Анни Безант: биография, фото, цитаты. Духовные учителя Человечества XIX-XX века Анна Безант – реформатор теософии

Кто такая Анни Безант? Многие это хорошо знают. Ее принято считать последовательницей Она же была борцом за права женщин всего мира, писательницей, оратором и теософом. Мы предлагаем вашему вниманию возможность узнать побольше об этой удивительной женщине!

Анни появилась на свет в Лондоне. Произошло это в октябре 1847 года. Родители девочки являлись сторонниками англиканской церкви, а потому детские годы ее прошли в строгости. Анни Вуд (именно эту фамилию она носила до замужества) была крайне впечатлительным ребенком, а потому она приняла религию всем сердцем. Наверное, именно это и стало причиной того, что в 19 лет возрасте Анни вышла замуж за Франка Безанта - священнослужителя. Правда, назвать этот брак долгим нельзя - он продлился всего пять лет. После расставания с мужем Анни Безант отказалась и от религии: ее просто раздирали внутренние противоречия, ведь девушка была искренней и честной, не желала носить маску чопорности и ханжества. Желание справедливости привело Безант к социализму.

Влияние на всю последующую жизнь Анни оказал известный общественный деятель и лидер социалистического движения туманного Альбиона Чарльз Берроу. Безант начала борьбу за права малоимущих людей, занималась благотворительностью. Стоит сказать, что благодаря инициативе этой уникальной личности в стране появлялись столовые и больницы для бедняков. Наступили перемены и в личной жизни Анни - она вышла замуж за Чарльза Брэдлоу - радикала и атеиста.

От социализма к теософии

Идея социализма увлекала Безант достаточно долго. Все это время Анни писала памфлеты и статьи, отличавшиеся страстностью и пылкостью. Кроме того, она стала руководителем движения социалистов Великобритании.

Несмотря на такую занятость, Анни Безант успевала заниматься самообразованием. Однажды ей в руки попала книга Елены Петровны Блаватской под названием «Тайная доктрина». Невероятный синтез религии, науки и философии заинтересовал активистку. Ее современники говорили, что Анни приняла новую «религию» абсолютно! Теософия так захватила Безант, что она стала выступать с лекциями, начала писать книги.

1907 год стал особым в жизни Анни - она стала лидером теософского общества и даже переехала в Индию, где находилась его штаб-квартира. Новая сфера деятельности не помешала женщине заниматься добрыми делами - как и прежде Безант уделяла внимание проблемам социально незащищенных слоев населения. Благодаря стараниям Анни появились приюты, пункты питания и медицинские заведения.

Писательская деятельность

Анни Безант была невероятно активным писателем. Из-под ее пера вышел не один десяток трудов, переведенных на разные языки (в том числе и на русский). Ее книги раскрывают перед читателями самые тайные глубины всей религиозной мудрости. Анни говорит, что божественный дух нельзя искать вне тела человека, ведь он скрыт внутри. Чтобы его найти, мало одной лишь веры - нужна непоколебимая убежденность в его присутствии. Смогла писательница и ответить на вопрос о том, что такое теософия. Анни Безант пишет:

Однажды один ученик спросил учителя о знании, и тот сказал, что существует два вида знания: низшее и высшее. Все то, что может быть преподано одним человеком другому, вся наука, все искусство, вся литература, даже св. Писания, даже сами Веды, - все это было причислено к формам низшего знания. Затем он переходит к тому, что высочайшее знание - это познание Единого, зная которого, познаешь все. Познание Его и есть Теософия. Это и есть "познание Бога, являющееся Жизнью вечной".

Цитаты из книг

Познакомимся и с другими цитатами Анни Безант. Так, она утверждала - все религии были даны людям из одного источника, они имеют схожие истины и одну цель. Именно этой мысли писательница посвятила книгу «Братство религий». Читатели отмечают, что Анни удалось собрать фрагменты из Священных Писаний разных народов, доказывающие единство религий. В этой книге Безант пишет следующее:

Все религии сходятся в светлой уверенности, что человек - Бессмертное Духовное Существо и что назначение его - любить, познавать и помогать на протяжении бесчисленных веков.

В этой же книге Анни говорит о том, что любое испытание, выпавшее на долю человека, сотворено его собственными руками. Разговор с читателем о религии писательница продолжает в книге «Эзотерическое христианство»:

«Цель познания» - познать Бога, а не только верить в Него; стать единым с Богом, а не только поклоняться издали.

