Выступление современные направления развития дошкольного образования. Современные тенденции в развитии дошкольного образования. Программа развития дошкольного образовательного учреждения

Современные тенденции развития дошкольного образования.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние заблуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

Государственный стандарт дошкольного образования

Дошкольное образование – это период психического развития ребенка, это важный и ответственный период. Дошкольное образование:

  • это познание ребенком окружающего мира,
  • это выявление природоспособных качеств,
  • это развитие личностных качеств ребенка, это пора становления личности.

В дошкольном образовании выделяются следующие периоды:

  • раннее детство (младенчество) – период до одного года;
  • ранний возраст (от одного года до трех лет);
  • дошкольное детство это младший дошкольный возраст – период от трех до пяти лет и старший дошкольный возраст - период от пяти до шести лет.
  • Такая классификация позволяет выделить общие черты развития ребенка и индивидуальные перспективы развития ребенка. В основе дошкольного образования, как и в основе общего (полного), высшего профессионального, среднего профессионального образования должны лежать государственные стандарты. Государственный стандарт дошкольного образования отражает следующие концепции:
  • концепция психологического возраста развития ребенка;
  • научно-психологическое понимание, т.е. детство - это закономерная последовательность внутренне необходимых этапов развития личности;
  • полнота реализации задатков ребенка определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития;
  • научное положение об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:

  • гарантии полноценного развития ребенка;
  • защита его от некомпетентных взрослых;
  • регулирование и повышение качества педагогического процесса;
  • создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.

Государственный стандарт дошкольного образования опирается на стратегию дошкольного образования, которая включает в себя социальные, экономические, организационные, финансовые, методические аспекты в системе дошкольного образования. Таким образом, целью дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде.


Основными задачами дошкольного образования являются:

  • создание необходимых условий для саморазвития, для развития способностей и талантов ребенка;
  • создание ситуации успеха;
  • развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста;
  • развитие интереса к познанию;
  • развитие нравственных качеств ребенка, формирование ценностных ориентаций у ребенка основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе;
  • организация деятельности со сверстниками, которая позволяет ребенку увидеть в другом ребенке личность, учитывающей его желания, интересы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно -образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

Целостности педагогического процесса и комплексности целей;

Активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к со управлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

Демократизации и гуманизации;

Системности и целостности управления;

Централизации/децентрализации;

Взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

Единоначалия и коллегиальности;

Объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

Совмещение инновационных программ с уже существующими;

Сосуществование представителей различных педагогических концепций;

Раскол педагогического сообщества;

Несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

Потребность в новом научно-методическом обеспечении;

Потребность в новых педагогических кадрах;

Приспособление новшеств к конкретным условиям;

Проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

Проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ.

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста - продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равно партнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноваций.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.

1

В статье представлен обзор современных тенденций в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (на примере РС (Якутия). Дается понятие качества дошкольного образования. Проанализированы элементы и требования к качеству образования. Рассмотрены цели образования с разных позиций: образование и общество, образование и будущее, образование и личность, образование и наука, образование и культура. XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» выступил с образовательной инициативой Республики Саха (Якутия) «Образование, открытое в Будущее» и поставил новые задачи обновления качества образования. Представлены инновационные модели и программы, инновационные площадки, этнокультурные образовательные проекты, программы профессиональной подготовки прикладного бакалавриата и магистратуры по дошкольному образованию.

инновационные процессы

обновление системы образования

качество дошкольного образования

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе РФ. Серия «Этнокультурное образование». Выпуск 1. Составители: У.А.Винокурова, СС.Семенова. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. – 416 с.

2. Боргояков С.А. Стратегии развития этнокультурного образования в контексте национальной политики Российской Федерации //Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе РФ. Серия «Этнокультурное образование». Выпуск 1. Составители: У.А.Винокурова, СС.Семенова. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. – 416 с.

3. Никифоров А.Д. Управление качеством: Уч. пос. для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 720 с.

4. Николаева Л.В. Формирование этнопедагогической компетентности педагогов дошкольного образования в вузе. Монография. – Якутск: ЯГУ, 2009. – 142 с.

5. Региональный обзор политики в области качества воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМ) в Республике Саха (Якутия)/. – Якутск: Сахаада, 2015. – 48 с.

6. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ. Методическое пособие. – М.: Скрипторий, 2003.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Система дошкольного образования по ФГОС «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития». Цель статьи - провести теоретический обзор современных тенденций в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС на примере РС (Якутия)) .

Новые подходы к системе дошкольного образования требуют обновления системы образования, развития научных исследований, создания инновационных программ и проектов. Большое значение отводится проблеме качества образования. Качество дошкольного образования представляет собой сложное интегративное комплексное понятие. Рассмотрим понятие качества.

Согласно стандартам ИСО серии 9000, под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам) .

Качество дошкольного образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов образования целям, потребностям, требованиям, нормам, стандартам. При этом следует учитывать, что к определению качества дошкольного образования необходим многосторонний подход. Во-первых, перед любым образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам. Для получения качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм) и необходимые качественные ресурсы (образовательные программы, кадры, контингент детей, материально-техническое обеспечение), т.е. качество условий. При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (воспитательно-образовательная, научная деятельность, управление, образовательные технологии). Еще одним элементом качества образования является качество результатов деятельности (по всем направлениям деятельности ребенка). Все названные составляющие качества дошкольного образования должны рассматриваться в единстве. При этом образование - это образовательная услуга. Дошкольное образование производит продукцию и услуги для разных категорий потребителей - детей, родителей, общества.

