Специальный репортаж жанр. Репортаж - это что такое? «Репортер меняет профессию»

Специальный репортаж

Титром "специальный репортаж" предваряется обычно самый большой, обстоятельный материал в выпуске Новостей. Иногда он приурочен к событию, иногда – к дате, а порой никакого "оперативного повода" нет: просто журналист увидел в жизни нечто интересное и решил всем показать то, что он увидел. Автор в спец. репортаже создает и исполняет роль – разведчика, заинтересованного наблюдателя.

Специальный репортаж может быть разнотипным. С одной стороны – это несколько более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, целью приданию материалу глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, посвященный какому - нибудь человеку или проекту, не связанный временными рамками. Который можно включить в программу по мере необходимости. Поэтому такие репортажи в редакциях информации сегодня называют "консервами".

"Специальный репортаж может служить отправной точкой для комментария ученого (Так Николай Шмелев в программе Нины Зверевой комментировал репортажи из города Мышкина, для дискуссии. Так бывало в лучших выпусках "Пресс клуба". Такой материал может выходить в эфир как самостоятельная передача (как "Репортер" Михаила Дегтяря и Игоря Шестакова на РТР). Но чаще всего спецрепортаж входит в состав выпуска новостей. Скажем, Би – би – си вдруг без всякого повода дает в ночном неторопливом выпуске большой репортаж из Сингапура: "Что – то давно мы с вами не бывали в Сингапуре, а давайте посмотрим, что там происходит… "Спецрепортажи, как камешки в телевизионной мозаике создают картину мира" Но " чтобы событие представляло общественный интерес, и было неизвестно конкурентам, нужна немалая журналистская изобретательность и обширные связи"

Специальным такой репортаж принято называть только в России. На Западе, где этот жанр давно и успешно развивается, принято говорить " позиционный репортаж" или " свой" сюжет.

Идея специального репортажа может возникнуть у самого репортера, или может быть предложена оператором, продюсером, другими работниками студии, подсказана самой жи

Событийный репортаж

Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним. ителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Проблема информационного повода

Проблема, на какую тему можно сделать событийный репортаж, совсем не так проста, как кажется. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Как определить, какое событие достойно того, чтобы попасть в выпуск новостей, а какое - нет. Проблема отбора самых важных и самых интересных – тех, о которых расскажут в теленовостях, - и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: “Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная”. А значит и материал для событийного репортажа должен быть свеж, необычен и должен представлять интерес для зрителя. Выбрать такой информационный повод для будущего репортажа из сотен и тысяч других - самое важное. В книге Эверетта Дэнниса “Беседы о масс-медиа” приведен список информационных поводов, наиболее интересных телезрителю:

1. Конфликт, столкновение интересов людей, стран, организаций (здесь же теракты, митинги, военные действия)

2. Катастрофа, авария, стихийное бедствие, другие чрезвычайные происшествия 3. Последствия какого-то значимого события, новые факты какого-то громкого происшествия

4. Новости политики и экономики (о принятии новых законов, встречах на высшем уровне, заключении политических договоров, итогах выборов)

5. Новости культуры, спорта (открытие выставки, кинофестиваля, чемпоината)

6. Значимые события из жизни известных людей (юбилей какого-либо артиста)

На все эти темы часто создаются событийные репортажи, потому что все они, независимо от свое важности привязаны к какому-то конкретному событию, информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа. Поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Конечно же приведенный список не исчерпывает все возможные информационные поводы. Событийные репортажи могут быть и на другие темы, главное - чтобы они были непосредственно о событии, представляющем большой интерес для зрителя.

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

Познавательно-тематический

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д.

Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению» . Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

- Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье.

При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: «Не всякое событие достойно освещения в репортаже.

Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения» .

Сборка – именно так на русский с французского дословно переводится слово ’’montage’’. Однако сейчас требования, предъявляемые к монтажу на телевидении намного выше простой сборки отснятого видеоряда в готовый сюжет.

