но имеет те же свойства и выполняет аналогичные функции.

Звук и фонема: в чем отличия между этими понятиями

Хотя эти слова очень близки по своему значению - это не одно и то же. Поскольку звуком (в данном случае имеется в виду его речевой вид) называют минимальное акустическое колебание упругой среды, которое производится речевым аппаратом человека для языкового общения с себе подобными.

В то же время фонема (в качестве абстрактной языковой единицы) соотносится с речевым звуком как конкретной единицей, в которой она материально реализуется.

В качестве примера (который поможет наглядно проиллюстрировать, чем отличается «звук» и «фонема») можно привести существительное «кот». В нем буква «о» стоит под ударением и поэтому соответствует звуку [о]. При этом в однокоренном слове «котяра» та же буква, в том же месте передается с помощью другого звука - [а], поскольку стоит не под ударением. Получается, что в данном примере одна и та же буква, но в разных ситуациях обозначается при помощи различных звуков. Вот эта совокупность различных возможных вариантов звуков одной и той же буквы и есть фонема.

Иными словами, рассматривая вопрос о том, что такое фонема и в чем ее отличие от звука, стоит усвоить главное: фонема - это ряд из нескольких звуков, способных чередоваться между собою.

Звук, буква и фонема

Разобравшись с тем, что такое фонема и чем она отличается от звука, стоит рассмотреть оба данных понятия относительно отдельного символа алфавита, а именно - буквы.

Несмотря на то, что каждый из этих трех терминов лингвистики имеет отдельное значение, на практике они иллюстрируют одно и тоже общее понятие, но слегка с разных сторон. Главная цель каждого из них - помогать при коммуникации.

Что качается эволюции этих понятий, то сначала возник речевой звук, который помогал первым людям общаться между собой и организовывать свою жизнь. Когда звуки организовались в слова, предложения, а позже помогли сформировать целый язык (и далеко не один), появилась необходимость записывать все это, дабы иметь возможность передавать накопленные знания другим людям, в том числе и потомкам. Так появились буквы как графическая реализация речевых звуков. А с возникновением науки лингвистики ученые постепенно выделили понятие фонемы и, кстати, сравнительно недавно - в XIX в.

Разновидности фонем

Все виды фонем разделяются по различным принципам.

Отличительные черты (признаки) фонем

Несмотря на то, что эта лингвистическая единица является минимальной в своем роде и не может быть более разделена, она имеет ряд признаков, неспособных существовать вне ее. Они не являются равнозначными между собой и делятся на две большие категории: дифференциальные (различительные) и интегральные.

  1. Принцип дифференциальности основан на наличии парных противоположных признаков у фонемы: звонкость-глухость, твердость-мягкость и т.п. Если изменить хотя бы один дифференциальный признак - фонема изменится. К примеру, если убрать признак звонкости у фонемы [в], она моментально изменится на другую - [ф]. Судить точно, является ли данный признак различительным, можно лишь в том случае, когда у конкретной фонемы есть «антипод», как в предыдущем примере. Если же нельзя выделить фонему-антипод по этому признаку, значит, он не является дифференциальным. К дифференциальным признакам в русском языке относятся: подъем и лабиализованность для гласных; глухость-звонкость, твердость-мягкость, способ образования и его место - для согласных.
  2. Интегральные признаки фонем чаще всего несамостоятельны. Они не являются парными и не нуждаются в противопоставлениях. К интегральным признакам в русском языке относятся: ряд для гласных и шумность/сонорность для согласных.

Какие функции выполняют фонемы

О важности любого лингвистического понятия можно судить по тем функциям, которые оно выполняет, и хотя их немного, они играют одну из ключевых ролей в языке.


Несмотря на то, что понятие «фонема» более расплывчато, нежели звук или буква, оно имеет огромное практическое значение, особенно для славянских языков, поскольку позволяет различать формы слов, учитывая большую (в сравнение с английским) систему родов и падежей. На сегодняшний день фонема еще не достаточно изучена и вызывает много споров, единственное, что не вызывает сомнений, - ее важность для лингвистики.

ФОНЕМА

Основное понятие в фонологии - фонема. Термин «фонема» ввел в языкознание великий русско-польский лингвист, „. потомок французских дворян Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 - 1929), основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка. ФОНЕМА - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное. В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Сколько людей, столько и звуков, напр., [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему. Разумеется, фонемы и буквы алфавита часто не совпадают, но между ними можно провести параллель. Число тех и других строго ограничено, а в некоторых языках почти совпадает. Фонему можно приблизительно описать как букву звуковой азбуки. Если в потоке речи тысяч различных звуков можно выделять различные слова, то только благодаря фонемам. Следовательно, фонема - минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов. В слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами - ударным и двумя безударными. Таким образом, фонема - это абстракция, тип, модель звука, а не сам звук. Поэтому понятия « фонема » и «звук речи» не совпадают. В слове «boy » две фонемы, а не три, так как оно отличается от слов by, be, bee, bar и т.д.