Кстати, этот труд был признан одной из лучших работ Безант. В его основу легли работы Климента Александрийского, первых отцов церкви Оригена. Анни удалось доступно рассказать читателям о таинствах первых христиан, их мистериях. Знакомит автор и с историей христианской мистики:

Миф несравненно ближе к истине, чем история, ибо история говорит нам лишь об отброшенных тенях, тогда как миф дает нам сведения о той сути, что отбрасывает от себя эти тени.

Одной из самых простых (но в то же время важных книг Анни Безант) читатели называют «Учение сердца». Здесь Анни пишет, что духовная жизнь человека и его любовь не могут уменьшаться, скорее даже наоборот - чем больше они расходуются, тем большую силу обретают! А потому, говорит писательница своим читателям, важно всегда пребывать в состоянии любви и счастья, ведь радость - главная часть жизни любого человека.

Анни Безант

Исповедь

Предисловие

Среди мемуаров и автобиографий, знаменующих своей многочисленностью конец века, новая книга Анни Безант, известной общественной деятельницы в Англии, обращает на себя особое внимание. Подобно дневникам выдающихся людей, живущих жизнью своего века, автобиография Анни Безант представляет собой красноречивую страницу психологии времени. Будущий историк переживаемой нами эпохи не пройдет мимо этой правдивой исповеди, так просто рисующей духовную жизнь выдающейся по уму и душевной силе женщины. Психологический интерес этого «document humain» может сравниться только с другой женской автобиографией, дневником Марии Башкирцевой, так сильно волновавшим умы несколько лет тому назад.

Мария Башкирцева и Анни Безант представительницы различных течений одного и того же времени, они с одинаковой полнотой и искренностью отражают различные стороны современности, одинаково полны сознания своей силы и веры исключительно в голос собственной души. Мария Башкирцева одна из первых отразила новые настроения, совмещающие крайний скептицизм с идеалистическими и отчасти мистическими порывами; её дневник был исходным пунктом тех сложных литературных и эстетических движений, которым присвоена условная, ничего не объясняющая кличка декадентства. Та же психологическая подкладка чувствуется во всей деятельности Анни Безант и отражается в её автобиографии. Борьба противоречивых стремлений, контрасты веры и безверия перенесены у неё из области чисто психологической, в интеллектуальную; ее занимают не нюансы настроений, а истина тех или других убеждений, она полна не культом самой себя, а какой-то стихийной любовью к человечеству, жаждой подвигов самопожертвования. Но перипетии её духовной борьбы, тревожное искание новых форм, соответствующих глубине её порывов – все это роднит, сильную личность английской проповедницы и агитаторши с артистическим темпераментом Башкирцевой. Обе они сильно и глубоко отразили характер нашей переходной эпохи – жажду веры и потребность любви с одной стороны, и с другой – неспособность согласовать свои душевные порывы ни с одной из существующих религиозных или философских форм, неспособность к цельной, не знающей колебаний, деятельности.

Анни Безант сильно занимает собой внимание английского общества за последние двадцать лет и имя её связано с столь противоположными явлениями общественной жизни, что, казалось бы, участие в одном исключает возможность связи с другим. Будучи женой англиканского пастора, за которого она вышла замуж из симпатии к его священнической миссии, она через несколько лет открыто порвала всякие связи с церковью и примкнула к атеистическому движению, во главе которого стоял знаменитый Брэдлоу. Навлекая на себя всеобщее негодование и жертвуя не только положением в обществе, но своими материнскими чувствами, Анни Безант выказала последовательность своей натуры и не остановилась перед практическими последствиями своих новых убеждений. Верная помощница Брэдлоу в тяжелые дни его политической карьеры, она была руководительницей массовых движений, связанных с пропагандой материализма и обнаружила нравственное мужество, близкое к геройству, в своих столкновениях с обществом. Но в самый разгар деятельности Брэдлоу, Анни Безант внезапно – так это могло по крайней мере показаться публике и даже друзьям пламенной атеистки – сняла с обложки журнала Брэдлоу свою подпись и в следующем номере журнала печатно заявила о новой перемене своих убеждений, о своем несогласии с учением материалистов. Очень скоро после этого она сделалась деятельным членом социалистических ассоциаций, примкнула к «фабианскому обществу» (Fabian Society) и вся ушла в практическую деятельность, руководясь при этом определенными экономическими теориями. Этот фазис её жизни был столь же преисполнен любви к людям и готовностью служить им, как предыдущие ступени её духовного развития, и её сильная, талантливая личность положила глубокий отпечаток на социалистическую пропаганду в период её участия в ней.

