Вводные слова, словосочетания и предложения (практика). Моя жизнь (1896) Мне помогал маляр или он

1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Лермонтов); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л. Толстой);…В этот день не то что курочке негде было напиться, но даже, говорила мамаша, воробьи на лету замерзали (Шолохов).
Реже такие предложения выделяются посредством тире, например: Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины и однажды позорно купила вместо петрушки - хрен! (Горький); Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можете себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Федин) (играет роль вопросительный характер вводного предложения).
Запятыми выделяются вводные предложения, включаемые посредством подчинительных союзов и союзных слов как, если, что, сколько и др., например: Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ… (Чехов); Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Куприн);…Дана была полтина меди на расход и, что гораздо важнее, умное наставление… (Гоголь).
Постановка в этих случаях тире встречается в виде исключения в художественной речи, например: Дать противнику уйти, или - как это говорится на торжественном языке воинских уставов - дать ему оторваться - это для разведчиков крупная неприятность, почти позор (Казакевич);…Сидят здесь под страхом смерти и - что еще хуже - под проливным дождем (Казакевич).

2. Вставные предложения (то есть предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, разъясняющие предложение в целом или отдельные слова в нем и иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого) выделяются скобками или тире (более сильным выключающим знаком являются скобки). Например:
а) Владимир Сергеич (так именно звали молодого человека в пальто) с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шепотом проговорил… (Тургенев); Проехав какие-то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело (Л. Толстой); Сани резко стукнуло о торчавшую из воды сваю (след унесенного моста) и перевернуло с диковинной легкостью (Шолохов);
б) Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил гостей (Тургенев);…Воображая, что замок заперт, я вынул ключ, и - о ужас! - у меня в руках была только головка ключика (Л. Толстой);…Даже мои хозяева - если они были дома - открывали окна и, слушая, хвалили музыканта (Горький).

В ряде случаев для выделения вставных конструкций скобки и тире употребляются на равных основаниях. Ср. пунктуацию в предложениях, включающих в свой состав одинаковые по структуре вставные конструкции:
Литвинов остался на дорожке; между им и Татьяной - или это ему только чудилось? - совершалось что-то… бессознательно и постепенно (Тургенев). - И каждый вечер, в час назначенный (иль это только спится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Блок);
Булочники - их было четверо - держались в стороне от нас (Горький). - Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера… (Л. Толстой).
Наличие при тире запятой в качестве дополнительного знака связано с условиями контекста. Например:
Прихвастнуть любил - этот грех за ним водился, - может, и тут что приплел для красного словца… (Фурманов) (запятая перед вторым тире служит для отделения вводного слова может , которым начинается часть предложения, следующая за вставной конструкцией).
Я забрался в угол, в кожаное кресло, такое большое, что в нем можно было лежать, - дедушка всегда хвастался, называя его креслом князя Грузинского, - забрался и смотрел, как скучно веселятся большие… (Горький) (запятая перед первым тире закрывает предшествующее придаточное предложение, а запятая перед вторым тире закрывает деепричастный оборот в самой вставной конструкции).

Запятая, которая по условиям контекста должна была бы стоять перед первой скобкой, если вставная конструкция выделяется скобками, переносится после второй скобки, например: Татьяна, состоявшая, как мы уже сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке (Тургенев) (запятая, закрывающая причастный оборот, поставлена не перед скобками, а после них).
При наличии внутри одного вставного предложения другой вставной или вводной конструкции первое предложение (так сказать, внешнее) выделяется скобками, как более сильным выключающим знаком, а второе (внутреннее) - при помощи тире, например: Я наскоро пообедал, не отвечая на заботливые расспросы доброй немки, которая сама расхныкалась при виде моих красных, опухших глаз (немки - известное дело - всегда рады поплакать) (Тургенев).

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Античные учёные не отделяли географию от истории и философии. (2)Самостоятельной наукой она стала лишь на рубеже новой эры. (3)_____ научные труды древних, которые дошли до наших дней, как бы сказали сейчас, комплексные: они включают сведения из нескольких областей знаний.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, поэтому их научные труды включают сведения из нескольких областей знания.

2. Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, самостоятельной наукой география стала только на рубеже новой эры.

3. Научные труды античных учёных содержат сведения из нескольких областей знания, поскольку в древности географию не отделяли от истории и философии.

4. Научные труды античных учёных, которые дошли до наших дней, носят комплексный характер: они включают сведения из нескольких областей знаний.

5. География стала самостоятельной наукой лишь на рубеже новой эры, поэтому географические сведения входили в комплексные научные труды древних.

2

Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. Вероятно,

2. Поэтому

3. Вряд ли

5. Разумеется,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, мн. -и, -ёй, ж.

1. Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2. Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3. чего или какая. Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4. чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.

5. перен.,чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1. укрепИт

2. загнУтый

3. заселенА

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ОТКЛИКИ критиков, оценивших этот роман, были крайне негативны.

2. Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ.

3. Ильёй Репиным были созданы ЭФФЕКТИВНЫЕ многофигурные портреты «Славянские композиторы».

4. По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство.

5. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

мебель для КУХОНЬ

прибежал ИЗ ДИСКОТЕКИ

УМНЕЕ всех

МОДНЫЙ кутюрье

выгодные ДОГОВОРЫ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Следуя за А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.
6) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.
7) В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.
8) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.
9) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

к...мпромисс

заг...рается

ч...стотный

забл...стеть

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по...вести, о...делить

пр...крыть, пр...кратить

пр...беречь, пр...сесть

вз...мать, под...скать

д...верять, н...растить

10

вытерп...в

кресл...це

танц...вать

магни...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

извлека...мый

слыш...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

2. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

3. (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

4. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство 
с матерью.

5. Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ЧТО(БЫ) наслаждаться зрелищем праздничного салюта, мы забрались (НА)ВЕРХ холма.

2. Следите (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) дети не выбегали на проезжую часть.

3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ нам пришлось (НЕ)РАЗ пожалеть о своём легкомыслии.

4. ЧТО(БЫ) избежать недоразумений, я решил поговорить с родителями (НА)ПРЯМУЮ.

5. (В)ТЕЧЕНИЕ часа мы шли по грунтовой дороге (В)ДОЛЬ небольшой реки.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Мещёрские челны выдолбле(1)ы из одного куска дерева, только на носу и на корме они склёпа(2)ы кова(3)ыми гвоздями с большими шляпками.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах.

