Составление научного отчета по результатам социологического исследования. Составление отчета о социологическом исследовании Информационный отчет о работе социологических групп

Отчет о результатах исследования

После завершения анализа данных результаты оформляются в итоговые документы исследования. По форме и назначению различают три основных вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации в средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, научная статья -- специалистам, а публикация в прессе -- широкой публике.

Общий вид отчёта:

1.) Программа исследования.

А) Методический раздел

Б) Методологический раздел.

В) Теория, предметы, цели и задачи, обоснование выбора метода.

2.) Эмпирическая база. Указание выборки.

3.) Информация о ходе исследования: трудности, необходимые изменения в программе, и т.д.

4.)Разделы, отражающие гипотезы, сформулированные в введении программы.

6.) Возможность применения полученных проектно-практических рекомендаций в других организациях данного типа.

7.) Приложения (иногда пункт 1 помещают сюда).

А) Анкета/гайд/дневник наблюдения.

Б) Статистические данные (цифирки).

В) Результаты работы в виде диаграмм, таблиц, гистограмм и т.п.

К отчёту обычно прилагается аналитическая записка с выводами и наблюдениями.

Структурно заключительный отчет делится на три части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть включает титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.

Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчета. Оно содержит описание общей цели отчета и целей исследования, актуальности его проведения.

Основная часть отчета состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.

В методологическом разделе описываются: кто или что явилось объектом исследования, используемые методы. В конце приводятся выводы и рекомендации. Выводы основываются на результатах проведенного исследования. Рекомендации представляют собой предположения относительно того, какие следует предпринять действия исходя из изложенных выводов.

В заключительной частиприводятся приложения, содержащие дополнительную информацию, необходимую для более глубокого осмысления полученных результатов. Приводятся ссылки на авторов и источники использованных методов.

Кроме полного обзора необходимо представить еще и краткий обзор, который считается наиболее важной частью отчета.

Организация исследования: работа с заказчиком

Организация прикладного исследования требует прежде всего установления должного взаимопонимания с "заказчиком". Следует четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что, с точки зрения социолога, может быть реализовано несомненно, предположительно или вовсе не удастся. Если цель и задачи исследования не согласованы с заказчиком надлежащим образом, итог, как правило, бывает плачевным: заказчик сомневается в полезности полученных данных. Сомнения такого рода могут быть вполне обоснованными, но случается и так, что продиктованы ложным впечатлением заказчика о его информированности в данной области.

В отношениях с заказчиками социолог обеспечивает профессиональное решение проблем, строго соблюдает условия, предусмотренные договорными отношениями или обязательствами, принятыми на себя в любой иной форме.

Практически все исследования, проводимые сегодня в России, имеют заказчика. В таком качестве обычно может выступать либо коммерческая структура, либо фонд, дающий грант на исследование. Социолог в любом случае должен представить заказчику пакет документов. Существует целый ряд отличий в форме и содержании документов для заказчика, представляющего коммерческую/политическую структуру, и фонда.

Отличия: программа соц исследования у коммерческой структуры должна быть краткой и понятной, проблему формулирует часто заказчик; для фонда - программа должна содержать серьезное обоснование проблемы, описание объекта и предмета, анализ литры по данной теме; инструментарий: коммерческая структура - заказчик практически всегда требует заранее предоставить опросный лист и другие документы. Согласование идет данных инструментов, фонды- получение гранта требует лишь самое общее описание процедуры сбора и анализы информации; смета: коммерческая-заказчика интересует общая стоимость исследования и отдельные статьи расходов, целесообразно представлять разные варианты смет, четко определив. что получит заказчик, выбрав какой-то вариант; фонд - некоторые заранее устанавливают сумму гранта, другие называют лишь общий бюджет конкурса и предлагают исследователю самому определить объем финансирования проекта и представить смету; график работы: коммерческие - заказчика интересуют сроки выполнения работы как в целом, так и по этапам исследования; фонды - иногда грантодатель сам определяет сроки, иногда указывают лишь крайние сроки(начало и окончание работы), а промежуточные этапы исследователь определяет сам.

При обсуждении социолог исследования с заказчиком, представляющим коммерческие структуры, необходимо точно определить, где заканчивается работа социолога. Исследовательская фирма Гортис, опираясь на свой опыт предлагает 4 типа взаимодействия. Выбор определенного взаимодействия предопределяет как стоимость исследования, так и степень вовлечения сотрудника исследовательского центра в процесс разрешения проблем заказчика. Итак, 4 типа взаимодействия:

1)предоставление информации: социологи предоставляют заказчику информацию, заказчик сам принимает решение;

3)описание алгоритма, схемы действий: здесь социолог берет на себя функцию не только исследователя, но и консультанта;

Отчет о социологическом исследовании представляет собой документ, в котором отражены результаты проведенного социологического исследования студента или группы студентов. Проводят социологические исследования и соответственно пишут отчеты не только социологи, но и студенты таких специальностей, как менеджмент, маркетинг, социальная работа и пр.

Структура основной части отчета

Отчет имеет соответствующую структуру. Следует отметить, что отчет делится на две главы, которые подразделяются в свою очередь на подпункты.

Приведем пример.

Итак, с чего начать отчет о социологическом исследовании?

Ответ: с формулировки актуальности проблемы, которая должна занимать не более одного листа.

Приведем пример:

«Активное применение новейших информационных технологий становится актуальным во многих сферах человеческой жизни. Человечество вступило в новое тысячелетие с полным пониманием важности и необходимости применения компьютерной техники в образовании. Однако существует проблема обеспеченности студентов компьютерной техникой и освоения компьютеров студентами, что не позволяет использовать в полной мере возможности новых информационных технологий».

Затем мы переходим к степени разработанности темы, здесь приводим пример социологических исследований по данной проблематике.

Приведем примеры для темы «Роль компьютера в образовании молодежи»

Цель социологического исследования — разработка рекомендаций и предложений по решению проблемы обеспеченности студентов компьютерной техникой и проблемы освоения компьютеров студентами.

Объект социологического исследования – студенты ТГАС

Предмет социологического исследования – содержание и характер мнений и оценок студентов по проблеме внедрения новых информационных технологий в учебный процесс.

Формулировка гипотез исследования

Первая гипотеза – в связи с тем, что новые информационные технологии позволяют получать информацию в более простой и доступной форме, отношение студентов к их применению в целом положительно.

Вторая гипотеза – уровень теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере невысокий.

Задачи социологического исследования:

  • выявить сколько студентов имеют личный ПК;
  • выявить уровень теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере;
  • выявить отношение студентов к компьютеризации учебного процесса;
  • выяснить какие новые информационные технологии студенты применяют в процессе получения образования в ТГАСе.

Методический раздел программы начинается с определения выборки.

Приведем пример:

Выборка

В ходе полевого исследования было опрошено 25 респондентов с 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го курса по 5 человек. Такое же количество человек было протестировано.

