Война в Йемене: исторические предпосылки и геополитические аспекты. Война ставленников: что нужно знать о конфликте в Йемене Север и юг Йемена: гражданская война

    Восстание хуситов — военизированной группировки зейдитов шиитского толка — началось в середине января этого года. «Арабская весна», докатившаяся и до Йемена, в 2012 году привела к свержению президента Али Абдалла Салеха, место которого занял Абд Раббо Мансур Хади. Хади оказался недостаточно сильным лидером, чтобы справиться с политическим кризисом, парализовавшим страну, и ситуацией решила воспользоваться радикальная группировка хуситов-зейдитов.

    19 января хуситы дворца президента в столице Йемена Сане, они также захватили редакцию государственного новостного агентства Saba news, что стало первыми шагами к осуществлению переворота в стране. Хуситы считают, что права шиитского меньшинства — шииты составляют около 35 процентов населения Йемена — пренебрегаются суннитским большинством, которое долгие годы находится у власти.

    21 января хуситы и Хади пришли к соглашению , что повстанцы получат места в правительстве в обмен на освобождение захваченных хуситами зданий. Хади бежал из йеменской столицы, но страны Персидского залива выразили ему поддержку и сообщили о готовности предоставить помощь для восстановления его статуса как легитимного главы государства.

    22 января президент Абд Раббо Мансур Хади подал прошение об отставке . В этот же день о досрочном сложении своих полномочий объявили члены правительства Йемена.

    24 января тысячи человек на юге Йемена приняли участие в маршах против новой власти хуситов. На севере страны, напротив, люди выступили в поддержку нового правительства.

    5 февраля революционный комитет шиитских мятежников во главе с Мухаммедом Али аль-Хути принял новую «конституционную декларацию», согласно которой на месте распущенного правительства был создан переходный национальный совет из 551 участника всех провинций Йемена. Национальный совет в свою очередь избрал пять человек из числа повстанцев, которые временно будут исполнять обязанности президента.

    7 февраля революционный комитет издал указы о назначении новых министра обороны, министра внутренних дел и о формировании Комитета высшей безопасности, задачей которого стало восстановление стабильности и общественной жизни в стране.

    24 февраля свергнутый президент Йемена отозвал свое прошение об отставке, заручившись поддержкой коалиции стран Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. В дестабилизации ситуации в стране Хади обвинил шиитское правительство Ирана.

    В марте обострилось противостояние шиитов-хуситов и суннитской «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» (АКАП). 4 марта АКАП провела серию терактов , в результате которых погибло 27 повстанцев. Не менее 17 человек погибло при боевых столкновениях 8 марта . 21 марта боевики Аль-Каиды взяли под контроль город Аль-Хута на юге Йемена.

    26 марта Саудовская Аравия по столице Сане, начав военную операцию против группировки хуситов. Бомбардировка в Йемене резкий скачок цен на нефть: нефтяной рынок среагировал на возможность прекращения навигации через проливы, по которым идет движение нефти на внешний рынок. Йемен занимает ключевые позиции на входе в Баб-эль-Мандебский пролив, и возможное распространение военных действий в море может помешать судоходству, что приведет к дальнейшему росту цен на нефть.

    27 марта Главы МИДов Лиги арабских государств объявили о создании . Цель коалиции, по словам ЛАГ, — борьба с террористами «Исламского государства» и восстановление порядка на Ближнем Востоке. Согласно МВД Йемена, ВВС Саудовской Аравии и ее союзники продолжают наносить удары по жизненно важным объектам города Сана.

    1 апреля несмотря на продолжающиеся бомбардировки Саудовской Аравии танковая колонна хуситов заняла Аден, где находится самый крупный порт Йемена.

    Елена Супонина, специалист по арабским странам, советник директора Института стратегических исследований:

    Очень правильно, что Россия, как и другие страны, приступила к эвакуации наших граждан из страны, потому что ситуация в Йемене с большой вероятностью будет только ухудшаться. У Саудовской Аравии и ее союзников еще есть возможность повлиять на ход конфликта путем наземной операции, но тогда события в стране будут развиваться по худшему сценарию.

    В СМИ часто принимают за хуситов совершенно другие вооруженные формирования, выступающие в союзе с ними. Относительные военные успехи хуситов объясняются тем, что они действуют не в одиночку: их поддержали некоторые племена и сепаратисты юга Йемена. Под видом хуситов сражаются военные — сторонники свергнутого в 2012 году президента Али Абдалла Салеха и его клана. Среди вооруженных отрядов, которые нередко принимают за хуситов, есть и просто представители йеменской бедноты, осуществляющие грабежи в условиях нестабильной ситуации, с чем и столкнулось российское генконсульство в Адене.

    Хуситы в Адене не смогли бы добиться успехов без поддержки части местного населения и политических партий, которые представляют юг Йемена. Но местные племена и южане не дадут хуситам возможности разгуляться: это не их территория — они выходцы севера Йемена. Присутствие хуситов в ключевом йеменском городе показательно и важно, но не станет поворотной точкой в развитии военного конфликта.

    Ситуацией в стране сейчас могут воспользоваться политические движения, представляющие сепаратистов юга страны. Я с ними общалась накануне войны, уже тогда они говорили, что в случае обострения военного конфликта южане могут заявить о выходе из состава единого Йемена.

    Что важно для международного сообщества и коалиции во главе с Саудовской Аравией, так это взятие под контроль ситуации на саудовско-йеменской границе, где время от времени происходят столкновения между хуситами и саудовскими пограничниками. Под контролем находится и побережье стратегически важного Баб-эль-Мандебского пролива с максимальной шириной в 30 километров. Это означает, что танкеры с нефтью, которые идут из стран Аравийского полуострова в Европу и США, находятся всего в 15-20 километрах от побережья Йемена. Кроме того, в проливе находится остров Перим, высадка хуситов на котором могла бы привести к тяжелым последствиям для международного транспортного пути.