2. Он хотел было выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.

3. В живом и колеблющемся кружеве листьев путается и трепещет синева осеннего неба.

4. Авдий пытался представить себе былые восточные базары в Индии Афганистане или Турции.

5. С глухим шумом крутятся дождевые потоки под ногами и падают на головы и плечи со скал и деревьев.

16

Он остановился, прислушался (1) подняв голову (2) и быстро пошёл в направлении звуков (3) громче и ближе летевших (4) ему навстречу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Мне (1) к счастью (2) помогает маляр, или (3) как он сам себя называет (4) подрядчик малярных работ.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы приехали задолго до начала представления (1) и (2) чтобы скоротать время (3) зашли в ближайшее кафе (4) где можно было выпить кофе и спокойно поговорить.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вся катастрофа виделась ей в образе грозы (1) но (2) что молния поразит её (3) она сначала не думала и чувствовала себя за Сашей (4) спокойно и уверенно.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. (2)Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.

(З)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.

(5)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (6)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. (7)А ступени главного крыльца совсем прогнили.

(8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон.

(10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное - отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.

(11)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. (12)И ещё когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

(13)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно.

(14)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал.

(15)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской.

(16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке и в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей.

(20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.

(22)Первым делом Николай Николаевич затопил печи, а когда стёкла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (23)А сам всё подкладывал и подкладывал в печи дрова, заворожённый пламенем и гулом огня. (24)Потом он вымыл стены, принёс стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей.

(25)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома - он радостно кружил ему голову.

(26)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины... (29)Каждую на своё место.

Упражнение 38. Найдите в предложениях вводные слова, словосочетания, предложения. Определите их значение.

1. Они [глаза], казалось, хотели что-то выразить, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов (Тургенев). 2. Но судей речь его, видимо, не обрадовала, они не шевелились (М. Горький). 3. Действительно, я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех (Достоевский). 4. Зато десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив, он даже не без удовольствия через них [лежащие дубы] перескакивал и кнутиком по ним постёгивал (Тургенев). 5. Усталыми шагами приближался я к жилищу Николая Ивановича, возбуждая, как водится, в ребятишках изумление, доходившее до напряжённо бессмысленного созерцания (Тургенев). 6. Я вот, видите ли, жду эту даму... я знаю, что она тут (Достоевский). 7. ...А вечер провёл с Теглевым под навесом пустого сарая, в котором он устроил, как он выражался, летнюю свою резиденцию (Тургенев). 8. Однако долг, вы понимаете, прежде всего (Тургенев). 9. Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Тургенев). 10. Филофей, хотя и дурак – по словам Ермолая – не удовлетворился одним этим заявлением (Тургенев). 11. Послушай, Николай! По-твоему, всё это у тебя умно, тонко, по всем правилам психологии, а, по-моему, это скандал, несчастие (Чехов). 12. Искусство Андрея Рублёва, к примеру, было по-настоящему открыто и изучено только в советское время (Кривицкий). 13. В последнее время появились монументы неизвестным солдатам и матросам рядовым, так сказать, солдатам «вообще» (Воронов). 14. В сенокос парни, по древнему порядку, сбрасывают девушек прямо в платьях в тёплую полдневную воду (Солоухин). 15. К счастью, он натёр себе сапогом ногу, и наутро его отвезли в розвальнях на ближайшую станцию (Паустовский). 16. На мой взгляд, Есенин первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных (М. Горький). 17. Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней (Тургенев). 18. Разумеется, во время поисков тебе придётся говорить со многими людьми (Стругацкие). 19. Честно признаться, я и представить себе не мог, что такое возможно (Стругацкие). 20. Следовательно, работать ты будешь один (Стругацкие).

Упражнение 39. Рассмотрите пары предложений. Докажите, что в одних случаях выделенные слова и конструкции являются вводными, а в других – нет. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Понимая огромность своего дарования, Маяковский однако стремился всегда находиться в «буче жизни». Некоторые прогнозы поэта кажутся сейчас наивными однако они не теряют своего обаяния (Долматовский). 2. Никогда Цветаева не пыталась укрыться от жизни напротив она хотела жить с людьми. Гимназия, где я учился, помещалась напротив Храма Христа Спасителя (Эренбург). 3. Да вот кстати он, лёгок на помине. Не умел он поклониться кстати, похлопотать вовремя (Тургенев). 4. В тонком сумерке летней ночи лицо её казалось бледнее и моложе. Небольшие розовые тучки казалось не плыли мимо, а уходили в самую глубь неба (Тургенев). 5. Тут говорят дают балы. За соседним столиком говорят о золоте (Чехов). 6. А коли этого нет, то значит нет и ничего. Помня, что это значит, Каштанка вскочила на стул (Чехов). 7. Ему теперь не с кем перемолвиться словом (Чехов). Дядя заменил мне собою отца, воспитывал меня на свой счёт и словом сделал для меня то, что не всегда сделает и родной отец (Достоевский). 8. Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я (Твардовский). Потугин точно и любил и умел говорить (Тургенев). 9. Бывает так, а бывает и наоборот. Вместо того, чтобы затормозить, он наоборот встал на козлах и отчаянно закрутил кнутом (Катаев). 10. Придёт время, когда всё изменится по-вашему, жить будут по-вашему, а потом и вы устареете, народятся люди, которые будут лучше вас. [Тузенбах:] По-вашему даже не мечтать о счастье! Но если я счастлив! (Чехов). 11. С первого же взгляда на его лицо было очевидно, что у него постоянного занятия нет (Салтыков-Щедрин). Тропа, по которой мы ехали, была каменистая, влажная и очевидно представляла собой русло высохшей речушки (Закруткин). 12. Балясников произнес дерзкую речь, в которой между прочим сказал, что я зазнался (Аксаков). Нравственные женщины, строгие судьи и между прочим Нил Андреевич вслух порицали её (Гончаров). 13. Правда и то, что ему до сих пор ни разу не случалось ходить по делам (Достоевский). «И правда свинство с твоей стороны, – говорила Валя, самолюбиво приподнимая верхнюю губу, – когда вернулся, а не зашёл» (Фадеев). 14. Видно от меня такого пассажа не ожидали и никакого на мой счёт приказания не дали. Видно было, что слова Павла произвели на них глубокое впечатление (Тургенев). 15. Их узорчатые края, пушистые и лёгкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись (Тургенев). Видимо тебе придётся начать с изучения этих документов (Стругацкие). 16. Рана моя медленно заживала; но собственно против отца у меня не было никакого дурного чувства (Тургенев). Вот собственно и повесть, и не мудрён её сюжет (Твардовский). 17. В настоящую минуту добросовестные и даровитые популяризаторы по крайней мере так же необходимы, как оригинальные мыслители и самостоятельные исследователи (Писарев). Я чувствую, что все рабочие по крайней мере большинство, встанут под ружьё, если понадобится (Серафимович). 18. С одной стороны безмолвные далёкие горы, с другой стороны шумело близкое море (Солоухин). И с другой стороны Кирсанов выдерживал свою роль с прежнею безукоризненною артистичностью (Чернышевский). 19. Откуда-то берётся энергия, и главное не чувствуешь усталости (Арсеньев). Она не могла вспомнить своих ночных мыслей, но главное от них осталось и наполнило её существо тем «что-то», что и было, должно быть счастьем (Паустовский). 20. Наконец тропа была найдена, и мы весело пошли дальше (Арсеньев). Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или наконец на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев да шёпот травы или неопределённые вздохи ветра (Короленко). 21. В общем весна вышла на редкость затяжная и нехорошая (Пришвин). Сделал несколько замечаний относительно разных мелочей, но в общем очень хвалил (Гаршин). 22. Пожалуй со своей точки зрения он не глуп (Островский). Я знаю, что совершено преступление, если смотришь на вещи с точки зрения общей морали (Лавренев).

