Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель
I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны
Цель: обобщить умение детей различать и называть свойства предметов - цвет, форма (круг, квадрат, треугольник) , размер (большой, средний, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий)
Задачи:
Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина;
Закрепить умение различать и называть круг и квадрат, продолжать знакомить с треугольником;
Закрепить умение различать контрастные по величине предметы, используя слова «большой», «маленький»;
Продолжать учить сравнивать две группы предметов способом наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами «поровну, столько - сколько»;
Материал к занятию:
- Демонстрационный: картинки - геометрические фигуры разного цвета, звери-игрушки, разноцветные ленты разной длины, «полотенца» разной ширины, тазик для стирки, прищепки, цветные клубочки, диск с веселой музыкой, игрушка - кот Леопольд, комната кота Леопольда (диван, стол, стулья, телевизор, посуда и др.)
- Раздаточный - разноцветные шарики и кубики, геометрические фигуры, картинки «Большой, средний, маленький», круги, разрезанные на 2-3 части.
Ход занятия
(звучит веселая музыка) В. Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости к коту Леопольду.
Вы смотрели мультфильм про кота Леопольда? Да, Леопольд - герой нашего любимого мультфильма. Он вам нравится? А какой он? (добрый, веселый, смелый…) . А кто все время проказничал и вредничал доброму коту? (мышки) . А что они говорили? («Прости нас, Леопольд») . А вы умеете дружить? (Да) . И у вас, конечно, есть друзья, с которыми вы никогда не ссоритесь? А какие любимые слова кота Леопольда? («Ребята, давайте жить дружно!»)
Представьте себе, что не Леопольд пришел к нам в гости, а мы с вами сейчас по волшебству окажемся в квартире кота Леопольда.
Заходите тихонько в группу - здесь будет квартира кота Леопольда. Ведите себя спокойно, старайтесь не шуметь, чтобы не напугать Леопольда - вдруг он спит.
(дети заходят в группу)
Игра «Подбери ключ к замочку»
Ребята, кажется, кота Леопольда нет дома, но он оставил мне ключи от замочка. Ой, все ключи перепутались. Вы мне поможете подобрать ключи к этим замочкам? К каждому замку надо подобрать ключ по цвету и по форме (дети подбирают ключи к замкам по цвету и форме) .
Молодцы. Теперь можно заходить.
Воспитатель: Как здесь уютно!
Игра «Шарики и кубики»
(на полу раскиданы шарики и кубики)
Воспитатель: Ой, посмотрите, какой здесь беспорядок - наверно мышки напроказничали. Что они рассыпали? (кубики и шарики) . Давайте наведем порядок. Кубики надо сложить в красную коробочку, а шарики - в синюю (дети собирают кубики и шарики) .
Молодцы, вы очень быстро все собрали.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: А это любимые клубочки Леопольда. Он очень любит с ними играть. А мы поиграем с пальчиками, вспомним стихотворение о киске.
Киска ниточки мотала
И клубочки продавала.
Сколько стоит?
Три рубля. Покупайте У меня!
Игра «Игра с клубочком»
Воспитатель: Давайте поиграем с этим клубочком. Кому я брошу клубочек, тот и отвечает.
Кто больше: слон или мышка?
Что выше: стол или стул?
Кто больше: сова или воробей?
Сколько у тебя волос на голове?
Сколько звезд на небе?
Сколько иголок у ежа?
Кто больше - верблюд или собачка?
Сколько у тебя носиков?
А солнце на небе?. .. (одно)
Сколько хвостиков у кошки?
Сколько у тебя хвостиков? (ни одного)
Сколько у тебя носиков?
Сколько у тебя лапок? (ни одной)
Потолок наверху, а пол… (внизу)
Луна наверху, а земля… (внизу)
Молодцы. Клубочку понравилось с вами играть.
Игра «Разные картинки»
Воспитатель: Леопольд еще любит играть вот с этими картинками. Мы тоже поиграем - надо разложить картинки по размеру: большая, среднего размера, маленькая (дети раскладывают картинки по размеру) .
Молодцы.
Игра «Разбитые тарелки»
Воспитатель: Ребята, пока Леопольда нет дома, накроем стол. Ой, кажется, мышки разбили все тарелочки: смотрите - одни осколки остались (показывает цветные круги, разрезанные на 3-4 части) . Что же делать? Поможем Леопольду - склеим тарелочки? Подходите к столику. Вот, Диана, тебе «разбитая тарелочка», а эту тарелочку Артем будет собирать.
