Введение в биологию. Лекция введение в биологию Предмет и задачи общей биологии

Биология (от греч. биос - жизнь и логос - учение) - это наука о жизни. Термин был предложен в 1802 году французским ученым Ж.Б. Ламарком.

Предметом биологии является жизнь во всех ее проявлениях: физиология, строение, индивидуальное развитие (онтогенез), поведение, историческое развитие (филогенез, эволюция), взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой.

Современная биология является комплексом, системой наук. В зависимости от объекта исследования различают такие биологические науки, как: наука о вирусах - вирусология, наука о бактериях - бактериология, наука о грибах - микология, наука о растениях - ботаника, наука о животных - зоология и т. п. Почти каждая из этих наук делится на более мелкие: наука о водорослях - альгология, наука о мхах - бриология, о насекомых - энтомология, о млекопитающих - маммалиология и т. п. Теоретическим фундаментом медицины являются анатомия и физиология человека. Наиболее универсальные свойства и закономерности развития и существования организмов и их групп изучает общая биология.

Возникли науки, изучающие общие закономерности жизни: генетика - наука об изменчивости и наследственности, экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания, эволюционное учение - наука о закономерностях исторического развития живой материи, палеонтология исследует вымершие организмы.

В разных областях биологии все большее значение имеют дисциплины, связывающие биологию с другими науками: физикой, химией и т. п. Возникают такие науки, как биофизика, биохимия, бионика, биокибернетика. Биокибернетика (от греч. биос - жизнь, кибернетике - искусство управления) - это наука об общих закономерностях управления и передачи информации в живых системах.

Биологические науки - это база для развития растениеводства, животноводства, биотехнологий, медицины и т. п. С их помощью можно решить такие важные задачи, как обеспечение человечества продуктами питания, преодоление болезней, стимуляция процессов обновления организма, генетическая коррекция дефектов у людей с наследственными болезнями, для интродукции и акклиматизации организмов, для получения биологически активных и лекарственных веществ, для разработки средств биологической защиты растений и т. п.

Этапы развития биологии

Выдающиеся биологи: Аристотель, Теофраст, Теодор Шванн, Маттиас Шлейден, Карл М. Бэр, Клод Бернар, Луи Пастер, Д. И. Ивановский

Биология как наука возникла с потребностью систематизировать знания о природе, объяснить накопленные знания, опыт о жизни растений и животных. Основателем биологии считают известного древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), положившего начало систематике, описавшего многих животных, решавшего некоторые вопросы биологии. Его ученик Теофраст (372-287 гг. до и. э.) основал ботанику.

Систематическое научное исследование природы началось с эпохи Возрождения. С накоплением конкретных знаний о природе, с представлением о многообразии организмов возникла идея единства всего живого. Этапы развития биологии - это цепь великих открытий и обобщений, подтверждающих эту идею и раскрывающих ее содержание.

Развитие микроскопической техники с конца XVI ст. обусловило открытие клеток и тканей живых организмов. Важным научным свидетельством единства живого стала клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена (1839 г.). Все организмы состоят из клеток, которые хотя и имеют определенные отличия, но в целом построены и функционируют одинаково. К. М. Бэр (1792-1876 гг.) разработал теорию зародышевого сходства, заложившую основу для научного объяснения закономерностей эмбрионального развития. К. Бернар (1813-1878 гг.) изучал механизмы, обеспечивающие постоянство внутренней среды организма животных. Невозможность самозарождения микроорганизмов доказал французский ученый Л. Пастер (1822-1895 гг.). В 1892 году русским ученым Д. И. Ивановским (1864-1920 гг.) были открыты вирусы.

Выдающиеся биологи: Грегор Мендель, Гуго Де Фриз, Карл Корренс, Эрих Чермак, Томас Морган, Джеймс Уотсон, Фрэнсис Крик, Ж. Б. Ламарк

Открытие законов наследственности принадлежит Г. Менделю (1865 г.), Г. Де Фризу , К. Корренсу , Э. Чермаку (1900 г.), Т. Моргану (1910-1916 гг.). Открытие структуры ДНК - Дж. Уотсону и Ф. Крику (1953 г.).