Упражнение 40. Найдите вводные слова, сочетания и предложения в отрывках из произведений Б. и А. Стругацких. Определите их значение. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Надо признаться это меня ошеломило. 2. Кстати копирование документов запрещено. 3. Конечно же он ясно видел, что я недоволен заданием, что задание представляется мне странным и мягко выражаясь нелепым. Однако по каким-то причинам он не мог мне сказать больше, чем он сказал. 4. Как я и ожидал в папке не было ничего кроме документов. Первым моим побуждением было засунуть всю эту груду бумаг в стол, но я разумеется вовремя спохватился. 5. Впрочем надо сказать в своём отношении к теоретикам я не оригинален. К счастью мне достаточно редко приходится иметь дело с людьми этой профессии. 6. Выходит шеф интересуется главным образом неким Тристаном. Ради него он поднялся сегодня в несусветную рань и не постеснялся поднять с постели Слонова, который как известно ложится спать с петухами. 7. А ведь я его пожалуй помню! Все звали его (кроме Комова конечно) Лёвушка рёвушка или просто Рёвушка, но не потому разумеется что он был плакса, а потому что голос у него был зычный взрёвывающий. 8. Это скорее всего меня не касается. Но я должен знать, куда он может пойти? По-моему к маме идти в таком состоянии непристойно. Он не похож на сопляка точнее не должен быть похож. Учитель? Наставник? Это возможно. Это вполне вероятно. 9. Раз шеф не объяснил мне, почему надо искать Абалкина значит это не имеет значения. И тут же я понял ещё одну вещь. Вернее не понял а почувствовал. А ещё точнее заподозрил. Всё это обилие бумаг вся эта пожелтевшая писанина ничего не даст мне кроме может быть ещё нескольких имен и огромного количества вопросов не имеющих никакого отношения к делу. 10. Бoльшую часть бумаг составляли документы написанные как я понял рукой самого Абалкина. Во-первых это был отчёт об участии в операции «Мёртвый мир» на планете Надежда. Во-вторых был в папке ещё один документ отчёт об операции на планете Гигант. Операция впрочем была на мой взгляд пустяковая. 11. Как мне показалось материал этот был для меня совершенно бесполезен. Писать такие отчёты одно удовольствие, читать их как правило сущее мучение. 12. Я не психолог во всяком случае не профессионал но я подумал, что может быть мне удастся извлечь из этих отчётов что-то полезное о личности Льва Абалкина.

Упражнение 41. Найдите в предложениях вводные слова, сочетания и предложения. Определите их значение. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Кстати сказать толки об учёности университетских сторожей сильно преувеличены. Правда Николай знает больше сотни латинских названий... но например незамысловатая теория кровообращения для него и теперь так же темна как и двадцать лет назад (Чехов). 2. Мне помогает маляр или как он сам себя называет подрядчик малярных работ (Чехов). 3. И этот учитель греческого языка этот человек в футляре можете себе представить едва не женился (Чехов). 4. По-моему самое лучшее, что вы можете сделать, это совсем оставить медицинский факультет. Если вам никак не удаётся выдержать экзамена, то очевидно у вас нет ни желания ни призвания быть врачом... Но тотчас же мне становится жаль его, и я спешу сказать: – Впрочем как знаете. Итак почитайте ещё немножко и приходите (Чехов). 5. Наверно не знаю но кажется вся эта выходка была преднамеренная а не импровизированная (Достоевский). 6. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду даже в воздухе чувствовалось приближение осени (Арсеньев). 7. Я проедусь по городу кстати и куплю сигар (Гончаров). 8. Кстати он был замечательно хорош собой (Достоевский). 9. Засаленная кепка, с которой Бредюк похоже не расставался и во сне, была надвинута на лоб (Фадеев). 10. Он и в самом деле интересовался философией (Караваева). 11. Ключница по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко (Гоголь). 12. В строгом смысле человек с десять разумеется в том числе и я не стоили этого назначения за неимением достаточных знаний и по молодости (Аксаков). 13. Мимо пробежал кто-то по счастью нас не заметивший (Чехов). 14. Его литературные произведения надо сказать довольно удачные принесли ему известность (М. Горький). 15. От соседней комнаты по всей видимости столовой гостиную отделяла арка занавешенная тяжёлой портьерой (Катаев). 16. Несчастье нисколько его не изменило а напротив он стал ещё крепче и энергичнее (Тургенев). 17. Мы знаем а стало быть верим, что сказкам сбываться дано и нам побывать на Венере быть может ещё суждено (Михалков). 18. А Петр Петрович по крайней мере по многим признакам человек весьма почтенный (Достоевский). 19. Раз двадцать по крайней мере и кажется без особенно важных причин он в одном пальто сбежал вниз к саням и вбежал опять наверх (Л. Толстой). 20. Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но во-первых работы было мало, и во-вторых много времени отнимали неотложные дела (Катаев). 21. Для них он герой а признаться сказать я себе героев иначе представляю (Тургенев). 22. Не год а может быть десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь (Лаптев).


