22 съезд кпсс программа построения коммунизма. Курс, программа построения коммунизма в ссср как плохой прогноз…. "Движение за коммунистическое отношение к труду"

В начале 1960-х Хрущёв объявил о строительстве коммунизма к 1980 году. Одновременно разрабатывалась новая Конституция. Народ живо откликнулся на эти инициативы и стал предлагать свои варианты пути к коммунизму: свободные коммуны, конфискация машин и дач, перевод чинуш в рабочие, переселение евреев в Израиль или Сибирь.

Программа строительства коммунизма к 1980 году была принята на XXII съезде партии в 1961 году. Одновременно народу было предложено включиться в процесс выработки III программы КПСС. К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29.070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало 44 млн. человек, они внесли около 150 тыс. пожеланий и предложений.

С этого же времени была начата работа над новой Конституцией. Она тоже широко обсуждалась советскими людьми, от них до 1964 года поступило около 200 тыс. предложений к документу. Эта Конституция была поистине революционной, она превращала СССР в страну демократического социализма.

Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему. Один из ключевых её тезисов: власть должна перейти от партийных органов к советам народных депутатов. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения законопроектов, отчётность избранных руководителей органов управления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о введении референдумов, причём первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции.

Право законодательной инициативы получали профсоюзы. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства. Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частности, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.

Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами, иметь свои республиканские армии и по вопросам, не оговоренным в Конституции, осуществлять свой суверенитет. Выборы республиканских органов власти — правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием.

В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о введении личной собственности и частном мелком хозяйстве.

Итоговый проект Конституции был обсуждён на заседании комиссии 16 июля 1964 года. Однако спустя три месяца Хрущёв был снят со всех постов, новое руководство страны во главе с Брежневым испугалось принимать такую Конституцию, и отдало её в переделку, вычеркнув из неё все новаторские предложения.

Как уже говорилось выше, с конца 1950-х до 1964 года советские граждане написали сотни тысяч предложений по тому, как надо строить коммунизм. Хрущёв впервые с 1920-х годов разрешил народу открытое обсуждение государственных и общественных дел. Но подавляющее число предложений трудящихся шокировало власти - это была смесь крайне-левых (как назвали бы из в 1920-е - троцкистских) и фашистских взглядов на преобразование страны.

Историк Александр Фокин в своей диссертационной работе «Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-60-х» (Вестник Челябинского государственного университета, исторического факультета), показал, какие основные предложения были у советских людей по интенсификации строительства коммунизма.

Частичное воплощение коммунистических идей подразумевало как постепенное внедрение коммунистического принципа распределения, так и его географическую локализованность: коммунизм в Советском Союзе предполагалось создавать первоначально не повсеместно, а в отдельных местах. В письмах имеется много предложений приступить к строительству образцово-показательных предприятий и организовать широкое распространение их опыта, а также «начать в виде эксперимента создание баз, районов и коллективов, где будут иметь место коммунистические отношения людей в производстве и в быту; образовать на территории СССР опытные районы коммунизма с участием всех рас и всех классов нашей планеты, обеспечив эти районы всем необходимым».

К примеру, коммунист и фронтовик И.Романов брался «возглавить, построить и сформировать производственный коллектив тысяч на пять рабочих с коммунистическим укладом общественной жизни на базе одной из новостроек».


Более чёткое выражение идеи наглядного, но территориально ограниченного коммунистического образа жизни можно обнаружить в двух письмах. Тов. Заброда предлагал: «В течение ближайших пяти лет, т.е. с 1962 по 1966 год, построить в различных местах на территории союзных республик СССР в каждой ССР по одному, по типовым проектам, характеризующим национальные особенности архитектуры республики, пятнадцать образцово показательных городов-коммун. Люди, работающие в этих городах, отбираются проверочной комиссией ЦК КПСС. С 1968 года все остальные граждане СССР, а также туристы из-за границы могут знакомиться с условиями и порядками в этих городах-коммунах».

Коммунист Е.И. Тимошенко обратился в редакцию «Комсомольской правды» со следующим соображением: «Где-нибудь в Сибири, на берегу Лены или Енисея, построить коммунистический город-лабораторию по всем правилам коммунизма, во всём отличающийся от современных городов. В этом городе должны жить только люди, которые по своим моральным и душевным качествам вполне соответствуют требованиям этих правил и принципов. Нельзя допускать в этот город пьяниц и хулиганов, с тем чтобы там их воспитывать. В основном, жителями этого города должна быть молодёжь, чтобы как можно резче отделиться от всего старого, к сожалению еще имеющегося в жизни нашего социалистического общества. А такие коммунистические люди, новые люди, у нас уже есть. Вот и собрать их в один город, а потом все будут туда ездить, смотреть на их жизнь и загораться желанием жить так».

В приведённых отрывках из писем явно проступают черты классической утопии наподобие «Города Солнца». Оба варианта народной утопии преследовали дидактические цели, описывая воплощённый в жизнь коммунистический уклад, они наглядно демонстрировали, насколько лучше будет жить в будущем.