Генеральная совокупность составляет 2800 человек, которая включает в себя студентов ТГАС очного отделения.

Выборочная совокупность составляет 280 человек.

Метод серийной (гнездовой) выборки

Ni = , где i – число серий, выделенных в генеральной совокупности

Ni – число единиц в серии

N – величина генеральной совокупности

N — величина выборочной совокупности

N1 == 57; n2 == 55; n3 == 55;

N4 == 56; n5 == 57

Таким образом, с 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го курсов подлежит опросу 57,55,55,56,57 чел. соответственно.

Затем определяемся с методами исследования:

  1. Анкетный опрос студентов (анкета прилагается). Для исследования обозначенной проблемы необходимо проведение анкетного опроса
  2. Тестирование студентов (тест прилагается) с целью выявления уровня теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере, а также для подтверждения/опровержения анкетирования.

Также во второй главе описываем социально-демографическую характеристику объекта.

Приведем пример:

Глава 3 включает анализ полученных данных, которые, как правило, приводятся в табличной форме (на все вопросы), в форме диаграмм.

Приведем примеры:

По результатам исследования были получены следующие данные:

Распределение ответов на вопрос: «У Вас дома есть компьютер?»

Распределение ответов на вопрос: «Для чего вы используете компьютер большую часть времени?»

Распределение ответов на вопрос: «У Вас дома есть доступ к Интернету?»

Завершаем отчет примерным планом подготовки и проведения социологического исследования, а также приложениями, в качестве приложения можно использовать анкету.

Отчет -- определенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования -- выполняется по определенному плану. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных. Отчет представляет собой вполне самостоятельный результат научной деятельности и нередко публикуется в печати полностью или с сокращениями.

Отчет следует составлять так, чтобы дать возможность читателю самостоятельно проанализировать обоснованность и достоверность всех выводов, а также при желании воспользоваться эмпирическими данными для постановки иных задач. Поэтому в публикации следует придерживаться максимальной последовательности и ясности изложения всех данных и выводов.

З. В. Сикевич предлагает следующую структуру отчета о социологическом исследовании:

  • Ш Предисловие (в нем указываются учреждение, в рамках которого проводилось исследование, источники финансирования, участники исследования).
  • Ш Оглавление (включает главы и параграфы отчета, списки таблиц и графиков).
  • Ш Введение (здесь излагаются цель и задачи исследования, его актуальность, характеристика методов и основных процедур).
  • Ш Теоретическая часть (в этой части объясняется и обосновывается постановка проблемы на фоне существующих теорий, указывается какую из них разделяет автор исследования, или сформулировать концептуальные принципы собственного подхода).
  • Ш Эмпирическая часть (излагается ход проведения исследования, промежуточные выводы).
  • Ш Вывод (в этом разделе излагаются самые значительные результаты исследования, сообщается о том, подтвердилась или нет гипотеза исследования).
  • Ш Примечание (в них содержаться частные комментарии по поводу рассуждений основной части отчета, которые могут касаться деталей представления данных или мнения других исследователей относительно тех же социальных явлений).
  • Ш Библиография (содержит алфавитный список авторов и работ, которыми исследователь пользовался в ходе написания своего отчета).
  • Ш Приложения (таблицы, графики, анкеты и другие иллюстративные материалы)

Авторы исследования не должны забывать, что в работе принимали участие многие специалисты, научные работники и практики. Этика науки строго предписывает отметить всех участников работы, от ее инициаторов и теоретиков до научно-вспомогательного персонала и многочисленных критиков, рецензентов, помощников на объектах. Работа социолога невозможна без сотрудничества многих людей, которые заслуживают того, чтобы быть названными в итоговом документе.

147.26kb.

  • Программа дисциплины «Модели объяснения и логика социологического исследования» для , 127.71kb.
  • Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений , 370.79kb.
  • КОМИТЕТ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

    ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА -ЮГРЫ

    СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    МОЛОДЕЖЬ

    КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС ОКРУГА

    ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Ханты-Мансийск – Сургут, 2007 г.

    Данный отчет представлен по результатам социологического исследования, проведенного лабораторией социологических исследований Сургутского государственного университета по заказу Комитета по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в мае-июне 2007 г.

    Руководитель исследования заведующий лабораторией социологических исследований СурГУ д.полит.н. М.Ю. Мартынов.


    РЕЗЮМЕ

    с. 4

    ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

    с. 21

    ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


    МОЛОДЕЖЬ КАК РЕСУРС ПРОИЗВОДСТВЕН-НОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) СФЕРЫ ОКРУГА

    с. 31

    МОЛОДЕЖЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОКРУГА

    с. 61

    МОЛОДЕЖЬ КАК РЕСУРС СФЕРЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    с. 72

    МОЛОДЕЖЬ КАК РЕСУРС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ОКРУГА

    с. 89

    РЕЗЮМЕ

    В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре существуют объективные предпосылки для реализации молодежью своих возможностей в качестве ресурса социально-экономического, культурного и политического развития округа. Внимание к молодежным проблемам, уделяемое органами власти округа, и относительно стабильное экономическое положение региона создали условия для получения молодежью хорошего образования, трудоустройства, обеспечения высокого уровня социальной защиты и доступности сети учреждений досуга и культуры. Степень реализации этих благоприятных условий зависит от самой молодежи и определяет ее роль как социального ресурса округа.

    Под молодежью как социальным ресурсом в ходе исследования понималось использование возможностей социальных действий молодежи, направленных на разрешение противоречий в экономической, социальной, политической, духовной сферах, в интересах, как собственной социальной группы, так и населения, проживающего на территории округа в целом.

    Молодежь как ресурс производственной (профессиональной) сферы округа

    Реализация потенциала молодежи как ресурса производственной сферы может происходить по следующим направлениям:

    • увеличение ее доли среди занятого населения, в том числе, снижение доли среди безработных;
    • увеличение ее вклада в совокупный производимый в округе продукт;
    • увеличение ее вклада в повышение производительности труда и рационализацию производства.
    В ходе исследования была выдвинута гипотеза, что этот рост ресурса молодежи в производственной сфере, обеспечивается следующими факторами:
    • удовлетворенностью заработной платой (материальным стимулом);
    • отношением к труду как к главному средству социальной мобильности, продвижения по жизни, карьеры;
    • престижностью своего труда, своей профессии;
    • возможностью творческой самореализации в процессе труда;
    • качеством профессионального образования.

    В целом можно сделать следующие выводы о ресурсах молодежи в производственной сфере в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

    1. Достигнута относительно высокая степень удовлетворенности заработной платы молодых работников в основных отраслях экономики.

    Большая часть опрошенных – 61%, - хотя и не в полной мере, но в основном удовлетворены своей заработной платой. Полностью удовлетворены – 9%. Хотя, каждый четвертый опрошенный уровнем заработной платы совсем не удовлетворен. Причем, удовлетворенность заработной платой значительно колеблется в зависимости от отрасли, в которой работает респондент, что видно из следующей таблицы.