Выдающиеся биологи: Чарльз Дарвин, А. Н. Северцов, Н. И. Вавилов, Рональд Фишер, С. С. Четвериков, Н. В. Тимофеев-Ресовский, И. И. Шмальгаузен

Творцом первого эволюционного учения был французский ученый Ж.Б. Ламарк (1744-1829 гг.). Основы современной теории эволюции разработал английский ученый Ч. Дарвин (1858 г.). Дальнейшее развитие она получила благодаря достижениям генетики и популяционной биологии в научных работах А. Н. Северцова, Н. И. Вавилова, Р. Фишера, С. С. Четверикова, Н. В. Тимофеева-Ресовского, И. И. Шмальгаузена . Появление и развитие математической биологии и биологической статистики обусловили работы английского биолога Р. Фишера (1890-1962 гг.).

В конце XX века значительных успехов достигла биотехнология, то есть использование живых организмов и биологических процессов в промышленности.

Выдающиеся биологи

Выдающиеся биологи: М. А. Максимович, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, И. П. Павлов, С. Г. Навашин, В. И. Вернадский, Д. К. Заболотный

Развитию биологии посвятили свою жизнь замечательные ученые.

М. А. Максимович (1804-1873) - основоположник ботаники.

И. М. Сеченов (1829-1905) - основатель физиологической школы, обосновавший рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, создатель объективной психологии поведения, сравнительной и эволюционной физиологии.

К. А. Тимирязев (1843-1920) - выдающийся естествоиспытатель, раскрывший закономерности фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ в растении.

И. И. Мечников (1845-1916) - один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, создатель научной школы, разработавший фагоцитарную теорию иммунитета.

И. П. Павлов (1849-1936) - выдающийся физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов по теории пищеварения и кровообращения.

В. И. Вернадский (1863-1945) - основоположник биогеохимии, учения о живом веществе, биосфере, ноосфере.

Д. К. Заболотный (1866-1929) - выдающийся микробиолог, исследователь особо опасных инфекций и другие.

Дата: Класс: 9 Урок: 1 Учитель:

Тема: Введение в общую биологию.

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

- образовательная: знакомство учащихся с задачами и содержанием школьного курса «Основы общей биологии»; формирование четкого представления о современных проблемах общей биологии и понимания актуальности биологических исследований для человека и общества; знания об основных методах биологического исследования.

- развивающая: развитие умение анализировать, делать выводы.

- воспитательная: формирование бережного отношения к природе, любовь к предмету.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа, рассказ.

Оборудование: электронный учебник, презентация, таблица.

Ожидаемый результат: биологические науки, свойства живого, уровни жизни.

Ход урока:

I . Организационный этап.

Образовательные задачи:

    Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.

    Психологически подготовить учащихся к общению.

Приветствие. Проверка подготовки рабочего места учащихся к уроку (наличие школьных принадлежностей), сообщение цели урока и плана работы на уроке.

II . Этап проверки домашнего задания.

Образовательные задачи:

    Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.

    Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.

    Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

    ПОВТОРИТЬ РАЗДЕЛЫ БИОЛОГИИ.

III . Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Образовательные задачи:

    Обеспечить мотивацию учения школьников.

    Обеспечить включение школьников в совместную деятельность.

    Актуализировать субъективный опыт учащихся.

Наука биология.

Состав «семьи» биологических наук.

Критерии жизни.

Уровни организации жизни.

IV . Этап изучения нового материала.

Образовательные задачи:

    Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

    Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

«…человеческий мозг похож на маленький пустой чердак… Дурак натащит туда всякой рухляди, и полезные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает, и возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы.»

Высказывание Шерлока Холмса.

Артур Конан Дойл.

« Этюд в багровых тонах.»

Биология -

    Комплекс наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы её существования и развития.

    Характеризуется специализацией составляющих её дисциплин и тесным их взаимодействием.

Биологические науки и изучаемые ими аспекты.

    Анатомия

    наука о внутреннем строении организма.

    Генетика

    о наследственности и изменчивости.

    Эмбриология

    наука о зародышевом развитии организма.

    Гистология

    наука о строении тканей.

    Цитология

    наука о строении жизнедеятельности клетки.

    Морфология

    наука о внешнем строении организма.

    Физиология

    наука, изучающая процессы жизнедеятельности.

    Зоология

    наука о животных.

    Ботаника

    наука о растениях.

    Микробиология

    Наука о бактериях и вирусах.

    Микология

    – наука о грибах.