(дети складывают «тарелочки») . Какой они формы»? (круглые) . Какого цвета? (красная, синяя, желтая и т. д.)
Большое спасибо вам, ребята.
Игра «Накроем стол»
Воспитатель: Тарелки у нас теперь есть, помогите мне накрыть стол. Ну вот - и мышки сразу прибежали. Ребята, простим их? (да) Да, простим, ведь Леопольд всегда их прощал. Угостим их вкусным сыром. Посмотрите - всем мышкам хватило сыра? Чего больше - мышек или сыра? (мышек больше, потому что одна мышка осталась без сыра) . Что нужно сделать, чтобы мышек и сыра было поровну? (нужно принести еще один кусочек сыра) . Принеси, Полина. Теперь мышек и кусочков сыра поровну? Почему вы думаете, что их поровну? (потому что у каждой мышки по одному кусочку сыра) . Сколько мышек, столько и …сыра. Сколько сыра, столько и … мышек.
Молодцы, теперь все мышки будут угощаться.
Игра «Сушим полотенце»
Воспитатель: Смотрите, Леопольд занимался стиркой - полотенца постирал, а сушить не повесил. Поможем ему? Иди, Диана, повесь широкое полотенце, а Алена повесит узкое полотенце. Какого цвета широкое полотенце? А узкое?
Молодцы.
Игра «Короче, длиннее»
Воспитатель: Ребята, в гости не ходят без подарка. Вот эти красивые ленточки подарим Леопольду. Он любит красивые ленточки. Посмотрите, все ленты разной длины - одни короче, другие длиннее. Сравняем у ленточек один конец и посмотрим, какая лента длиннее. Какая лента самая длинная? (красная) . Какая лента самая короткая? (зеленая) . Правильно, молодцы.
Игра «Слушай музыку» (динамическая пауза)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с этими лентами в интересную, танцевальную игру. Пока звучит музыка, можно танцевать и двигаться. Как только музыка прекратится, вы должны остановиться и не двигаться, пока снова не зазвучит музыка. Будьте внимательны, слушайте музыку (дети играют) . Молодцы, вы были внимательны.
11) Психогимнастика «Веселый и грустный»
Воспитатель: Вам было весело? Леопольду тоже бывает весело, когда у него много друзей, и ему грустно, когда его обижают. Покажите, как улыбается веселый Леопольд? (дети мимикой изображают веселого Леопольда) . А если ему грустно? (дети изображают грустного кота) .
Воспитатель: Ребята, у кого в гостях мы сегодня побывали? (в гостях у Леопольда) .
Что мы делали? (играли, танцевали, помогли Леопольду склеить тарелочки, угощали мышек сыром, рисовали веселого Леопольда и др.)
Что вам понравилась больше всего?
Мне очень понравилось, как вы играли.
(звонит телефон) .
Воспитатель: Это кот Леопольд? Вы скоро придете?
Позвонил кот Леопольд. Он сказал, что скоро придет. Ребята, а вы умеете дружить? Не обижаете друг друга? Нет? Какие вы молодцы! Всем детям, которые умеют дружить и дружно играть, кот Леопольд приготовил подарки.
(звучит музыка из мультфильма, заходит кот Леопольд)
Воспитатель: А это наш друг Леопольд. Смотрите, какие подарки он вам принес.
3. «Самый большой — поменьше — самый маленький»
Дети должны разложить картинки в 3 группы по размеру; один ребенок выполняет задание на доске, остальные дети ра-ботают на местах.
- Как доказать, что огурец (морковка, поми-дор) в первой группе самого большого размера? (Нужно нало-жить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) пооче-редно два других огурца (две морковки, два помидора).)
- (Нужно наложить (прило-жить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два дру-гих огурца (две морковки, два помидора).)
- (Нужно наложить (при-ложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два дру-гих огурца (две морковки, два помидора).)
4. «Определи размер на ощупь»
У каждого ребенка в мешочке лежат 3 любых овоща разного размера. Дети должны найти на ощупь и достать самый ма-ленький овощ, овощ побольше, самый большой.
5. Физкультминутка
Имитация движений: выдергивание репки (маленькой, по-больше, самой большой). Дети должны показать разные усилия по выдергиванию репки.