Но социализм был у Анни Безант такой же переходной ступенью как и атеизм. В 1889 г., в Париже, она познакомилась с временно жившей там Е. П. Блаватской; увлеченная сначала её личным обаянием, она ближе познакомилась с её учением и нашла в теософии разрешение тех душевных сомнений, на которые не находила ответа ни в англиканстве, ни в учениях материалистов и экономистов. Теософия – последнее учение, в которое уверовала Анни Безант и которому остается верна до сих пор. Прежняя проповедница радикальных политических теорий, громившая перед собраниями в много тысяч людей эксплуатацию капиталистического строя, призывавшая к открытому возмущению, продолжает и теперь выступать перед тысячной толпой; её выдающийся ораторский талант, искренность и убедительность её речей до сих пор привлекают толпу слушателей на устраиваемые ею чтения и собрания. Но общий тон её проповедей изменился вместе с изменившимся содержанием; не в экономических теориях видит она спасение человечества, а в углублении человека в самого себя. Восторженная любовь к свободе сменилась верой в неумолимую «карму», и Анни Безант ездит по всем странам, где господствует английская речь, проповедуя аскетическое отношение к жизни и излагая основы учения махатм. Усердная сподвижница Блаватской при жизни последней, преданная делу до фанатизма, Анни Безант сделалась преемницей Блаватской после её смерти. В настоящее время она состоит председательницей лондонской ветви теософического общества (Blayatsky Lodge), заведует филантропическими делами общества и сосредоточивает все духовные силы на пропаганде теософии пером и словом, в особенности словом, которым она владеет в таком совершенстве.

Достигла ли Анни Безант конечного фазиса своей душевной жизни в теософии, этого, конечно, предвидеть нельзя, несмотря на убежденность, с которой она говорит теперь о найденном ею пути к истине. Нельзя усумниться в искренности теософических воззрений Анни Безант, но можно надеяться, что они уступят место иному миросозерцанию, идеализм которого не нуждается в таких подтверждениях, как падающие с потолка письма, явления астральных тел и т. п. Эту надежду ценителей и доброжелателей Анни Безант разделяет Гладстон, посвятивший большую статью разбору её автобиографии. «Будем надеяться, говорит он, «ради неё самой, что м-сс Безант совершит полный круг верований и закончит где-нибудь вблизи пункта, из которого вышла»».

Автобиография Анни Безант дает внутренную историю поразительных метаморфоз, пестрящих её жизнь. У поверхностных наблюдателей человеческих поступков, эти частые и странные переходы вызывали лишь недоверие к силе характера Анни Безант, снисходительное пренебрежение к её женской слабости и податливости; высказывались даже мнения о том, что лишенная инициативы проповедница увлекалась прежде всего людьми, стоящими во главе того или другого движения, и следуя за ними, делалась послушным орудием в их руках. Конечно, мысль о пассивности Анни Безант исчезает при первом знакомстве с ходом её жизни – не женская слабость, а героическая стойкость в искании истины нужна была для того, чтобы так бесстрашно идти против общественного мнения в вопросах веры и нравственности, как это делала женщина, начавшая свою оппозиционную деятельность с двадцати-пяти лет. Не под чужими влияниями складывалась её умственная жизнь – это ясно видно из того, что первые и решительные сомнения в истинности церковных учений возникли у неё среди пиэтистической обстановки её семейного очага; только пройдя наедине с самой собой тяжкий путь колебаний и сомнений и утратив окончательно веру, она стала искать людей, которые разделяли её изменившиеся взгляды. То же самое происходило и в позднейшие моменты разочарований и переходов, от которых она сама страдала больше всего, не считая себя, однако, в праве поступиться истиной, ради внешнего покоя. Нечто более глубокое, чем внешние влияния или поверхностное шатание незрелого ума, лежит в основе жизни Анни Безант. Она ярко и полно отразила в себе контрасты, уживающиеся в современной душе и вносящие тревогу не только в душевную, но и в умственную жизнь.