Таким образом, обновление педагогического процесса понимается как системное инновационное обновление педагогического процесса, обеспечивающее его переход на более высокую ступень развития.

В настоящее время смысл образования рассматривается с разных позиций. В отношении современного дошкольного образования мы выделяем следующие факторы:

1. Образование и общество. К этому направлению относятся система образования, целью которого является духовно-нравственное воспитание и образование будущих граждан страны, подготовка к обучению в школе. Здесь образование рассматривается как услуга, как социальный институт. Образование как социальный институт есть общественная система социального наследования культуры, формирования личности и интеллектуальных ресурсов общества. Недавно прошедший (4-9 октября 2015 г. XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) работал по проблеме «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» и выступил с образовательной инициативой Республики Саха (Якутия) «Образование, открытое в Будущее».

2. Образование и будущее. Образование дает возможность прогнозирования будущего на основе знания законов развития природы и общества, которое зависит от системы ценностей, а ценности определяются образованием. Само будущее может и должно выступать в качестве ценности. Только хорошее образование способно превратить понимание будущего в ценность. Таким образом, миссия образования - это прогресс общественного развития во всех направлениях, гармонизация деятельности человека.

Основной идеей проекта «Образование, открытое в будущее» является создание условий для получения каждым гражданином Республики Саха (Якутия) индивидуального образования при условии сохранения единого образовательного пространства республики и Российской Федерации и сохранении массовости дошкольного, общего и дополнительного образования детей .

Основные направления Образования, открытого в будущее:

Цель дошкольного образования - создание пространства для деятельности ребенка и сопровождение его индивидуального развития, благоприятной социализации и усвоения ключевых компетенций в условиях свободы выбора деятельности. В этом ключе разработан проект «Детский сад без границ» .

Основные характеристики:

- индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом склонностей, интересов детей, потребностей родителей;

Открытость образовательного пространства, которое не замыкается групповой организацией; учитывает этнокультурные и языковые особенности; создается в виде мастерских, лабораторий, музеев, лекотек, спортивных площадок и т.д. При такой организации дошкольного образования востребованы такие специалисты как игромастер и тьютор.

Для детей до 3 лет разработан проект « Раннее развитие детей», в соответствии с которым должны предоставляться услуги психолого-педагогического сопровождения семейного образования и раннего развития детей с внутриутробного периода, что требует перехода от принципа «образование вне семьи» к принципу «семья собирается через образование».

Большое внимание уделяется созданию современной инфраструктуры детского сада.

С 2012 года в республике реализуется комплекс мер по модернизации образования, направленный на обновление инфраструктуры и создание условий, обеспечивающих новое качество образования.

С привлечением финансирования из федерального, республиканского и муниципального бюджетов в республике в 2014 году было построено 33 детских сада, а в 2015-2016 годах планируется не менее 30. Начали открываться новые детские сады на первых этажах многоквартирных жилых домов. За последние два года в Якутске введены около 10 новых дошкольных образовательных организаций. Это современные здания с прекрасной инфраструктурой и современным оборудованием.

Просторный пищеблок, компьютерный, спортивный и музыкальный залы, соляная пещера и сенсорная комната, детская площадка с большой игровой зоной, ИЗО-студия, театр, бассейн, спортивные комплексы, медицинский блок, где есть специализированные процедурные и массажные кабинеты, кабинеты стоматолога, логопеда и психолога - неполный перечень оборудования современных детских садов г. Якутска.

Новая инфраструктура детских садов воплощает идеи свободной детской деятельности, многофункциональность, трансформируемость оборудований, учет климатогеографических и этнокультурных особенностей региона.

Механизмы реализации проекта «Детский сад без границ»:

- внедрение полилингвального (якутский, русский и иностранный языки) средового подхода в реализацию программ дошкольного образования;

Уход от группового принципа деления контингента дошкольников внутри детского сада, формирование свободно-конструируемых детских сообществ под инициативы и потребности детей дошкольного возраста в течение дня;

Стимулирование негосударственного сектора для расширения спектра услуг дошкольного образования;

Разработка единого норматива на индивидуальное образование в дошкольном образовании;

Создание мотивирующей интерактивной развивающей среды в дошкольных образовательных организациях, направленной на индивидуализацию образования;

Внедрение института игромастеров и тьюторов, в т.ч. для сопровождения детей с ОВЗ;

Организация центров перинатального развития, школ для будущих мам по развитию детей с внутриутробного периода с использованием ресурсов дошкольных образовательных организаций;

Разработка программ дополнительного профессионального образования по методикам раннего развития детей, переподготовка воспитателей для работы с детьми раннего возраста;

Разработка профессиональных образовательных программ дошкольного образования по периодам развития детей (ранний возраст, дошкольный возраст, предшкольный период);

Создание региональной сети консультативно-методических центров, центров поддержки семейного воспитания, служб ранней помощи, центров игровой поддержки ребенка, патронатных служб.

3. Образование и информационно-образовательная среда.

Условием функционирования Открытого образования является открытое образовательное пространство, помогающее развивать личное знание каждого, позволяя выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы образовательным способностям и потребностям обучающегося, независимо от его местонахождения. Начата реализация открытой информационно-образовательной среды для навигации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. При этом каждый пользователь должен иметь возможность изменения уже существующего контента.