Возможны и такие случаи, когда две фонемы звучат как один звук. Например, в слове «детский» /т/ и / с/ звучат как один звук [ ц ], а в слове «сшить» /с/ и /ш/ звучат как долгое [ ш ]. Каждая фонема - совокупность существенных признаков, которыми она отличается от других фонем. Напр., /т/ глухой в отличие от звонкого/[д/, переднеязычный в отличие от /п/, взрывной в отличие от /с / и т. д.

Признаки, по которым фонема отличается от других, называются ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ (различительными) признаками.

Например, в рус. яз. слово "там" можно произнести с кратким [а ] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится.

Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы. Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе (англ. bit и bee, нем. Вапп и Bahn). В рус. яз. признак назализации не может быть дифференциальным признаком, так как все русские гласные фонемы неносовые.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются ИНТЕГРАЛЬНЫМИ признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х].


Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов. Эти фонетические варианты фонемы называются АЛЛОФОНАМИ.

Иногда используются также термины «оттенок» (русский языковед Лев Щерба) или «дивергент» (Бодуэн де Куртенэ).

СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ фонемы - это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства: сом, сам.

СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ - это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций: сома, сама; нога,нага; рок, рог^рот, род,

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМ - это совпадение различных фонем в одном аллофоне.

Одна и та же фонема может менять свое звучание, но лишь в пределах, не затрагивающих ее различительных признаков. Как бы сильно не отличались друг от друга березы, их не спутать с дубом.

Фонетические варианты фонем носят обязательный характер для всех носителей языка. Если мужчина произносит звук низким голосом и при этом шепелявит, а девочка высоким голосом и этом картавит, то эти звуки не будут фонетическими, обязательными вариантами фонем. Это случайное, индивидуальное, речевое, а не языковое варьирование.

Для выявления фонем того или иного языка необходимо знать, в каких позициях они встречаются. Дистрибуция - распределение фонем по произносительным позициям.

План:

    Фонема как основное понятие функциональной фонетики.

    Фонологические школы: Московская фонологическая школа (МФШ) и Санкт-петербургская фонологическая школа.

  1. Фонема как основное понятие функциональной фонетики.

Изучением звуков человеческой речи с функциональной точки зрения занимается функциональная фонетики, или фонология. Функциональный аспект фонетики был обоснован в 70-ых годах XIX в. Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ. Бодуэн де Куртенэ ввел основное понятие фонологии - понятие фонемы, которую он противопоставлял звуку.

Чтобы понять, что представляет собой фонема, вспомним сначала, что такое звук. Звук - это наименьшая сегментная единица, не обладающая значением.

Сколько звуков в языке? Разнообразие звуков очень велико. Чем это обусловлено?

Это обусловлено:

    речевой ситуацией , в которой оказывается говорящий. Например, спонтанная речь или заранее подготовленное выступление (конкурс чтецов).

    особенностями артикуляции , свойственными каждому человеку. Даже один и тот же человек может по-разному произнести одно и то же слово - медленнее или быстрее, тише или громче, хрипло или звонко. Еще больше может быть разница между звуками, произносимыми разными людьми - женщинами и мужчинами, взрослыми и детьми. Однако мы, как правило, не замечаем различий между звуками речи, а слышим (если обращаем на это внимание) лишь разницу между голосами.

    позицией, которую занимает звук . Например, в русском языке ударный гласный произносится длительнее, чем безударный; согласные п, т, к , находящиеся в абсолютном конце слова, произносятся с очень сильным придыханием, которого нет, если эти согласные находятся перед гласным: ср. суп и пушка , рот и толк , крик и капля .

Подробнее остановимся на этом тезисе.

Обратите внимание на слова, напечатанные ниже. Какие звуки, вы произносите на месте пропуска? Послушайте себя.

по[…]морозить

по[…]делать

в[…]дяной

по[…]поясать

по[…]тянуть

по[…]садить

по[…]зуживать

по[…]жарить

по[…]учит

Во всех случаях мы произносим разные звуки, где-то лучше улавливаем различия, где-то хуже.

по[д ]морозить

в[ʌ ]да

по[д’ ]делать

в[ъ ]дяной

по[т ]поясать

в[ó ]ды

по[т’ ]тянуть

по[ц ]садить

по[д͡ з ]зуживать

по[д͡ ж ]жарить

по[д° ]учит

Чем обусловлено появление разных звуков?

Появление того или иного звука в данном случае обусловлено фонетической позицией , в которую звук попадает: находится ли звук на конце слова или в середине, перед каким-либо звуком или после, под ударением или без ударения и т.д.

Меняется позиция - меняется звук. Это похоже на состояние воды в природе: температура ниже 0 °С - перед нами лед; температура поднялась - позиция изменилась - лед превратился в жидкость; температура стала выше 100 °С - снова изменилась позиция - появился пар.