Склеенные вместе кадры должны не просто фиксировать действия, а превращаться в некоторого рода ряд и выражать отношение авторов к изображаемому.Монтажная склейка – не механическое соединение двух кусков пленки. Это важный и сложный компонент репортажа, осмысление которого требует от зрителя творческого отношения. Склейка соединяет, но одновременно разъединяет снятые кадры. Смысловые значения склеенных кадров дополняют друг друга, но в то же время противоречат один другому, согласно диалектическому закону о единстве и борьбе противоположностей. После склейки в межкадровом монтаже соединятся два содержания, которые сами по себе не являются главными, а главной становиться мысль, на которую они наталкивают зрителя благодаря своему сочетанию.

Человек, смотрящий на экран, сопоставляет смысловые значения этих кадров, оценивает правомерность их соединения, ищет причинно-следственные связи, породившие данную монтажную конструкцию. Такой монтаж дает возможность глубокого, образного толкования факта, поступка, понятия. Что особенно важно для специального репортажа.


Перебивочный план - внутриэпизодный элемент . Его задача - сделать возможным сочетание кадров, которые “не клеятся” друг с другом. Являясь техническим средством, перебивки косвенным образом все же участвуют в формировании содержания, так как они устраняют временные и пространственные несоответствия между планами, которые это содержание выражают.

Обстановка, окружающая героя, - это самый естественный и очевидный материал, в котором всегда можно найти нужные монтажные компоненты для перебивочного плана. Но в любом случае, содержание перебивки должно быть подчиненным по отношению к основному действию.

Вынося за пределы эпизода какие-то фразы и действия, и заменяя их перебивками, монтажер как бы спрессовывает событие, и это происходит без потерь для основного смысла.

Благодаря этому предоставляется прекрасная возможность "обманывать" зрителя - ускорять или замедлять движение, манипулировать с пространством и временем. Это не просто хитроумный трюк, а главный секрет экранного искусства. Ведь как сказал Альфред Хичкок: "Кино – это жизнь, но без скучных эпизодов”. Прием сжатия времени очень подходит и для подготовки сюжетов для программы новостей

Специальный репортаж – это своего рода маленькое кино . Самая сложная разновидность репортажа на телевидении. Поэтому к монтажу подобных сюжетов должны предъявляться особые требования. Это не значит, что обычные новостийные сюжеты могут монтироваться, как попало, на скорую руку. Просто «собирая» материал, над которым журналист и оператор работали не один день, в который они вложили частичку своей души, монтажер имеет большую свободу для творчества, и может смело прибегать к экспрессивным изобразительным средствам, позаимствованным из арсенала документального и игрового кино. К таким средствам можно отнести темп и ритм монтажа.

Известный кинорежиссер В. Пудовкин пишет: «Всюду, где есть разрывность, всюду, где есть момент чередования каких-то кусков, будь ли это отдельные куски пленки или отдельные куски действия, всюду ритм должен быть учтен не потому, что ритм – модное слово, а потому, что ритм управляемый волей режиссера, может и должен служить мощным и несомненным орудием впечатления. И только тогда, когда для каждого куска будет найдена настоящая длина, тогда, когда будет найден особый ритм смены кадров, только тогда экран заживет своей, найденной режиссером жизнью»

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, степень его «наглядности»: зритель должен сам видеть все происходящее на месте события, слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в репортаже деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на зрителей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

В репортаже-расследовании , в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения».Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты.

Родоначальниками метода «смены профессии» в российской журналистике были Л. Рейнснер и М.Кольцов. Репортаж – расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

Жанр репортаж необычайно популярен в российской и зарубежной прессе с незапамятных времен. Ни одно уважающее себя издание не может обойтись без него, потому что репортаж открывает множество информационных и описательных возможностей для журналиста, которые помогают передать читателю максимальный объем информации о каком-либо актуальном событии социальной действительности.

Термин «репортаж»

Объяснение, чем репортаж уникален, содержится в определении данного жанра. Итак, репортаж - это жанр информационной журналистики, который главной своей целью имеет передачу актуальных сведений прямо с места события, то есть «глазами» автора. Это помогает создать у читателя впечатление, что он сам присутствует в процессе развития событий, видит все описанное в репортаже.

Необходимо отметить, что термин «репортаж» появился в русском языке от английского report, что значит «передавать». Перевод данного понятия сам по себе ограничивает репортаж рамками системы информационных жанров журналистики, поскольку передавать сведения - не значит их анализировать, искать взаимосвязи, выяснять причины и предугадывать возможные последствия. Автор просто должен рассказать аудитории, что он видит, заметить какие-то мелкие, но важные детали, которые будут невидимы для обывательского глаза и которые помогут реципиентам составить максимально четкое представление о происходящем событии, о присутствующих на месте происшествия людях, об окружающей обстановке.