Считается, что Османская империя пала в результате кровопролитных русско-турецких войн, восстаний балканских народов и общеевропейских противоречий, вылившихся в конечном итоге в Первую мировую войну. Это в значительной степени верно, но в падении империи Османов сыграл свою роль ещё один фактор. Дипломатические донесения из Стамбула, поступавшие в европейские столицы в предвоенные годы, били тревогу не только из-за событий на Балканах, но и по причине резкого обострения обстановки в Йемене, напрямую угрожавшего интересам великих держав – Англии и Германии.

Входившие в состав Османской империи йеменские территории пользовались значительной самостоятельностью и подчинялись, в частности, имаму Саны. Йеменский имам возглавил самое мощное массовое антитурецкое восстание, вспыхнувшее в 1904 году и продолжавшееся вплоть до начала Первой мировой войны. К этому же времени относится знаменитое высказывание начальника германского Генерального штаба Гельмута Мольтке-младшего, адресованное его австрийскому коллеге Конраду фон Гетцендорфу: «Турция в военном отношении нуль. Если мы раньше говорили о Турции как о больном человеке, то теперь следует говорить как об умирающем. Она стала нежизнеспособной и находится в состоянии агонии».

В 1918 году тогдашний Северный Йемен с центром в Сане стал независимым. Османская империя окончательно распалась. Спустя 10 лет власти Йемена заключили всеобъемлющий договор о дружбе с Советским Союзом, сыгравший значительную роль в политической и торгово-экономической жизни страны.

Если СССР с самого начала выступал в поддержку Йемена, то главный сосед йеменцев – Саудовская Аравия заняла враждебную молодому государству позицию. И определялось это в первую очередь территориальными спорами: Эр-Рияд претендовал на значительную для небольшого Йемена часть его территорий. Первый, но далеко не последний вооруженный конфликт между независимым Йеменом и Саудовской Аравией вспыхнул уже в 1934 году.

Саудиты в своей политике по отношению к соседу не ограничивались военными экспедициями, а периодически брали на себя функции регулятора внутриполитической жизни в Йемене. В 1962 году после смерти йеменского короля Ахмеда новым монархом был провозглашен принц Мухаммед аль-Бадр. Спустя неделю в стране произошел антимонархический военный переворот, однако на сторону свергнутого монарха встали Вооруженные силы Саудовской Аравии. Характерно, что в то время им противостояли не только отряды йеменской гвардии, но и элитные подразделения египетской армии, выступившие против сторонников монархии.

Провозглашение в 1967 году независимости Южного Йемена еще больше осложнило геополитическую обстановку в юго-западном районе Аравийского полуострова. Территориально-племенные противоречия усугублялись различной внешнеполитической ориентацией Северного и Южного Йемена. Последний стал всецело ориентироваться на Советский Союз, что, в свою очередь, придало внутрийеменскому конфликту идеологическую окраску.

В 1990 году произошло объединение двух йеменских государств, но противоречия внутри теперь уже единой страны и вокруг неё никуда не исчезли. И все более активную роль в региональных процессах стал играть Эр-Рияд. На Западе не любят об этом вспоминать, но именно Саудовская Аравия в значительной степени профинансировала военную операцию США в Персидском заливе.

А в 2000-2003 годах Йемен выступил ареной вооруженной операции под кодовым названием «Интифада Аль-Акса», проведенной израильскими спецслужбами с одобрения США. Тогда в результате ракетного удара по целям на йеменской территории погибли гражданские лица. А сам этот удар, произведенный в разгар тогдашней президентской кампании в США, призван был, по словам американской правозащитницы Сьюзан Носсель, оказать поддержку Джорджу Бушу, «представить американского лидера во всеоружии накануне президентских выборов», а также «наглядно продемонстрировать всем врагам Израиля и Америки, что произойдет с ними в скором будущем».

Стоит напомнить, что именно в Йемене прослеживаются корни семьи Усамы бен Ладена. Отец будущего «террориста номер один» Мухаммед бен Ладен покинул район Хадрамаута в конце 1920-х годов и отправился на заработки опять-таки в Саудовскую Аравию, где уже в 1931 году основал собственную компанию. По свидетельству очевидцев, Мухаммед бен Ладен на всю жизнь сохранил привязанность к йеменской родине.

В пору «арабской весны» противостояние различных политических, родоплеменных и религиозных сил внутри Йемена и активная вовлеченность в него внешних игроков вылились в «цветную революцию». Она растянулась на несколько месяцев и в конце концов привела в феврале 2012 года в президентское кресло Абдураба Мансура Хади. Однако смена власти не принесла спокойствия, а, наоборот, послужила катализатором нового противостояния, поскольку свергнутый президент Али Абдалла Салех продолжал пользоваться поддержкой йеменских шиитов – хуситов.

Конфликт между сторонниками Салеха и Хади имеет несколько измерений. Прежде всего, это внутрийеменский конфликт. Один из ведущих турецких экспертов в области экономической и политологии Мехмет Али Киличбай ставит «межйеменскую резню» в один ряд с другими кровопролитными конфликтами в мусульманском мире - ирано-иракской войной, гражданскими войнами в Афганистане и Алжире, кровавыми столкновениями в Индонезии и на Филиппинах. Эксперты Разведывательного совета США в докладе, подготовленном к началу первого президентского срока Барака Обамы, отнесли Йемен наряду с Палестиной, Афганистаном и Пакистаном к категории стран «с наивысшими рисками».

Геополитические риски, проистекающие из многолетнего внутрийеменского конфликта, многократно усиливаются вмешательством внешних сил, и в первую очередь Саудовской Аравии, стремящейся поставить Йемен под свой контроль и превратить его в зону своего исключительного влияния. И столкновение на данном направлении с Ираном - не единственное следствие этой саудовской стратегии. Цели Эр-Рияда простираются гораздо дальше нейтрализации йеменских шиитов. Саудовская Аравия видит себя ведущей державой «региональной НАТО», роль которой предлагается играть Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Эскалация йеменского конфликта и придание ему международного характера были использованы Соединённым Штатам в качестве рычага на проходивших в Швейцарии переговорах шестёрки международных посредников и Ирана по иранской ядерной программе. В свою очередь достижение администрацией Барака Обамы договорённостей с Тегераном станет важным козырем Демократической партии США в грядущей борьбе за Белый дом на выборах 2016 года. Наконец, судя по имеющейся информации, Вашингтон попытается использовать нормализацию отношений с Ираном и вовлечение иранских энергоресурсов в трансконтинентальные проекты в качестве энергетической войны с Россией.

