Бально-рейтинговая система. Организация балльно-рейтинговой системы успеваемости Балльно-рейтинговая система значительно повышает объективность оценивания, обеспечивает непредвзятость со стороны преподавателя; рейтинговая оценка не зависит от характера ме

Заканчиваю 4 курс гуманитарного факультета. Считаю наш ВУЗ и правда одним из лучших в СПб, но могу сказать, что, поскольку университет - обьединение трёх, сейчас все довольно неоднозначно. Со 100% уверенностью могу сказать, что к нам стоит поступать на экономику и, возможно, менеджмент - этим направлениям уделяется самое большое внимание. По ребятам, которые учатся на этих направлениях, видно, что они реально работают и получают знания. Более того, именно студенты этих направлений принимают самое активное участие в жизни ВУЗа, так большинство мероприятий проходят в их учебных корпусах. Студенты других направлений могут даже не знать обо всех мероприятиях и возможностях. А возможностей море, как для учебы, так и для досуга. В СПбГЭУ есть танцевальная студия очень неплохого уровня, свой центр изучения языков, Спортивный клуб. Студенты могут также попробовать себя и пройти отбор на международную стажировку, благо у ВУЗа огромное количество связей с университетами Европы и Азии. Условия стажировок разные, но все студенты могут ознакомиться с ними на сайте и подобрать стажировку себе по вкусу. Спорным моментом является введённая в университете балльно-рейтинговая система. Она хороша в том плане, что студенты, которые работают в течение всего семестра, исправно сдают контрольные точки, имеют некоторые преимущества на сессии. У нас нет традиционных зачётов - зачёт ставится по итогам работы в семестре. Таким образом, у нас нет принципа "от сессии до сессии..." - скорее от контрольной до контрольной. Плохо в университете то, что из-за объединения страдает уровень осведомленности студентов факультетов, обучающихся не в "главных" зданиях, так как даже до деканатов некоторая информация доходит гораздо позже, чем должна, а то и не доходит вовсе. За последний год, правда, стало видно, что университет работает над этой проблемой, так что может быть ещё через годик-два все факультеты будут поистине равноправными. Ещё из плюсов: СПбГЭУ - один из немногих университетов, который предоставляет общежития ВСЕМ желающим. У нас действительно неплохие общежития, как самого ВУЗа, куда селят в основном контрактников, так и уже ставший знаменитым по всей стране МСГ, где живут бюджетники. Что бы не говорили, в наших общежитиях действительно можно жить - везде нормальный ремонт, чисто и есть вся необходимая мебель. По крайней мере я ни разу не слышала, чтобы студенты сами делали ремонт у себя в комнате. Также у нас отличный сайт, который отражает все аспекты деятельности университета. На сайте можно найти абсолютно всю информацию, другой вопрос в том, что большинство студентов просто ленятся найти что-то самостоятельно. У нас также одна из лучших приемных комиссий, могу сказать с уверенностью. В приёмной комиссии работают студенты разных направлений и возрастов, внимательные и приветливые, готовые ответить на все вопросы родителей и абитуриентов. Процедура приёма документов очень быстрая, редко кто задерживается при приёме документов дольше, чем на 15 минут. В целом могу сказать, что СПбГЭУ - отличный ВУЗ, с хорошими преподавателями и насыщенной студенческой жизнью. Однако, очень многое зависит от самого студента: хочешь хорошо учиться - мало ходить на пары, нужно и самому стараться что-то учить. Хочешь досуг - иди и сам все узнавай, бегать за студентами и что-то навязывать у нас не принято. Над качеством образования ВУЗу нужно поработать, думаю это связано с объединением: меняются преподаватели, учебные программы и т.д. Думаю, через пару лет все устаканится и все проблемы будут решены.

​Памятка студенту


Распределения студентов по профилям (в рамках направления подготовки бакалавра на факультете),

Распределения на практику с возможностью последующего трудоустройства,

Направления на стажировку,

Предоставления общежития иногородним студентам,

Преимуществ при участии в конкурсном отборе в магистратуру по аналогичной образовательной программе.