Позиционные изменения не знают исключений: попал звук в определенную позицию и должен обязательно замениться другим звуком.

Замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим позиционным чередованием .

При этом чередование захватывает все без исключения случаи, где есть условия для его проявления.

Всегда ли мы воспринимаем звуки, подверженные позиционным изменениям, как разные?

По-разному: где-то слышим отличия, где-то нет. В некоторых случаях мы даже удивляемся, если нам говорят, что здесь другой звук.

Почему мы не всегда замечаем разницу между позиционно чередующимися звуками?

Это связано с тем, что разница между позиционно чередующимися звуками незначима для нас, эта разница проявляется только в определенной позиции.

Проведем небольшой эксперимент со словом в[ó]ды: сохраним позиционные условия (положение согласного перед гласным ударным [ó]), но кое-что изменим.

[м óды]

[г óды]

[к óды]

[р óды]

Посмотрите, мы сохранили позиционные условия для первого согласного звука.

Но замечает ли говорящий и слушающий, что в этих словах согласные звуки разные? Конечно, замечает. Замечает, несмотря на то, что позиционные условия остались неизменными.

Почему? Потому что разница между этими звуками самостоятельная, она существует независимо от позиции, поэтому и значима для нас.

И последний вопрос. Почему же «разные» позиционно чередующиеся звуки, незначимые для нас, мы воспринимаем как нечто единое?

Позиционно чередующиеся звуки,

изменения звуков незначимы:

как бы ни произносилась приставка или корень, мы всегда воспринимаем приставку как «под-»,

а корень - -вод-

Позиция одна и та же,

изменения звуков значимы:

все слова мы воспринимаем как отдельные слова, которые обладают индивидуальным лексическим значением

по[д ]морозить

в[ʌ ]да

по[д’ ]делать

в[ъ ]дяной

[м óды]

по[т ]поясать

в[ó ]ды

[г óды]

по[т’ ]тянуть

[к óды]

по[ц ]садить

[р óды]

по[д͡ з ]зуживать

по[д͡ ж ]жарить

по[д° ]учит

«Разные» позиционно чередующиеся звуки, незначимые для нас, мы воспринимаем как нечто единое, потому что эти звуки в нашем сознании являются представителями одного и того же, некоей общности. Эта общность - фонема.

Фонема - это минимальная абстрактная единица языка, линейно нечленимая, представленная в речи позиционно чередующимися звуками.

Видоизменения фонемы в зависимости от ее положения в слове называют ее аллофонами (от греческ. allos «другой», phone «звук») или вариантами фонемы.

Отношение между фонемой и звуком (аллофоном)·- это отношение между общим (фонемой) и частным (аллофоном). Все реально произносимые звуки - это аллофоны. Аллофоны объединяются в относительно небольшое число фонем. Таким образом, фонема - это общее, существующее во множестве частных проявлений - аллофонов.

Фонема, таким образом, всегда представлена одним из своих аллофонов и в этом смысле не является сама каким-то определенным звуком. Каждый из обязательных аллофонов - «равноправный» представитель фонемы, даже если он и не является основным. Это обстоятельство часто упускается из виду в связи с тем, что фонему обычно называют «именем» ее основного аллофона. Например, мы говорим «фонема <а> », произнося при этом один конкретный аллофон, но подразумевая все возможные.

Саму фонему нельзя ни произнести, ни услышать: она существует только в нашем сознании. Фонема существует только «воплотившись» в тот или иной звук, а какой именно зависит от позиции. В наших примерах это фонемы <д> и <о>.

Фонема - это «идеальный портрет звука».

!!! Смысл теории фонемы (функциональной фонетики) заключается в том, что она объясняет, почему одни звуковые различия оцениваются как очень существенные и замечаются говорящим, а другие - объективно не менее значимые - привлекают внимание лишь при особых условиях и, как правило «пропускаются мимо ушей».

    Фонологические школы: Московская фонологическая школа (МФШ) и Санкт-Петербургская фонологическая школа.

В подходе к определению фонемы и фонемного состава языка в отечественном языкознании сложилось два направления - Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (СП(Л)ФШ) и Московская фонологическая школа (МФШ).

