Богослужебный апостол. Иван федоров и его "апостол" Кто написал апостол

«Апостол» Ивана Фёдорова

Подобно «Библии» Франциска Скорины, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца замечательнейший памятник печатной книги. «Апостол» 1564 года - это первая книга, вышедшая в Москве с полными выходными сведениями, благодаря которым известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России. По оформлению «Апостол» представляет собой образец высокого типографского искусства. Печатники проявили исключительную заботу об этом издании; они сделали все, чтобы придать ему высокую художественную форму. Текст «Апостола» набран ровным, красивым шрифтом, все полосы имеют безупречную выключку строк, печатание производилось двумя красками в два приема с поразительной точностью их совпадения. Все это выгодно отличает «Апостол» Ивана Федорова от изданий Анонимной типографии. Художественные украшения -- фронтиспис, заставки, инициалы «Апостола», исполненные гравюрой на дереве, поражают своим разнообразием и гармоничным сочетанием с полосой набора. Орнаментация «Апостола» очень своеобразна, она не имеет ничего общего с образцами орнаментов ранних русских книг, близких по времени к «Апостолу». Мастера, создавшие орнамент «Апостола», дали высокохудожественные образцы книжного оформления, оказавшие большое влияние на последующие московские и украинские издания. Что же касается рисунка шрифта, то в нём ярко выражен характер московских рукописных шрифтов. Несравненную красоту «Апостолу» придают заставки: на тёмном фоне -- пышная листва и ветви, кедровые шишки, головки мака, цветы. Подсчитано, что в книге большого формата на 268 листах содержится 48 заставок, отпечатанных с 20 ксилографических досок, 22 красивых инициала, 54 рамки и 24 строки узорной вязи, которой воспроизведены названия разделов.

Влияние «Апостола» на последующее книгопечатание поистине огромно. Хотя в XVI веке в Москве было напечатано несколько книг с орнаментами различного стиля, ни одна из них не оказала такого влияния на позднейшую книжную графику, какую оказал «Апостол». Влияние это было глубоко и продолжительно и не ограничилось одной только Москвой. В Москве более ста лет оформление «Апостола» служило образцом для книжных украшений; во Львове, где впоследствии оказались подлинные гравированные доски из «Апостола», их продолжали применять в течение двухсот лет.

После «Апостола» Иван Фёдоров и Петр Мстиславец напечатали в Москве ещё два издания «Часовника» -- небольшой книги, употреблявшейся как в богослужении, так и при обучении грамоте. Первое издание закончено печатанием 29 сентября, второе 29 октября 1565 года.

«Часовники» имели небольшой формат, напечатаны они и тем же шрифтом, что и «Апостол», и скромно украшены маленькими заставками. Немногие элементы декорации обоих изданий новы. В них чёрная плетёнка, нарушающая свободным контуром чёткую прямолинейность прежних заставок, представляется для всей русской книги прежнего времени чем-то иным, не схожим также и со славянским первопечатанием. В них настолько торжествует плетение чёрных полос, извилистых лент, не имеющих растительного начала, что эти заставки, которые потом Иваном Фёдоровым во Львове и его подражателями в Остроге были использованы как концовки, представляются интернациональными, ренессансными. Во всяком случае их прототипы встречаются и в Венеции.

Это издание очень редкое, сохранилось в единичных экземплярах. «Часовник» был последним изданием, напечатанным Фёдоровым и Мстиславцем в Москве. Вскоре им пришлось покинуть столицу русского государства.

Прекращение деятельности И. Фёдорова в Москве

Высшая государственная и церковная власть в лице царя и митрополита покровительствовала размножению печатных книг. Зато профессиональные переписчики, которым оно наносило материальный ущерб, а также невежественные церковники, встречавшие с суеверной подозрительностью всякое нововведение, были ярыми его противниками.

Церковники распространяли клевету на печатников, называя печатание книг еретическим делом, вследствие чего Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось прекратить издание книг в Москве и переселиться на другое место. В упомянутом выше послесловии к львовскому «Апостолу» 1574 года Иван Федоров так рассказывает об этом событии: «Из-за озлобления, случившегося с нами не от самого того государя (Иоанна IV), но от многих начальников и церковных начальников и учителей, которые из зависти обвинили нас во многих ересях, желая добро обратить во зло и Божье дело погубить вконец, как бывает в обычае злонравных, неученых и неискусных в разуме людей... Эта ненависть нас и прогнала с земли, и с родины, и от родичей наших в другие страны неведомые переселила». Глухов, А. Ради братий моих: «Апостолу» Ивана Федорова - 430 лет // Библиотекарь. - 1994. - № 3. - С. 82