В последние дни йеменский кризис стал своего рода фокусом целого ряда религиозно-политических и геополитических противоречий Ближнего Востока, и значение этого кризиса, учитывая стратегически важное положение Йемена, выходит далеко за региональные рамки.

Военно-воздушная операция Саудовской Аравии и ее союзников в Йемене – это признак перехода всего Ближнего Востока в новое геополитическое измерение. Основными элементами новой ситуации являются активное участие различных региональных сил в перекройке существующих государственных границ, гонка вооружений в регионе и постепенное размывание прежних стратегических союзов государств региона с Соединёнными Штатами и другими западными державами. Все это придает ближневосточным конфликтам ещё большую сложность и многоплановость. На очереди – образование новых альянсов и игра на региональной шахматной доске с периодической сменой фигур и сторон.

В новой обстановке Саудовская Аравия, Турция, Иран, Катар всё чаще будут прибегать к пресловутым «гуманитарным интервенциям», отрицая принципы территориальной целостности и государственного суверенитета в том виде, как они сформулированы в основополагающих документах международного права.

Вспоминать в связи с этим про Устав ООН стало уже бесполезным делом. Однако применительно к Ближнему Востоку можно напомнить принятую в 1960 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Ее основной смысл заключался в том, что документ лишал смысла «рассуждения об иерархическом сообществе государств, в котором права членства и участия предоставлялись в зависимости от степени развития и особенностей того или иного общества».

И Устав ООН, и Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам являются препятствием для архитекторов «Нового мирового порядка», стремящихся как раз утвердить в мире иерархическую (колониальную) структуру международных отношений.

Размывание представлений о государственном суверенитете на Ближнем и Среднем Востоке (а это не только Йемен, Афганистан или Ирак, но и Турция, Сирия, Бахрейн) обычно связывают с колониальным наследием и происками террористов «Исламского государства» (ИГ). Однако этим происходящее не объяснить. Ответственность за перекройку карты «Большого Ближнего Востока», начатую вторжением в Афганистан в 2001 году и затем в Ирак в 2003 году, лежит прежде всего на Соединённых Штатах.

Сегодня этот процесс принял угрожающий характер. Эксперты и дипломаты уже подсчитали, что Ливия, Ирак, Сирия, Йемен и даже Саудовская Аравия могут распасться по меньшей мере на 14 государств, которые затем могут объединиться в «Суннитстан» и «Шиитстан».

Показательно, что грядущая перекройка ближневосточной политической карты по лекалам исламистов особенно популяризуется англо-саксонскими авторами. Французские эксперты более осторожны в оценках. Например, Мишель Фуше, отмечая появление «зон, в которых отсутствует государственная власть», утверждает, что радикалы из «Исламского государства» являются поборниками государственных институтов. «В числе первых шагов, которые они предпринимают - установление классических государственных институтов, введение паспортов, валюты, всех тех вещей, которые мы ожидаем от государств, окруженных границами», - напоминает Мишель Фуше.

Кстати, и арабская коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, ведет войну в Йемене не против трансграничного «Исламского государства», а на стороне одной из внутрийеменских политических сил против их противников. Схожим образом развивается ситуация в Бахрейне, где суннитская власть противостоит шиитскому большинству населения. И там, и там «Исламское государство» выступает лишь пропагандистским прикрытием планов расширения военно-политического влияния Саудовской Аравии и просаудовского Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Представляется, что дальнейшее развитие событий здесь будет определяться в первую очередь не военными успехами саудовской коалиции в Йемене, а наметившимся на переговорах в Лозанне сближением США с Ираном и одновременным ростом внешнеполитической экспансии Турции. И для Тегерана, и для Анкары Эр-Рияд - конкурент и противник. Очень многие сегодня в Турции думают так, как писало на днях тамошнее интернет-издание Taraf: «На примере Йемена видно, что Турция, бросившая якорь в суннитский лагерь, увы, не может избавиться от роли третьесортного тылового отряда Саудовской Аравии».

Турецкое интернет-издание Yenicag считает, что заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о поддержке действий Саудовской Аравии в Йемене не отвечает интересам Турции. «Важно понимать, что арабо-иранский конфликт - это борьба за интересы и региональное лидерство, а суннизм и шиизм - это инструмент и предлог во внешней политике этих стран… Очевидно одно: Иран напугал арабов. А Турции следует помнить о своих интересах и занимать нейтральную позицию в этом арабо-персидском споре».

У Турции и Ирана наработан определенный опыт двустороннего взаимодействия, в том числе в плане урегулирования иранской ядерной проблемы. И если внешнеполитическая и энергетическая смычка США – Иран - Турция станет реальностью, от Саудовской Аравии можно ожидать самых непредсказуемых действий, включая разработку собственной ядерной программы по иранскому образцу.

Bain W. The Political Theory of Trusteeship and the Twilight of International Equality // International Relations. Vol.17. №1. 2003. P.66.
AFP 110325 GMT DEC 14

Директор Центра ближневосточных исследований Андрей Федорченко - о причинах, ходе и возможных последствиях гражданской войны в Йемене.

Йеменская Республика выделяется остротой и многообразием внутриполитических, межконфессиональных и клановых проблем, которые способны в недалеком будущем расколоть страну и привести к созданию на ее территории новых государств. Несмотря на то, что смена высшего государственного руководства в Йемене после начала «арабской весны» прошла по более мягкому по сравнению с Ливией или Сирией сценарию, переходный период здесь не увенчался стабилизацией политической и экономической ситуации и началом системных реформ.

