Сочинение на тему Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами. Чувства, ум, разум или сознание — кто из «царей» в твоей голове? Может ли человек жить только разумом

Дата публикации: 26.11.2016

ПРИМЕР: Проверенное Итоговое сочинение на тему «Разум дан человеку, чтоб понять, что жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» по направлению "Разум и чувство".

Введение (вступление): «Разум дан человеку, чтобы понять, что жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» Эрих Мария Ремарк.
Чувства и разум - это важнейшие составляющие внутреннего мира человека. Как правило, они находятся в гармонии, но иногда между ними начинается кровопролитное сражение, которое является решающим и может кардинально поменять ситуацию. Люди, руководствующие (руководствующиеся) только разумом, могут прожить свою жизнь, так и не испытав подлинных эмоций и чувств. Другие же, кто падки на чувства (лучше избегать такого сочетания слов) , порой совершают очень глупые и необдуманные поступки. Верность своих рассуждений я могу подтвердить примерами из литературных произведений.


Комментарий: Начало очень хорошее, но тема не ракрыта. Так как здесь в качестве темы выступает высказывание, есть два варианта: либо использовать в качестве темы саму цитату, но передавая смысл своими словами. Либо взять высказывание за основу и написать, ПОЧЕМУ это так. В целом, суть сочинения должна сводиться к тому, что человек не может без чувств. Плюс очень важно оформлять тезис с помощью вводных слов, которые указывают на то, что это твое личное мнение.


Аргумент 1:
В произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор поднимает вопрос разума и чувства. Главные герои - Евгений и Татьяна испытывают сильные чувства по отношению к друг другу, но постоянно колеблются, не понимая, как лучше поступить. Попытки выразить свои эмоции оказываются неудачными для Татьяны и не приносят плоды. Евгений, прочитав письмо, говорит, что он создан для блаженства, а не для семейной жизни. На этом их разговор заканчивается. Время идет, Онегин понимает, что он влюблен и хочет увидеться с Татьяной. Она же признается, что любит Евгения, но уступив мольбам матери, она уже замужем за другим. В итоге, в борьбе побеждает разум.

Комментарий: хороший аргумент, и это произведение даже можно использовать для твоей темы. Но именно такой формат не подходит. Ты описала пример победы разума над чувствами, а Ремарк писал, что люди живут чувствами, а это противоречит теме.


Аргумент 2:
Другим ярким примером является произведение И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич - главный герой романа, который привязан к одному месту и совершенно потерявший стимул к развитию. Он давно перестал ставить перед собой цели, ведь его жизнь идет плавно и размеренно. Он был приучен к такой жизни еще в детстве. Об этом нам повествует сон Обломова. В один из дней Андрей Штольц предпринимает попытки помочь Илье Ильичу и знакомит его с Ольгой Ильинской, которая позже становится возлюбленной Обломова. Ольга - девушка очень умная, начитанная; постоянно развивается. Она старается поднять Обломова до своего «идеала», перевоспитать, но это неискренняя любовь. Их пути расходятся. На смену ей приходит другая женщина - Агафья Пшеницына: она очень трудолюбива, хорошо готовит, всячески старается сделать Илье Ильичу приятно, и у нее это получается. В их отношениях наступает полная гармония. Им очень хорошо вместе. В данном произведении, автор помогает понять, что искренние чувства - это огромная сила, которая способна творить чудеса.

Психологи утверждают, что человек, живущий чувствами, открывает дверь главному своему врагу - гордости.

Главное правило

Безусловно, без чувств и эмоций мир и восприятие его человеком был бы скучен и однообразен. Люди бы превратились в бесчувственные существа: никто бы не смог ни сочувствовать другому, ни порадоваться за него. Интерес к жизни угас бы молниеносно, а люди подходили бы к друг друга только с рациональной точки зрения. Поэтому, чтобы жить полноценно, необходимо иметь чувства и уметь ими руководить.Самое главное - научиться правильно руководить чувствами, которые находились бы в балансе с рассудком. Но! Жизнь показывает другое: баланс между логикой и эмоциями отсутствует.