По-видимому, одной из главных причин преследования Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца было их критическое отношение к тексту печатаемых ими богослужебных книг, их «вольнодумство» в этом смысле. «У противников Ивана Фёдорова, - пишет академик М.Н. Тихомиров, - были основания обвинять его в ереси, только не за печатание книг, так как печатные книги уже не были новостью в Москве, а за исправленные им тексты церковных книг». Тихомиров М.Н. Начало московского книгопечатания // Уч. зап. Моск.гос. ун-та. - М.,1940. - Вып. 41. С.93

Отъезд Ивана Фёдорова из Москвы не был тайным бегством, как это иногда пытались представить некоторые исследователи. По-видимому, ему была предоставлена возможность выехать из Москвы, взяв с собой часть типографских материалов. В пути его сопровождали жена с детьми и Петр Мстиславец; возможно, ещё жена последнего и слуги. Иван Фёдоров увозил с собой значительную часть типографского инвентаря: пунсоны, матрицы, может быть, часть шрифта и почти все гравированные доски. Таким образом, поезд уезжавших должен был состоять из нескольких повозок. Лишено основания утверждение о том, что будто московская типография Ивана Фёдорова была сожжена его недоброжелателями. Если бы это событие произошло, то ни шрифты, ни орнаменты Ивана Федорова не могли бы применяться в дальнейшем; на самом же деле они появляются много раз в различных изданиях.

Это - первая точно датированная русская печатная книга. Ученые установили, что и до «Апостола» 1564 г. в Москве работал типографский станок. Мастерскую, в которой он стоял, называют анонимной. На книгах, вышедших отсюда, не указано кто, где и когда их печатал. «Апостол» же завершен послесловием, в котором приведены сведения, называемые нами сегодня «выходными». Русское книгопечатание впервые во весь голос заявило о своем существовании.

«Апостол» 1564 г. редкой книгой не назовешь. Сегодня известно 62 экземпляра. И едва ли не каждый год находятся новые. Каким тиражом напечатана книга, мы не знаем. Сведения о тираже впервые появились в «Апостоле», напечатанном в 1597 г. учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым Невежей. «А напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят»,- сказано в послесловии книги. Условия, в которых веками хранились «Апостолы» 1564 и 1597 гг., были примерно одинаковы. Издание 1597 г. известно в 26 экземплярах. Поэтому мы можем предположить, что тираж первой, точно датированной московской печатной книги превышал 2000, а может быть, и 3000 экземпляров.

С первенцем Ивана Федорова можно ныне познакомиться в библиотеках Москвы и Ленинграда, Киева и Львова, Новосибирска и Риги, Вашингтона и Дублина, Лондона и Праги...

«Апостол» 1564 г. - памятник прекрасного полиграфического искусства, которым Иван Федоров владел, можно сказать, в совершенстве. Все здесь продумано, выверено.

Книга отпечатана «в лист». Это значит, что с каждой стороны бумажного листа размещено по две полосы. Фальцевали листы в один сгиб.

С определенностью установить формат издания сейчас трудно, ибо все сохранившиеся до наших дней экземпляры многократно переплетали и при этом, конечно, обрезали с трех сторон. Член-корреспондент Академии наук СССР А. А. Сидоров, в свое время изучавший «Апостол», установил, что его формат находится в пределах 1774-181x2724-283 мм. Формат полосы набора - 119×204 мм. Здесь уже сведения точные, ибо выключка в книгах первопечатника - хорошая.

Формат полосы набора приведен без учета подстрочных и надстрочных отсылок и индексации, вынесенной на поля. Если учитывать и эти тексты, печатавшиеся краской - киноварью, окажется, как писал А. А. Сидоров, что «Апостол» 1564 г. построен по правильному и четкому кратному отношению 3:2 (максимальная высота набора 21 см, ширина 14 см). Это близко к так называемому золотому сечению - гармонической взаимосвязи отрезков линий, площадей и объемов, о которой говорил Леонардо да Винчи.

«Апостол». Москва. 1564

В строгой продуманности пропорций и в совершенстве полиграфической техники кроется секрет того удивительного впечатления гармонии и стройности, которое производит книга.

Книжный блок «Апостола» 1564 г. составлен из 34 тетрадей, в каждой из которых по 8 листов, или по 16 страниц. Исключение - первая и последняя тетради, насчитывающие по 6 листов. Общее же количество листов -268. На первых шести из них фолиации нет. Остальные же перенумерованы кирилловской цифирью. Напомним читателю, что каждая буква кириллицы имела и численное значение: «аз» означал 1, «веди» -2, «глаголь» -3 и т.д.