  1. Учебный рейтинг – max 100 баллов (по дисциплине)

    Посещение учебных занятий (max 20 баллов)

    Результаты освоения каждого модуля учебной дисциплины (текущий и рубежный контроль) (max 20 баллов)

    Промежуточная аттестация (экзамен, зачет с оценкой, зачет) (max 40 баллов)

    Посещение учебных занятий оценивается накопительно следующим образом: максимальное количество баллов, отводимых на учет посещаемости (20 баллов), делится на количество занятий по дисциплине. Полученное значение определяет количество баллов, набираемых студентом за посещение одного занятия.

    Промежуточная аттестация проводится либо на последнем практическом занятии (зачет с оценкой или зачет), либо в соответствии с расписанием в экзаменационную сессию (экзамен). Для допуска к промежуточной аттестации необходимо набрать в общей сложности не менее 30 баллов, успешно пройти рубежный контроль по каждой дисциплине (не иметь задолженностей по текущей успеваемости).

    ¤ студент может быть освобожден от сдачи промежуточной аттестации (зачета, зачета с оценкой или экзамена), если по итогам посещаемости, результатам текущего и рубежного контроля и творческого рейтинга он набрал не менее 50 баллов. В этом случае ему выставляется оценка «зачтено» (при зачете) или оценка, соответствующая набранному количеству баллов (при зачете с оценкой или экзамене) при согласии студента.

    ¤ преподаватель кафедры, непосредственно ведущий занятия со студенческой группой, обязан проинформировать группу о распределении рейтинговых баллов по всем видам работ на первом занятии учебного модуля (семестра), количестве модулей по учебной дисциплине, сроках и формах контроля их освоения, возможности получить поощрительные баллы, форме промежуточной аттестации.

    ¤ студенты имеют право в течение учебного модуля (семестра) получать информацию о текущем количестве набранных по дисциплине баллов. Преподаватель обязан предоставлять старосте группы данную информацию для ознакомления студентов.

    В традиционную четырехбалльную

Участие в конкурсах студенческих научных работ;

Выступление на конференциях;

Участие в олимпиадах и конкурсах;

Участие в научной работе по тематике кафедры и работа в научных кружках;

определяется деканатом совместно со студенческим советом факультета и куратором группы 2 раза в год по итогам семестра (не может превышать 200 баллов). Характеризует активность участия студента в общественной жизни университета и факультета.

Суммарный учебный рейтинг рассчитывается как сумма произведений полученных баллов по каждой дисциплине (по 100-балльной системе) на трудоемкость соответствующей дисциплины (т.е. Объема часов по дисциплине в зачетных единицах), за исключением дисциплины «физическая культура».

А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д

Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.

Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.

Что такое балльно-рейтинговая система?

Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.

Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.

*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.

В каких университетах применяется?

Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.

Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?

Плюсы:

  • Повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе.
    Объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр. Если же наоборот, на экзамене студент перенервничает и напишет его не так хорошо, оценка будет снижена не так сильно за счет баллов, набранных за семестр.
  • Усиливается мотивация к постоянной активной работе на протяжении всего семестра (хотя для кого-то, наверное, это минус).
    Как известно, раньше многие студенты руководствовались правилом «от сессии до сессии живут студенты весело», то есть почти совсем ничего не делали на протяжении семестра, а за пару-тройку дней зубрили весь материал и успешно (или не очень) сдавали экзамен. При БРС же сделать так будет труднее.
  • По окончании каждого семестра формируется общий рейтинг курса, который делает более доступными различные возможности университета, например, поездка на семестр или год в иностранный университет на обучение. Все просто, хочешь получать крутые возможности – учись хорошо.
  • «Гонка» за баллами.
    При балльно-рейтинговой системе обучения некоторые студенты (особенно в не особо дружных группах) испытывают чувство постоянной конкуренции. Чаще всего это проявляется, когда преподаватель, например, дает 2-3 темы для презентаций или доклада и студенты должны сами между собой распределить, кто их будет делать и кто, соответственно, получит баллы. И бывает так, что студенты, у которых и так уже достаточно баллов, не дают сделать подобные работы тем, кому эти баллы нужнее, у кого их очень мало. Вот в таких ситуациях и проявляется человечность и умение уступать.
  • Иногда не совсем понятное распределение баллов между различными видами работ.
    Согласитесь, странно слышать от преподавателя, что он, например, ставит одинаковое количество баллов за ответ на семинаре и за написание эссе или реферата. Ведь на два этих вида работ тратится совершенно разное количество времени. Тем не менее, иногда попадаются преподаватели, которые распределяют баллы не совсем понятным и логичным образом.
  • Субъективность при отсутствии чётких критериев.

