Звукобуквенный анализ слова дядя. Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова. Как сделать фонетический разбор слова

Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.

Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.

Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Памятка для звуко-буквенного разбора

1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)

2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю) , 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) - это Ъ и Ь.

3. Гласных звуков - 6 (А, О, Э, И, У, Ы) . Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н"] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках - [н], а мягкость звука обозначили знаком ". Но детям мы этих значков пока не объясняем - они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный - для обозначения гласных звуков, синий - для обозначения твёрдых согласных, зелёный - для обозначения мягких согласных).

4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука - это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука - это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я - [а], е - [э], ё - [о], ю - [у]), если стоят после согласных (например: мяч - [м"ач], белка - [б"элка], лён - [л"он], люк - [л"ук]), и 2 звука (я - [й"а], е - [й"э], ё - [й"о], ю - [й"у]), если стоят в начале слова (яма - [й"ама], енот [й"энот], ёлка [й"олка], юла - [й"ула]); после гласной (баян - [бай"ан], веер - [вей"ер], чаёк (от чай) - [чай"ок], баюн (кот-баюн) - [бай"ун], а также после Ъ и Ь (съел - [сй"эл], гроздья - [грозд"й"а], варенье - [варен"й"э], бельё - [бэл"й"о], вьюнок - [в"й"унок]).

6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ . Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С .

7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Волна

Проведи волнистую линию так, чтобы гласные остались сверху, а согласные - снизу.


Скачайте картинки на компьютер и распечатайте для ребёнка

Чего больше?

Чего больше - гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.


Найди буквы

Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.

Звуко-буквенный разбор слова в школе

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Phone (греч.) - звук.

Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы. Grapho (греч.) -пишу.

Буквы - знаки, обозначающие звуки речи, их мы видим и пишем. В русском языке 33 буквы, обозначающие звуки. К графическим знакам также относятся знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и другие, а буквы ь и ъ звуков не обозначают. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (губы, зубы, язык, небо). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого образуются согласные звуки. Согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости [б]- [б"], [в]- [в"], [г]- [г"]. Не имеют пары по мягкости [ж], [ш], [ц], они всегда твердые.

Не имеют пары по твердости [ч"], [щ"], [й"], они всегда мягкие.

Примечание . Звук, обозначаемый буквой щ, является долгим мягким глухим, например: щеки, щетка. Парным ему долгим мягким звонким является [ж" ж"], встречающийся в немногих словах, например: дрожжи, вожжи.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют, образуется голос. А при произнесении глухих согласных голосовые складки не вибрируют, образуется шум. Вибрацию голосовых связок можно ощутить, приложив тыльной стороной руки к горлу. Имеют пару по звонкости и глухости [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с]. Не имеют пары по глухости [й], [л], [м], [н], [р], они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости [х], [ц], [ч], [щ], они всегда глухие.



Звонкие и глухие согласные звуки могут различать слова. Например: дом - том, кол - гол, шар - жар и т.д. Парные мягкие и твердые согласные звуки различают слова, например: лук - люк, мал - мял, нос - нес, конь - кон. Звонкий согласный звук на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Такая замена называется оглушением. Например: зуб - зубок, низкий - низок. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Такая замена называется озвончением согласного. Например: просьба - просить, сдать.

Примеры разбора звукобуквенного анализа слов

Сторожи"ть - [старажыт"] - 9 букв, 8 звуков, 3 слога.
С - [с] - согласный, глухой, парный, твердый, парный;
Т - [т] - согласный, глухой, парный, твердый, парный;

Р - [р] - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
О - [а] - гласный, безударный;
Ж - [ж] - согласный, звонкий, парный, твердый, непарный;
И - [ы] - гласный, ударный;
Т - [т"] - согласный, глухой, парный, мягкий, парный;
Ь - [-]
Объе"м - [абй"ом] - 5 букв, 5 звуков, 2 слога.
О - [а] - гласный, безударный;
Б - [б] - согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
Ъ - [-]
Е - [й"] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
[о] - гласный, ударный;
М - [м] - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.

Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:

Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.

Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).

Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).

Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).

Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.

1 класс

Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.

1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:

дом, лом, сам, сын, сом, сон, мак, кон, конь, день, шмель, пень, ель, кульки, тюльпан, труба, дуга, труба, горы, рыбы, раны, сани, санки, розы, козы, лось, книга, стол, зайку, майку, тень, стул, царь, соль, кубик, бусы, пить, рыть, фильм, Яшу, яму.

2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:

трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.

3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:

ёж уголок люк радость изгиб
мороз дети мел снег обложка
леса жмурки подъезд бег протяжка
стена морозный заявка гриб морской
перепел школьники уехать глаз стекло
вечер коньки подъем зуб щука
нога весна ручьи ложка малина
бегун весёлый здоровье столб ягодка
пятно пирожок варенье морковь погрузка
грохот мяч вьюга ножка дорожка
ловить ходьба замазка собака цветок
берёзка деревья улов пятёрка юг

Звуковой разбор идет в такой последовательности:

1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.

