Самообразование педагога в условиях реализации фгос. Самообразование мастерства педагога и развития

"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. Баландина

Самообразование педагога

Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Санаторная школа-интернат № 2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» г. Магнитогорска М.Б. Баландина

ФГОС. Раздел IV. п. 22 Требования к кадровым условиям реализации ООП ООО включают: … Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

В условиях реализации ФГОС, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Самообразование педагога целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности). 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период): в рамках курсовой подготовки в ИПКРО с использованием дистанционных технологий 3) групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег) проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений – занятия школы молодого педагога. 4) индивидуальная самообразовательная работа

Каковы могут быть результаты самообразования учителя: повышение качества преподавания предмета; разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Технология организации самообразования педагогов самообразования педагогов 1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" 2‑й этап – Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный). Включает в себя: · Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. · Изучение периодической печати. · Знакомство с работами других педагогов. · Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

3‑й этап – Практический этап, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. На данном этапе педагог может: · Разработка конспектов занятий с использованием инновационных педагогических технологий · Создать собственные методические пособия.· Участвовать в работе конференций, семинаров. 4‑й этап – Итоговый этап (отчет). Формы отчета: · Презентация проекта. · Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта. · Мастер – классы. · Участие в конкурсах «Педагог года ». · Неделя педагогического мастерства.

Как определить тему самообразования Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов диагностики, анализа работы) ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.

Определение актуальности: Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

С формулировать тему самообразования, выделить ее актуальность Формулируйте темы по схемам: ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО. Например: И спользование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания ребенка. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается.

Как правильно формулировать тему самообразования I часть (основная часть: содержит проблему) II часть (связующее звено) III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема) Совершенствование … Формирование… Интеграция … Развитие … Организация … Осуществление … Применение … Использование … Управление… Повышение … Разработка … Реализация … Создание как средство… … как условие… …аспект… …фактор… …основа… …механизм… развития … совершенствования … активизации … повышения … оптимизации … эффективности … реализации

« Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» Слишком общая « Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» Н езавершенная « Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках » Слишком повседневная

Этапы работы над темой самообразования ЭТАПЫ Выступления по теме самообразования 1 год Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в муниципалитете, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач. Выступление с сообщением на МО 2 год Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы. Выступление с докладом на педсовете

3 год Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование. Выступление на НМС 4 год Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации Выступление на конференциях, открытые мероприятия 5 год Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы Выступления на конференциях, мастер – классы для педагогов

Цель самообразования (например) изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии. р асширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования и зучение методической литературы по теме……. в недрение в практику новых…….(методов приемов) посещение семинаров и конференций по проблеме…… Посещение открытых мероприятий коллег Проведение самоанализа и самооценки собственных мероприятий Разработка и реализация системы мероприятий (событий, уроков) посредством……. технологий

Примерные темы самообразования: Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка. Игра как средство воспитания, обучения и развития личности Организация совместной деятельности родителей и детей как средство расширения поля позитивного общения в семье Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознания Воспитание здорового образа жизни как основы развития личности Формирование у учащихся общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни Методы и формы воспитания толерантного отношения к окружающим как составляющая часть коммуникативной культуры личности.

Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию" Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.

Обработка результатов Подсчитайте общую сумму баллов. 55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии. 36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий. 15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Использованная литература Петрова Н.В. Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции. festival.1september.ru/ articles /.. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.-2010.-№5. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8. Норенко, Е. Модель «Учитель XXI века»: проектирование и внедрение внутришкольной системы повышения квалификации /Е. Норенко // Школьное планирование.- 2010.-№5. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3. Ермоленко, Г. Начни с себя: Метод проектов в системе повышения квалификации /Г. Ермоленко //Спорт в школе. Газет а Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№7. Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№ 2.


САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК КЛЮЧЕВОЕ ТРЕБОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия №5»,

г. Оренбург

Тенденции современных преобразований в обществе придают особое значение процессу переосмысления сущности и задач образования и самообразования. В условиях обновления политической и экономической сфер страны, реформирования государственных структур появилась потребность в новых достижений, которые могут быть осуществлены только на основе получения образования каждой личностью. В связи с этим, необходима такая организация непрерывного , которая способствовала бы расширению самостоятельности педагога в приобретении знаний и умений, формированию у них психолого-педагогической готовности к самообразовательной деятельности, внедрению опыта совершенствования технологий самообразования.

«Учитель учится всю жизнь» – это известная истина. Мы разделяем позицию, что уже спустя несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной траектории, используя старые приемы, планы, фразы и т. д. и осуществляет подготовку учеников до определенного уровня, и на тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся разнообразие учебной деятельности, постоянно находятся в творческом поиске. Это и является важным показателем истинного профессионализма .

