Туркмения религия. Какая вера у туркменов. Имущество религиозных организаций

Развитие ислама в стране, строительство мечетей и их снос, подготовка, а также назначение священнослужителей, находятся под контролем государства. Общество в Туркменистане исторически пассивно, а та узкая прослойка, которая могла бы повлиять на политическую жизнь, была вытоптана еще во времена Сапармурата Ниязова. Даже в наиболее религиозных областях Туркменистана не существует исламских политических структур.

В результате страна в политическом плане превратилась в мертвое море. Не получил распространения и политический ислам. В отличие от соседей, Туркменистан избежал появления на своей территории «ваххабитских» группировок и их агентов влияния. Однако имеет место распространение на границе с Узбекистаном специфической формы ордена Накшбанди.

Туркмены никогда не тяготели к радикальным исламским учениям, но нищета и идеологический вакуум могут породить такую тягу.

Туркменистан относится к ханафитскому мазхабу суннитского ислама. Для туркмен как народа кочевого несвойственна активная ритуальная религиозность, как, например, для таджиков и узбеков. Для отправления религиозных обрядов им достаточно уединения.

Ислам - это он

В начале 1990-х гг., когда Ниязов только начинал перевоплощаться из партийного деятеля в лидера нации, ислам был ему полезен в деле строительства новой национальной идеи. Он использовал ислам как подручное средство, но лишь в формах, определенных и регулируемых государством. Еще в 1993 г. он заявил, что Туркменистан возвращается к исламу не столько как к религии с догматическими постулатами, сколько как к части национальной культуры.

В целях контроля за религиозной деятельностью в 1994 г. был создан Генгеши (Совет) по делам религии, полностью подчиненный президенту страны.

По мере укрепления своей власти Ниязов пытался узурпировать исламский символизм и донести до народа идею, что Ислам - это он, требуя, чтобы его труд «Рухнама» котировался наряду с Кораном. Мечети получили официальное предписание хранить не менее 2-х экземпляров «Рухнамы», а цитаты оттуда были вырезаны на стенах многих мечетей. Какое-то время приближенные к Ниязову подумывали объявить его пророком, но вовремя одумались.

В 1997 г. не прошли перерегистрацию более половины действующих в стране мечетей. Однако они продолжали действовать при молчаливом согласии местных властей. Одновременно многие имамы молчаливо игнорировали официальное предписание после каждого намаза произносить клятву на верность родине и президенту. Такое положение вещей не устраивало власть, что привело к чисткам в рядах нелояльных имамов.

В 2000 г. под знаменем борьбы с экстремизмом власти начали поход против инакомыслящих. В результате было сожжено 40 тысяч экземпляров Корана, переведенного на туркменский язык опальным Хаджаахметом Оразклычевым.

В 2003 г. был проведен громкий процесс над муфтием Туркменистана Насруллой ибн-Абадуллой, который резко негативно отреагировал на приказ расписать мечети наряду с текстами из Корана цитатами из «Рухнамы». К тому же он отказался признать Ниязова божьим наместником. Бывший муфтий был осужден на 22 года. В дальнейшем религиозные деятели уровня Насруллы ибн-Абадуллы муфтиятом не руководили. Предпочтение отдавалось кандидатам менее образованным в религиозном плане, но более лояльным в плане политическом. Тем более все имамы фактически являются государственными служащими, получающими жалование от государства, а потому очень уязвимы.

Весной 2006 г. Ниязов заявил, что тот, кто трижды прочтет его книгу «Рухнама», станет умным, поймет природу, законы и человеческие ценности. И после попадет прямо в рай. Он утверждал, что сам просил Аллаха о таком способе выявления праведников.

Рухнамизация всей страны стала важнейшей составляющей светской религии, а также главной линией, определяющей государственную политику по отношению к религиозным объединениям.
В 1990-е гг. на территории Туркменистана в некоторых кишлаках стали одновременно функционировать по 2 мечети: одна государственная, вторая - молельный дом, где собирались местные жители, чтобы не только отправлять религиозные обряды, но и обсуждать насущные проблемы. Государственный религиозный гнёт вызвал недовольство в рядах обычных мусульман.

В эпоху Ниязова были построены роскошные мечети. Но большинство населения прохладно восприняли эти шедевры, поэтому популярностью они не пользовались.