Чувства - правят жизнью

Невыполнение основного правила приводят к тому, что чувства начинают не просто преобладать, а править жизнью. Люди, живущие чувствами и не включающие разум, попадают в постоянные конфликты с внешним миром и с самими собой. Мало того, люди, живущие чувствами не думают о том, что хотя бы периодически надо включать разум. Возникает проблема, которая требует психологической помощи.

Когда человек живет чувствами, то он открывает дверь главному своему врагу - гордости. В таком состоянии человек начинает искажать представление о себе, ощущать себя таким, каким он не является на самом деле. Гордость в свою очередь порождает эгоцентризм и эгоизм. Человек оказывается в состоянии того, что он ощущает, что весь мир крутится вокруг него, а жизнь других людей ему неинтересна. Таким образом, человек становится самодостаточной личностью.

Советы

Чтобы чувства прекратили отравлять жизнь, необходимо попытаться воспользоваться следующими советами:

  1. Включать разум. Вначале это будет сложно, но с течением времени это будет становиться все проще и проще. Придет время- и этот процесс войдет в привычное русло. Таким образом, многие подобные жизненные ситуации постепенно станут решаться наработанными шаблонами, т.е автоматически. Человек начинает жить не только чувствами, но и балансировать его разумом, делая все как нужно.
  2. Научиться думать. Включить разум - не значит начать думать. По статистике, массовая личность думает меньше 5% от времени, даже когда голова включена. Люди при включении разума часто не пытаются мыслить: ленятся, забывают об этом, довольствуются прошлыми решениями, шаблонно-привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию.
  3. Найти гармонию разума и чувств. В любом случае всегда рекомендуется изначально обращаться к разуму: к своему собственному и к разуму окружающих людей. Если это не удается сразу сделать, то прибегать к помощи чувств. Важно добиться такой гармонии: чтобы чувства умели дать тонкую информацию о своем психологическом состоянии и состоянии других людей. При этом очень важно иметь в виду: чувства должны оставаться только инструментом, а конечные решения должен принимать разум.
  4. Прислушаться к словам святого Феофана: «Без чувств жить нельзя, но чувствам поддаваться незаконно … Делайте так: наперед соображайте, где какого чувства возможно возбуждение, и вступайте в те обстоятельства, держа себя на страже от волнений сердца, или держа сердце в крепких руках. В этом надо упражняться, и упражнением можно дойти до полной над собой власти»

Подвластен ли чему-то разум? Я думаю, что нет, и даже чувства не способны принудить к чему-либо разумную и сильную личность. Я думаю, что человек, не обделенный разумом, априори не может обладать каким-либо долгом перед чувствами, потому как чувство долга само по себе навязано в большей степени социумом, а разумный человек, как мне кажется, от общества не зависит. Так что, говорить о «долге» в этой ситуации не совсем уместно. Однако, если не отталкиваться от самого слова «долг», можно попробовать углубиться в вопрос о том, нужны ли чувства тому, кто обладает разумом, и могут ли чувства и разум одновременно существовать в жизни одной личности?

Чувства – это одновременно радость и горе, эйфория и депрессия, разочарование и восхищение - а вместе все это составляет счастье человека, если счастье в принципе возможно как-то интерпретировать. Должен ли разумный человек быть счастливым, или счастье становится рудиментом, когда появляется разум? Мне кажется, что должен, ведь лишать себя и без того редких радостей и превращать жизнь в рутину и пустое существование может только человек, разумом обделенный. Однако известно немало примеров, когда человек, доходя до определенного уровня умственного развития, просто переставал видеть смысл в чувствах, боялся их или же просто не имел возможности ими наслаждаться. В этом заключается сила разума и парадокс нашего существования: человек может насильно заставить себя не испытывать чувств, боясь негативных последствий, а может и вовсе потерять способность чувствовать, способность наслаждаться жизнью и испытывать от неё удовлетворение, сам того не желая.