В значительной степени построение коммунизма воспринималось как союз производственных и бытовых коммун. В редакцию журнала «Коммунист» поступали письма о том, что коммуны являются основным звеном коммунистического общества, организации, посредством которой будет практически осуществлён коммунистический принцип ―от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Е.А.Лиокумович в своей работе, отправленной в журнал «Коммунсит», отмечает, что «коммунизм представляется как жизнь в условиях всеобщего благоденствия, изобилия в братском единстве и без государственной власти. Это утопия возврата к общине, что и было верным пониманием слова - коммуна».

Советские коммунисты-энтузиасты часто предлагали возвратиться к утопическим идеям 1920-х, которые стали запрещены при сталинизме. К примеру, как образец такого общества приводилось посещение писателем Ф.Панфёровым в 1920-е коммуны «Пролетарская воля» недалеко от Пятигорска. Он вспоминает, как захотел расспросить одну из коммунарок:

-Как её фамилия? - спрашиваю председателя.

Фамилия? А у нас же частные фамилии ликвидированы. Единая у всех фамилия. Эта доярка Анна Пролетволя. Тут вон, на углу, Тихон Пролетволя. Я Николай Пролетволя. Так-то!

Создание изолированных от повседневной советской действительности поселений, обеспеченных всем необходимым, своеобразных анклавов справедливой жизни и всеобщего равенства, должно было предотвратить возможность морального падения кандидатов на роль «нового человека».

Одним из главных положений в идее коммуны была справедливость, основанная на полном равенстве. Призывы к возрождению коммун, в которых отсутствует имущественное расслоение, и обращения к коммунистам отказаться в пользу общества от своего имущества, что тоже можно расценивать как некий вариант коммуны в масштабах целой страны, реализуют стремление населения к равенству и социальной справедливости.

Социальный протест под воздействием проекта Программы партии выражался в апелляции к коммунистическому будущему как идеалу справедливости, вызывало игнорирование частью населения одного из принципов «Кодекса строителя коммунизма»: «кто не работает, тот не ест». При этом под трудом подразумевался физический труд, и поэтому работники умственного труда, особенно бюрократы и руководители, воспринимались как лодыри и нахлебники. Недовольные этим многие авторы писем предлагали ввести порядок, при котором каждый руководящий работник должен был отработать один месяц в году в качестве рабочего или колхозника.

Часто раздавались предложения вообще ввести обязательный труд для всех трудоспособных граждан, в том числе для всех трудоспособных женщин, крайне нетерпимым считался тот факт, что многие женщины, являясь жёнами состоятельных людей и имея дипломы об образовании, не работают.

Например, С. Рудик, не обнаружив в проекте Программы партии прямого указания на отмену паспортной системы, спрашивал: «Неужели в коммунизм наши дети придут с паспортами и милицейскими прописками? Паспортная система, ограничивающая для советского гражданина право свободного выбора местожительства, никак не вяжется с тем новым отношением к труду, которое будет у человека в период коммунизма».

Призывы к созданию коммун и обобществлению имущества зиждились не только на восприятии коммунистов как «новых людей», для которых имущество уже неважно, но и на негативном отношении к разрыву в положении между различными группами населения при постоянном постулировании идей бесклассового общества без привилегированных слоёв в советском обществе, где преимущества даются только за личные заслуги. Если некоторые авторы писем предлагали коммунистам добровольно отказаться от своего имущества, то другие настаивали на его принудительном изъятии.

Некоторые авторы развивали данную мысль, дополняя её не только предложением одномоментного изъятия, но и запретом на дальнейшую продажу автомобилей, и изданием закона, запрещающего иметь собственные дома и сдавать жильё в наём.

Особое неприятие вызывали люди, которые получали нетрудовые доходы от сдачи своих домов на юге в курортный сезон, поскольку они одновременно были и частновладельцами и спекулянтами. Население жаждало справедливости и в финансовом вопросе. Поступали предложения проверить источники доходов всех вкладчиков в сберегательных кассах, и «деньги, нажитые нечестным путём, передать государству для использования на строительство коммунизма, а в будущем постепенно заменить наличные деньги именными лимитными книжками».

Наиболее радикальное воплощение стремления к борьбе с тунеядцами можно обнаружить в письме К.К. Лавренко, который призывал упразднить такой «рассадник тунеядства», как 3 группа инвалидности.

Много внимания было уделено и национальному вопросу, в первую очередь - еврейскому. К примеру, В.Сыроваткин писал: «Евреи являются в СССР привилегированной нацией, т.к. они занимаются только умственным или лёгким трудом и не работают в шахтах, у станков, на тракторе и т.д., поэтому дружба с ними невозможна».

В сознании автора евреи выделяются из категории советских граждан, с которыми либо можно дружить, либо нельзя, это подчёркивает инородность евреев в рамках Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дальше В.Сыроваткин предлагает или выселить всех евреев в Израиль, или собрать их в автономной области на Амуре или даже севернее.