Сигнатуры (нумерации тетрадей) в «Апостоле» 1564 г. нет. Но Иван Федоров превосходно понимал значение сигнатуры для обеспечения правильности подборки тетрадей. Любопытно, что малоформатные издания первопечатника сигнатуры имеют. Быть может, он нумеровал тетради и крупноформатных изданий, но ставил числа на самом краю листов и при переплете их обрезали.

Богато и своеобразно художественное убранство «Апостола» 1564 г., включающее фронтиспис, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок, 22 инициала -с 5 досок, 24 строки вязи. Думая об оформлении своего первенца, Иван Федоров во многом следовал традиции, сложившейся в древнерусских рукописных мастерских. Именно здесь был создан тот удивительно красивый стиль орнаментики, который впоследствии назвали «старопечатным». Ученые думали, что в рукописные книги он пришел из печатных. Но было все наоборот.

Заставка вообще характерна для византийских, сербских, древнерусских рукописей. В западноевропейской книге мы этот важный элемент художественного убранства не найдем. Заставка старопечатного стиля представляет собой удлиненный по горизонтали прямоугольник с навершиями и украшениями по углам, выступающими за пределы строгой геометрической формы. Композиционный центр заставки - черно-белое «клеймо», вписанное в узорное обрамление, играющее всеми цветами радуги.

Все элементы художественного убранства «Апостола» 1564 г. выполнены в технике ксилографии, или обрезной гравюры на дереве. Передать узорное многоцветье обрамления рукописных заставок этим способом можно, но исключительно трудно. Для этого число форм должно соответствовать количеству цветов. Важной технической проблемой, которую вряд ли мог решить в ту пору Иван Федоров, становится приводка. Поэтому типограф взял за основу своих заставок черно-белые клейма, рисунок которых, как доказали ученые, восходил к гравированному на меди алфавиту прописных букв немецко-нидерланд- ского мастера XV в. Израэля ван Мекенема.

Первая книга Ивана Федорова положила начало новому стилю орнаментики, который в XVI - первой половине XVII вв. господствовал в русской книге.

Концовки в наших древних рукописях не встречались. Иван Федоров попробовал было ввести концовки на страницы «Апостола», но потом передумал, решил следовать традиции. Из 62 сохранившихся до наших дней экземпляров издания 1564 г. концовку, завершающую лист 81, удалось обнаружить лишь в четырех.

Много писали искусствоведы о фронтисписе «Апостола». Изображен на нем один из легендарных авторов книги - апостол Лука. Он сидит на низкой скамеечке, на коленях у него книга. Перед Лукой - высокий пюпитр, на котором мы видим раскрытый свиток, подставку-горку для письма, чернильницу с гусиным пером. Фигура заключена в декоративное обрамление из триумфальной арки с полуциркульным сводом. Колонны с пышными капителями поддерживают горизонтальное перекрытие, на котором стоит ваза с цветами.

Ученые установили, что рисунок рамки напоминает арку с гравюр немецкого мастера Эргарда

Шена, работавшего в первой половине XVI в. Иван Федоров значительно переработал композицию оригинала, приблизив ее к отечественной традиции.

Изображение Луки, видимо, вставлялось в обрамление. Если изображение это мы больше никогда не встретим, то доску, с которой отпечатана рамка, Ивам Федоров сохранит и впоследствии будет использовать во Львове и Остроге. Рисунок рамки станет популярным, его будут копировать польские и литовские мастера.

Нужно сказать и о полиграфической технике «Апостола» 1564 г. В книге много красного цвета, который Иван Федоров использует для выделения отдельных текстов. Он учитывал и то, что второй цвет делает книгу нарядной, праздничной. Наш первый типограф печатал методом двухпрогонной печати с одной формы. При наборе под литеры, которые следовало воспроизвести красным, подкладывался пробельный материал. При этом литеры несколько поднимались над основным набором. На приподнятые участки наносили киноварь и накладывали сверху лист бумаги. Затем «красный» набор удаляли, оставляя подкладки. Форму набивали черной краской и притискивали к ней красный оттиск.

Любопытен прием так называемого слепого тиснения, при котором некоторые участки формы заполняли не пробельным материалом, но литерами, краску на которые не наносили. На оттиске эти литеры образовывали рельефный узор.

«Апостол» Ивана Федорова

Старопечатные издания - как бы истоки безбрежного книжного океана дня сегодняшнего. Среди них есть фолианты в роскошных переплетах и изящные книжки-малютки, скромные учебники грамоты и листовки-однодневки, ученые трактаты и иллюстрированные «книги бедняков». Впитав и обобщив многовековой опыт рукописной книжности, книгопечатание с первых десятилетий своего существования стало, помимо всего прочего, важным фактором развития культуры. Возникновение книгопечатания восточнославянских народов неразрывно связано с именем Ивана Федорова.