Разбор упражнений

Упражнение 38 1. Казалось – «неуверенность, предположение»; по крайней мере – «оценка меры, степени того, о чём говорится»; выделяется вместе с обособленным оборотом, поскольку стоит в конце этого оборота (на его языке по крайней мере ). 2. Видимо – «неуверенность, предположение». 3. Действительно – «достоверность, уверенность». 4. Напротив – «порядок мыслей, их связь». 5. Как водится – «степень обычности излагаемых фактов»; вводное предложение обособляется с двух сторон, поскольку стоит в середине обособленного члена предложения (возбуждая, как водится , в ребятишках изумление). 6. Видите ли – «привлечение внимания собеседника». 7. Как он выражался – «источник сообщения». 8. Вы понимаете – «привлечение внимания». 9. К неописанной нашей радости – «чувство радости, одобрения». 10. По словам Ермолая – «источник сообщения». 11. По-твоему, по-моему – «источник сообщения». 12. К примеру – «порядок мыслей, их связь». 13. Так сказать – «оценка стиля, манеры речи». 14. По древнему порядку – «степень обычности излагаемых фактов». 15. К счастью – «чувство радости, удовлетворения». 16. На мой взгляд – «источник сообщения». 17. Словом тире ставится потому, что перед вводным словом стоят однородные члены (здравый смысл, твердость и свобода, участие ), а после него – обобщающее слово (все достоинства ). 18. Разумеется – «достоверность, уверенность». 19. Честно признаться – «оценка стиля, манеры речи, способа изложения и оформления мысли». 20. Следовательно – «порядок мыслей, их связь».

Упражнение 39

1. Понимая огромность своего дарования, Маяковский, однако (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), стремился всегда находиться в «буче жизни». Некоторые прогнозы поэта кажутся сейчас наивными, однако (союз в значении «но») они не теряют своего обаяния. 2. Никогда Цветаева не пыталась укрыться от жизни, напротив (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), она хотела жить с людьми. Гимназия, где я учился, помещалась напротив Храма Христа Спасителя. 3. Да вот, кстати (вводное слово в значении «оценка стиля, манеры речи, способа изложения и оформления мысли»; можно заменить – кстати сказать ), он, лёгок на помине. Не умел он поклониться кстати , похлопотать вовремя. 4. В тонком сумерке летней ночи лицо её казалось бледнее и моложе Небольшие розовые тучки, казалось (вводное слово в значении «неуверенность, предположение»), не плыли мимо, а уходили в самую глубь неба. 5. Тут, говорят (вводное слово в значении «источник сообщения»), дают балы. За соседним столиком говорят о золоте. 6. А коли этого нет, то, значит (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), нет и ничего. Помня, что это значит , Каштанка вскочила на стул. 7. Ему теперь не с кем перемолвиться словом . Дядя заменил мне собою отца, воспитывал меня на свой счёт и, словом (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), сделал для меня то, что не всегда сделает и родной отец. 8. Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я. Потугин, точно (вводное слово в значении «уверенность»), и любил и умел говорить. 9. Бывает так, а бывает и наоборот . Вместо того, чтобы затормозить, он, наоборот (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), встал на козлах и отчаянно закрутил кнутом. 10. Придёт время, когда всё изменится по-вашему , жить будут по-вашему , а потом и вы устареете, народятся люди, которые будут лучше вас. [Тузенбах:] По-вашему (вводное слово в значении «источник сообщения»), даже не мечтать о счастье! Но если я счастлив! 11. С первого же взгляда на его лицо было очевидно , что у него постоянного занятия нет. Тропа, по которой мы ехали, была каменистая, влажная и, очевидно (вводное слово в значении «неуверенность, предположение»), представляла собой русло высохшей речушки. 12. Балясников произнёс дерзкую речь, в которой между прочим сказал, что я зазнался. Нравственные женщины, строгие судьи и, между прочим между прочим говоря ), Нил Андреевич вслух порицали её. 13. Правда и то , что ему до сих пор ни разу не случалось ходить по делам. «И правда (вводное слово в значении «достоверность, уверенность»), свинство с твоей стороны, – говорила Валя, самолюбиво приподнимая верхнюю губу, – когда вернулся, а не зашёл». 14. Видно (вводное слово в значении «предположение, неуверенность»), от меня такого пассажа не ожидали и никакого на мой счёт приказания не дали. Видно было , что слова Павла произвели на них глубокое впечатление. 15. Их узорчатые края, пушистые и лёгкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись. Видимо (вводное слово в значении «предположение, неуверенность»), тебе придётся начать с изучения этих документов. 16. Рана моя медленно заживала; но собственно (частица в значении «непосредственно») против отца у меня не было никакого дурного чувства. Вот, собственно (вводное слово в значении «отношение к стилю, манере речи»; можно заменить собственно говоря ), и повесть, и не мудрен её сюжет. 17. В настоящую минуту добросовестные и даровитые популяризаторы по крайней мере (в значении «не меньше чем») так же необходимы, как оригинальные мыслители и самостоятельные исследователи. Я чувствую, что все рабочие, по крайней мере (вводное слово в значении «отношение к высказываемой мысли»; вводное слово стоит в начале обособленного члена и выделяется вместе с ним) большинство, встанут под ружьё, если понадобится. 18. С одной стороны безмолвные далёкие горы, с другой стороны шумело близкое море. И, с другой стороны (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), Кирсанов выдерживал свою роль с прежнею безукоризненною артистичностью. 19. Откуда-то берётся энергия, и, главное (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), не чувствуешь усталости. Она не могла вспомнить своих ночных мыслей, но главное от них осталось и наполнило её существо тем «что-то», что и было, должно быть счастьем. 20. Наконец тропа была найдена, и мы весело пошли дальше. Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или, наконец (вводное слово в значении «порядок мыслей, их связь»), на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев да шёпот травы или неопределённые вздохи ветра. 21. В общем (вводное слово в значении «отношение к стилю, манере речи»; можно заменить – в общем говоря ), весна вышла на редкость затяжная и нехорошая. Сделал несколько замечаний относительно разных мелочей, но в общем очень хвалил. 22. Пожалуй, со своей точки зрения (вводное слово в значении «источник сообщения»), он не глуп. Я знаю, что совершено преступление, если смотришь на вещи с точки зрения общей морали .