После смены президента в феврале 2012 года сепаратистские движения возглавили антиправительственные выступления в двух частях Йемена. На юге - исламистская группировка «Ансан аш-Шариа », которая, по данным спецслужб США, связана с «Аль-Каидой Аравийского полуострова» (АКАП), а по мнению самих йеменцев - со спецслужбами бывшего президента Салеха, сначала провозгласила исламский эмират в Абъяне, а в марте 2012 года еще и в другой южнойеменской провинции - Шавбе. Таким образом, началась «эмиратизация» юга страны.

С новой силой разгорелся конфликт на севере. Он перекинулся на провинции Хадджа, Эль-Джауф, Амран, а провинция Саада весной 2012 года уже год находилась под контролем зейдитского движения « Аль-Хуси» . Боевым крылом движения считается группировка «Ансар Аллах». В ноябре 2014 года Совет Безопасности ООН наложил санкции на военных лидеров группировки Абдель-Халида аль-Хуси и Абдаллаха Яхью аль-Хакима за «угрозу миру, стабильности страны, и за препятствие политическому процессу». В качестве силы, противостоящей зейдитам, вместо правительственных войск выступили салафитские племена, поддерживающие отношения с радикальным крылом «Братьев-мусульман» , а также АКАП.

Группировка «Аль-Хуси» насчитывает, по разным оценкам, от 10 тыс. до 100 тыс. членов. Она использовала как военные методы борьбы, так и мирные формы протеста. Получая постоянную поддержку от Ирана, движение аль-Хуси уже тогда было способно распространить свое влияние на другие провинции страны.

Созыв и проведение Конференции по национальному диалогу (КНД) с марта 2013 года по январь 2014 года отнюдь не означали прекращения военных конфликтов на территории страны. Усилия по национальному примирению предпринимались на фоне широкомасштабного наступления хуситов на севере и продолжения вооруженных выступлений и террористических актов на юге. На завершающей стадии КНД и сразу после нее наиболее драматично ситуация складывалась на севере страны. Военные действия распространились на пять северных провинций - от саудовской границы в окрестностях Китафа до окрестностей йеменской столицы. Эта часть страны стала напоминать лоскутное одеяло, пересеченное множеством линий прекращения огня, постоянно меняющих свои очертания.

Наступательная тактика хуситов принесла им военный успех. В начале 2014 года центральное руководство страны утратило контроль над севером. Не ограничившись захватом северных провинций Амран и Саада, хуситы, начиная с сентября 2014 года, продолжили свою территориальную экспансию, главной целью которой стала столица страны. К концу дня 21 сентября хуситы заняли значительную часть Саны, включая основные правительственные здания, государственные радио- и телестанции. Вечером того же дня премьер-министр Йемена М.Басиндва был вынужден подать в отставку. Шиитская община нанесла максимальный ущерб исламистам и существенно расширила контролируемую ей территорию, включая столицу государства.

В том, чтобы остановить хуситов, ограничить их политическую роль, заинтересован и наиболее влиятельный внешний игрок в этой части Аравийского полуострова - Саудовская Аравия (КСА). Позиция этого государства после осеннего наступления хуситов в прошлом году была вполне определенна: «хуситы сделали свое дело (ослабили исламистов), они могут уйти». Позиции саудовского руководства и йеменского президента (относительно необходимости ограничить влияние Ирана в Йемене и ввести активизацию шиитов на севере страны в определенные рамки) во много совпадали, о чем свидетельствовали саудовско-йеменские переговоры на высшем уровне в сентябре 2014 года.

Учитывая сохранение противоречивых интересов различных политических, религиозных и этнических групп в Йемене, саудовцы отстаивали план достижения компромисса между государственным руководством страны, хуситами, племенной верхушкой суннитских племен, бывшим президентом Салехом, южнойеменскими «харакат» путем достижения соглашения об альянсе на новом этапе развития политической ситуации. Это могло стать продолжением национального диалога, но уже в условиях нового соотношения сил.

Такой сценарий, предусматривающий ограничение контроля хуситов над зейдитскими провинциями и недопущение создания иранского оплота в Йемене, устраивал и Соединенные Штаты. В то же время существенное расширение зоны контроля хуситов, укрепление их вооруженных формирований при сохранении выжидательной политики президента Хади увеличивали шансы на создание «Зейдитского имамата» в границах 1962 года. Саудовцы наращивали свое влияние в шиитской части Йемена, негласно передав хуситам право контролировать контрабандные и эмиграционные потоки на своей южной границе в обмен на их отказ от экспансии на север и перенос основной активности внутрь Йемена.

С начала 2015 года конфликт вышел на новый уровень и перерос в стадию открытой гражданской войны. Президент страны Хади сначала подал прошение об отставке (22 января), а через три дня решил его отозвать. Позже он укрылся в своем дворце в Адене, откуда в марте бежал за границу.

22 марта Совет Безопасности ООН подтвердил легитимность президента Хади и призвал все стороны конфликта воздерживаться от любых действий, подрывающих «единство, суверенитет, независимость и территориальную целостность Йемена».

На следующий день министр иностранных дел Йемена, действовавший по поручению президента Хади, обратился к аравийским монархиям с просьбой о введении в страну контингента совместных вооруженных сил «Щит полуострова», образованных под эгидой Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

26 марта король Саудовской Аравии Салман бен Абдель-Азиз отдал приказ начать военную кампанию против хуситов, в которой принимают участие также Катар, Пакистан, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Марокко, Иордания, Судан и Египет. Войска коалиции бомбят позиции повстанцев с воздуха и пытаются блокировать порты с моря, чтобы предотвратить подвоз оружия хуситам из Ирана. Тем не менее, 6 апреля хуситы захватили Аденский порт.

США и их западные союзники сразу поддержали силовую акцию против хуситов, в очередной раз продемонстрировав, что у них отсутствует единообразный подход к квалификации международных конфликтов. Если на Украине они однозначно поддержали силы, организовавшие и осуществившие вооруженный переворот против законно избранного президента этой страны, то в Йемене в схожей с международно-правовой точки зрения ситуации они выступили против повстанцев, на стороне свергнутого и укрывшегося за границей президента этой страны.