    Наиболее высоко оценили свою заработную плату респонденты работающие в газовой промышленности и в торговле. В то же время, работники образования, сельского хозяйства, транспорта и государственного, муниципального управления удовлетворены своей заработной платой в наименьшей степени.

    2. Профессиональная деятельность превратилось в эффективное средство социально мобильности и достижения жизненного успеха молодежи .

    Сравним результаты ответов респондентов на вопрос о том, что, по их мнению, определяет жизненный успех, поученные в ходе опроса молодежи округа в 1998 г 1 . и в данном исследовании 2007 г.:

    Тенденция поразительного изменения картины за прошедшее десятилетие налицо. По крайней мере, сегодня, опрошенные молодые люди в нашем округе на первые три места поставили факторы, которые являются краеугольным камнем любой эффективной экономики: «иметь амбиции», «иметь хорошее образование» и «много работать». Если ранее, причины жизненных успехов, карьеры молодежь видела во внешних обстоятельствах, не зависящих от них самих – связях, родителях, природных задатках, - то теперь она рассчитывает на себя, на собственный труд. Ответы респондентов, полученные в ходе опроса, опровергают бытующее мнение о стремлении большинства молодых людей, якобы, к поиску легких путей продвижения по жизни. Основное средство социальной мобильности, продвижения по жизни сегодня для молодежи округа является личный труд и хорошее образование.

    3. Престижность трудовой, профессиональной деятельности в большинстве отраслей экономики в глазах молодежи весьма высока

    Большая часть молодых людей гордится своей работой. Например, почти две трети респондентов – 62% - испытывают чувство гордости и удовлетворения, когда говорят с друзьями о своей работе. Лишь 16% в этом случае ощущают раздражение, 2% - стеснение и 4% - раздражение. В кругу молодежи любой труд уважается, пренебрежения к видам труда нет. Опрошенная молодежь считает, что престижной сегодня считается работа любого труда, если она востребована.

    4. В производственной сфере существуют возможности для творческой самореализации молодых работников.

    Для значительной части опрошенных 57% - наиболее значимыми сторонами труда являются творческие, направленные на самореализацию: «полное использование своих знаний, квалификации» «возможность профессионального роста».

    Вместе с тем, в производственной сфере существует ряд проблем, затрудняющих использование в ней молодежных ресурсов. Например, мнение большей части опрошенных молодых людей о недостаточном стимулировании творческого труда, личной инициативы на производстве.

    Так, на вопрос: «Как изменится Ваш заработок, если Вы будете работать лучше и эффективней?» только каждый шестой респондент ответил, что его заработок при этом может повыситься. Но почти половина опрошенных – 49% - высказала мнение, что их зарплата, если они будут лучше и больше работать, при этом не изменится .

    Основные трудности молодых работников в реализации своих профессиональных, трудовых ресурсов носят субъективный характер и связаны со сложностями включения в производственный коллектив .

    Об этих сложностях можно судить по ответам самой молодежи в ходе проведения фокус-групп.

    • В ряде случаев участники фокус-группы отмечают недоверие руководства и сотрудников к молодым специалистам, к их уровню знаний, нежелание старших сотрудников обсуждать производственные вопросы наравне.
    • Серьезно затрудняет использование производственного ресурса молодежи прием на работу сотрудников не в соответствии со знанием и квалификацией, а «по блату», когда кто-то занимает рабочее место только из-за родственных связей, а не по заслугам, не соответственно образованию. В то же время, большим уважением среди ровесников, пользуется молодой сотрудник, который устроился на работу сам, без помощи родителей или других людей.
    • Особенное разочарование у молодых работников вызывают нарушения, с их точки зрения, принципов справедливости. В качестве примера такой несправедливости молодые специалисты приводят особенности распределения премиального фонда на предприятиях.
    • Очень существенной проблемой является механизм внедрения новаторства, рацпредложений. По мнению молодежи, для этого в большинстве случаев на производстве есть широкие возможности, с технологической точки зрения. Однако на практике сделать это кране сложно, поскольку эти инициативы тормозятся средним звеном управленцев, а в ряде случаев присваиваются ими. Молодые люди готовы отвечать за авторские нововведения, готовы их внедрять и использовать, но их смущает отсутствие возможности заявить на предприятии авторское право. Как рассказал один из участников фокус-группы: «Если специалист может ввести в работу какое-то новаторство, улучшить производственный процесс, то вариант первый – это причислят к заслугам начальника, и второй вариант – этого не заметят и примут как должное. Когда ты устраиваешься на предприятие, ты заключаешь договор, в котором сказано, любое программное обеспечение, написанное и созданное сотрудником, любые системы, которые были тобой отредактированы, являются интеллектуальной собственностью предприятия».
    Безусловно, следует учесть субъективность этих мнений. Трудности, связанные с вхождение молодого работника в трудовой коллектив – это двухсторонняя проблема, связанная не только с консерватизмом на производстве и предубеждениях в отношении молодежи, но и с амбициозностью самих молодых специалистов, не всегда подкрепленной соответствующими знаниями, навыками, готовностью к систематическому труду. Один из молодых людей в интервью так отзывается о позиции некоторых своих сверстников:

    «Молодежь хочет успеха, но успеха, во многом связанного с какими-то материальными вещами. При этом она хочет всего, ничего не делая. То есть, я хочу квартиру, машину, костюм за 3 тысячи долларов, каждый год отдыхать летом на Канарах. Но чтобы это само появилось».

    Тем не менее, суждения об объективных трудностях, высказанные респондентами, имеют реальные основания, позволяя сделать вывод, что основные противоречия и, следовательно, ресурсы молодежи в округе находятся в производственной, профессиональной сфере, по сравнению с социальной, политической и духовной сферами. Причем в самой профессиональной деятельности молодежи фокус проблем лежит не в оплате труда или сомнений в его ценности, а в конкретном этапе трудовой социализации, в сложностях вхождения в трудовой коллектив , в часто возникающем именно в этот период у молодых людей чувстве незащищенности и несправедливости.

    Существующий в условиях рыночной экономики принцип невмешательства государства и общества в бизнес затрудняет прямое влияние на данную ситуацию. Но и формы непрямого влияния могут быть достаточно эффективны.

    Первым условием здесь выступает осознание сложности и важности самой проблемы. Пока что, судя по проведенному в ходе исследования контент-анализу средств массовой информации, ей уделяется недостаточно внимания. В проанализированных печатных изданиях округа публикации посвящены образованию, досугу, спорту молодежи, но, практически, отсутствуют публикации о ее положении на производстве

    Аналогичным образом, слабо представлена тема молодежи на производстве и на сайтах администраций муниципалитетов.

    Наибольшее количество сообщений (28) было размещено на официальном сайте администрации города Ханты-Мансийска. На всех веб-страницах информация публикуется в общем разделе «Лента новостей», только на сайте администрации города Сургута есть отдельная рубрика «Молодежь» в разделе «Новости», что значительно упрощает поиск необходимой информации.

