Ольга ильинская и обломов взаимоотношения. И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе. план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему. «Обломовщина» побеждает любовь

Показал, сколько в душе тучного и ленивого Обломова таится еще юношеской свежести и искренней восторженности. Случай с Ольгой был последней попыткой и со стороны самого Обломова спастись от угрожавшей ему трясины и со стороны близких ему людей спасти Обломова.

Вначале Обломов встряхнулся. Душу его захватила горячая привязанность к молодой девушке. На некоторое время изменился весь порядок жизни Обломова; казалось, в его жизнь ворвались весна и поэзия. Обломов становится подвижен, разговорчив, он восхищается природой и музыкой Ольги. Они много бродят и разговаривают. Казалось, перелом совершался. Но могущественные задатки воспитания и наследственности взяли верх.

Гончаров. Обломов. Краткое изложение

У Обломова еще с детства был большой запас эгоизма, – и он проявился в его чувствах к Ольге. Зашевелился в его сердце и червь честолюбия – ему захотелось поиграть роль «победителя» Ольги – вспомнился, быть может, Иван-Царевич, овладевший Царь-Девицей... Из этой «игры», однако, произошло то, что Ольга оскорбилась такой мечтой Обломова. Но это недоразумение кое-как уладилось, – гораздо хуже было то, что ей скоро пришлось убедиться в неизлечимости лени Обломова – и с горечью она повяла, что её самоотверженная любовь не спасет его.

Сначала утомила его эта любовь, с неизбежными свиданиями, частым посещением Ольги; потом испугала его предстоящая свадьба, с хлопотами и беспокойствами. Наконец, временный недостаток денег и... ледоход на Неве, все это ослабило, а потом убило энергию его.

Переселившись на Выборгскую сторону, попав опять в атмосферу родной Обломовки , он без борьбы отдался прежней жизни; со страхом обманывая себя и Ольгу, упорно гнал он от себя свою чистую любовь. Ольга поняла своего героя, поняла, что его лень – не комическая, а трагическая черта его души. Поняла она и то, что сама переоценила свое к нему чувство.

«Я узнала недавно только, – говорит она, – что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»

Перед представившейся необходимостью радикально изменить жизнь и все свои привычки, перед хлопотами и делами, необходимыми для начала новой жизни, Обломов спасовал. Он снова залег в свою берлогу и на этот раз уже безвозвратно. Ольга и Штольц убедились в полной невозможности вырвать Илью Ильича из Обломовщины . Он сам просит их оставить бесплодные попытки и говорит Штольцу: «Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть». Разочаровавшись в Обломове, Ольга выходит замуж за Штольца, – очевидно, видя в нем то совершенство, до которого не удалось ей довести Обломова.

Теперь единственная забота Обломова, чтобы «жизнь его не трогала», чтобы не нарушали его тихую лень, не беспокоили мелкими тревогами дня. В конце концов, Обломов переселяется на Выборгскую сторону и там мирно доживает свой век. Ни внешне, ни внутренне он ничем себя не утруждает, давно перестал читать книги и газеты. И так тихо переходит в вечность.

Главная сюжетная ситуация в романе - взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идёт путём, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает увидеть Обломова, таким, как его хотел показать автор. В своё время Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а ещё более закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нём свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть. Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Ольга видит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые так же чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. И именно в Ольге, а не в Штольце, можно видеть «намёк на новую русскую жизнь»; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет «обломовщину».

В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они и поработить себе женскую душу... как же! этим бывает очень довольна их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ними действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, -- они немедленно обращаются в постыднейшее бегство.

Обломов хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее всяческие жертвы в доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга выйдет за него замуж, и с робостью сделал её предложение. А, когда она ему сказала, что это давно бы ему следовало сделать, он пришел в смущение, ему стало не довольно согласия Ольги. Он начал пытать её, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что никогда не пойдет по этому пути; но затем ее объяснение и страстная сцена успокоили его... Но всё-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, прикрывал себя разведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может компрометировать. И всё оттого, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не страшила его, но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по именью; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец, вооружается энергией и пишет Ольге длинное послание.

Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.

Обломов, написавши к Ольге пасквиль на самого себя, чувствовал, «что ему уж не тяжело, что он почти счастлив»... Письмо свое он заключает онегинским нравоучением: «История со мною пусть, говорит, послужит вам руководством в будущей, нормальной любви». Илья Ильич, разумеется, не выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился подсмотреть, какое впечатление произведет на нее письмо, увидел, что она плачет, удовлетворился и -- не мог удержаться, чтобы не предстать пред ней в такую критическую минуту. А она доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме, написанном «из заботы об ее счастье». Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию.

Ольга постоянно размышляет не только о своём чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»:

«И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!»

И любовь эта для Ольги становиться долгом. Она ждёт от Обломова деятельности, воли, энергии; в её представлении он должен стать похожим на Штольца, но, только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своём воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.

«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, - а ты уж давно умер».

Всё это с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задаёт горький вопрос:

«Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…»

«Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина

Обломов и Ольга Ильинская

За русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "подсовывает" Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого "розыгрыша". Перед Ольгой ставится задача - поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: "ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем". Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов - "какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом". Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц: "...Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить - все это ты должен и сможешь сделать". Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги - максимум. Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги?

Как писал русский поэт начала XX века И. Ф. Анненский, "Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь.

Но Ольга - девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает.

Один критик зло посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ.

Мне конец этот представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva, в сиреневой ветке; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя, несет иго романа.

Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся

Головной, рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение.

Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое душевное падение: "Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье... Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его... да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас".

Когда Ольга в сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у Обломова подкашиваются ноги. "Он в ответ улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: "Да, я скуден, жалок, нищ... бейте, бейте меня!.."

"Отчего его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления стыда? - задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал на него так.- Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца. Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?"

В финале романа угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ на все тревоги бескрылый Штольц? "Мы не титаны с тобой... мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту..." Перед нами, в сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Меню статьи:

Любовь – это одно из тех чувств, которые способны кардинально изменить человека. Именно желание восхитить, приятно впечатлить или привлечь внимание своей второй половинки способно стать самой лучшей мотивацией в жизни. Так произошло и в жизни Ильи Ильича Обломова.

Неожиданно вспыхнувшее чувство по отношению к Ольге Ильинской не только заставило его встать с облюбованного дивана, но и выйти в свет и даже заняться своим развитием.

Знакомство Обломова и Ильинской

Жизнь Ильи Ильича Обломова после его ухода с гражданской службы протекала по одному и тому же сценарию – он все свое время проводил дома и старался никуда не выходить. Периодически к нему приезжали знакомые – одни с корыстными целями обогатится за счет Обломова, другие чтобы обменятся новостями. Однако ни у первых, ни у вторых не получалось изменить привычки Обломова и заставить его вести более активный способ жизни.

Единственный человек, которому удалось добиться хотя бы каких-либо изменений, был Андрей Штольц – друг детства. В один из очередных визитов он активно берется за реформацию жизни своего друга.
Была весна, природа возрождалась и впечатляла своей силой и красотой. В одних из таких прелестных весенних вечеров Илья Обломов тоже возродился к жизни. Андрей Штольц познакомил его со своей знакомой Ольгой Ильинской.

Предлагаем ознакомиться с трилогией длиною в жизнь.

В этот момент жизнь Ильи Ильича изменилась до неузнаваемости. Именно в этот момент он испытал дотоле неведомое чувство – любовь. Некоторое волнение у Обломова возникло уже при первой его встрече с девушкой.