Внедрение новых образовательных технологий подразумевает изменение подхода к процессу обучения, появлению новых методик, появлению "цифровой педагогики".

Механизмы реализации:

Приведение инфраструктуры в соответствие современным мировым стандартам, в т.ч. обеспечение доступа любого гражданина республики к сети Интернет и другим средствам телекоммуникаций для решения образовательных задач;

Внедрение автоматизированной информационно-образовательной системы регионального учета контингента детей детского сада

Внедрение автоматизированной информационной системы мониторинга развития детей в разных видах деятельности, позволяющей формировать статистический и аналитический мониторинг, а также общее коммуникационное пространство всех участников образовательной деятельности.

4. Образование и личность. В данном смысле образование рассматривается со следующих позиций: система ценностей ребенка, система его интересов, характер ребенка, качество деятельности ребенка, усиление интеллектуальной составляющей, раскрытие индивидуальных возможностей, качественная подготовка к обучению в школе, комплекс внутренних возможностей личности, определяющих постоянное возрастание интеллектуального и творческого потенциала, раскрытие дарований и способностей детей.

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие и поддержка талантливых детей, что предусматривает объединение усилий образовательных, медицинских учреждений и государства по оказанию помощи семье для рождения и воспитания здоровых, способных, талантливых и одаренных детей, нашего будущего.

В связи с этим Северо-Восточный федеральный университет начал работу по реализации концепции Программы «С самого начала...», направленной на создание комплексной системы сопровождения семьи по проблеме рождения здоровых детей, создания условий для проявления и развития способностей детей, оказания помощи в воспитании, обучении, взращивании одаренных детей, психолого-педагогической поддержки одаренных детей, консультативной помощи их родителям. Главной идеей Программы является всесторонняя поддержка семьи, содействие в раскрытии природных задатков, развитии способностей, познавательной и интеллектуальной активности детей.

Отличительной особенностью Концепции «С самого начала...» является понимание того, что способности и одаренность проявляются на ранних этапах жизни человека. Особенно сензитивным является дошкольный период. Семья как первичная среда жизни и развития ребенка способна создать условия для развития способностей детей. С этих позиций миссия университета заключается в целенаправленной работе по медицинскому, психолого-педагогическому просвещению родителей, а также в методической помощи дошкольным учреждениям в выявлении, воспитании и развития индивидуального дарования детей. С этой целью в учебных планах бакалавриата и магистратуры по профилю «Дошкольное образование» введены дисциплины «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми», «Психолого-педагогическое сопровождение одаренности», работает инициативная группа преподавателей медицинского и педагогического институтов СВФУ по программе «С самого начала...».

5. Образование и наука. Образование - питательная среда науки, источник научных идей, сфера реализации инновационных проектов. Профессиональная компетентность современных педагогов дошкольного образования подразумевает умения и навыки разработки, обоснования и реализации инновационных проектов, программ воспитания, образования и развития детей, исследовательских навыков и научного подхода к организации педагогической деятельности.

Открытое образование подразумевает нового педагога. Профессиональная позиция педагога должна быть направлена на построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Необходимо обеспечение условий для развития кадрового потенциала, которая должна осуществляться на комплексной основе, объединяющей новые подходы в подготовке, повышении квалификации.Модель непрерывного педагогического образования строится с целью формирования педагога, субъекта социально-значимой деятельности. В основе данной модели - принципы практикоориентированности и сетевого взаимодействия, когда в процессе подготовки педагогов равными партнерами становятся вуз и школа, детские сады, организации дополнительного образования и другие заинтересованные организации.

Организация профессионального педагогического образования осуществляется на принципах дуального образования. На кафедре дошкольного образования Педагогического института СВФУ с сентября 2014 г. начали внедрять наряду с академическим бакалавриатом обучение по программе прикладного бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». Внедрение дуальной системы образования в профессиональном образовании позволяет совместить в учебном процессе теоретическую подготовку и получение профессиональных навыков студентами за счет обучения в реальных условиях учебно-воспитательного процесса в базовой дошкольной образовательной организации. Каждую среду по расписанию студенты проходят практику в ДОО, что позволяет обеспечить компетентностный подход.

На базе кафедры дошкольного образования проводятся курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС. На уровне республиканских площадок ежегодно проводятся республиканские педагогические ярмарки, выставки, конкурсы «Воспитатель года», конференции, круглые столы. Надо отметить, что победителями Всероссийского конкурса «Воспитатель года» не раз становились педагоги Якутии, выпускники кафедры дошкольного образования СВФУ.

Под руководством д.п.н., профессора, А.А. Григорьевой, заведующей кафедрой дошкольного образования действует научно-педагогическая школа «Научно-методическое сопровождение развития системы дошкольного образования в условиях Севера».

Целями деятельности научно-педагогической школы являются:

Теоретическое обоснование методологии исследования этнокультурных аспектов образования;

Обеспечение научно-методического сопровождения инновационной, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности специалистов системы дошкольного образования;

Методологическая, технологическая, методическая разработка и внедрение инновационных технологий по обеспечению качества непрерывного профессионального образования;

Учебно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов, внедряющих этнокультурные технологии образования.

