Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии. Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии Архитектор штакеншнейдер биография

Андрей Иванович Штакеншнейдер - сын мельника. Учился в академии, получил несколько частных заказов, потом был представлен императору, стал любимым архитектором, очень много работал , хорошо зарабатывал, но много тратил на большую семью (семеро детей), как и Карло Росси. Ещё у него жена салон завела - а мужу за всё платить. Бедняга заработался, его пытались кумысом отпаивать - увы, умер бедняга на обратной дороге.
На фотографиях – скульптурный портрет архитектора рядом с Ольгиным павильоном вид на маленькую дамбу, ведущую к Царициному острову Ольгиного пруда. Вид на портрете совершенно умученный.


Немного по городу
Мариинский дворец построен как свадебный подарок для Марии Николаевны (старшей дочери Николая I, на отца похожей характером) на месте дворца Чернышёва архитектора Валлена Деламота плюс пару соседних. Эклектика только начиналась, поэтому дворец носит черты надоевшего современникам классицизма. Элементы барочного декора и рустовка а-ля Ренессанс. Пять лет строили.

Архитектор представлял будущий Исаакиевский собор (он был учеником Огюста Монферрана), дворец создавал соразмерный. Памятник Николаю I перед Исаакием – на двух точках опоры (Медному Петру три понадобились – но насколько наш знаменитый всадник энергичнее!). Я ещё сфотографировала вид с Синего моста на Мойку в сторону Невского.

Содержать его было дорого, поэтому наследники продали его в казну под государственный совет. Сейчас там депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, на пандус имеет право въезжать только председательский мерин. Интерьеры, сохранившиеся и воссозданные, простой человек не увидит. Правда, моя мама говорит - раз в год бывают экскурсии.

Дворец Труда . Бывший Николаевский. Строился 10 лет - огромный, на целый квартал. Говорят, он был гораздо интереснее внутри. Нет гармонии между частью и целым.

В городе ещё несколько построек Штакеншнейдера – особняк Белосельских-Белозерских, дворец одного из великих князей на Дворцовой набережной (сейчас в лесах), скромное здание (дом самого архитектора) на Миллионной, 10 (таблица почему-то на доме 12). Есть и другие.

Парк Александрия .
Была ферма, приферменные постройки для модной романтической игра в сельскую жизнь. Дворец-коттедж - неоготика, на экскурсии сказали - единственный сохранившийся в этом стиле в России.

В палисаднике – много цветов и южных растений в кадках. Скульптура цесаревича Алексея.



Внутри нельзя снимать, так хоть вокруг все побегали. Забавно смотрятся пёстренькие садовые цветы на фоне классического русского пейзажа.

В коттедже нельзя фотографировать! Не знаю, почему. Буклеты свои продавать, что ли? За разрешения на съёмку бы больше выручили. Вспышек боятся (кстати, это - разумное ограничение)? Назначили бы крупный штраф, и кому надо и техника позволяет, без вспышек бы снимали. Плюс ценник можно высокий установить. Мне не нужны буклеты с навязанными иллюстрациями, без того, что хочется снять! Вот стою, пишу, а над моей головой - дивная люстра с изображением рыцарей и дам. Очень сомневаюсь, что она есть в буклете. Если есть, куплю (проверила – не купила). В одних коттеджах смотрители снисходительны, в других - злобные. Надо фотоаппарат попытаться настроить на беззвучный режим, а то пищит при включении. Я обычно законопослушна, но в таких бессмысленных случаях просто зло берёт, хочется наоборот сделать. Говорят, что не хватает денег на реставрацию, а от такого простого способа привлечь средства сами отказываются. Я ещё вышла из себя, услышала у кассы чьё-то замечание - хорошо, что не разрешают фотографировать. Кому это мешает?! Экскурсоводам? Они на работе. Другим экскурсантам? Думаю, часть сами бы фотографировали, а другая не обратила бы внимания. Авторское право? Авторы сто лет как в могиле.
Интерьеры в общем и целом вполне недурны, особенно комнаты, из которых вид на парк открывается. Нижний английский парк проектировал садовник Эрлер и архитектор Менелас. Последней владелицей коттеджа была императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III.

Фермерский дворец планируется восстановить. До него можно дойти через руинный мост. Дальше – капелла, ещё метров триста мы добежать не успели – время экскурсии ограничено.

М ариинский дворец, Царицынский павильон, Николаевский дворец - эти и многие другие величественные здания Петербурга построил Андрей Штакеншнейдер. Он был не только талантливым архитектором, обладавшим удивительной работоспособностью, но и радушным хозяином, дом которого стал центром светской и культурной жизни столицы.

Протеже Монферрана

Андрей Штакеншнейдер родился 6 марта (22 февраля по старому стилю) 1802 года недалеко от Гатчины, на мельнице отца. Немецкая фамилия досталась Андрею от деда: искусный кожевник Фридрих Штакеншнейдер приехал из Брауншвейга при Павле I , когда немецких мастеров различных дел выписывали в Россию . Андрей был младшим ребенком в семье, и уже в детстве стало понятно, что ремесленником ему не быть: мальчик увлекался рисованием и строил игрушечные дворцы и крепости.

Андрею было всего 13 лет, когда он поступил в архитектурный класс Академии художеств . Учился без наград, никаких особых талантов не выказывал, зато с удовольствием занимался черчением, засиживался над чертежами до поздней ночи.

В 1821 году Штакеншнейдер получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, который регулировал застройку площадей и улиц в Санкт-Петербурге.

Протекции у молодого человека не было, а значит, не было и особой перспективы. Но ему повезло. Он узнал, что знаменитый архитектор Огюст Монферран набирает чертежников на строительство Исаакиевского собора. Монферран, по свидетельствам современников, был человеком довольно легкомысленным: у него было множество грандиозных идей, но не было должного терпения для их реализации. Работал он так: набрав команду талантливых мастеров, набрасывал общий замысел проекта - будь то люстра в одной из комнат или целый фасад, - а остальное доделывали помощники. Штакеншнейдеру удалось произвести на Монферрана хорошее впечатление, ведь он кропотливо работал с набросками знаменитого зодчего. И Монферран помог тому начать карьеру в большой архитектуре. В это время один из приближенных императора - граф Бенкендорф - собрался перестраивать свою усадьбу под Ревелем, и Монферран посоветовал ему обратить внимание на своего молодого ученика. Штакеншнейдер взялся за работу и перестроил усадьбу в настоящий готический замок.

