Проект маленькие исследователи средняя группа. Проект «Маленькие исследователи» (средняя группа). Опытническая деятельность детей

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный – 1 год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.

Задачи проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

Материально-техническое:

Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

Подбор иллюстраций, детской литературы;

Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

Оформление “детской лаборатории в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

Для чего нам нужна лаборатория в группе?

Для чего нужны эксперименты?

Вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

Что такое микроскоп и лупа?

Какие вещества растворяет вода?

Почему дует ветер?

Почему не тонут айсберги?

Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

Проделать эксперименты и опыты.

Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители”

Работа с детьми

Месяц Формы работы
Сентябрь Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Октябрь Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.

Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент “Родственники стекла”.

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Декабрь Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Январь Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Февраль Эксперимент “Испытание магнита”.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент “Необычная скрепка”.

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Март Эксперимент “Волшебный шарик”.

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Эксперимент “Что такое молния”.

Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Эксперимент “Почему горит фонарик”.

Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Апрель Эксперимент “Сила тяготения”.

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”.

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Май Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями

Месяц Формы работы
Сентябрь Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Октябрь Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.
Ноябрь Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
Декабрь Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.
Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Февраль Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Март Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.
Апрель Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.
Май Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Участие детей в проекте "Маленький исследователь на даче" позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель: Заинтересоватьдетей наблюдать за жизнью культурных растений

Задачи:

  • Расширять представление об овощах, ягодах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления в нашей стране.
  • Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах(в нашем случае об овощах, ягодах)
  • Совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности воспитанников.
  • Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа.
  • Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) .
  • Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.

Продолжительность проекта: апрель – август.

Участники проекта:

  • Дети группы «Радость»
  • Родители
  • Воспитатель группы - Григорьева Татьяна Николаевна

Предполагаемые результаты:

1. Подготовка индивидуальных исследовательских проектов:

«Овощи, полезные всем» - Миша Чердаков.

«Полезные овощи» - Даниил Колотов.

«Дыня - это овощ, или фрукт» - Ангелина Николаева.

«Синьор Помидор» - Аня Кольченко.

«Ягода - малина» - Игорь Коростылев.

2. Знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить их них, как заготавливают овощи на зиму.

3. Составлять описательный рассказ об овоще использованием опорной схемы.

4. Подобрать интересный познавательный материал по своему проекту

Перечень форм и методов реализации проекта

  • Игры – путешествия.
  • Наблюдение на огороде «Наши растения».
  • Занятия в игровой форме.
  • Подвижные, дидактические, настольные, сюжетно - ролевые игры.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Загадки, пословицы и поговорки.

Этапы реализации проекта

1. Ознакомительный (подготовительный).

2. Основной (исследовательский).

3. Заключительный (презентация).

1. Апрель – постановка познавательной задачи перед детьми и родителями, выбор темы наблюдения, планирование работы по проекту, посадка семян на рассаду.

2. Май – наблюдение за пробуждением земли. Формирование практических навыков подготовки земли к посадке огорода. Наблюдение за ростом семянв грунте.

3. Июнь – высадка рассады помидор в грунт: практические навыки (прополка клубники, полив). Закрепление понятий: семена, всходы, ростки; рассказ родителей о том, как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице. Сбор урожая огурцов, ягод.

4. Июль – прополка, уход за растениями огорода; наблюдение за изменениями, происходящими в развитии растений; наблюдение за насекомыми, прилетающими в огород.

5. Август – наблюдение за созреванием ягод - малины. Сбор урожая помидор, дыни, тыквы. Закреплениезнаний, полученных детьмив ходеработы по проекту.

В ходе проекта.

Работа с детьми:
Проведение дидактических игр: «Огород сажаем сами», «Где вершки, где корешки», «С какой ветки ягодки», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Угадай, что в мешочке», «Узнай по запаху».