Примечательно в этой связи, что еще в январе 2015 года США приняли решение о замораживании контртеррористической операции против «Аль-Каиды» в Йемене в связи с захватом столицы страны Саны шиитскими отрядами, ориентирующимися на Иран.

По мнению экспертов, события в Йемене укладываются в логику того, что называется «большой суннитско-шиитской войной», где одну сторону поддерживает Иран, а другую - Саудовская Аравия. США в этой ситуации оказываются в сложном положении, т.к. где-то они осторожно поддерживают суннитов и своего традиционного союзника - Саудовскую Аравию, где-то, как в Ираке, они вынуждены поддерживать шиитов в их борьбе с «Исламским государством» и, по сути дела, вступить на какое-то время в фактический союз с Ираном.

Дополнительную сложность ситуации в Йемене добавляет то обстоятельство, что страна давно «инфильтрована» «Аль-Каидой» , которая может получить реальное преимущество в случае разгрома хуситов, став фактической хозяйкой Йемена, который, в свою очередь, рискует превратиться в «несостоявшееся государство» и очередную «черную дыру» безвластия на Ближнем Востоке.

Естественно, одним из основных факторов, мотивирующих Саудовскую Аравию и ее «заливных» союзников на активные действия в Йемене, является проблема нефтяного транзита через Баб-эль-Мандебский пролив, перспектива перекрытия которого йеменскими шиитами в случае полного захвата хуситами власти в стране может серьезно ударить по многокомпонентной нефтяной стратегии Эр-Рияда, включающей не только противодействие планам Ирана выйти на нефтяной рынок, но и борьбу с производителями сланцевой нефти в США и создание сложностей для традиционных экспортеров нефти на мировой рынок, в числе которых и Россия. Через пролив нефть идет в основном из стран Персидского залива на север в Европу и Северную Америку. Здесь проходит 3,8 млн нефтяных баррелей в сутки. Ширина Баб-эль-Мандебского пролива в самом узком его отрезке составляет 29 км, что затрудняет движение танкеров, для которых отведено два фарватера по две мили шириной - по одному для каждого направления. Блокирование этого морского прохода вынудит танкеры переориентироваться на маршрут вокруг Африки.

Среди сценариев возможной эскалации конфликта называют возможный марш-бросок хуситов в нефтеносную Восточную провинцию КСА, большинство населения которой составляют как раз шииты, с целью разжигания там «шиитской революции». Эти версии подтверждаются недавними публичными высказываниями лидера «Хизбаллы» Х.Насраллы о том, что «хуситы готовы атаковать Саудовскую Аравию в любой момент». Однако военные эксперты отмечают ограниченность их военно-технических возможностей для наступления через обширные пустынные пространства КСА.

В то же время саудовско-иранская борьба за влияние на Южный Йемен вполне может завершиться присоединением этой территории к КСА. Большинство южнойеменцев исповедуют суннизм; сближает их с Саудовской Аравией и то, что многие жители юга переправили туда свои семьи. Силу экономического притяжения КСА в этом отношении трудно переоценить. Для королевства же стратегически важным является возможный выход к Аравийскому морю, минуя иранскую угрозу в Ормузском проливе (основная часть саудовских внешнеторговых потоков проходит по морским путям). Как первый шаг к интеграции в состав КСА стратегически важной йеменской провинции Хадрамаут эксперты расценивают решение саудовских властей предоставить йеменцам, проживающим в Хадрамауте, права безвизового въезда в Саудовскую Аравию.

Что касается Ирана, то он, судя по всему, не собирается активно вмешиваться в йеменский конфликт, так как слишком озабочен ситуацией на сирийско-иракском направлении, чтобы отвлекать свои ресурсы еще и на йеменское. Именно в Ираке и Сирии Иран будет пытаться довести до конца противостояние с салафитскими просаудовскими и прокатарскими структурами. Кроме того, Тегеран не хочет осложнять свое международное положение в связи с предстоящим снятием с него санкций.

Одним из возможных последствий гражданской войны в Йемене может стать создание объединенных межарабских вооруженных сил, о чем было объявлено на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ), состоявшемся в египетском Шарм-эль-Шейхе в конце марта этого года. Подробнее о том, зачем создаются эти вооруженные силы и что может помешать их использованию, можно прочитать .

Позицию России по конфликту в Йемене озвучил министр иностранных дел С.Лавров, который подчеркнул, что российский подход заключается в необходимости остановить любое применение силы. Обе стороны должны незамедлительно прекратить любое вооруженное сопротивление и возобновить переговоры (такие контакты между ними были до перехода конфликта в «горячую фазу»). Есть понимание, что переговоры должны проходить на нейтральной территории.

Еще один важный момент нашей позиции состоит в том, что, если посмотреть на региональный срез этой проблемы в геополитическом смысле, совершенно очевидно, что нельзя допустить деградации ситуации - прямого противостояния между суннитами и шиитами. Об этом Россия говорит постоянно с начала «арабской весны», но, к сожалению, нас не очень слушали, а может, даже и не хотели этого делать (по разным причинам). Те, кто сейчас ведут дело к «горячему», силовому усугублению противостояния, берут на себя колоссальную ответственность за судьбы региона. Россия не может допустить, чтобы нынешняя ситуация в Йемене переросла в открытый вооруженный конфликт между арабами и Ираном.

Сейчас на рассмотрении Совета Безопасности ООН находится российская инициатива по введению на йеменской территории гуманитарных пауз в военных действиях.

Карта Йеменской Республики

Повстанцы похитили главу президентской канцелярии. В результате ожесточенных боестолкновений 19 января между хуситами и сотрудниками службы охраны президента страны Абда Хади , по имеющимся данным, погибли девять человек, свыше 60 получили ранения.

