Большая буква х. Презентация на тему "буква х". I. Организационный момент

Буква Х, х в русском языке называется «ха» (порой в аббревиатурах — хэ: хэбэ); имеется во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 22-ая, в русском - 23-я, 24-я в белорусском, в украинском и сербском - 26-я, в македонском - 27-я); существует также в письменностях у ряда неславянских народов.

В церковно- и старославянской азбуках зовется «хѣръ», значение которого не ясно: предполагать, как это зачастую делается, что оно связано со словом «херувим», трудно (в последнем не было ятя; правда, как фонетическая адаптация мягких заднеязычных, ять всё-таки мог появляться иногда в заимствованных словах, например, известен ряд написаний, вроде Гѣръманъ); вторая версия отправляет к греческим словам, наподобие χείρ (рука) или χαι̃ρε (радуйся). Обычно в кириллице считается по порядку 23-й и имеет вид ; в глаголице 24-я по счёту, выглядит как .

В обеих азбуках соответствует числу 600.

Происходят кириллическая и глаголическая паукообразная буквы от греческой Χ, χ (хи); глаголическая же основная форма имеет неясное происхождение (обычно её тоже возводят к греческой «хи», только при этом полная несимметрия результата непонятна; есть ещё версия с видоизменённым латинским h).

В древности имелся и 2-й тип глаголического начертания, так наз. «паукообразное» — рисовали кружок с 4-мя крючками по углам. Такая форма 4 раза попадается в памятниках: в Синайской псалтыри - 3 раза и в Ассеманиевом Евангелии - 1 раз. Во всех 4-х случаях символ передавал 1-ю букву слова «хлъмъ». По сведениям Мюнхенского абецедария и «Азбучной молитвы» К. Преславского, «паукообразное» х в глаголическом алфавите было отдельной буквой (по счёту 33-й).

Форма буквы Х кириллической заметно не варьировалась, разве что скорописью могла быть написана одним, безотрывным росчерком пера, что обычно смотрелось похожим на α рукописное. После введения гражданского шрифта написание буквы Х стали ассоциировать с «икс» — формой латинской буквы.

Буква Х современного русского языка означает глухой согласный велярный фрикативный звук: [x] - твердый или - мягкий (смягчаемый перед и и е; комбинации с ь и с прочими смягчающими гласными редки и попадаются лишь в заимствованиях: Хюбнер, Хёйзинга, Хьюстон, Пюхяярви). С ы почти не сочетается: бывает лишь в заимствованиях (Архыз). С э сочетания тоже редки: для заимствований обычны вариации в написании е/э: хепенинг/хэппенинг, хеш/хэш, тхеквондо/тхэквондо и т. д., а в словах сложных между э и х наблюдается слогораздел: сверхэнергичный, двухэтажный.

Реже, чем в русском, встречается мягкое звучание в иных славянских языках.

Сербское произношение звука Х ослабляется до [h] и даже вплоть до полного пропадания звука, поэтому изначально Вук Караджич вообще эту букву не включил в состав реформируемого сербского алфавита, что очень изменило многие слова: (Х)орације, ду(х)овник, (х)ришћанство, патријар(х), (Х)рватска.

Виды переносных значений названия «хер»

Специфика формы буквы Х способствовала тому, что её наименование хер зачастую применяли, чтобы обозначить что-либо крестообразное: Даль упоминает игру «в херики-оники» (т.е., крестики-нолики) и словосочетание «ноги хером» (противоп. — «ноги колесом»). Из этих же соображений проистекает слово похерить (изначально — крест-накрест перечеркнуть; у Лескова, напр.: Владыка решение консисторское о назначении следствия хером перечеркнул).

Как 1-я буква слова х...й, с XIX в. хер стало активно употребляться как его древний эвфемизм. Т. о, в СССР к началу 1990х годов, слово «хер» и его производные (напр., «похерить») многими начали восприниматься как табу, поскольку исконные имена букв кириллицы были, в массе своей, населением забыты. Такой факт наложил свой отпечаток и на применение слова «хер» в постсоветское время, хотя отношение к обсценной лексике изменилось.

Буква Х. Простая буква русского алфавита. А выучить ее можно прочитав веселые стишки для детей с буквой Х. Сколько интересных слов вы узнаете когда будете читать с ребенком стихи про букву Х. Короткие стихи и длинные стихотворения помогут вашему ребенку быстро выучить эту букву.