    Палеонтологи

    наука, изучающая ископаемые остатки.

    Биогеография

    наука о закономерностях распределения видов на поверхности Земли.

    Экология

    наука о взаимосвязи организмов друг с другом и со средой обитания.

    Селекция

    наука о выведении новых пород животных, сортов растений.

    Систематика

    наука, изучающая распределение организмов по группам, т.е. их классификацию.

    Эволюционное учение

    наука, изучающая историческое развитие органического мир

Критерии – основные свойства живых организмов.

1-й критерий жизни – сложность и высокая степень организации живых существ .

2- йкритерий жизни – обмен веществ и энергии.

3 критерий жизни – единство химического состава.

В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Но соотношения элементов неодинаково.

4 критерий жизни – дискретность.

(Прерывистость, раздельность).

Любая биологическая система, например организм, вид, биогеоценоз, состоит из отдельных, относительно автономных, но тем не менее взаимодействующих частей.

5 критерий жизни – раздражимость.

6 критерий жизни – рост организмов.

7 критерий жизни – развитие.

8 критерий жизни – самовоспроизведение (размножение).

Биологическая картина мира включает и другие общие положения.
Уровни организации живой материи.

Каждый уровень обладает всеми основными свойствами живого.

Эти системы специфичны, имеют свои закономерности, свои методы исследования.

Выделение уровней организации жизни условно, т.к. они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.

V . Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

Образовательные задачи:

    Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

Вопросы к п.

VI . Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Образовательные задачи:

    Обеспечить формирование у школьников целостной системы знаний по данной теме.

    Обеспечить установление межпредметных связей.

Задание в р / т.

VII . Этап информации о домашнем задании.

Образовательные задачи:

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§ 1стр.4-9

VIII . Этап подведения итогов урока, рефлексия.

Образовательные задачи:

    Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

    Мобилизация учащихся на рефлексию.

    Сегодня на уроке у нас получилось…

    К сожалению, не совсем удалось…

    Мне понравилась работа ………….. учащихся.

    Хотелось пожелать большей активности…

    Выставление оценок в дневники.

    Урок закончен. Спасибо за работу!

Биология - наука о жизни. В настоящее время она представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы - растения и животные. и изучают многообразие видов, строение тела и функции органов, развитие, распространение, их сообщества, эволюцию.

Первые сведения о живых организмах начал накапливать еще первобытный человек. Живые организмы доставляли ему пищу, материал для одежды и жилища. Уже в то время человек не мог обойтись без знаний о свойствах растений, местах их произрастания, сроках созревания плодов и семян, о местах обитания и повадках животных, на которых охотился, хищниках и ядовитых животных, которые могли угрожать его жизни.

Так постепенно накапливались сведения о живых организмах. Приручение животных и начало возделывания растений потребовали более глубоких сведений о живых организмах.

Первые основатели

Значительный фактический материал о живых организмах был собран великим врачом Греции - Гиппократом (460-377г. до н.э.). Им собраны сведения о строении животных и человека, дано описание костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга.

Первый большой труд по зоологии принадлежит греческому естествоиспытателю Аристотелю (384-322г. до н.э.). Он описал более 500 видов животных. Аристотель интересовался строением и образом жизни животных, он заложил основы зоологии.

Первая работа по систематизации знаний о растениях (ботаника ) выполнена Теофрастом (372-287г. до н.э.).

Расширением знаний о строении человеческого тела (анатомия) древняя наука обязана врачу Галену (130-200г. до н.э.), производившему вскрытия обезьян и свиней. Труды его оказывали влияние на естествознание и медицину в течение нескольких веков.

В эпоху средневековья под гнетом церкви наука развивалась очень медленно. Важным рубежом в развитии науки явилась эпоха Возрождения, начавшаяся в XVв. Уже в XVIIIв. развивались как самостоятельные науки ботаника, зоология, анатомия человека, физиология.

Основные вехи в изучении органического мира

Постепенно накапливались сведения о многообразии видов, строении тела животных и человека, индивидуальном развитии, функциях органов растений и животных. На протяжении многовековой истории биологии крупнейшими вехами в изучении органического мира можно назвать:

  • Введение принципов систематики, предложенных К.Линнеем;
  • изобретение микроскопа;
  • создание Т.Шванном клеточной теории;
  • утверждение эволюционного учения Ч.Дарвина;
  • открытие Г.Менделем основных закономерностей наследственности;
  • применение электронного микроскопа для биологических исследований;
  • расшифровка генетического кода;
  • создание учения о биосфере.