Много предложений было и по реформированию семьи. Так, П.И.Гребнюк призывал не только к коллективному пользованию продуктами труда и коллективному воспитанию детей, но и к ликвидации способа жительства отдельными квартирами и устранению разделения людей на семьи, поскольку семья в его понимании была источником частнособственнического воспитания.

Не была обделена вниманием и проблема алкоголизма. Пьянство воспринималось как большое социальное зло, без искоренения которого нельзя построить коммунизм. Поэтому многие люди призывали к некоему варианту «сухого закона», дабы в течение первого десятилетия «эпохи развёрнутого строительства коммунизма» прекратить оборот спиртных напитков свыше 20 градусов».

Такой радикализм во взглядах сотен тысяч, если не миллионов советских граждан, порядком напугал номенклатуру. Одной из причин снятия Хрущёва со всех постов был в том страх высшей бюрократии перед возможным наделением правами таких советских энтузиастов ультра-коммунизма и фашизма. Приход к власти группы Брежнева по сути символизировал отказ номенклатуры от эволюции социализма.

Сегодня это катастрофически примитивное враньё для слабоумных не канает. Коммунизм выглядит примитивной
приманкой напёрсточников, устроившихся на плечах трудящихся. Сегодня коммунизм разобрали на детальки и
продают дуракам по кусочкам: равенство дикарей и академиков, любителей отрезать головы с теми, у кого не
осталось воспоминаний о жизни в каменном веке, несчастных закутанных по макушку с незакутанными, давят на
всеобщую справедливость, на "средний класс", на "*уё-моё". Вождям из подворотни просто хана без коммунизма.
Они сегодня его разбирают по частям и украшают ими ёлку капитализма. А слабоумные водят хороводы вокруг
этой ёлки и выполняют команды с телевизоров. Цивилизации приходят и разваливаются, а сделать человека
дурным и внушить ему что-то такое - нет никаких проблем. Это дело хорошо налажено в последний век особенно.

На внеочередном XXI съезде КПСС в январе 1959 г. было объявлено, что социализм в СССР уже построен. В этой связи возник вопрос о принятии новой программы партии. Этот вопрос поднимался еще при Сталине, но тогда решен не был. К осени 1961 г. новый проект программы, подготовленный специальной комиссией, был подготовлен и опубликован. В октябре 1961 г. в Москве - в только что выстроенном Кремлевском дворце съездов - состоялся XXII съезд КПСС, который и рассмотрел и принял третью по счету программу партии. В ней, в частности утверждалось: коммунизм - это бессклассовый общественный строй, с общими средствами производства, полным социальным равенством. Труд на общее благо должен стать осознанной необходимостью всех людей. Основной принцип общества - «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Для достижения такого общества следует выйти на первое место в мире по производительности труда, перейти к коммунистическому самоуправлению, воспитать нового всесторонне развитого человека. Коммунизм намечалось в основном построить к 1980 году!

На съезде были также рассмотрены вопросы гигантского подъема промышленного и сельскохозяйственного производства, принят новый устав партии, обязывающий членов партии активно участвовать в строительстве коммунизма. Отметив успехи СССР в промышленности, освоении целины, Хрущев также обратился к проблеме дальнейшего развенчания культа личности: повторно раскритикованы действия как , так и участников «антипартийной группы». Съезд вынес решение вынести тело Сталина из мавзолея и захоронить у кремлевской стены. Началось массовое переименование городов и улиц, носивших имя вождя. В 1962 г. первый секретарь ЦК выступил с предложением о разработке проекта новой Конституции СССР, в которой был бы сделан еще больший упор демократические нормы и создание условий для перехода к коммунизму. Однако добиться ее принятия Хрущев не успел.

Успехи Хрущева на политической арене породили у него иллюзию всеобщей поддержки и усиливали волюнтаристские тенденции его руководства. Все это вызывало недовольство других высших партийно-государственных руководителей. Они с опасением смотрели на его неуемную энергию, проявлявшуюся во всех сферах. Недовольство накапливалось и в связи с желанием Хрущева ввести в Устав партии принцип обязательной ротации руководящих лиц - при каждых выборах менять 1/3 состава партийных комитетов на всех уровнях.

ЦИТАТЫ ИЗ ДОКЛАДА Н.С. ХРУЩЕВА

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»!

«Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!»

«К концу 1965 года у нас не будет никаких налогов с населения!»

ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО СЛОВА Н.С. ХРУЩЕВА

Товарищи делегаты!

Закончилось обсуждение Отчета Центрального Комитета партии и доклада о Программе Коммунистической партии Советского Союза, которое проходило на высоком политическом уровне. С этой трибуны выступило много делегатов съезда. Что можно сказать об этих выступлениях? Думаю, вы согласитесь со мной, что каждое из них можно назвать как бы рапортом, отчетом перед партией. Каждый, кто поднимался на эту трибуну, говорил о самом волнующем, самом необходимом, что было сделано и что предстоит сделать. Эти выступления были проникнуты непоколебимой убежденностью в торжестве коммунизма. (Продолжительные аплодисменты).