Свойств звуков, так что фонема может представляться как пучок РП – дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими. Фонема как абстрактная единица противополагается звуку как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется в речи. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций, называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с определенной позицией. Аллофоны одной фонемы образуют область ее реализаций, которая может быть упорядочена в виде ряда позиционно чередующихся звуков. Фонема – инвариант, поэтому нельзя "произнести" фонему – любой из произносимых звуков – лишь один из вариантов соответствующей фонемы. Так, звуки могут представлять собой варианты фонемы , будучи, например, представленными в лексическом ряду "удоды – удод - удодик". Соответственно, фонему можно трактовать как "соотношение звуков и представляющей их в пределах одной и той же морфемы буквы алфавита". Любой язык имеет свой особый фонемный состав, в то время как большинство звуков речи равно используется разными языками. Различие в артикуляции звуков носителями разных языков может быть обусловлено различием фонемного состава этих языков. Использование в речи того или иного звукового варианта фонемы обусловлено ее позицией. Позиции принято делить на сильные и слабые (например, для гласной фонемы сильная позиция в русском языке – под ударением, для согласной – перед гласным звуком непереднего ряда, перед звуком [v] или перед сонантом). В слабых позициях варианты разных фонем могут совпадать. Частотность употребления тех или иных фонем, соотношение различных и имеющих совпадающие варианты фонем в тексте может служить дополнительной характеристикой как текста, так и говорящего. Анализ звучащей речи с позиций науки о фонеме (фонологии) называется фонематическим анализом. Практические задания 1. Укажите, сколько различных звуков (аллофонов) и сколько фонем содержат приведенные ниже формы. Русск.: берег, голосовой, мыши, силос, мамин, удод, револьвер, переправить, старожил. Англ.: Matter, ease, lock, fade, string, thickness, slice, potato, calling, cowboy, daddy. 21 Нем.: weiter, wieder, Sonne, schreibst, Jungling, Sicherheit, unterbrechen. Лат.: Excessus, immortalis, nocturna, futurum, protectum, sinister, inquisitor. 2. Укажите, какими фонемами различаются следующие пары слов, распределите пары по группам: различающиеся одной фонемой, двумя фонемами, более чем двумя фонемами. Русск.: там – дам, ряд – рот, род – рот, пирог – порог, морозит – моросит, кон – гон, прожевать – проживать, дров – дроф (от “дрофа”), частота – чистота, зал – жал, рок – бок, ус – ас, род – рад, шелк - толк. Англ.: tea – key, day – gay, goat – coat, bull – pull, tell – sell, boy – joy, thing – wing, out – at, eat – eight, row – bow, ease – eyes, clip – slip, bed – bad, piece – cheese, kill - meat. Нем.: Mutter – Butter, machen - lachen, ehren – Ohren, dein – sein, Wache – Rache, eigen – Augen, wollen – sollen, Zeit – weit, Sohne – Sonne, Buch - Tuch. Лат.: daps – baris, ganeo – caneo, bonus – pono, tono – sono, malus – balux, ubi – ibi, hara – paro, ros – bos, ut – at, logus – rogus, facilis – vacillo, qui – cui, dona - cum. Выделите в этом списке пары форм, противопоставленные одним, двумя и более чем двумя звуками. Почему группы пар, противопоставленных фонемами и звуками, не совпадают? 3. Докажите примерами, что ряды звуков, приведенные ниже, способны представлять варианты одной фонемы. Русск.: , , , , , , , , . e Англ.: , , , [ŋ - n], [ŋ - w]. Нем. , , , , . 4. Докажите принадлежность звуков к разным фонемам. Русск.: Англ.: Нем.: Лат.: . § 6. Фонематический анализ слова Фонематический анализ слова – предполагает определение количественного и качественного состава фонем, формирующих звуковую оболочку слова. 22 Для носителей языка обычно не составляет труда определить количественный фонемный состав слова. Количество выделяемых сознанием носителя языка образов звуков той или иной лексемы и будет представлять количественный фонемный состав слова. Например, [до’м] = <д/о/м> - три фонемы; [стул] = <с/т/у/л> - четыре фонемы. Фонемы, не имеющие в алфавите однозначного письменного обозначения, не всегда осознаются и выделяются носителями языка. Например, – я - +<а>; [маj] – май - <м>+<а>+. Лингвист, определяя количественный фонемный состав слова, будет проверять, выполняет ли каждая фонетическая единица звуковой оболочки слова смыслоразличительную функцию, или нет. Например, [дом] - <д>ом ≠ <т>ом; д<о>м ≠ д<ы>м; до<м> ≠ до<л> и тому подобное. В речи фонема не всегда представлена своим основным аллофоном-доминантой, близким по звучанию к