20 января 2015 повстанцы заняли президентский дворец в Сане. Член политсовета повстанческого движения «Ансар Алла » Хамза аль-Хуси заявил, что повстанцы «не пытаются свергнуть президента», а произошедшие столкновения с частями президентской гвардии были спровоцированы самими военнослужащими, которые отказались передать оружие из арсеналов на территории комплекса дворца главы государства «на хранение» повстанцам .

21 января президент Йемена Хади и представители хуситов достигли предварительного соглашения о прекращении огня. Согласно опубликованной информации, стороны пришли к соглашению о том, что будет сформулирован текст новой конституции, превращающей Йемен в федеративное государство и в институтах власти будут представлены все группы населения, в том числе хуситы. Повстанцы, в свою очередь, обязались отвести свои силы с правительственных объектов, захваченных ими, а также освободить захваченного ими главу канцелярии президента Ахмада Авада Бин Мубарака .

22 января президент Хади подал прошение об отставке. При этом, как сообщается, парламент Йемена отказался принять отставку главы государства. Члены правительства Йемена также направили президенту страны прошение о своей отставке . 6 февраля был создан хуситский Революционный комитет как временный орган власти в стране.

21 февраля 2015 года Хади удалось бежать из Саны в Аден , после того как пробыл под домашним арестом в течение месяца. Там он встретился с губернаторами южных провинций и сделал заявление об отзыве своего заявлении об отставке .

Интервенция коалиционных сил арабских государств

26 февраля 2015 года было начато вторжение в Йемен коалиционных сил арабских государств под руководством Саудовской Аравии . Саудовская коалиция к августу сосредоточила в южных йеменских провинциях мощный механизированный кулак и стала с боями продвигаться на север. Основу просаудовских войск составляют подразделения армии Объединённых Арабских Эмиратов и пехота «Народных комитетов» из числа сторонников Хади. В провинции Лахидж были замечены десятки единиц различной бронетехники из ОАЭ: броневики «Хамви » с ПТРК «Корнет-Э », танки AMX-56 Leclerc , 155-мм САУ .

9 августа 2018 года погибли 29 детей, десятки получили ранения во время авиационного налета сил саудовской коалиции. Бомба попала в пассажирский автобус. Общее число погибших и пострадавших - около 130 человек .

Гуманитарная ситуация

Конфликт Абдуллы Салеха с хуситами и его убийство

Выступление южных сепаратистов против правительства Хади

Среди сепаратистов Юга особую позицию занимает Тарик аль-Фадли - известный джихадист -антикоммунист , с возглавляющий самопровозглашённый Исламский эмират Абьян . Выступая с сепаратистских позиций, против центральных властей Саны, аль-Фадли и его формирования, аффилированные с Аль-Каидой на Аравийском полуострове противостоят хуситам и сотрудничают с саудовской коалицией .

Просьба к России разрешить конфликт

Перемирие в Ходейде

Возобновление боевых действий в 2019 г.

5 января 2019 г. в стратегически значимом порту Ходейда возобновились боевые действия. Боевые действия совпали во времени с визитом спецпосланника генсека ООН по Йемену Мартина Гриффитса в страну. Правительственные силы и отряды повстанцев из движения «Ансаруллах» (хуситы) обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня. В командовании правительственных сил заявили, что столкновения разгорелись в районе одного из зданий вуза на юге Ходейды. Очевидцы сообщили о крупном пожаре в районе складов с гуманитарными грузами «Всемирной продовольственной программы » .

10 января 2019 года беспилотный летательный аппарат, который принадлежал повстанцам-хуситам, атаковал военный парад йеменского правительства на одной из крупнейших военных баз «Аль-Анд» в провинции Лахдж на юге Йемена. В результате нападения были ранены по меньшей мере шесть высокопоставленных лиц (впоследствии двое из них скончались). Всего было сообщено о шести погибших и почти двух десятках раненых .

14 января представители вооруженных сил Йемена заявили о том, что в провинции Эд-Дали в тяжелых боях хуситы потеряли свыше 20 ополченцев, в их числе был командир батальона Абу аль-Карар .

Июнь 2019: Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) начали вывод войск из Йемена (представитель властей ОАЭ заявил, что «перемещения войск были (...), но мы не выводим их из Йемена»). ОАЭ сокращают военное присутствие в Йемене из-за опасений, связанных с конфликтом США и Ирана .

Атака на нефтеперерабатывающие заводы

В ночь на 14 сентября 2019 года предприятия Saudi Aramco , национальной нефтяной компании Саудовской Аравии, подверглись атаке беспилотных летательных аппаратов. Были атакованы крупнейший в мире нефтеперерабатывающий комплекс в посёлке Абкайк на востоке страны и район, в котором располагается нефтяное месторождение Хурайс , второе по величине в королевстве. После атак на предприятиях вспыхнули сильные пожары. Эти атаки привели к сокращению добычи нефти в Саудовской Аравии примерно в два раза. Ответственность за нападение взяли на себя хуситы, заявившие, что атаки были проведены с помощью десяти беспилотных аппаратов. Они пообещали в дальнейшем осуществлять еще больше атак на саудовские объекты .

Эксперт: «Полностью овладеть этой страной никому не удастся»

В Йемене продолжает разворачиваться вооруженное противостояние между хуситскими повстанцами и сторонниками бывшего президента страны Абд-Раббу Мансура Хади, которое усугубляется воздушными налетами со стороны коалиции арабских стран во главе с Саудовской Аравией. В чем суть этого запутанного конфликта и каковы его основные силы? Почему он затрагивает интересы Ирана и Саудовской Аравии? В этом попытался разобраться «МК».

Предыстория

Современная история этой ближневосточной страны начинается с 1918 года, когда Османская империя отдала власть в Северном Йемене духовному вождю зейдитских племен (зейдиты - это приверженцы одного из умеренных шиитских течений ислама). Новоиспеченное государство имело монархическое устройство. При этом его отличала племенная структура. Зейдиты находились у власти, а другим, наиболее крупным племенам удавалось сохранять автономию от правительства. Как отмечают российские исследователи, вся недолгая история королевства - это кровавые столкновения между племенами и их стычки с королевской армией.