Все выступавшие единодушно одобряли как политическую линию и практическую деятельность Центрального Комитета, так и проект Программы нашей партии - программы построения коммунизма. XXII съезд является ярчайшей демонстрацией единства нашей ленинской партии, сплоченности вокруг нее всего советского народа. (Аплодисменты). Всем содержанием своей работы XXII съезд подтвердил непоколебимую верность той линии нашей партии, которая была выработана XX съездом. (Аплодисменты). Теперь стало еще более очевидным, что XX съезд, убрав все наслоения периода культа личности, открыл новую страницу в истории нашей партии, оказал благотворное влияние на развитие нашей страны, всего мирового коммунистического и рабочего движения.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ XXII СЪЕЗДА КПСС

«Признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в Мавзолее саркофага с гробом И.В. Сталина, так как серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В.И. Ленина»

В ЗЕРКАЛЕ АНЕКДОТА

Коммунизм уже на горизонте!

А что такое горизонт?

Это линия, которая удаляется, по мере приближения к ней

Хрущев на XXII съезде:

Товарищи, каждая пятилетка - это шаг к коммунизму!

Реплика из зала:

Осталось идти пять километров….

«В своем иконоборчестве Хрущев столкнулся с необходимостью замены поврежденных идолов чем-то иным»

К. Линден, американский политолог

"развернутому строительству коммунизма" прикрывал непродуманность, волюнтаризм и элементарную безалаберность в экономической политике Хрущева.

Программа "развернутого строительства коммунизма"

Вторым важным обстоятельством было то, что новые теоретические построения позволяли "подвести базу" и оправдать "с точки зрения коммунистического завтра"

целый ряд новаций последних лет . Наиболее полное выражение это нашло в развитии Хрущевым "теории коммунистического общества", выродившейся в чистой воды прожектерство, в яркий и значительный образец советского официального мифотворчества .

Концепция "развернутого строительства коммунизма" стала ядром третьей программы КПСС и была принята в октябре 1961 г. на XXII съезде. Особую торжественность событию придавало то, что делегаты впервые собрались во вновь построенном Кремлевском Дворце съездов, ставшем символом наступавшей новой эпохи. Этот съезд, вопреки заведенному порядку, не рассматривал народно-хозяйственных планов, а сосредоточился исключительно на новых программных документах - программе и уставе партии.

Съезд констатировал, что "столбовая дорога к социализму проложена. По ней уже идут многие народы. По ней рано или поздно пойдут все народы". Таким образом, наступление коммунизма признавалось неизбежным и общемировым законом, а его построение объявлялось высшей целью КПСС.Эта ситуация обязывала дать определение "всеобщему мировому завтра" и сформулировать программу его приближения. В третьей программе было записано следующее определение коммунизма:

Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Утопизм этого текста сегодня, конечно же, бросается в глаза. Но и в начале 1960-х годов он вызывал широкую гамму чувств: искренний восторг от дерзновенности намеченных планов, но в большей степени - скепсис, многочисленные шутки и анекдоты. Тем не менее эта благая, но оторванная от жизни абстрактная идея коммунизма стала стержнем всей последующей советской пропаганды, методологической основой общественных наук и определения внутренней политики партии .

Построение коммунизма в СССР КПСС связывала с решением "триединой задачи": созданием материально-технической базы (МТБ) нового общества, развитием коммунистических общественных отношений и воспитанием нового человека. Созданию материально-технической базы коммунизма отводились ближайшие 20 лет. В первое десятилетие (с 1961 по 1970 г.) намечалось опередить США по производству продукции на душу населения. А к 1980 г. строительство материально-технической базы предполагалось завершить, создав изобилие материальных и культурных благ для всего населения.

Намечались даже конкретные, поражающие воображение цифры. Создание МТБ коммунизма включало: полную электрификацию страны и комплексную механизацию производственных процессов, развитие новых эффективных отраслей производства, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, высокий культурнотехнический уровень трудящихся. Самым уязвимым местом этих фантазий было, конечно, реальное состояние сельского хозяйства, которое не внушало оптимизма. Выход из ситуации виделся в реализации второго блока условий, связанного с "развитием коммунистических отношений" на селе. В результате этого должно было произойти "слияние собственностей через экономический расцвет колхозного строя", пути достижения которого, однако, не конкретизировались, а излагались в безликой формуле сочетания "материальной заинтересованности, личных и государственных интересов с задачами строительства коммунизма". Все это дополнялось ориентирами в "области повышения материального благосостояния народа". Потребности граждан предполагалось удовлетворять двумя способами - повышая индивидуальную оплату труда в сочетании со снижением розничных цен и расширяя общественные фонды потребления, темпы роста которых якобы будут все время увеличиваться.