Мариинский дворец. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Первый заказ императора

Штакеншнейдер еще не успел уехать из имения, когда к Бенкендорфу с визитом пожаловал Николай I . Новое здание пришлось императору по вкусу, и он дал архитектору его первый по-настоящему крупный заказ: строительство Мариинского дворца на Исаакиевской площади для дочери Николая, великой княгини Марии Николаевны, и ее мужа, герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Строительство, правда, началось лишь спустя несколько лет. А до этого Штакеншнейдеру наконец удалось выехать за границу - он путешествовал по Франции, Италии, Германии и Англии, зарисовывал памятники архитектуры. Вернувшись, он оформил интерьеры нескольких залов в Михайловском дворце , и приступил к работе над проектом Мариинского дворца.

На месте, где должен был разместиться новый дворец, раньше стоял особняк графа Чернышова. Штакеншнейдер не стал разбирать его до основания - старый дом стал как бы каркасом для новой постройки. Император торопил архитектора, чтобы молодые супруги поскорее устроились в новом дворце, однако работа шла непросто.

В центре здания архитектор задумал ротонду . Ее почти возвели, когда он параллельно получил заказ от императрицы на возведение дворца в Крыму и уже собирался выезжать. Но внезапно обнаружилось, что металлические балки для сводов ротонды были сделаны тоньше, чем нужно, и к тому же криво поставлены. Архитектору все-таки пришлось уехать в Крым - не испытывать же терпение Ее Величества, - а по его возвращении собралась комиссия. Балки заменили, ротонду переделали. Через год же случайно выяснилось, что новые балки были сделаны из старого, как говорят уставшего, металла. Опять началась перестройка, и, наконец, ротонда была возведена. Именно она изображена на картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета». И именно Мариинский дворец стал одной из первых огнеупорных построек в Петербурге, ведь Штакеншнейдер заменил максимально возможное число деревянных элементов металлическими. Дворец был достроен в 1844 году, тогда же Штакеншнейдер получил звание профессора архитектуры.

Фермерский дворец. Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»

Петергофские проекты Штакеншнейдера

Андрей Штакеншнейдер успевал заниматься несколькими проектами одновременно. В 1842–1843 годах он работал в парке «Александрия» : перестроил один из павильонов в Фермерский дворец Александра II, пристроил к возведенному Адамом Менеласом дворцу «Коттедж» столовую с Мраморной террасой. В 1842 году Штакеншнейдеру поступил еще один заказ от Николая I - возвести в Петергофе два павильона для жены Александры и дочери Ольги. Для строительства Царицынского павильона архитектор использовал опыт, приобретенный в заграничном турне, и возвел здание в модном тогда помпейском стиле, по образу и подобию древнеримских домов, найденных при раскопках погибшего при извержении Везувия города Помпеи. В 1848 году был возведен Ольгин павильон в неаполитанском стиле - здание-башенка с тремя этажами и плоской крышей. В обоих павильонах не было спален: августейшее семейство приезжало сюда позавтракать, покататься на лодке и погулять. Вместе со Штакеншнейдером над проектами работал садовый мастер Петр Эрлер, и вместе им удалось создать в Петергофе маленький уголок Италии, где так мечтала побывать императрица.

Одновременно с завершением строительства Ольгина павильона в 1846 году Штакеншнейдер начал работать над проектом дворца князей Белосельских-Белозерских, который сегодня считается одним из символов Санкт-Петербурга. На углу Невского проспекта и набережной Фонтанки до 1797 года стоял каменный дом, который приобрела княгиня Белосельская. Дом снесли, а на его месте возвели дворец по проекту архитектора Демерцова. Именно его и задумал перестроить князь Эспер Белосельский-Белозерский и поручил работы Андрею Штакеншнейдеру. Первые чертежи были готовы уже в начале 1840-х годов, но работы начались только после того, как был достроен Мариинский дворец. Княжеский дворец был спроектирован в стиле необарокко, в чем-то Штакеншнейдер скопировал Строгановский дворец Растрелли. Скульптор Давид Йенсен украсил здание фигурами атлантов и кариатид - этот прием стал очень популярен среди архитекторов того времени.

Дворец Белосельских-Белозерских. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Два дворца для двух братьев

Карьера зодчего шла в гору. В 1851 году Штакеншнейдер получил чин статского советника. В то же время Николай I объявил конкурс на строительство дворца для младшего сына Николая Николаевича в качестве подарка на 20-летие. Лучшим был признан проект тогда уже одного из самых востребованных архитекторов Петербурга - Андрея Штакеншнейдера. Едва начавшееся в 1853 году строительство остановилось из-за начала Крымской войны и возобновилось лишь по ее окончании. В 1855 году Николай I умер, на престол взошел Александр II. К тому времени великий князь Николай Николаевич начал готовиться к свадьбе, и новый император отпустил на строительство Николаевского дворца три миллиона.

Штакеншнейдер проектировал не только само здание, но и мельчайшие детали интерьера: по его чертежам были сделаны даже дверные ручки, стулья, диваны, кресла. Дворец был оснащен последними техническими новинками: водопроводом и канализацией, здесь были даже телеграф и гидравлический лифт. В центре здания архитектор возвел домовую церковь в древнерусском стиле. Штакеншнейдер видел такую в детстве в Ростове Великом и поехал туда снова - чтобы сделать «обмеры». Для росписи церкви Штакеншнейдер предложил молодого выпускника Академии художеств, Павла Сорокина, бывшего крепостного, который окончил Академию с золотой медалью. Именно он позже занимался росписью храма Христа Спасителя в Москве. Но его кандидатуру отклонили: вице-президент Академии художеств князь Гагарин предложил профессора Людвига Тирша, который в итоге и расписал стены домовой церкви Николаевского дворца, используя уникальную технологию: он замешивал краски с так называемым «жидким стеклом» и работал по сырой штукатурке.

С 1856 года Штакеншнейдер был архитектором Высочайшего двора. Обладая уникальной работоспособностью, он одновременно занимался строительством еще одного дворца - для сына Николая I, Михаила. Первоначально император предполагал оба дворца расположить на Благовещенской площади, в том числе и из соображений экономии: так можно было сделать общую прачечную и один дом для прислуги. На первых чертежах Штакеншнейдера два дворца даже были соединены галереей. Но потом для одного из особняков нашли место недалеко от Невы, и архитектор начал работать над строительством двух дворцов: Николаевского на Благовещенской площади и Ново-Михайловского на Дворцовой набережной. Строительство последнего было завершено в 1862 году.