Автобиография Анни Безант освещает шаг за шагом все трудности пройденного ею пути, и в её простом и искреннем изложении, история её сомнений и исканий становится близкой и понятной современному читателю. Много людей с чуткой душой проходили через пережитые ею фазисы духовной жизни, но редко кто имел мужество согласовать свою жизнь с внушениями души и, прислушиваясь только к голосу собственной совести, неуклонно следовать по пути познанной истины, как бы к этому ни относились окружающие.

Книга Анни Безант встречена была английской критикой теми разноречивыми отзывами, которыми в большинстве случаев встречаются произведения, носящие отпечаток сильной индивидуальности. Одни поняли её современный характер и приветствовали искреннее отражение близких каждому настроений и мыслей; другие оставались слепыми к внутренним мотивам, раскрытым автором, и имея в виду только факты, называли бесхарактерностью и умственной слабостью то, что в сущности составляет доказательство героической силы характера. К критикам Анни Безант присоединился несколько месяцев тому назад Гладстон, написавший в «Nineteenth Century» статью по поводу её автобиографии. Статья эта решила судьбу книги, сделавшейся сразу знаменитой, как все, о чем обмолвится хоть одним словом Гладстон. Характерно, что при всей цельности и положительности своего миросозерцания, Гладстон поднимает свой авторитетный голос в защиту книг, весьма далеких, казалось бы, от его душевного мира. Он ввел в моду, если можно так выразиться, дневник Башкирцевой в Англии; теперь он выступил со статьей о м-сс Безант. Есть значит нечто стихийное в течениях времени, если отражение их проникает даже в сознание людей, далеко стоящих от самых течений, но чутких к явлениям окружающей жизни.

Анни Вуд Безант, 1847-1933 гг.

Анни Вуд Безант – личность с поистине сильным характером, публицист, превосходный оратор, теософ и борец за справедливость.

Анни родилась 1 октября 1847 года в пригороде Лондона в семье ирландского происхождения, которым гордилась всю жизнь. Ее отец работал врачом, но, к сожалению, он скончался, когда девочке исполнилось только 5 лет. Семья, потерявшая кормильца, стала испытывать сильные финансовые затруднения. Матери пришлось подрабатывать уборщицей в местной школе, но денег на содержание дочери все равно не хватало. В конце концов мать Анни принимает решение, отдать дочь на попечение своей хорошей подруге Эллен Мэрриэт. В приемной семье девочка получила великолепное образование. В раннем возрасте Анни стала проявлять интерес к художественной, философской и религиозной литературе, что вызывало большое одобрение у домочадцев.
В восемнадцатилетнем возрасте она знакомится с двадцатишестилетним англиканским священником Фрэнком Безантом, братом известного английского писателя Уолтера Безанта. Через год они образуют брак.

Вскоре Фрэнк становится викарием, и молодая семья переезжает в Линкольншир. Через несколько лет у них появляются дети – сын Артур и дочка Мейбл. Со временем отношения между супругами стали накаляться, появились разногласия. Анни писала небольшие детские рассказы, но в то время, замужней женщине было запрещено иметь какое либо имущество и муж забрал все заработанные деньги себе. Жизнь при церкви казалась Анни ограниченной как духовно, так и физически, ей нужно было больше свободы. Конфликт дошел до высшей точки, когда Анни отказалась от участия в Причастии. В 1873 году брак распадается, после юридических разборок сын остается с отцом, а Анни вместе с дочерью уезжает в Лондон. Именно там она знакомится с английским философом Чарльзом Брэдлоу, одним из основателей «Национального Светского Общества». По его рекомендации Безант, начинает читать публичные лекции и печататься в журнале «Национальный реформатор», который издает Брэдлоу. Анни оказалась одаренным оратором и журналистом.

Особенно Безант и Брэдлоу стали известны в 1877 году, после публикации книги Чарльза Нолтона под названием «Плоды Философии», в которой шла речь о так называемом «контроле численности семьи» и рассматривались права женщин на добровольный аборт. За выпуск в массы подобного «атеистического» труда они оба были привлечены к уголовной ответственности. Последующее разбирательство в суде положило начало существования Мальтузианской Лиги. Бывший муж, использовав сложившуюся ситуацию, отсудил дочь у матери-бунтарки. Однако, этот скандал принес им немалую популярность. Их активно стали поддерживать либералы и вскоре Чарльз Брэдлоу был избран в парламент, однако клятву давать отказался, чем вызвал сильное возмущение среди христиан.
Тем временем Анни Безант налаживает связи с Ирландским Домом Управления и активно их поддерживает в своих статьях. В частности, она знакомится с Майклом Дэвиттом, который продвигает идею мобилизации ирландских крестьян против помещиков.