К настоящему времени науке известно около 1 500 000 видов животных и около 500 000 видов растений. Изучение многообразия растений и животных, особенностей их строения и жизнедеятельности имеет большое значение. Биологические науки являются базой для развития растениеводства, животноводства, медицины, бионики, биотехнологии.

Одними из древнейших биологических наук являются анатомия и физиология человека, составляющие теоретический фундамент медицины. Каждому человеку следует иметь представление о строении и функциях своего организма, чтобы в случае необходимости уметь оказать первую помощь, сознательно беречь свое здоровье и выполнять гигиенические правила.

На протяжении веков ботаника, зоология, анатомия, физиология разрабатывались учеными как самостоятельные, изолированные науки. Лишь в XIXв. были обнаружены закономерности, общие для всех живых существ. Так возникли науки, изучающие общие закономерности жизни. К ним относятся:

  • Цитология - наука о клетке;
  • генетика - наука об изменчивости и наследственности;
  • экология - наука о взаимоотношениях организма со средой и в сообществах организмов;
  • дарвинизм - наука об эволюции органического мира и другие.

В учебном курсе они составляют предмет общей биологии.

ЛЕКЦИЯ № 1

Введение

Биология (от греч. в ios – жизнь и l ogos – учение, наука) изучает жизнь во всех проявлениях: строение и развитие живых организмов, их функции, взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой. Биология относится к группе естественных наук наряду с математикой, физикой, химией и пр., объектом изучения которых является природа.

Термин «биология» впервые употребил в 1797 г Теодор Руз , а введен был в 1802 году Ж.Б.Ламарком для обозначения науки о жизни как особом явлении природы.

Современная биология – это интегрированная наука, комплекс наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы её существования и развития.

Общая биология – наука, изучающая общие свойства и закономерности развития живой природы.

Классификация биологических наук:

    в зависимости от предмета исследования
    1. микробиология (царство бактерий)
    2. ботаника (царство растений)
    3. зоология (царство животных)
    4. микология (царство грибов)
    5. орнитология (птицы)
    6. лихенология (лишайники)
    7. вирусология (вирусы)
    8. бриология (мхи)
    9. альгеология (водоросли)
    10. ихтиология (рыбы)
    11. энтомология (насекомые)
    12. териология (млекопитающие)

    в зависимости от изучения определенной стороны жизнедеятельности
    (специальные науки)
    1. эмбриология
    2. генетика
    3. физиология
    4. экология
    5. дарвинизм
    6. этология

    науки, изучающие морфологические особенности организмов
    (сквозные науки)
    1. анатомия
    2. цитология
    3. гистология

    интегрированные науки :
    1. биофизика
    2. биохимия
    3. молекулярная биология
    4. генная и клеточная инженерия
    5. биотехнология

Определение жизни

Объектом исследования общей биологии является жизнь – одна из высших форм движения материи, одна из альтернативных форм существования объективной реальности .

К материи относится все частицы и поля, из которых состоит окружающий нас мир. Материя непрерывно изменяется, движется. К низшим формам движения материи относятся физико-механическое и химическое, к высшим – биологическое и социальное.

Объективная реальность – это все то, что существует независимо от нашего сознания, независимо от наших взглядов, знаний, желаний. К объективной реальности относится материя, а также связанные с ней идеальные (нематериальные) явления и процессы, например, информация. С точки зрения биологии, объективная реальность существует одновременно в двух альтернативных формах: живой и неживой.

Классическое определение жизни дал Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка ».

В настоящее время для определения жизни широко используется системный подход. Система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое. При этом свойства всей системы несводимы к сумме свойств составляющих её элементов.

На основе системного подхода можно дать следующее определение жизни (по М. В. Волькенштейну): «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот ».

Однако приведенные определения жизни, основанные на биохимическом подходе, не охватывают всего многообразия различий между живым и неживым. Биологические системы обладают рядом существенных особенностей, которые в неживых системах или вообще не обнаруживаются, или встречаются как исключение.

Единство химического состава – одинаковые хим. элементы входят в состав живой и неживой природы, но их соотношение неодинаковое.