Николаевский дворец. Фотография: Смирнов Павел / фотобанк «Лори»

«Штакеншнейдеровские субботы»

Неподалеку от дворца Белосельских-Белозерских и Аничкова моста располагалась последняя из съемных квартир Штакеншнейдера. Для большой семьи архитектора (в браке с Марией Халчинской у него родилось семь детей) она стала тесна. Наконец, в 1852 году семья приобрела дом на Миллионной улице, неподалеку от Дворцовой площади . Разумеется, он был сразу же перестроен под чутким руководством и по проекту нового хозяина. В доме, помимо жилых комнат, расположились мастерские архитектора и его подмастерьев. Одна из дочерей зодчего была серьезно больна и почти не выходила в свет. Поэтому жена Штакеншнейдера превратила их дом в настоящий центр культурной жизни, организовала один из лучших салонов Петербурга. Местные «субботы» стали важным еженедельным событием светской жизни в столице. Гостей собиралось около 50 человек, среди них были Федор Достоевский , Иван Гончаров , Иван Айвазовский , Иван Тургенев , Карл Брюллов . Штакеншнейдер успевал лично принимать гостей, потом уходил в мастерскую работать или уезжал на строительство. Дочь архитектора, Елена, писала в дневнике: «Мы живем ужасно шумно. Каждый день новые знакомства, и то спектакль, то маскарад, а теперь еще задумали пикники…» Такой образ жизни требовал крупных денежных затрат, и долги семьи росли, к тому же стало ухудшаться здоровье самого архитектора. В конце концов дом пришлось продать. Семья переехала в имение, полученное от отца, - Ивановку, где Штакеншнейдер провел детство.

В начале 1860-х годов здоровье архитектора ослабло. Весной 1865 года по совету врачей Штакеншнейдер уехал в Оренбургскую губернию. Он провел там лето и, казалось, пошел на поправку, но обратном пути был вынужден остановиться в Москве, так как снова почувствовал себя плохо. 8 августа 1865 года Андрей Штакеншнейдер скончался в возрасте 63 лет. Его похоронили в Троице-Сергиевой пустыни, в Петербурге, возле церкви Григория Богослова, которую он сам и спроектировал.

Русский архитектор, создатель выдающихся дворцовых ан­самблей и блистательных парадных интерьеров, Андрей Иванович Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 г под Петербургом на мызе Ивановка, вблизи Гатчины. Он происходил из семьи обрусевших немцев его дед кожевник - выходец из Германии, отец Иоганн арендовал участок земли у реки Пудость, построил дом, окружил небольшим парком. Усадьба стала называться Ивановкой. Здесь прошло детство будущего придворного архитектора Родители рано обратили внимание на склон­ность сына к рисованию и по достижении им 13 лет определи ли мальчика в Академию художеств. Способный юноша курс архитектурного обучения (1815-1820 гг.) прошел легко и по окончании сразу же получил заказ на составление памятника в форме древнегреческого храма в имении известного барона Николаи.

В 1824 году А.И. Штакеншнейдер поступает чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. Спустя 4 года началась его служба архитектором рисовальщиком в комис­сии по возведению Исаакиевского собора. Одновременно с деятельностью в составе этой комиссии молодой специалист по­лучает от главного строителя храма О. Монферрана отдельную работу - выполнение эскиза Траурного катафалка «на Алек­сандра I». Результат творчества был замечен, оценен, и автор получил первый подарок по службе. В это время ему поручается переделка комнат императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце, а вскоре в качестве архитектурного помощника привлекают к декоративному оформлению всего дворца. На талант­ливого и скромного труженика обращает внимание могуще­ственный шеф жандармов Бенкендорф. Граф поручает ему пе­рестройку в своем имении под Нарвой старинного замка в «го­тическом вкусе». Заказчик вы­полненной работой остался весьма доволен и представил молодого зодчего императору. Осмотрев постройку, Николай I - высококвалифицированный инженер, безошибочно распоз­нал выдающиеся способности А.И. Штакеншнейдера.

И.И. Тихообразов «Архитектор А.И. Штакеншнейдер», 1846. Государственный Русский музей.

С этого времени карьера зодчего вполне устроилась. Он стал широко популярен, заказы по­следовали один за другим. В 1833 году он был определен ко дво­ру великого князя Михаила Пав­ловича, проводил работы на Ка­менном острове, принадлежав­шем брату императора, а по распоряжению Николая I выпол­нил проект «Сельского домика». В 1835 году проект воплотился в жизнь - в окрестностях Пе­тергофа появляется Никольский домик. Постройка, задуманная в «русском вкусе», имитировала усадьбу зажиточного крестьяни­на, хотя в действительности предназначалась для кратковременного отдыха царской семьи во время прогулок по парку. Отражаясь в воде, домик велико­лепно вписывался в ландшафт на берегу большого искусствен­ного озера. Новый водоем был создан в южной части Петерго­фа, а на месте болот возникли обширные парки: Луговой и Озерковый. Архитектурная критика тех лет встретила эту построй­ку однозначно одобрительно.

В это время А.И. Штакеншнейдер становится академиком и по заказу принца П.Г. Ольденбургского (родственника импе­ратора) заново декорирует все интерьеры перешедшей к ново­му владельцу дачи князя А. Долгорукого на Каменном острове (наб. Малой Невки, 11).

Одновременно зодчий погружается в творческую работу - (создал 18 проектов) - по перестройке дворца Екатерины II в селе Коломенское под Москвой. А.И. Штакеншнейдер предпо­лагал построить новый дворец в традициях древнерусской архитектуры и создать целый ансамбль на берегу реки. Интерес­ный замысел зодчего не был реализован из-за превышения сме­ты предусмотренной постройки.

В 1836 году завершалось строительство первой в России желез­ной дороги «Петербург - Царское Село – Павловск». Для привлече­ния большего числа пассажиров было решено создать на конеч­ной станции увеселительно-развлекательное заведение - «воксал». Объявленный конкурс на проект здания «воксала» выиграл А.И. Штакеншнейдер. После открытия в 1837 года железнодорож­ного сообщения, Павловск стал одним из популярнейших мест летнего отдыха обитателей столицы. Хорошая акустика павиль­она, интересный репертуар, выступление европейских знаменито­стей (композитор И. Штраус и др.) удачно сочетались с возмож­ностью прекрасной прогулки по аллеям чудесного парка.