В соответствии с указанными целями определились ведущие направления исследований научной школы:

Научно-педагогические основы реализации инновационных процессов в системе непрерывного образования РС (Я);

Этнопедагогизация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ВО и ДО;

Общепедагогические и организационно-дидактические условия совершенствования подготовки научно-педагогических кадров;

Модернизация системы подготовки дошкольных работников.

В рамках указанных направлений организация научно-исследовательской работы строится на основе выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение задач в сфере системы регионального дошкольного образования и использования результатов в образовательном процессе. Деятельность научно-педагогической школы осуществляется через выполнение научно-исследовательских работ соискателей, аспирантов, докторантов и научно-исследовательских работ студентов.

Преподаватели кафедры совместно с педагогами-практиками в условиях реализации хоздоговорных и инициативных тем, а также заказов МО РС (Я) и госзаданий МО и Н РФ успешно внедряют научно-методические разработки в практику образовательных учреждений республики, к примеру, такие как «Педагогические основы амплификации образования детей 5-7 лет в условиях преемственности ДОУ и начальной школы на этнокультурных традициях народа Саха (комплексная вариативная программа образования «Дьоьун о5о» для детей 5-7 лет в ДОУ); «Формирование этнокультурной компетенции дошкольников в поликультурной образовательной среде»; «Инновации в дошкольном образовании в условиях Севера»; «Развитие инклюзивного образования в РС(Я)», «Педагогическое обеспечение безопасности и противодействия терроризму в дошкольных образовательных учреждениях» и др.

6. Образование и культура. Культура - важнейшая обобщающая характеристика цивилизации. Приобщение детей к культуре родного народа, страны и общечеловеческой культуре красной нитью должно отражаться в содержании дошкольного образования. Этнокультурное образование дошкольников осуществляется на основе диалога культур посредством сказок, искусства, литературы, художественной деятельности, фольклора, героический эпоса, народной музыки, обогащают представления детей о культуре своего и других народов, прививают любовь и гордость к родной культуре и уважение других культур, формируют основы толерантности и открытости

Эффективным средством формирования социально-нравственных качеств личности ребенка была и остается народная педагогика. В современной практике образования этнопедагогические идеи дополняются принципами поликультурного воспитания детей на основе диалога культур .

Вопросам модернизации современного этнокультурного образования посвящены работы А.Г.Асмолова, А.Б. Афанасьевой, С.А. Боргоякова, Г.Н. Волкова, И.Л. Набок, А.Б. Панькина, А.М. Цирульникова и др.

По мнению С.А. Боргоякова, теоретико-методологические положения этнокультурного образования рассматривают образование как процесс приобщения человека к культуре и в то же время результат интериоризации культуры... Именно этнокультурологический подход к образованию позволяет создать основу развития личности учащегося как представителя своего народа и гражданина государства .

Концепции исследования культурно-педагогического наследия этноса, диалога культур, представлены в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, Д.С. Лихачева и др. Изучение традиций с позиций смыслового и функционального значения в сферах культуры и общественной жизни осуществлялось Ю.В. Бромлеем, Н.И. Костомаровым и др. Этнопедагогические подходы описаны в работах В.Ф. Афанасьева, В.С. Бахтина, Л.Н. Бережновой, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Б.А. Кадырова, А.Г. Корниловой, Н.Д. Неустроева, Ю.А. Рудь Ю.А. и др.

В научной литературе нашли свое отражение основные направления дошкольного этнокультурного образования в работах А.А. Григорьевой, М.И. Баишевой, Н.Н. Лебедевой, О.И.Михалевой, М.М. Прокопьевой и др.

Ценностные ориентиры методологии социокультурного конструирования образования по А.Г. Асмолову представляют задачи формирования гражданской этнокультурной и общечеловеческой идентичности. Формирование гражданской идентичности направлено на становление человека как гражданина своей страны, на воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине, формирование этнокультурной идентичности и региональной идентичности (солидарности с «малой родиной» - селом, городом, регионом), представляет приобщение к национальной культуре, истории родного края, родному языку и т.д. Формирование общечеловеческой идентичности направлено на приобщение к продуктам мировой культуры, общечеловеческим ценностям, роднящих человека со всем человечеством и т.д. .

Таким образом, мы рассмотрели основные направления системы дошкольного образования в русле обновления системы образования и внедрения в практику работы ФГОС. Для реализации ФГОС еще многое предстоит сделать. Как показывает практика, работа по внедрению системы управления качеством начинается с выделения цели и основных приоритетов . Определяя основную цель своей деятельности как обеспечение качества образования, мы выполняем заказ потребителей: личности, получающей образование, начальной школы, где в дальнейшем будет обучаться ребенок, родителей, общества в целом. Для успешной реализации ФГОС необходимы следующие педагогические условия: совершенствование методической подготовки педагогов в условиях обновления и использования инновационных методов работы с детьми, корректировка и совершенствование основных образовательных программ, активизация деятельности экспериментальных площадок, организация тьюторского сопровождения, интеграция деятельности всех социальных институтов, расширение вариативных форм дошкольного образования, систематизация и уточнение индикаторов мониторинга качества дошкольного образования и др.