Упражнение 40 1. Надо признаться , это меня ошеломило. 2. Кстати , копирование документов запрещено. 3. Конечно же , он ясно видел, что я недоволен заданием, что задание представляется мне странным и, мягко выражаясь , нелепым (и связывает именные части сказуемых – представляется странным и нелепым , поэтому отделяется от вводного сочетания мягко выражаясь ). Однако по каким-то причинам он не мог мне сказать больше, чем он сказал (однако – противительный союз, можно заменить на но ). 4. Как я и ожидал , в папке не было ничего, кроме документов. Первым моим побуждением было засунуть всю эту груду бумаг в стол, но я, разумеется , вовремя спохватился. 5. Впрочем, надо сказать , в своём отношении к теоретикам я не оригинален. К счастью , мне достаточно редко приходится иметь дело с людьми этой профессии. 6. Выходит , шеф интересуется главным образом неким Тристаном. Ради него он поднялся сегодня в несусветную рань и не постеснялся поднять с постели Слонова, который, как известно , ложится спать с петухами. 7. А ведь я его, пожалуй , помню! Все звали его (кроме Комова, конечно ) Лёвушка-рёвушка , или просто Рёвушка , но не потому, разумеется , что он был плакса, а потому что голос у него был зычный , взрёвывающий . 8. Это, скорее всего , меня не касается. Но я должен знать, куда он может пойти? По-моему , к маме идти в таком состоянии непристойно. Он не похож на сопляка, точнее – не должен быть похож. Учитель? Наставник? Это возможно . Это вполне вероятно . 9. Раз шеф не объяснил мне, почему надо искать Абалкина, значит , это не имеет значения. И тут же я понял ещё одну вещь. Вернее , не понял, а почувствовал. А ещё точнее – заподозрил. Всё это обилие бумаг, вся эта пожелтевшая писанина ничего не даст мне, кроме, может быть , ещё нескольких имен и огромного количества вопросов, не имеющих никакого отношения к делу . 10. Бóльшую часть бумаг составляли документы, написанные , как я понял , рукой самого Абалкина . Во-первых , это был отчёт об участии в операции «Мёртвый мир» на планете Надежда. Во-вторых , был в папке ещё один документ – отчёт об операции на планете Гигант . Операция, впрочем , была, на мой взгляд , пустяковая. 11. Как мне показалось , материал этот был для меня совершенно бесполезен. Писать такие отчёты – одно удовольствие , читать их, как правило, – сущее мучение . 12. Я не психолог, во всяком случае – не профессионал, но я подумал, что, может быть , мне удастся извлечь из этих отчётов что-то полезное о личности Льва Абалкина.

Упражнение 41 1. Кстати сказать , толки об учёности университетских сторожей сильно преувеличены (кстати сказать – «оценка стиля, манеры речи»). Правда , Николай знает больше сотни латинских названий... но, например , незамысловатая теория кровообращения для него и теперь так же темна, как и двадцать лет назад (правда – «уверенность, достоверность»; например – «порядок мыслей, их связь»; но связывает части сложносочинённого предложения и не имеет отношения к вводному слову: Николай знает , но теория темна ). 2. Мне помогает маляр, или , как он сам себя называет , подрядчик малярных работ (как он сам себя называет – «источник сообщения»; или в значении «то есть» относится к обособленному приложению с пояснительным значением (маляр, или подрядчик малярных работ ) и отделяется от вводного предложения запятой). 3. И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить , едва не женился (можете себе представить – «привлечение внимания собеседника»). 4. По-моему , самое лучшее , что вы можете сделать, – это совсем оставить медицинский факультет (по-моему – «источник сообщения»; перед указательной частицей это , относящейся к сказуемому, ставится тире). Если вам никак не удаётся выдержать экзамена, то, очевидно , у вас нет ни желания , ни призвания быть врачом (очевидно – «предположение, неуверенность»; ни... ни... – повторяющийся союз, связывающий однородные члены). Но тотчас же мне становится жаль его, и я спешу сказать: – Впрочем , как знаете (впрочем – «допущение»). Итак , почитайте ещё немножко и приходите (итак – «порядок мыслей, их связь»). 5. Наверно не знаю, но, кажется , вся эта выходка была преднамеренная , а не импровизированная (кажется – «неуверенность, предположение»). 6. Среди птиц , насекомых , в сухой траве – словом , всюду , даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (словом – «оценка стиля, манеры речи, способа изложения и оформления мысли»; вводное слово стоит после однородных обстоятельств перед обобщающим словом всюду , поэтому перед вводным словом ставится тире). 7. Я проедусь по городу, кстати и куплю сигар (кстати – обстоятельство образа действия). 8. Кстати , он был замечательно хорош собой (кстати – «оценка стиля, манеры речи»; можно заменить на сочетание кстати сказать ). 9. Засаленная кепка, с которой Бредюк, похоже , не расставался и во сне, была надвинута на лоб (похоже – «предположение, допущение»). 10. Он и в самом деле интересовался философией (в самом деле в значении «действительно» не является вводным словом). 11. Ключница, по крайней мере , не бреет бороды, а этот, напротив того , брил и, казалось , довольно редко (по крайней мере – «оценка меры, степени того, о чём говорится»; напротив того – «порядок мыслей, их связь»; казалось – «предположение, неуверенность»). 12. В строгом смысле человек с десять, разумеется в том числе и я, не стоили этого назначения за неимением достаточных знаний и по молодости (разумеется – «уверенность, достоверность»; стоит в начале обособленного оборота, поэтому выделяется вместе с ним). 13. Мимо пробежал кто-то, по счастью нас не заметивший (по счастью – «радость, одобрение»; стоит в начале обособленного определения, поэтому выделяется вместе сним). 14. Его литературные произведения, надо сказать довольно удачные , принесли ему известность (надо сказать – «предположение» и «оценка манеры речи, способа оформления мыслей»; стоит в начале обособленного определения и выделяется вместе с ним). 15. От соседней комнаты , по всей видимости столовой , гостиную отделяла арка, занавешенная тяжёлой портьерой (по всей видимости – «предположение»; стоит в начале обособленного дополнения с уточняющим и пояснительным значением и выделяется вместе с ним). 16. Несчастье нисколько его не изменило, а напротив , он стал ещё крепче и энергичнее (напротив а не отделяется от вводного слова запятой, поскольку вводное слово без союза нельзя изъять из предложения, невозможно: несчастье не изменило, а он стал крепче и энергичнее ). 17. Мы знаем, а стало быть , верим, что сказкам сбываться дано и нам побывать на Венере, быть может , ещё суждено (стало быть – «порядок мыслей, их связь»; союз а не отделяется от вводной конструкции запятой, поскольку вводную конструкцию без союза нельзя изъять из предложения, невозможно: мы знаем, а верим; быть может – «предположение, неуверенность»). 18. А Пётр Петрович, по крайней мере по многим признакам , человек весьма почтенный (по крайней мере – «оценка меры, степени того, о чём говорится»; стоит в начале обособленного оборота с пояснительным и присоединительным значением, поэтому выделяется вместе с ним). 19. Раз двадцать по крайней мере и, кажется , без особенно важных причин он в одном пальто сбежал вниз к саням и вбежал опять наверх (по крайней мере имеет значение «самое меньшее» и не является вводным; кажется – «предположение, неуверенность»). 20. Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых , работы было мало, и, во-вторых , много времени отнимали неотложные дела (во-первых, во-вторых – «порядок мыслей, их связь»; союзы но, и связывают части сложносочинённого предложения и не имеют отношения к вводным словам, ср.: Терентий пробавлялся мелкой работой, но работы было мало, и много времени отнимали дела ). 21. Для них он герой, а, признаться сказать , я себе героев иначе представляю (признаться сказать – «оценка манеры речи, способа оформления мыслей»; союз а связывает части сложносочиненного предложения и к вводной конструкции отношения не имеет, ср.: Для них он герой, а я себе героев иначе представляю ). 22. Не год , а, может быть , десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь (может быть – «неуверенность, предположение»; союз а связывает однородные члены и к вводной конструкции отношения не имеет, ср.: Не год , а десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь ).