История репортажа

В своем начальном значении репортаж - это записки путешественников, людей, которые присутствовали при совершении чуда руками Бога, при каких-либо катастрофах и т. д. Он не был жанром журналистики, а, можно сказать, появился на свет раньше нее, до того, как она оформилась в стройную систему.

Одним из первых невольных создателей репортажа был древнегреческий ученый и путешественник Геродот, который исследовал Малую Азию, и Ближний Восток. Он записывал все, что видел. Эти записи впоследствии составили путеводный журнал, который, по сути, и являлся репортажем.

С появлением изменился и репортаж. Это был уже почти сформировавшийся жанр, к которому постоянно обращались журналисты. В 18-м веке в Англии сотрудники газет получили право присутствовать на заседаниях парламента и передавать информацию «с места события». Корреспонденты стенографировали услышанные сведения, делали заметки об участниках заседания, атмосфере и писали соответствующий материал, естественно, в жанре репортажа.

В конце 19-го века в Америке и Европе был «золотой век» репортажа. Жанр окончательно оформился и приобрел сегодняшние черты. Журналисты уделяли особое внимание путешествиям в неизведанные точки планеты (леса, джунгли), а также тайнам окружающего общества, самым вопиющим преступлениям, которые было сложно раскрыть. Уильям Стед, Нелли Блай, Генри Стенли - вот лишь немногие журналисты, которые работали в жанре «репортаж». Это были настоящие мастера своего дела, предпринимающие самые отчаянные действия, чтобы разобраться в какой-либо проблеме.

Виды репортажа

К наиболее ярким, характерным и часто встречающимся видам этого жанра можно отнести событийный репортаж, специальный репортаж, репортаж-расследование и репортаж-комментарий.

Событийный репортаж - это повествование о важных и актуальных происшествиях, а также о событиях, в которых важна их внутренняя суть, а не только внешнее описание. Автор не должен рассказывать обо всем, что он видит. Ему необходимо подобрать самые яркие факты и эпизоды. Важнейшее в таком репортаже - создать «эффект присутствия».

Специальный репортаж - эторазновидность, предполагающая развитие и описание актуальной темы, а также знакомство аудитории с результатами какой-либо ситуации.

Репортаж-расследование предполагает получение информации по какому-то проблемному случаю из многочисленных источников, при помощи интервью для разъяснения всей картины происходящего.

Репортаж-комментарий ориентирован на детальное изучение граней описываемого события. Автор должен грамотно и понятно пояснить каждую деталь.

Функции, предмет и метод репортажа

Именно с точки зрения этих параметров необходимо характеризовать любой журналистский жанр. Так, предметом репортажа выступает значимое актуальное событие, которое будет интересно обществу. Функцией является передача авторских впечатлений, подробное описание всего происходящего. Метод - создание у реципиентов «эффекта присутствия».

Композиция репортажа

Чтобы написать острый репортаж, который будет интересно читать, нужно придерживаться определенной структуры. Его можно условно разделить на три части: завязка действия (должна содержать привлекающее внимание яркое событие), основная часть (описание происходящего) и итоги репортажа (авторское отношение к событию, его комментарии). Важно понимать, что репортаж - это не аналитический жанр, поэтому журналист при написании материала не должен искать причины, взаимосвязи и составлять прогнозы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Типы жанров и специфика телевизионного репортажа. Художественно-изобразительные средства в программах цикла "Профессия репортёр", содержание передач, тенденции и перспективы развития, а также сравнительный анализ. Интересы целевой аудитории НТВ.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2011

    Спортивный репортаж как особый жанр телевизионной журналистики. Место новостного выпуска, как попытки визуализации информации при помощи видеоряда, в структуре телевизионного вещания. Учет интересов и потребностей аудитории в современном обществе.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Определение жанра репортаж. Природообразующие элементы репортажа. Анализ материалов журнала "Русский Репортер". Характеристика, тематика и особенности жанра репортажа в современных глянцевых журналах. Творчество журналиста Дмитрия Соколова-Митрича.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2012

    Понятие "репортаж", типология жанра. Эффект присутствия, его роль в репортаже. Авторское присутствие, его значимость для репортажного жанра. Основные формы авторского присутствия в репортаже и примеры их использования в российских печатных СМИ.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2014

    Особенности проведения репортажа на телевидении, понятие репортажа. Классификация жанров этой деятельности на телевидении. Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении. Передача "Профессия - репортер" - пример серии тематических репортажей.