Подготовка религиозных кадров

Религиозное образование находится под жестким контролем властей ещё со времен правления Ниязова. С 1990-х гг. в страну практически не поступала религиозная литература. Какое-то время чистоту преподавания удавалось сохранять в турецких школах, но в 2000 г. Ниязов заявил, что все медресе и религиозные школы должны быть закрыты. По его словам, достаточно было иметь одно медресе, действующее под контролем муфтията. Таким образом он выразил недоверие к исламским структурам после выявления на севере Туркменистана подпольных структур исламских радикалов, которые использовались узбекской оппозицией в качестве перевалочных баз.

К тому же были депортированы 300 иностранных (в основном иранских) проповедников.

В 2005 г. в Туркменистане был закрыт единственный на всю страну Факультет теологии (теперь это отделение теологии Факультета истории), а контракты с турецкими богословами, которые в основном и преподавали там, были расторгнуты, количество студентов резко сократилось.

Атагельды Нурыев, Ашхабад

И признает его, как неотъемлемую часть своей культуры. Государственной религии в Туркменистане нет, а в конституции страны предусматривается свобода веры. Хотя ислам и распространен, отмечается низкая, по отношению к другим странам, приверженность к религии. Мусульмане в Туркменистане не так строго посещают службы, но признают необходимость восстановления значимости языка, как важного элемента возрождения страны.

Религиозная демография

Рассматривая религию Туркменистана в процентах, стоит отметить, что ислам имеет самую широкую долю населения страны - 89%. Суннитский ислам - самая практикуемая ветвь среди мусульман в стране. Религия меньшинства в Туркменистане - христианство с 9%. Другие верования в стране составляют лишь 2% населения.

Появление многих верований можно соотнести с европейской иммиграцией 20-го века в Туркменистан. Значительную численность переселенцев составляют русские, армяне, поляки и немцы. Большинство этих иммигрантов считают себя православными христианами, католиками или лютеранами. Меньшие христианские общины - Свидетели Иеговы, баптисты и пятидесятники.

История ислама в Туркменистане

До появления ислама в религиях Туркменистана, он, как и многие его соседи из Центральной Азии, имел буддизм, зороастризм и христианство как доминирующие вероисповедания. Суфийским шейхам было поручено распространение ислама и введение его в страну. Их приняли как «основателей» определенных этнических групп или кланов, что впоследствии заложило основу крайне локализованных изменений в религии Туркменистана на какое-то время. Часть туркменской племенной структуры - это святое племя, называемое övlat. Шесть из святых племен являются действующими, и каждое из них, как полагают, прослеживает свое происхождение к Пророку Мухаммаду через одного из халифов. Члены övlat сохраняют определенный уровень духовной власти на сегодняшний день.

Ислам в Туркменистане был сильно подавлен в советское время при атеистических доктринах. Мечети по всей стране были закрыты, и власть запретила различные исламские обычаи. Только в 1990 году в независимом Туркменистане начали возрождать религию. Ислам изучался в образовательных учреждениях, а по всей стране происходило возведение мечетей и религиозных школ.

Религия в Туркменистане со временем превратилась в смесь суннитского ислама, суфийского мистицизма и зороастризма, а также шаманских традиций. Такие шаманские обычаи включают широко распространенные убеждения в ворожбе, сглазе и амулетах. Шиитский ислам, в основном, практикуется иммигрантами, такими как иранцы и курды.

Современный ислам

Нынешнее правительство контролирует официальный ислам через структуру, унаследованную от советского периода. Мусульманский религиозный совет Туркменистана вместе с Узбекистаном представляет собой мусульманское религиозное управление Мавараннахра. Он был основан в Ташкенте и оказывает значительное влияние на назначения религиозных лидеров в стране. Руководящий орган исламских судей (Казиат) зарегистрирован в Министерстве юстиции Туркменистана, а совет по делам религий при Кабинете министров следит за деятельностью клира. Лица, желающие стать членами официального духовенства, должны посещать официальные религиозные учреждения; однако некоторые из них могут доказать свою квалификацию, просто сдав экзамен.

С 1990 года предпринимаются усилия по восстановлению части культурного наследия, утраченного при советской власти. Президент Ниязов приказал, чтобы основные исламские принципы преподавались в государственных школах. Появились больше в том числе школ и мечетей, многие из которых созданы при поддержке Саудовской Аравии, Кувейта и Турции. Религиозные классы проводятся с преподаванием Корана и хадиса, а также истории ислама на арабском языке.