Среди охотников до любительских спектаклей, концертов и живых картин с благотворительной целью первое место в городе принадлежало Ажогиным, жившим в собственном доме на Большой Дворянской; они всякий раз давали помещение, и они же принимали на себя все хлопоты и расходы. Эта богатая помещичья семья имела в уезде тысяч около трех десятин с роскошною усадьбой, но деревни не любила и жила зиму и лето в городе. Состояла она из матери, высокой, худощавой, деликатной дамы, носившей короткие волосы, короткую кофточку и плоскую юбку на английский манер, — и трех дочерей, которых, когда говорили о них, называли не по именам, а просто: старшая, средняя и младшая. Все они были с некрасивыми острыми подбородками, близоруки, сутулы, одеты так же, как мать, неприятно шепелявили и все-таки, несмотря на это, обязательно участвовали в каждом представлении и постоянно делали что-нибудь с благотворительною целью — играли, читали, пели. Они были очень серьезны и никогда не улыбались и даже в водевилях с пением играли без малейшей веселости, с деловым видом, точно занимались бухгалтерией. Я любил наши спектакли, а особенно репетиции, частые, немножко бестолковые, шумные, после которых нам всегда давали ужинать. В выборе пьес и в определении ролей я не принимал никакого участия. На мне лежала закулисная часть. Я писал декорации, переписывал роли, суфлировал, гримировал, и на меня было возложено также устройство разных эффектов вроде грома, пения соловья и т. п. Так как у меня не было общественного положения и порядочного платья, то на репетициях я держался особняком, в тени кулис, — и застенчиво молчал. Декорации писал я у Ажогиных в сарае или на дворе. Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ, Андрей Иванов, человек лет пятидесяти, высокий, очень худой и бледный, с впалой грудью, с впалыми висками и с синевой под глазами, немножко даже страшный на вид. Он был болен какою-то изнурительною болезнью, и каждую осень и весну говорили про него, что он отходит, но он, полежавши, вставал и потом говорил с удивлением: «А я опять не помер!». В городе его звали Редькой и говорили, что это его настоящая фамилия. Он любил театр так же, как я, и едва до него доходили слухи, что у нас затевается спектакль, как он бросал все свои работы и шел к Ажогиным писать декорации. На другой день после объяснения с сестрой я с утра до вечера работал у Ажогиных. Репетиция была назначена в семь часов вечера, и за час до начала в зале уже были в сборе все любители, и по сцене ходили старшая, средняя и младшая и читали по тетрадкам. Редька в длинном рыжем пальто и в шарфе, намотанном на шею, уже стоял, прислонившись виском к стене, и смотрел на сцену с набожным выражением. Ажогина-мать подходила то к одному, то к другому гостю и говорила каждому что-нибудь приятное. У нее была манера пристально смотреть в лицо и говорить тихо, как по секрету. — Должно быть, трудно писать декорации, — сказала она тихо, подходя ко мне. — А мы только что с мадам Муфке говорили о предрассудках, и я видела, как вы вошли. Бог мой, я всю, всю мою жизнь боролась с предрассудками! Чтобы убедить прислугу, какие пустяки все эти их страхи, я у себя всегда зажигаю три свечи и все свои важные дела начинаю тринадцатого числа. Пришла дочь инженера Должикова, красивая, полная блондинка, одетая, как говорили у нас, во все парижское. Она не играла, но на репетициях для нее ставили стул на сцене, и спектаклей не начинали раньше, пока она не появлялась в первом ряду, сияя и изумляя всех своим нарядом. Ей, как столичной штучке, разрешалось во время репетиций делать замечания, и делала она их с милою, снисходительною улыбкой, и видно было, что на наши представления она смотрела, как на детскую забаву. Про нее говорили, что она училась петь в петербургской консерватории и будто даже целую зиму пела в частной опере. Она мне очень нравилась, и обыкновенно на репетициях и во время спектакля я не спускал с нее глаз. Я уже взял тетрадку, чтобы начать суфлировать, как неожиданно появилась сестра. Не снимая манто и шляпы, она подошла ко мне и сказала: — Прошу тебя, пойдем. Я пошел. За сценой, в дверях стояла Анюта Благово, тоже в шляпке, с темною вуалькой. Это была дочь председателя товарищеского суда, служившего в нашем городе давно, чуть ли не с самого основания окружного суда. Так как она была высока ростом и хорошо сложена, то участие ее в живых картинах считалось обязательным, и когда она изображала какую-нибудь фею или Славу, то ее лицо горело от стыда; но в спектаклях она не участвовала, а заходила на репетиции только на минуту по какому-нибудь делу, и не шла в зал. И теперь видно было, что она зашла только на минутку. — Мой отец говорил о вас, — сказала она сухо, не глядя на меня и краснея. — Должиков обещал вам место на железной дороге. Отправляйтесь к нему завтра, он будет дома. Я поклонился и поблагодарил за хлопоты. — А это вы можете оставить, — оказала она, указав на тетрадку. Она и сестра подошли к Ажогиной и минуты две шептались с нею, поглядывая на меня. Они советовались о чем-то. — В самом деле, — сказала Ажогина тихо, подходя мне и пристально глядя в лицо, — в самом деле, если это отвлекает вас от серьезных занятий, — она потянула из моих рук тетрадь, — то вы можете передать кому-нибудь другому. Не беспокойтесь, мой друг, идите себе с богом. Я простился с нею и вышел сконфуженный. Спускаясь вниз по лестнице, я видел, как уходили сестра и Анюта Благово; они оживленно говорили о чем-то, должно быть о моем поступлении на железную дорогу, и спешили. Сестра раньше никогда не бывала на репетициях, и теперь, вероятно, ее мучила совесть, и она боялась, как бы отец не узнал, что она без его позволения была у Ажогиных. Я отправился к Должикову на другой день, в первом часу. Лакей проводил меня в очень красивую комнату, которая была у инженера гостиной и в то же время рабочим кабинетом. Тут было все мягко, изящно и для такого непривычного человека, как я, даже странно. Дорогие ковры, громадные кресла, бронза, картины, золотые и плюшевые рамы; на фотографиях, разбросанных по стенам, очень красивые женщины, умные, прекрасные лица, свободные позы; из гостиной дверь ведет