Несмотря на то, что женщины, в то время, не имели права участия в выборах, Анни Безант была избрана в Лондонский школьный совет и стала автором нескольких прогрессивных реформ школьного образования.

Благодаря увлечению социализмом она знакомится с Бернардом Шоу, после чего становится выдающимся оратором в Фабианском Обществе. 13 ноября 1887 года Анни выступает на демонстрации, которая проходила на Трафальгарской Площади. Позже это событие получит название «Кровавое воскресенье».

Ключевым моментом в жизни Безант стало знакомство с Еленой Петровной Блаватской. В 1889 году Анни было предложено написать рецензию для Pall Mall Gazette по недавно вышедшей книге «Тайная Доктрина». После ознакомления с произведением, она решила встретиться с автором, которая в тот момент находилась в Париже. Блаватская произвела огромное впечатление на Анни и пробудила в ней глубокий интерес к Теософии. С этого момента Анни Безант начала духовный путь, и обрела стремление к изменению мира и человечества к лучшему. Она не раз посещала Индию в компании Блаватской. И даже после смерти Елены Петровны Безант оставалась одной из выдающихся фигур теософского общества, а в 1908 году стала его президентом.

Стремление к равноправию между мужчиной и женщиной, а также увлечение духовными учениями пробудили у Анни интерес к масонству. Таким образом, Безант оказывается среди посвященных Международного Смешанного Масонского Ордена «Право Человека». Идея об истинном братстве, где мужчины и женщины разных национальностей и вероисповеданий работают бок о бок ради совершенствования человечества, оказала на нее огромное влияние. Именно Анни образует первые ложи Ордена «Право Человека» в Англии. Позднее благодаря ее усилиям новые ложи появились в Южной Америке, Канаде, Индии, Цейлоне, Австралии и Новой Зеландии. Вскоре все эти ложи получили название «Британская Федерация Ордена Право Человека», а Анни Безант получила статус Великого Командора Ордена. Также под ее влиянием появился устав, который получил названия «Обряд Дхармы», который также называют «Обряд Безант -Ледбитера» или «Ритуал Роделдейл». В данном ритуале особое внимание уделялось важности эзотерических и мистических аспектов, которые по мнению теософов составляли сердце масонства.

Анни Безант ушла на Восток Вечный 20 сентября 1933 года. Ее могила находится в Индии в городе Адьяр на берегу моря.


Джидду Кришнамурти
Анни Безант
Алиса Бейли
Рудольф Штайнер
Омраам Микаэль Айванхов
Георгий Иванович Гурджиев
Шри Раджниш (Ошо)

АННИ БЕЗАНТ (1847-1933)

Анни Безант. Мы знаем ее как ученицу и последовательницу Елены Петровны Блаватской, как президента Теософского общества, как автора многих теософских работ. Но путь ее к теософии, к Божественной мудрости был полон внутренней борьбы.

Анни Безант родилась 1 октября 1847 года, в Англии, в семье ревностных последователей англиканской церкви и была воспитана в строгом религиозном духе. Любознательная, пытливая и впечатлительная, она всем сердцем приняла англиканство. Возвышенный строй религиозной юной души определил и ее жизненный идеал. Последовал брак со священником англиканской церкви, но замужество оказалось неудачным. Свойственные ей искренность, внутренняя честность возбуждали протест против чопорности и ханжества викторианских правил поведения, поддерживаемых церковью. Жестокая внутренняя борьба привела к внешнему отказу от религии. Анни Безант становится атеисткой.

