Проверочная работа зар зор гар гор. Тема. Правописание корней с чередующимися. Тест «Чередующиеся гласные в корне слова»

Тема урока: «Правописание о-а в корнях - ГОР - - - ГАР-, - ЗОР - - - ЗАР-»

Цели:

ü обучающие:

§ познакомить учащихся с правилом правописания о-а в корнях с чередованием;

§ научить правильно обозначать орфограмму;

§ повторить правописание букв о–а в корнях с чередованием - лаг - - -лож-, - кас - - - кос-, - раст - (-ращ-), (-рос-);

Оборудование: компьютер, проектор, карточка эмоционального состояния.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Но у нее есть одно условие: она хочет узнать, насколько хорошо вы усвоили ранее изученный материал. Давайте проверим домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания.

Какие корни с чередующимися гласными мы изучили?

Назовите корни, написание гласной в которых зависит от суффикса - а.

От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием - раст - , (-ращ-), - рос?

III. Индивидуальная работа по карточке.

1. Распределить слова в две колонки в зависимости от способа проверки корневой гласной.

Прикосновение, положение, росток, касание, предлагать, выращенный, приросла, возрастной.

Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени4. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Сиянием).

Обменяйтесь работами, проверьте написанное по образцу.

8. Слово учителя. (Слайд №12)

А сейчас, чтобы порадовать королеву Орфографии, давайте покажем ей свои творческие способности.

Сочинение – миниатюра.

Используя данные словосочетания, напишите сочинение – миниатюру на тему «Утренняя заря».

Тихо разгоралась, утренняя заря, озарились светом, коснулся крыш, загорелись на сугробах.

9. Слово учителя.

Королева Орфография хочет проверить ваши знания. Она предлагает выполнить вам тест.

10. Выполнение теста (с самопроверкой)

Тест «Чередующиеся гласные в корне слова».

А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

Г..ревать, з..ревать, заг..реться 3. ск..сить, прир..щу, з..рька заг..р, з..рница, предл..гать 4. предл..жение, г..ристый, прик..снусь.

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а?

З..ревой, наг..р 3. уг..реть, пол..г приг..реть, оз..ренный 4. прор..сти, р..сток

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется о?

На разг(1)рающейся з(2)ре края высоких облаков г(3)рят розовым светом.

1. 1, 2, 3 3. 2,3

А4. В каком варианте ответа во всех предложениях есть слова с орфограммой «Буквы о-а в корнях - гор - - - гар-, - зар - - - зор-?

1. Небо от з..рниц трепетало.

2. Дети катались с г..ры.

3. Утром солнце разг..ралось медленно.

VI. Итог урока.

А теперь дополним таблицу. От чего зависит выбор гласной в корнях - ГОР- - - ГАР-, - ЗОР - - - ЗАР-?

Когда пишется О, а когда А в этих корнях.

Заполните карточку эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния.

Заполните карточку значками:

Ο – да, Δ – нет,  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Особое мнение, впечатление____________________________________________________

(Поставьте себе итоговую отметку).

VIII. Домашнее задание: § 51, упр. 584. (Слайд №14)

I вариант


1. кр…пива, к…рова 2. бр…гада, д…када
3. л…генда, тр…вога 4. х…дьба, д…ржать
5. с…стема, р…форма

1. к…нава, з…мля 2. тр…вога, б…ррикада
3. в…дяной, л…сной 4. з…мляной, бр…гада
5. с…кунда, вр…мена.

1. заг…реть 2. г…релый 3. выг…рки 4. перег…реть 5. уг…реть.
4. Вставьте орфограммы.
1. скр…пить листы 2. волосы разв…вались на ветру
3. прим…рять перчатки 4. не в…сите над пропастью

    1. на неё падает ударение

      на неё не падает ударение

      после неё стоит гласная

      после неё стоит Е.

6. В корнях – ГАР- - ГОР- пишется О, если

      1. после корня стоит суффикс – А-

        на неё падает ударение

        на неё не падает ударение

        после неё стоит гласная

5. после неё стоит Е.

    на неё падает ударение

    на неё не падает ударение

    после корня стоит суффикс – А-

    после неё стоит Е.