Вскоре старое слово «воксал» превратилось в «вокзал» и изменило свой смысл, так стали называть пассажирские здания на всех железнодорожных станциях России.

В эти годы в Павловске началось формирование двух новых кварталов Елинского (в междуречье Славянки и Тызвы) и Мариинского (на верхнем берегу плато Мариентальского пруда). Планировочной доминантой здесь стала декоративная крепость Бип. Центральное положение предполагаемых жи­лых кварталов как стыкующих две части города, кроме того, включение в жилой застройки уже ранее созданной архитекто­ром Ч. Камероном пейзажной планировки, требовали высоко­го художественного такта. Решение этой важной задачи было поручено А.И. Штакеншнейдеру и А.П. Брюллову, значи­тельный период творчества которых был связан с Павловском.

Формируя Мариинский квартал, зодчий выполнил десять проектов образцовых домов с классической системой построения и «готическими» элементами декора. Одна из построек - дом полковника Иванова (ул. Крупской, 5) сохранилась до на­ших дней. Застройка этих кварталов Павловска повлекла за собой массовое строительство новых, а также переделку старых жилых домов.

В 1837 г. А И. Штакеншнейдер был командирован Кабине­том за границу. Почти год провел в Италии, Франции и Англии, изучая памятники мировой архитектуры, где сделал множество зарисовок кистью и карандашом. Целые дни проводил на рас­копках Помпеи, изучая пропорции и конструкции древнерим­ских мастеров. Опыт, полученный при знакомстве с выдающи­мися архитектурными творениями, зодчий использовал в Рос­сии при возведении своих широко известных строений.

Возвращаясь домой, А.И. Штакеншнейдер некоторые начатые работы закончил, многие продолжил, а к другим приступил. В 1839-1844 годах он возводит два прекрасных павильона - Царицын и Ольгин - в Колонистском парке Петергофа на ост­ровках Ольгиного пруда. Это была одна из самых последова­тельных и удачных стилизаций в «помпейском вкусе». Пол столовой Царицына павильона позднее был украшен подлинной античной мозаикой. Оба павильона, с присущим зодчему мастерством, органично вписались в ландшафт. За Колонистским парком находятся еще два больших парка - Озерковый и Луговой (Бельведерский). Главное здание в композиции Лугово­го парка - павильон Бельведер («Прекрасный вид») на Бабигонских высотах. Большое двухэтажное сооружение по своему облику напоминает древнегреческий храм. Его первый этаж ре­шен как массивный высокий цоколь из монолитных блоков розового гранита.

Второй этаж Бельведера со всех четырех сторон декориро­ван 28-ю полированными серебристо-серыми гранитными ко­лоннами. Сооружение богато оформлено монументальной скульп­турой. В 1856 году на гранитных постаментах по углам главного фасада были установлены две скульптурные группы П.К. Клодта «Укротители коней», выполненные в гальванопластике.

Бельведер, проектируемый как охотничий императорский дом, является доминантой окружающей местности. С его галерей открывается чудесный вид на Каскадные пруды, бесконечные дали и Финский залив. Павильон служил любимым местом отдыха Александра II, именно здесь состоялось его первое свидание с 17-летней фрейлиной княжной Е.М. Долгоруковой, позднее ставшей его морганатической супругой - светлейшей княгиней Юрьевской,

Одной из первых построек А.И. Штакеншнеидера после возвращения из длительного заграничного путешествия стал Мариинский дворец (Исаакиевская пл., 6), построенный для дочери царя,Ма­рии Николаевны (отсюда название дворца), вышедшей замуж за герцога Лейхтенбергского. Император считал, что пышность и богатство царского двора являются лицом власти, и не жалел огромных затрат на создание внешнего блеска императорских и великокняжеских дворцов и особняков. Дети Николая I были в свое время как полубоги, и все имели соответствующие их высочайшему положению жилища. Это было время наивысшего расцвета абсолютной монархии в России.

Дворец был построен за 5 лет (1840-1844 года), все это время новобрачные жили в Аничковом дворце - собственном дворце Николая I, со вступлением на престол переехавшим в Зим­ний дворец.

Мариинский дворец построен в стиле позднего классициз­ма. Занимает квартал на левом берегу Мойки у Вознесенского проспекта. Фасады дворца оформлены колоннами, декоративная разработка их очень умеренна. Анфиладу начинает парадная приемная герцога, за ней следует ротонда, освещенная верхним светом через купольное перекрытие на 2-ярусной колоннаде. К ротонде примыкает квадратный зал, позади него зодчий раз­местил зимний сад с паровым отоплением. В Петербурге еще нет водопровода, но А.И. Штакеншнейдер впервые устраивает здесь, а затем и во всех своих дворцах сантехническое оборудование: свинцовые водопроводные трубы и резервуары с водой, фильт­ры и ватерклозеты. Большая заслуга зодчего в удачной планировке дворца все жилые помещения выходили в сад, весь день ликующие солнце и тишина!

Помня о катастрофическом пожаре в Зимнем дворце зи­мой 1837 года, А.И. Штакеншнейдер стремился свою постройку сделать максимально огнестойкой, устраивая конструкции перекрытий и лестниц из металла. Постройка дворца стала пред­метом искреннего восхищения современников. «Дворец удив­ляет утонченностью и благородством вкуса в украшениях, богатым разнообразием в подробностях».

Успехи зодчего не остались незамеченными - в 1843 году его избрали вольным общником Академии, а в 1844 году за строи­тельство Мариинского дворца А.И. Штакеншнейдера возводят в звание профессора Академии художеств. Позднее, в 1884 году, дворец был передан в казну и приспособлен для заседаний Государственного совета. Ныне здесь работают депутаты Зако­нодательного собрания Санкт-Петербурга.

Одновременно со строительством Мариинского дворца зод­чий строит для княгини Марии Николаевны и ее супруга летнюю резиденцию. На берегу Финского залива между Петергофом и Ораниенбаумом на мызе Сергиевка, приобретенной Николаем I у Нарышкина, возводит­ся двухэтажный дворец. Среди парка вырастает роскошная вилла, напоминающая постройки античных патрициев Раскопки Помпей позволили А.И. Штакеншнеидеру детально изучить архитектуру античных жилых домов и использовать в своих рабо­тах мотивы и декоративные приемы древних римлян.