Обостренное чувство справедливости, пытливый ум, энергия заставили ее углубиться в изучение теории социализма. Лидер социалистического движения, известный общественный деятель Англии Чарльз Берроу, сотрудницей которого она стала, оказал на Анни Безант огромное влияние. Она становится социальным реформатором, и в процессе работы вскоре выявляется ее талант организатора. Борьба за социальные права малоимущих увлекла Анни Безант и высветила все яркие особенности ее личности. Огромная работа по организации благотворительной деятельности: сбор пожертвований, открытие столовых, больниц для бедных. Выступления на собраниях и митингах сделали имя Анни Безант популярным в Лондоне. Статьи и памфлеты, написанные ею, отличались остротой мысли, страстностью. Ее речи увлекали, она прекрасно владела ораторским искусством. Люди тянулись к ней, восхищенные смелостью, яркостью, убедительностью доводов. Статьи запоминались образностью языка, строгостью стиля. Пришла и литературная слава. Анни Безант стала известной не только в Лондоне, но и во всей Англии, став одним из руководителей социалистического движения.

Всегда уделяя время самообразованию, она не пропустила и только что изданную на английском языке "Тайную Доктрину" Елены Петровны Блаватской. Философская направленность ума Анни Безант, стремление дойти до сути явлений побудили ее с глубочайшим интересом отнестись к этому теософскому произведению, представляющему собой синтез религии, науки и философии. Цельность и глубина теософской доктрины о происхождении и эволюции Космоса и человека, истинность учений о взаимосвязи всего сущего в изложении Блаватской покорили Анни Безант- убежденную социалистку и ярую пропагандистку атеизма. Личное знакомство с Еленой Петровной Блаватской, глубокое изучение "Тайной доктрины", древних эзотерических постулатов все более убеждали ее в необходимости коренным образом изменить свою жизнь. Личность, известная всей Англии, стоящая во главе социалистического движения, Анни Безант должна была обнародовать свое решение, публично объявив о смене идеалов. Отказавшись от благополучной карьеры социалистического лидера, она издает брошюру "Почему я стала теософкой", где прослеживаются все этапы ее внутренней борьбы. Выдержав все нападки и обвинения, Анни Безант становится адептом теософии.

Теософское общество, руководимое Блаватской и находившееся в то время в Англии, переживало не лучшие свои времена. Необычайная личность президента и деятельность общества подвергались жесточайшей критике и со стороны официальной науки, и со стороны представителей церкви. Анни Безант не испугала возможность тоже стать объектом критики. Напротив, со всей свойственной ей страстностью, направляет она свои незаурядные способности на реабилитацию теософии.

Безант становится не только ученицей Блаватской, но и сподвижницей, и ее блестящий организаторский талант, ее литературный и ораторский дар проявляются теперь под знаменем теософии.

И здесь, в Теософском обществе, в центре ее деятельности стоит служение людям, облегчение их участи. Снова Анни Безант развертывает широкую сеть благотворительных учреждений - открываются новые приюты, пункты питания, детские дома и больницы. Эта сторона деятельности снискала популярность Теософского общества и благодарность ему у огромного числа людей. Пришло и общественное признание Теософского движения.

Активная творческая деятельность Анни Безант была направлена на популяризацию идей Блаватской, на распространение теософских взглядов. Ею движет убеждение, что "...для человека обычного умственного развития, с обычным образованием, привыкшего пользоваться разумом в мирских делах, для понимания главных учений теософии, как чего-то связного и синтезирующего, не требуется ничего, кроме неослабного внимания и обыденного умственного развития". Так говорила Безант на одной из своих многочисленных лекций.

Последовательница Блаватской, она определяла теософию как широкое мировоззрение, "...которое способно удовлетворить разум как философия и, в то же время, дать миру всеобъемлющую религию и этику..." как "единый источник, откуда ведут свое происхождение все учения, все священные книги Востока, все древние учения, уцелевшие до наших дней, содержащие в себе знания о Боге, о человеке, о Вселенной".

Творческая деятельность Анни Безант была активна и плодотворна. Опубликованные ею книги "В преддверии храма", "Путь к посвящению и усовершенствованию человека", "Духовная алхимия", "Братство религий", "Законы высшей жизни" и многие другие раскрывают перед читателем глубины Божественной мудрости.

После ухода из жизни Е.П.Блаватской Безант отдает много сил для подготовки к публикации трудов, оставленных основательницей Теософского общества, сохраняя для читателя каждое слово своего Учителя.

В 1907г., после смерти заместителя Блаватской Генри Олькотта, Анни Безант сама становится президентом Теософского общества и руководит им в течение 26 лет до 1933г., до конца своей жизни.