Словесные игры «Скажи ласково», «Объясни словечко», «Какой сок из...»
Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
Заучивание стихов об овощах - Е. Благинина «Приходите в огород», В.Волина «Наша грядка» Совместная работа детей и родителей:
Сбор информации: подбор иллюстраций, художественной литературы; рассматривание энциклопедий; разгадывание и загадывание загадок, проведение викторины «Овощи, полезные всем!».

Наблюдение в огороде за ростом растения, зарисовка этапов роста растений в альбоме наблюдений.

Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом томатов).

Опыт с помидорами - «пасынкование».

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Исследовательская деятельность на даче». Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Консультации «Что за полезные овощи!»
Фоторепортаж «Дыня - это овощ, или фрукт»; «Овощи полезны всем»; «Синьор Помидор»; «Полезные овощи»; «Ягода - малина».

Участие в презентации проекта, дегустация овощных блюд (салаты, соки, варенье) . Вручение дипломов.

Работа воспитателя

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

2. Составление плана работы над проектом.

3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.

4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

6. Изготовление дидактических игр и пособий

Подготовительный этап

  • Беседа с детьми познавательного характера «Как вырастить овощи?»

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

  • Рассказ медсестры на тему «Витамины и здоровье»

Цель: Познакомить детей с пользой витамин для здоровья детей.

  • Дидактическая игра «Что, где растет?»

Цель: Научитьклассифицировать растения по месту их произрастания.

  • Чтение художественной литературы

Цель: Развивать у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Н. Носов «Огурцы», «Огородники».

В. Сутеева «Мешок яблок».

Ю. Тувим «Овощи».

Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали».

Разучивание пальчиковой гимнастики "Хозяйка однажды с базара пришла»

  • Загадки об овощах.

Цель: Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи.

Исследовательский этап

  • Наблюдение за ростом растений на огороде Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений .
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»

Цель: Научить определять части у разных растений; находить общее и отличительные признаки.

  • Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.

Цель: Выявить свойства земли необходимые для роста растений; насколько необходима вода растениям; роль солнечного света в жизни растений; насколько растение нуждается в уходе.

  • Подвижная игра «Садоводы»

Цель: Закрепить представление детей о способах посадки плодово-ягодных культур; развивать интерес к посадке растений.

  • Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Цель:Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Презентация проекта «Витамины и здоровье»

Цель : Формировать представление детей о роли витаминов и жизни человека. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Воспитатель: Ребята, что вы делаете для того, чтобы поддержать наш организм всегда крепким и здоровым?

А что такое витамины и минеральные вещества?

Кто думает иначе? Правильно, витамины – это такие вещества, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности нашего организма. Первоисточниками витаминов обычно служат растения.

Расскажите, ребята, какие вы знаете витамины и для чего они нужны.

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях ваши мамы. Вместе с ними с ранней весны наши ребята вырастили урожай, богатый витаминами.

Выступление родителей и детей.

1. «Овощи, полезные всем» - Ирина Евгеньева и Миша Чердаков рассказали о полезных свойствах огурцов.

2. «Синьор Помидор» - Аня Кольченко и Екатерина Владимировна показали, какой урожай томатов собрали на садовом участке, и рассказали сказку «Почему помидор красный?»

Игра «Мы считаем».

Раз, два, три, четыре, пять –

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

Один огурец.(Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

Два огурца.

(Счет в игре идет до пяти).

3. «Дыня - это овощ, или фрукт» - Наталья Владимировна и Ангелина Николаева угостили ребят вкусной и ароматной дыней.

4. «Полезные овощи» - Даниил Колотов и Елена Михайловна рассказали о том, как вырастили на грядке тыкву, и какие вкусные блюда можно приготовить.

5. «Ягода - малина» - Игорь Корастылёв и Екатерина Викторовна напомнили детям о полезных свойствах малины, а также приготовили малиновый морс.

Во второй части проекта родители приготовили овощную нарезку из помидор и огурцов, угостили ребят ароматной дыней и малиновым морсом. Из тыквы сделали замечательную поделку «Хозяйка урожая».