Перед каждым ребенком набор картинок с изображением одинаковых овощей разного размера. Ребенок должен разло-жить картинки в определенном порядке: от самого большого (маленького) до самого маленького (большого) овоща. Количе-ство картинок зависит от возможностей детей (от 3 до 5).
7. «Что изменилось?»
Дети закрывают глаза. Дефектолог меняет местами самый большой и самый маленький помидоры. Дети должны восста-новить ряд.
Аналогичная работа: 4 огурца, 5 помидоров (2—3 раза).
8. Работа в тетради
Просмотр содержимого документа
«Понятия «большой» - «маленький» »
Конспект организованной образовательной деятельности по разделу: развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности» « Понятия «большой» - «маленький»
Цель: Закреплять понятия «большой» - «маленький»; учить детей сравнивать несколько предметов по величине способами приложения, наложения; определять эти признаки предметов словами: «большие» -«маленькие», «больше» - «меньше», «самый большой» - «самый маленький»; формировать умение группировать предметы по указанным признакам.
Оборудование: Демонстрационный материал. Натуральные овощи. Раздаточный материал. Картинки с изображением овощей разного размера (по 3 огурца, морковки и помидора).
Ход занятия
1. Организационный момент
Дефектолог раздает детям картинки с изображением овощей: по 3 огурца, морковки и помидора разного размера.
2. «Покажи по инструкции»
Покажите самый большой огурец, самый маленький помидор, помидор большего размера, самый большой помидор, самый маленький огурец, самую большую морковку, морковку поменьше, самую маленькую морковку.
Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. По какому признаку можно разложить эти овощи на три группы? (По виду овощей: огурцы, помидоры, морковь.)
По какому другому признаку можно разложить эти овощи в три группы? (По размеру.)
3. «Самый большой - поменьше - самый маленький»
Дети должны разложить картинки в 3 группы по размеру; один ребенок выполняет задание на доске, остальные дети работают на местах.
Как доказать, что огурец (морковка, помидор) в первой группе самого большого размера? (Нужно наложить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два других огурца (две морковки, два помидора).)
Как доказать, что огурец (морковка, помидор) в третьей группе самого маленького размера? (Нужно наложить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два других огурца (две морковки, два помидора).)
Как доказать, что огурец (морковка, помидор) во второй группе большого (меньшего) размера? (Нужно наложить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два других огурца (две морковки, два помидора).)
4. «Определи размер на ощупь»
У каждого ребенка в мешочке лежат 3 любых овоща разного размера. Дети должны найти на ощупь и достать самый маленький овощ, овощ побольше, самый большой.
5. Физкультминутка
Имитация движений: выдергивание репки (маленькой, побольше, самой большой). Дети должны показать разные усилия по выдергиванию репки.
6. «Разложи» Работа с раздаточным материалом
Перед каждым ребенком набор картинок с изображением одинаковых овощей разного размера. Ребенок должен разложить картинки в определенном порядке: от самого большого (маленького) до самого маленького (большого) овоща. Количество картинок зависит от возможностей детей (от 3 до 5).
7. «Что изменилось?»
На доске демонстрируется 3 помидора: самый маленький, самый большой, средний.
Дети закрывают глаза. Дефектолог меняет местами самый большой и самый маленький помидоры. Дети должны восстановить ряд.
Аналогичная работа: 4 огурца, 5 помидоров (2-3 раза).
8. Работа в тетради
9. Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме занятия.
Тема : Большой - маленький, больше - меньше, сравнение предметов равных по величине.
Цель: закреплять умение выяснять с помощью предметов наложения, сравнивать предмет по величине, умение различать и правильно называть геометрические плоские фигуры круги и квадраты. Учить, ориентироваться в пространстве, выполнять инструкции педагога.
Оборудование: набор квадратов, кругов разных по величине, карточки - картинки, пирамидка.
Ход урока:
Орг. момент.
Пальчиковая гимнастика.
Ученик с учителем рассказывают стихотворение, имитируя действия героев пальчиками.
Повстречались Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»
Два щенка: «Ав-ав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Р-р-р!»,
Два быка: «Му-у!».
Смотри, какие рога. Каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинцы. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Работа по теме.
Показать на натуральных предметах: большой - маленький мяч, большая машина - маленькая машина.
Используем карточки с рисунками:
1) Положи рядом с предметом изображенным художником такой же предмет, но чтобы он был меньше или больше данного.
Чтобы сравнивать предметы, необходимо узнавать их основные характеристики (цвет, форма, размер) а также уметь дать их описание.