Он был очарован ее внешней красотой, манерой поведения и ее отношением к его персоне. С тех пор Ольга уже не покидала мысли Ильи Ильича. Сама же Ольга не была пленена Обломовым. У нее возник интерес к нему как к новой персоне. Обломов привлек ее внимание своей неловкостью, странным поведением, он показался ей милым чудаком, но любви с первого взгляда у девушки не возникло.

Следующая их встреча произошла на даче Ильинских – впечатлительный Обломов не смог скрыть свое восхищение девушкой, чем создал неловкую ситуацию. Именно с этого момента Ольга начинает рассматривать Обломова не только в роли знакомого.

Следующее событие еще более убедило девушку в привязанности к ней Обломова. Когда Ольга музицировала, Обломов настолько растрогался, что выдал свои истинные чувства по отношению к девушке. Смутившись своего поступка, он стремительно покидает общество Ольги. Это событие можно по праву считать началом отношений между Обломовым и Ильинской.

Развитие отношений

Дальнейшее развитие их отношений происходило в лучших традициях романтизма – встречи на природе, длительные прогулки. Илья Ильич все чаще и чаще становиться гостем в доме возлюбленной. Ольга стала тем человеком, ради которого Илья Ильич отказался от своей излюбленной Обломовщины. Он часто стал появляться в обществе, в основном это было то общество, где можно было увидеть Ольгу, но для домоседа Ильи Ильича – это стало прорывом. Такие перемены очень удивляли всех его знакомых и слуг.

На этом метаморфозы Обломова не закончились – он принялся активно читать книги – Ольге очень нравилось слушать пересказ фабулы различных произведений. Все свое свободное время он проводит с девушкой.

Однако, в глубине души Илья Ильич остался все таким же ленивым Обломовым. Увлеченный новым чувством, он решился встать с дивана, но окончательно измениться он не решился – его дела в родовом поместье так и остались нерешенными, как ни звал его Штольц поехать заграницу, Илья Ильич так и не сдвинулся с места, хотя у него уже было все готово к поездке.

Письмо Обломова Ильинской

Илья Ильич был полностью пленен Ольгой. Он отдался чувству любви целиком и хотел, чтобы любовь Ольги была идентична его чувству, но, по мнению, Ильи Ильича такого не происходило – Обломов считал, что любовь Ильинской неискренняя, девушка на самом деле не любит Обломова, а играет с ним в это чувство из жалости.

Обломов стал все чаще и чаще замечать, что окружающие значительно превосходят его, а поэтому и возник вполне логичный вопрос – почему Ольга с ним, а не с одним из этих замечательных людей.

Результатом таких размышлений Ильи Ильича стало письмо, в котором Обломов решает проанализировать их союз и после этого объявить девушке о расставании.

На одном дыхании письмо было написано и в скором времени отдано Ильинской. Илья Ильич не смог преодолеть свое любопытство, поэтому он спрятался и принялся подсматривать за тем, как девушка читает письмо.

Ольга была в недоумении от решения Обломова. Она очень расстроилась и расплакалась. Прятавшийся Илья Ильич ощутил угрызения совести, он понял, что его упреки в отсутствии любви необоснованны – возлюбленные помирились.

Предложение руки и сердца

Отношения Ольги и Ильи Ильича продолжают развиваться, но не выходят из рамок платонической любви. Влюбленные очень привязались друг к другу. Они даже стали обращаться друг к другу на «ты».


Во время одной из прогулок Илья Ильич делает предложение Ольге. Девушка восприняла это спокойно, но это известие не оставило ее равнодушной – она обрадовалась, что Илья Ильич решился на такой поступок. Именно в этот момент влюбленные впервые поцеловались.

Ольга с Ильей Ильичем решают не поддавать огласке свое желание обручиться – Обломова ждет его родовое поместье, где еще ничего не было предпринято для улучшения дел.

Мнительный Обломов никак не может решиться на окончательные перемены, он все время откладывает решение этого вопроса.