Дата и место рождения Ивана Федорова точно неизвестны. Родился он около 1520 г. О детстве сведений не сохранилось. Известно лишь из послесловия к «Апостолу», что он был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Нет данных, где и у кого обучался русский первопечатник типографскому искусству. Возможно, он работал в анонимной типографии. Об этом говорит сходство некоторых полиграфических приемов, использованных в московских изданиях без выходных сведений и в книгах, выпущенных в Москве Иваном Федоровым.

Старые русские историки считали Ивана Федорова не более чем ремесленником, послушным исполнителем воли «просвещенных людей» - царя Ивана IV Грозного и митрополита Макария, задумавших приобщить Россию к печатному слову. Историки установили, что мастера, стоявшие у истоков книгопечатания, знакомившие с типографским делом разные страны и народы, были высокообразованными людьми, зачастую имевшими университетское образование. Сохранилась книга Краковского университета, в которой записывали имена лиц, удостоенных ученых степеней. Здесь можно найти имя «Ивана сына Федора Москвитина». Е. Немировский не исключает, что это и есть будущий московский первопечатник.

Единственные документы, из которых мы узнаем о деятельности Ивана Федорова в Москве, - послесловия к московскому и львовскому изданиям «Апостола». В «Апостоле», напечатанном Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, можно прочитать: «По велению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерства печатных книг, в год 61-й восьмой тысячи в 30-й год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело». Это - первое, ставшее знаменитым, свидетельство о начале русского книгопечатания.

Советские историки, исследователи архивов и книгохранилищ доказали, что в это десятилетие между началом «изысканий» мастерства печатания книг и выходом в свет законченного издания «Апостола» Ивана Федорова было напечатано в Москве несколько книг. Неизвестно, кто их напечатал, когда они вышли в свет… В науке за ними закрепился термин «безвыходных» изданий, то есть книг, не имеющих выходных данных.

Несомненно одно: Иван Федоров остается лучшим из наших первопечатников. Безвыходные книги исследователи оставляют как бы в предыстории начала книгоиздательства на Руси. Общественной, авторизованной, сознательно изданной книгой для того времени и для Москвы остается только «Апостол»! И Иван Федоров - первый, кто поднимается над уровнем «простого» ремесленника, печатника-исполнителя. Он был не только «мастер», притом «хитрый» (т. е. искусный), как его называли современники и люди близких ему поколений. Иван Федоров, по мнению И. В. Капустина, был великим новатором и вместе с тем живым человеком с присущими людям качествами.

Но у кого он научился своему мастерству? Когда-то высказывались даже мысли о том, будто он ездил учиться в Германию. Мифических иностранцев объявляли учителями Ивана Федорова те, кто не верил в мастерство русских умельцев. Объявляли «учителем» Ивана Федорова Петра Мстиславца на том основании, что, происходя из города Мстиславля и будучи, по всей вероятности, белорусом, он мог получить там какие-либо навыки от самого Франциска Скорины, если бы только великий белорусский просветитель не напечатал свою последнюю книгу в 1525 г., то есть за 40 лет до начала деятельности Ивана Федорова и Петра Мстиславца…

Иван Федоров выработал новую технику набора, трудоемкую, но оригинальную. Все надстрочные знаки отливались отдельно от литер. Сами же литеры изготовлялись различных размеров. При наборе с литерами меньшей высоты между строками образовывались пустоты, которые заполнялись надстрочными знаками или пробельным материалом. В книгах, напечатанных Иваном Федоровым, случайные оттиски пробельного материала уже не встречаются, что свидетельствует о возросшем умении и мастерства набора и печати.

«Апостол» печатался целый год - с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Книга напечатана черной и красной красками. Технология двухцветной печати напоминает приемы анонимной типографии. Но Федоров вносит и новизну. Он впервые применяет у нас двухпрокатную печать с одной формы. Использует он и метод двухпрокатной печати с двух наборных форм, как это делалось во всех европейских типографиях.

Московский «Апостол» снабжен большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста Луку. Иван Федоров использовал для большой гравюры рамку из издания Библии на чешском языке 1540 г., напечатанную с немецкой гравюры из более раннего издания. А последняя сама была вариацией итальянских и южнофранцузских мотивов.