Декларировалось "перерастание социалистических общественных отношений к коммунистические", в процессе которого современное общенародное государство должно было постепенно отмереть, а национальные различия стереться. Однако отмирание государства должно было произойти еще не скоро, поскольку для этого требовалось выполнение двух условий: построение коммунистического общества как внутреннее условие, а также победа и упрочение социализма на международной арене как внешнее. В противовес "отмирающему государству" выдвигался тезис о том, что роль партии "как испытанного авангарда и высшей формы общественной организации" будет все больше возрастать.

Особый акцент делался на воспитании нового человека. Оно предполагало формирование у всех советских людей марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание их в духе коммунизма, трудовое воспитание и развитие коммунистического отношения к труду и т.п. Программа дополнялась "моральным кодексом строителя коммунизма", включавшим моральные заповеди всех времен и народов в сочетании с преданностью коммунистическим идеалам.

К реализации всего этого пустозвонства надлежало приступить немедленно, опираясь на имеющиеся в обществе "ростки будущего". Одним из них было "движение за коммунистическое отношение к труду".

"Движение за коммунистическое отношение к труду"

Это движение как нельзя лучше демонстрирует и попытку нового разворота общественного сознания, и менталитет хрущевского поколения руководителей, формировавшихся в годы "социалистического наступления": срочно найти в повседневной жизни "ростки коммунизма" или, на худой конец, взрастить их искусственно. "Зачинателями" движения "за коммунистическое отношение к труду" были объявлены коммунисты и комсомольцы знаменитого депо Москва-Сортировочная, где в 1919 г. состоялся первый коммунистический субботник, названный Лениным "великим почином". В октябре 1958 г. они, проводя аналогичное мероприятие, выступили с лозунгами "сочетания борьбы за высокопроизводительный труд, повышения общеобразовательных и технических знаний с укреплением социалистического коллективизма, воспитанием коммунистической морали". Был сформулирован и девиз нового движения - "Учиться работать и жить покоммунистически". "Маяками" становились не просто передовики производства, а рабочие,

сочетавшие ударный труд с учебой в вечернем институте, занятиями в самодеятельности и т.п. Движение превратилось в мощную пропагандистскую акцию. За "коммунистическое отношение к труду" должны были бороться не в одиночку, а целыми бригадами, цехами и предприятиями, что подчеркивало бы коллективистский дух и характер грядущих общественных отношений. Естественно, в подавляющем большинстве случаев дальше призывов дело не шло. О полном формализме кампании свидетельствуют темпы роста участников движения: если в конце 1958 г. в соревновании на звание бригад коммунистического труда участвовало 35 тыс. рабочих коллективов, то в мае 1960 г. - более 5 млн человек, а в 1961 г. - уже более 20 млн. Таким образом, количество участников движения в 2 раза превысило численность коммунистической партии и составило 10% от всего трудоспособного населения страны. Иными словами, в участники массовой акции записывали всех подряд, превратив ее в абсолютную профанацию. Каждый новый трудовой почин вписывался теперь в общее русло движения. Не менее быстрыми темпами росло и число "ударников коммунистического труда".

Под лозунгом "превращения труда в первую жизненную потребность каждого человека" можно было существенно понижать расценки на производстве. На селе движение "за коммунистическое отношение к труду" трансформировалось в весьма своеобразный "поход за лучшее использование сельскохозяйственной техники, за то, чтобы каждый трактор, каждая машина была в надежных руках". В этом была острая необходимость, обусловленная резким дефицитом тракторов и комбайнов. Причинами дефицита было "вбухивание" всех ресурсов в целину, а также финансовая несостоятельность колхозов, после того как их заставили выкупить технику у МТС.Посевные площади продолжали стремительно увеличиваться, особенно за счет кукурузы, нагрузка на единицу техники возрастала.

Таким образом, социалистическое соревнование должно было приобрести новую оболочку. На деле его профанация вела к выхолащиванию коммунистического мифа, превращению его из прекрасной мечты в ничего не значивший красный бархатный вымпел. Пропаганда все больше уходила в отрыв от реальной действительности, вместо оптимистической созидательной идеи люди получили очередную набивающую оскомину догму. Между трагедией прошлого, постоянными хозяйственными и продовольственными трудностями и коммунистическим мифом возникал вакуум, и эта "черная дыра" год от года стремительно увеличивалась .

Общественные настроения

1962 год знаменовал собой крах внутренней политики Хрущева. Всю первую половину года недовольство снизу нарастало. В первом полугодии органы КГБ зафиксировали в 2 раза больше листовок, чем за тот же период прошлого года. То там, то здесь возникали "антисоветские организации", участники которых подвергались аресту. Во все центральные органы шел поток писем, авторами которых были представители всех слоев общества, а 47% из них находились в возрасте до 30 лет.

Хозяйственные трудности продолжали стремительно увеличиваться, прилавки продовольственных магазинов опустели, на часть продуктов были введены карточки. В июне 1962 г. правительство повысило розничные цены на мясо, молоко, масло, мотивируя свое решение необходимостью быстро увеличить продукцию животноводства. Среди откликов на это мероприятие есть такая листовка:

Ильич, Ильич, проснись И с Хрущевым разберись:

Водка стоит 27, Сала, мяса нет совсем.