    дипломная работа , добавлен 27.12.2011

    Характеристика и теория создания репортажа. Правила подготовки и сущность гибридных форм репортажа. Анализ жанрового синтеза текста и фотографии в рубрике "Репортаж". Особенности портретного очерка, интервью очеркового типа, публицистического репортажа.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2016

    Сатирические жанры в теоретических и исторических аспектах. История советской и российской сатиры на телевидении. Основные разновидности сатирического репортажа. "Острый репортаж с Аллой Михеевой" как феномен современного российского телевидения".

    дипломная работа , добавлен 06.09.2016

Специальный репортаж.

Специальный репортаж-это тематический (проблемный) репортаж по сути- репортаж расследование. Уровень художественности в спецрепортаже традиционно высок, в нем почти всегда присутствуют жанровые признаки телевизионного очерка. Хронометраж его более продолжителен по сравнению с другими видами репортажей, и называется он специальным потому, что тема его обычно выходит за рамки информационной картины дня. Место в эфире-чаще всего после окончании новостной программы.

Цель специального репортажа -раскрыть эксклюзивную тему, найти эксклюзивный материал.

Для аудитории, которая предпочитает документальные фильмы;

Вольная форма изложения;

Не должен содержать оценок, предвзятых суждений автора;

Журналист должен знать цель, задачу, и последовательность действий.

Собрать как можно больше материала, найти те структуры, которые упомянуты в материалах. Встретится с людьми предварительно перед съемками. Журналист должен решить, волнует ли этот сюжет еще кого-нибудь, кроме него. Соотношение фрагментов: захватывающее начало, а в финале - вывод. Стенд-ап:

Зритель ставит себя на место журналиста;

Журналисту нужно обращаться к зрителю.

Закадровый текст должен дополнять видеоряд. Стиль - ясный, краткий, доходчивый. Чем больше работать и переписывать текст, тем лучше будет результат, подберутся точные слова.

51. Путевой очерк. Он сни­мается репортажно, но события и факты не просто фиксиру­ются, но, прежде всего, осмысливаются под углом зрения ав­тора. В путевом очерке автор - центр, вокруг которого груп­пируются факты, предметы, события. Путевой очерк насы­щен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки.

Зарисовка

Зарисовка - это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от

очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например. «Весна в Москве», «Петербургские

мосты», «На бульваре» и т. п.).

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Если в газетной зарисовке автор живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передает собственные наблюдения, описывает обстановку, чтобы дать более полную картину виденного, то на телевидении все эти функции выполняет камера. Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ее ход, продолжительность эпизодов и уже вместе с ним задает оператору определенную тональность, которая воплощается в соответствующий материал не только в процессе съемки, но и последующего отбора кадров и их монтажа. В зарисовке широко

используется музыкальное и естественное шумовое оформление. Опыт, накопленный мастерами этого жанра, весьма пригодился создателям музыкальных и рекламных клипов. Однако и теперь телевизионная зарисовка не утратила своего значения, оставаясь одним из интересных жанров, требующих кропотливой творческой работы.

Монтаж.