Некоторые государственные лидеры и учителя, работающие вне официальной структуры, пообещали повысить осведомленность населения об Исламе, расширить роль религии в обществе и усилить приверженность его принципам. Встревоженные, что такая активизация может усугубить напряженность между суннитами и шиитами и особенно отчуждать православных славян, правительство разработало планы по повышению Совета религиозных дел до статуса министерства в целях более строгого регулирования религиозной деятельности

Свобода религии в стране

Туркменистан является мирным государством и обеспечивает свободу религии для своих граждан. Но незарегистрированная религиозная деятельность является незаконной, в том числе создание мест поклонения (алтарей), проведение богослужений и распространение религиозных материалов. Вся религиозная деятельность в стране проверяется и контролируется Советом по делам религий (CRA).

Религиозные группы меньшинств не имеют представительства в Совете, что препятствует и затрудняет их деятельность и получение разрешения на нее в CRA. В СМИ сообщалось, что незарегистрированные религиозные группы подвергались преследованиям, штрафам, тюремному заключению и депортации. Этнические туркмены, которых обращают в другие религии, сталкиваются с самым высоким уровнем социальных проблем. Религиозный ландшафт Туркменистана относительно неблагоприятен для меньшинств.

Религия и закон

Уголовные и административные кодексы запрещают преследования в отношении зарегистрированных религиозных групп, но запрет не распространяется на незарегистрированные. Власти обычно не применяют его из-за отсутствия сообщений от зарегистрированных религиозных групп, которые выразили озабоченность в связи с тем, что власти увеличили преследование или контроль за их деятельностью. Административный кодекс предусматривает наказание в размере 200-500 манатов (70-176 долларов США) для должностных лиц, нарушающих право человека на свободу поклонения или воздержания от оного, а также штрафы в размере до 10 000 манатов (3 521 доллар США) за религиозные группы, получающие несанкционированные пожертвования из-за пределов страны.

Мистицизм и сила амулетов

Туркмены верят в заговоры и амулеты, которые они считают наделенными особыми магическими силами. Считается, что бусины, птичьи перья, рога баранов и другие предметы способны отгонять злых духов, вызывать добрых и защищать своих владельцев от различных неприятностей и несчастий. Эти вещицы могут быть в форме глаза, сердца, головы змеи, маленьких раковин или жуков-скарабеев. Амулеты и талисманы, и связанные с ними изображения встречаются в коврах, вышивке и одежде, а также ювелирных изделиях.

Волшебные силы приписывались определенным видам фруктов, семян и зерен в течение сотен лет. Одним из самых ранних амулетов было ожерелье из семян джиды, граната, фисташки и гвоздики. Согласно древним убеждениям, сильный запах этих растений мог защитить владельца от сглаза, а женщина, одетая в такое ожерелье, могла быстро забеременеть.

Туркменистан - одна из закрытых для внешнего наблюдателя стран. Часто говорят, что жить там тяжело, свободы почти нет, а в религиозном плане и вовсе идут едва ли не репрессии. Действительно ли это так?

Какая вера у туркменов сегодня наиболее влиятельная, и есть ли такая вообще? Поговорим про религию туркменов.

Туркмены - потомки легендарного Огуз-хана

Избежим лишних подробностей и сосредоточимся на главных фактах. Туркмены - это тюркский народ. Исторически он восходит к огузам, которые, по преданию, имели легендарного прародителя Огуз-хана.

Если таковой и существовал, то не ясно, когда именно. Исследователи дают слишком широкие оценки: от VII века до нашей эры до III века нашей эры.

Туркмены в национальных одеждах. Фото: advantour.com

За столетия предки туркменов смешивались с разными народами и приобрели свои отличительные признаки. Исторически туркмены проживали на территории современной Туркмении, но расселены они на гораздо более обширной территории: Узбекистан, Иран, Афганистан и др.

Государство в Туркмении вмешивается в религиозную жизнь, хотя не должно

На первый взгляд, если полагаться на Конституцию, то в религиозном плане в Туркменистане всё благополучно. Государство гарантирует людям свободу убеждений, позволяет их выражать и получать необходимую информацию.

Ограничения касаются лишь для различных сведений, составляющих государственную тайну.