    после неё стоит гласная И

8. Укажите слово - исключение

    Р…стение 2.Р…сток 3.Зар…сти 4.Ср…щение 5. Р…стущий
    9. Укажите правильный вариант расстановки букв в словах
    К…сательная, г…рящий, прик...снуться, г...рение, прик...саться
    1. А. А. О, А, А
    2. О. А, А, А, А
    3. А, О, О, О, А
    4. А. А. А. О, А
    5. А. А. О. А, А
    10. Укажите слова, в котором безударная гласная проверяется ударением

1.Разж…гать 2.Подст…лить 3.Р…стислав 4.Обн…влённный 5.Раств…рить.
11.. Укажите цфру, в которой правильно выделен корень
1. Сокраще- ние 2. Залез – ать 3. Рас – калён – ное 4. У – гор - еть 5. Водорос - ли
12. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем лексического значения слова
1. Основа 2. Корень 3. Приставка 4. Суффикс 5. Окончание

13. Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

2 вариант

1. Выберите строку с проверяемыми гласными в корне слова
1. б…нан, б…нкет 2. ст…кло, пл…щадка
3. б…тарея, бл…када 4. б…гатство, в…теран 5. в…тамин, в…трина.
2. Выберите строку с непроверяемыми безударными гласными в корне слова
1. оз…ро, б…лет 2. б…кал, б…ковой 3. пл…щадь, четв…рть
4. с…наторий, б…рега 5. тр…вога, г…рмония.
3. Определите, когда пишется А
1. несг…раемый 2. подг..рел 3. г…рит 4. приг…рь 5. уг…реть.
4.. Определите, в каком случае гласная в корне чередуется
1. распол…гать временем 2. разв…вались наклонности
3. скр…петь перьями 4. зап…вать песню 5. об…жать вокруг дома.

5. В корнях – ЗАР- - ЗОР- пишется А, если

    на неё не падает ударение

    после корня стоит суффикс – А-

    на неё падает ударение

    после неё стоит гласная

5. на неё не падает ударение
6. В корнях – ГАР- - ГОР- О, если

    после корня стоит суффикс – А-

    на неё падает ударение

    на неё не падает ударение

4.после неё стоит гласная
5. после неё стоит Е.
7. В корнях – КАС- - КОС- пишется А, если

    после корня стоит суффикс – А-

    на неё падает ударение 3.на неё не падает ударение

    после неё стоит гласная 5. после неё стоит Е

8.. Укажите слово - исключение

    Р…стение

    Р…стовщик

    Подр…сти

    Взр…щённый 5. Р…стущий
    8. Укажите правильный вариант расстановки букв в словах
    Прик…саться, обг…ревший, з…рево, предл...жение,заг...р
    1. А. А. О, А, А
    2. А, О, А, О, А
    3. О. А, А, А, А
    4. А. А. О. А, А
    5. А. А. А. О, А
    9. Укажите слово, в котором безударная гласная проверяется ударением

    1. Сб…режение 2.Заст…лать 3.Р…стов 4.Соч…тать 5.Обж…гать.

10. Укажите строчку, в которой правильно выделен корень
1. Про- горе - вший 2. Раз – бир - аться
3. утеш- ение 4. возг – лас 5. разжига- ть

11. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем лексического значения слова
1.Суффикс 2.Основа 3.Корень 4.Окончание 5.Приставка.
12. Раздел науки о языке в котором изучается состав (строение) слова

1. Лексика 2.Фонетика 3.Морфология 4. Грамматика 5. Словообразование.

Тема. Правописание корней с чередующимися

гласными о - а (-гор-\\- гар-, -зор\\-зар-,-клон\\-клан-)

Цели урока:

    ознакомление учащихся с правописанием корней–гор-\\ -гар-, -зор- \\-зар,–клон-\\ -клан-;

    формирование представления об условиях выбора гласных о - а в корнях с чередованием (-гор-\\-гар-,-зор\\-зар-,-клон\\-клан-);

    формирование умения работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы;

    развитие у учащихся орфографической зоркости.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Ход урока

Организационный момент . Мы с вами сначала четверти путешествуем по стране Орфографии. Сегодня заглянем в город Чередование. С каким настроением отправимся туда? (кораблики разного цвета)

Запишем дату нашего посещения и классная работа, потому что отправляться будем именно отсюда - из класса, а также название города Чередование.