Сегодня ТВ во многом удовлетворяет главное требование зрителя-получить наиболее полную и достоверную информацию о том,что происходит в мире,в собственной стране, в городе. Телевизионное пространство реальное и условное одновременно. ТВ воздействует на зрителями элементами образного построения, композиций кадра, светового и цветового решения, темпоритмического построения, монтажного соединения. Особое воздействие на зрителя оказывает авторский взгляд на событие,концепция показа,где используются многоие выразительные средства экрана,раскрывающие содержание. Таким образом реализуется авторская сверхзадача.Объективность телекамеры и субъективность авторского видения создают образ современной действительности « вторую реальность».специфика и природа зрелищности ТВ в синтезе информационного, коммуникативного и художественного начала. Именно монтаж является началом построения образного решения экранного произведения. Потому что монтаж это технический прием, соединения 2-х рядом стоящий кадров, и в тоже время, форма творческого авторского мышления, способ выражения авторского видения, средство воздействия на зрителя. Грань между экранным и реальным миром стирается. Чем более искусным будет монтаж, то более управляемым станет зритель, более подверженным манипуляциям. Телевизионный монтаж порой опережал монтаж кинематографический,используя разные способы совмещения –наложения одного кадра на другой,совмещение двух планов,цветовое решение для эмоциональной окраски происходящего, втягивание зрителя в действие. По сути ТВ монтирует время на глазах у зрителей. Пявился клиповый монтаж. Он переводит реальность в разряд виртуальной реальности электроннго мира. При плавных монтажных переходах соединения 2-х рядом стоящих кадров создается иллюзия непрерывного действия. При резких монтажных склейках создается прерывание времени, изменение пространства. Монтаж помогает за внешним увидеть внутреннее, заставляет зрителя посмотреть на событие глазами автора-режиссера. Результат монтажа воздействует на сознание и подсознание зрителя.

16. Репортаж - оперативное сообщение о событии, очевид­цем или участником которого был корреспондент. Здесь глав­ное - личностное восприятие автора, отбор им фактов.

Репортаж бывает событийным, тематическим, поста­новочным. В событийном репортаже главное - само событие.

Тематический репортаж показывает регулярно проис­ходящие действия, интересующие большинство зрителей. На пример, приведение в порядок дворов города Краснодара, об­щественный транспорт, проблемы водоснабжения квартир.

Если в событийном репортаже мы всегда видим реаль­ное событие, происходящее независимо от репортера, то в по­становочном репортаже ситуация может быть спровоциро­вана журналистом. В этом случае мы видим естественную реакцию людей на предлагаемые обстоятельства. Иногда воз­можно использование скрытой камеры. Специальный репортаж - это тематический (проблем­ный) репортаж, по сути - репортаж-расследование. Уровень художественности в спецрепортаже традиционно высок, в нем почти всегда присутствуют жанровые признаки телевизион­ного очерка. Хронометраж его более продолжителен по срав­нению с другими репортажами, и называется он специальным потому, что тема его обычно выходит за рамки информацион­ной картины дня. Место в эфире - чаще всего после оконча­ния новостной программы.

Репортаж может быть прямым и фиксированным. 11ря-мой идет в эфир во время события, его показывают по ПТС (передвижной телевизионной станции). Репортаж, смонтиро­ванный из отснятого материала, называется фиксированным.

24. Интервьюирование-это способ,заставляющий людей говорить правду, это метод получения информации путем вопросов и ответов у лица, мнение или личность которого представляет общественный интерес. Умение слушать отличает подлинного интервьюера от посредственного,который с нетерпением ждет первой паузы,чтиобы задать новый вопрос. Иногда интервьюируемый, ответив на вопрос, продолжает излагать свои мысли, по сути, отвечая уже на следуший. Но интервьюер не слущающий его, ставит вопрос автоматически и слышит в ответ: «Да,как я уже сказал»…

К интервью нужно готовиться обязательно. Количество вопросов зависит от хронометража эфирного времени. Нужно как можно больше узнать о человеке: о его работе,друзьях, и т.д. Нужно ознакомить собеседника в общих чертах с кругом тех вопросов, которые будут заданы, чтобы собеседник представлял цель и характер интервью.

Для большинства людей,пришедших на ТВ впервые интервью может оказаться тяжким испытанием. Нужно умеь расположить гостя,чтобы он ни о чем не беспокоился. Интервьюер должен всегда проявлять внешнее спокойствие.если гость-хороший рассказчик, надо дать возможность ему говорить. Только тогда,когда необходимо подвести итог или перейти к новому вопросу он не спешит прервать говорящего. Вопросы он задает такие,до которых не додумался бы обычный телезритель. Интервьюер должен быть хорошим психологом, чтобы добиться от собеседника откровенности и эмоционального накала. В его вопросах должен быть элемент неожиданности.Он подключает свои актерские данные передавая обликом и взглядом величайшую заинтересованность. Иногда полезно показаться непонимающим,чтобы собеседник выразился конкретнее.