Пределы государственной и религиозной деятельности, по бумагам, разграничены и не пресекаются. Всем религиозным организациям обещано равенство перед законом и запрещено участие в политической жизни страны.

Также религиозные учреждения не должны вмешиваться в образовательный процесс, а всякий человек имеет право свободно по своей инициативе ознакомляться с их вероучениями, либо не интересоваться религией вовсе. Но по факту всё далеко не так безоблачно.

Первый серьёзный удар по религиозным организациям - требование обязательной их регистрации. Кажется, формальность. Но, как показывает практика, далеко не каждая община способна миновать этот вступительный порог.

С 2016 года специальная Комиссия решает религиозные вопросы в Туркменистане.

Впрочем, это не самое страшное. При благоприятном развитии событий можно даже получить лицензию на создание образовательного духовного учреждения. Правда потребуется привлекать в преподаватели компетентных, дипломированных специалистов. Иначе нельзя.

Зарегистрироваться и пустить всё на самотёк не выйдет. В 2016 году принят Закон, согласно которому, специальная Комиссия изучает деятельность и материалы религиозных организаций. В случае возникновения претензий к этим организациям могут последовать серьёзные меры против них.

Фактически, именно эта Комиссия решает десятки вопросов, связанных с религиозными организациями:

  • контролирует исполнение законодательства;
  • проверяет жалобы;
  • утверждает руководителя, если центр организации - за пределами страны;
  • организует религоведческие экспертизы;
  • мониторит религиозную литературу, поступающую в страну;
  • решает вопросы регистрации и открытия религиозных учреждений.

Ряд вопросов также могут решить органы местного самоуправления. Так что совсем автономно религиозным организациям существовать не удаётся. Они остаются в сильной зависимости от государства.

Допустим, тот же крестный ход нужно будет согласовать. Не согласует - дальше культового здания проводить такой ритуал будет противозаконно.

В 1994 году основан так называемый Генгеш. Этот орган осуществляет надзор за различными религиозными организациями. В его составе находятся следующие лица:

  • муфтий;
  • заместитель муфтия;
  • православный благочинный;
  • гражданский чиновник.

Причина такого состава прозрачна: представители ведущих религиозных традиций плюс нейтральное лицо.


Мечеть Туркменбаши Рухы – главная мечеть Туркменистана. Фото: advantour.com

Членам совета назначили жалование за государственный счёт. Это странно для светского государства, но что имеем, то имеем.

Генгеш проводит экспертизы и даёт консультации по религиозным вопросам. Фактически это промежуточная организация между светской и религиозной. Показательно, что члены Генгеша свободно и часто участвуют в религиозной деятельности.

В древности на территории Туркменистана исповедовали буддизм, зороастризм и христианство

В доисламский период здесь уже побывали представители 3 великих мировых религий. Немного расскажем о каждой.

Буддизм - учение о том, как покинуть материальный мир, полный страданий. Буддизм не атеистичен по своей природе, но полностью игнорирует вопрос существования Бога. Куда важнее образ жизни и мышления отдельно взятого человека. Буддизм - это постоянная практика, философия умеренности и самая мирная из существующих в мире религиозных традиций.

Зороастризм - религия, которая отпочковалась от индуизма в период кризиса вед.

Главной задачей зороастризма стало полностью отвергнуть ведическое наследие и создать новую религиозную традицию, которая избежала бы ошибок предшествующей.

В итоге пророк Заратустра создал религию, давшую начало дуалистическим традициям. Зороастризм - первое учение, которое делит мир на зло и добро. Именно отсюда берут начало монотеистические традиции. Многое в иудаизме и христианстве базируется на идеях зороастризма: есть ангелы, страшный суд, аналог дьявола и др.

Христианство в представлении не нуждается. Есть смысл только сказать, что туркмены познакомились с нею около III века.

Религия 90% туркменов - ислам

Какая религия у туркменов самая популярная? Это ислам суннитского толка. Эта религия создана легендарным пророком Мухаммедом. Отличительная черта ислама - то, что его Священное Писание не приписывается человеку. Подразумевается, что этот текст - прямое откровение Бога.

Ислам - молодая религия, но её сторонники убеждены, что именно она самая правильная. Идея заключается в том, что именно ислам исповедовали на земле изначально. Христианство, иудаизм и другие религии - это искажённые временем и людьми учения. Мухаммед же возродил былую веру в её изначальном виде.