Участники проекта были награждены благодарностями за активную и творческую работу.

Список литературы:

1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

2. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

Проект «Маленькие исследователи»

Пустобаева Надежда

Александровна, воспитатель

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный – 1 год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. «Игры с водой и песком», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. «Опыты с песком и глиной», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

6. Интернет-ресурсы.

Материально-техническое:

Подборка консультативного материала для детей и родителей;

Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

Подбор иллюстраций, детской литературы;

Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

Оформление «детской лаборатории» в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников».

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование».

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

Экскурсия в «детскую лабораторию2. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

Для чего нам нужна лаборатория в группе?

Для чего нужны эксперименты?

Вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

Что такое микроскоп и лупа?

Какие вещества растворяет вода?

Почему дует ветер?

Почему не тонут айсберги?

Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

Проделать эксперименты и опыты.

Задать свои вопросы родителям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители»

Работа с детьми

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Октябрь

Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь

Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.

Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент “Родственники стекла”.

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Декабрь

Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Январь

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Февраль

Эксперимент “Испытание магнита”.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент “Необычная скрепка”.

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Март

Эксперимент “Волшебный шарик”.

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Эксперимент “Что такое молния”.

Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Эксперимент “Почему горит фонарик”.

Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Апрель

Эксперимент “Сила тяготения”.

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”.

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Май

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями

Октябрь

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Ноябрь

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Декабрь

Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.

Январь

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Февраль

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Апрель

Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

Май

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?».

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.