Интервьюер должен хорошо знать тему, чтобы в случае отклонеия говорящего от нее,вернуть его в необходимое русло.Собеседник должен постоянно ощущать с глазами интервьюера,который всем своим видом выражает величайшее внимание и понимание собеседника.

Телеинтервьюер-человек железной логики и волевых качеств. Он должен быть умным человеком, хорошо понимающим людей. А еще-импровизатором. При прямых интервью,когда одни и те же вопросы задаются разными людьми,он должен быть изобретательным и строить их разнообразно. В живом эфире могут случится всякие неожиданности-он должен мыслить и реагировать со скоростью пилота. У него должны быть мгновенная реакция.Он должен быть всегда в форме. Ему необходима выносливость, нужно много сил и здоровья,чтобы выдержать психологические и физические нагрузки. Иногда приходится долго ждать человека, у которго нужно брать интервью, ломается аппаратура и терпение в этом случае не помешает. Одно из важных качеств-умение работать в коллективе. Работа на ТВ связанна с большим количеством людей,Каждый членколлектива должен уметь налаживать с ними отношения:от этого зависит успех и результат общего дела. Нельзя выполнять свою работу равнодушно,заниматься самолюбованием.Такие люди на ТВ опасны. Действительно таланты,профессионалы свободны от высокомерия. Талантливые люди,как правило, скромны. Подлинное доверие у телезрителей возникает тогда, когда интервьюер наделен талантом, опытом и знаниями. Без чувства юмора на ТВ нечего делать. Зрителю неприятно смотреть на мрачное лицо (когда это выражение не соответствует ситуации). Без чувства юмора не выдержишь напряжения телевизионной работы. Нужно уметь посмеяться над собой и над свои трудным положением. Юмор понадобится и для телезрителей.

Без образования и жизненного опыта трудно быть хорошим интервьюером.Большой жизненный опыт и широкое образование должны обязательно присутствовать. Зрители верят человеку,который знает, о чем он говорит. Хороший поставленный голос,грамотная речь-достоинства интервьюера. Внешность не самое главное,однако,не желательно,чтобы она отвлекала внимание зрителей от содержания разговора. Главный человек на экране-интервьюируемый.

Очерк

Мы уже отмечали, что выбор журналистом жанра обусловлен характером творческой, профессиональной задачи, а также объектом отражения, особенностями жизненного материала. И, следовательно, чем отчетливее понимает автор природу жанра, в форму которого он облекает данный жизненный материал, тем успешнее может он выполнить поставленную задачу. Наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможностями важнейший жанр художественной публицистики - очерк.

Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Очерк -пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом

определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка. И нет. пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявления таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерк.

Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики, очерк -ядро телепублицистики художественной. Подобно репортажному методу, метод очерковый распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, что как раз объясняется органичным сочетанием исследования

документального материала и рассказа (эстетического освоения реальной действительности). Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность

характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.

Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении - проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.

При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных

средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда - человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане - действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка - не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается какое-либо событие, все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Если репортаж - это история событий, то очерк - история характера. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра - портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь могут использоваться самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.

Тематически и композиционно более всего отличается от портретного также весьма распространенный на телевидении путевой очерк. Если первый пристально и с разных точек зрения рассматривает отдельного человека, то для второго характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Как известно, для художественной публицистики факт - не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. Отсюда, и композиционное построение, не подчиненное «фабуле фактов», их свободный отбор и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциативные сближения и пр.) И текст (обычно закадровый) путевого очерка, разумеется, отличается от обычного репортажного комментария, преследующего информационные цели: в очерке он строится на образных сравнениях, насыщен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям.

Стало быть, в путевом очерке, который внешне и тематически наиболее явно противостоит очерку портретному, сам автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки, эмоциональные размышления, глубоко личное восприятие отснятого материала, наконец, талант являются решающими для определения той «меры типизации», уровня обобщения, с которыми мы справедливо связываем художественность телевизионной публицистики.

Очерк - отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теледокументалисты нередко прибегали к методу воссоздания событий, тех или иных ситуаций. Но для того чтобы результат в этом случае оказался успешным, чтобы на экране возникло не бледное правдоподобие, но подлинная правда жизни, требуются незаурядное мастерство, авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательно соблюдение чувства меры, художественного такта. Зритель должен быть осведомлен, что перед ним воссоздание факта, имевшего место в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану.