В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального » . Реализация этих принципов требует развития профессиональной компетентности педагога, важнейшей составляющей которого является идея непрерывности образования.


Очевиден факт, что полученные педагогом при обучении знания и умения со временем становятся недостаточными для решения новых, стоящих перед образовательной организацией задач, и это в свою очередь предполагает их постоянное обновление и совершенствование, в том числе средствами самообразования. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Поэтому в числе особенно важных и насущных проблем образования является всестороннее исследование активизации процесса самообразования педагога .

В последних нормативных документах в сфере образования важнейшее внимание уделяется процессу педагога. Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Профессиональный стандарт педагога, определяя его основные трудовые функции. Трудовые действия и необходимый уровень знаний и умений, косвенно выявляет риски деятельности и профессионального развития современного педагога. Данный документ выдвигает новый тип обучения, ориентированный непосредственно на подготовку педагога с творческим стилем мышления и профессиональной деятельности, способного самостоятельно определять направления своего персонифицированного развития.

Анализ психолого-педагогических источников позволяет утверждать, что самообразование выступает ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога.

В ходе исследования выявлены следующие подходы к определению понятия самообразования педагога:

– самообразование изучается как непрерывный целенаправленный процесс, полностью или частично организованный и регламентированный руководством образовательного учреждения, обусловленный спецификой профессиональной деятельности и способствующий повышению ее качества (, и др.);

– самообразование трактуется как независимая самостоятельная деятельность личности, обусловленная мотивацией (самомотивацией) профессионального роста и личностного развития с использованием спектра образовательных технологий, освоенных обучающимся (, и др.);

– самообразование определяется как система умственного и мировоззренческого саморазвития, влекущая за собой личностное (волевое и нравственное) самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. Основной целью самообразования при этом являются общественно-значимые профессиональные результаты, такие как повышение квалификации и качества преподавания дисциплины (-Славская, и др.);

– самообразование рассматривается как высший уровень организации образовательной деятельности, который характеризуется личностной мотивацией непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования, активностью и самостоятельностью при постановке целей, определении содержания, построении и реализации индивидуальной программы самообразования, обусловленной стремлением личности к творческому саморазвитию и повышению конкурентоспособности (, и др.).


В исследовании под самообразованием мы понимаем целенаправленную, определенным образом осуществляемую педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса. Следовательно, самообразование педагога предполагает систематическую и добровольную умственную деятельность, основанную на внутренней потребности познания и реализуемую в процессе целенаправленной самостоятельной работы с целью углубления и расширения знаний, всестороннего развития интеллектуальных качеств личности, формирования научного мировоззрения. Самообразование – основа роста педагога как специалиста.

Самообразование педагога происходит в результате специальной, целенаправленной педагогической деятельности, обеспечивающей развитие его самообразовательной активности и ее преобразование в самообразовательную деятельность.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств личности в трех направлениях:

Адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; постоянное повышение профессиональной компетентности; непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности .

Педагог – профессия с повышенной моральной и социальной ответственностью. К учителям всегда предъявлялись, и будут предъявляться самые высокие требования. Какими будут результаты труда педагогов сегодня – таким будет наше общество завтра. По-мнению, самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов, оформлению красочных портфолио. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности. Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, когда доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми .

Теоретический анализ и педагогический опыт автора в должности учителя географии в МОБУ «Гимназия № 5» г. Оренбурга позволяют утверждать, что самообразование педагога будет продуктивным, если:

– в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

– педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

– программа профессионального развития учителя включает в себя исследовательскую и поисковую деятельность;

– педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;

– осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития;

– педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Самообразование интегрирует систему умственного и мировоззренческого самовоспитания, обеспечивающую волевое и нравственное самосовершенствование педагога и не ставящую их своей целью. Постоянное развитие личных творческих планов дает возможность педагогу самому ставить учебную задачу и выполнять ее. Однако следует сформировать систему, в которой, помимо обучения одного человека, проводились бы консультации среди коллег высшего учебного заведения, научных руководителей, предметных объединений. Необходимость в самообразовании диктуется, с одной стороны, спецификой , ее общественной ролью, с другой стороны, реальным положением непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, быстро решать новые, более сложные задачи.

Самообразование предусматривает овладение техникой и культурой умственного труда, умением преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. К числу основных принципов самообразования по утверждению относятся: непрерывность, целенаправленность, интегративность, объединение общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, постоянное стремление к высшим ступеням, и др. .