Разрыв отношений

Апатия и лень Обломова начинают все больше и больше волновать Ольгу – Обломов уже и без официального объявления считается потенциальным женихом Ильинской, но предпринимать какие-либо решительные действия он не стремиться.

Теперь уже возникла необходимость у Ольги сомневаться в искренности его отношений. Первое время она очень переживала по поводу его медлительности, но затем постоянные обещания Обломова навести порядок в родовом поместье стали ее тяготить.

В этот момент Илья Ильич осознает, что он является в глазах общественности, женихом Ильинской. Его очень пугает этот статус, он хочет он него избавиться, да к тому же, эйфория по поводу влюбленности у Обломова уже прошла, ее место начала занимать ностальгия по Обломовщине.

Мнительный Илья Ильич не решается объясниться с Ольгой – он начал придумывать отговорки для отмены встречи с возлюбленной, время от времени он прибегает ко лжи.


Естественно, что это не могло длиться вечно – обман был раскрыт Ольгой. Девушка решает окончательно разорвать отношения.

Символично их отношения заканчиваются поздней осенью с первым снегом.

Жизнь после разрыва

Если проанализировать личностные характеристики героев, то можно было предположить такое развитие событий – Обломов и Ильинская очень отличаются и по своему темпераменту и в своих жизненных целях.

Предлагаем ознакомиться с по произведению И. Гончарова “Обломов”

Обломов был уже сформировавшейся личностью – ему сложно было отказаться от своих многолетних привычек, Ольга же – молодая девушка – она активна и целеустремленная. Ольга обладает пытливым умом, ей интересно развитие личности, что совсем не характерно для Обломова.

Разрыв отношений значительно повлиял на дальнейшую судьбу обоих героев. Обломов вначале очень переживал из-за этого, но, в скором времени, его опять затянуло болото Обломовщины.

К тому же рядом с ним находилась Агафья Пшеницына, которая не стремилась его изменить и даже восхищалась его Обломовщиной. Все чаще и чаще Обломов находит утешение в общении с этой малообразованной женщиной и ее детьми – в результате Илья Ильич влюбляется и начинает жить с Пшеницыной как с законной женой. Результатом таких взаимоотношений стал совместный сын – Андрей.

Судьба Ольги вначале не была столь благосклонна. В виду своей молодости Ольга очень переживает расставание – она утрачивает интерес к особям противоположного пола и к жизни в целом.

Спустя некоторое время она встречает Андрея Штольца и рассказывает ему все, что произошло между ней и Обломовым. Андрей влюблен в нее и делает девушке предложение – Ольга соглашается, хотя и не любит Андрея. Несмотря на не взаимность они смогли стать счастливыми в браке.

Таким образом, любовные отношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова были обречены с самого начала. Обломов был уже не в том возрасте, когда смог бы отказаться от привычек и измениться, Ольга же была его абсолютной противоположностью. Активная и решительная она была бы крайне разочарована семейной жизнью с Обломовым.

Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе “Обломов”: взаимоотношения, разрыв героев

5 (100%) 3 votes

Эпиграф к уроку: Мелодией одной звучат печаль и радость.

А. Блок

Цель урока.

  1. Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.
  2. Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты текста:

Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5

Признание Обломова – часть 2, глава 5,6

Изменения в Обломове под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11

Письмо Обломова Ольге - - часть 2 , глава 10

Предложение Обломова – часть2, глава 12

  1. Развивать умение размышлять, рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать текст.
  2. Развивать навыки исследовательской деятельности, связанной с самостоятельными наблюдениями по тексту, формулировкой выводов по заданной теме.
  3. Воспитывать бережное отношение к литературным образам, корректное отношение к позиции автора классического произведения.

На прошлом уроке мы говорили с вами об Обломове и Штольце. Герой взывает к помощи своего друга: «Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги!.. Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет. Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места…»

Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.

Появится такая цель у Обломова?

(Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.

В чем именно? Обратимся к тексту.

1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.

Сходство с Т. Лариной :

- «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла..»