идеальному воплощению фонемы. Например, <т> = [т], <а> = [а], <м> = [м] в слове [там] = <т> <а> <м>. В речевом потоке фонема чаще всего реализуется в своих комбинаторных (зависящих от окружающих звуков) и позиционных (представленных в слабых позициях) аллофонах. Например, <а> = [а, ан, о а, ‘а, а’…/∆, и, ъ, ь, ые]. В комбинаторных аллофонах фонема меняет свои признаки, не утрачивая своей смыслоразличительной функции. В слабых позициях фонема может утрачивать один или несколько дифференциальных признаков, совпадая с другими фонемами в одном позиционном аллофоне. Например, с<о>м [со’м] - с<а>м [са’м], но с<о>ма [с∆ма’] – с<а>ма [с∆ма’], то есть <о> и <а> в слабой позиции равно дают [∆]. Утрата противопоставления фонем по тому или иному дифференциальному признаку называется нейтрализацией фонем. В Московской фонологической школе (МФШ) ряд позиционно чередующихся аллофонов в рамках одной и той же морфемы рассматривается как одна и та же фонема. Например, <о> = [о, ∆, ъ], <д> = [д, т, д’], как это представлено в словах: вода [в∆да’] – вод [во’т] – водяной [въд’ино’j]. Фонемная сущность позиционных аллофонов определяется по качеству аллофона-доминанты, находящегося в сильной позиции (например, для гласных – в позиции под ударением, для согласных по дифференциальному признаку “звонкость - глухость” – в позициях перед гласными, сонорными согласными и [в]). Если анализируемый позиционный аллофон нельзя соотнести с аллофоном-доминантой в пределах той же морфемы, то фонологи МФШ говорят о проявлении в данной позиции гиперфонемы – фонологической единицы, представляющей собой совокупность фонем, способных 23 нейтрализоваться в данной позиции. Например, в первом слоге слова “калач” звук [∆] не соотносится с сильной позицией, значит, здесь представлена гиперфонема <а/о>. Такой принцип фонемного анализа является морфонологическим. Он находит применение в русском правописании – в учении о проверяемых и непроверяемых звуках. В соответствии с представлениями лингвистов Ленинградской фонологической школы (ЛФШ) каждая фонема системы представлена только теми аллофонами, которые встречаются в неодинаковых фонетических положениях, и их свойства определяются существующими в языке фонетическими законами. Фонемная сущность аллофонов определяется на основе общности их акустико-артикуляционных признаков. Например, <а> = [а, ан, ‘а, ао, ∆, ъ], <т> = [т, тн, то, те, т’]. Если же два или несколько аллофонов встречаются в одной фонетической позиции, то они представляют разные фонемы. Например, ряд форм “пять – петь – пить” представляет нам три ударных гласных звука, распределенных взаимно как разные фонемы: <а> - <е> - <и>. В концепции Пражской лингвистической школы основным понятием является “оппозиция”, а фонемы языка определяются исходя из того, каким другим фонемам системы и по каким дифференциальным признакам они противопоставлены. Например, <т> противопоставлена <п> и <к>по месту образования, фонеме <с> и фонеме <ц> по способу образования, фонеме <д> по звонкости // глухости, фонеме <т’> по твердости // мягкости. В позиционных аллофонах наблюдается нейтрализация, то есть утрата или отсутствие противопоставления по одному или нескольким дифференциальным признакам (например, в паре “дог - док” нет оппозиции конечного согласного этих форм по звонкости // глухости), поэтому позиционные аллофоны трактуются как слабые фонемы и называются архифонемами. Архифонема - это “совокупность смыслоразличительных признаков, общих для двух фонем”. Представителем архифонемы обычно выступает член, не совпадающий ни с одним из членов нейтрализуемой оппозиции и обозначаемый в фонематической транскрипции большой (заглавной) буквой. Например, “год” = <гоТ>, “стог” = <стоК>. Таким образом, если определять фонемный состав слов, то он будет выглядеть неоднозначно. Например, “стрелок” [стр’ило’к] – в МФШ: <сс’/зз’+т/т’+р’ело’к>; в ЛФШ: <стр’ило’к>; в ПЛШ: <СТр’Ило’К>. Практические задания 24 1. Запишите согласно правилам фонематической транскрипции МФШ, ЛФШ и ПЛШ слова, приведенные ниже. Погоня, нормальный, традиция, животное, смех, снег, лучший, южный, грот, крот. 2. Найдите в тексте случаи нейтрализации фонологических оппозиций, укажите условия, вызывающие нейтрализацию. Давно уже поспела полевая клубника, лакомиться которой позволялось нам вдоволь. Мы ездили за клубникой целым домом. У всякого была своя посуда: у кого ведро, у кого лукошко, у кого бурак, у кого кузов. У нас с сестрицей были прекрасные с крышечками берестовые кузовки, испещренные вытисненными на них узорами. Милая моя сестрица не умела брать ягод, то есть не умела отличать спелую клубнику от неспелой. Я слышал, как ее нянька Параша, всегда очень ласковая и добрая женщина, вытряхивая неспелые ягоды, говорила: “Ну, барышня, опять набрала зеленухи!” - и потом наполняла ее кузовок ягодами из своего кузова (Акс.). 