Стихи на букву Х для детей

X - на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь - порешь,
Хочешь - шьешь,
Хочешь - сам себя стрижешь
***
Х шагает по дороге:
Руки вверХ, пошире ноги.
Что ж ты Хмуришься Храбрец,
Хочешь с Хреном Холодец
***
В Холодный край не Хочет слон,
Ведь он боится Холода.
Но букве Х помашет он
Хорошим длинным Хоботом.
***
Буква Х – Хомяк щекастый
Пополнял свои запасы.
До краев амбар забит –
Хомячок наш будет сыт

Стишки про букву Х, четверостишья

***
Буква Х захохотала:
«Хоть и холодно зимой,
Я на санках не устала
Ехать с горки ледяной».

***
Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

***
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.

***
Ходит по лесу хорёк,
хищный маленький зверёк.

***
Хоть куда у хрюшек хор!
В нем Хавронья -дирижёр.
А в хорошую погоду
Хрюшки водят хороводы.

Стихотворения о букве Х для 1 класса

Харитон друзьям сказал,
Он букву Х всем показал,
Хочешь всё на свете знать,
Чтоб хорошо учиться,
Букву Х нам надо знать,
Учиться, не лениться!
***
Хомячок сидит, жуёт,
Лапкой хлеб он в рот суёт,
Хочешь букву Х ты знать,
Надо хомячка позвать
***
Х – это Хор, и в нём поёт
Вся наша детвора.
Мы хорошо смешим народ –
Кто в лес. Кто по дрова
***
Буква X, ты хохотушка
И хорошая вертушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело пойдем.
Хохотушка буква X
Рассмеялась: — Ха-ха-ха!

Загадки на букву Х

Захомячил хомячок
Зерна в щеки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть нам скажет букву… (Х)
***
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква …

В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова.
У слоненка смеха ради
Буква спереди и сзади,
Букву ту в печи пекут,
На станке из ниток ткут.

Ответ: буква Х (хобот, хвост, хлеб, холст)

С ёлок буква опадает,
Ночью спящих кур хватает,
Нарисует ваш портрет
И легко изменит цвет.

Ответ: буква Х (хвоя, хорек, художник, хамелеон)

Скороговорки с буквой Х

Осип охрип, а Архип осип.
Охрип Осип, а осип Архип.
Осип Архип, а Осип охрип.
Архип охрип, а Осип осип.

Вставай, Архип, петух охрип!

Новые свершения требуют новых бойцов. Давайте их пригласим и познакомимся.

На палубу взошло крестообразное существо, а вслед за ним вереницей тащились сирые и убогие создания: хромые, худые, хворые, хилые, хвастуны и хитрецы. Только одного взгляда на эту уродливую братию достаточно, чтобы понять, что от них вряд ли можно ожидать чего-то хорошего. И вправду, если мы посмотрим по словарям, то вряд ли сможем обнаружить хотя бы одно слово на букву «Х», которое бы имело однозначно положительное значение. Вот, потрудитесь, поищите.

Например, «хотение». Многие скажут, что это всего лишь здравое желание или нужда. Нет, друзья, нужда возникает, когда объекта нет, и его даже заменить нечем. А желание – это, прежде всего, стремление к получению. Хотение – это каприз, хочется всегда чего-то большего, чем есть в данный момент. Хочется и все.

«Храбрость». Это прежде всего страх, не испытывая страха, нельзя стать храбрым. Именно поэтому «Х» стоит на первом месте в слове, в качестве причины. Храбрость – хорошо, страх – плохо. Да, и если сравнить со смелостью, то сразу становится ясно, смелость – это бытовое, а храбрость проявляется только на поле брани. То есть это не просто страх, это страх смерти. Страх гибели всегда лишает человека разума, и заставляет совершать безрассудные поступки, пусть даже и храбрые, пусть даже и подвиги. В самом «страх е», кстати, тоже буква «Х». Если сравнить, к примеру, со «страж ем», то становится очевидно, что негативную окраску этому слову придает именно буква «Х».

Буква «хѣровая» в полном смысле этого слова. Даже, казалось бы, есть слово «Хорошо», но и оно имеет свои недостатки. Ведь, как известно, лучшее враг хорошего. Тот, кто понимает в полной мере смысл этой пословицы, согласится. Я не говорю, что это плох ое слово, плохих слов вообще не существует, все нужны. Я лишь утверждаю, что оно не имеет исключительно положительного значения, и более того, имеет противовес – слово «лучше».

Сложно определить четкое и точное значение, которое подходило бы под название «Хѣрь», любому слову будет чего-то не хватать. В то же время сама «Хѣрь» описывает саму себя на уровне ощущений как нельзя лучше. Если чувствуешь, что вышла «Хѣрь», значит, это «Хѣрь» и есть, по-другому не назовешь.

Что ж, хлеб так хлеб. Давайте думать вместе. Мы с самого детства слышим от родителей и прародителей, что хлеб всему голова. У кого хлебушко, у того и счастье. Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска. Как так вышло, что в общество больных и отщепенцев, попало слово с ярко выраженным положительным значением. Может по чьей-то глупой ошибке?