2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.

4. Запишите, выделите фонему (букву).

6. Проверьте, получилось ли слово.

Учащиеся имеют памятки:

№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Гласные звуки [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ] .

Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:

а) в начале слова (например: Яша, юла );

б) после гласной (например: маяк );

в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга ) дают два звука.

Гласные буквы: а, о, у, э, ы - показывают, что согласный читается твердо.

Гласные буквы: я, е, ё, ю и - показывают, что согласный читается мягко.

Ь – показатель мягкости.

Звуки [ нн ’, рр’ , лл’ , мм ’, й ] – звонкие непарные или сонорные.

[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.

Звуки [ бб’, вв’, зз ’ , ж, гг ’ , дд ’ ] – звонкие парные.

Звуки [ пп ’ , фф ’ , сс ’ , ш, кк ’ , тт ’ ] – глухие парные.

Звуки [ хх ’ , щ, ч, ц ] – глухие непарные.

Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.

Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.

Ъ, Ь знаки – звука не обозначают

- мягкость.

№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).

№ 3. Лента букв (рис. № 3).

Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.

Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).

астра стул гвозди пастух лес
арбуз руль два пастухи лось
окуни забор яблоки юла мак
овощи дверь яблоня кузнец маки
иголка вратарь грибы эхо три
шары лови круги лещ пять
утка ели мяч шарфик дом
барабан пила ручка шарф семь
конь плотник гуси листья звонок
змей зебра гусь голуби шкаф
карандаш жмурки ёжик трамвай

2 класс

Еженедельно работа с лентой букв, а затем следующие виды работ:

  1. а). Звуки природы, вспомните и воспроизведите их голосом.
  2. Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…

    Поют птицы: …? Лает собака: …? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?

    б). Книга 1.

  3. а).
  4. Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана?

    б). Речь 1.

  5. а). Звуки в доме, воспроизведите их голосом.
  6. Как мальчик играет на барабане? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы? Как стучит мамина швейная машинка? И т.д.

    б). Вдруг 1.

  7. а). Работа с лентой букв.
  8. Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.

    Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.

    Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.

    Почему их так называют?

    Согласные всегда мягкие.

    Согласные всегда твердые.

    Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?

    б). Гриб 1 – контрольный анализ.

  9. а). Убери одну фонему.
  10. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.

    Вот так: горсть – гость.

    Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.

    б). Лыжи 1.

  11. а). Добавь фонему.
  12. Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

    Вот так: шар – шарф.

    Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.

    б).Чай 1.

  13. а). Замени фонему.
  14. В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.

    Вот так: корж – морж .

    Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

    б). Ручка 1.

  15. а). Дайте характеристику звуку в слове, который я укажу.
  16. Ветер – 2 зв., 3 зв., 5 зв.

    б). Цирк 1 – контрольный анализ.

  17. а). Приставь букву.
  18. В начало слова или в конце его добавьте букву , чтобы получилось новое слово.

    Какие звуки обозначаются этими буквами?

    роза г

    вол к

    осы к

    корь я

    пар к

    утка ш

    б). Яша 1.

  19. а). Приставь букву (аналогичное задание 9-ой недели).
  20. уха м

    кран э

    стол б

    сто г

    очки т

    враг о

    б). Точка 1.

  21. а). Озорные фонемы.

Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.

Вот какая забавная история произошла в одной семье.

Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
А кто это?
Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
(По А. Шиваеву).

Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.

Подпись под 2-м рисунком: девушка.

б). Ель 1.

12. а). Работа с лентой букв.

    Что обозначает Ь знак в конце и в середине слова?

    Чем интересны буквы Я, Е, Ё, Ю ?

    Когда они имеют два звука?

    Назовите слова, в которых есть звук [ Й ] .

    И вскользь мне бросила змея:

    “У каждого своя судьба!”

    Но я – то знал, что так нельзя –

    Жить, извиваясь и скользя.

    б). Письмо 1.

13. а). Нелепости.

Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?

Путаница.

В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползет питон,
Молоко течет в бидон,
А на стройке есть бетон.

Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где – бетон.

Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.

Нет, не так!
Нет, не так!
- Ну тогда вот так:
В печке выпечен бидон,
А в петлицу вдет питон,
По траве ползет бетон,
Молоко течет в батон,
А на стройке есть бутон.

Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон.
Ну, а где – бетон.
(Н. Матвеева)

б). Контрольный анализ.

Почка1 – 1 в
Кочка1 – 2 в

14. а). Чудеса.

Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.

