Презентация на тему "занятость и безработица". Методическая разработка урока обществознания на тему: "Занятость и безработица" Контроль темы номер 10 занятость и безработица

Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики - безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.

Задачи урока:

  • Обучающие : сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;
  • Развивающие : развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, владение основами проектно-исследовательской деятельности; формировать умение работать в группе;
  • Воспитательные : экономическое, правовое воспитание.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально- трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально- трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование урока: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; ИПАК; презентация; раздаточный материал: фрагменты документов; тестовые задания.

Основные понятия: занятые, безработица.

План урока:

1. Причины, виды и формы безработицы.
2. Государственная политика в области занятости.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Подготовка класса к работе.

II . Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.

III . Актуализация знаний

Организация беседы по теме «Занятость и безработица». Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: безработица - зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным?

IV . Изучение нового материала

Причины, виды и формы безработицы

Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Преподаватель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника (§ 10), фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.

Экономически активное население (совокупная рабочая сила ) - всё трудоспособное население.

Занятые - та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные - относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Безработица - социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Характеризуя понятие «занятость», преподаватель рекомендует обучающимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью преподаватель организует работу обучающихся с документом в конце § 10. Анализ данного текста и выполнение заданий к нему подводят обучающихся к выводу о том, что занятость в России определяется рыночными законами. Это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица. Обучающиеся, анализируя предложенные статистические данные, реальные факты современности, подчёркивают закономерный характер этого явления для рыночной экономики.
Преподаватель, используя презентацию к уроку и тестовое задание (раздаточный материал), организует работу обучающихся над вопросом «Критерии отнесения граждан РФ к категории безработных».
Обучающиеся заполняют таблицу, отвечают на вопрос.

При изучении причин, видов и форм безработицы класс делится на три группы. Группам предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:
- 1 группа - причины безработицы;
- 2 группа - виды безработицы;
- 3 группа - формы безработицы.

Обучающиеся в группах выполняют задания, готовят продукт, который представляют к защите, а затем обсуждают полученные результаты работы.
1 группа - причины безработицы.

Вывод, к которому приходят обучающиеся: наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

2 группа - виды безработицы.

Основные виды безработицы

Фрикционная

Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую

Смена места жительства;
- недовольство зарплатой;
- разочарование в профессии.
Особенность - непродолжительность.

Структурная

Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации

Изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам.
Особенность - исчезновение и появление профессий.

Циклическая

Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

Возникает в период спада;
- исчезает или сокращается в период подъёма.
Особенность - привязана к продолжительности фаз экономического цикла.

Сезонная

Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)

Обучающиеся приходят к выводу, что фрикционная безработица и структурная безработица составляют ествественный уровень безработицы (при этом уровне занятость считается полной, естественной).

фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы

3 группа - формы безработицы.

Основные формы безработицы

Открытая

Человек трудоспособного возраста не имеет постоянной работы и источника доходов, но активно их ищет

Скрытая

Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Текучая

Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

Застойная

Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы

Закрепить основные понятия и положения первого пункта плана урока обучающимся поможет решение тестовых заданий (раздаточный материал).

Государственная политика в области занятости.

При изучении второго пункта плана преподаватель предлагает обучающимся, опираясь на таблицу «Позитивные и негативные последствия безработицы» (раздаточный материал), раскрыть

Последствия безработицы

Позитивные

Негативные

- формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;
- сдерживаются требования профсоюзов в

Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;
- снижение уровня жизни населения

части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;
- усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений);
- потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;
- моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности

Обучающиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом, заполняют таблицу «Безработица и её последствия», комментируют её.

Безработица и её последствия

Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
- год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
- увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.

Обсуждение с обучающимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы.

Преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости путём самостоятельного изучения учебного текста (§ 10).

Активизировать познавательную деятельность обучающихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассматриваемой проблеме поможет:
- проведение мини- социологического опроса «Как увеличить занятость, сократить безработицу?»;
- привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни.

Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;
2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;
3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;
4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;
5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?

Завершая обсуждение данных вопросов, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с советами рубрики «Практические выводы» (учебник, § 10). Данные советы помогут обучающимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка, повысить свою конкурентноспособность.

V . Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.

VI . Итоги урока. Рефлексия

Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.