3*. Сопоставьте звуковой и фонемный состав нижеследующих слов русского и изучаемого языков. Какие выводы о различиях в системе фонем сравниваемых языков вы можете сделать на основе этого сопоставления? Какие оппозиции в системе гласных фонем характерны для изучаемого языка и чужды русскому языку? Какие оппозиции в системе согласных фонем характерны для изучаемого языка и чужды русскому языку; характерны для обоих сравниваемых языков; свойственны только русскому языку и чужды изучаемому? Англ.: Шаг – shark, Брест – breast, Пень – pain, Коз – cause, Джон – John, Кол – call, Пик – pick, Ты – tea, Люк – look, Тень – ten, Бой – boy, Воз – was, Сеть – set, Доктор – doctor, Питер – Peter, Моль – mole, Мил – meal, Стиль – still, Сон – song, Бита – bitter, Синь – seen, День – then, Код – court, Бит – beat, Вин – win, Путь – put, Мастер – master, Так – tuck, Лен – lawn, Сыт – sit, Лик – leak, Крик – creak, Вол – wall, Принц – prince, Сей – say, Три – three, Пить – Pete, Спорт – sport. Нем.: Август – August, Зона – Sonne, Крик – Krieg, Зоркий – Sorge, Мера – mehr, Облигация – Obligation, Пластырь – Pflaster, Шпиль – Spiel, Трюк – trug, Яр – Jahr, Век – Weg, Плуг – Pflug, Тюк – Tuch, Лица – Litze, Хата – hatte, Воля – Wolle, Ряд – Rat, Трость – Trotz, Лозунг – Lцsung, Ветер – Wetter, Тот – Tod. Вопросы по теме «Фонология. Фонематический анализ» 1. Что такое фонема? 2. Можно ли произнести фонему? 25 3. Каковы функции фонем в системе того или иного языка? 4. Что такое аллофоны? 5. В каких условиях различные фонемы могут совпадать в произношении? § 7. Фонетическое членение речи Слог – это наименьшая произносительная единица речевого потока. Чаще всего вершину слога образует гласный звук, который является слогообразующим. В некоторых языках в качестве слогообразующих могут выступать и сонорные согласные, например в чешском: prst “палец”, vlk “волк” и др. Различают разные типы слогов: 1. Открытый слог – слог, который заканчивается слогообразующим элементом: ра-ма, чешск. vr-ba. 2. Закрытый слог – слог, который заканчивается неслогообразующим звуком: сон, взять. 3. Прикрытый слог - слог, который начинается с согласного звука: кры-ша. 4. Неприкрытый слог – слог, который начинается с гласного звука: и, ум. Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется речевым тактом. В большинстве языков знаменательные слова образуют особый такт, так как имеют собственное ударение, служебные слова чаще безударны и примыкают к знаменательным словам, образуя с ними один такт. Если безударное слово примыкает к ударному спереди, то оно называется проклитика (на домэ, без мйста), после ударного – энклитика (худил ли, смотрйл бы). Иногда энклитиками могут становиться имена существительные, например, нб год, пуд руку и др. Проклитики и энклитики, примыкая к слову, образуют единство, которое называется фонетическим словом. Важным элементом речевого потока, объединяющим группу слов в один такт, является ударение. Ударение - это выделение в слове какого- либо слога. Ударение бывает связанным (или одноместным), если оно падает на один и тот же слог в любых словах (например, во французском – на последний слог, в польском – на предпоследний и т.д.), и свободным (или разноместным), если оно возможно на любом слоге в слове, как, например, в русском языке. Свободное ударение может быть подвижным, то есть меняющим место при изменении форм слова (горб – гуры, хожэ - худишь), и постоянным (неподвижным), не переходящим с одного слога на другой 26 при изменении грамматических форм слова (нуша – нуши - нушам, золотуй – золотуго - золотуму и др.). Следующей фонетической единицей в потоке речи является синтагма. Синтагма – интонационно оформленный, смысловой отрезок речевого потока, сотоящий из одного и более речевых тактов. И, наконец, фраза – самая крупная фонетическая единица речевого потока, имеющая смысловую законченность. Фраза состоит из одной или нескольких синтагм. Практические задания 1. Разделите слова на слоги. Дайте полную характеристику выделенным слогам. Русск.: яблоко, молодой, объявление, женщина, отпуск, наездница. Англ.: captain, into, before, make, contact, summer, about, easy. Нем.: die Familie, der Finger, heute, lachen, die Mauer, der Leser, winken. 2. Укажите слогообразующие звуки в словах сербского и чешского языков. Сербск.: црна (черная), врховни (верховный), срдце (сердце), смрт (смерть), грло (горло), крст (крест). Чешск.: vlna (волна), vlk (волк), krk (шея), vrch (верх), slza (слеза). 