Проект
"Маленькие исследователи" – «Научные сотрудники» - «Ученые»
Дошкольники - прирожденные
исследователи. И этому подтверждение
их любознательность, постоянное
стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение
в проблемной ситуации. Задача педагога –
не пресекать, а наоборот, активно
помогать.
Н.Н.ПоддьяковАктуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Тип проекта комплексный: исследовательско-творческий, информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Сроки реализации: долгосрочный – 3 года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (4-7 лет), родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через экспериментирование.
Задачи проекта:
Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;
Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;
Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников», Дыбина О.В. 2013 г.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительные группы. 2011г.
3.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. 2010г.
4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. 2005г.
5. Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие/Под ред. Л.Н. Прохоровой. 2003г.
6. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
7. «Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия для дошкольников», Дыбина О.В. 2013г.
8. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В. 2013г.
Материально-техническое:
- разработка конспектов занятий и игр по экспериментированию;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление «детской лаборатории» в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный этап
Создание технической базы для детского экспериментирования («детская лаборатория», оборудование, природные материалы);
Анализ методической литературы;
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”;
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми;
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях;
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории;
-Пошив специальной формы для занятий экспериментированием: белые халаты, головные уборы.
II. Реализация проекта
Теоритическая часть: беседа и рассматривание иллюстраций, чтение детской литературы: кто такие ученые, что такое лаборатория, ее назначение;
Практическая часть: проведение познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование), согласно перспективному тематическому планированию.
III. Заключительный проект
Диагностика (результативно-сравнительный анализ)
Новизна разработки.
В своем проекте я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Данный проект будет реализоваться три года на базе одной группы с одним воспитателем, возраст детей: от 4 до 7 лет (начиная со средней группы и заканчивая подготовительной к школе группой).
Почему я выбрала именно этот возраст с 4 до 7 лет?
С 4-х лет дети становятся любознательнее, начинает развиваться образное мышление, фантазия, увеличивается устойчивость внимания, сосредоточенность. В начале на раннем этапе экспериментирования дети в средней группе будут «маленькими исследователями», повзрослев за год и набравшись опыта по экспериментированию, дети в старшей группе становятся «научными сотрудниками», а в подготовительной группе дети вырастают до «ученых».
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Ожидаемые результаты.
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо-плохо.
Дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным. Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Перспективный план работы с детьми по проекту «Маленькие исследователи» в средней группе (4-5 лет)
Месяц Форма работы
сентябрь 1. Знакомство с «детской лабораторией»
Цель: сформировать представления детей о том, кто такие ученые, о назначении «детской лаборатории» и культуре поведения в ней.
2. Занятие «Почему песок хорошо сыплется?»
Цель: выделить свойства песка и глины: рыхлость, сыпучесть, познакомить детей с песочными часами.
3. Эксперимент: «Какая бывает вода»
Цель: сформировать представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.
4. Эксперимент: «Вода-растворитель. Очищение воды»
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; познакомить с правилами поведения при работе с различными веществами.
октябрь 1. Эксперимент «Куда делась вода»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды)
2. Наблюдение «Что у нас под ногами?»
Цель: подвести понимание детей к тому, что опавшие листья являются «кормом» для самих же растений.
3. Занятие «Что стало с опавшими листьями?»
Цель: обратить внимание на изменение опавших листьев в куче.
4. Эксперимент-развлечение «Путешествие Капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнера доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь 1. Занятие «Путешествие в царство комнатных растений»
Цель: закрепить с детьми знания названий комнатных растений; обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
2. Наблюдение «Кому лучше?» Посадка двух одинаковых отростков герани: в воду, в почву.
Цель: определить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
3. Эксперимент «Вдох-выдох»
Цель: расширить представление детей о воздухе, способах его обнаружения, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
4. Занятие «Знакомство с мелом и углем».
Цель: сформировать представление детей о свойствах мела и угля, рассмотреть данные породы, сравнить их, обратить внимание детей, что они твердые, но в тоже время хрупкие, легко ломаются, раскалываются, оставляют следы. Организовать для детей рисование мелом и углем.
декабрь 1. Эксперимент «Кто помог определить запах?»
Цель: дать детям представление о значении органа обоняния – носа; упражнять в различении запахов (приятный, неприятный, резкий, ароматный, нежный, цветочный и др.). Материалы: баночка с мазью, шампунь, детский крем, духи, лавровый лист, помада, зубная паста, конфета, лук, чеснок, свежий огурец, банан, лимон.
2. Занятие «В мире стекла»
Цель: познакомить детей со стеклянной посудой, помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое), закрепить правила обращения со стеклом.
3. Эксперимент «Волшебные стеклышки»
Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем, объяснить, для чего они нужны человеку.
4. Наблюдение «Где лучше расти?» Посадка отростков традесканции в два горшка: с плодородной почвой, с песчано-глинистой смесью.
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
январь 1. Эксперимент «Разноцветные сосульки»
Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.
2. Занятие «Приключение карандаша».
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева; развивать логическое мышление, пополнить словарный запас: «шероховатый», «хрупкий», «твердый», «легкий».
3. Эксперимент «Дерево умеет плавать»
Цель: расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
4. Занятие «Путешествие в прошлое бумаги»
Цель: познакомить детей с историей бумаги, с ее современными видами.
февраль 1. Занятие «Узнай все о себе, шарик»
Цель: познакомить детей с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
2. Занятие «В мире пластмассы»
Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная); воспитать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
3. Занятие «Сравнение металла и стекла»
Игра «Веселый трамвай»
Цель: познакомить с качествами и свойствами металла и стекла путем сравнения.
4. Посадка лука.
Цель: познакомить детей со строением луковицы, с условиями, необходимыми для роста растения, воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
март 1. Занятие «Где лучше цветы растут?» (посев цветов на рассаду в два горшка: с плодородной почвой, неплодородной почвой)
Цель: установить зависимость растений от почвы, зависимость факторов неживой природы от живой.
2. Занятие «Посев семян помидоров на рассаду»
Цель: подвести представление детей к пониманию условий, необходимых для роста и развития растений (свет, влага, тепло, почва, подкормка)
3. Наблюдения за рассадой цветов и помидоров.
Цель: определить по состоянию растений качество условий, необходимых для качественного роста и развития растений.
4. Занятие «Нужен ли корешкам воздух?» (два одинаковых растения в горшках с плодородной почвой: одно рыхлить, другое-не рыхлить)
Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении. Доказать, что растение дышит.