VII . Задание на самоподготовку

Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.
Параграф 10.
Базовый - вопросы к параграфу 10.
Углублённый - мини- проект «Как сократить безработицу, увеличить занятость».

Литература:

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Басик Н.Ю. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень. М., 2014.
  2. Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М., 2015.
  3. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., 2014.

1 вариант.

    Что является лишним в перечне основных механизмов рынка труда?

А) спрос б) предложение в) равновесная цена

Г) государственный заказ

2. Безработица, возникающая по причине невостребованности специальности в связи с ее устареванием, называется:

3. Что является лишним в перечне политики государства в области занятости:

А) переподготовка б) содействие во временном трудоустройстве

В) общественные работы г) уголовная ответственность

4. Кто не относится к экономически активному населению:

А) безработный, ищущий работу

Б) строитель с 20 летним стажем работы

В) учитель, находящийся в отпуске

Г) 15, летний юноша, подрабатывающий грузчиком

5 . Какое слово пропущено?

Рыночное предложение на рынке труда находится в прямой зависимости от ставка...............................................................

6. Прочитайте, приведенный ниже текст. Определите, какие положения носят:

А) фактический характер Б) оценочный характер

(1) Заместитель министра труда и социального развития заявил, что на одну вакансию в России приходится 11 соискателей. (2) По официальной статистике, количество безработных в стране равняется 7 миллионам. (3)Но в министерстве считают, что данные ошибочны и реальное число безработных на 10 миллионов больше. (4) Огромную конкуренцию на рынке неквалифицированного труда россиянам создали гастарбайтеры из бывших республик Советского Союза.

1

2

3

4

7. Приведите три аргумента о пользе безработицы.

Тема: «Занятость и безработица»

2 вариант.

1. Что является выражением цены труда?

А) заработная плата б) объем выполненных работ

В) затраченное время г) результаты труда

2. Безработица, вызванная экономическим спадом в стране, сокращением производства, изменением потребительского спроса, называется:

А) фрикционная Б) структурная в) цикличная

3. Развитие информационного общества способствовало росту спроса на услуги программистов и компьютерных аналитиков. Этот пример отражает ситуацию на рынке:

А) информации б) товаров и услуг в) труда г) капитала

4. Кто из перечисленных ниже не является участником рынка труда?

А) пенсионер, работающий сторожем

Б) молодой специалист с отличным дипломом

В) квалифицированный бухгалтер средних лет

Г) подросток 14 лет

5. Найдите и назовите термин, выпадающий из логического ряда:

Занятость, безработица, квалификация, гражданство, Трудовой Кодекс РФ..........................................................................................

6. Составьте сложный план по теме «Безработица».

7. Приведите три аргумента о вреде для общества безработицы.

    1. Тест (10 б):

    А)

    ВВП;

    Снижению роста ВВП.

    Б)

    3. - это часть трудоспособного населения, которая:

    Б)

    1. Потенциальный уровень ВВП - это такой объем производства, при котором:

    5. Безработные - это:

    Б)

    6. Занятые - это часть трудоспособного населения, которая:

    А)

    В)

    В) увеличится.

    В)

    А)

    II

    1. Трудоспособное население
    2. Нетрудоспособное население
    3. Экономически активное население
    4. Добровольно незанятые
    5. Занятые
    6. Безработные
    7. Норма безработицы

    III . Задача (3б)

    Определить, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население - 100 млн.чел., неработающие - 46 млн.чел., норма безработицы - 10%.

    Решение: Занятые = население - неработающие = 100-46=56 млн.чел.

    Х/54+Х=10%, где Х - число безработных. Откуда Х = 6 млн.чел.

    46-6=40 млн.чел. - число трудоспособных, которые не намерены работать.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по экономике по теме "Экономический цикл, занятость и безработица"»

Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса

по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица»

1 вариант

    Тест (10 б):

    Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла

А) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;

Б) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;

В) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна.

А) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;

Б) изменение величины инвестиций приводит к изменению равновесного уровня

В) достижение в ходе циклического подъема пика, как правило, приводит к

снижению темпа роста ВВП.

А) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;

А) работает по найму, занимается предпринимательством, учится и занимается домашним хозяйством;

Б) равна сумме занятых и безработных;

В) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных.

А) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

Б) остается за вычетом безработных;

В) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать.