Лучшей, поистине поразительной книгой московской печати был и остался на долгое время «Апостол» Ивана Федорова 1564 г., одна из таких, которые, как считает И. В. Капустин, создают целую эпоху в истории культуры. Смысл издания «Апостола» в том новом, что было внесено его создателем: он снабжен замечательным рассказом, послесловием Ивана Федорова, никак не богослужебным; в том, что его украшает вначале большая гравюра, которая впервые в нашем книжном искусстве определенно и точно использует для своих целей иноземный оригинал в стиле Возрождения; в том, что весь «Апостол» снабжен десятками крупных заставок, мастерски гравированных на дереве; в его новой печатной технике; в том, что Иван Федоров подверг редакторскому пересмотру текст «Апостола», заменяя малопонятные старославянские выражения близкими к народному языку.

Деятельность Ивана Федорова продолжалась еще год. В 1565 г. быстро, один за другим, он вместе с Петром Мстиславцем выпускает два «Часовника», впервые создавая в Москве новый тип малоформатного печатного сборника общеупотребительных молитв, то есть книжки, по всей вероятности, бывшей также и учебником. В послесловии к «Часовнику» говорится, что напечатан он «подвигом и прилежанием, трудами и изысканием Ивана Федорова да Петра Мстиславца».

Опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. «На нас многие зависти ради многие ереси умышляли», - писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Мстиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польско-Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы. Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано «Евангелие Учительное». В отличие от московских эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. («Апостолами», что в переводе с греческого значит «посланные», назывались ученики Христа, которых он отправил по всему миру рассказывать о себе.)

Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский «Апостол».

В том же году во Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей - «Азбуку». Второе издание «Азбуки» вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый Завет небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметным указателем. Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа над полной славянской Библией. Этот гигантский труд занимал 1256 страниц.

Федоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого Завета, а также чешский и польский переводы. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии.

Именно к этой «Острожской Библии», как называют ее теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. На подобный героический труд, да еще впервые в истории России, был способен только незаурядный человек. Он в совершенстве владел несколькими языками - греческим, латинским, польским. Отлично разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики.

«Острожская Библия», вышедшая в 1580–1581 гг., была последним печатным трудом Федорова. После Библии Федоров выпустил лишь «Хронологию» Андрея Рымши - первое сочинение светского характера, отпечатанное на Украине.

Князь Константин Острожский быстро охладел к издательской деятельности Федорова, и первопечатнику снова пришлось искать средства для продолжения дела его жизни. В эти годы Иван Федоров изобрел разборную пушку и занимался усовершенствованием ручных бомбард. В поисках заказчика он отправился из Львова в далекое и нелегкое по тем временам путешествие - в Краков и Вену, где встретился с императором Священной Римской империи Рудольфом II (1576–1612) и демонстрировал ему свое изобретение. Рудольфа II оно вполне удовлетворило, но условия, выдвинутые Федоровым, императора не устроили.

Тогда Иван Федоров написал письмо саксонскому курфюрсту Августу (1553–1586): «…Итак, я владею искусством изготовления складных пушек… каждую без исключения такого рода пушку можно разобрать на отдельные, строго определенные части, а именно на пятьдесят, сто и даже, если потребуется, на двести частей…» Об изобретении в письме говорится неясно, можно лишь судить, что это была многоствольная мортира с взаимозаменяемыми частями. Возвращаясь во Львов, Федоров занемог и 3 августа 1583 г. «впал в болезнь к смерти» и скончался в одном из предместий Львова, которое называется Подзамче. Умер он в бедности, не имея средств, чтобы выкупить заложенное ростовщику типографское имущество и отпечатанные книги.

Его похоронили на кладбище при храме Святого Онуфрия, храм принадлежал Львовскому православному братству. На могиле Федорова был поставлен надгробный камень с надписью: «Друкарь книг, пред тым невиданных».

Иван Федоров занял место в истории русского искусства как замечательный мастер книжной гравюры. Как художник он был мастером, знавшим и понимавшим достижения искусства Возрождения, но в первую очередь помнившим практику замечательных художников русской рукописной книги. Его старопечатный стиль - энергичная пластическая лепка листьев и ветвей. Он соединял эффекты черного и белого, линии и фона. В этом его новаторство. Он отчетливо сознавал и воплощал специфику гравюры на дереве, ксилографии. Функции заставок или фигурных наборных окончаний старой книги, когда спусковая полоса оканчивалась как треугольник, обращенный вершиной книзу, явно были художественно-декоративными и помогали процессу чтения.

Шрифт Ивана Федорова тесно связан по рисунку со шрифтами безвыходных книг. Но он имеет и свои особенности. Букву «Ж», например, Федоров вырезал и отливал со своеобразно нависающим слева верхним завитком. Его шрифт чуть наклонный, буквы как бы упруго гнутые, хорошо читаются.