прямо в сад, на балкон, видна сирень, виден стол, накрытый для завтрака, много бутылок, букет из роз, пахнет весной и дорогою сигарой, пахнет счастьем, — и все, кажется, так и хочет сказать, что вот-де пожил человек, потрудился и достиг, наконец, счастья, возможного на земле. За письменным столом сидела дочь инженера и читала газету. — Вы к отцу? — спросила она. — Он принимает душ, сейчас придет. Посидите пока, прошу вас. Я сел. — Вы ведь, кажется, против нас живете? — спросила она опять после некоторого молчания. — Да. — Я от скуки каждый день наблюдаю из окна, уж вы извините, — продолжала она, глядя в газету, — и часто вижу вас и вашу сестру. У нее всегда такое доброе, сосредоточенное выражение. Вошел Должиков. Он вытирал полотенцем шею. — Папа, monsieur Полознев, — сказала дочь. — Да, да, мне говорил Благово, — живо обратился он ко мне, не подавая руки. — Но, послушайте, что же я могу вам дать? Какие у меня места? Странные вы люди, господа! — продолжал он громко и таким тоном, как будто делал мне выговор. — Ходит вас ко мне по двадцать человек в день, вообразили, что у меня департамент! У меня линия, господа, у меня каторжные работы, мне нужны механики, слесаря, землекопы, столяры, колодезники, а ведь все вы можете только сидеть и писать, больше ничего! Все вы писатели! И от него пахнуло на меня тем же счастьем, что и от его ковров и кресел. Полный, здоровый, с красными щеками, с широкою грудью, вымытый, в ситцевой рубахе и шароварах, точно фарфоровый, игрушечный ямщик. У него была круглая, курчавая бородка — и ни одного седого волоска, нос с горбинкой, а глаза темные, ясные, невинные. — Что вы умеете делать? — продолжал он. — Ничего вы не умеете! Я инженер-с, я обеспеченный человек-с, но, прежде чем мне дали дорогу, я долго тер лямку, я ходил машинистом, два года работал в Бельгии как простой смазчик. Посудите сами, любезнейший, какую работу я могу вам предложить? — Конечно, это так... — пробормотал я в сильном смущении, не вынося его ясных, невинных глаз. — По крайней мере умеете ли вы управляться с аппаратом? — спросил он подумав. — Да, я служил на телеграфе. — Гм... Ну, там посмотрим. Отправляйтесь пока в Дубечню. Там у меня уже сидит один, но дрянь ужасная. — А в чем будут заключаться мои обязанности? — спросил я. — Там увидим. Отправляйтесь пока, я распоряжусь. Только, пожалуйста, у меня не пьянствовать и не беспокоить меня никакими просьбами. Выгоню. Он отошел от меня и даже головой не кивнул. Я поклонился ему и его дочери, читавшей газету, и вышел. На душе у меня было тяжело до такой степени, что когда сестра стала спрашивать, как принял меня инженер, то я не мог выговорить ни одного слова. Чтобы идти в Дубечню, я встал рано утром, с восходом солнца. На нашей Большой Дворянской не было ни души, все еще спали, и шаги мои раздавались одиноко и глухо. Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом. Мне было грустно и не хотелось уходить из города. Я любил свой родной город. Он казался мне таким красивым и теплым! Я любил эту зелень, тихие солнечные утра, звон наших колоколов; но люди, с которыми я жил в этом городе, были мне скучны, чужды и порой даже гадки. Я не любил и не понимал их. Я не понимал, для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей. Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает — я не знал. Большая Дворянская и еще две улицы почище жили на готовые капиталы и на жалованье, получаемое чиновниками из казны; но чем жили остальные восемь улиц, которые тянулись параллельно версты на три и исчезали за холмом, — это для меня было всегда непостижимою загадкой. И как жили эти люди, стыдно сказать! Ни сада, ни театра, ни порядочного оркестра; городская и клубная библиотеки посещались только евреями-подростками, так что журналы и новые книги по месяцам лежали неразрезанными; богатые и интеллигентные спали в душных, тесных спальнях, на деревянных кроватях с клопами, детей держали в отвратительно грязных помещениях, называемых детскими, а слуги, даже старые и почтенные, спали в кухне на полу и укрывались лохмотьями. В скоромные дни в домах пахло борщом, а в постные — осетриной, жаренной на подсолнечном масле. Ели невкусно, пили нездоровую воду. В думе, у губернатора, у архиерея, всюду в домах много лет говорили о том, что у нас в городе нет хорошей и дешевой воды и что необходимо занять у казны двести тысяч на водопровод; очень богатые люди, которых у нас в городе можно было насчитать десятка три и которые, случалось, проигрывали в карты целые имения, тоже пили дурную воду и всю жизнь говорили с азартом о займе — и я не понимал этого; мне казалось, было бы проще взять и выложить эти двести тысяч из своего кармана. Во всем городе я не знал ни одного честного человека. Мой отец брал взятки и воображал, что это дают ему из уважения к его душевным качествам; гимназисты, чтобы переходить из класса в класс, поступали на хлеба к своим учителям, и эти брали с них большие деньги; жена воинского начальника во время набора брала с рекрутов и даже позволяла угощать себя и раз в церкви никак не могла подняться с колен, так как была пьяна; во время набора брали и врачи, а городовой врач и ветеринар обложили налогом мясные лавки и трактиры; в уездном училище торговали свидетельствами, дававшими льготу по третьему разряду; благочинные брали с подчиненных причтов и церковных старост; в городской, мещанской, во врачебной и во всех прочих управах каждому просителю кричали вослед: «Благодарить надо!» — и проситель возвращался, чтобы дать 30—40 копеек. А те, которые взяток не брали, как, например, чины судебного ведомства, были надменны, подавали два пальца, отличались холодностью и узостью суждений, играли много в карты, много пили, женились на богатых и, несомненно, имели на среду вредное, развращающее влияние. Лишь от одних девушек веяло нравственною чистотой; у большинства из них были высокие стремления, честные, чистые души; но они не понимали жизни и верили, что взятки даются из уважения к душевным качествам, и, выйдя замуж, скоро старились, опускались и безнадежно тонули в тине пошлого, мещанского существования.
Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