Сообщение темы урока. При входе в этот город стоит постамент, на котором есть надпись:

В языке чередованье – настоящее страданье!

Кто знает, что такое чередованье и почему оно - страданье?

(Чередование – последовательное изменение гласных или согласных в определённой морфеме).

Чередование – это изменение, значит, кто-то здесь будет всё время изменяться.

Видим ещё одну надпись

Буква А и буква О

Обижаются давно:

Нас, ни в чём не виноватых,

Часто путают ребята.

Догадались, кто будет меняться?

Вот кто будет меняться! Буквы А - О (запишем в тетради …букв А - О..),

а чередоваться они будут в корнях - ГОР –\\ГАР - , -КЛОН-\\ КЛАН -, -ЗОР-\\ЗАР-. Запишем в тетради тему урока: чередование букв А - О в корнях …

Надо отметить, что в этом городе чередуются гласные А - О, в другом - есть чередования букв И - Е. И меняются разные корни в этих городах в зависимости от разных условий:

    от ударения;

    от конечной согласной корня;

    от суффикса –а-;

    от значения.

Целеполагание. Как думаете, что познавательного мы должны выяснить после посещения этого города Чередование?

1) В зависимости от чего меняется написание корней –гор\\ гар-, зор \\зар,–клон\\ клан?

2) Нужно запомнить, чтобы избавиться от страданий, как правильно писать слова с данными корнями.

3) Буквы А - О просят запомнить, в каких корнях они пишутся.

На столах у вас лежат маршрутные листы (приложение 2), изучив которые, вы узнаете, какие места посетите во время сегодняшнего путешествия. Озвучьте их. Можете на каждом остановочном пункте делать пометки.

Объяснение новой темы . Сейчас мы пройдём по улице Исторической и узнаем историю корней –гор-\\ -гар- , -клон\\ -клан-.

Дружили с детства корни –гар- и –клан -. Беззаботно играли они, веселились. Как- то вечером они смотрели передачу «Ищу тебя», увидели на доске объявлений свои фотографии. И тут же звучит заявка: «Разыскиваем своих братьев близнецов–гар- и –клан -. Приходите по адресу: ул. Орфографическая, д.2». Внизу подпись: корень -гор-, клон -.

Корень -гар- быстро достал блокнот и ручку, записал адрес.

Клан- долго думал, а утром друзья встали пораньше и отправились в гости к братьям –гор-, клон-. На улице Орфографической они отыскали дом под номером 2. Они удивились тому, что очень похожи и стали думать, что же делать, чтобы их не путали ребята?За чаем братья –гор-\\- гар- , -клон-\\- клан - решили:

    под ударением пишется то, что слышится;

    без ударения будет писаться О.

Их решение служит нам всем указанием и теперь.

Вы послушали историю корней - гор \\гар, клон\\ клан, скажите, от чего зависит их написание? (От ударения). В безударном положении что пишем?

Мы что – нибудь узнали о корнях –зор\\ зар-? Нет, значит должны идти дальше.

Сворачиваем на улицу Теоретическая, перед нами дом № 50. В этом доме живут авторы ваших учебников, и они эту историю перевели на научный язык, может там мы узнаем о корнях –зор\\ зар-. Открываем учебник на стр. 50, читаем правило. Что узнали?

(На доске)

Без ударения пишу гор-\\-клон-\\- зар! Под ударением – что слышу!

Закрепление на теоретическом уровне. Мы оказались в переулке Закрепительном. К слову кланяться можем ли мы подобрать проверочное слово поклон?

В корнях с чередующимися гласными проверочное слово не подбирается, обязательно нужно знать правило! Следуйте алгоритму:

1) выделить корень;

2) поставить ударение;

3) пользуясь правилом, вставить чередующуюся гласную, подчеркнуть эту гласную.

Роса – росы (безударная гласная), поклон (правописание приставок), разгорелся (приставка на -з\с, разбираем слово по составу).

Выходим прямо к парку Физкультуры и отдыха. Само название говорит о том, что в этом парке нужно отдыхать. (Проводит учащийся.)

    Вновь у нас физкультминутка,

    Наклонились, ну-ка, ну-ка!

    Распрямились, потянулись,

    А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

    Разминаем руки, плечи,

    Чтоб сидеть нам было легче,

    И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

    Голова устала тоже.