    Только на официальном сайте администрации города Нижневартовска имеется ссылка на богатый ресурс, посвященный жизни и проблемам нижневартовской молодежи.

    Наибольшее внимание, авторы сообщений уделяют проблемам в сфере образования. Часто мелькают в глобальной сети материалы, посвященные досугу молодежи (некритические публикации о различных фестивалях КВН, слетах, других развлекательных мероприятиях для студентов и с участием студентов). Публикации носят в основном информационно-ознакомительный характер и рассказывают лишь о ходе реализации национального проекта «Доступное жилье».

    Между тем, в рамках осуществляемой молодежной политики, средствам массовой информации можно найти немало позитивных примеров участия работающей молодежи в творческих, научных конкурсах, проводимых в округе, участия в спортивных и массовых мероприятиях, примеры работы молодежных организаций на самих предприятиях.

    Что касается самой молодежной политики, то следует, сохраняя существующие формы работы с учащейся молодежью и студенчеством, особое внимание уделить молодежи на производстве.

    Инструментом, способным обеспечить реализацию творческого ресурса молодых людей на производстве, повышение их статуса, совершенствования профессиональных навыков, повышение оплаты труда и т.д. может стать возрождение и развитие молодежного рационализаторского движения.

    Главными союзниками здесь могут явиться первые руководители предприятий и организаций. Высший менеджмент, как правило, заинтересован в «свежей крови», в новых идеях, в кадровом обновлении (чего не всегда скажешь о «среднем звене» управления).

    Другим важным направлением молодежной политики в производственной сфере является создание условий для профессиональной подготовки молодежи, совершенствование системы профессионального образования и сближение его с производством.

    Система профессионального образования

    Судя по результатам опроса, численность молодых людей, имеющих хорошее профессиональное образование достаточно высока . Можно считать, что к тридцати годам две трети молодых людей в округе получают высшее образование. Подавляющее большинство – 94% - имеют профессиональное образование.

    Респонденты отмечают эффективность мер, осуществляемых правительством округа по активизации познавательной деятельности, творческого потенциала молодежи. Особенно хороших отзывов удостоился конкурс «Золотое будущее Югры». Вот мнение одного из участников углубленного интервьюирования:

    «…С точки зрения недавно прошедшего окружного конкурса молодежных проектов «Золотое будущее Югры», то я очень спокойна за наш округ, за наш город, за страну в целом….

    В то же время, следует ответить на вопрос, насколько удовлетворяет молодежь получаемое образование и насколько система профессиональной подготовки кадров соответствует производственным потребностям округа.

    Достаточно большое число - 38% опрошенных отметили, что работают не по специальности . Особенно велика доля работающих не специальности в таких отраслях как сельское хозяйство (85,7%), торговля (63,6%), транспорт (57,6%).

    Более половины - 53% - респондентов заявили, что полностью или в основном удовлетворены уровнем своего образования, но для 44% этот уровень выглядит неудовлетворительным.

    Наибольшее число респондентов не удовлетворенных уровнем своего образования приходится, на транспортную сферу, строительство, транспорт, сельское хозяйство, государственное и муниципальное управление, а также, газовую промышленность.

    В то же время, достаточно высоко оценили полученные в образовательных учреждениях знания, работающие в сферах нефтяной промышленности, в энергетике, в образовании и здравоохранении.

    Особое значение для оценки качества профессионального образования имеет мнение работодателей .

    В качестве негативного фактора ими отмечено падение уровня высшего в силу его излишней доступности. Вот характерное мнение одного из руководителей предприятий:

    «Но то, что образование все подряд практически – высшее, - это расстраивает. Есть такая статистика и понятие «качество обучения» и «качество неуспеваемости». До 10-11 класса по такой статистике доходит хорошо, если 20%, которые заканчивают на «4» и «5». Практически, как я понимаю, это люди способные получить высшее образование. Но, тем не менее, высшее образование получает 80%. Как может человек, не имеющий высоких результатов на ступени общего и среднего образования, получить хорошее высшее образование?»

    В излишней легкости получения образования работодатели видят причины снижения уровня и качества профессионального образования, нежелание молодежи интеллектуально развиваться. В результате, приходя на работу, молодежь демонстрирует недостаточный уровень личной образованности, этикета и культуры («не умеет здороваться, прилично разговаривать, одеваться»).

    Опрошенные руководители предприятий, особенно частного бизнеса утверждают, что появление молодых сотрудников на производстве приветствуется. Более того, работодатель готов тратить время дополнительное обучение и стажировку молодых специалистов, заниматься наставничеством. Частный бизнес, в котором доход предпринимателя зависит от качества работы персонала, готов вкладывать и дополнительные денежные средства в проведение тренингов, мастер-классов, обучения молодых специалистов.

    Вопреки ожиданиям, работодатели отнюдь не считают, необходимым образовательным учреждениям сосредоточится на узко специализированной профессиональной подготовке. Наоборот, отмечается, значение общих, универсальных знаний. Как уже отмечалось, предприниматели, руководители готовы вкладывать средства и тратить время на дообучение конкретным знаниям и навыкам и адаптацию молодого специалиста. Беда в другом: в том, что эти общие знания недостаточно глубокие , чтобы стать основой такого дообучения, а главное, молодые специалисты часто не приучены к процессу обучения, психологически не готовы к нему.

    Следовательно, возможности профессионального образования в актуализации производственных ресурсов молодежи Югры должны быть связаны не с количественным увеличением численности получающих высшее образование и, даже, не с корректировкой структуры подготовки кадров в соответствии с потребностями производства. Речь должна, судя по всему, идти о качестве обучения в них и сближения с производством. В проблемах подготовки кадров следует перенести акцент с «кого» и «сколько» на «как» готовить.

    С этой проблемой связана другая – продолжение образования, повышение квалификации уже работающим специалистом. О стремлении к этому заявило подавляющее большинство – 77% - опрошенных. Однако мотивы получения дополнительного образования у самих молодых людей противоречивы. Также неоднозначно отношение к этому стремлению работодателя.

    Большинство опрошенных молодых людей, желающих продолжать образование, сетуют на то, что работодатель не идет навстречу, не создает для этого необходимые условия. Однако, по мнению самих опрошенных, у молодых специалистов наблюдается скорее желание много учиться и работать не столько для повышения своей квалификации, продвижения по службе, карьеры, а скорее из желания «обеспечить себе тылы». Один из участников фокус-группы охарактеризовал эти мотивы следующим образом: «Большинство молодежи готово учиться и работать. Но не для карьеры только, а для того, чтобы обеспечить себе тылы. Потому что вдруг что-то с начальством не сложится, не факт, что ты по своей специальности найдешь где-то работу. Нужно быть как минимум на двое-трое рук мастер».