Дым
Пироги пекутся в речке.
На улице стоит,
Рыбаки сидят у печки.
Дом
Путник в город шел
Из труб его валит.
Мешком.
На чердак залезла ложка,
Вы слыхали о таком?
Со стола упала кошка.
Кто не верит чудесам,
В день весенний у ворот
Убедиться может сам.
Начал дружно таять
Мед.
(А. Санин)

б). Лёд 1.

15. а). Превратим волка в козу.

Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:

1) в слове можно менять только одну букву;

2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;

3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.

б).“Волк – коза”.

Волк - полк, пола, пора, кора, коза.

б). Мосты 1.

16. а). Превратим “ночь” в “день”.

Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.

б). Семья 1.

17. а). Работа с лентой букв.

Какой звук вы слышите после согласного в слогах: ме – мя - мё - мю -

Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

Какую букву пишем, а какой звук слышим?

Е - [Э] Ё – [О] Я – [А] Ю - [У]

б). Земля 1 – контрольный анализ.

18. а). Помоги звукам.

Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.

б). Класс 1.

19. а). Замени один звук другим.

Мне недолго измениться: с “с” - я рыба, с “ф” - я птица. (сазан – фазан)

б). Кросс 1.

20. а). Загадка – метаграмма.

Я с “у” - далекая планета,

А с “и” - я в Азии страна.

(Уран – Иран)

б). Баллон 1 – контрольный анализ.

21. а). Вспомните слова о зиме со звуком [а].

(зима, горка, сосулька, санки, варежки).

Дайте характеристику 2-му звуку в слове “горка”, 5-му звуку в слове “сосулька”, 5-му звуку в слове “варежки”.

б). Тряска 1.

22. а). Любопытный.

На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются со звука [а].

Как тебя зовут? (Андрей).

А фамилия? (Азбукин).

Откуда ты приехал? (Из Анапы).

Что там растет? (Арбузы).

А еще что? (Абрикосы).

Какие птицы там водятся? (Аисты).

А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе).

Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом).

б). Ёж 1.

23. а). Говори, слушай, не повторяй.

Показываю букву, дети “по цепочке” называют слово на эту букву.

б). Якорь 1.

24. а). Как блеет баран? (бе-е-е…).

“Цепочка” слов со звуками [б, б, ].

Назовите, какой ваш звук в слове (согл., зв., глух., парн., тв., мягк., парн.).

б). Зоя 1 – 1 в

- контрольный анализ.

Яма 1 – 2 в

25. а). Занимательные модели.

      1. _ _ _ Ь (конь, лось).
      2. _ _ _ Ь _ _ (пальто, письмо, коньки).

Что вы знаете о букве Ь?

б). Конь 1.

26. а). Закончите слово (с Ь).

Бук …(-варь), тет … (-радь), сло …(-варь), мед …(-ведь), ян …(-варь), фев …(- раль).

Что обозначает Ь на конце слова; в середине между согласными; в середине после согласной перед гласными Я, Е, Ё, И?

б). День 1.

27. а). Как проверить безударную гласную? Почему она требует проверки?

Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.

Что это за звук? (гласный, ударный).

б). Окно 1.

28. а). Закончите предложения словами, начинающимися на букву О.

Было очень жарко, и мама открыла все …(окна). Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…(осы). Я очень люблю кедровые …(орехи). Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное …(облачко).

б). - контрольный анализ.

Озеро 1 – 1 в

Гнездо 1 – 2 в

29. а). Кто главнее?

Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится?

_ _ О _ _ _ И _ _ А _ А _ _ А _ _ О _ А _ У _ _ _ А.

Можно ли догадаться какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

ШК _ ЛЬН _ К К _ Р _ НД _ Ш П _ Ж _ Л _ ЙСТ _

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему вы так считаете?

б). Гриб 1.

30. а). Попробуйте расшифровать такие сокращения:

Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.

б). Глаз 1.

Аналогично строится работа в 3-4-х классах. К концу четвертого класса все учащиеся имеют прекрасный результат по фонетическому (звуко-буквенному анализу).

Литература

  1. В. Волина. Учимся играя. “Новая школа”. Москва. 1994.
  2. И. Калмыкова. Таинственный мир звуков. Ярославль. “Академия развития”, “Академия, К о ” . 1998.
  3. Журнал “Мурзилка”. 1999-2002 гг.

Чтобы выполнить этот разбор слова, как звучащей единицы языка, пишется транскрипция - запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.

Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.

Звуко-буквенный разбор - это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме.

Для начала разберемся, какие бывают звуки.

Все звуки делятся на гласные и согласные .

Буквы, которые обозначают гласные звуки, считаются гласными буквами ,

Буквы обозначающие согласные звуки – согласными буквами .

Согласные звуки

Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия.

Перечислим согласные звуки и соответствующие им согласные буквы.

Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

Многие согласные звуки образуют пары и называются парными.