    Так давайте ей поможем!

    Вправо-влево, раз и два.

    Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

    Хоть зарядка коротка,

    Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

    С правописанием каких корней мы сегодня познакомились? (-гор\\ гар-,-клон\\клан-, -зор \\ зар-) загляните в маршрутный лист, куда отправляемся дальше?

  1. Закрепление на практическом уровне . На площади Практической возле дома № 51 квартиры 119 (открываем учебник на странице 51 упражнение 119) столпились словосочетания, они не знают, кто с кем может жить в одной комнате. Корни с буквой О- в одной, корни с А – в другой.

    (Записываем в 2 столбика . Ученики выходят по одному к доске. Попутно вспоминаем изученный материал.)

    Вывод. Сейчас мы учились правильно писать корни –гор-\\-гар- с чередующейся гласной.

  2. Для того чтобы быть уверенными, что вы умеете находить слова с нашей орфограммой, поиграем в игру «Найдите «третье лишнее»».

    Заря, зорька, зарядка (корень –ряд-)

    Горы , загореть, загар (безударная гласная в корне)

    Циклон , отклонение, кланяться (корень –циклон-)

  3. Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы ­ буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Нужно правильно выделять корень, знать значение слова, выучить корни с чередующейся гласной.)

  4. Мы вышли на улицу Строительную. Предлагаю построить предложение со словом костёр , которое написано на странице 52. (Один ученик добавляет 1 слово, следующий прибавляет слово к словосочетанию, н-р, костёр - пылающий костёр – вижу пылающий костёр и т.д.) Записать предложение в тетрадь.

  5. Из упражнения 121 выписать слова с нашей орфограммой. (У доски 1 ученик)

  6. Зайдём в кафе «Лови ошибку».

    Задание. Исправьте ошибки. Первое предложение запишите в тетрадь, сделайте его синтаксический разбор.

    Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом.

    Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.(Сиянием).

  7. Обратная связь.

    На площади Тестовой выполним тест (приложение 1), который покажет, насколько хорошо вы запомнили всё, о чём узнали во время путешествия.

    Проверьте себя. (Ответы за доской)

    1вариант 2 вариант

  8. Домашнее задание . Параграф 15, упражнение 120 или упражнение 123. (Прокомментировать)

    Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в городе Чередование, узнали о корнях с чередующимися гласными. Продолжите предложения. Это будут ваши путевые заметки.

  1. 1. Самым интересным в путешествии для меня было…

    2. Я научился ….

    3. Мне понравилось…

  2. Рефлексия. С каким настроением покидаем город Чередование (кораблики разного цвета). Всем спасибо за урок!

  1. Приложение 1

    Тест

    1 вариант

    в корнях –гор\\-гар--зор\\зар-,-клон\\клан-»?

  1. а) Ты возг..рдился после победы..

    б) Дети катались с г..ры.

    в) Утром солнце разг..ралось медленно.

    а) приг…релый

    б) з…рница (отблеск далёких молний)

    в) обг…ревший

    г) з…рька

  1. а) укл..няться

    б) кл..няться

  2. Тест

    2 вариант

    В каком предложении есть слово с орфограммой «Чередующиеся гласные О-А

    в корнях –гор\\-гар-, -зор\\зар-,-клон\\клан-»?

    а) Сидит добрый молодец, приг…рюнился.

    б) Кл..нированием занимаются ученые всего мира.

    в) На з..ре трава омыта росой.

    Выберите слово, где следует писать букву А:

    а) прекл..няться;

    б) з…рька.

    в) заг..релось;

  1. 3. Выберите слово, где следует писать букву О:

    а) подг..ревшее;

    б) уг..рный (газ);

    в) раскл..няться;

    г) оз..рение(яркое освещение или прояснение).

  1. Приложение 2

  2. Дата посещения

    Страна Орфография

    Город Чередование

    Жители корни –гор-\\-гар-, -клон-\\-клан-,-зор-\\-зар-

  3. Маршрутный лист

    1. Историческая

      Теоретическая

      Переулок

      Закрепительный

      Физкультуры и спорта

    1. Практическая

      Строительная

      «Лови ошибку»

    1. Тестовая

    1. Путевые заметки

      Самым интересным в путешествии для меня было…

      Я научился (научилась)…

      Мне понравилось…

Поделиться