Построенный дворец имел совершенно волшебный вид, отличался изяществом вкуса и был органично связан с рельефом. Новая летняя великокняжеская резиденция стала называться имением Лейхтенбергских.

Все эти и последующие годы труд зодчего был многократ­но востребован императором и членами его семьи. Наряду с монументальными сооружениями возводятся и незначительные по объему постройки. В начале 1840 года в Александрии - лю­бимом месте летнего отдыха императрицы Александры Федо­ровны - зодчий пристраивает к коттеджу столовый зал, орга­нично дополнивший новым объемом творение архитектора А.А. Менеласа.

С 1842 году по проекту А.И. Штакеншнейдера в Крыму для супруги императора строится в Ореанде дворец со службами и устройством парка. Строительство продолжалось 10 лет, для наблюдения за работами зодчий дважды ездил в Крым. Новое прекрасное белоснежное здание со строгим фасадом, с класси­ческим фронтоном и кариатидами четко смотрелось на фоне южного неба. О нем с восхищением говорили очевидцы тех дней. Увы, здание не сохранилось, опустошительный пожар 1882 года уничтожил чудное творение мастера. Ныне на его месте распо­ложились постройки санатория.

Архитектурно-строительные и садово-парковые работы в окрестностях Петергофа не прекращались. В 1843-1850 годах на месте приморской мызы князя Долгорукого в районе Сергиевки зодчий превратил старый дом в изящный миниатюрный двухэтажный дворец. Построй­ка получила наименование «Собственная дача наследника-цесаревича» и использовалась для летнего отдыха великого князя Александра Николаевича - будущего императора Александра II. Зодчий полностью изменил внутренний и внешний облики зда­ния, декорировав его с изысканной роскошью в стиле Людо­вика XV. Годы спустя плодовитый архитектор здесь же, на ме­сте деревянной церкви, возвел каменный храм. «Собственная дача» открыла новое направление в русской архитектуре - стилизаторское «второе барокко (необарокко)».

Наряду с деятельностью на Финском взморье А.И. Шта­кеншнейдер напряженно трудился и в Петербурге. В это вре­мя он работал при дворе великого князя Михаила Павловича и нередко выполнял заказы его сотрудников по артиллерийско­му ведомству. В 1843 году зодчий перестроил и отделал в новом вкусе жилой дом графа Кушелева на Фонтанке. Дом поражал гостей роскошью и хорошо сохранился до наших дней, нахо­дится наискосок от цирка на другом берегу Фонтанки.

По соседству, у Самсониевского моста (ныне мост Белин­ского), в доме 1/30 по ул. Самсониевской зодчий осуще­ствил красивую пристройку к угловой башне «Бельведер». Она примыкала к основному зданию со стороны Фонтанки, ныне, увы, утрачена безвозвратно. Дома, как и люди, на протяжении своего существования переживают взлеты и падения, расцвет и упадок.

1840-1850 годы являются периодом расцвета творчества А.И. Штакеншнейдера - это уже сложившийся мастер, выра­ботавший свой самостоятельный архитектурный почерк. Он ус­пешно продвигается по службе, становится действительным стат­ским советником. Этот гражданский чин по «Табели о рангах» соответствовал чину генерал-майора или контр-адмирала, зод­чий не был обделен и наградами.

Разумеется, талант А.И. Штакеншнейдера в эти годы осо­бо ярко раскрылся при строительстве дворцов в Петербурге. В 1846 году он получает заказ князей Белосельских-Белозерских коренным образом перестроить особняк на углу Невского про­спекта и набережной Фонтанки, возведенный в начале 1800 года архитектором Тома де Томоном.

Зодчий приступил к работе и превзошел себя - создал на­стоящее «Палаццо», представительное и величественное. В ка­честве прототипа был взят старинный дворец графа Строганова на Невском проспекте, построенный архитектором Ф.Б. Растрелли. Фасады нового дворца выполнены в стиле зрелого русского барокко и вышли роскошными. Еще более парадны интерьеры дворца. Тонкая лепка, обильная позолота, зеркала, наборного дерева полы создают незабываемое впечатление роскоши и изящества. Все детали убранства свидетельствуют о высоком архитектурном мастерстве. Современники считали величественный дворец «совершенством в своем роде».

В конце XIX века дворец приобрел сын Александра II вели­кий князь Сергей Александрович. После его трагической кончины в 1905 году владелицей дворца стала его вдова великая княгиня Елизавета Федоровна. Вскоре, удалившись от мирской су­еты и став настоятельницей одной из общин, она передала дворец своему воспитаннику, кузену Николая II - великому князю Дмитрию Павловичу. Именно в этом дворце он содержался под домашним арестом за участие в убийстве Григория Распутина.

До наших дней дворец хорошо сохранил свои первоначаль­ные черты. Здание признано памятником архитектуры и со­стоит под охраной государства

В 1853 году А.И. Штакеншнейдер получает очередной «высо­чайший заказ» - проектирование и строительство дворца для сына императора, великого князя Николая Николаевича.

Дворец, выполненный в стиле зрелого итальянского ренес­санса, расположен на углу Конногвардейского бульвара по со­седству с мостом (ныне мост Лейтенанта Шмидта) с отступом от красной линии.

Перед ним создан парадный двор, огражденный чугунной решеткой. Внешний облик 3-этажного здания проще и уме­реннее фасадов дворца Белосельских Белозерских, как и все­гда, планировка помещений, их взаимное расположение и связь были основательно продуманы зодчим. Просторные залы убраны с большой изобретательностью. К изнеженному, аристократическому стилю королевской Франции XVIII века А.И. Штакеншнейдер имел особое пристрастие и не упускал случая его применить Мастерство зодчего, его умение блестяще прояви­лись в разработке парадной лестницы. Это одно из самых интересных произведений не только его творчества, но и во всей мировой архитектуре XIX века.

В 1895 году дворец перешел в ведомство императрицы Марии Федоровны, и в память бракосочетания старшей дочери Александра III великой княгини Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем здесь был открыт Ксенинский институт. Это закрытое учебное заведение благород­ных девиц для обучения и воспитания полусирот из дворянских семей имело 10 летний курс. Более 20 лет на фасаде дворца между 2-м и 3 м этажами была надпись крупными накладными буквами «Ксенинский институт».