Апрель 1. Эксперимент «Испытание магнита»
Цель: познакомить детей с физическим явлением-магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
2. Эксперимент «Два магнита»
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
3. Эксперимент «Необычная скрепка»
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.
4. Эксперимент «Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)
май Чудеса «Кокы-колы»
Цель: формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
1. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на зубы» (половину скорлупы куриного яйца погрузить в коку-колу, другую половину - оставить на поверхности, эксперимент должен показать, что половина яйца, погруженная в коку-колу потемнеет, станет неровной, шероховатой, что и происходит с нашими зубами при употреблении кокы-колы)
2. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на ржавчину» (погрузить ржавый гвоздь в коку-колу, при погружении напиток начнет пениться, если вытащить гвоздь из напитка, ржавчина исчезнет, это говорит о том, что в напитке находятся растворители, которые удаляют ржавчину)
3. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на стойкие пятна» (помыть колой чашку с чайным пятном, пятно должно исчезнуть)
4. Эксперимент «В кока-коле очень много сахара» (оставить немного напитка в блюдце на ночь, в результате жидкость испарится, останется тягучий сироп, что доказывает в кока-коле большое содержание сахара)
Перспективный план работы с родителями к проекту «Маленькие исследователи» в средней группе (4-5 лет)
Месяц Формы работы
сентябрь Беседа с детьми в домашних условиях: кто такие ученые; что такое эксперимент.
октябрь Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, одноразовую посуду; сшить халаты и головные уборы для проведение экспериментов.
ноябрь Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.
декабрь Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками вместе с детьми в домашних условиях
февраль Помощь родителей в подборе наглядной информации о пластмассе и его свойствах.
март Предложить родителям приобрести для экспериментирования семена цветов и семян овощей.
апрель Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
май Предложить родителям провести с детьми беседу в домашних условиях на тему «Кока-кола – небезопасный напиток»
Перспективный план работы с детьми по проекту «Научные сотрудники» в старшей группе (5-6 лет)
Месяц Форма работы
сентябрь 1. Занятие «Что есть в почве?»
Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)
2. Занятие «Какие бывают почвы?»
Цель: уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать для дальнейшей экспериментальной деятельности дерновую землю, глину.
3. Занятие «Наши друзья-подземные жители дождевые черви»
Цель: уточнить представление детей об обитателях почвы – дождевых червях, их строении, повадках, значении. Вызвать у детей положительные эмоции, убедить в том, что каждое существо имеет право на жизнь.
4. Занятие «Сбор семян цветов»
Цель: подвести понимание детей к тому, что из цветов можно собрать семена, что цветы – живые существа, которые имеют свойство размножаться.
октябрь 1. Эксперимент «Почему дует ветер»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх-он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый.
2. Эксперимент «Этот удивительный воздух»
Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
3. Занятие «Каждому камешку свой домик»
Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
4. Занятие «Можно ли менять форму камня и глины»
Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

Ноябрь 1. Занятие «Наряды куклы Тани»
Цель: познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
2. Занятие «Знакомьтесь, это капрон!»
Цель: познакомить детей с капроном, его свойствами и качествами; дать детям понятие об «искусственных» тканях.
3. Эксперимент: «Какие предметы могут плавать?»
Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
4. Эксперимент: «Подушка из пены»
Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)
декабрь 1. Эксперимент «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку.
2. Эксперимент «Свет и тень»
Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
3. Эксперимент «Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
4. Занятие «Все увидим, все узнаем»
Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
январь 1. Занятие «Как согреть руки?»
Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
2. Занятие «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
Цель: выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
февраль 1. Эксперимент «Твердая вода. Почему не тонут айсберги»
Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
2. Эксперимент «Изменение объема жидкости»
Цель: выявить изменение объема жидкости при замерзании.
3. Эксперимент «Вода двигает камни»
Цель: выявить, как замерзшая вода двигает камни.
4. Эксперимент «Звенящая вода»
Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
март 1. Эксперимент «Заплесневелый хлеб»
Цель: установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
2. Эксперимент «Растущие малютки»
Цель: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы (на примере молока).
3. Эксперимент «Вкусовые зоны языка»
Цель: определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
4. Эксперимент «Проверка зрения»
Цель: выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.