Прежде, чем кого-то обвинять, давайте выясним, что вообще такое хлеб и что с ним может быть не так. Это мучное изделие на основе закваски. Мука получается из… Постойте. Похоже, мы уже нашли проблему. Закваска. Это же грибы, они портят изначальный продукт. С другой стороны, при правильной закваске, технике изготовления и просто добром отношении к делу, конечный продукт станет вкусным, питательным и полезным. Не подходит. Хм… А вот я тут пару недель назад читал занимательную книжку господина Драгункина, и он там указывал на китайское слово «gli-ep», обозначающее рисовые зерна, которые, как известно, на востоке кушают в качестве хлеба. «Г» и «Х» вообще-то похожие по звучанию буквы, может быть, попробуем заменить? «Глѣбъ» и «Хлѣбъ». Движение или Херь? Движение идеально подходит под брожение, как первопричину и источник хлеба. Буква ведь стоит на первом месте в слове. Вы как хотите, а меня такие совпадения заставляют крепко задуматься. Может быть, на самом деле, прав наш всеобщий знакомый: «Самый простой ответ – кто-то напортачил»?

Интересно, что само слово «Хѣрь» означает крест. До революции игра «крестики-нолики» так и называлась «хѣрики-нолики». В целом под определение «Хѣрь» подходит «нарушение гармонии», «неспособность к ладным действиям», «некая увечность», не позволяющая в полной мере исполнять обязанности. Будем реалистами, не все в жизни складно, не у всех все получается, кому-то не везет, над кем-то жизнь откровенно измывается, кто-то просто хулиганит исподтишка, в поисках мести или просто для того, чтобы выжить. И это очень правильно: иметь в распоряжении хотя бы одну букву, с помощью которой можно описывать все то, что имеет не самый привлекательный оттенок или просто побочную сторону, с которой, в конце концов, необходимо считаться.

Мы положили букву «Д» на деяние, а «Г» - на движение. Ладно-ладно, я положил, а вы пока вроде как сделали вид, что согласились. Так вот, закономерный вопрос: почему бы тогда нашим умным предкам вместо слова «ход», обозначающего движение, не использовать «хог», которое бы напрямую указывало на сие движение, прям, кричало бы об этом. Вопрос неплохой. Однако слово «ходъ», указывает не столько на само движение, сколько на свойства этого движения. Слово «ходъ» конкретизирует движение, делает из движения деяние. Осмысленное, целенаправленное действие. Ходят всегда только с определенной целью, и всегда этот процесс ограничен по времени. Рита ходит в магазин. Саша ходит в кино. Вышли из дома, дошли до магазина. Процесс закончен, цель достигнута.

Отвлеченным взглядом заметим на стенке часы. Они ходят? Да, так и говорят, потому как у часов есть цель и назначение – показывать время. А вот стрелки часов ходят? Нет, стрелки двигаются, стрелкам не нужно ничего показывать, они вообще в другой реальности. Часы все делают за них. А что имеет конкретную цель и заданные временные рамки? Верно, деяние «Д». Разобрались. А почему «хѣрь»? Вероятно, потому что, есть способы передвижения в пространстве гораздо быстрее и удобнее. Шары, к примеру, катятся, быстро и без затрат. Птицы летают. А люди не умеют ни кататься, ни летать, вот такой у них херовый способ передвижения. К слову, можно и побегать, в «беге» нет буквы «Х». Бег – это хороший способ передвижения, в нем есть «Г».

То, что соха, как пахотное орудие, это соединение, состоящее из частей, вряд ли у кого-то вызывает сомнение. Однако, как мы видим это «соединение образует» нечто неоднозначное. Если опять же сравнивать, то соха по отношению к плугу, очевидно, более примитивное сельхозорудие, потому и херь. Но объяснение постфактум, это не самое лучшее объяснение, ведь по идее плуг появился позже сохи. А мы тут серьёзными вещами занимаемся, между прочим, хотя со стороны это до сих пор и кажется забавным. У слова «соха» есть и более древние значения. Соха – это шест или просто палка, используемая в качестве подпорки, к примеру, для ограды, чтобы та не упала. Палка соединяется с оградой. Долго ли эта палка простоит, и долго ли она будет удерживать ограду, которую нужно подпирать? Нет, вот потому и ставят эту палку, лишь бы сейчас не упало, и подпирают всякой херью, которая попалась под руку.

Суффикс «-их-».