Рецензенты:

Прокопьева М.М., д.п.н., профессор кафедры возрастной педагогики и психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск;

Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой математики и вычислительной техники, зам. директора по научной работе Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Библиографическая ссылка

Николаева Л.В., Николаева А.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС (НА ПРИМЕРЕ РС (ЯКУТИЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22861 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Анжелика Санатарева
Современные тенденции дошкольного образования

«Современные тенденции дошкольного образования »

Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Первоочередными в образовательной политике оказываются реализация программ дошкольного образования .

Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ » становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития.

Говоря о современном состоянии дошкольного образования , хочу отметить, что педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения : хореография и ритмика, обучение новым технологиям изобразительного творчества , компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия.

Одной из проблем образовательного процесса в ДОУ на современном этапе является общение ребенка. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе игры, поэтому нам воспитателям необходимо уделять должное время этому виду деятельности.

Важным на современном этапе является снижение уровня двигательной активности, что оказывает отрицательное воздействие на состояние здоровья детей. Потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 45--50% даже при трехразовом проведении физкультурных занятий. Существует тесная зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности человека. Важно, чтобы суточный объем организованной двигательной деятельности ребенка составлял от 30 до 40% времени бодрствования.

Так же хочется затронуть тему семьи. На сегодняшний день большее количество семей, где воспитываются дети, неполные. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ, ссылаясь на занятость. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Нам воспитателям необходимо влиять на родителей таким образом , чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста , помогали ему.

В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования . Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Мы педагоги должны стать независимыми образованными профессионалами , берущими на себя полную ответственность за все, что мы делаем, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования . Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников.

Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования , развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом.

Современный педагог - это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим воспитанникам. Важными чертами современного педагога являются постоянное самообразование , самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями .

Современный педагог должен шагать в ногу со временем. Требования, которые предъявляет наше время – это электронно-дидактические пособия, образовательные программы должны широко использоваться на всех занятиях педагогом. Использование современных электронных средств обучения на занятиях активизирует внимание и вызывает интерес к материалу.

Современный педагог - это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием , но и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, современный педагог должен плодотворно работать с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка.

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС начального образования «Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС НОО» В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить.

Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной.

Современные подходы к содержанию образования дошкольников с учётом требования ФГОС до «Кто не знает куда направляется, тот очень удивится попав не туда» Марк Твен ФГОС ДО - нормативный правовой акт федерального уровня, представляющий.

Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей.

Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования «ФГОС - Знатоки образования» Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОО содержания и особенностей ФГОС ДО. Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

Педсовет «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» Педагогический совет на тему: "Современные технологии как инструмент управления качеством образования" Подготовила старший воспитатель:.

1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).

Таблица 1.2.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Тенденции Процесс
Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

Новые отношения и позиции:

Субъект-субъктные;

Возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

Расширение структур сопровождения:

Медико-валеологическая;

Социально-педагогическая;

Психологическая;

Коррекционно-педагогическая.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности .

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

Целостности педагогического процесса и комплексности целей;

Активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

Демократизации и гуманизации;

Системности и целостности управления;

Централизации/децентрализации;

Взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

Единоначалия и коллегиальности;

Объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

Совмещение инновационных программ с уже существующими;

Сосуществование представителей различных педагогических концепций;

Раскол педагогического сообщества;

Несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

Потребность в новом научно-методическом обеспечении;

Потребность в новых педагогических кадрах;

Приспособление новшеств к конкретным условиям;

Проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

Проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ .

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.


Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений.

В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.

Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.

В.А.Сластенин, Л.С.Подымова В науке выделяют три типа исследований инноваций:

Изучение фактов, способствующих/препятствующих нововведениям;

Исследование инновационного процесса;

Управлением инновационным процессом;

Анализ инновационных ситуаций/оценка степени риска, эффективности.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи).

Педагогическая инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX в на Западе, с 80-ых гг. – в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию. Следовательно, инновации решают определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом. Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются (унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.

Поэтому проблема выстраивания системы повышения ее жизнестойкости так актуальна в Пермском крае, а именно в городе Кунгур. Цель исследования: Исследовать и проанализировать состояние альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур. Характеристика базы исследования. Исследование проводилось в городе Кунгур с численностью населения около 70 тысяч человек. ДОУ в городе - ...

... » и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР 5. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно...

Программа развития дошкольного образовательного учреждения

Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

    гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности . Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре» , ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;

    диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.
В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
- принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
- принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы :

Демократизации и гуманизации;
- системности и целостности управления;
- централизации/децентрализации;
- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
- единоначалия и коллегиальности;
- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

    совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

    раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

    несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

    потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

    потребность в новых педагогических кадрах;

    приспособление новшеств к новым условиям;

    проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

    проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики .

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 1999).

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Часть I. Дошкольное образовательное учреждение как открытая развивающая система

1.1. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающей системы

Дошкольное образовательное учреждение как система - сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности: а) системообразующих факторов, б) структурных и в) функциональных компонентов, г) условий функционирования.

а) системообразующие факторы представлены миссией, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результат деятельности ДОУ;

б) структурные компоненты обозначены управляющей и управляемой системами, их составом (воспитатели, родители, дети), а также технологиями деятельности субъектов всех уровней управления по поводу реализации программного содержания в ДОУ;

в) функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в деятельности ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по формированию взаимосвязанной деятельности в системе «педагог - ребенок - родители» и соответствующих подсистемах;

г) условия функционирования ДОУ определяются существующими пространствами его деятельности - медико-валеологической, социальной, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями и возможностями участников учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования

Открытость ДОУ как системы определяется на базе тех пространств развития, которые существуют в учреждении, а также динамики их изменений.