- «Ольга в строгом смысле не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах…»

- «её обходили умные и бойкие кавалеры; небойкие, напротив, считали её слишком мудреной»…

Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная, глубокая. Она, как и героиня романа «Евгений Онегин», не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.

- В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?

Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.

- Как зарождалась любовь? (Сообщение учащего, наблюдения по гл.7)

Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.

Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.

После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).

Анализ эпизода.

  1. Слово «люблю» не произнесено, почему эту сцену называют признанием ? Где мы догадываемся, что оно сказано? (оно внутри Обломова, он лишь не смог его озвучить)
  2. Чем отличаются Ольга и Обломов в этой сцене? (Обломов живет сердцем, Ольга - разумом. А потому речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, реплик, наполненных чувством, раздумьем. В репликах и внутренних монологах часты многоточия. Он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от Ольги в следующую минуту. Ольга – вся движение и действие. Она либо спрашивает, либо побуждает к действию. Она настойчиво добивается нового признания, нетерпеливо ждет, энергично требует. И Обломов вновь говорит ей о любви, неопределенно, медлительно: «мне не стыдно от своего слова»; «стыд у меня прошёл»; «в нём то же волнение, то же чув… простите».
  3. Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку.
  4. Назовите эти элементы композиции в данной сцене. (Завязка – слова Обломова, что его первое признание было нечаянным, «только от музыки»…Ольгу это извинение глубоко огорчает. Она выпрямляется, роняет цветы, глаза тускнеют…Она не этого ожидала от Обломова. Кульминация – Обломов говорит вновь о своей любви. «Мне не стыдно от моего слова…Мне кажется в нём…», «То же волнение…, то же чув…, простите, простите, - ей-богу, не могу сладить с собой»…Развязка – призыв героини: «Только вперед…»)

В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою впредь быть более осторожным в своих речах. И всё думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: «Она мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»

Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…

Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение». Меняется стиль романа.

Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый герой. Его чистая душа и сердце, полное доброты, открылись Ольге и увлекли её, («Обломов проще Штольца и добрее его»).

Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.

- В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7

«Любить меня, смешного…»

«А я что такое? Обломов – больше ничего. Вот Штольц – другое дело»…

В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.

- А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?

(Сообщение , основанное на наблюдениях по гл. 6,8,9,11)

Вика сделала наблюдения по тексту нескольких глав. Мы видим, что героиня посчитала своей целью – возродить Обломова. Она была предельно удовлетворена самой возможностью «эксперимента», тем, что «всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался».

А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

- Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)

- Как изменился Обломов под влиянием Ольги? (Глава 11)

(Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)

Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.

«…уж прочел несколько книг…»

Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина «полувозрождения» Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь.

«Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» (глава 11)

Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви». (глава 11)

«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка». (глава 11)

Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.

«…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»

И вот он пишет письмо Ольге.

Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (Читаю фрагментами) (Глава 10)

Беседа после прочитанного.

- Зачем Обломов пишет Ольге письмо?

- Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?

Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу, нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.

И герои вновь охвачены поэзией любви.

Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.

Чтение в ролях эпизода «Предложение Обломова». (Глава 12)

- Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.

Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.

Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.

Е. Краснощекова:

«Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…

Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.

Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения».

Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.

Третья часть романа - об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Любовная тема в романе И. А. Обломов»

Мелодией одной звучат печаль и радость. А. Блок

« Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом… Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Ольга Ильинская

Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения.

«…уж прочел несколько книг…» Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина « полувозрождения » Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь. «Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви».

«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка» Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги. «…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»

Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы. Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.

До «нечаянного» признания Обломова легка, всегда весела, жива, “отчасти насмешлива”, открыта, доверчива, простодушна, неуверенна, “зависима” от Штольца После признания задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, расчётлива, сдержанна, боязлива, “на одном уровне” со Штольцем. Ильинская

Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна… Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья. Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения». Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.


Поделиться