Реконструкция облика Мухаммеда, основателя ислама. Фото: god2019.net

Ислам суннитского толка - это традиция, в которой не почитают родственников Мухаммеда. В противоположность ей есть ислам шиитского толка.

Придя на территорию современного Туркменистана, мусульмане вытеснили все прочие традиции и до сих пор сохраняют ведущее положение.

Православных среди туркменов почти полмиллиона человек

Туркмены неохотно меняют свою религию на православие. Большинство верующих - это приезжие. Христианское православие представлено только Русской православной церковью.

столько православных насчитывается в Туркмении на 2019 год

Прихожан - около полумиллиона человек. Это примерно 9% от всего населения, что делает православие второй по значимости религий у туркменов.

По актуальным на осень 2019 года подсчётам в Туркмении действовало 12 православных граммов, где служило всего 15 священников.


Храм Святой Троицы. Деревня Гора-Валдай в Туркмении. Фото: gora-valdai.ru

Постепенно православие привлекает всё больше жителей Туркмении. Причину этого в материале для сайта «ЦентрАзия» объясняет один бывший имам, чьё имя журналисты предпочли не приводить:

«Причина в «огосударствлении» ислама, которое начал С. Ниязов, примерно 15 лет назад.

Я глубоко верующий человек, но могу сказать, что когда государство начинает вмешиваться в религиозные дела, причем абсолютно в них не разбираясь, начинает назначать муфтия и ответственных лиц в каждой мечети, я уже не говорю про поклонение «Рухнаме» наравне с Кораном, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Пусть уж лучше государство остается светским, чем такая «поддержка» Ислама. То, о чем вы спрашиваете, и есть главное следствие этого вмешательства.

Боюсь, что тенденция эта - уход мусульман в другие религии - будет только нарастать. Ведь не только в православие уходят наши люди.

Сейчас много различных сект, которые очень активно работают с населением и вовлекают людей в свою веру. А в трудные времена людям нужна духовная поддержка, и они ее ищут.

Но в мечетях сейчас сидят люди, плохо сведущие в исламе, не имеющие соответствующего образования. Относящиеся к служению Великому Аллаху, как к работе.

Поэтому многие разочаровываются в Исламе или просто перестают ходить в мечети, предпочитая молиться дома.

На днях смотрел по телевизору репортаж о заседании Кабинета министров. Там Бердымухаммедов, требует, чтобы хяким Марыйского велаята отчитался о ходе строительства мечети в Мары.

Значит, опять государство будет решать, где строить мечети, кому строить и, соответственно, будет само назначать туда имамов.

Зачем это? Зачем они опять вмешиваются в дела религии? Одна надежда, что хадж, который он совершает, и встречи с руководителями Саудовской Аравии чему-то научат нашего президента».

12 православных приходов на 2019 год действуют в Туркменистане.

О более личных причинах перехода в православие рассказывает узбечка Зарина И., которая приняла христианство в 2002 году:

«В русскую Церковь, в отличие от мечети (куда можно приходить только в пятницу), мы можем прийти в любое время.

Церковь открыта с утра до вечера. Здесь мы можем побеседовать с батюшкой, получить от него добрый совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации».

В Туркмении есть католики, протестанты, кришнаиты и представители других традиций

Религиозный мир Туркмении не исчерпывается мусульманами и православными. Почти все верующие других религий - это переселенцы, которые сохранили преданностью своим религиозным традициям.

Из христиан есть и католики (около 50 человек!), и лютеране. И те и другие официально зарегистрированы. А вот свидетелям Иеговы повезло куда меньше: они действуют нелегально. При этом есть христианские малочисленные христианские общины, которые всё же добились признания у государства

В Туркмении есть даже малочисленная община кришнаитов:

  • пятидесятники;
  • баптисты;
  • адвентисты.

Помимо христианских церквей есть также община кришнаитов, зарегистрированная в 2004 году.

Национальная культура Туркменистана как губка впитала в себя особенности верований зороастризма, буддизма, христианства, однако главенствующими религиозными обычаями с приходом ислама являются традиции и обряды шариата. Не меньшее значение, чем религиозные догмы имеют складывавшиеся на протяжении столетий племенные отношения туркменов. Непревзойденным авторитетом пользуются почитаемые и мудрые старейшины – аксакалы. Каждая племенная группа имеет свои ярко выраженные культурные особенности, отличительные элементы национальной одежды, вышивки и украшений.