Из книги Русская Атлантида автора Буровский Андрей Михайлович

Эпопея первопечатника Ивана Федорова, или Кое-что о русском книгопечатании Называть его первопечатником могли только в Московии. Вероятно, не знали, что официальной датой начала книгопечатания считается 1455 год - Иоганн Гутенберг выпустил первую печатную Библию. Демон

Из книги Иван Грозный и Петр Первый [Царь вымышленный и Царь подложный] автора

3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» - покаяние за молодого царя Ивана Ивановича Мы подходим к концу эпохи «Грозного». В 1581 году умирает Иван Иванович. В связи с его смертью «будучи в состоянии глубокого душевного кризиса, царь совершил один из самых необычных в его

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Зоя Федорова: роковой выстрел Это случилось 11 декабря 1981 года. В дом на Кутузовском, 4 приехал молодой человек – навестить свою тетю. Звонил, стучал, барабанил в дверь – в ответ ни звука. А ведь о встрече условились заранее… Тете семьдесят четыре… Мало ли что… Да еще

автора Барабанщиков Ю.

Памяти Е.К. Фёдорова Жители г. Обнинска чтят память об Евгении Константиновиче Фёдорове.Когда в 1957 году на окраине города началось строительство Филиала ИПГ строители присвоили стройке наименование «фёдоровская площадка» и оно прижилось лет на двадцать-тридцать. Но

Из книги Воспоминания о академике Е. К. Федорове. «Этапы большого пути» автора Барабанщиков Ю.

Стиль работы Е.К.Федорова в сложных условиях Все в нашей стране знают великого исследователя, папанинца, национального героя академика Евгения Константиновича Федорова.Евгений Константинович прошел сложный жизненный путь – полярный исследователь, многолетний

Из книги Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

О. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические

Из книги Убийцы Сталина. Главная тайна XX века автора Мухин Юрий Игнатьевич

Зоя Федорова Возникает вопрос - а не сильно ли круто мы заворачиваем, подводя все свои размышления к выводу, что окружение Сталина делало попытки его убить? Есть ли хоть один надежный прямой факт таких попыток?Прямые доказательства стерты из истории, и, возможно, в

Из книги Иван Грозный автора

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

«Заговор» Федорова После выступления членов собора власти не только не отменили опричнину, но и постарались укрепить ее изнутри. В самом начале 1567 г. царь забрал в опричнину Костромской уезд. Такой выбор объясняется достаточно просто. В этом уезде меры против

Из книги Битва за звезды-1. Ракетные системы докосмической эры автора Первушин Антон Иванович

Ракета Александра Федорова Из всех ранних проектов космических кораблей, опубликованных в дореволюционной России, один имеет особое значение. Он принадлежит изобретателю Александру Петровичу Федорову, которого я уже упоминал в главе 1.О жизни Федорова мало что

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Острожская Библия Ивана Федорова Древний восточнославянский город Острог упоминается еще в Ипатьевской летописи под 1100 годом. Ко времени приезда туда Ивана Федорова Острог был уже одним из крупнейших политических, административных, экономических и культурных

Из книги Косыгин. Вызов премьера (сборник) автора Кирпиченко Вадим Алексеевич

Татьяна Федорова В семье Косыгина Федорова Татьяна Викторовна в мае 1933 г. по комсомольскому призыву пришла на строительство Московского метрополитена. Была бетонщиком, проходчиком, бригадиром стахановской комсомольской бригады чеканщиков. В 1941 г. закончила Московский

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов Центральной темой пародии Сервантеса является безумие Дон Кихота. С одной

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Смерть подштурмана Федорова К началу XVIII столетия карта Америки еще зияла белыми пятнами. Никто не знал, как далеко простирается Американский континент к северо-западу и соединяется ли он с Азией. Между тем этот вопрос чрезвычайно интересовал мореплавателей и

Из книги В поисках четвертого Рима. Российские дебаты о переносе столицы автора Россман Вадим

Полярная столица Николая Федорова В самом начале XX века концепции южной, центральной и восточной столицы дополняются концепцией новой северной столицы на Северном Ледовитом океане. Автором этой концепции был оригинальный русский философ Николай Федоров (1829–1903),

Апостол (от греческого apostolos - посланник) - часть Нового Завета, богослужебная книга Православной Церкви, которая включает в себя написанные евангелистом Лукой деяния апостолов, соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, 14 посланий апостола Павла и Апокалипсис. Считается, что славянский перевод Апостола выполнен Кириллом, Мефодием и их учениками.