Способность к самообразованию у педагога появляется в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа педагогической деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только учитель со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе педагогического роста, так как это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе с помощью профессии. В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации (изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом, обучение в мастер-классе и т. п.) и выбрать наиболее оптимальную форму обучения (индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную) .

акцентирует в диссертационном исследовании на необходимости учета индивидуально-типологических особенностей культуры самообразовательной деятельности учителя, отражающих его мотивацию к самообразованию, направленность самообразования (предметная, психолого-педагогическая, профессионально-личностная, методическая, воспитательная и др.), индивидуальный стиль преподавания (эмоционально-импровизированный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизированный, рассуждающе-методический), тип культуры самообразовательной деятельности (формальный, квалификационный, практико-ориентированный, личностно-ориентированный, творческий, исследовательский).

Самообразование является логически стройной, четко спланированной системы педагогической работы. Педагог, по мнению А. Дистерверга, «лишь до тех пор способен на своем деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает, он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляться общему движению педагогического коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» – утверждавшим, что педагог живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются» . Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт. Поэтому очень важно направлять самообразовательную деятельность педагога с тем, чтобы формировать у него устойчивую потребность в самосовершенствовании, создавать условия для их , практического применения в различных ситуациях, делая процесс самообразования более эффективным. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителя учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Тренинг личностного роста позволяет педагогу развивать в себе лидерские качества, а также расширять возможности достижения поставленных целей. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Поскольку процесс самообразования напрямую зависит от личностно-профессиональной заинтересованности педагога в совершенствовании своего мастерства, то для руководства этим процессом администрации школы необходимо ориентироваться на индивидуальные запросы конкретного специалиста, что зачастую бывает довольно затруднительно. Гораздо эффективнее осуществлять руководство и контроль над самообразовательной деятельностью педагогов, опираясь на принципы и условия индивидуально-типологического подхода, позволяющего осуществлять деление внутри педагогического коллектива с учетом индивидуальности конкретного учителя.

Таким образом, самообразование педагога осуществляется только на основе глубоких перспективных внутренних мотивов, побуждающих на приобретение знаний по собственной инициативе для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности и личное самосовершенствование. Возрастание значимости самообразования педагога, в контексте концепции непрерывного образования, объясняется тем, что образование как объективная общественная потребность становится неотъемлемым компонентом его жизнедеятельности и профессиональной компетенции.

Список литературы

Антонова самообразовательной деятельности / // Наука и практика воспитания и . –2015. – № 2. – С. 20-25. Белокудрина на уроках в / // Практика. – 2015 . – № 1. – С. 38-39. Екенина самовоспитание и самообразование заместителя директора по правовым вопросам и безопасности / // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2015. – № 4. – С. 31-34. Иванищева -андрагогическая парадигма: содержание и реализация в системе высшего педагогического образования: монография / . – М.: ВЛАДОС, 2013. – 184 с. Померанцева профессионального развития педагога / // Специалист. – 2013. – № 10. – С. 34-36. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. Минтруда и соцзащиты РФ от 01.01.01 г. № 000н) [Электронный ресурс]. URL:

Вершинин Д.А., учитель физкультуры

МОУ «Сернурская СОШ №2 им.Н.А.Заболоцкого»

Роль самообразования в реализации профессионального стандарта педагога

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагог является самообразование ,

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др., об этом говорится в «Профессиональном стандарте педагога».

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:

    Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации

    Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

    Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

    Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.

    Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

    Интерес . Учиться просто интересно. Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Изучив стандарт педагога, я решил проанализировать свою педагогическую деятельность.

«Стандарт» гласит:

    Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы (Я разработал и реализовывал рабочие программы по физкультуре в 3-4 классах, сейчас разрабатываю программу для 5 класса)

    Планирование и проведение учебных занятий. (Я работаю с детьми 4,5,8-х классов, что требует знаний по ФГОС, поэтому приходится изучать литературу по данной теме, сейчас прошёл электронное тестирование по теме «Реализация ФГОС ООО».)

    Формирование УУД (Уроки стараюсь строить в соответствии новым требованиям ФГОС, для формирования и личностных, регулятивных и коммуникативных УУД)

    Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения (Я участвую в методических семинарах и педсоветах школы, в прошлом году ездил на курсы повышения квалификации по теме: «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС», так же посетил семинар на тему «Формирование этнодуховности и гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды», был на стажировке по теме «Реализация всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО» в лицее им Ломоносова)

    Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

( Мы ездим на МО в Марисолу, Казанский, Кукнур, Зашижимье, и т.д где я набираюсь опыта по проведению уроков. Так же посещаю уроки у своих коллег и сам провожу открытые уроки на семинарах. Так, в январе 2014 года в рамках районного семинара учителей физкультуры провел открытый урок в 6 классе по теме «Совершенствование техники приёма мяча снизу и передача мяча сверху», 28 января 2015 года в рамках республиканского семинара «Модель образовательного пространства как основополагающее условие формирования успешной личности обучающегося » провел открытый урок в 7 классе плавания по теме « Совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине» )

    Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. (В конце каждого года я составляю информационную карту, в ней сразу видно чего я добился за прошедший год)

    Формирование мотивации к урокам физкультуры. (Миронов Максим занявший 2 место во Всероссийском дне бега «Кросс нации – 2014» в Сернурском районе, Яшкин Антон занявший 3 место во Всероссийском дне бега «Кросс нации – 2014» в Сернурском районе, Яшкин Антон за 2 место в школьном легкоатлетическом кроссе «Осенний марафон», Миронов Максим за 1 место в школьном легкоатлетическом кроссе «Осенний марафон», Миронов Максим за 1 место в легкоатлетическом кроссе, посвященному памяти воина-интернационалиста Завойских О.В, Пакеев Алексей за 3 место в легкоатлетическом кроссе, посвященному памяти воина-интернационалиста Завойских О.В, Гусева Анна за 2 место во Всероссийском дне бега «Кросс нации – 2014» в Сернурском районе.)

    Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики – , fizkultura-na5.ru

    Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. В этом учебном году тоже планирую повышать свою квалификацию на курсах, вебинарах. Собираюсь пройти аттестацию на первую категорию.

Самообразование педагога в условиях реализации ФГОС

Тэрыца Е.Г.

Учитель математики и информатики и ИКТ I квалификационной категории

МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №13»

Учитель - одна из древнейших профессий, и самое главное - то, что она никогда не устареет. Может меняться устройство общества, устаревать и уходить в небытие политические и социальные структуры, технический прогресс может вытеснять человека из всех сфер деятельности... но!!! Никогда никакая машина не заменит настоящего учителя-человека, никакая политика не отменит обучения подрастающего поколения взрослым и мудрым поколением преподавателей. Мы живем в XXI веке – веке науки и техники. И все же целью современного учителя остается извечная цель – научить быть человеком. Учитель должен уметь прорваться в души учеников сквозь компьютеры, мобильники и помочь живому общению между людьми, научить видеть красоту реального мира. Современный учитель должен иметь четкие и ясные ответы на вопросы: что мы учим, зачем мы это учим, как мы это учим, и где это можно применить в жизни.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Что же такое самообразование? Самообразование- это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым способом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранения здоровья школьников. Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тем, предметов, которые учителя в свое время не изучали в педагогических учебных заведениях, но которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, индивидуализации и дифференциации обучения, развивающего обучения, модульного обучения, обучения в школах нового типа и т.д. Необходимость самообразования диктуется с одной стороны самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, а с другой стороны реалиями и тенденциями непрерывного образования, связанные с постоянно меняющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций. На современном этапе растет потребность педагога в самореализации. Это те педагоги, которые готовы перестраивать свою деятельность, умело решать новые более сложные задачи.

Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы. Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его вопросы. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации. Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его .

Основные направления плана самообразования:

1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;

2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;

3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;

4) изучение метода проекта как способа реализации системно - деятельностного подхода;

5) применение полученных теоретических знаний на практике.

План реализации данных направлений учитель составляет самостоятельно.

Какие же ожидаемые результаты?

    Повышение качества преподаваемого предмета;

    Проведение открытых уроков перед учителями школы и города;

    Увеличение количества участников и победителей олимпиад, математических кружков;

    Доклады и выступления;

    Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям;

    Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;

    Обобщение опыта по исследуемой теме;

    Доклады, выступления на заседаниях ШМО и ГМО, обмен опытом.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми:

    Изучение нормативных документов.

    Интернет-ресурсы для организации учебной деятельности.

    Изучение психологических вопросов в рамках интернет- среды.

    Участие педагога в сетевых творческих группах.

    Участие в сетевых профессиональных конкурсах, форумах.

    Изучение вопросов по организации деятельности учащихся.

    Участие в вебинарах.

    Создание блока учителя или классного руководителя.

    Участие учащихся в сетевых форматах.

Поскольку управленческая стратегия приднестровского образования ориентирована на Россию, мы с особым вниманием изучаем опыт россиян в области реформы в образовании. Модернизация системы образования - требования времени. Государственная политика должна учитывать особенности региона и перспективные цели развития общества. Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на развивающиеся потребности личности, общества, государства; расширение пространства образования современных педагогов.

Таким образом, «педагогом новой формации» может быть назван только постоянно стремящийся к саморазвитию, самореализации педагог.

Литература

Поделиться