3. В следующем тексте разделите слова на слоги, определите открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые слоги. Расстояние, отделяющее литературу от других искусств, было короче в древнеславянских культурах, чем в новое время. Вместе с тем и границы между отдельными искусствами не были так четко определены, как они определяются в более поздние эпохи. (Лих.) 4. Выделите в следующих примерах проклитики и энклитики. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Если хочешь быть счастливым, будь им. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! Есть ли на свете человек, который мог бы обнять необъятное? (К.Пр.) 5. Выделите такты в следующем стихотворении. Найдите в тексте проклитики и энклитики. 27 Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь не видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. (П.) 6. Разделите данные предложения на синтагмы. Как изменяется смысл высказывания при разном членении речевого потока? Как испугали ее слова брата. Он развлекал его стихами своего друга. Казнить нельзя помиловать. Надо учиться работать и отдыхать. Мой товарищ встречал брата с сестрой. 7. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах. Какая морфема является ударной в словах с неподвижным ударением? Гора, звонить, бык, бок, сосна, вода, земля, крыша, книга, делать, вымыть, статья, молодой, красный, карта, стол, город. 8. Определите, какое значение имеют следующие слова при наличии ударения на разных слогах. В каких примерах ударение служит средством разграничения слов, а в каких – форм слов? Замок, пища, ноги, парить, мука, белка, крою, ходите, ношу, волос, леса, пропасть, мою. 9. Затранскрибируйте текст и подчеркните в нем слова, выделенные логическим ударением. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом 28 По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет. (Фет) Вопросы по теме «Фонетическое членение речи» 1. На какие фонетические единицы распадается поток речи? 2. Что является минимальной единицей фонетического членения речи? 3. Что такое слог? Чем определяется количество слогов в слове? 4. Какие вам известны теории слогоделения? 5. Какие существуют типы слогов? 6. Что такое речевой такт? Совпадают ли границы такта с границами слова? 7. Что такое проклитика и энклитика? 8. Что такое словесное ударение? Какими способами может осуществляться словесное ударение? 9. Какие виды словесного ударения вы знаете? Охарактеризуйте словесное ударение в русском и изучаемом языках. 10. Что такое синтагма? Что объединяет группу тактов в одну синтагму? 11. Что такое фонетическая фраза? Что определяет ее границы? 12. Что такое фразовое ударение? 13. Какую роль играет интонация в речи? Перечислите элементы, составляющие интонацию. Часть вторая Лексикология и семасиология § 1. Исторические изменения словарного состава языка 29 Активный и пассивный словарный запас. К активному словарю языка относятся слова наиболее частотные, повседневно употребляющиеся в общении. Значения этих слов известны всем говорящим (например, земля, ходить, много, три и т.д.). К пассивному словарю относятся слова, употребляющиеся редко и не всегда понятные говорящим: архаизмы, историзмы и неологизмы. Устаревшие слова Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче. (Б. Ахмадулина) Историзмы – слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия: боярин, вече, опричник. Семантические историзмы – это неактуальные в настоящее время значения многозначных слов: шлем - «старинный металлический воинский головной убор», щит – «вооружение древнего воина» и др. Архаизмы – устаревшие слова, которые называют предметы, явления, существующие и сейчас, но имеющие другие наименования. Типы архаизмов: 1. Ф о н е т и ч е с к и е а р х а и з м ы – слова, имеющие в своем фонетическом облике несвойственный современному произношению звук или сочетание звуков: гишпанский «испанский», зерцало «зеркало», прожект «проект» и др. 2. С л о в о о б р а з о в ат е л ь н ы е а р х а и з м ы – слова, отличающиеся от современного каким-либо словообразовательным аффиксом: рыбарь «рыбак», дружество «дружба» и др. 3. С е м а н т и ч е с к и е а р х а и з м ы - это устаревшие значения слов, существующих в современном русском языке, но называющих другой предмет или явление: позор – «зрелище», живот – «жизнь» и др. 4. Собственно л е к с и ч е с к и е а р х а и з м ы - слова, устаревшие целиком: дабы «чтобы», пагуба «гибель» и др. 5. Г р а м м а т и ч е с к и е а р х а и з м ы – устаревшие формы слов: Отче! Царю! Человече! (зват. падеж), даждь «дай» и др. 30