К коммунизму подойдем - И капусты не найдем.

Повышение цен вызвало выступления, которые были зафиксированы по всей стране. Основное требование людей состояло в том, что государство должно найти средства и не повышать цены, не решать экономические проблемы за счет народа. Слышалось возмущение по поводу помощи социалистическим и развивающимся странам. Митинги рабочих и служащих прошли в Ленинграде, Киеве, Москве, Риге, призывы к забастовкам были зафиксированы в Иванове, Магнитогорске. Трагедией обернулись события в Новочеркасске, где повышение цен на продукты совпало со снижением расценок на электровозостроительном заводе. 1 июня здесь возник стихийный митинг, к которому присоединялось все больше и больше рабочих. С лозунгами, красными флагами и портретами Ленина рабочие двинулись к горкому партии. Велись переговоры между митингующими и руководством города. В спешном порядке в Новочеркасск прибыли члены Президиума и секретари ЦК КПСС Козлов, Микоян, Полянский, Кириленко, Ильичев, Шелепин. По согласованию с Хрущевым к заводу были направлены танки и войска. Толпа на площади перед горкомом партии была хладнокровно расстреляна. Хотя солдаты и старались стрелять поверх голов, число жертв составило 24 человека, которых тайно захоронили. Было арестовано 49 человек, 116 привлечено к ответственности. С 14 по 20 августа 1962 г. в Новочеркасске проходил судебный процесс, который признал 14 человек виновными в организации беспорядков. 7 человек были приговорены к смертной казни, а остальные получили от 10 до 15 лет тюремного заключения. Несмотря на то что эти события тщательно скрывались, эхо трагедии прокатилось по всей стране. После событий в Новочеркасске наверху принимаются многочисленные решения по усилению политического контроля, происходит расширение функций органов КГБ, активизируется борьба с антиобщественными настроениями. В июле 1962 г. была принята 70-я статья УК РСФСР, восстановившая политические репрессии.

"Раскаченное" десталинизацией общество из-за провальной экономической политики

не вдохновилось коммунистическим мифом. Между сказкой и жизнью была слишком большая пропасть. Энергии людей не удалось придать положительное, созидательное направление. Результатом стало усиливавшееся безразличие, ощущение обманутых надежд.

Кризис внутренней политики Хрущева

После событий в Новочеркасске авторитет Хрущева еще более упал. В этой ситуации он решил воспользоваться уже проверенным ходом - вновь использовать карту десталинизации, раскрутив ее новый виток. На ХХII съезде Хрущев возвращается к разоблачениям периода "культа личности". Именно тогда из партии были исключены Молотов, Каганович, Маленков и другие члены "антипартийной группы". Но самый сильный общественный резонанс вызвало решение съезда о выносе гроба с телом Сталина из Мавзолея и захоронение его у Кремлевской стены. Однако возобновление десталинизации даже в такой форме, рассчитанной на глубокое общественное потрясение, уже не могло ничего изменить в положении самого Хрущева. Общество устало от разоблачений, люди уже много знали о массовых репрессиях, и действия Хрущева скорее уже оценивались как недостойное сведение счетов, нежели как искреннее желание справедливости и исторической правды.

Или грандиозный спектакль, которым Н Хрущев пытался прикрыть провалы и растущие трудности в экономике СССР. Что на самом деле имел в виду один из самых коварных и хитрых партаппаратчиков, предложив принять на этом съезде Программу строительства Коммунизма в СССР? Стоит отметить, что сразу, после смещения Хрущева, 22-й съезд КПСС, с его грандиозными планами, увели в идеологическую тень, в которой он до сих пор и находится.

На предыдущем, 21 съезде КПСС, был принят семилетний (1959-1965гг) план экономического развития СССР, который был назван планом строительства основ коммунистической экономики, планом новых, грандиозных свершений и т д Прошел год, и выполнение плана серьёзно забуксовало, в первую очередь в сельском хозяйстве, кукуруза не захотела расти в наших климатических условиях, а под неё, с надеждой на будущий урожай, отдали те посевные площади, что шли под рожь и пшеницу. Нормальные руководители должны бы срочно определить пути исправления ошибок, но это значило признаться в экономической безграмотности тех, кого называли ЦК КПСС, лично тов Хрущева и не умении управлять государством! Забегая вперед, замечу, что в Отчетном Докладе на 22 съезде Хрущев чуть -чуть намекнул на это, по свойски покритиковал свою неньку Украину: "В 1960 году на Украине было заготовлено только (!) 359 млн пудов хлеба. Вы, товарищи украинцы. конечно помните об этом, не забыли этого."