Так вышло с героем романа Джека Лондона «Мартин Иден». Мартин начал свою умственную деятельность благодаря чувствам: любовь к воспитанной и образованной Руфь подтолкнула его к упорному умственному развитию: за год он полностью изменил своё мировоззрение и превратился из моряка, представителя рабочего класса, в образованного писателя, чьи произведения стали бестселлерами и обрели мировую популярность. Однако одновременно с развитием мышления стали исчезали чувства восхищения к «высшему» классу, к буржуазии, стали постепенно гаснуть и чувства к Руфь, она больше не казалась недоступным небесным телом, а её умственные способности и кругозор стали иметь совершенно другой окрас. Другими словами, Мартин разочаровался, и разочаровался во всем. Добившись денег и славы, добившись высокого уровня умственного и творческого развития, герой больше не испытывал прежних чувств и эмоций и даже перестал испытывать рвение к жизни – ему казалось, что он понял и испытал все, а, значит, его жизнь в дальнейшем потеряет всякий смысл, и, поняв собственную беспомощность в этой ситуации, нашел выход только в самоубийстве.

Однако истинным глупцом является тот, кто упускает возможность чувствовать, добровольно обрекая себя на одиночество и несчастье. Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обладал так называемой «хандрой» - отсутствием рвения к жизни, к общению, к чувствам, к эмоциям, однако у него была возможность внести в своё существование больше красок. Если бы герой ответил взаимностью Татьяне, если бы он решился принять её чувства и наслаждаться ими, может быть, его жизнь стала бы иметь хоть какой-то смысл, и, может быть, он не сделал бы тех роковых ошибок, от которых сам потом сбежал. Должен ли был Евгений воспользоваться признанием Татьяны, принять её любовь и, кто знает, возможно, подарить ей со временем ответные чувства? Я думаю, что должен был, однако, понял он это слишком поздно, что стало трагедией всей его жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что разумный человек должен жить чувствами, если у него есть такая возможность, потому как чувства – это то, что составляет счастье человека, а есть ли смысл в том, чтобы быть осознанно несчастным? Однако парадокс заключается в том, что вместе с разумом нередко приходит «апатия», отторжение необходимости чувств, атрофированность эмоций, и в этом заключается трагедия некоторых мыслящих людей.

Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами есть люди согласные с данным изречением.

Определённая часть людей считает, что не стоит строить свою жизнь исключительно на чувствах.Каждое действие должно быть подкреплено разумным взвешенным решением, поддаваться объяснению и попадать под понятный алгоритм. Принимая это как норму человек, однако, превращается в машину по исполнению определённых функций, полностью лишая свои действия наполненности хоть какими-то чувствами и красками. Подобная сухость может вызвать даже нескрываемое отвращение

Здравый смысл – это плохо?

Предсказуемость – главная слабость таких индивидуумов. Зная, логику действий и педантичность исполнения, в любой момент ожидаешь как он себя поведёт. Как отреагирует на ту или другую ситуацию. Поступки совершенно лишены творческого и фантазийного полёта. Не человек – машина. Это наверное не плохо для самого человека – это просто не интересно окружающим. Таким людям комфортно лишь в компании себе подобных.

Противоположности

Антиподы приведённому выше примеру – люди склонные к проявлянию даже небольших эмоций на грани эпатажа. Особенно этим грешат обладатели творческих профессий. Довольно много примеров можно привести из современного щоу-бизнеса. Отрицательной стороной этих персонажей является, напротив, полная непредсказуемость, а, подчас, и безрассудство. Ужиться с такими тоже не просто. Никогда не знаешь как себя повести, чтобы не попасть под “горячую руку”.

Идеальный вариант

По моему субъективному мнению идеально, если в человеке сочетается способность здраво и расчетливо оценивать планируемые действия, контролировать, но не скрывать свои эмоции и своевременно уместно их проявлять там где это не будет излишним или не покажется проявлением слабости. Это помогает открыто показать отношение к окружающей действительности, сделать его понятным для близких, при этом позволит важные решения принимать основываясь на здравом смысле.

Тогда и замкнётся то самое идеальное кольцо которое выведено в заголовок задания по данному сочинению: разум дан человеку чтобы понять, что жить одним разумом нельзя.

Быть может в этом секрет счастья?

Открытость к проявлению элементарных человеческих добродетелей, сострадания и одновременно чёткое понимание того, где и когда их можно проявлять. Так у окружающих складывается впечатление о том, что они имеют дело с абсолютно живым человеком, способным на чувства, но с холодной головой. С которым можно и надёжно иметь дело.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Честь и бесчестие».