Трудно сказать, почему образование определений женского рода связано с «хѣрью», особенно если учесть, что в данных словах указателем женского рода является обычное для них окончание «а» – «создающее». В голову пришло только одно на уровне ощущений объяснение, которое я попытаюсь до вас довести. К примеру, «слониха». Слониха – это не слон, слониха не является «слон»-ом, но с ним связана постольку поскольку. Купчиха сама не занимается куплей-продажей, она замужем за тем, кто этим занимается. То есть можно сказать, «хѣрь» в этом суффиксе выступает в качестве указателя на то, чем объект, в сущности, не является, но при этом имеет с ним определенную связь, благодаря которой и получает название. По-другому, суффикс «-их-» указывает на то, что объект не способен в должной степени выполнять функции, возложенные на него в корне слова. На это также указывает и то, что женский род для животных весьма условная штука. То есть крольчиха, конечно, тоже создает из себя себе подобных, но назвать её женщиной в полном смысле этого слова, язык не повернется даже у самого заядлого защитника прав животных. Из крольчихи херовая женщина, из купчихи херовый предприниматель. Если женщина занимается стряпней, то её называют или поварница, или по-привычному – повар, и не важно, что она женщина, важно, что она умеет хорошо готовить. За поварихой такой славы не водится, скорее, наоборот.

Мы знаем, что окончание «а» указывает на принадлежность к женскому роду, на способность создавать из себя себе подобных. И верно, «лосиха» - это самка лося. А лось – это «вместилище, образующее соединение» на голове.

Собственно, это соединение на голове и выделяет его среди множества других животных. Этим соединением он запал в душу и нашим предкам, потому они его так и прозвали. И кстати, это «соединение на голове» выделяет его на фоне самок, ведь у лосих рогов нет. А раз нет, значит, лосиха – херовый лось.

Цель: познакомить детей с буквой X.

Задачи:

Учить ставить ударение в словах

Развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу

Закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.

Ход занятия

I. Объяснение нового материала

1. Знакомство со звуками [х], [х"] Послушайте стихотворение.

Завидовал хорек соседу хомяку:

«Имеет он в каждой щеке по мешку!

И мне бы хотелось с такими щеками

Зерно приносить в кладовую мешками».

(По Т. Крюковой)

О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х"].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?

2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним

слова, противоположные по смыслу.

длинный - ... маленький - ... кислый - ...

белый - ... хороший - ... сухой - ...

Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой .

3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.

4. Работа с Городом букв, буквой X.

X - это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной

азбуки и наклейте букву X в свой домик

5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.

6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети

Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.

ха-ха-ха хе-хе-хе

хо-хо-хо хи-хи-хи

В каких слогах согласный звук звучит твердо?

(Ха, хо.) В каких - мягко? (Хе, х и.)

7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.

мех муха сухо

мох ухо уха

Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук - подчеркните её красным

карандашом, если твёрдый согласный - синим, если мягкий согласный - зелёным.

Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).

Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).

8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!

Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения - наклонной черточкой над буквой.

Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.

II . Физкультминутка

На морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе
- Будет первым бег на месте,Чтобы вы всегда смогли Быстро бегать от лисы. движения по тексту
А теперь пора кружиться,Чтобы точно убедиться:Волка рядом с вами нет,Значит, можно есть обед:На обед вас ждет морковка,Накланяйтесь, рвите ловко!

I I I. Закрепление изученного материала

1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.

V I. Подведение итогов занятия

Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.

Слоги в словах могут быть ударными и безударными.

Цель занятия: изучаем букву Х, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Х, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Х по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки.
Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА - какой тут первый звук?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Хомяк Хлеб Хорёк Холодильник

Скажи, как я: ХОМЯК, ХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами. Произнеси XXX и попробуй это почувствовать. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук.

  • Рассмотри букву X. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву X.

Задание: печатная буква Х для дошкольников

Напиши букву X в воздухе и один раз в тетради.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Хлоп - и конфета стреляет.
Как пушка!
Каждому ясно: это…(Хлопушка).

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей.
А называюсь я - … (хоккей).

Сказка про букву Х

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.

Я ему говорю:

«Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты,- восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
- Что, что потом?! - хором спросили хомяки.
- Я… потом…
- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.
- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!

Загадки для детей на букву Х

Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)

Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят.
(Хрен)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Легкий, а не пух.
Мягкий, а не мех.
Белый, а не снег.
Но оденет всех.
(Хлопок)

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Пословицы и поговорки на букву Х

Делано наспех - сделано на смех.
Хлеб - всему голова.
Снег на полях - хлеб в закромах.
Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
У ленивой пряхи нет про себя и рубахи.
Лето - собериха, зима - поедиха.
Хороший товар сам себя хвалит, хорошей хозяйкой дом стоит.

Веселые стихи про букву Х для детей

Хомяку сказал хорек:
«Хвост твой узок, мой широк!..»
(Б. Тимофеев)

Львы и тигры приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог хорька.
Слава богу, что хорек
Очень маленький зверек!
(Б. Заходер)

Хорек ходил на елку к волку.
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает словно пушкой.
(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)

В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
(В. Орлов)

Хлеб
Радо солнцу небушко.
Полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.
(Г. Виеру)

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)

Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец
Холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
(В. Лунин)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Поделиться