В 1564 году Апостол был напечатан в Москве, став первой точно датированной русской печатной книгой. По европейским меркам она увидела свет довольно поздно - через 124 года после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка и устройства для отливки литер. К середине XVI столетия типографии существовали уже во многих крупных городах по всей Европе. Сам Иван Фёдоров в послесловии Апостола писал: «Начат помышляти, како бы изложити печатные книги, якоже в грекех, и в Венецыи, и во Фригии, и в прочих языцех».

Это вовсе не означает, что попытки перенести типографское искусство Запада на российскую почву не предпринимались раньше. Документы сохранили несколько полных драматизма свидетельств о судьбах пионеров книгоиздания в России. В любекской хронике Реймара Кока 1556 года рассказывается о выходце из Магдебурга Бартоломее Гагане, отправившемся в Москву печатать книги на русском и латинском языках, но не сумевшем осуществить свой замысел, так как «русские у него всё отобрали, бросили его в воду и утопили». Никаких подтверждений этой истории обнаружить не удалось, но нельзя не признать, что она, даже если и вымышлена, весьма характерна для той эпохи. О другом иностранце, немце Гансе Шлигге, известно, что в 1547 году он был послан царём Иваном IV «искать в Германии художников для книжного дела». Среди завербованных предприимчивым саксонцем мастеров имелись печатник, переплётчик и гравёр, но никто из них в Россию не попал, так как на обратном нуги Шлигге задержали в Любеке и посадили в тюрьму. Однако сама повторяемость подобных неудач демонстрировала, что проблема назрела и требовала решения. Тому было много причин.

Присоединение к Москве новгородских, тверских, псковских и рязанских земель, укрепление централизованного русского государства, расширение его торговых связей с европейскими странами способствовали заметному культурному подъёму на Руси в XVI веке. В окружение Ивана Грозного, о котором современники говорили, что он «словесной премудростью богат», в разные годы входили учёный митрополит Макарий, высоко ценивший книги царский любимец Алексей Адашев, псковский монах старец Филофей, впервые выдвинувший и обосновавший идею «трегьего Рима», Максим Грек, в молодости изучавший книжное дело в Венеции, просвещённый протопоп Сильвестр, которому приписывают составление «Домостроя». Именно Сильвестра историки-книговеды называют организатором и владельцем первой московской так называемой «Анонимной» типографии, работавшей в 1553-1565 годах и выпустившей как минимум семь книг без указания выходных данных, места и года издания. Совершенно очевидно, что в Москве у Ивана Фёдорова были предшественники, но прорвать завесу анонимности, первым обрести профессиональное имя, а вместе с ним и благодарность потомков было суждено именно ему - дьякону церкви Николы Гостунского в Кремле.
О начале жизни Ивана Фёдорова знают немного. Предполагают, что родился он около 1510 года. Известно, что в 1532 году человек с таким именем получил в Краковском университете учёное звание бакалавра. Установлено также, что в 1550-х годах Иван Фёдоров уже находился в Москве. Достоверная его биография прослеживается лишь с момента появления на свет Апостола 1564 года.

История этого издания подробнейшим образом изучена и описана: над книгой работали сам Иван Фёдоров и ею ближайший помощник Пётр Мстиславец. Руководящая роль принадлежала Ивану Фёдорову: он организовывал весь издательский процесс, редактировал текст, писал послесловие, держал корректуры. Пётр Мстиславец был, скорее всего, техническим редактором, гравёром и типографом.

Уровень оформления и полиграфического исполнения Апостола специалисты единодушно оценивают как высокий для своего времени. Текст расположен обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. Завершающее Апостол послесловие Ивана Фёдорова учёные называют первым печатным публицистическим произведением в истории, применённая в процессе работы технология двухпрогонной раздельной печати текста киноварью и чёрной краской. Фронтиспис книги украшает изображение легендарною автора «Деяний апостолов» - евангелиста Луки. Гравюра искусно отпечатана с двух досок. Так что Апостол 1564 года важен не только как первая датированная книга в истории русского книгопечатания, но и как намят-ник полиграфического искусства, которому следовали и подражали в XVI и XVII веках и на Руси, и далеко за её пределами.

Исследователи определяют тираж Апостола 1564 года по-разному - от 600 до 2000 экземпляров. В настоящее время в библиотеках и музеях разных сгран хранится свыше 60 его экземпляров. Сведения эти не охватывают частные коллекции, однако можно смело утверждать, что и здесь речь может идти лишь о нескольких книгах.