6. Безработные – это:

А) неработающая часть трудоспособного населения;

Б) трудоспособные, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

А) уменьшится; Б) остается неизменной; В) увеличится.

А) рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;

Б) снижение нормы естественной безработицы;

В) снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня.

А) неполное использование ресурсов экономики;

Б) сокращение инвестиций в новую технологию;

В) рост личных потребительских расходов населения.

А) безработный намерен эмигрировать со своей семьей в другую страну;

Б) безработный открывает собственное дело;

В) безработный обязан погасить задолженность по потребительскому кредиту.

II . Установите соответствие между понятием и его определением (7 б):

    Фрикционная безработица

    Структурная безработица

    Технологическая безработица

    Полная занятость

    Циклическая безработица

    Скрытая безработица

1-Е, 2-Б, 3-Д, 4- A , 5-Г, 6-Ж, 7-В

III . Задача (3 б)

Решение: U /60 млн.чел.=6%, откуда U =3,6 млн. чел., Е(занятые)=60-3,6=56,4млн.чел.

Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса

по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица»

    Тест (10 б):

1. Укажите, в чём проявляется принцип акселерации

А) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;

    Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла

А) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;

Б) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;

В) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна.

3. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:

А) работает по найму, занимается предпринимательством, учится и занимается домашним хозяйством;

Б) равна сумме занятых и безработных;

В) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных.

    Потенциальный уровень ВВП – это такой объем производства, при котором:

А) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;

Б) ВВП достиг своего максимального

5. Безработные – это:

А) неработающая часть трудоспособного населения;

Б) трудоспособные, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

6. Занятые – это часть трудоспособного населения, которая:

А) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

Б) остается за вычетом безработных;

В) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать.

7. К числу социальных последствий безработицы могут быть отнесены:

А) рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;

Б) снижение нормы естественной безработицы;

В) снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня.

8. Как изменится норма безработицы, если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится:

А) уменьшится; Б) остается неизменной; В) увеличится.

9. Единовременная выплата всей суммы полагающегося безработному пособия допускается в том случае, когда:

А) безработный намерен эмигрировать со своей семьей в другую страну;

Б) безработный открывает собственное дело;

В) безработный обязан погасить задолженность по потребительскому кредиту.

10. Экономическими последствиями роста безработицы являются:

А) неполное использование ресурсов экономики;

Б) сокращение инвестиций в новую технологию;

В) рост личных потребительских расходов населения.

II . Установите соответствие между понятием и его определением (7 б):

    Трудоспособное население

    Нетрудоспособное население

    Экономически активное население

    Добровольно незанятые

  1. Безработные

    Норма безработицы

А. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Б. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения.

В. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных.

Г. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте.

Д. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу.

Е. Часть трудоспособного населения, включающая занятых и безработных.

Ж. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения.

1-Б, 2-Г, 3-Е, 4-Ж, 5-А, 6-Д, 7-В

III . Задача (3б)

Определить, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население – 100 млн.чел., неработающие – 46 млн.чел., норма безработицы – 10%.

Решение: Занятые = население – неработающие = 100-46=56 млн.чел.

Х/54+Х=10%, где Х – число безработных. Откуда Х = 6 млн.чел.

46-6=40 млн.чел. – число трудоспособных, которые не намерены работать.

Итого: 10+7+3=20 б «5» - 17-20 б «4» - 13-16 б «3» - 7-12

Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса

по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица»

1 вариант

    Тест (10 б):

    Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла

А) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;

Б)от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;

В) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна.

2. Укажите, в чём проявляется принцип акселерации

А) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;

Б) изменение величины инвестиций приводит к изменению равновесного уровня

В) достижение в ходе циклического подъема пика, как правило, приводит к

снижению темпа роста ВВП.

    Потенциальный уровень ВВП – это такой объем производства, при котором:

А) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;

Б) ВВП достиг своего максимального уровня;

В) ВВП находится на оптимальном уровне.

4. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:

А) работает по найму, занимается предпринимательством, учится и занимается домашним хозяйством;

Б) равна сумме занятых и безработных;

В) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных.

5. Занятые – это часть трудоспособного населения, которая:

А) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

Б) остается за вычетом безработных;

В) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать.

6. Безработные – это:

А) неработающая часть трудоспособного населения;

Б) трудоспособные, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

7. Как изменится норма безработицы, если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится:

А) уменьшится; Б) остается неизменной; В) увеличится.