Характеристиками открытости ДОУ могут выступать степень неравновесности его состояния (относительно стабильное, но не абсолютно изменчивое), механизм саморегуляции и характер реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционное или инновационное, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания внутри дошкольного учреждения.

Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.

Моделирование и проектирование процесса развития дошкольного образовательного учреждения

Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на обозримую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.

При этом моделью в нашем понимании будет выступать система пространств ДОУ, фиксирующих развитие субъектов образовательного процесса во взаимодействии, а также показатели их взаимосвязанной деятельности.

Представленная в схеме модель пространства развития дошкольного образовательного учреждения выполняет критериально-диагностическую, планово-прогностическую и развивающе-формирующую функции, позволяющие оптимально управлять деятельностью учреждения.

Пространство развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог - ребенок - родитель». Посредством описания специфики функционирования данной системы мы приходим к пониманию направленности и назначения выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

Пространство развития дошкольного образовательного учреждения

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Выделенные этапы, с одной стороны, фиксируют непрерывность и количественную трансформацию изменений, с другой стороны, определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

Этап интеграции связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является перевод педагогов, родителей, детей с позиции субъекта в личностный контекст жизнеосуществления.

Этап индивидуализации связан с анализом степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определением потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Логика развертывания социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития субъектов в ДОУ

Интегрирование вышеперечисленных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального пути развития каждого субъекта в логике:

а) структурной организации социального заказа в области дошкольного образования. Если выделить аспекты социального заказа, формируемые на разных уровнях общественного развития и развития образовательной системы, мы получим федеральный, национально-региональный и внутриинституционный (ДОУ) компоненты, одновременно представляющие структурные элементы Госстандарта в области дошкольного образования;

б) смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта. Представление социального развития как смены определенных этапов социализации субъекта позволяет зафиксировать логику и направленность развития всех субъектов учебно-воспитательного процесса в ДОУ (адаптация, интеграция, индивидуализация);

в) смены ведущих видов управления в ДОУ. Выделенные виды управления развиваются по линии «от простого к сложному» - от преобладания преимущественно внешних воздействий к внутренним, от ориентации на коллективное предписание к примату самопрограммирования и управления собственным развитием (традиционное управление, мотивационное программно-целевое управление, соуправление, рефлексивное управление, самоуправление);

г) смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ. Зафиксированная в таких понятиях, как «воздействие», «взаимодействие», «самовоздействие», траектория развития детей, родителей, педагогов в совместной деятельности предстает основным механизмом смены предложенных выше форм и видов управления .

1.2. Режимы жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения

Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.

Деятельность ДОУ в режиме развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

Деятельность ДОУ в режиме функционирования - процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Предлагаемая ниже таблица позволяет определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования.

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ


Признаки деятельности ДОУ в режиме развития:

    актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;

    включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;

    характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;

    показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;

    качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Условия развития ДОУ и источники идей развития:

    четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;

    наличие концепции развития;

    наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;

    благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;

    предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;

    выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;

    использование образовательного потенциала социума;

    расширение внешних связей, открытость ДОУ;

    организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;

    изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.

Логика перевода ДОУ в режим развития связывается с реализацией основных функций управления анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации .
Развернутый анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по выделенным показателям позволяет представить совокупность взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня его развития. В их основе лежит понимание того, что выделенные этапы и уровни развития учреждения в целом и его отдельных пространств детерминированы единой логикой развития субъектов.

Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития дошкольного образовательного учреждения

Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.

Использование подобного алгоритма позволяет выявлять проблемные поля в функционировании и развитии дошкольного образовательного учреждения, планировать систему действий и организовывать работу по преодолению выявленных противоречий, определять промежуточные и итоговые результаты подобной деятельности, своевременно корректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии развития ДОУ.

Подобный формат использовался для разработки ряда программ развития дошкольных образовательных учреждений г. Барнаула и зарекомендовал себя как весьма продуктивная форма наработки основных идей и определения направлений развития учреждений. Существенное условие для его эффективной реализации заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу. По сути, консультантом или руководителем проекта фасилитируется продуцирование максимального количества идей на основе той информации о состоянии дошкольного учреждения, которая была собрана на аналитико-диагностическом этапе деятельности.

1.3. Программирование развития дошкольного образовательного учреждения

Программа развития ДОУ - нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: а) исходное состояние (режим) дошкольного образовательного учреждения, б) образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы), в) состав и структуру действий по преобразованию - переводу ДОУ в качественно новое состояние .

Программа развития является нормативным документом, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития.

Компоненты программы развития фиксируют цель и задачи, проблемный анализ с обоснованием актуальности, новизны и практической значимости предлагаемого проекта, исходные научно-теоретические предпосылки, показатели, характеризующие успешность достижения цели, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ресурсное и информационное обеспечение, контроль над ходом реализации программы, анализ и коррекция результатов.

Основные требования к программе развития позволяют смоделировать действительно жизнеспособный проект:

1. Актуальность и проблемность.

2. Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).

3. Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).

4. Реалистичность.

5. Целостность.

6. Чувствительность к сбоям.