    Очевидно, что такие мотивы не соответствуют интересам работодателей. Последние заинтересованы не в том, чтобы молодой специалисты просто получал дополнительное или другое образование и, возможно, после этого ушел бы с предприятия. («Многие, получив прекрасную стажировку за счет компании,уходят в другие фирмы в поисках более высокооплачиваемых и интересных должностей»). Работодатель заинтересован в повышении такого образования своего сотрудника, которое конкретно ориентировано на его производство.

    Молодежная политика в сфере профессионального самоопределения молодежи может быть направлена на решение тех проблем, которые не входят в прерогативы системы управления профессиональным образованием. Это не только организация стройотрядов на предприятиях или грантовая поддержка молодежного рационализаторского движения. В первую очередь, должна быть решена стратегическая задача создания «мостика» между ВУЗом, техникумом, училищем, с одной стороны, и конкретным предприятием. Таким «мостиком», по примеру некоторых стран, может стать организация частных профессиональных школ, принимающих выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптирующих их к целям конкретного предприятия. Зародыши этой системы сегодня имеются, например, в виде курсов, организуемых самими предприятиями или в виде «бизнес-инкубаторов» в ВУЗах. Но для создания эффективной системы связи профессионального образования с производством необходимы кардинальные решения. Тем более, что после введения бакалавриата, его выпускники будут в еще меньшей мере готовы к вхождению в производство. К этому моменту и должна быть готова к функционированию система дополнительного предпроизводственного обучения.

    В ходе исследования было, также, обращено внимание на проблему рабочих профессий . Причину их непопулярности опрошенные сотрудники центров занятости и педагоги видят в искаженном представлении об этих профессиях у молодых людей и их родителей. Сами родители и молодые люди указывают на недостаточный престиж этих профессий. Вероятно, обе причины имеют место. Отметим, лишь, что правильнее говорить не о престиже, а об уважении к людям рабочих профессий. Так, многие из опрошенных подчеркивали, что диплом о высшем образовании им нужен именно как документ, позволяющий защищать свое человеческое достоинство.

    Отдельно в ходе углубленного интервьюирования рассматривались проблемы труда и образования молодежи из числа коренных народов Севера . Здесь следует обратить внимание, что всем значении системы интернатов, детей в них следует направлять только в старшем возрасте и всемерно развивать «лесные» и малокомплектные школы.

    Молодежь как ресурс социальной сферы округа.

    Молодежь ресурс как в социальной сфере оценивались с точки зрения наличия как объективных, так и субъективных предпосылок ее участия в поддержании стабильности, устойчивости социальной структуры округа.

    В качестве таких объективных условий оценивались степень удовлетворения молодежью своих социальных потребностей. К ним были отнесены:

    • доход на одного члена семьи;
    • жилищные условия;
    • возможность социальной мобильности, перспектива улучшения своего материального положения.
    С точки зрения критерия дохода на одного члена семьи, социальная структура молодежи округа позволяет говорить о наличии пяти страт, условно именуемые в данном исследовании как:
    • «нуждающиеся и бедные» (17%),
    • «нижний средний уровень» (36%),
    • «среднеобеспеченные» (21%),
    • «обеспеченные» (13%),
    • «богатые» (13%).
    Три средние страты при этом образуют, по нашей классификации, «средний слой» социальной группы молодежи в округе. Как видим из следующей таблицы, этот слой весьма существенен, составляя, судя по результатам исследования, более двух третей от общей численности.

    Обратимся теперь к жилищным условиям молодежи. Как выяснилось, ситуация здесь не выглядит столь удручающей, как это часто выглядит в стереотипах общественного сознания. Большинство опрошенных – 73% - заявили, что их семьи имеют собственную квартиру или дом. Жилищные условия этой группы можно признать хорошими. Еще 14% имеют удовлетворительные жилищные условия, снимая квартиру или имея служебную. Пожалуй, лишь для 8%, имеющих только комнату в общежитии или проживающих в балках, ситуация в жилищном отношении выглядит крайне неудовлетворительной.

    Важное условие социальной стабильности - возможности социальной мобильности.

    Опрошенные в ходе исследования эксперты, отметили высокую субъективную, психологическую готовность молодежи к индивидуальной мобильности восходящего типа.

    Тем не менее, объективные условия для такого типа мобильности складываются не всегда. Как выяснилось, в этом случае, как раз, достаточно велика зависимость от уже существующего уровня дохода. Более обеспеченные молодые люди, судя по всему, имеют и больший набор, «веер» возможностей, а, главное, эти возможности более реалистичны, поскольку больше зависят от них самих. Например: найти более высокооплачиваемую работу, занять более высокую должность, заняться предпринимательством. В то время как менее обеспеченные рассчитывают на повышение зарплаты или подработку.

    Правда, все категории имеют надежду на улучшение образования и повышение квалификации. Похоже, что единственным реальным и безусловным средством, «лифтом» социальной мобильности для всех слоев молодежи, независимо от имущественного положения, остается образование.

    Существенные трудности отмечены в возможностях заняться предпринимательством. В частности из-за сложности найти кредит на выгодных условиях из-за невнимания ТПП и банков и административных препонах.

    Обратимся к субъективным оценкам молодежью своего социального положения молодежи.

    В первую очередь, отметим относительно невысокий уровень социальной конфликтности. Судя ответам, где только каждый пятый респондент остро ощущает этот конфликт как противоречие между «богатыми и бедными». С чем это связано?

    Во-первых, воспринимая неравенство как социальную данность, молодежь, тем не менее, отнюдь не считает это несправедливым. На вопрос о справедливости социального неравенства большинство опрошенных нами респондентов – 52% - признали «социальное неравенство справедливым, поскольку люди имеют разные способности, разное трудолюбие и поэтому разный доход?». Вот характерное рассуждение одного из опрошенных молодых людей:

    «Все не могут быть равны, это принцип, который показал свою нежизнеспособность. И хорошо, что не может быть равного. Если все равны, общество неинтересно. Вот, например, все одинаковы, все хорошо живут. Идеальная ситуация. Все работают, поучат хорошую зарплату, у всех социальные гарантии, свои квартиры, машины, все ездят в отпуск. И куда дальше? Все на одной планке. В любом случае, должно быть разграничение. Тут нужно формировать позитивное отношение людей к определенным группам. Нельзя формировать зависть. Человек должен понимать, что если у кого-то получается лучше, то это его заслуга. Если ты ему завидуешь, приложи усилия, чтобы доказать, что ты не хуже его».

    В то же случае, когда неравенство признается несправедливым, то это носит четкий адресный характер: несправедливо не вообще неравенство, а неравенство «стартовых» возможностей людей, молодежи. Так, оценивая стартовые возможности различных социальных групп молодежи, подавляющее большинство опрошенных – 65% - отметило, что «стартовые возможности обеспеченных семей намного выше, чем молодежи из бедных семей».