Для практики последних лет более актуален иной способ отражения документального материала - метод длительного наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображений становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе и монтаже) в соответствии с замыслом автора.

К сценарию очерка предъявляются самые высокие требования: о полном, тщательно разработанном сценарии можно говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки (либретто), позволяющей судить, во-первых, как о теме и объекте, так и об авторском подходе к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных средствах и методах, которые будут использованы для осуществления замысла. Затем создается литературный сценарий, в котором подробно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, держатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения.

Специфика работы режиссера над документальным телевизионным фильмом.

Взаимная неприязнь кинематографистов и ТВ существовала всегда. Первые презирали вторых за их суету, за неумение творить для вечности. А телевизионщик высмеивали киношников за их раздутое самодовольство, и, наверное, втайне завидовали, что в СССР кино было одной из самых богатых и обласканных властью отраслью планового народного хозяйства. Умерло государство, которое было единственным заказчиком, продюсером и спонсором всей советской кинематографии. ТВ проявило бόльшую мобильность и жизнеспособность, и довольно быстро, правда, с огромными потерями выбралось из кризиса, не особо рассчитывая на государственную поддержку. Произошло нечто ужасное – бедные, но гордые кинематографисты в поисках заработка вынуждены были идти на поклон к своим вечным оппонентам, занявшим высокие кабинеты в Останкино. Для многих это было трагедией, и, даже крахом.

Элитарная замкнутость советского кинематографа сыграло с ним злую шутку – приток в кино новых людей, не входящих в семейные и иные кланы был исключен, что объединило этот вид искусства. Советское кино, отгородившись (не по своей воли) от мирового кинопроизводства, оказалось полностью выключенным из мирового кинотехнологического процесса, который стремительно развивался. Уже к середине1980-х годов в Европе и Америке взаимодействие кино и видео стало уже достаточно продуктивным. Бурное развитие форматов BETACAM и BETACAM SP повлекло за собой переосмысление кинопроизводства. Революционным достижением этого взаимодействия стала система PANAVISION, которая позволила совместить киносъемку, видеоконтроль за происходящим в кадре и кодирование отснятого материала, что ускорило и удешевило съемочный процесс. Были разработаны системы перевода изображения с пленки на видео и обратно. С середины конца 1990 годов появились новые цифровые форматы – DV, mini DV, DV-pro с фантастическим качеством изображения и звука, как для телевизионного экрана, так и для кинопродукции. Само собой, режиссер, работающий на таком высочайшем технологическом уровне, превращается в суперпрофессионала-универсала, для которого не может существовать конфликт между ТВ и кино.

В СССР с середины 1970 годов не было даже и речи ни о каких технологических новациях. У нас кино клеили старым способом – руками, на глазок. Даже переход на цвет в документальном кино осуществлялся нехотя, и не каждый режиссер удостаивался чести снимать на Kodak. С 1980-х годов в партии и правительстве стали возлагаться основные пропагандистские задачи, что значительно увеличило капиталовложения. ТВ рассматривалось как участник информационной войны. Для Московской олимпиады было закуплено суперсовременное, по тем временам, ТВ оборудование – камеры, монтажные GNC был выстроен ОТРК (олимпийский телерадиокомплекс).

У нас кино и ТВ стали развиваться по извилистой схеме, полностью завися от идеологических требований, не взаимодействуя друг с другом не завися друг от друга. ТВ должно было ежедневно освещать героическую жизнь советского народа, полную достижений и подвигов. А кино – запечатлевать для потомков великие свершения народа. Освоение новых аудиовизуальных технологий не предусматривалось. ТВ и кино искусственно были превращены в две разные отрасли, к тому же еще и враждебные – потому, что кинорежиссеры не знали ТВ производства и не умели снимать на видео, а телережиссеры не знали кинопроизводства и находили его дремучим. Конфликт носил чисто производственный характер. Когда в начале 1990-х годов кинопроизводство прекратило свое существование, многие талантливые художники вынуждены были уйти из профессии. Они не сумели войти в новый, в технологическом смысле, бизнес.