7. Личностная, социальная, нравственная направленность.

8. Эвристический, экспериментальный, инновационный подход.

Источником формирования миссии, стратегии и тактики развития учреждения выступает проблемный анализ его деятельности.

Алгоритм проблемного анализа

1. Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.

2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.

3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ .

Логика проведения проблемного анализа

Под каждую из выявленных в процессе анализа проблем строится дерево целей - системы шагов по устранению противоречий в каждом из аспектов деятельности учреждения: условия, процесс, результат (см. следующую схему).

Построение дерева целей решения конкретной проблемы

Пояснение к схеме: ц - цели, Вц - ведущая цель (получаю), цА1 - формирование мотивационной готовности (хочу), цА2 - формирование теоретической готовности (могу), цА3 - формирование технологической готовности (делаю).

Одной из форм обучения и актуализации умений педагогов в области конструирования и реализации экспериментальной программы в ДОУ может выступать деловая игра. Ниже приводится пример использования формата контекстного обучения в процессе инновационной деятельности.

Дидактическая игра «Программа развития ДОУ»*

Начальным этапом формирования компетентности педагога в области педагогической инноватики рассматривается перевод субъекта из состояния неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности. Формой его реализации выступает деловая игра, которая проводится на начальном этапе подготовки и разработки программы развития. Деловая игра направлена на актуализацию/формирование умений определять логику и последовательность разработки экспериментальной программы по освоению новшества.

Цель игры: овладеть алгоритмом построения экспериментальной программы в ДОУ.

Цель игрового взаимодействия: выработать единое решение в подгруппе относительно последовательности этапов разработки программы.

Объект имитации в игре: совместное заседание временного творческого коллектива педагогов дошкольного образования с целью разработки программы развития ДОУ.

Предварительная подготовка связана с информированием участников о сути и назначении деловой игры в учебном процессе, основных правилах, компетенциях игроков и ведущего.

Для организации игры необходимо сформировать несколько подгрупп из 5-7 человек (в зависимости от численности и подготовленности аудитории). Примерный комплект ролей: председатель (руководитель), генераторы идей, докладчик, секретарь, оппонент, аналитик.

Игра проходит в несколько этапов:

Этап I (3-5 минут) подготовительный: составление блок-схемы (игрового формата): (см. таблицу 4-7 столбцов, 17 строк), обозначение заголовков столбцов и заполнение первого столбца «Шаги создания программы» таблицы.

Этап II (5-7 минут). Каждый индивидуально в столбце 2 «Индивидуальная оценка» самостоятельно определяет порядок элементов программы: 1 - первый элемент, 2 - последующий, ..., 15 - последний элемент программы.

Этап III (10-15 минут). В подгруппах педагоги совместно определяют алгоритм разработки программы и принимают групповое решение, которое записывается в столбец «Групповая оценка».

Этап IV (5-10 минут). Выступление подгрупп: докладчиком фиксируется определенная группой логика создания программы развития, оппонентами других подгрупп задаются уточняющие и проблемные вопросы относительно содержания выступления.

Формат деловой игры «Программа развития ДОУ»

Этап V (10-15 минут). Обработка результатов. В столбце «Правильный ответ» задается последовательность шагов разработки программы. После того как заполнены первые три столбца, производится расчет в последующих столбцах:

«Индивидуальная ошибка»: из значения соответствующей строки столбца «Индивидуальная оценка» вычесть значение в соответствующей строке столбца «Правильный ответ», разницу без знака «минус» поместить в соответствующую строку столбца «Индивидуальная ошибка» (например, по критериям результативности: 2 - 12 = 10);

«Групповая ошибка»: тот же алгоритм действий - высчитывается разница значений в соответствующих строках столбцов «Групповая оценка» и «Правильный ответ» и помещается в столбец «Групповая ошибка» (например, для темы программы: 1 - 1 = 0);

«Лидерство»: действие «вычитание» совершается со значениями в соответствующих строках столбцов «Индивидуальная ошибка» и «Групповая ошибка», разница без знака «минус» помещается в столбец «Лидерство» (например, для актуальности программы: 7 - 8 = 1).

Последнее действие - подсчет суммы по каждому из последних трех столбцов «Индивидуальная ошибка», «Групповая ошибка», «Лидерство», значение которой помещается в соответствующий столбец строки «Итого».

Интерпретация результатов: если вы набрали менее 60 баллов в соответствующем столбце «Индивидуальная ошибка», «Групповая ошибка» строки «Итого», то данный результат принято считать оптимальным. Вы достаточно компетентны в вопросах разработки программы развития либо на индивидуальном, либо на групповом уровне.

Выраженность лидерских качеств определяется шкалой оценок:

    менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;

    20-30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;

    31-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;

    более 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.

Этап VI (10 минут). Групповая дискуссия призвана определить основные акценты и приоритеты в разработке программы, выработать единую точку зрения на последовательность шагов ее создания.

Этап VII (10 минут). Рефлексия результатов и процесса взаимодействия в игре позволяет актуализировать педагогам собственные смыслы и ценности, осмыслить предлагаемое содержание игровой ситуации.