Минусы:

Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».

Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.

А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!

Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!

На сегодняшний день основной задачей, стоящей перед вузами страны, является повышение качества образования. Одним из ключевых направлений в ее решении считается необходимость перехода на новые стандарты. В соответствии с ними устанавливается четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра и создания новых форм обеспечения контроля Одним из нововведений стала балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим ее подробнее.

Назначение

Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели. Трудоемкость конкретного предмета и всей программы в целом измеряется в зачетных единицах. Рейтинг представляет собой некую числовую величину, которая выражается в многобалльной системе. Она интегрально характеризует успеваемость обучающихся и участие их в исследовательской работе в рамках той или иной дисциплины. Балльно-рейтинговая система рассматривается как важнейшая часть деятельности по контролю качества образовательной работы института.

Преимущества


Значение для преподавателей

  1. Подробным образом планировать образовательный процесс по определенной дисциплине и стимулировать постоянную активность обучающихся.
  2. Своевременно корректировать программу в соответствии с результатами контрольных мероприятий.
  3. Объективно определять итоговые оценки по дисциплинам с учетом систематической деятельности.
  4. Обеспечивать градацию показателей в сравнении с традиционными формами контроля.

Значение для обучающихся


Подбор критериев

  1. Выполнения программы в части практических, лекционных, лабораторных занятий.
  2. Исполнения внеаудиторных и аудиторных письменных и прочих работ.

Сроки и количество контрольных мероприятий, а также количество баллов, которое выделяется на каждое из них, устанавливаются ведущим преподавателем. Педагог, ответственный за осуществления контроля, должен на первом занятии проинформировать обучающихся о критериях их аттестации.

Структура

Балльно-рейтинговая система предполагает подсчет результатов, полученных обучающимся за все виды учебной деятельности. В частности, учитывается посещение лекций, написание контрольных работ, выполнение типовых расчетов и пр. Так, например, общий результат на кафедре химии может складываться из следующих показателей:


Дополнительные элементы

Балльно-рейтинговая система предусматривает введение штрафов и поощрений для обучающихся. Об этих дополнительных элементах преподаватели информируют на первом занятии. Штрафы предусматриваются за нарушения требований к подготовке и оформлению рефератов, несвоевременно сданные типовые расчеты, лабораторные работы и пр. По окончании курса педагог может премировать студентов прибавлением к набранному числу дополнительных баллов.

Перевод в академические отметки

Он осуществляется по специальной шкале. Она может предусматривать следующие пределы:


Другой вариант

Общее число баллов зависит и от уровня трудоемкости дисциплины (от размера кредита). Балльно-рейтинговая система может быть представлена в следующем виде:

Балльно-рейтинговая система: плюсы и минусы

Положительные аспекты этой формы контроля очевидны. В первую очередь активное присутствие на семинарах, участие в конференциях не останется незамеченным. За эту деятельность студенту будут начисляться баллы. Кроме этого, будет учитываться Студент, который наберет определенное число баллов, может получить автоматический зачет по дисциплине. Посещение самих лекций также будет учитываться. Недостатки балльно-рейтинговой системы заключаются в следующем:


Заключение

Ключевое место в балльно-рейтинговой системе занимает контроль. Он предусматривает сквозную аттестацию по всем дисциплинам в рамках учебного плана. В результате студенту присваивается рейтинговая оценка, которая, в свою очередь, зависит от степени подготовленности. Преимуществом применения такой формы контроля выступает обеспечение ее информационной прозрачности и открытости. Это позволяет обучающимся сравнивать свои результаты с показателями однокурсников. Контроль и оценивание учебных достижений выступает как важнейший элемент образовательного процесса. Они должны осуществляться систематически на протяжении семестра и всего года. Для этого формируются рейтинги обучающихся в группе и на курсе по конкретным дисциплинам, выводятся внутрисеместровые и итоговые показатели за определенный период.

Вопрос: Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна!