Пары бывают звонкие – глухие:

Пары бывают твердые – мягкие :

Твёрдые Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х
Мягкие Б" В" Г" Д" З" К" Л" М" Н" П" Р" С" Т" Ф" Х"
Непарные твердые Ж Ш Ц
Непарные мягкие Ч Щ Й

Гласные звуки

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

А О У Ы Э И

В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: М А , М О , М У , М Ы , М Э .

Звук И обеспечивает мягкое произношение – М И .

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

Е [йэ] Ё [йо] Ю [йу] Я [йа]

В слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: Д Е, Д Ё , Д Ю , Д Я .

Гласные звуки делятся на ударные и безударные .

Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным , если на звук не падает ударения, то он называется безударным .

!!! Помним : сколько в слове гласных, столько и слогов.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова.

Ребенок должен написать слово и поставить знак ударения.

Указывается количество гласных и согласных звуков в слове.

Выписываются в столбик все буквы слова. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках указывается звук. Если буква обозначает два звука, выписываются оба звука. Если буква не дает звука (ъ или ь знак), рядом ничего не пишется.

Затем для гласных звуков пишется "гласный" и определяется ударный он или безударный.

Для согласных звуков пишется "согласный", затем определяется твердый или мягкий, парный или непарный по мягкости, звонкий или глухой, парный или непарный по звонкости.

Определяется, сколько в слове слогов.

Фонетический разбор - достаточно простой и быстрый процесс. Несмотря на лёгкость, благодаря данному разбору ученику удаётся понять разницу между звуковыми и буквенными единицами, найти отличия между написанием и произношением. Правильно сделанная фонетическая характеристика помогает школьнику запомнить произношение тех или иных сложных слов, а также усвоить основные правила русской фонетики и орфоэпии.

Фонетическая транскрипция

Для слова дед фонетическая транскрипция будет выглядеть так: [д’эт]. Ударение будет на звуковой единице [э], так как это слово состоит из одного слога.

Характеристики

Фонетический разбор слова представляет собой разбиение его на отдельные звуковые единицы и их характеристика. Важно описывать именно звуковой состав слова, а не буквенный (буквенные единицы не имеют таких характеристик, как звонкость, твёрдость и тому подобные).

д - [д’] - согласный; мягкий, парный; звонкий, парный;

е - [э] - гласный, ударный;

д - [т] - согласный, твёрдый, парный; глухой, парный.

Гласные

Буква е может представлять собой:

  • [э] в сильной позиции, т. е. когда ударение падает на «е»;
  • [й’э] после гласного, мягкого или твёрдого разделительных знаков, а также если буква «е» будет первой в слове
  • [иэ] (читается как [и] с призвуком [э]) в слабой позиции, т. е. когда ударение падает не на «е».

В представленном слове звук находится в сильной позиции в середине слова, ни одно из условий произношения [й’э] не выполнено, значит буква «е» будет обозначаться как [э].

Согласные

Важным отличием согласных будет то, что они имеют такие характеристики, как:

  • звонкость /глухость,
  • твёрдость / мягкость.

Можно указать, является ли звук парным, т. е. есть ли у него пара по звонкости/глухости или мягкости/твёрдости. Указывать это нужно после каждой характеристики или не указывать вовсе.

Примеры разбора

Корректный звуко-буквенный разбор слова «дед» будет выглядеть следующим образом:

Устный разбор

Слово дед состоит из одного слога, который и является ударным. Ударным звуком является [э]. Слово состоит из 3 букв, которые обозначают 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Перенос данного слова невозможен, так как оно состоит лишь из 1 слога.

Фонетический разбор слова «пять» даст четкое представление, как о характере каждой составляющей, так и о возможных трудностях, возникающих на письме. Нужно осуществить звуко-буквенный разбор данного слова.

Фонетический разбор

Требуется определить число звуков и букв в лексеме:

  1. Предмет исследования состоит из одного слога: пять.
  2. Числительное имеет четыре буквы, а количество звуков меньше на один.
  3. Предмет исследования имеет единственный слог – ударный: пЯть.
  4. Переносить разбираемое числительное нельзя.

Транскрипция слова

Грамотная транскрипция имеет вид: [п’ат’]. Несовпадение транскрипционного вида и письменного очевидно.

Звуко-буквенный разбор

Установленные ранее сведения о том, сколько звуков и букв в слове «пять» показали постановку ударения. Теперь возникает необходимость осуществить разбор составляющих:

  • п – [п’] - причисляется к согласным; является глухим, имеющим пару; имеет мягкую позицию;
  • я – [а] - относится к гласным; имеет ударение;
  • т – [т’] - причисляется к согласным; является глухим, имеющим пару; имеет мягкую позицию;
  • ь – не имеет звучания.

Несмотря на то, что транскрипция отличается от письменной формы разбираемого числительного, сложностей при его написании не возникает.

Поделиться