Деятельность Общества протекала сначала в Англии, затем в Индии, в Мадрасе. Все это время яркие выступления Анни Безант, участие в конгрессах, чтение лекций способствовали широкому распространению древних знаний и в Индии помогли многим обратиться к своим духовно-философским корням. Социальная активность нового президента Теософского общества вовлекает ее в гущу политики, и с 1889г. по 1891г. она - председатель крупнейшей политической партии Индии - Индийский национальный конгресс. Однако теософия остается для Безант насущной необходимостью, она по-прежнему читает лекции, выступает с докладами, много работает над книгами по теософии.

Внутренний спор с церковью завершился признанием, что "в древности теософия вызывала религии к жизни, в наши времена она же должна оправдывать их". Это положение вызвало появление книги "Эзотерическое христианство", где читатель находит исследование корней религий на основе глубочайших знаний Безант древних истоков и трудов отцов церкви, древнегреческих мистерий и учения неоплатоников, трудов гностиков и сравнительной мифологии. Яркий литературный талант Анни Безант открывает ее книга "В преддверии храма", где образно и красочно, с использованием древних священных песнопений, показан путь к вершинам духовных знаний. "Но если вы хотите знать, - пишет Безант, - не только надеяться, не только страстно желать, не только верить, но знать с несомненностью и убежденностью, неспособной колебаться, тогда вы должны искать Божественный дух не вне, а внутри себя".

Кто такая Анни Безант? Нам она известна как ученица и последовательница Елены Блаватской. Немногие знают об этой удивительной женщине больше - к примеру, то, что она была президентом теософского общества. К тому же Анни - автор большого количества теософских работ. Предлагаем вам детально познакомиться с биографией Анни Безант и её творчеством.

Биография

Анни родилась в октябре 1847 года в Лондоне. Её родители были последователями англиканской церкви, а потому воспитывали девочку в строгости. Будучи впечатлительным ребёнком, Анни приняла религию всем сердцем. Именно по этой причине в 19-летнем возрасте Безант вышла замуж за священнослужителя. Однако брак оказался неудачным. Спустя пять лет супруги расстались. Анни отказалась от религии из-за внутренних противоречий: её искренность и честность пробуждали в ней протест против ханжества и чопорности.

Пытливый ум и справедливость привели девушку к социализму. Огромное влияние на неё оказал Чарльз Берроу - популярный общественный деятель и лидер социалистического движения Англии. Анни боролась за права малоимущих, занималась благотворительностью. Благодаря её деятельности открывались столовые и больницы для бедных. Перемены были и в личной жизни. Анни Безант связала свою жизнь с атеистом и радикалом по имени Чарльз Брэдлоу.

Новая «вера»

Продолжительное время Анни была увлечена идеей социализма. Она писала страстные памфлеты и статьи, в совершенстве владела ораторским искусством. Анни была руководителем движения социалистов в Англии.

Помимо своей основной деятельности, Безант уделяла немало внимания самообразованию. Мимо неё не прошла книга Елены Петровны Блаватской «Тайная доктрина». Синтез науки, философии и религии заинтересовал Анни. Она приняла эту «религию» абсолютно. Теософия захватила Безант. Она начала выступать с лекциями, выпускать книги. В 1907 году Анни возглавила теософское общество и переехала в Индию, где располагалась его штаб-квартира.

В теософском обществе она не оставила благотворительность. Её старания поспособствовали появлению приютов и детских домов, пунктов питания и больниц.

Творческая деятельность

Как писатель Анни была активной. На её счету несколько десятков трудов, переведённых на разные языки, в том числе и на русский. Книги Анни Безант способны раскрыть перед своими читателями самые тайные глубины Божественной мудрости. Писательница призывает искать Божественный дух не вне, а внутри человека, а для этого нужно не только верить и надеяться, но и быть убеждённым в его присутствии.

«Братство религий»

Одно из самых интересных изданий Анни Безант - «Братство религий». Сложно поспорить с тем, что очень многие религии имеют общие черты, а значит, уверяет писательница, были даны людям из одного общего источника. То есть и цель у них одна - помочь человеку на пути к совершенству. В книге Анни приводит фрагменты из Священных Писаний, собранные у разных народов и свидетельствующие о единстве основных религиозных течений.