В другом месте скромно упомянул о сложных погодных условиях, в которых селяне боролись за высокий урожай! А в основном всё хорошо! Ещё со школьных лет меня мучил один вопрос, почему всё считается в тоннах, а зерновые -в пудах, а не в тоннах? И только лишь когда впервые попал в колхоз, как оказывающий бесконечную шефскую помощь, узнал простой ответ. Бригадир за рюмахой и хорошей беседой за жизнь объяснил, сынки, да в пудах же цифра больше, то ли там тысяч тонн или млн пудов, есть же разница! Вот они и писали пуды в своих докладах!

Сам 22-й съезд состоялся по плану, 17-31 октября 1961 года, т к в отличие от предыдущего, двадцать первого, он был очередным. На нем присутствовало 4899 делегатов, иностранные гости от братских коммунистических и дружественных партий. Н С Хрущев делал как отчетный Доклад съезду, так и Доклад о Программе КПСС. Это была третья Программа партии, которую назвали Программой построения коммунизма в СССР, а сам съезд назвали съездом строителей коммунизма. Огласив содержание Программы, Хрущев выглядел, как бы сейчас сказали, мессией, указавшим дорогу в рай! Да вот же, прямо и скоро! Очень коротко напомню тем, кто забыл или не знает по "малолетству".

Уже в 1965 году будут отменены все налоги. Их заменит растущая производительность труда в общественном производстве. К 1970 году СССР превзойдет США по производству продукции на душу населения! К тому же, 1970 г СССР станет страной самого короткого рабочего дня, через 10 лет не более 35 рабочих часов в неделю...Исчезнет тяжелый физический труд! Всем будет обеспечен материальный достаток!

В итоге второго десятилетия (1970- 1980гг) будет создана материально-техническая база коммунизма (как писали в конспектах- МТБК), обеспечено изобилие(!) материальных и культурных благ для всего населения! К 1980г объем промышленного производства увеличится в 6 раз! Производство сельхозпродукции вырастет в 3,5 раза. В итоге советское общество подойдет к принципу распределения по потребностям! К этому, столь далекому,1980 году, обещала Программа, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество. СССР будет выплавлять 250 млн тон стали, завалит ею всех и окончательно перегонит США! Перегнать США была идея фикс у Хрущева, но сами США как-то никуда особо не бежали. Программа подтверждала право граждан на бесплатное образование, здравоохранение, провозглашала в перспективе бесплатные жильё и коммунальные услуги, бесплатный проезд в общественном транспорте и пр. У слушавших Доклад захватывало дух, докладчика прерывали аплодисменты, овации и даже радостный смех.

В заключение Н Хрущев провозгласил знаменитое "Цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи! Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!"

Возникает вопрос, кто и зачем всё это сочинил? Ведь на весь мир указывать конкретные цифры столь грандиозного проекта, заявлять конкретные даты их достижения, это вряд ли уверенность в себе и своих возможностях, а скорее - прожектерство. А раз так, то это подставляет шефа, в данном случае главу партии,а значит и государства, являет его всем, как самого последнего враля! Сергей Хрущев вспоминает, что содержание Программы обсуждалось многократно летом у отца на подмосковной даче, там бывали многие ученые -экономисты, министры, в т ч А Н Косыгин, академик Б Н Пономарев. Да, тот самый, главный автор учебника по истории КПСС. который читать было не возможно, скука и муть дикая. Так вот, Сергей Никитович вспоминает, что он все пытался выяснить у того же Пономарева, как мы сможем догнать США столь быстро. Тот пояснил не разумному юнцу, видите ли, сейчас капитализм находится в кризисе, который углубляется, становится всеобщим и приводит к ступору экономики США и всех прочих. А мы, после принятия Программы, стремительно пойдем вперед и сможем догнать и перегнать всех, в Т ч и США. Что такое коммунизм С Хрущев выяснить не успел, т к Пономарева позвали к отцу. Может и к лучшему, ибо если академик и член ЦК КПСС так "глубоко" понимает экономические процессы, то уж теорию коммунизма он постиг, судя по определению этой формации, до не виданных высот. Муторное определение " Коммунизм-это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества..." и тд, заставляли студентов учить наизусть. Не знаешь, значит "не уд!" Придете, когда выучите.

Но был ещё один главный вопрос, который "красной нитью" проходил через оба доклада Хрущева- "борьба с культом личности Сталина". Казалось бы, уже всё сказано на 20 и 21съездах, решения приняты. Но нет, борьба продолжилась, по тексту Доклада Хрущев ещй раз громит В М Молотова, обзывая его твердолобым, громит антипартийную группу с примкнувшим Шепиловым, не хорошим словом поминает Г Жукова и тд...Зачем? Чувствует, что власть его не прочна, поэтому вербует массовые симпатии? Многие полагают, что это была акция запугивания возможных противников, вот, смотрите, как я разбил не прикасаемых, а уж всех прочих!....Но, не угадал, не помогло!