Провести беседу о форме фигур, организуя работу по их дифференциации. Перед учеником, лежат круги, квадраты.
Учитель просит разложить их отдельно.
Выбрать и показать большой круг. Обосновать свой выбор, используя при нем наложения.
Учить, понимать взаимообратность отношений, когда сравниваются два предмета, то один больше, другой меньше, и, наоборот, если этот меньше, то другой больше.
Работа с раздаточным материалом
У ученика наборное полотно на верхней полоске два круга расположенные в порядке возрастания, а нижняя полоска свободная. Положить на нижнюю полоску столько квадратов сколько на верхней полоске, в такой же последовательности.
Вывод на нижней и верхней полоске равное количество предметов (наложить квадраты на круги).
Выполнить следующее задание: убрать больший квадрат, убрать меньший круг, добавить один круг и т.д.
Каждый раз выясни чего стало больше, чего меньше, как они об этом догадались?
Вывод:
Научились узнавать как сравнивать предметы по величине и количеству.
- Задание: чередовать предметы по величине маленькие - большие. Взять больших два круга и маленьких два круга одинакового цвета. Начиная с большого круга выложить в один ряд на наборном полотне чередуя предметы по величине.
Следить, если не получается, напоминать чередование. Не торопись, смотри внимательнее, используй прием наложения.
Игра собрать пирамидку.
Итог урока:
Гульшат Акбарова
Конспект занятия по математике в средней группе
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, старательность и интерес к занятиям .
Развивающие задачи : продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький, использовать эти слова в речи. Развивать умение детей сосредотачиваться , не отвлекаться при выполнении задания, развивать умение понимать о частях суток.
Образовательные задачи :Продолжать учить считать предметы в пределах 5, учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет , учить устанавливать равенство между группами , состоящими из одинакового количества разных предметов, продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький, использовать эти слова в речи. Закрепить умения различать геометрические фигуры и упражнять в сравнении групп предметов путем приложения.
Основная образовательная область : познание.
Интегрированные образовательные области :социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, коммуникация.
Методы и приёмы : словесный, объяснение, вопрос, беседа, художественное слово, наглядный - показ картин.
Наглядные средства обучения
Демонстрационный : 5 ёжиков, 5 грибов, рисунки-части суток, картинки из сказки «три медведя» .
Раздаточный : геометрические фигуры.
Предварительная работа : изучение понятий «столько-сколько» , «больше-меньше» , разучивание физкультминутки; упражнять в счете до 5- и, упражняться в различении и назывании геометрических фигур, составление из них разных предметов и сравнении групп предметов путем приложения.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель : Скачут ёжики меж дубками
Своими мелкими шажками.
Под кустами ёжики колючие
Нагребают листья в кучу.
А под ёлочкой прошли
Каждый по грибок себе нашли.
Но один ёжик не нашел грибка. Дети, давайте считаем, сколько тут ёжиков? (1,2,3,4,5 – 5 ёжиков.) А, сколько грибов? (1,2,3,4) . Чего больше, ёжиков или грибов. (ёжиков больше, чем грибов) . А, чего меньше? (Грибов меньше, чем ёжиков.) .На сколько меньше? (на одного) . Почему грибов меньше? (потому что,один ёжик не нашел грибок.) Что надо сделать,чтобы ёжиков и грибов стало поровну, по пять? (дать ёжику грибочек) . Давайте, мы дадим ему грибочек. Сколько стало грибов? (хором считаем грибочков 1,2,3,4,5- пять грибов) А, ёжиков сколько? (хором считаем ёжиков1,2,3,4,5,-ёжиков тоже пять) .Дети, что можно сказать? (поровну) Да ёжиков и грибочек поровну, по пять.
Воспитатель : Дети,посмотрите на эту картину, из какой сказки это рисунок? (три медведя)
Посмотрите,дети самый большой медведь-кто? (папа медведь.) А поменьше? (мама-медведь) Самый маленький – кто? (Мишутка) .
Физкультминутка : (Дети выходят и идут по кругу)
Три медведя шли домой (дети идут по кругу)
Папа мишка был большой (поднимают руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом (руки по уровне груди)
А, сынок малютка просто (присесть на корточки)
Самый маленький он был.
С погремушками ходил (имитация движении по тексту)
Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь.