А.И. Штакеншнейдер всегда был загружен работой, делал новые проекты, проверял все детали чертежей к нему (делали его помощники), создавал неповторимые интерьеры, посещал объекты строительства, бывал на обсуждении проектов его чертежей заказчиками. В 1854 году Академия художеств привлек­ла его к преподаванию в архитектурном классе. Уже в первый год у нового профессора свыше 20 учеников, через год - 34, а в 1858 г. - свыше 60 человек. У двух других профессоров (А.И. Бенуа, А.А. Тон) вместе взятых, в два раза меньше. Это сви­детельствует не только об огромной трудоспособности А.И. Штакеншнейдера, а также о таланте обучать и воспитывать.

Уже более 20 лет одаренный зодчий был женат на Марии Федоровне Холчинской, в браке с которой родилось 8 детей, но А.И. Штакеншнейдер все еще не имел казенного жилья и многие годы снимал квартиры. Долгое время семья жила в доме лютеранской церкви Святого Петра на Невском проспекте, где с каждым годом становилось все теснее. Высокие гонорары за исполнение многочисленных архитектурных заказов позволили ему в 1852 году приобрести и в 1854 году реконструировать дом 10 на ул. Миллионной. Лицевой фасад дома при перестрой­ке получил новую отделку. Один из первых зодчий использовал специфический вариант архитектуры Флоренции XVI века. Его убранство дополнили барельефы с фигурами танцующих муз, хорошо сохранившиеся до наших дней.

Дом протянулся через весь квартал, выходя своей южной стороной на набережную Мойки, 9. В просторном доме удобно разместилась и многочисленная семья зодчего, и его архитектурная мастерская, быстро обрастающая штатом сотрудников. В этом доме А.И. Штакеншнейдер создавал проекты двор­цов сыновей императора, а также проекты других видных зда­ний.

В 1855-1862 годах, дом зодчего был одним из известнейших литературно-художественных салонов Петербурга. Здесь, на «субботах», собирались архитекторы и поэты, артисты и писатели, художники и философы. Позднее, в связи с болезнью Андрея Ивановича, обострившейся в начале 1860 годов, семья была вынуждена продать свой дом и переехать в родную Ивановку. Здание было перестроено в доходный дом, на месте зимнего сада, где росли бананы и другие экзотические фрукты, был воз­веден многоэтажный флигель.

В начале 1970 годов были попытки архитектурной общественности и властей города отдать должное памяти выдающегося архитектора XIX века и создать в его творческой мастерской мемориальный музей. Увы, благим пожеланиям не суждено было свершиться. Ныне в 4-этажном доме А.И. Штакеншнейдера располагаются многочисленные отделы «Ленстройматериалов», иные помещения сданы в аренду зубной поликлинике и т. п.

Неподалеку от собственного дома на восточном берегу Зим­ней канавки (ул. Миллионная, 33) в 1853-1857 годах шло строи­тельство казармы для 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка. Император на это сооружение обращал особое внимание. Возведение казармы осуществлялось под надзором академика В.П. Львова, при регулярном освидетельствовании членами комиссии, в которую входил и придворный архитектор. Казарма была осмотрена в 1857 году, и члены ко­миссии признали: «Сколько по наружному осмотру судить мож­но, выстроена правильно, прочно, чисто и сходно высочайше утвержденных чертежей».

Долгое время (вплоть до последних дней) историками авто­ром проекта казармы назывался А.И. Штакеншнеидер. Не­сколько ранее он рядом с будущей казармой вел работы в Малом Эрмитаже. В Белом зале с легкими мраморными арка­дами зодчий разместил 8-угольный фрагмент античного моза­ичного пола, привезенного из Помпеи, погибшей в 79 году при извержении вулкана Везувия. В непосредственной близости с этим всемирно известным объектом А.И. Штакеншнеидер в 1851-1859 году перестроил Старый Эрмитаж, завершив ответ­ственными работами на парадной лестнице, ведущей в помеще­ния Государственного Совета.

В эти же годы, невдалеке от собственного дома, на Французской набережной он реконструирует жилой дом 1/24. Одно временно выполняются заказы в Крыму и Новгороде, в Павловске и Петергофе - от императорских и великокняжеских дворцов и особняков до жилых домов и казарм, от павиль­онов до культовых сооружений. В своих работах зодчий эк­лектически использовал исторические архитектурные стили, вне­дряя элементы прошлого в новых сочетаниях.

Несомненно, очередной творческой удачей являются па­вильоны в Колонистском парке Петергофа. На островках Ольгиного пруда зодчим возведены два прекрасных павильона - Царицын и Ольгин. Построенные в «помпейском вкусе», они являются одними из самых последовательных и удачных стили­заций. Оба павильона органично вписались в ландшафт.

По соседству с павильоном Бельведер здесь же, на Бабигонских высотах, зодчий в 1851-1854 годах построил церковь свя­той царицы Александры - одно из наиболее замечательных произведений «русского стиля». В этой постройке удачно по­вторены силуэтные построения и детали, характерные для мос­ковских церквей XVII века. Храм отлично вписан в живопис­ный холмистый ландшафт. В годы Великой Отечественной вой­ны церковь сильно пострадала и нуждается в помощи спонсоров для проведения срочной реставрации.

Постройки А.И. Штакеншнейдера и других архитекторов в центре Петербурга тактично дополняли сложившиеся ранее ансамбли и инженерные сооружения. В 1854 году на стыке раз­водного пролета Благовещенского моста была поставлена ча­совня, посвященная святому Николаю - покровителю морепла­вателей, в формах «русско-византийского стиля», официально предписанного для культовых зданий. Автором проекта явля­ется придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер.

Среди других широко известных работ А.И, Штакеншней­дера в окрестностях Петергофа находятся две знаменитые ве­ликокняжеские усадьбы - Знаменка и Михайловка, располо­женные западнее Стрельны, и дворец в Гостилицах, принадлежавший князю А.М. Потемкину, родному племяннику фаворита Екатерины II.

Последней крупной работой талантливого архитектора была постройка дворца для младшего сына императора великого кня­зя Михаила Николаевича Ново-Михайловский дворец, заложен­ный в 1857 году на Дворцовой набережной, 18, был завершен в 1861 году одновременно с Николаевским дворцом.

Новый великокняжеский дворец имеет большие размеры, но не играет активной градообразующей роли, он встал в ряды других дворцов и особняков. Ново-Михайловский дворец меньше Николаевского, но оформлен еще пышнее. Карнизы, фронтоны, наличники и т. п придают фасаду изысканность и богатство, выделяя здание среди окружающей застройки.