    Во-вторых, несмотря на осознание наличия неравенства и существенные объективные различия разных групп молодежи (например, по доходу), сами эти группы субъективно отнюдь не относят себя к социально ущемленным слоям. Подавляющее большинство респондентов отнесли себя к «обеспеченным» (22%) и среднеобеспеченным (63%).

    В третьих, достаточно высокий уровень социальной поддержки молодежи как социальной группы существенно блокирует риски нисходящей социальной мобильности.

    Если оценивать возможности «нисходящей» мобильности, то ее возможности весьма ограничены. Молодые люди в округе ощущают себя весьма социально защищенными.

    Рассмотрим, например, такой «бич» молодежи во всем мире, как безработица.

    Почти треть респондентов опрошенных в округе заявили, что их вообще не беспокоит опасность лишиться работы. Очень беспокоит она только каждого четвертого опрошенного.

    Причины такой уверенности в трудоустройстве мы обнаруживаем в достаточно высоком уровне профессиональной мобильности. Например, подавляющее большинство из них – 68% - в ответах на вопрос: «Готовы ли Вы сменить профессию, если возникнет угроза оказаться безработным?» не сомневается, что сумеет это сделать. Причем 46% ответило, что сделает это легко. Не случайно, в ходе качественных исследований многие респонденты указывали, что получают дополнительное образование «про запас».

    При всех справедливых упреках к качеству профессионального образования, следует отметить ту важную роль в обеспечении гарантий трудоустройства, которую играет созданная в округе система этого образования.

    Только каждый четвертый безработный, опрошенный в ходе исследования, указал на такую причину безработицы как «отсутствие вакантных мест». Почти половина - 45% - не трудоустраиваются потому, что их не устраивает предлагаемая работа.

    Из опрошенных учащихся учреждений профессионального образования только каждый пятый из них считает, что работу после его окончания будет найти очень трудно. Большинство или уже работает, или уверено, что работу найдут.

    Помимо хороших возможностей профессиональной мобильности, укажем на еще один фактор, препятствующий нисходящей социальной мобильности. Это государственная политика в самых болезненных молодежных проблем – жилищной.

    Судя по результатам опроса, почти две трети молодых людей из числа живущих самостоятельно, вне родительской семьи, имеют собственную квартиру или дом. Такую ситуацию, хотя и указывающую на сохранение жилищной проблемы, никак нельзя назвать кризисной.

    В четвертых, в округе, благодаря развивающейся инфраструктуре учреждений образования, досуга, культуры, спорта происходит формирование феномена, которое мы можем назвать становлением молодежного стиля жизни .

    Судя по результатам исследования, независимо от принадлежности к той или ной страте, большинство молодых людей имеют возможность не только в равной мере пользоваться статусными предметами молодежной атрибутики, и одинаково проводить время, но, что особенно важно, проводить его вместе, независимо от имущественного положения проводить досуг. Это важный фактор снижения социальной конфликтности.

    Большую роль здесь играет доступность учреждений культуры и досуга. Посещают учреждения культуры постоянно в настоящее время каждый четвертый опрошенный – 25%. Ближайший ресурс вовлечения молодежи в сферу культуры составляет еще почти половина опрошенных. В том числе, 15% молодых людей хотели бы посещать учреждения культуры, но не имеют на это денег. Еще 20% респондентов заявили, что таких учреждений в их населенном пункте нет. При этом 28% респондентов ответили, что, хотя и имеют возможность посещать учреждения культуры, но не хотят этого делать. Это, своего рода, дальний ресурс участия молодежи в сфере культуры.

    Если говорить о территориальных особенностях роли учреждений культуры, то с точки зрения посещаемости, на первом месте здесь стоит г.Ханты-Мансийск. В то же время, одновременно в г.Ханты-Мансийск в наибольшей мере молодым людям недоступны учреждения культуры из-за дороговизны. Это же отмечают и респонденты в Березовском районе. Недостаток учреждений культуры в наибольшей мере отметили опрошенные в Мегионе, Пыть-Яхе и Октябрьском районе. Наименее востребованы учреждения культуры, судя по ответам респондентов в Сургуте, Сургутском районе и Пыть-Яхе

    В заключение отметим, что социальные противоречия, как конфликт между «богатыми» и «бедными» в значительной мере снижается в силу перенесения его, трансформирования в другую сферу – сферу национальных отношений . Уровень межнациональной конфликтности в округе можно оценить как высокий. Так, на вопрос анкеты: «В какой мере, Вы ощущаете на себе конфликты между молодыми людьми разных национальностей в молодежной среде современной России?» треть респондентов указала на то, ощущают этот конфликт «очень большой мере». Вместе с теми, кто ощущает этот конфликт, пусть и «в незначительной мере», эти группы составляют подавляющее большинство – три четверти респондентов.

    В целом стабилизирующие факторы в округе на сегодня значительно перевешивают последствия имущественной дифференциации и конфликтности. В качестве существующих в настоящее время эффективных ресурсов молодежи в социальной сфере можно назвать следующие.

    • В первую очередь отметим, что имущественная дифференциация молодежи стабилизировалась и существенно не растет. В социальной структуре молодежи объективно существует значительный средний класс, составляющий до двух третей от ее числа. Еще более важно, что субъективно подавляющее часть молодежи относит себя к обеспеченному или «среднему» слою населения.
    • Остается эффективно действующим, независимо от имущественно положения, «лифт» социальной мобильности в лице системы профессионального образования.
    • В округе формируется такой важный фактор снижения уровня социальной конфликтности как общий молодежный стиль жизни;
    • В округе существует система, обеспечивающая определенные гарантии молодежи как социальной группы. Во-первых, это относительно благополучная ситуация на рынке труда, во многом поддерживая хорошими возможностями профессиональной мобильности. Во-вторых, позитивные результаты реализации жилищной политики.
    • В общественном сознании молодежи все большее место занимают либеральные принципы.

    Молодежь как ресурс сферы духовной культуры

    Ресурсы молодежи как социальной группы в сфере культуры определяются через степень участия культурных, внутренних регуляторов, ограничений в общей системе социальной регуляции поведения.

    Судя по ответам респондентов, можно утверждать, что уровень внутренней этической культуры сегодняшних молодых людей, проживающих в округе достаточно высок.

    Даже небольшой тестовый замер позволяет сделать вывод о здоровом, в основном, моральном состоянии молодежи округа, наличии у большинства молодых людей, живущих в округе, устойчивых базовых морально-этических внутренних регуляторов поведения. Это главный ресурс молодежи в сфере культуры.

    В то же время, нельзя и недооценивать, не видеть действительно серьезные проблемы. В ходе исследования они проявились, когда респондентам были заданы вопросы, характеризующие механизм перехода от базовых этических ценностей к «поведенческим», установочным, в частности в сфере правосознания.

    Так, существенная часть молодежи – судя по опросу, 22% - одобряет стремление некоторых молодых людей в наше время «делать деньги» любой ценой, иногда, даже, в обход закона. Подавляющее число опрошенных – 87% - убеждены, что преступник всегда или почти всегда может избежать наказания. Большинство – 86% - сомневаются в том, что решения судов всегда справедливы.