Воспитатель : Дети, сели. Продолжаем. Слушайте внимательно . Сейчас поговорим о частях суток.
Солнышко встаёт,петушок поёт,когда это бывает? (утром)
Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром) . А ещё что мы делаем по утрам? (встаем, одеваемся, идем в детский сад, завтракаем.)
А в какое время суток взрослые работают, школьники учатся, а малыши находятся в детском саду (днем)
Завтракаем мы утром, а обедаем (днём) .
Солнце за гору садится, звезды зажигаются – вечер начинается. После чего наступает вечер? (После дневного сна, после полдника) . Что люди делают вечером? (Идут с работы,варят ужин, смотрят телевизор.)
Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером) .
Ночью по небу гуляю,тускло землю освещаю,скучно,скучно мне одной, а зовут меня (луной) . Что вы делаете ночью? (спим) .Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)
Давайте, дети посмотрим на эти рисунки, тут нарисованы частей суток. (вместе с детьми находим части суток и называем. значит сколько частей в сутках? (четыре) .
Воспитатель : У вас на столе геометрические фигуры. Найдите мне - круг. А, сейчас треугольник. Найдите квадрат. Сейчас,внимательно посмотрите на мой рисунок и постройте точно такой же.
Расскажите, из каких геометрических фигур построили. (квадрат, треугольник, круг) . Сколько круг использовали? Сколько квадрат использовали? Сколько треугольник использовали?
Воспитатель : Сейчас будет задание «Интересные друзья» . Положите дети перед собой столько кругов, сколько раз я постучу. (если затрудняются считаем вместе хором 1,2,3,4.)
Сколько кругов вы положили? (четыре)
Положите перед собой столько квадратов, сколько раз я топну. (считаем хором 1,2,3,4,5.)
Сколько квадратов вы положили? (пять) .
Подружите круги с квадратами. Как вы это сделали?
Сравните, каких фигур больше и на сколько? (квадраты, на одного)
Каких фигур меньше и на сколько? (круги, на одного)
Сделайте так, чтобы они были одинаковые.
Что вы сделали, чтобы они были одинаковыми. (добавили один круг.)
Сейчас сколько их стало. (пять)
А квадратов сколько? (тоже пять)
Что можно сказать о них? (они поровну)
Да, правильно, они поровну, по пять.
Молодцы дети, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте вместе похлопаем себе. Молодцы!
Воспитатель :Дети что мы делали, чем занимались на занятии ? (ответы детей) Молодцы, ребята, вы сегодня были внимательны , очень старались, поэтому смогли справиться со всеми заданиями. На этом наше занятие окончено .
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления - образы предметов, их свойств, отношений.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.
Основная цель рабочей программы - формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.
Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.
Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.
Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.
Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы:
Умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.);
Могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один
предмет из группы;
Умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
Правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
Различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
Понимают смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска);
Понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Тема и цели 1 -й недели | Тема и цели 2-й недели | Тема и цели 3-й недели | Тема и цели 4-й недели | Обеспечение интеграции образовательных направлений | Целевые ориентиры развития | |
Сентябрь | Тема | Адаптационный период | Художественное творчество: предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их. Социализация: усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек. | Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.) | |||
Цели | Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе | Закреплять умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик) | Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький» | ||||
Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.) | |||||||
Октябрь | Тема | Образовательная деятельность 1 | Образовательная деятельность 2 | Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток». Физическая культура: в подвижных играх закреплять понятия «вверху - внизу», «слева-справа» | Умеет различать количество предметов, составлять из частей целостное изображение, знает геометрическую фигуру круг | ||
Цели | Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало» | Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета. Учить понимать слова «много», «один», «ни одного» | Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупности словами «один», «много», «ни одного». Познакомить с кругом | Учить сравнивать круги по размеру -большой, маленький | |||
Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем |
Ноябрь | Тема | Образовательная деятельность 1 | Образовательная деятельность 2 | Образовательная деятельность 3 | Образовательная деятельность 4 | Коммуникация: формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос. Физическая культура: формировать умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Социализация: учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.) Социализация: поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Коммуникация: развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов. Физическая культура: формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях при построениях и перестроениях, в подвижной игре | Может различать круг и квадрат, собрать картинку из 4-6 частей, находить один и много предметов Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов | ||||
Цели | Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами «длинный - короткий», «длиннее - короче» | Учить: - находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; - сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения | Познакомить с квадратом. Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог | Закрепить умения: - находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами «один», «много»; - различать и называть круг и квадрат | |||||||
Учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме | |||||||||||
Декабрь | Тема | Образовательная деятельность 1 | Образовательная деятельность 2 | Образовательная деятельность 3 | Образовательная деятельность 4 | ||||||