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

1. В чем различие между честью и честностью?
2. Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
3. Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают.
4. Что значит идти дорогой чести?
5. Береги платье снову, а честь смолоду.

6. Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
7. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество.
8. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин.
9. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич.
10. Н. Гоголь «Тарас Бульба».
11. А.К.Толстой «Князь Серебряный».
12. Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин…
13. Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок».
14. М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита».
15. В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович.
16. Н.Думбадзе «Я вижу солнце».
17. Н. Лесков «Человек на часах».
18. А..Куприн «Чудесный доктор».
19. А.Грин «Зелёная лампа».
20. М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
21. В.Быков «Обелиск»; «Сотников».
22. Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».
23. В.Каверин «Картина».
24. В.Дудинцев «Белые одежды».
25. В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

Тематическое направление 2 «Честь и бесчестие».

Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский)

Запишите первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно

незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость ЧЕСТЬ верность порядочность благородство души Чистая совесть 1) Ответьте на вопрос : как вы понимаете выражение «человек чести»? Какого человека можно так назвать? 2) Запишите рядом имена литературных героев, о которых можно сказать «человек чести» (укажите произведение). Маша Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор» Андрей Соколов М.А.Шолохов «Судьба человека» незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость купец Калашников М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...» ЧЕСТЬ верность Татьяна А.С.Пушкин «Евгений Онегин» порядочность благородство души чистая совесть Петр Гринёв А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Пьер Безухов Л.Н.Толстой «Война и мир» Сонечка Мармеладова Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Вспомните фразеологизмы и пословицы, в которых употребляется слово «честь»

Пословицы:

· Деньги потеряны – мало потеряно, здоровье потеряно – много потеряно, честь потеряна – всё потеряно.

· Честь чести и на слово верит.

· Честь по заслугам.

· Береги честь смолоду, а здоровье под старость.

· Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит. · Чистого и огонь не обожжёт, а грязного и вода не отмоет.

· Честь головой оберегают.

· Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке.

· Были бы деньги, а честь найдем.

· Живи своим умом, а честь расти трудом.

· Честь тверда, в слове стойка.

· Не на кафтане честь, а под кафтаном.

· Каков есть, такова и честь.

· Честные глаза в бок не глядят.

Фразеологизмы

С честью выйти из затруднительного положения,

С честью выполните порученное дело

Честь и хвала!

делает честь (кому, чему), честь имею <кланяться>.

Живёт по чести, по совести

Честь честью, отдать честь; дело чести, долг чести, честь мундира, человек чести, честь по чести

Объясните, как вы понимаете значение этих фразеологизмов. Вывод (запись в тетради): Честь даёт уважение: выражение «человек чести» - это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Как вы понимаете слово «бесчестие»? Подберите синонимы к данному слову (поругание чести, оскорбление, позор). Вспомните пословицы со словом «бесчестие» (За бесчестье (за честь) голова гинет. Увечье не бесчестье. За увечье платят бесчестье. Смерть лучше бесчестья). Вспомните литературных героев, совершающих бесчестные поступки (Паратов из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», Арбенин из драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад», Швабрин из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Кирила Троекуров из романа А.С.Пушкина «Дубровский», Грушницкий из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Лазарь Подхалюзин и Липочка Большова из пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» и др.) II. Работа над темой сочинения «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский) Сформулируйте главную мысль сочинения (Надо жить по чести, по совести, не забывая, что, как сказал А.П.Чехов, «честь нельзя отнять, её можно только потерять»)

Задание: заполните таблицу Напишите вступление Подберите к своему вступлению тезис и аргументы. Напишите заключение, связав его с тезисами и вступлением.

Варианты вступлений

1. Мы живём в непростое время: санкции, кризис, инфляция... По официальным в России 84% населения живут за чертой бедности, 12% являются средним классом и 4% - элита, то есть те, кто имеет миллионы и миллиарды. Много ли среди них честных людей? «Некорректный вопрос», - скажете вы. А я задам другой вопрос: «Как они стали миллионерами и миллиардерами и задумываются ли они о том, что такое честь и бесчестие?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к русской литературе. (68 слов)

Тезис 1

Богатство (большое богатство!) честным трудом не наживается.