    Таким образом, можно зафиксировать следующее противоречие. С одной стороны у подавляющей части молодых людей округа сформированы устойчивые морально-этические базовые принципы личностной регуляции поведения, они обладают устойчивой внутренней культурой личности. В то же время, с другой стороны, превращение этих базовых принципов в непосредственные поведенческие установки у значительной части встречает существенные трудности.

    Судя по результатам исследования, причинами этих трудностей являются следующие факторы.

    В качестве первого фактора было названо отсутствие у современной молодежи моральных авторитетов , людей, личностей, поступки которых должны стать ориентиром в формировании собственных поведенческих установок.

    Вторым фактором, затрудняющим процессы морально-этической социализации, вероятно, выступает достаточно высокая фрагментация общества в сознании молодых людей по принципу «свой - чужой».

    Третье важное обстоятельство, затрудняющее формирование механизма морально-этической внутренней регуляции у части молодежи является недооценка общественным мнением этических ценностей вообще в продвижении по жизни. Так, отвечая на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, важно для достижения успеха в жизни?», респонденты из числа молодежи только 11% опрошенных указали на значение здесь «иметь нравственные убеждения». Из тринадцати предложенных позиций в ответах на этот вопрос нравственные убеждения, как условие успеха в жизни заняли предпоследнее место.

    Подчеркнем, что полученные ответы отнюдь не свидетельствуют о недооценке роли нравственности нашими респондентами вообще. Они просто фиксируют ту действительную ситуацию, что нравственный, культурный капитал сегодня не обозначен должным образом руководителями бизнеса, предприятий и учреждений, как составная часть профессиональной компетентности молодого специалиста.

    Причем для самих руководителей, например бизнеса, нравственные качества сотрудников очень значимы. Так, в ходе углубленного интервью владелец крупного магазина, имеющий в штате значительное число молодежи, заявил, что после одного пережитого коллективом внутреннего конфликта личную честность специалиста он ставит выше его профессиональной подготовки. «Профессии я могу его научить, а вот порядочности – нет», - буквально заявил интервьюируемый.

    При всей важности культуры внутренней, способности к морально-этическим ограничениям, внешняя культура , также, исключительно важная составная часть молодежного ресурса округа. Помимо того, что внешняя культура облегчает взаимодействие людей в процессе совместной деятельности, на производстве и в межличностном общении, эта культура выступает неотъемлемой частью имиджа Югры, о котором судят на основе, в первую очередь, поведения людей.

    Большинство опрошенных экспертов 59% оценили уровень личной культуры молодежи в округе как средний. Только 8% считают его высоким, но 30% он выглядит как низкий. Наиболее низко оценили этот уровень городские эксперты, то есть, опрошенные в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте.

    Между тем, значение соблюдений правил личной культуры для достижения успеха в жизни сами эксперты оценили весьма высоко: 31% из них отметили это качество как важное. В то время как оценка личной культуры респондентами из числа молодежи оказалась ниже: 13% отметили ее как важную.

    В ходе исследования были проанализированы, также, каналы трансляции ценностей духовной культуры . Они оказались весьма эффективны, но, одновременно, каждый из имеет свои ресурсные ограничения.

    Возможности семейного воспитания существенно снижаются кризисными явлениями, наблюдаемыми в данном институте, в частности, в межличностных отношениях между ее членами.

    Духовное влияние религии ограничено относительно небольшим кругом действительно верующей молодежи.

    Учреждения досуга, культуры, спорта ориентированы в большей мере на формирование внешней, а не внутренней культуры. К тому же они не в равной мере доступны на всех территориях. У молодежи не сформированы стереотипы регулярного посещения их.

    Возможности школы, к сожалению, недостаточно высоки в силу недостаточной авторитетности.

    Средств массовой информации уделяют молодежной тематике исключительно мало внимания.

    Тем не менее, в совокупности все эти каналы способны осуществить эффективную трансляцию ценностей духовной культуры.

    Таким образом, мы хорошо знаем, что именно, какую систему ценностей необходимо транслировать, знаем, посредством каких каналов можем это делать. Но не знаем, как это делать. Проблемной остается третья сторона этой триады – механизм формирования системы духовной культуры .

    Разрабатывая этот механизм актуализации духовного ресурса молодежи, можно учесть довольно неожиданно обозначившийся в ходе исследования факт высокой степени доверия молодых людей руководителям своих предприятий и учебных заведений. То, что им полностью доверяют, заявила почти половина респондентов – 48%. На сегодняшний день эти руководители для молодежи если не авторитет, то, по крайней мере, - референтная группа, мнение которой для молодежи является определяющим. Гораздо более важным, чем, даже, мнение сверстников.

    Молодежь как ресурс политической сферы округа.

    Только 16% опрошенных респондентов из числа молодежи считают, что молодежь в жизни округа не играет существенной роли.

    Однако убежденность большинства опрошенных в значительности роли, которою молодежь играет в округе, противоречит с высказанным ими же мнением о том, что молодежь при этом на политическую жизнь не имеет возможности влиять (так считают 45% респондентов из числа молодежи).

    Вероятно, в первом случае оценивается роль молодежи как производственной, социальной силы, а во втором ее роль как политического субъекта. Таким образом, обозначается противоречие между оценкой значительности экономического и социального ресурса молодежи и недостаточной реализацией ее ресурса в политической сфере.

    Между тем, судя по результатам исследования, потенциал этого ресурса достаточно высок.

    Если сравнить результаты данного опроса молодежи в 2007 г. с опросом, который был проведен нами среди молодежи округа в 1998 г., то, прежде всего, обращает на себя внимание существенное увеличение числа молодых людей позитивно относящихся к политике, как роду деятельности. На десять процентов выросла численность респондентов, хотя и не предполагающих лично заниматься политикой, но считающих ее «важной частью общественной жизни».

    Если в 1998 г. позитивно к политической деятельности, судя по результатам опроса, в целом относились только 45% опрошенных, то в 2007 г. – уже 62%.

    Особенно радует существенное – почти в четыре раза (до4%) – увеличение числа молодых людей уже занимающихся политикой (в рамках политической партии или молодежной организации). Это важный показатель вовлечения молодежи округа в цивилизованные формы участия молодежи в политике и в целом – становления гражданского общества в регионе.

    Причины позитивных изменений в отношении молодежи к политике.

      1. Выросло новое поколение молодежи, сформировавшееся под воздействием более эффективных институтов политической социализации.
      2. Изменилась общая социально-политическая ситуация в стране, она стала более стабильной, как следствие - увеличилось доверие населения к институтам власти.
      3. Дают результаты усилия политических институтов, органов власти, направленные на политическую социализацию молодежи, повышение ее политической культуры.
    Можно констатировать, что в округе существует устойчивая тенденция к повышению политического участия молодежи, в то же время, далеко не все ее ресурсы в настоящее время актуализированы. Сохраняется и численно почти не меняется устойчивая группа молодежи, негативно относящаяся к политике, не интересующаяся политикой (23%) или, даже, считающая политическую деятельность вредной (8%).