Моё обращение связано с введением на экономическом факультете Университета системы учета успеваемости на основе составления рейтинга баллов. На данный момент у нас действует система выставления оценки в соответствии с той разбалловкой, которую задаёт каждый преподаватель, и это имеет ряд недостатков:

1. Во-первых, это приводит к субъективизму преподавателя в отношении оценивания знаний студента. Всем известны массовые отчисления студентов с экфака из-за несдачи дисциплины "Экономика предприятия", т.к. установленные пороги сдачи экзамена, если их не снижать, позволяют лишь некоторым получить оценки "отлично" и "хорошо", т.к. набирают соответствующие баллы лишь единицы. Причем, апеллируя к данному конкретному примеру, я хочу сказать, что такая система, на мой взгляд, не отражает истинных знаний студента дисциплины: например, времени даётся очень мало, а объём (теоретические и расчетные части) немал, в связи с чем многим просто не хватает времени справиться с заданиями. ЭП является, безусловно, далеко не единственным примером.

2. Во-вторых, это не стимулирует конкурс между студентами и мотивацию к учению, т.к. все, зная существующие пороги и разбалловки, стремятся просто попасть в ту область, которая соответствует определенной оценке.

Введение балльно-рейтинговой системы учёта успеваемости, насколько мне известно, успешно прошло в ВШМ. Там составляется по итогам сдачи экзамена рейтинг, первые 25% получают "отл", вторые 50% "хорошо", третьи 25% - "уд", и тот же самый принцип действует с "буквами" ECTS: первые 10% - А, вторые 20- В и так далее.

Данная система, на мой взгляд, нашла бы ОТЛИЧНОЕ применение на экономическом факультете, поскольку:
1. Во-первых, наши бакалаврские программы очень схожи и по структуре, и по часам, и в принципе похожи по организации;
2. Во-вторых, это лишит субъективизма преподавателей, и оценка знаний будет базироваться на существующем рейтинге успеваемости. В конце концов, объективнее судить, что у кого-то "отличные знания", а у кого-то - "Хорошие" в сравнении с существующим "бэкграундом", то есть в сравнении, в котором, как известно, все и познается, нежели основываться на существующие субъективные критерии каждого преподавателя;
3. В-третьих, это мотивирует студентов к конкурсу, к желанию быть лучшими и лидерами. Мы не должны забывать, что экономист - это не просто человек с "коркой", который потом пойдёт работать в "МаксиДом" бухгалтером, а высоквалифицированный и универсальный специалист, овладевший целой сферой знаний, систематизировавший их и способный применить их для решения целого ряда задач, в том числе вопросов лидерства и руководства.
Я бы очень хотел, чтобы Вы помогли в введении такой системы, она будет уместна, и, я думаю, большинство студентов поддержат её, т.к. она разумна и логична.
С уважением,
Всеволод Котенёв
МЭОиМБ-31, экономический факультет.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны: Глубокоуважаемый Всеволод Сергеевич!

Балльно-рейтинговая система оценивания используется для большого количества студентов, когда работает правило равномерного распределения. В реализуемой в Санкт-Петербургском государственном университете (далее-СПбГУ) системе оценивания уточнено, что рейтинговая шкала оценивания применяется в случае, если численность обучающихся, получивших положительную итоговую оценку (т.е. более 50 баллов, что также заранее установлено), составляет более 30 человек.

Обучение в СПбГУ проводится не на факультетах, а по основным и дополнительным образовательным программам. Методика проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплинам учебного плана содержится в рабочих программах, разработчиками которых являются научно-педагогические работники. Данные методики утверждаются после соответствующих учебно-методических экспертиз в установленном СПбГУ порядке ежегодно. На данный момент все рабочие программы на текущий учебный год утверждены, объективных причин внесения в них изменений СПбГУ не усматривает.

Для сведения сообщаем, что по результатам опроса студентов, проведенном в апреле-мае 2015 года, по вопросу «Преподаватель объективно оценивает знания студентов», среднее значение по СПбГУ в целом - 3,663, по экономическому факультету - 3,618, по Высшей школе менеджмента - 3,514.

Выбор инструментов и методика оценивания достижений обучающихся в СПбГУ постоянно совершенствуется. Вы можете включиться в работу над этим, и, как и всякий универсант, (см. п.1.6 Основ организации учебно-методических комиссий, утверждённых приказом от 17.01.2014 № 75/1) принимать участие в заседаниях учебно-методической комиссии. Ваши предложения непременно будут рассмотрены и, с учётом мнения экспертов, использованы при разработке учебно-методических материалов. СПбГУ благодарит Вас за деятельное участие и инициативу.

Поделиться