Колонны из каррарского мрамора, перрактовая скульптура, кариатиды придают дворцу, имитирующему стиль барокко XVIII века, парадный вид. В интерьерах здания пышная лепка, декоративная роспись, мраморная облицовка, кожаная с позоло­той обивка стен, панелей и изделия из ценных пород дерева. Перед парадным подъездом зодчий создал сложную компози­цию перильных ограждений и осветительных фонарей-торшеров. Ныне во дворце находится отделение Института востоковедения и Института археологии Академии наук.

В личном плане А.И. Штакеншнейдер был контактный и доброжелательный человек. Многие его ученики, став архитекторами, продолжали трудиться вместе с учителем. Долгие творческие годы зодчий тесно сотрудничал со скульптором Д.И. Иенсоном (1816-1902 гг.). Фигуры атлантов, кариатид, барельефы и другие произведения талантливого мастера вопло­щены в Мариинском, Николаевском, Ново-Михайловском и других дворцах и особняках. Результатом совместного труда архитектора и скульптора стал памятник президенту Медико-хирургической академии Я. В. Виллие, установленный в 1859 году на углу Сампсониевского проспекта и Самарской улицы перед новым корпусом академии. Авторы памятника-шедевра русского искусства - архитектор А.И. Штакеншнейдер и скуль­птор Д.И. Иенсон.

Яков Васильевич Виллие, ярко одаренная личность, умер в 1854 году. Его 2-этажный особняк находился на Английской набережной, 74. В 1830 году он предоставил во флигеле своего дома квар­тиру выпускнику Медико-хирургической академии талантливо­му хирургу штаб-лекарю А.Д. Бланку. Здесь, 28 февраля 1835 года родилась его дочь Мария Александровна - мать Владимира Ильича Ленина.

Напряженная работа А.И. Штакеншнейдера требовала огромных затрат сил, а они иссякли. Последние годы зодчий страдал болезнью легких, для лечения кумысом выехал весной 1865 году из любимой Ивановки в Саратов. На обратном пути слег в Москве, здесь 8 августа 1865 году великий труженик скончался. Похоронен под Санкт-Петербургом в Троице-Сергиевой пустыне - ныне здесь поселок Володарский. А.И. Штакеншнейдер, происходивший из семьи обрусевших немцев, имевший русскую жену, русских друзей, проведший всю жизнь в России, чувствовал себя русским. Творения выдающегося русского зодчего принадлежат к числу немногих архитектурных памятников, чья художественная ценность сохранялась в течение всего времени их существования

В ряде случаев он выступал инициатором развития многих архитектурных стилей и проявил в своих произведениях высочайшее профессиональное мастерство, блестящую эрудицию и тонкое чувство стиля. В его творчестве слились различные формы, в них ярко видно сильное влияние западного вкуса, русского материала, климата и обычая.

«А И. Штакеншнейдер - один из самых талантливых и пло­дотворных русских зодчих, работавших в XIX веке, принадлежал к поколению архитекторов, вышколенных на строгости классицизма и затем отдавших свои силы на самые разнообразные прихоти вкуса». (Л. Н Бенуа, Н Е Лансере).

До сих пор неизменно вызывают особый интерес проекты, строго документальные планы участков, фасады зданий, ин терьеров, исполненные великим архитектором и находящиеся в собрании НИИ Академии художеств, чьим выпускником и преподавателем был Андрей Иванович Штакеншнейдер.

В начале 1845 года Мариинский дворец придворной конто­рой великой княгини Марии Николаевны был принят. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали «Можно сказать утвердительно, что этот Дворец принадлежит к числу изящ­нейших европейских зданий по художнической отделке зал. Это архитектурное произведение есть целое поэтическое со­здание, которое найдет толпу подражателей и будет иметь у нас благое влияние на архитектурные украшения внутренностей великолепных зданий не вычурными убранствами, не массами серебра и золота, а простыми, зрело обдуманными классически ми формами».

Труд зодчего Андрея Штакеншнейдера очень высоко оцени­ли многие его современники. Не остались в долгу и царствую­щие заказчики. За создание дворца у Синего моста Андрей Иванович получил орден Святого Станислава 2-й степени и 5 тысяч рублей серебром. «За особое искусство и отличные познания в архитектуре» он был удостоен звания профессора без испол­нения программы по выбору Академии художеств. Это был исключительный случай.

Совершенно особую награду придумала ему великая княги­ня Мария Николаевна. По воспоминаниям ректора Академии художеств Федора Иордана, приглашенного на бал в Танце­вальном зале Мариинского дворца, Мария Николаевна подозва­ла к себе на балу профессора скульптуры Николая Пименова и сказала «Ты мне, Николай, должен сделать бюст Штакеншней­дера, он достоин красоваться в этой зале». Потом Ф.И. Иор­дан писал. «Я слышал, что бюст его действительно был поставлен во дворце великой княгини».

В 1885 году этот эпизод подтвердила газета «Петербург­ский листок». «В одной из зал Мариинского дворца и поныне находится бюст Штакеншнейдера, поставленный здесь еще при жизни, в награду за постройку».

Выдающийся русский зодчий Андрей Иванович Штакеншнейдер, как ни один зодчий был отмечен таким образом. Его архитектурные шедевры продолжают радовать поколение XXI века россиян и многих гостей Северной столицы.

Андрей Иванович Штакеншнейдер, выдающийся представитель историзма в русской архитектуре, оставил огромное наследие. Вдохновлявшийся готикой и «русским стилем», классицизмом и барокко, «помпейским» и «неогреческим» стилями, архитектор всегда творчески интерпретировал исторические прообразы, создавая собственные оригинальные постройки.

Генрих (Андрей Иванович) - внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, и младший сын Ивана Штакеншнейдера — владельца мукомольной мельницы на реке Пудость близ Гатчины, родился 22 февраля 1802 года.

Детство мальчика прошло в семейной усадьбе на мызе Ивановка, в доме, окруженном небольшим парком. Близкое соседство с Гатчинской резиденцией оказало благотворное влияние на болезненного и впечатлительного Андрея, любившего рисовать и строить игрушечные сооружения. По совету друзей отец решил отдать сына в Императорскую академию художеств.

В году Штакеншнейдер создает проект в Царском Селе. Спроектированный им особняк имеет удобны закрытые веранды, а в центре фасада — широкие окна, пропускающие много света. Служебный флигель выделен строгим фронтоном.