Фактическое правление зейдитов в северной части продолжалось до 1962 года - пока в стране не произошла революция, в результате которой была провозглашена республика. Однако эти изменения не искоренили племенное устройство йеменского общества. Борьба между роялистами и республиканцами, которая продолжалась вплоть до 70-х годов, только укрепила положение племенных союзов, пишут российские исследователи.

В 1967 году независимость получил являвшийся британской колонией Южный Йемен, который спустя несколько лет взял просоветский курс. «На юге возникло марксистское государство - Народная демократическая республика Йемен, - рассказывает «МК» главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, профессор Георгий Мирский . - Товарищи, учившиеся у нас в Москве в вышей партшколе, хозяйничали в этой стране, а потом передрались и перестреляли друг друга прямо на заседании политбюро, потому что они были из разных племен. Племенные лояльности оказались сильнее марксизма-ленинизма. Потом Север и Юг объединились (1990 год - «МК»), а после этого между ними была короткая война, но сепаратизм остался».

Очередной фазой нестабильности для страны оказались события так называемой «арабской весны» - череды демократических переворотов в ближневосточных странах. В результате народных протестов в Йемене был смещен президент Али Абдалла Салех, стремившийся, очевидно, как и большинство арабских лидеров, к «пожизненному» президентству. По крайней мере, сначала он подготовил конституционную поправку, продляющую президентский срок до 7 лет, а затем и вовсе захотел отменить лимит для переизбраний на пост главы государства. Его место занял Абд-Раббу Мансур Хади, однако и он был вынужден сложить свои полномочия в январе 2015 года из-за вооруженных столкновений в Сане. Правда, затем Хади аннулировал это решение.

Повстанцы, правительство и террористы

В настоящее время основная борьба в Йемене разворачивается между сторонниками экс-президента Хади и хуситами - зейдитской вооруженной группировкой, которая носит название «Ансар Алла» (Ансаруллах). «Свою борьбу за влияние она вела еще в 2000-м году, став главным противником Салеха, который, кстати говоря, по вероисповеданию тоже был зейдитом, - рассказывает «МК» руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов. - Тут ситуация такая: когда начался национальный диалог после 2011 года (год начала «арабской весны» - «МК»), «Ансаруллах» была маргинальной силой в Йемене, однако в ходе этого национального диалога они сумели усилиться, сумели одержать ряд крупных военных побед. Это сила, которая противостоит, в частности, «Аль-Каиде» и другим джихадистским группировкам».

«С другой стороны, у нас есть правительство Хади и правительственные силы, которые действуют в союзе с организацией «Аль-Ислах», - поясняет Василий Кузнецов. - Это организация салафитской направленности, которая стала союзником салафитских движений. В том числе они иногда действуют совместно с «Аль-Каидой».

Как отмечают эксперты, «Аль-Каида» тоже является одним из важных участников вооруженного противостояния. «Когда Усама бен Ладен был жив, он создал несколько филиалов группировки, - рассказывает «МК» Георгий Мирский. Один из них, «Аль-Каида в Ираке», это сейчас - «Исламское государство». А второй - это «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП). Он создал эту ветвь для того, чтобы свергнуть саудовскую монархию. До конца своей жизни бен Ладен говорил, что одна из целей его жизни - свергнуть это поганое и нечестивое устройство. Но базой для нее стало соседнее государство - Йемен, и до сих пор остается».

В то же время другие российские аналитики считают, что угроза АКАП в Йемене преувеличена и что у сторон конфликта есть взаимный интерес в том, чтобы приписывать ей серьезную опасность.

Причем здесь Саудовская Аравия и Иран?

В конце марта Саудовская Аравия совместно с рядом арабских стран объявила о начале военной операции в Йемене. В совместном заявлении Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (за исключением Омана) сообщил, что кампания против хуситов начата по просьбе Хади и его сторонников. Широко распространено мнение, что хуситы имеют поддержку со стороны Ирана - давнего врага Саудовской Аравии, именно поэтому монархия ввязалась в активную борьбу с ними. «Саудовская Аравия (где сунниты составляют большинство - «МК») боится, что если хуситы возьмут власть в Йемене, то она окажется в шиитском окружении и что хуситы использовали бы свои связи с Ираном для ее шантажа», - поясняет «МК» Василий Кузнецов. Эксперт в то же время отмечает, что, возможно, у Эр-Рияда нет четкого объяснения по поводу того, зачем именно начата эта военная операция.

«У Эр-Рияда еще есть опасение, что начнется сближение Ирана с Западом, выход из-под санкций, и тогда Иран объективно оказывается региональным лидером, - говорит Кузнецов. - Вот это очень много объясняет в политике Саудовской Аравии. Кроме этого, есть, конечно желание доказать собственную дееспособность как регионального лидера и указать на то, что Йемен - это зона влияния Саудовской Аравии… Очевиден еще один момент - что Саудовская Аравия пытается в связи с Йеменом усиливать арабское единство. То есть Лига арабских государств (ЛАГ) снова начинает играть некую роль. Если будет военная операция, кто ее будет проводить? Саудовцы? Конечно, будут воевать египтяне, те же самые силы ЛАГ. Это дает некий толчок к сплачиванию арабского мира на антииранской основе. Сплачивание - это, конечно, хорошо, но антииранская основа - это очень опасно».

По мнению Кузнецова, у Эр-Рияда есть еще одно опасение по поводу конфликта в Йемене: «Если хуситы возьмут власть, саудовцы очень боятся начала выступлений шиитов внутри Саудовской Аравии. Вы знаете, что у Саудовской Аравии есть шиитское население. Есть чуть-чуть на юге, на границе с Йеменом - это племена родственные хуситам. Есть они и в восточной провинции, ближе к Ираку, - там где основные залежи нефти. Саудовцы всегда боялись, что это их пятая колонна. Говорить о том, насколько обоснованны эти опасения, очень сложно, потому что мало «полевых» исследований по этому поводу, но теоретически это не безосновательно».