«Древняя мудрость»

Тем, кто только начинает разбираться в тонкостях теософии, придёт на помощь книга Анни Безант «Древняя мудрость». Здесь максимально просто автор знакомит читателей с основами мистического богопознания, раскрывает суть различных законов, таких как закон кармы, закон перевоплощения и закон жертвы. Кроме того, в издании последовательница Елены Блаватской подробно описывает весь процесс восхождения человека и знакомит со строением космоса.

Помимо физического мира, утверждает Анни, существуют и другие. К примеру, астральный, населённый естественными элементалами пяти отделов: земли, огня, воды, эфира и воздуха. В «Древней мудрости» Безант говорит о том, что в этом мире могут временно находиться люди. Обитают здесь и существа высокого порядка. Ещё один мир - ментальный. Он представляет собой сферу разума и сознания. Состоит ментальный мир из так называемой материи мысли. Как и астральный мир, ментальный населён элементалами и другими существами. Эти существа, по словам Анни Безант, обладают обширными знаниями, великолепной внешней формой и невероятными силами. Помимо этих миров, автор знакомит читателей с мирами буддхическими, нирваническими и другими, более высокими.

Впервые на русский язык это издание было переведено в 1908 году и опубликовано в журнале «Вестник теософии». Спустя два года книга вышла отдельным изданием.

Противоречит ли теософия христианству?

На этот вопрос Анни Безант даёт ответ в одноимённой книге. По мнению президента теософского общества, если рассматривать теософию в качестве нравственного учения и философской системы мысли, в ней невозможно найти ничего, что противоречило бы христианству. Напротив, уверяет Анни, люди, исповедующие христианство, могут найти в этом учении помощь, пролить свет на тёмные вопросы. К тому же теософия способна сделать веру возвышеннее и сильнее.

«Сила мысли»

В книге Анни Безант «Сила мысли» читатели знакомятся с природой знания и познания, их механизмами. Кроме того, автор учит их развивать память, созерцать, воспитывать ум. После прочтения книги можно познать беспокойство и успокоение, научиться общаться и с людьми, и с Богом.

Овладев принципами, изложенными в книге, читатель сумеет встать на непростой путь единения с природой, а умственный рост ускорится в несколько раз! К тому же, творя свой мир, говорит преемница Блаватской, важно помнить, что обстоятельства всегда зависят от мыслей человека. Проще говоря, закон силы разума заключается в том, что человек является тем, что он думает. Думая о ничтожных вещах, люди и сами становятся ничтожными, а мысля о великом, люди, напротив, возвышаются.

«Мыслеформы»

О том, что мысли и желания влияют не только на жизнь человека, но и на окружающих людей, Анни Безант рассказывает в книге «Мыслеформы». В этом исследовании живым языком описана сила и природа мыслей, а значит, оно прекрасно подойдёт читателям, стремящимся осознать эти непростые явления. Эта книга отличается большим числом иллюстраций.

«Человек и его тела»

Книга «Человек и его тела» Анни Безант - это введение в теософию для начинающих. Нельзя не отметить, что она весьма понятна и лаконична. Без пространных философских отступлений Анна описывает все тела человека, принципы их устройства, особенности их взаимодействия. Кроме того, автор объясняет, как с этими телами нужно работать, а главное, зачем это делать!

В своей книге Анни пишет, что человек - это сознательное «я», живое и мыслящее. Тела же - это оболочки, в которые «я» заключено. С помощью этих тел индивидуальность может функционировать. Стоит отметить, что тела - это явление временное, сам же человек вечен, душа его развивается и просто переходит из одной жизни в другую, приобретая и оставляя различные тела. Рост продолжается до тех пор, пока человек не достигнет высочайшего уровня сознания - ментального.

«Учение сердца»

Простая книга о самом главном - вот как можно описать это издание Анни Безант. О чём она? О том, что любовь и духовная жизнь никогда не уменьшаются. Скорее всего, чем больше и активнее они расходуются, тем больше и сильнее становятся. А потому, говорит автор со страниц своей книги, нужно пребывать в состоянии радости и любви, ведь радость - это главная часть духовной жизни человека.

Пока человек отождествляет себя только с умом и телом, ни одно волнение мира не может воздействовать на него. Но как только появляется связь с высшим «я», человека обволакивает великая мудрость, управляющая Вселенной. И тогда любые потрясения не смогут поколебать внутренней гармонии и покоя, царящего в его душе.

Поделиться