Основные свойства (критерии) живых организмов:

    Высокоупорядоченное строение (молекулы БЖУ, клетка – единица структурная и функциональная, организм и т.д.)

    Энергозависимость – организм – это открытая система.

    Обмен веществ и энергии - метаболизм (ассимиляция и диссимиляция, обмен обеспечивает гомеостаз)

    Рост и развитие (развитие живой материи представлено онтогенезом и филогенезом). Закономерные изменения организмов во времени называют развитием.

    Самовоспроизведение - репродукция, размножение (половое и бесполое)

    Наследственность и изменчивость

    Саморегуляция – способность сохранять основные черты строения и функционирования при изменении окружающей среды

    Адаптация (приспособления)– особенности строения, функций и поведения соответствуют образу жизни. Биологическая целесообразность – относительная приспособленность к условиям существования.

    Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций, связанных с различными периодами колебаний (суточные и сезонные)

    Раздражимость – ответная избирательная реакция организма на раздражение (внешнее воздействие)***

    Дискретность и целостность (лат. Discretus – прерывистый, состоящий из частей) – любая биосистема состоит из отдельных взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.

Каждый организм, построенный из отдельных элементов, ведет себя в своей жизнедеятельности и взаимоотношениях со средой как единое целое, как система .

РАЗДРАЖИМОСТЬ

ТРОПИЗМЫ

РЕФЛЕКСЫ

Изменения характера роста растений, (перемещение части растения, вызываемое и направляемое внешним стимулом)

Изменение характера движения (перемещение клетки или всего организма, вызываемое внешним стимулом.)

Ненаправленное движение части растения ответ на внешнее раздражение

Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая ЦНС.

    Гелиотропизм (фототропизм)
    (побеги «+», корни «-»)

    Геотропизм
    (побеги «-», корни «+»)

    Хемотропизм
    (корни «+»)

    Гидротропизм
    (корни «+»)

    Аэротропизм
    (пыльцевые трубки «-», корни «+»)

    Гаптотропизм
    (твердая поверхность)
    «+» усики гороха к опоре

    Фототаксис
    «+» растения,эвглена
    «-» тараканы, мокрицы)

    Хемотаксис
    «+» сперматозоид к яйцеклетке
    «-» комар – репелленты

    Аэротаксис
    «+» бактерии аэробы

    Геотаксис (сила тяжести)
    «+»личинки планулы кишечнополостых опускаются на дно,
    «-»личинки эфиры кишечнополостных всплывают к поверхности воды

    Магнитотаксис

    Реотаксис (сопротивление среды)
    «+»бабочки летят против ветра

    Безусловные

    условные

Уровни организации живой материи:

1. Молекулярно-генетический уровень

На этом уровне происходит хранение, воспроизведение и начальная реализация наследственной информации . При хранении и воспроизведении наследственной информации возникают мутации – случайные, ненаправленные изменения генетического материала.

2. Клеточный уровень

Клетка – это элементарная биологическая система, обладающая всеми свойствами и признаками жизни. В сущности, жизнь начинается с клетки. На клеточном уровне протекают все обменные процессы. Упорядоченность и физиологическое единство обменных процессов обеспечиваются самой морфологической организацией клетки.

3. Онтогенетический (организменный) уровень

Онтогенезом называется индивидуальное развитие организма с момента образования зиготы до гибели этого организма. В ходе развития формируются все признаки организма, составляющие его фенотип , то есть полностью завершается реализация наследственной информации . Поэтому именно онтогенез является объектом действия естественного отбора.

4. Популяционно-видовой уровень

Популяции являются конкретной формой существования видов, поэтому популяционный и видовой уровень объединяют вместе. На популяционно-видовом уровне в ходе естественного отбора происходит дифференциальное (неодинаковое) воспроизведение генотипов, изменяется генотипическая структура популяций, протекает эволюция видов .

5. Биогеоценотический уровень (биоценоз+экотоп=биогеоценоз)

Этот уровень включает конкретные естественноисторические сообщества организмов в единстве с их средой обитания. В биогеоценозах происходит круговорот веществ и поток энергии . Популяции разных видов взаимодействуют между собой и эволюционируют в составе конкретных биогеоценозов («биогеоценоз – арена первичных эволюционных преобразований»). Поскольку эволюционируют популяции, постольку эволюционируют и биогеоценозы.