8. К числу социальных последствий безработицы могут быть отнесены:

А) рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;

Б) снижение нормы естественной безработицы;

В) снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня.

9. Экономическими последствиями роста безработицы являются:

А) неполное использование ресурсов экономики;

Б) сокращение инвестиций в новую технологию;

В) рост личных потребительских расходов населения.

10. Единовременная выплата всей суммы полагающегося безработному пособия допускается в том случае, когда:

А) безработный намерен эмигрировать со своей семьей в другую страну;

Б) безработный открывает собственное дело;

В) безработный обязан погасить задолженность по потребительскому кредиту.

II . Установите соответствие между понятием и его определением (7 б):

    Фрикционная безработица

    Структурная безработица

    Технологическая безработица

    Естественный уровень безработицы

    Полная занятость

    Циклическая безработица

    Скрытая безработица

А. Уровень безработицы, который складывается когда существует только фрикционная и структурная форма безработицы.

Б. Безработица, которая вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее, т.е. структуре рабочих мест.

В. Форма безработицы, связанная с теми случаями, когда люди работают неполную рабочую неделю или когда они не регистрируются на бирже труда, как безработные.

Г. Уровень занятости, при котором существует только фрикционная и структурная безработица.

Д. Разновидность структурной безработицы, связанная с введением в производство трудосберегающего оборудования.

Е. Форма безработицы, связанная с переходом рабочих с одного предприятия на другое.

Ж. Безработица, которая возникает и растёт во время циклического спада.

III . Задача (3 б)

Чему равно число занятых и безработных, если известно, что экономически активное население равно 60 млн. человек, а норма безработицы равна 6 %?

Итого: 10+7+3=20 б «5» - 17-20 б «4» - 13-16 б «3» - 7-12

Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса

Слайд 2

План

Что же продаётся и покупается на рынке труда? Как работает сам рынок, как формируются и взаимодействуют между собой спрос, предложение и рыночная цена? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным? Заключение.

Слайд 4

Рынок труда- это вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворить потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и др. выгоды.

Слайд 5

Кто покупается?

Работник с его способностями, навыками на определенный срок для создания конкретных экономических благ.

Слайд 6

Рынок труда

Основные участники рынка РаботникиРаботодатели

Слайд 7

Каждый работник получает доход от своего труда в виде заработной платы

Слайд 8

Заработная плата сдельная повременная

Слайд 9

Рынок труда

Равновесие на рыке труда устанавливается, если ставка заработной платы, по которой работники готовы продать услуги своего труда, соответствует ставке, по которой работодатели готовы приобрести то же самое количество труда.

Слайд 10

Ещё одна особенность рынка труда Существует предел падения цены на товар, т.е. минимальная цена, ниже которой он не может стоить, т.е. минимальный размер зарплаты. Он должен определяться прожиточным минимумом

Слайд 11

Прожиточный минимум

Уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека. (затраты на питание, одежду, жильё и т.п)

Слайд 12

Занятость

Определенная деятельность граждан на законной основе, которая приносит доход.

Слайд 13

Историческая спрвка

Сов. период « Кто не работает, тот не ест» Право на труд и обязанность трудится. Сейчас. Право на труд, если ты его найдешь, т.е. экономическая свобода.

Слайд 14

Безработица

Социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Слайд 15

Слайд 16

Фрикционная безработица

Возникает вследствие перемены места жительства, несовершенства трудового законодательства, низкой мобильности работников. Непродолжительна.

Слайд 17

Структурная безработица

Связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие НТР. Причины Изменения в экономике отдельные виды товаров исчезают (пишущие машинки) международная конкуренция, ЕСЛИ НАШИ ТОВАРЫ ВЫТЕСНЯЮТСЯ ЗАРУБЕЖНЫМИ

Слайд 18

Циклическая безработица

Возникающая в период циклического спада и исчезающая в период циклического подъёма. Пик такой безработицы приходится на спад (кризис) экономики, а минимум - на подъём.

Занятость – это деятельность людей (населения), которая не противоречит законам страны, и направлена на создание благ и услуг для удовлетворения потребностей общества. Она приносит человеку заработок или доход.

К занятому населению относятся:

Работники по найму. (Их нанимает работодатель за вознаграждение (заработную плату)).