31 октября съезд завершил свою работу. В это же день состоялся Пленум ЦК КПСС, который подтвердил право Н С Хрущева на власть! Тогда же, ближе к полуночи, И Сталин был выдворен из мавзолея и перезахоронен. Началась волна переименований улиц и городов, столь навязчивая и потому воспринимаемая с глухим не довольством. С коммунизмом не заладилось, как и с многими другими планами Хрущева. Его построение привело 1-2 июня 1962 г к голодному восстанию рабочих в Новочеркасске, расстрелу и злобному трибуналу над восставшими. Тогда же, в 1962 году СССР начал массовые закупки зерна в США..Американские фермеры были рады.

Когда в октябре 1964 года случился "дворцовый переворот" и Н Хрущева устранили от власти, народ вздохнул с облегчением Наконец-то!

Сергей Хрущев, спустя много лет так оценил роль Хрущева отца: "Отец попал в историю в прямом ив переносном смысле...оказался не предусмотрительным пророком и за все не сбывшиеся ожидания приходится отвечать ему одному. Посмертно!"

Пришел к выводу, что с момента принятия II Программы партии произошли коренные перемены. Исходя из этого, съезд постановил считать необходимым произвести переработку Программы партии. На XX съезде КПСС ЦК было поручено «подготовить проект Программы КПСС, исходя из основных положений марксистско-ленинской теории, творчески развивающейся на основе исторического опыта нашей партии, опыта братских партий социалистических стран, опыта и достижений всего международного коммунистического и рабочего движения, а также с учетом подготовляемого перспективного плана коммунистического строительства, развития экономики и культуры Советского Союза» .

Для разработки проекта Программы была создана рабочая группа, которая разместилась в санатории Управления делами ЦК КПСС «Сосны», находящемся в ближайшем Подмосковье, во главе с секретарем ЦК КПСС Б. Н. Пономарёвым . Первоначальные работы над созданием проекта новой Программы начались в середине 1958 года, в итоге в течение трёх лет над ней трудились около 100 крупнейших учёных и специалистов .

К весне 1961 года работа над проектом завершилась, и его текст был предоставлен Н. С. Хрущёву . 20, 21, 22 и 25 апреля он формулирует свои замечания. После соответствующей доработки проект Программы был рассмотрен 24 мая на Президиуме ЦК КПСС и 19 июня на Пленуме ЦК. 26 июля 1961 года на заседании Президиума ЦК КПСС текст проекта Программы, предоставленный Программной комиссией, был одобрен .

Всенародное обсуждение

30 июля 1961 года текст проекта Программы был опубликован в газетах «Правда » и «Известия » с тем, чтобы население могло ознакомиться с ним и высказать свои предложения и замечания. Партийные ячейки посылали в центр отчёты об обсуждении проекта Программы партии. Газеты и журналы должны были собирать письма населения, поступающие в редакцию и касающиеся проекта Программы, и направлять их для обработки и анализа в специально созданные рабочие группы.

К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало почти 44 млн человек, а с учётом писем в местные газеты, партийные органы, радио и телевидение, по приводимым А. В. Пыжиковым данным, количество корреспонденции составляет 17080 .

Структура

  • Введение
  • Часть первая: ПЕРЕХОД ОТ КАПИТАЛИЗМА К КОММУНИЗМУ - ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    1. Историческая неизбежность перехода от капитализма к социализму
    2. Всемирно-историческое значение Октябрьской революции и победы социализма в СССР
    3. Мировая система социализма
    4. Кризис мирового капитализма
    5. Международное революционное движение рабочего класса
    6. Национально-освободительное движение
    7. Борьба против буржуазной и реформистской идеологии
    8. Мирное сосуществование и борьба за всеобщий мир
  • Часть вторая: ЗАДАЧИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Коммунизм - светлое будущее всего человечества
    1. Задачи партии в области экономического строительства, создания и развития материально-технической базы коммунизма
      1. Развитие промышленности, строительства, транспорта, их роль в создании производительных сил коммунизма
      2. Развитие сельского хозяйства и общественных отношений в деревне
      3. Руководство народным хозяйством и планирование
    2. Задачи партии в области подъема материального благосостояния народа
    3. Задачи партии в области государственного строительства и дальнейшего развития социалистической демократии
      1. Советы и развитие демократических принципов государственного управления
      2. Дальнейшее повышение роли общественных организаций. Государство и коммунизм
      3. Укрепление Вооруженных Сил и обороноспособности Советского Союза
    4. Задачи партии в области национальных отношений
    5. Задачи партии в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры
      1. В области воспитания коммунистической сознательности
      2. В области народного образования
      3. В области науки
      4. В области культурного строительства, литературы и искусства
    6. Строительство коммунизма в СССР и сотрудничество социалистических стран
    7. Партия в период развёрнутого строительства коммунизма

См. также

Напишите отзыв о статье "Третья Программа КПСС"

Примечания

Литература

  • Фокин А. А. Челябинск, 2007

Ссылки

Отрывок, характеризующий Третья Программа КПСС

Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.
Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал.
– Ну что стали, подходи!
Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его.
– Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки.
– Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту.
– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.

Поделиться