6. Биосферный уровень (толщина биосферы 20-40 км)

Совокупность всех биогеоценозов образует биосферу. Биосфера – это геологическая оболочка Земли, сформировавшаяся в результате деятельности биологических систем. В результате исторического развития органического мира Земли осуществляется глобальный круговорот веществ с переносом и трансформацией энергии. Следовательно, на биосферном уровне жизнь выступает как космическое явление .

Все перечисленные уровни образуют иерархичную систему (соподчинение), в которой каждый уровень характеризуется собственной спецификой, а явления одного уровня не могут быть описаны на других уровнях.

Уровни организации

Биосистема

Элементы, образующие систему

Основные процессы

1. Молекулярный

атомы и молекулы БЖУ

Хранение, воспроизводство и начальная реализация наследственной информации(биосинтез белка)

2. Клеточный

органоиды

Способность к воспроизведению, запас и расход энергии, вкл различных хим.элементов в состав клетки

3. Организменный

(онтогенетический)

организм

системы органов

Процессы онтогенеза: реализация наследственной информации, формируются характерные особенности данного вида.

4. Популяционно-видовой

популяция

(генетически открытые системы)

Рождаемость, смертность, выживаемость, структура популяции, плотность, численность.

Изменчивость и естественный отбор

5. Биогеоценотический

биогеоценоз

популяции

Потоки энергии и круговорот веществ

6. Биосферный

биосфера

биогеоценозы

Взаимодействие живого и неживого, влияние хоз. деятельности человека на природу, биологический круговорот веществ и энергии в масштабах всей планеты.

Методы изучения биологии:

    Наблюдение – МИЖП в обычной обстановке

    Описание

    Сравнение – нахождение общих закономерностей и различий.

    Исторический – МИЖП, при котором познание процессов развития живой природы строится на основе данных о современном органическом мире и его прошлом.

    Эксперимент (опыт) – МИЖП в специально измененных человеком условиях.

    Моделирование – имитирование процессов, недоступных для наблюдения или экспериментального воспроизведения.

    Инструментальный – микроскопия, центрифугирование, радиолакация.

Методы изучения клетки:

    Световая микроскопия (увеличение до 3000 раз)

    Электронная микроскопия (увеличение в десятки и сотни тысяч раз)

    Изучение фиксированных клеток:
    -цитохимический метод (исследование химической организации клетки и процессов обмена веществ)
    -метод авторадиографии (изучение биохимических процессов в динамике – введение в клетку радиоактивных изотопов)

    Витальное (прижизненное) изучение клеток (изучение свободноживущих простейших организмов, клеток культуры тканей и клетки крови)

    Метод культуры тканей (изучение клеток, способных к автономному росту)

    Метод фракционирования клетки (дифференциальное ультрацентрифугирование)

    Рентгеноструктурный анализ (изучение конфигурации молекул белка, нуклеиновых кислот.)

    Микрохирургия (операции на клетке и органоидах)

Методы изучения человека:

    Генеалогический

    Близнецовый

    Цитогенетический

    Популяционно-статистический

    Биохимический

Значение биологии:

Вот уже несколько десятилетий человечество является свидетелем бурного прогресса биологии. Именно от биологии ждут решения важных проблем, связанных с сохранением окружающей среды, обеспечением продовольствием, здоровьем людей.

Области применения биологических знаний:

    селекция

    агрономия и агротехника (биологические методы борьбы с вредителями)

    медицинская генетика (ранняя диагностика, профилактика и лечение наследственных заболеваний)

    генная и клеточная инженерия – методы промышленного получения БАВ (ген, отвечающий за выработку инсулина встроен в геном кишечной палочки, получение соматропина – гормона роста, вакцин и иммуногенных препаратов, замещение дефектных генов)

    биотехнология (практическое использование достижений биологии в промышленных масштабах) бионика (принципы строения живых система используются в машиностроении, кораблестроении, создании уникальных механизмов и приборов)

    охрана природы, экология, рациональное использование природных ресурсов

В современном органическом мире выделяют неклеточные и клеточные формы жизни.

Неклеточные формы: царство Вирусы (ДНК и РНК содержащие)

Клеточные формы: Прокариоты – царство Бактерии, Эукариоты – царства Р, Г и Ж

Поделиться