Языковедение) изучает человеческий язык. Некоторые разделы этой науки составляют теорию языка. Другие описывают язык в его связи с другими факторами: обществом, эволюцией, развитием мышления. Третьи делают упор на практику.

В этой статье пойдёт речь о звуковой стороне языка. Вы узнаете о науке фонологии, о понятии фонемы, о звуке и аллофоне. Это поможет будущим лингвистам и просто интересующимся людям разобраться в теории звукового строя языка и не запутаться в терминах.

Фонология - наука о фонемах

В лингвистике есть два раздела, которые изучают звуки: фонетика и фонология. Слово "фон" в переводе с древнегреческого означает "звук".

Фонетика - наука описательная. Она описывает не только звуковую сторону языка (звуки, интонации, ударения и пр.), но и работу Здесь и физика, и физиология, и психология.

А вот фонология - более узкая теоретическая наука. Она исследует функции звуков в языке.

Некоторые лингвисты считают фонологию подразделом фонетики. Другие утверждают, что фонология является всё же самостоятельной наукой.

Итак, фонетика изучает звук. Аллофон и фонема интересуют фонологию.

Понятие фонемы

Проблема звуков начала интересовать лингвистов в XIX веке. Учёные обнаружили, что в языке этих единиц много, и они разнообразны. Звук произносят разные люди не одинаково. И даже один и тот же человек воспроизводит какой-либо звук всегда по-разному. Необходимо было организовать это разнообразие в одну целостную систему. Иначе в языке существовал бы фонетический хаос. Для этого лингвисты ввели понятие, которое структурировало бы звуки. Они выделили наименьшую смыслоразличительную - фонему .

Одна такая единица объединяет звуки, которые в разных условиях произносятся по-разному, но при этом выполняют одну функцию. Например, образуют одну морфему: корень, суффикс и т. д.

Обо всём по порядку:

Почему фонема - наименьшая единица?

  • Её нельзя разделить на более мелкие части. Изменения внутри фонемы ведут лишь к её переходу в другую. Например, если звонкость фонемы Д заменить на глухость, то получится фонема Т.

Почему фонема - смыслоразличительная единица?

  • У фонемы есть особая смыслоразличительная (сигнификативная) функция. Она помогает различать как слова, так и морфемы. Например, слова "бак" и "бок" различаются одной фонемой в корне и несут разный смысл.

Чем отличается фонема от звука?

Запомните главное отличие:

  • Звук - это материальное явление. Это то, что мы слышим и произносим.
  • Фонема - это абстракция. Она условна и существует только в звуках речи.

Почему же звуки так многообразны? Есть несколько причин:

  • Различия говорящих. Согласитесь, мужчина и женщина, взрослый человек и ребёнок, люди с низким и высоким голосами произнесут один и тот же звук по-разному.
  • Состояние говорящего. Даже состояние, физическое или душевное, влияет на наше произношение единиц речи.
  • Место в слове. Произношение зависит от "соседей" и от позиции в слове (перед ударением или после, в конце слова или в начале и т. д.).

Фонема объединяет всё это разнообразие в обобщенные единицы. Вот поэтому звуков много, а фонем всего 42 (в русском языке).

Аллофон - что это?

Прочитайте вслух цепочку "земляной - земля - зéмли". Вы заметили, что гласная Е в однокоренных словах звучит по-разному? Тем не менее везде одна и та же фонема - Е.

Получается, что у каждой такой абстрактной единицы могут быть разные варианты звучания. Называются эти варианты фонемы аллофонами.

Аллофон отличается от фонемы тем, что он, как и звук, материален. Аллофон - это конкретное воплощение абстрактной единицы в речи.

Основной вариант фонемы

Возникает вопрос, как узнавать фонему, если она имеет несколько вариантов. Учёные выделяют среди всех возможных вариаций фонемы один главный - основной аллофон. Её качества в нём проявляются в высшей степени.

Основной аллофон - это такой вариант, который мало зависит от места в слове. Такими аллофонами считают:

  • Гласные с изолированным произнесением. Они показываются под ударением.
  • Мягкие согласные перед гласным [И] и твёрдые - перед гласным [А].

Основные аллофоны проявляют себя в сильных позициях. Гласные сильны под ударением.

Слабая позиция - это то положение, при котором признаки фонемы "размываются". В русском и немецком языках согласные слабы в конце слова. Например, звонкие оглушаются в этом положении.

А вот в английском и французском языках, напротив, позиция в конце слова - сильная. Поэтому оглушать звонкие согласные нельзя: это грубая ошибка.

Комбинаторные и позиционные аллофоны

Аллофоны делятся на комбинаторные и позиционные.

Комбинаторные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются под влиянием окружающих звуков. Примеры аллофонов:

  • согласные, которые стоят перед [О] и [У] и огубляются (губы вытягиваются "в трубочку"): там - том, тик - тук;
  • гласные [а], [о], [у], которые находятся после мягких согласных: сядь, тёрка, тюбик;
  • аффрикаты [дз] и [д"ж"], которые выступают вместо [ч], [ц] перед звонкими шумными согласными: не прочь бы, плацдарм.

Позиционные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются в зависимости от фонетической позиции в слове.

Фонетическая позиция отражает:

  • то, насколько фонема близка к началу слова;
  • то, насколько фонема близка к концу слова;
  • то, насколько фонема близка к ударению.

В транскрипции можно увидеть знаки [ъ] и . Это аллофоны гласных [а] и [о].

  • Аллофон - это помощник в поиске В русском языке в большинстве случаев два аллофона гласных встречаются только между морфемами (заехать, поохать). А если гласные стоят рядом, то слова заимствованы (аул, Лиана).
  • Безударные аллофоны гласных слабее, чем ударные: они больше зависят от "соседей".
  • Как согласные могут менять гласные, так и наоборот. Звуки, стоящие перед аллофоном гласной, сильнее влияют на него, чем остальные. А согласную может поменять, например, губная гласная.
Поделиться