    Каковы возможности этой актуализации политических ресурсов молодежи?

    Поскольку политическое участие молодежи осуществляется в рамках политических институтов, то оно, в первую очередь, определяется степенью доверия этим институтам .

    Судя по результатам опроса, в настоящее время наибольшим политическим доверием пользуется Президент РФ.

    Следует, также, отметить достаточно высокий уровень доверия, которым пользуется в глазах молодежи руководство их собственного предприятия или образовательного учреждения.

    На высоком месте по степени доверия находится церковь.

    Что касается органов власти, то здесь на первом месте по степени доверия оказываются органы власти округа (им доверяет 35,5% респондентов), затем следуют местные органы власти (28%), и замыкает этот рейтинг правительство РФ (23%).

    Отметим, что значительная часть опрошенных – примерно треть – затруднялась в ответах о степени доверия.

    От каких факторов зависит увеличение ресурса доверия сегодняшним политическим институтам со стороны молодежи?

    Укажем три «болевые точки» политической социализации молодежи, затрудняющие процессы политической социализации.

    1. Почти половина опрошенных – 46% - убеждена, что у молодых людей нет сегодня «никаких возможностей повлиять на власть».
    2. Более половины опрошенных - 55% - полагает, что «политических деятелей не заботит, что думают такие люди, как я».
    3. Две трети опрошенных – 67% - считают, что вообще плохо понимают политические процессы, поскольку, по их мнению, «в нашей политической жизни столько неясного, что в ней трудно разобраться».

    Будет ошибкой думать, что мнение молодых людей, о том, что у них нет возможности влиять на власть – реакция на государственные или местные органы власти. На самом деле, это убеждение формируется у детей и подростков гораздо раньше, например, по отношению к школьным институтам управления. Связано это с крайней степенью неразвитости ученического, школьного, студенческого самоуправления. Отчуждение детей и подростков от принятия решений на этом этапе формируется в убеждение, стереотип, который переносится затем на все сферы, включая собственно политическую, в рамках которых принимаются решения.

    СОСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ОТЧЕТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Научный отчет – документ, который в установленной форме отражает содержание программы СИ, ее выполнение, получение научных выводов, практических рекомендаций и возможностей для внедрения. Это документ, имеющий юридическое, административное и финансовое значение.

    ТРЕБОВАНИЕ К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА:

      Системность;

      Представление результатов исследования;

      Строгая ориентация всех элементов содержания отчета на поставленные цели;

      Логическая последовательность в его структуре;

      Обоснованность всех положений;

      Должны быть обобщены наиболее значимые данные;

      Должны быть четко выражена научная новизна и практическая значимость;

      Отчет должен следовать разработанному в программе методологическому аппарату исследования;

      Необходимость отразить логическую последовательность выполняемых процедур, показать место и роль каждой из них в процессе накопления и интерпретации новых знаний;

      Итоги исследования должны рассматриваться в организационном плане в соответствии с определенными требованиями: т.е. в отчете:

    А) должны быть отражены все привлекаемые в исследование организации, состав и порядок подготовки исследовательских кадров (кодировщиков…);

    Б) должен быть указан характер, формы и методы работы с обследуемыми единицами;

    В) необходимо с большой точностью отразить методы сбора материалов и в приложении дать образцы всех используемых документов СИ;

    Г) должны быть указаны возникшие трудности, ошибки;

    Д) должны быть указания на объем выборки и время проведения исследования;

    ВИДЫ ОТЧЕТОВ:

      По типу исследования:

    А) фундаментальный;

    Б) прикладной;

    а) монографический;

    б) коллективный;

    в) официальное учреждение;

    3) по объему выполненных работ:

    а) итоговый;

    б) этапный;

    в) по виду направления.

    4) по назначению:

    а) полный;

    в) краткий;

    г) результирующий (аналитическая записка);

    д) специальный;

    е) о внедрении результатов;

    ж) финансовый.

    СТРУКТУРА НАУЧНОГО ОТЧЕТА ПО ИТОГАМ СИ:

    Установлен ГОСТ 73-2-81

    Титульный лист

    Список исполнителей

    Введение

    Заключение

    Приложение

    ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – 6 ПОЛЕЙ:

    1 поле : Учреждение, предприятие в систему которого входит группа, составляющая отчет с учетом уровня иерархии (не более 3-х) МГСУ, Социологический факультет, кафедра ….

    2 поле : индекс и номер государственной регистрации научно- исследовательских работ;

    3 поле : отчет о промежуточном или заключительном этапе;

    4 поле : этапы исследования;

    5 поле : Должность руководителя, ФИО, ученая степень, звание;

    6 поле : город и год выпуска.

    Список исполнителей

    ФИО ученая степень, звание

    Реферат – 20 000 знаков

    На 1 странице 30 строк, в строке 60 знаков

    Текст реферата отражает цели объекта исследования, методы, используемый инструментарий и технические средства, краткие результаты работы, основные рекомендации по внедрению результатов, эффективность, область и масштабы применения.

    Реферат должен сохранять содержание отчета.

    Введение: (актуальность, научная разработанность, цель, задачи, объект, предмет, практическая значимость, научная новизна).

    1 Раздел: изложение программы и методики исследования.

        Выделение целей, задач, предмета, объекта, постановки проблемы, формулировки гипотез, анализ существующих подходов к решению проблем.

        Обоснование методики исследования. Особенности процедур, характеристики инструментария и технических средств, тип выборки, оценка репрезентативности.

      Характеристика объекта исследования в полученных показателях.

      На основе фактических полученных данных и установленных логических связей с общими принципами и положениями, проводится доказательство гипотез и изложение поставленных задач.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ: краткие выводы, практические рекомендации по результатам СИ.

    ПРИЛОЖЕНИЕ: дают для разгрузки текста (инструментарий исследования – бланки анкет, формулы выборки, программы обработки данных, первичная социолог. Информация в таблицах, графиках, протоколы, дневники отдельных процедур, документы о внедрении, протоколы обсуждения результатов исследования, рецензии на опубликованные материалы исследования, авторские свидетельства и патенты, списки публикаций материалов и др.).

    ТРЕБОВАНИЯ К ЯЗЫКУ И СТИЛЮ ОТЧЕТА:

    точность; ясность; определенность; доступность; краткость; убедительность; спокойный, выдержанный тон.

    ВИДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ (делаются ссылки на приложение):

      Перечневая таблица, составленная на основе ряда распределений по 1 признаку например: «Уровень образования в %».

      Таблицы сопряженности, отражающие ряды распределения по 2-м и более признакам.

      Многомерные таблицы сопряженности (таблицы с большими показателями).

      Диаграммы (круговые, гистограммы, полигон распределения частот) .

    Поделиться