Ноябрь 1. Занятие «Как появились моря и океаны?»
Цель: объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.
2. Занятие «Живые комочки»
Цель: определить, как преобразовывались первые живые клетки.
3. Занятие «Как появились острова, материки?»
Цель: объяснить происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.
4. Занятие «Почему первые птицы не летали?»
Цель: выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.
декабрь Проведение серии опытов:
1. «Цветы лотоса» (бумага, вода)
2. Чудесные спички» (спички, вода)
3. «Капля-шар» (мука, вода)
4. Сравнить вязкость воды и варенья (вода, варенье)
5. «Куда делись чернила?» (вода, чернила, активированный уголь)
6. «Подводная лодка из винограда» (газированная вода, виноградинка)
январь 1. Занятие «Далеко-близко»
Цель: познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
2. Занятие «Чем ближе, тем быстрее»
Цель: узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.
февраль Работа с микроскопом, наблюдения:
1. Муравей
2. Крыло бабочки
3. Голова мухи
4. Крыло пчелы
5. Челюсти пчелы
6. Птичьи перья
7. Плавник рыбы
8. Собачья шерсть
9. Кошачья шерсть
10. Конечность комара
март 1. Эксперимент «Меня зовут Стеклянчик»
Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора.
2. Эксперимент «Родственники стекла»
Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнивать их качественные характеристики и свойства.
3. Занятие «В мире металлов»
Цель: называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства.
4. Занятие «В мире пластмассы»
Цель: узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмассы (полиэтилен, пенопласт, оргстекло), сравнивать их свойства.

Тема «Мы - маленькие исследователи!»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха и воды через организацию экспериментальной деятельности.

Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и воде. их свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: прозрачный, невидимый, опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, фантазированию, самостоятельности, вызвать желание помочь Весне- Красне.

Предварительная работа: заучивание стихов о весне, о воде, подготовка танца; игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, баночки, смайлики, воздушные гелевые шары, ветряки.

В: Дети, посмотрите сколько гостей к нам пришли, поздоровайтесь с ними!

В: А теперь на татарском языке!

В: Ребята, сегодня к нам в гости придет Весна- Красна. Я хотела вас с ней познакомить.

(Очень грустно) Только почему то ее до сих пор нет! Ваня ей стихотворение красивое выучил. Позвоню- ка я ей. (Звонит)

Дорогая Весна, вы Вас ждем в гости!

В: Ребята, вы готовы спасти Весну - Красну, выполнить задания?

В: Да! Мы готовы выполнить задания, и мы не боимся Злой Феи Зимунды!

В: Ребята, давайте заглянем за окошко. (Достает воздушный шарик с привязанным цветком) Несет.

Читаем задание:

1. "Поймайте воздух"

В: Ребята, А что такое воздух?(Мы им дышим)

Где он находится? (Вокруг нас)

А какой он? (Чистый, прозрачный....

А он пахнет? (Нет)

А где воздух чище- в лесу или в городе?(Ответы)

Да, ребята, воздух в лесу он чище. Потому что деревья в лесу очищают воздух. Но самым лучим очистителем воздуха является дождик. После дождя бывает самый чистый воздух, свежий.

А воздух двигается? .... (да, это ветер)

Как мы узнаем, что ветер на улице? (Деревья качаются)

Давайте поиграем в ветер . Достаем ветряки, дуем.