Судьба новаторов и первопроходцев редко бывает лёгкой: через год после издания Апостола Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец вынуждены были уехать из Москвы в Литву. Как писал об этом сам Иван Фёдоров, такое решение они приняли «по причине великих преследований, но не от самого государя, а от многих начальников и духовных властей и учителей, которые по зависти возводили на нас многие обвинения в ереси, желая добро обратить во зло и дело Божие вконец погубить, как это обычно для злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены».

1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510-1583) вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой "Апостол".


Первая печатная книга в России - "Апостол" (1564)


Грамота на Руси существовала издавна, но книга пришла к нашим предкам с принятием христианства. В древнейшей русской летописи — "Повести временных лет" под 1037 годом сообщается, что киевский князь Ярослав Мудрый, почитавший книжное учение, собрал в храме Софии множество книгописцев для перевода и переписки книг. Так была создана первая библиотека, насчитывавшая к концу ХI века около ста тысяч рукописей. В той же летописи читаем проникновенную хвалу книге, высокочтимой в средневековой Руси: «Велика бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас на пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Книги суть реки, напояющие мудростью вселенную, в книгах — неизмеримая глубина».


Киевская Русь поражала Европу грамотностью. Дочь Ярослава Мудрого Анна - королева Франции была единственным грамотным человеком в семье и подписывалась «Анна русса», а король просто ставил крестик. Так что факт изобретения книгопечатания немцем Иоганном Гуттенбергом в 1444 году говорит лишь о большей технической практичности европейцев, но не о большей грамотности.


Иван Федоров учился в университете в г. Кракове. В юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок - наследия жидовствующих и других еретиков).


Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток.


Издание печатных книг к тому времени уже не было большим новшеством. На Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале XVI века благодаря Франциску Скорине. С опытом издательского дела за границей, вероятно, познакомил русских книгопечатников в Москве писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV - начале XVI в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковных книг. В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати. Так что введение книгопечатания в России стало возможно и благодаря техническим умениям русских людей, которые позволили быстро создать "неведомый до того" печатный стан.


Еще до появления в Москве Ивана Федорова по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.) была создана небольшая типография. Известны следующие ее издания: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение. Однако это были лишь единичные книги (не датированные, без титульных листов, без заглавий). Все они были предназначены для собственного повседневного богослужения.


Иван Федоров и Иван Грозный. С рисунка А.Базилевича.


В 1563 по приказу Царя Иоанна Васильевича IV в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем). Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии и взял в подручные Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.


19 апреля 1563 «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой - Деяниями и посланиями святых Апостолов (которые ныне сокращенно именуют Апостол ) с изображением апостола и евангелиста Луки на фронтисписе.


Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начла 16 в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.


Вслед за Деяниями св. Апостолов Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 - два издания Часовника (Часослова), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими.


Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова - митрополит Макарий умер в 1563 г., первопечатники остались без покровительства. В 1566 г. в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. Возможно, причиной их эмиграции был также крутой поворот (начало опричных расправ в 1565 г.) в поведении Царя Иоанна, вскоре получившего прозвище Грозного.


Первопечатники перебрались в русскоязычную тогда Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Литва как раз в эти годы объединялась с Польшей в Речь Посполиту. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. В первой напечатанной за пределами Московской Руси книге - Учительном Евангелии (Заблудовском) 1568 г. печатники именуют себя «Иван Федорович Москвитин» и «Петр Тимофеевич Мстиславец»; за пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя "москвитином". В 1569 г. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570).


Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х гг. Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 г. «дукарь москвитин» организовал уже собственную типографию и в 1574 г. сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию и в Малороссии.


В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой - Азбука , по его словам - «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр Азбуки И. Федорова обнаружен в 1939, ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета.)


Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой - Константина Острожского - устроить новую типографию в главном городе его владений - Остроге на Волыни. Около 1580 г. по инициативе этого князя там была открыта "Острожская академия семи свободных наук", в которой преподавался и церковно-славянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1580-1581 гг. издал тут второе издание Азбуки, напечатал Новый завет с Псалтырью, помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского. Здесь же Федоровым была издана знаменитая Острожская Библия - первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.


Иван Федоров был не только первопечатником, но и политическим деятелем Руси времен Ивана Грозного. Он обладал многочисленными и разнообразными талантами - был военным инженером и изобретателем, писателем, полиграфистом-новатором.


5 декабря 1583 г. И. Федоров умер. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1977 г. здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.


К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова - памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника - инициалами «И.Ф.». Отличительная особенность книг Федорова - наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.


После отъезда Ивана Федорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI века вернулось в столицу. Ученики Федорова - печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие - продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причем в 1597 г. Апостол был снова издан тиражом в 1050 экземпляров.


В 1909 г. в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 г. на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком - первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.

Поделиться