Аргумент 1 : Сергей Сергеевич Паратов, главный герой пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

Тезис 2: В наше время, к счастью, есть люди, которые призывают нас, простых людей, жить по совести, по чести. К таким людям относится Дмитрий Сергеевич Лихачев. \

Аргумент 2: Статья Д.С.Лихачева «И пробил час.

Вариант заключения

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что люди, владеющие огромными богатствами (помните: 4% очень богатых россиян?), задумаются о тех, кто еле-еле сводит концы с концами, кому за день до пенсии не хватает денег на кусочек хлеба... Задумаются и займутся благотворительностью, как Савва Морозов, как Павел Михайлович Третьяков, российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.. Задумаются и вспомнят слово «честь»... (65 слов)

Вариант вступления

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас уже XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду». В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (56 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Увы, порой этого не происходит.

Аргумент 1: Городничий Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Тезис 2 : Во-вторых, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония.

Аргумент 2 : Егор Полушкин из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» .

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что современное общество заполонили люди, нечистые на руку, люди, думающие о своей выгоде и забывая об интересах других... Убеждён: нельзя торговать тем, что составляет честное имя человека, его внутреннее нравственное достоинство и чистую совесть... Нельзя! Никогда! Ни при каких обстоятельствах! И это должен понимать каждый! (60 слов)

Вариант вступления

Путь чести и путь бесчестия... Путь чести – это путь правды, справедливости, достоинства... Путь бесчестия – это дорога в никуда. Люди сами выбирают, по какой дороге им идти. Зайдите в больницу... Зачастую там надо платить... за заботу и внимание, за высококвалифицированного врача... Продается то, что должно быть нормой... А гаишники?... А полиция?...А чиновники?.. Думаете, они, берущие взятки, богатеют? Внешне, наверное, да.. Но душа беднеет... «Грязные» деньги никогда не принесут счастья и радости... Сработает закон бумеранга: чья-то боль вернётся в дом взяточников... В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (89 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: В том, что человек изменяет самому себе, теряет лицо,

становится равнодушным и бесчестным, виноват только он сам.

Аргумент 1 : Дмитрий Ионыч Старцев из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Тезис 2: В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям и с уважением к порядочным, берегущим свою «честь смолоду».

Аргумент 2 : Алексей Иванович Швабрин и Петр Андреевич из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит злободневно, потому что в обществе всегда будут люди, достойный уважения, с незапятнанной репутацией, и люди, не имеющие чести. Изменить положение можно только вместе: выражая презрение подлецам, приспособленцам, карьеристам, мы заставим их задуматься над своим поведением и, возможно, измениться в лучшую сторону. Я надеюсь на это... (59 слов)

Вариант вступления

В России всегда чтили как олицетворение чести и незапятнанной совести таких великих людей, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Ломоносов, Александр Суворов, Михаил Кутузов. И всегда презирали воров, взяточников, разбойников, убийц – людей без чести и совести. Они, торгуя своим добрым именем, не задумывались о том, что будут прокляты. Приведу аргументы, доказывающие мою точку зрения. (58 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, человек, однажды обманув, предает сам себя: уважение самого себя и других людей вернуть очень сложно, надо доказать, что ты изменился, стал лучше, что больше не будешь лгать. Аргумент 1 : Нина, героиня Тамары Крюковой из рассказа «Единожды солгавши»

Тезис 2 : На войне, в отличие мирного времени, все чувства обострены, в том числе и чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, чувство товарищества. Если кто-то становился предателем, то прощения такому человеку не было

Аргумент 2 : Рыбак из повести В.Быкова «Сотников» (можно

противопоставить его с Сотниковым)

Вариант заключения

Завершая своё сочинение, хочу призвать всех людей задуматься над словами Вадима Панова, российского писателя- фантаста: «Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести - у вас нет ничего». Мы должны помнить об этом, потому что без чести мы теряем себя, теряем уважение окружающих, теряем уважение к самому себе... (56 слов)

Смерть лучше бесчестья (посл.)