1.4. Алгоритмы разработки программы развития ДОУ

Алгоритмирование процесса разработки и реализации программы развития ДОУ позволяет облегчить организационные затраты на перевод ДОУ в режим развития. Основным пунктом при избрании того или иного алгоритма является решение вопросов о том, насколько потенциал ДОУ позволяет определиться со стратегией развития и выявить, какие существуют проблемы в ДОУ, затрудняющие его переход на качественно новый уровень жизнедеятельности. В зависимости от имеющихся ответов, например, на первый вопрос, избирается стратегия углубления проблемного анализа под уже определенную перспективу развития. Если же проблемы более или менее определены, а стратегия еще не сформулирована, тогда следует начинать с определения стратегии развития, а затем необходимо уточнить и проранжировать имеющиеся в ДОУ проблемы, затрудняющие достижения обозначенной идеальной цели (см. табл. 5).

Примерный формат для разработки программы развития

Предлагаемые основания для анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения выступают организационной основой разработки программы развития с использованием приводимых ниже алгоритмов.

Алгоритм 1 (управленческий)

Процесс разработки программы развития может быть представлен в логике управленческих функций.

Анализ (аналитико-диагностическая): диагностика исходной ситуации (фиксация проблем в состоянии ДОУ), поиск направлений и идей развития (идеальная модель ДОУ), построение программы по переводу ДОУ в режим развития. Организационная работа направлена на определение основных методологических и методических подходов к планированию и реализации программы развития; систематизация и обобщение внутреннего опыта деятельности ДОУ, согласование программы развития с органами управления образованием.

Планирование (планово-прогностическая): определение идеальной модели будущей системы и алгоритма по переводу ДОУ в желаемое состояние - определение наличных и дополнительных ресурсов по переводу ДОУ в режим развития, разработка показателей мониторинга перевода ДОУ в режим развития; создание интегративной основы деятельности всех специалистов в рамках экспериментальных программ.

Организация (организационно-исполнительская): создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников эксперимента, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки эксперимента: реализация экспериментальных программ; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ и детей в единую творческую продуктивную деятельность.

Контроль (контрольно-регулировочная): организация текущего и итогового контроля (мониторинг хода и результатов эксперимента); проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на основании полученных данных; сбор, обработка и интерпретация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента.

Обобщение результатов эксперимента, их верификация: обоснование достоверности и надежности. Подготовка управленческого решения о ходе эксперимента, рецензирование работы, методические рекомендации педагогам, работающим в режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта. Распространение опыта в рамках новых проектов и программ в ДОУ. Перевод ДОУ в статус методического центра по заявленной проблеме работы с детьми из социально неблагополучных семей.

Алгоритм 2 (содержательный)

Вся работа по подготовке программы развития представлена 6 блоками:

1. Аналитический блок: подготовка информационной справки о состоянии ДОУ с целью проведения всестороннего анализа его деятельности.
Структура и примерное содержание справки: а) общие сведения об учреждении (нормативно-правовая база, учредители; характеристика постройки, количество групп-комплектов; б) анализ социальной ситуации развития (сведения о микрорайоне, инфраструктуре, внешних связях); в) сведения о коллективе воспитанников (количество, половозрастные характеристики, наполняемость групп); г) сведения о коллективе педагогов (стаж, квалификация, половозрастные характеристики, особые заслуги); д) анализ базовых пространств ДОУ и результатов деятельности за отчетный период, определение перспектив и проблем развития; е) дополнительные сведения (заслуги, традиции коллектива).

2. Целевой блок: формирование совокупности идей и приоритетов развития, определение целей и задач развития. Как правило, целевые ориентиры развития избираются на основе определения миссии ДОУ (его философии), а также базовых ценностей на основе анализа социального заказа и конкретизации запросов родителей на образовательные услуги ДОУ.

3. Содержательный блок: связан с разработкой направлений и содержания инновационной деятельности. Реализация поставленной цели и решение выделенных в предыдущем блоке задач связывается с конкретным содержанием деятельности (что осваивается, какие происходят изменения за счет введения новшеств и т.д.).

4. Технологический блок: определяется объем работы, конкретизируются методы, формы, средства деятельности в рамках управляющей и исполняющей программ, подробно обозначаются исполнители, время, место деятельности и технологии их работы.

5. Результативный блок фиксирует ожидаемый результат на уровне измеряемых показателей целедостижения. Определяются критерии эффективности деятельности по переводу ДОУ в режим развития, описываются качественные показатели нового состояния.

6. Экспертный блок: в заключение предложенный проект проходит экспертизу со стороны экспертов - как правило, внешних специалистов, компетентных в разрабатываемой проблеме. Результаты анализа могут оформляться в виде рецензии на программу или аналитической записки, содержащей заключение о целесообразности, актуальности и новизне, а также реальности предлагаемого к реализации проекта.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «В ДОЛГ». Посетив сайт интернет проекта «В ДОЛГ» по адресу http://vdolg.info, Вы найдете удобный сервис, который поможет в самые быстрые сроки взять в долг деньги под проценты у частного лица в частном банке. Благодаря услугам сайта независимого финансового консультанта «ВДОЛГ», приобрести кредит или денежный займ стало по-настоящему просто, что позволяет совершать покупки или удовлетворять Ваши экстренные потребности в денежных средствах, не дожидаясь зарплаты.

* В соответствии с психолого-педагогическими принципами конструирования и структурой деловой игры разработан предлагаемый формат. Использованы материалы методического пособия: Боброва М.П . Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. С. 48-57.

Фото А.Степанова

Поделиться