Люди, самостоятельно обеспечивающие себя работой. Это предприниматели, фермеры, члены кооперативов, студенты колледжей, высших учебных заведений.

Военнослужащие и другие.

Любая страна стремится обеспечить работой тех, кто может и желает работать.

Цель национальной экономики обеспечение наиболее полной занятости населения.

Необязательно, чтобы все трудоспособные люди были заняты какой-либо деятельностью. Обеспечить всех работой практически невозможно и это неэффективно.

Поэтому выделяют рациональную занятость и эффективную занятость.

- рациональная занятость – это занятость, которая способствует наиболее полному использованию трудовых ресурсов;

- эффективная занятость – это такая занятость, которая обеспечивает высокую эффективность производства.

Ещё существуют:

- неполная занятость. Это ситуация, когда человек работает в условиях сокращённого рабочего дня или сокращённой рабочей недели;

- вторичная занятость . Это дополнительная работа человека помимо его основной работы;

- сезонная занятость . Человек работает только в определённый период времени года. (Например , уборка урожая).

Если все желающие работать люди не обеспечены работой, то в стране существует безработица.

Безработица – это временная незанятость трудоспособного населения.

По определению Международной организации труда (МОТ), безработным является человек, который может и хочет работать, но не имеет рабочего места.

Существует много причин появления безработицы .

Основной причиной является циклическое развитие экономики . Во время кризиса спрос на продукцию падает. Фирмы сокращают объём производства и меньше нанимают рабочих. Появляется безработица.

Во время подъёма экономики всё происходит наоборот: спрос на товары растёт, фирмы начинают расширять производство. Растёт спрос на рабочую силу, и безработица уменьшается.

Безработица также может возникнуть из-за внедрения в производство достижений научно-технического прогресса (НТП). В результате этого ликвидируются старые профессии и люди остаются без работы. Чтобы они могли работать на новых рабочих местах, необходимо их переучивать. На это требуется определённое время.

Различают следующие виды безработицы:

- структурная . Она возникает в связи с внедрением в производство достижений НТП и с изменением структуры экономики;

- фрикционная . Она связана со сменой места жительства. На новом месте человек временно не имеет работы, то есть он безработный, но он ищет работу и через некоторое время её находит. Фрикционная безработица в стране существует всегда.

- циклическая . Она связана с цикличностью развития экономики;

- сезонная . Возникает потому, что спрос на рабочую силу в отдельных отраслях экономики разный в различное время года (например, в сельском хозяйстве урожай собирают в определённое время года – осенью);

- добровольная . Люди не хотят работать из-за низкой заработной платы, плохих условий труда, отдалённости места работы от места жительства и по другим причинам. Такая безработица существует при наличии рабочих мест.

Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы. В настоящее время он равен 6 %.

Фактический уровень безработицы в условиях полной занятости определяется по формуле:

уровень количество безработных

безработицы = _________________ х 100 %.

количество рабочей силы

Безработица имеет отрицательные последствия как для экономики в целом, так и для каждого безработного человека.

    Экономические последствия .

Безработица ведёт к значительным потерям: меньше производится товаров и услуг. Поэтому ВВП (валовой внутренний продукт) меньше, чем он мог бы быть, если бы не было безработных.

Взаимосвязь между потерями и безработицей определил учёный Артур Оукен.

Эта взаимосвязь получила название «Закон Оукена»: каждый 1% прироста безработицы сверх её естественного уровня приводит к снижению (потере) ВВП на 2,5 %.

Пример: фрикционная безработица = 5%;

структурная безработица = 3%;

фактический уровень безработицы = 10%.

Вопрос: сколько составят потери ВВП?

Решение: 1) Естественный уровень безработицы составляет 8 % (5 % + 3 % = 8 %);

2) Фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 2 % (10 % - 8 % = 2 %);

3) Потери ВВП = 5 % (2 % х 2,5 (число Оукена) = 5 %);

2. Социальные последствия безработицы :

Она снижает уровень жизни людей. Они становятся беднее, потому что не получают заработную плату;

Появляются конфликты в семье потому, что нет денег на продукты питания, на одежду, на воспитание детей;

Увеличивается количество преступлений: люди воруют деньги, товары, убивают друг друга из-за денег;

Увеличивается количество больных людей: болеют от недостатка питания, у них развиваются нервные заболевания и другое.

Поделиться