В современном российском аудиовизуальном производстве произошла смена поколений. На смену старым мастерам пришли совсем другие люди, для которых цифровые форматы и пленка сосуществуют органично. Но само это творчество имело скорее утилитарное назначение (реклама, клипы), нежели духовно-нравственное. С начала 1990-х годов документальное кино «хоронили» много раз, как и кинематограф в целом. Но, если художественные фильмы бывают в прокате, то документальные фильмы представлены на специальных фестивалях, которые бывают раз в год. Единственная возможность пробиться к зрителям – ТВ.

34. Звукозрительный образ –основа ТВ-передачи. На ТВ-главное изображение. Немое кино и звуковое -это как бы два разных вида искусства. с приходом звука изображение передало ему многие свои функции. Звук удлинил длительность кадров. К примеру, изобразительное содержание фиксируется в течение 5 секунд, а та же мысль в музыке -15 секунд. Конрапункт-это значит, что звук и изображение не обязательно должны сочетаться синхронно. Звук9музыка) может начаться раньше изображения или позже закончится. Немое кино добилось большего, чем звуковое.Звук приближает кино к иллюзии реальности, натурализму, к формам самой жизни. Сейчас в кинофильме метафоры используют крайне редко. На ТВ шумы и музыка имеют большее значение, чем в кино. На ТВ фонограмма иногда подменяет зрительный ряд. С помощью выразительной музыки можно предварить возникновение чувств. Важно, какие функции выполняет музыка. Она не может быть хорошей сама по себе, все должно быть продуманно с точки зрения звукозрительной образности. Сейчас почти полностью утрачено иносказание с помощью звукового звука. Интересным является звук, использованный ненатуралистически. Звук может выполнять роль субъективного образа. (ф-м. Пудовкина «Простой случай»:образ, возникающий в сознании одного человека в связи с психическими обстоятельствами). Необходима профессиональная работа с шумами. Когда снимается действие, должна быть его звуковая характеристика.(интершум). Должно быть сочетание текста, музыки и шумов, чередование музыки и интершума, паузы в тексте.

Ассистент, гример.

Должностные обязанности ассистента режиссера. Основной задачей ассистента режиссера является безусловное и качественное выполнение настоящей инструкции, а также требований генерального директора и непосредственного руководителя, связанные с трудовыми функциями. Осуществляет выполнение всего комплекса работ по монтажу телевизионных программ, соблюдает действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом для проведения монтажных работ, проверяет наличие всех представленных материалов, выявляет дефекты отдельных дублей. При необходимости подготавливает готовую программу к перезаписи и осуществляет ее перезапись. Самостоятельно в качестве оператора монтажа осуществляет процесс подготовки и монтажа информационных сюжетов. Работает на сложной монтажной технике, компьютере.

Художник-гример очень техничен. В его обязанности входит наложение грима и укладка волос: так, чтобы они были правильно "прочитаны" камерой и соответствовали техническим условиям съемки. Особенность телесъемки состоит в том, что камера улавливает самые мельчайшие недостатки кожи, может зрительно искажать фигуру, "съедает" повседневный макияж. Для того, чтобы отлично выглядеть на экране, телеведущим, журналистам и гостям в студии следует использовать более яркий мейк-ап. Самостоятельно это сделать сложно - и тогда на помощь приходит художник-гример. Он отвечает за правильно подобранную косметику, делает прическу, которая не будет искажать черты лица. Наложить грим - тоже целое искусство, из-за света ламп косметика очень часто начинает расплываться, на лице появляются блики - поэтому делать макияж художнику-гримеру следует очень тщательно. При съемках на хромакейном фоне грим ведет себя очень капризно. Например, нельзя использовать синие тени, если предстоит съемка на синем фоне: на месте глаз окажется пустота. Художник-гример - одна из самых красивых профессий на телевидении. Ведь не секрет, что ни один телеведущий, пусть даже самый молодой или, напротив, преклонного возраста, никогда не появится в кадре без грима. И гости в студии стараются не появляться в кадре без грима. А в холле одной из ведущих телекомпаний Америки до сих пор висит лозунг: "У нас гримируется даже президент". Такую важность грим приобрел неспроста. Если в кино и театре гримируются актеры, то на телевидении огромное количество людей.

Поделиться