Религия Туркменистана

На сегодняшний день, главенствующая – ислам принадлежит подавляющему большинству населения страны . 89% жителей являются мусульманами суннитского толка, 9% верующих придерживаются обычаев православного христианства.


Экономика Туркменистана

По объему ВВП является девяносто четвертой экономикой среди стран мира. В Туркмении развита текстильная, пищевая и химическая промышленность. Во внешней торговле преобладает экспорт нефтепродуктов и газа.


Наука Туркменистана

Государство Туркменистан отличается практически полной грамотностью населения. Современная отличается развитой системой начального и среднего образования, которую наряду с научными исследованиями курирует Академия наук. В ведении Академии состоят научные институты, среди которых не последнее место занимает известный во всем мире Институт пустынь.


Искусство Туркменистана

Пестрота этногенеза туркменского народа оказала значительное влияние на , в котором прослеживаются мотивы тюркского и иранского народов. Древнейшей традиций страны и символом туркменского народа является непревзойденное искусство ковроткачества. По старинным преданиям именно в этой удивительной стране соткали первый в мире ковер. Ковры Туркмении отличаются особой тонкостью и чистотой традиционных узоров «гелей». Мастерство ковроделия передается из поколения в поколение и является национальной гордостью страны.


Кухня Туркменистана

Культура страны сильна своими кулинарными традициями. Многообразна и удивительна – ароматные супы умпач-заши и гайнатма, великолепие традиционных вторых блюд, бешмарбек и конечно же туркменский плов – не оставят равнодушным истинных гурманов. Только в Туркмении можно отведать самый необычный в Азии плов, в котором вместо традиционной баранины используют рыбу. Прибрежная география Туркменистана обусловила достаточно широкое применение в национальной кулинарии морепродуктов.


Обычаи и традиции Туркменистана

Самобытные традиции и обычаи Туркменистана корнями восходят к древней культуре тюркской народности Огузов и исламскому вероисповеданию. Большинство традиций и нравов сопровождает местных жителей всю жизнь и во многом определяют их быт. Одним из самых ярких и красивых обычаев является традиция бракосочетания, подготовка к которой – настоящее событие в жизни семьи. Наиболее красочно и детально свадебный ритуал воспроизводится в сельских поселениях.


Спорт Туркменистана

Туркменский народ традиционно считается спортивной нацией – спорт Туркменистана восходит к древним традициям прошлого. Среди национальных видов спорта – различные направления и виды борьбы, не менее любимым направлением у современных туркмен является футбол.

Знак мусульманского полумесяца в Центральной Азии первыми увидели туркмены. Произошло это в 651 году при лунном свете: арабские бедуины гнались за "последним из могикан", царем могущественной персидской династии Сасанидов, скрывавшегося от погони и в конце-концов убитого по навету малахольного правителя Мерва. В том же году арабское влияние охватило чуть ли не весь южный Хорасан.

Через пару десятков лет арабы предприняли-было поход на юго-запад, но встретив упорное сопротивление, успокоились и решились "довольствоваться малым", как оказалось до поры до времени. Нет смысла вдаваться в канву тех героических баталий, как и во всякой войне, противостояние шло с переменным успехом. От Амударьи до побережья древнего Хазара, частенько случались восстания под зеленым знаменем ислама - против земляков самого основателя веры.

Так или иначе, со временем вероучение пророка Мухаммеда нашло живой отклик в горячих сердцах своевольных туркмен. В чем мотивы? Вероятно, в этом повинна, как заключил историк В. Бартольд, ... торговля, "когда кочевники, знакомясь с товарами, подвергались влиянию не столько ислама, сколько вообще мусульманской культуры". Быть может, все это закаленным жителям пустыни показалось близким и понятным. Чем для них прежде были Солнце, Небо и Вода, тем теперь стали Аллах и Мухаммед. В конце прошлого столетия венгерский путешественник Арминий Вамбери диву давался, каким же образом за тринадцать веков общения с исламским этикетом внутренняя жизнь туркмен оставалась по-сути нетронутой.