А как же его поймать?(Достаем целлофановые пакеты , набираем в рот воздух и выдыхаем в пакет и ловим. Завязываем пакет. Трогаем. Какой пакет? (Упругий). Что там? (Воздух).

Вывод: Вот мы и научились ловить воздух. Воздух необходим всем живым существам. Мы не сможем без него жить на нашей планете Земля. Нам нужен воздух чистый и свежий.

2."Подарок"

Нам Весна- Красна прислала подарок. Давайте заглянем, что же там. (Достаем коробку , открываем, там пусто, только внутри лужа. Выливаю в блюдце)

Там ничего нет, только водичка, лужа, 2 бусинки, шарфик, маленькая морковка. Что же там было? (Ответы детей)

Дети, тут записочка . Прочитаем:" Дорогие ребята! Я вам хотела сделать приятное, поэтому посылаю подарок- снеговичка. Помните, зимой вы его на участке слепили. Вот я и решила вам его подарить, чтобы вы вспоминали как с ним играли и веселились" Вот такой у нас подарок получился!

Куда же он делся?(Растаял)

Правильно, растаял. Почему? (Весной тепло. Снег и лед превращаются в воду)

Ну, хорошо, мы эту лужицу тоже в дело пустим, польем нашу рассаду, будет очень хорошо расти. Наливаем воду в лейку и поливаем рассаду.

А на улице куда деваются лужи? (Ответы: Вода уходит в землю, остальная вода испаряется и превращается в облако)

Вот сейчас посмотрим, как облака получаются (На потолке голубые гелевые шары . Берем за ниточки, опускаем

шарики вниз к земле)

Вы будете водой, маленькими капельками. Присядем (Звучит музыка)

А теперь у нас Весна, ярко светит солнышко(ребенок с Солнцем обходит ребят)

(Звучит музыка)

Поднимаем шарики медленно вверх, вот так поднимаются капельки вверх, получаются облака.

Грянет гром(Звучит шум грома и дождя) и во время дождя вода опять прольется на землю! (Шарики вниз)

И снова светит солнце, поднимает капельки вверх,капельки превращаются в пар, становятся легкими, как пушок, и поднимаются в небо.

Для чего нам нужна вода? (Ответы детей) Вы слыхали о воде?

Влада: Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька - замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Вывод: Вода нам очень нужна. Без воды ни одно живое существо жить не сможет. Поэтому мы должны воду беречь. Как? (ответы детей) Все, мы выполнили задание, узнали куда делся подарок Весны?

Снеговик растаял и превратился в облако, он прольется дождиком на наши цветочки на клумбах.

3." Печальное, грустное "

Читаем лепесток."Злая Фея Зимунда всех зверей и насекомых перепутала и теперь они плачут и не знают как вернуться в свои места. где они раньше жили. Давайте им поможем вернуться домой.

Луг, Лес, Водоем. (Дети расставляют зверей, насекомых, рыб, животных в среду обитания)

4."Найди себе друга"

(на столе 10 банок)

Как же нам сейчас найти друзей! Я придумала! Сейчас мы сделаем фокус. возьмите каждый аккуратно в руки банку и увидите что произойдет! (Вода стала цветная)

Теперь вам нужно найти смайлик такого же цвета, что и вода в банке. одеть на шею и поискать себе пару с таким же смайликом и подружиться . Вот такое задание.

Все ребята подружились, молодцы.

Вот мы все задания и выполнили. Давайте все дружно скажем "Ты лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращай нам, Зимунда, Весну- Красну!"

Выходит Весна-Красна: Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, что спасли меня, мне было там так холодно и страшно. Вы все такие умные, храбрые и смелые и самое главное- очень дружные ребята. Поэтому вы и победили злую Фею Зимунду. Она теперь не скоро вернется. Ваня читает стих про весну. Весна благодарит.

Я тоже пришла к вам с подарками. У меня в корзине красивые весенние цветы и угощение для вас (конфеты "Одуванчик")

А теперь наши дружные ребята мы станцую дружный танец.

Поделиться