Нередко в последнее время слышны рассуждения о том, что утратили свою актуальность понятия «принципы», «нравственность», «достоинство». Набрав в поисковике слова «честь», «бесчестье», вы получите сегодня порядка 146 миллионов результатов (!) и окажетесь в центре противоположных мнений. Да, для кого-то, как и во времена А.Радищева, а позднее А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, ценность составляют незапятнанная репутация, благородство души человека. Есть те, кто бравирует отказом от непреходящих нравственных норм и уверяет в первую очередь себя в том, что и без достойных уважения убеждений, качеств, поступков можно прожить. «Смерть лучше бесчестья»? Можно ли переступить, пережить позор, бесславие, поругание чести или, как писал поэт, «…и вы не смоете всей вашей чёрной кровью…»?

Перелистывая в памяти страницы любимых произведений, понимаешь, как много значило для героев Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А. Булгакова умение жить по закону чести. Мне же показалось интересным проследить жизнь наших современников после их «сделки» с совестью – это те герои, для которых позор, бесчестие оказались настолько сильны, что порицания окружающих уже не потребовалось. Р.Брэдбери, Л.Улицкая, Б.Вербер, Д.Киз, П.Санаев, Д.Пиколт. Список авторов, чьи произведения убеждают: и сегодня бесчестье страшнее смерти – далеко не полон. Подтверждение этому – Халед Хоссейни и его роман «Бегущий за ветром».

Передо мной книга, прочитав которую невозможно продолжать жить безмятежно, безоглядно, не анализируя свои поступки, не задумываясь о последствиях каждого шага. Автор знакомит читателя с кабульским мальчиком Амиром, сыном местного аристократа, и мы начинаем день за днём вместе с героем узнавать мир, светлые и тёмные его стороны. Нам, как и подростку, пока ещё не дано осознать, что каждое мгновение может стать шагом к чести, памяти, благодарности, а может подвести к черте предательства, позора. И вполне понятно желание ребёнка, росшего без матери, сделать всё, чтобы понравиться суровому немногословному отцу, объяснима и ревность Амира по отношению к слуге - другу детства Хасану: слишком тепло относится Баба к презираемому в обществе хазарейцу. Но когда Х.Хоссейни подводит своего главного героя к черте, за которой – бесчестье, разрушенная семья, разорванные связи, сломанные судьбы, искалеченные души, понимаешь, как сложно остаться человеком не на войне, под прицелом врага, а в обыденной жизни.

Что значил для Амира праздник воздушных змеев? Состязание могло принести подростку долгожданное уважение отца, его любовь, интерес к сыну - именно на это рассчитывал герой, надеясь с помощью Хасана дольше всех продержать змея в воздухе и быстрее всех найти его. Жизнь распоряжается иначе.
Сцену издевательства Асефа, старого недруга мальчиков, над Хасаном невозможно читать ещё и потому, что видим мы её глазами человека, преступившего закон дружбы, не вмешавшегося в безжалостную расправу над слабым и понимавшего собственные подлость, предательство, низость. Внутренние монологи и маленького струсившего Амира, и известного писателя, которым становится герой, позволяют понять, что бремя стыда, позора сбросить невозможно: тайное бесчестье, «которое в тиши грызет душу человека» (Томас Манн) страшнее любого приговора!
Ложное обвинение хазарейца в воровстве, вынужденное бегство Хасана из дома, ставшего ему родным, скитания по миру самого Амира в стремлении забыть прошлое, начать жить заново – роман насыщен событиями, но не даёт ответа на вопрос, как избавиться от памяти, освободить самого себя от суда совести. Кольцевая композиция произведения, как замкнутый круг, олицетворяет безысходность этой борьбы и утверждает: бесчестье страшнее смерти. И только в финале романа Х.Хоссейни, позволяя герою вновь оказаться перед выбором: защитить маленького Сохраба или спастись – даёт ему шанс на спасение души.

Интересно, что слово «честь» упоминается в Библии более ста раз, а защите чести и достоинства уделено особое внимание в основном законе нашего государства. Не думаю, что случайно эти столь разные книга и документ единодушны: по всем канонам жить можно, только слушая голос совести, следуя нравственным законам, а ложь, лицемерие, предательство - «привилегии» жалкого существования, которое страшнее смерти.

Поделиться