В году зодчий был вновь привлечен к работам в царскосельской резиденции: по Высочайшему повелению он отобрал; в Императорском Эрмитаже тринадцать картин . Работы начались осеныо 1856 года.

В 1850-е годы Штакеншнейдеру уже не приходилось решать больших архитектурно-планировочных задач: заказы ограничивались оформлением интерьеров в Зимнем дворце, Малом и Старом Эрмитажах. В этих работах архитектор проявил себя искусным знатоком оформления интерьеров, автором интересных вариаций в рамках одного стиля, творцом оригинальных декоративных композиций.

В эти гожы годы Штакеншнейдер продолжал успешно продвигаться по службе:

  • в 1851 году он получил чин статского советника,
  • с 1854 года архитектор преподавал в Академии художеств.
  • с конца 1856 являлся архитектором высочайшего двора.
  • в 1858 — действительного статского советника
  • к 1858 году у него занималось более шестидесяти воспитанников.

Однако и в это время он продолжал проектировать и строить: в 1852-1854 годах под руководством Штакеншнейдера была построена часовня на Благовещенском мосту; в 1853 году по его проекту возвели иконостас в церкви Воскресенского женского монастыря в Санкт-Петербурге. Также зодчий исполнял частные заказы: так, он построил усадебный дом для Кушелевых в Лигово и спроектировал для них усыпальницу в Сергиевой пустыни.

Штакеншнейдер работал в разных уголках России: в Крыму над (сооружением дворца в Ореанде, в Новгороде — над возведением здания Дворянского собрания. В Тамбовской губернии по его проекту была построена усадьба герцогов Лейхтенбергских.

Последними выдающимися сооружениями Штакеншнейдера стал Николаевский дворец в Петербурге, возведенный в 1856 году и дворец великого князя Михаила Николаевича на Дворцовой набережной, постройка которого была завершена в 1861 году.

Завершив в 1861 году отделку двух больших дворцов столицы — Ново-Михайловского и Николаевского, Штакеншнейдер продолжил проектирование усадьбы В. В. Апраксина в Орловской губернии. В 1863 году зодчий работал в Комитете по изучению различных систем вентиляции в зданиях. В 1864 году Штакеншнейдер исполнил последний свой проект — рисунок иконостаса для церкви в имении своего друга Я. И. Довголевского в Черниговской губернии.

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. А. И. Штакеншнейдер был похоронен в Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Творчество Штакеншнейдера вобрало в себя все технические достижения и предшествующий опыт русского зодчества, его талант и огромное трудолюбие позволили глубоко изучить и использовать наследие русской и мировой архитектуры. В Царском Селе он строил немного, но вклад его уникален: архитектор дал свое «прочтение» стиля барокко, не копируя, но воплощая свое понимание темы: в отделке интерьеров искусно сочетаются роскошь и удобство, рационально используются разнообразные приемы.

Году Штакеншнейдер создает проект

  • В 1855 -1856 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера создаются
  • Источники:

    • Епаринова Е. Штакеншнейдер. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
    • Петрова Т, А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1977
    • Шуйский В. К. А. И. Штакеншнейдер — ученик О. Монферрана // Краеведческие записки. Исследования л материалы. Вып. 5. СПб., 1997

    Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 года и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. В 1831 году Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля (Кейла-Йоа). Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру.

    Архитектор быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

    В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837-1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность.

    С 1848 года - архитектор императорского двора.

    Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму.

    Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице, 10 (второй фасад выходил на наб. Мойки, 9) был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы. Архитектор приобрел его у титулярных советников М. Е. и Д. Е. Петровых и перестроил для своей семьи в 1852-1854 годах. В особняке проходили штакеншнейдеровские «субботы», на которых собирались поэты, писатели, артисты и художники, ставились любительские спектакли. Здесь бывали В. Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Я. П. Полонский и другие. В 1865 году Штакеншнейдеры продали этот дом в связи с болезнью хозяина. Здание было перестроено в доходный дом.

    У Штакеншнейдера также было и загородное имение - мыза Ивановка, находившееся недалеко от Гатчины и доставшееся ему от отца в конце 1850-х годов.

    В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Архитектор был похоронен в Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни в церкви Григория Богослова, построенной им самим (могила сохранилась).

    Работы в Санкт-Петербурге

    Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

    Главное из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.

    Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены:

    • дворец великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда), 1853-61 гг.
    • дворец великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, д.18), 1857-1861 гг. Сейчас здесь располагается Институт восточных рукописей РАН.
    • Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41), построенный в 1846-1848 годах в стиле необарокко. В 1884 году дворец перешёл во владение брата Александра III, великого князя Сергея Александровича. Сейчас здесь расположены культурный центр и музей восковых фигур.
    • детская больница
    • часовня на Николаевском мосту, освещённая в честь св. Николая Чудотворца (1853-1854 гг).
    • некоторые из зданий придворного ведомства
    • на Каменном острове архитектор занимается переделками в Каменноостровском дворце, перестраивает дачу Долгорукого (арх. Шустов С. Л.), приобретенную П. Г. Ольденбургским. В 1835 по его проекту на Каменном была построена дача актера Женьеса, в 1836-38 гг. - дача Званцовых. В 1834 году Штакеншнейдер выполнил проект перестройки дачи М. И. Мордвинова.

    Работы в Петергофе

    Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат:

    • планировка двух пейзажных парков - Колонистского и Лугового
    • Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке
    • павильоны «Озерки» и Бельведер в Луговом парке
    • Собственная Его Величества дача
    • Церковь Святой Троицы на Собственной даче
    • загородный дворец Марии Николаевны в Сергиевке
    • дворец, две оранжереи и дом садовника в Михайловке
    • дворец и павильон Renella в Знаменке
    • Львиный каскад, 1854-1857 гг.
    • в 1842-1843 гг. в парке Александрия он строит Фермерский дворец, а также пристраивает к Коттеджу (1826-1829, арх. А. А. Менелас) столовую с Мраморной террасой.

    Другие постройки

    • в Царском Селе памятник великой княгине Александре Николаевне
    • в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Г. Г. Кушелёва (сына)
    • в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова
    • в Таганроге - дворец Ахиллеса Алфераки
    • в Ореанде, в Крыму - дворец императрицы Александры Фёдоровны и прочее.

    Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведённые в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нём цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

    Галерея

      Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

      Николаевский дворец в Санкт-Петербурге

      Дворец Алфераки в Таганроге

      Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

    Поделиться