«Когда внутри Йемена образовался полный бардак в результате событий «арабской весны», в стране все большую силу стала набирать АКАП, - заявил «МК» Георгий Мирский. - Тогда в ответ на это Иран стал помогать шиитам-зейдитам. Они стали получать оружие и деньги. Их враги - «Аль-Каида». А для Саудовской Аравии враги и те, и другие… Если хуситы овладеют страной, они станут сателлитом Ирана. Но это у них не выйдет, потому что шиитов в Йемене всего 40 процентов населения, а остальные? Надо полагать, что все остальные суннитские племена как-то придут в себя и опомнятся, образуют единой фронт».

«Борьба за власть и собственность»

По мнению Георгия Мирского, сам внутренний конфликт в Йемене не имеет ярко выраженного конфессионального характера, потому что в течение долгих лет в этой стране шииты и сунниты жили мирно. «Религиозный фактор не настолько ярко выражен, - заявил «МК» специалист. - Тут дело не в каких-то именно религиозных, догматических противоречиях. Есть разногласия, но не такие уж и важные. Важно, что каждая из этих общностей считает себя настоящими мусульманами. Но фактически это борьба за власть, борьба за ресурсы, борьба за то, кто будет наверху, кто внизу, кто будет издавать законы, кто будет на кого смотреть сверху вниз».

«Тут есть несколько линий раскола, - поясняет «МК» Василий Кузнецов. - Это раскол между правительством и хуситами, это раскол между Севером и Югом, который оказался сейчас немного замаскирован вот этими хуситско-правительственными противоречиями, но который существует и будет снова обостряться. Есть также конфликт просто межплеменной и конфликт между элитными группами - группой аль-Ахмаров и группой хуситов. Это основные линии раскола в Йемене».

«Все эти идеологические, конфессиональные, межплеменные противоречия имеют место, но большому счету все, что происходит стране - это некая борьба за доступ к ресурсам, - также говорит Кузнецов. - Борьба за власть и собственность, поскольку страна ресурсодефицитная - проще говоря, нищая. Это с одной стороны. С другой стороны, там огромное количество оружия. Подсчитали, что там где-то в три раза больше оружия, чем населения. Все это приобретает такую обостренную форму. Понятно, что каждая сила использует те ресурсы, к которым может обратиться для мобилизации населения. Либо это ресурсы конфессиональные, то есть конфессиональные лозунги, обращенные, соответственно, к зейдитам, салафитам и так далее. Либо это регионализм: Север - Юг, либо это межплеменные противоречия. В результате получается сложная мозаика, которая не имеет строгих очертаний».

Проведет ли Эр-Рияд наземную операцию?

Сообщалось, что саудовские власти рассматривают возможность проведения сухопутной операции в Йемене, однако какова вероятность такого сценария? «Саудовская Аравия свои сухопутные войска туда не пошлет, - рассказывает «МК» Георгий Мирский. - Иран - тем более. Иран не пошлет ни самолеты, ни войска. То есть это война по доверенности, война ставленников. Эти - ставленники Саудовской Аравии, те - Ирана. Но рано или поздно они поймут, что никто из них не сможет завоевать страну полностью».

«После того, как в Ираке была американская наземная операция, США оттуда десять лет уйти не могли, - напоминает Василий Кузнецов. - И до сих пор оттуда до конца вырваться не могут. И сколько было вложено средств - интеллектуальных, финансовых, человеческих, чтобы выстроить в Ираке новую систему. И все равно ничего не получилось. А здесь как это будет? Это были США - с их опытом, с их возможностями. Вот здесь будет наземная операция - каковы будут ее задачи? Провести военную операцию - дело немудреное, хотя в данном случае не совсем понятно - против кого и за что. Гораздо сложнее гарантировать последующую трансформацию и стабилизацию режима. Даже неважно, будет ли этот режим просаудовский или нет. Это никак не объясняется, и большие сомнения есть насчет того, что есть ясное понимание, в том числе у Саудовской Аравии, этих планов. Да, саудиты хотят продемонстрировать, что это зона их влияния, окей. Но как они будут влиять? Йемен - страна, которую надо содержать. Это страна, которая не может существовать сама экономически».

Будущее Йемена

«Полностью овладеть этой страной никому не удастся, - считает Мирский. - Я предвижу и могу предсказать, что рано или поздно все вернется к тому, что было. Шииты в этой стране не такие кровожадные, как в Ираке, например. В конце концов, Салех может вернуться и как-то помирить всех. Конечно, его ненавидела молодежь, как Мубарака или, допустим, Каддафи. Но на фоне того, что произошло после того, как он ушел, сейчас большинство людей в Йемене, если их спросить, скажут: «Пусть вернется Салех. По крайней мере, было спокойствие, была стабильность». И он это понимает».

«Там должен быть начат новый национальный диалог, но непонятно, кто и как его будет вести, как его гарантировать и обеспечивать, - заявил «МК» Кузнецов. - Должно быть некое международное участие, как это было раньше. Хотя оно было слабым, потому что международные акторы, которые могут гарантировать национальный диалог, не имеют инструментов влияния внутри страны. Это первое. Второе - это то, что этот национальный диалог должен быть инклюзивным, то есть должен включать все силы. Здесь отчасти та же проблема, с которой мы сталкивались в Сирии, когда у нас очень раздроблена оппозиция и не очень понятно, что с кем режим должен общаться. Здесь то же самое: кто с кем должен разговаривать? Должны быть хуситы, должно быть правительство, должен быть «Аль-Ислах». Кто еще? Сколько должно быть сторон, чье мнение должно учитываться? Понятно, что чем больше сторон, тем сложнее договариваться. Третий момент, очень важный, - это милитаризация. Когда в стране такое количество оружия, то очень сложно о чем-то договариваться, потому что люди начинают стрелять друг в друга просто так. Вот такие проблемные места».

Поделиться