Вводные предложения

Вводные предложения

1. Запятыми выделяются вводные предложения следующих типов:

1) личные нераспространенные предложения типа я думаю, я знаю, я вижу, я помню: Я чаю, небо с овчинку показалось (П.); Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.); Средь гор Кавказских есть, слыхал я, грот (Л.); А вы, я вижу, шёлковый (Т.); У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы (Т.); Он меня, вы знаете, очень уважает (Т.); Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля (Л.Т.); И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился (Ч.). Эти предложения отличаются от вводных слов только наличием при глагольной форме местоимения-подлежащего и не требуют более сложной пунктуации;

2) предложения безличные, неопределенно-личные, тоже простые по структуре, как правило, нераспространенные: Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал (П.); Марина… увлечена была, говорили мне, тщеславием, а не любовью (П.); …И этот голос чудно-новый, ей мнилось, всё ещё звучал (Л.); Он теперь ехал к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л.Т.);

3) предложения, присоединяемые посредством союзов или союзных слов: Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого (П.); Первый тост был выпит, как читатели, может быть, и сами догадаются, за здоровье нового херсонского помещика (Г.); …Дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление (Г.); Прасковья Ивановна давно уже проснулась, как мы узнали от Параши, оделась и кушала чай в своей спальне (Акс.); Я, как несомненно можете по мне видеть, человек совсем незначительный (Леск.); Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ (Ч.); Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.); Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Купр.); Она была красивая и, что ещё важнее, умная женщина (Павл.).

2. Посредством тире перечисленные в п. 1 конструкции оформляются редко; обычно при помощи тире выделяются более распространенные предложения: Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины (М.Г.); Есть у нас везде - думалось мне - даже и в такой дыре, Скобелеве, свои люди (Фурм.); Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можете себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.) - играет роль вопросительный характер вводного предложения; Заподозрить Якова Лукича во вредительстве - теперь уже казалось ему - было нелегко (Ш.); Дать противнику уйти, или - как это говорится на торжественном языке воинских уставов - дать ему оторваться - это для разведчиков крупная неприятность (Каз.); …Сидят здесь под страхом смерти и - что ещё хуже - под проливным дождём (Каз.).

автора Громов В И

1.1. Вводные положения Для ведения активной важной игры требуются свои люди в ставке противника.Свои люди могут быть как внедрены (возможно, после предварительной вербовки) в нужную группу, так и завербованы из ее членов.Уровень, занимаемый своим человеком (или людьми) в

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

2.1. Вводные положения Воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями, одни из которых требуют лишь специфичной подготовленности специалиста (убеждение, внушение, подкуп…), а другие - еще и специальной аппаратуры (технотронные приемы,

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

3.1. Вводные положения Для решения любой проблемы требуется оптимальная информация. Однако то, что кому-то представляется информацией, прочими может восприниматься как никчемный и довольно-таки заурядный шум.Информацию принято считать ценной лишь тогда, когда ее можно

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

4.1. Вводные положения Не обладая поддержкой различных политических, коммерческих и официальных силовых структур качественно провести какую-либо серьезную операцию обычно удается только скрыв свою истинную деятельность ("нелегалы дела"), и свое истинное лицо ("нелегалы

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

5.2.1. Вводные положения Люди как правило высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние.При передаче информации лишь 7 % от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями,

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

5.3.1. Вводные положения Все люди обладают сознанием (внутренним осознанным миром) стыкующимся с подсознанием (внутренним неосознанным миром) и функционируют в определенной среде (внешнем окружающем мире).Субъектом управляют образы, обычно возникающие из его прошлого

автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Знаки конца предложения внутри предложения § 5. При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформляются как самостоятельная синтаксическая единица, т. е.

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Знаки конца предложения внутри предложения вопросительный и восклицательный знакипри смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения § 5при включении во вставку § 6при замещении вставки § 6, § 7многоточиепри передаче

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Вводные конструкции запятыепри вводных словах и сочетаниях слов:- указывающих на степень достоверности сообщения, факта § 91, прим. 1, п. б)- указывающих на степень обычности § 91, прим. 1, п. б)- выражающих эмоциональную оценку сообщения § 91, прим. 1, п. в)- указывающих на

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 99. Вводные слова и словосочетания 1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению: 1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 100. Вводные и вставные предложения 1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Лермонтов); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л. Толстой); …В этот день не то

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 100. Вводные и вставные предложения 1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Лермонтов); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л. Толстой);…В этот день не то

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВВ) автора БСЭ

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 25. Вводные слова и словосочетания 1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.Различается несколько основных групп вводных слов по их значению:1) вводные слова и сочетания, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. д.) в связи с

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 26. Вводные и вставные конструкции Вводные предложения 1. Запятыми выделяются вводные предложения следующих типов:1) личные нераспространенные предложения типа я думаю, я знаю, я вижу, я помню: Я чаю, небо с овчинку показалось (П.); Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.);

Поделиться