У большинства туркмен знакомство с исламом прошло сквозь "магический кристалл" суфизма, состоявшего из кучи экзальтированных религиозных орденов и выродившегося на местной почве в одного ишана (священнника) на целое село, о котором вспоминали разве что по случаю рождения ребенка, бракосочетания молодых и в дни отпевания покойников. Из трех констат суфизма: мистики, аскетизма и пантеизма (обожествление матери-природы - М.Г) туркмен больше всего занимал вопрос природного начала.

Туркмены предпочитают совершать 34 коленопреклонения не в мечети, а в... гордом одиночестве. Молитва и общение с Всевышним для туркмена - сфера исключительно интимная, популярна даже пословица: "от одного колоца больше пользы, чем от тысячи мечетей". Паломничество к популярной местной святыне считалось равноценным хаджу в Мекку, куда отправлялись лишь единицы.

Туркменский мыслитель Довлетмаммед Азади (отец почитаемого у туркмен поэта Махтумкули - М.Г) прослыл человеком глубоко верующим и чрезвычайно мудрым. В своем трактате государственного устройства "Вагзы-Азад", с точки зрения догматиков и он позволял себе страшную крамолу. Справедливое правление в течение одного часа, поговаривал он, ценнее тысячи паломничеств в святые места.Из шариата, мусульманского права, вернее из двух ее глав, ибадэта (духовного) и мемаликета(светского), туркмены приняв почти всю ее первую часть, вторую фактически проигнорировали.

В быту они следовали неписанному закону предков. Обычное право - адат, дисциплинировавшее все стороны мирской жизни с течением времени подвергалось корректировке. Так, обычай кровной мести к началу атомного века в туркменском социуме стал крайне не популярен. "Басмач" со стажем Джунаид-хан, возглавивший борьбу против Красной Армии, поднял свой авторитет в глазах народа именно тем, что будучи сам кровником, сумел за два-три года примирить ни много ни мало - 60 родов.

Если большевики пробовали новый мир построить, до основания разрушив старый, то их предшественники - "народный дух" пытались не тревожить. "С введением русских законов, во всей их полноте, на первых порах, пришлось бы сослать в Сибирь тысячи почетных туркмен только за то, что они живут по своим понятиям и обычаям... Они вошли в их кровь и плоть до такой степени, что жизнь по новым законам, преждевременно введенным, казалась бы им не жизнью, а каторгой", - со знанием дела писал русский офицер Ломакин, изучавший местные нравы по поручению генерал-губернатора Закаспия.

P.S В Центральной Азии произошла уникальная вещь - встретились пассионарии трех крупных этносов: арабов, иранцев и собственно тюрков (не путать с современными турками, они такие же потомки тюрков, как к примеру азербайджанцы и туркмены -М.Г), что в конечном итоге переросло в мощную, гигантскую генерацию, - мусульманский суперэтнос. Центральноазиатский реннессанс случился в ту самую пору и каждый из перечисленных народов тогда вложил частицу себя. Пользуясь метафорой арабского летописца 14 века Джемаля Кариши, скажем, что арабы отличились красноречием, иранцы - остроумием, а тюрки - искренностью. До сих пор, у туркмен в ходу имена со сверхестественным смыслом - "Бог Дал". Причем, АЛЛАберди имеет арабский корень, ХУДАЙберди - иранский, и наконец ТАНГРЫберди - тюркский.

Способность ислама органично вписываться в совершенно полярные социокультурные рамки феноменальна. Бартольд заметил как-то, что нет ни одного мусульманского народа принявшего другую веру, тогда как ряд христианских и буддийских этносов сами обращались к исламу. Центральноазиатский вариант ислама отличился от традиционного еще в период арабского доминирования, и не раз именно в геополитическом пространстве Великого Шелкового Пути давали о себе давать всплески мусульманской реформации, то и дело прерываемые либо имперскими амбициями русского царя либо "заветами Ильича".

Тюрки Центральной Азии не растворились как народ в арабо-персидской культуре, а приспособили ее к своим национальным чертам. Один из ярких примеров - народный эпос туркмен, их предания об Огуз-хане, обработанные под новым веянием, но не утратившие от этого своего национального колорита. По мнению того же Кариши, здешняя литература от арабской и в большей степени от персидской отличима своей простотой и искренностью. Оно и понятно. Творчество настоящего, признанного в народе поэта здесь предназначалось не "власть держащим", а обществу, в котором "каждый себе царь".

Поделиться