Цели | Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный - короткий», «длиннее -короче», «одинаковые по длине» | Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умения: - сравнивать два предмета по длине; - находить один и много предметов в окружающей обстановке | Учить: - сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения «помногу», «поровну»; - ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку | Учить: - сравнивать два предмета по длине, используя наложения; - активизировать употребление в речи выражений «помногу», «поровну», «столько - сколько» | |||||||
Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи | |||||||||||
Январь | Тема | Образовательная деятельность 1 | Образовательная деятельность 2 | Образовательная деятельность 3 | Образовательная деятельность 4 | Художественное творчество: подводить детей к изображению предметов разной формы. Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов «вчера», «сегодня», «завтра». Социализация: учить использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины) | Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре |
Цели | Учить: - сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; - обозначать результаты сравнения словами «широкий -узкий», «шире - уже» | Совершенствовать умения: - сравнивать два предмета по ширине; - сравнивать две равных группы предметов способом наложения; - закреплять умение различать и называть круг и квадрат | Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Закреплять навык сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами «шире - уже», «одинаковый по ширине» | Продолжить знакомить с треугольником на основе сравнения его с квадратом | |||
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета | |||||||
Февраль | Тема | Образовательная деятельность 1 | Образовательная деятельность2 | Образовательная деятельность 3 | Образовательная деятельность 4 | Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток». Физическая культура: закреплять понятия «вверху - внизу», «слева - справа». Коммуникация: учить составлять описание по картинке с использованием понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади» | Умеет пользоваться и понимает смысл обозначений «вверху - внизу», «впереди -сзади», «слева -справа», «на», «над - под», «верхняя - нижняя» (полоска) |
Цели | Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами «впереди - сзади (позади)», «вверху -внизу», «справа (направо) - слева (налево)» | Познакомить с прие-мами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий - низкий», «выше - ниже». Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами «помногу», «поровну», «одинаково», «столько - сколько» | Упражнять в сравнении: - двух предметов по высоте; - двух равных групп предметов способом наложения и приложения | Учить: - сравнивать две неравные группы предметов способом наложения; - обозначать результаты сравнения словами «больше -меньше», «столько -сколько Совершенствовать восприятие детей, включая все органы чувств. Развивать образные представления | |||
Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям |
Март | Тема | Образовательная деятельность 1 | Образовательная деятельность 2 | Образовательная деятельность 3 | Образовательная деятельность 4 | Социализация: закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Познание: устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Художественное творчество: предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей | Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь»; правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же» |
Цели | Учить: - сравнивать две неравные группы предметов; - обозначать результаты сравнения словами «больше -меньше», «столько -сколько» | Закреплять: - способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте; - обозначать результаты соответствующими словами | Закреплять умение различать и называть части суток: «день», «ночь» | Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять способы сравнения предметов | |||
Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.); изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд) |
Апрель | Тема | Образовательная деятельность 1 | Образовательная деятельность 2 | Образовательная деятельность 3 | Образовательная деятельность 4 | Социализация: помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Безопасность: расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов. Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток», три световых сигнала светофора (красный, желтый, зеленый) | Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму |
Цели | Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник) | Упражнять: - в умении сравнивать два предмета по размеру; - обозначать результаты сравнение словами «большой», «маленький». Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная) | Учить различать определенное количество движений и называть их словами «один», «много». Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление | Закреплять умение различать и называть части суток: «утро», «вечер». Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их | |||
Обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание, развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи |
Май | Тема | Образовательная деятельность 1 | Образовательная деятельность 2 | Образовательная деятельность 3 | Образовательная деятельность 4 | Художественное творчество: выполнить аппликацию с использованием геометрических фигур. Коммуникация: развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Физическая культура: формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве | Умеет соотносить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигурами в лепке и аппликации; умеет соблюдать правила игры и планировать последовательность действий для достижения результата | |||||
Цели | Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д. | Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб. Развивать внимание, мышление, память, воображение | Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи | Совершенствовать умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя; формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день -ночь, утро - вечер) | ||||||||
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления | ||||||||||||
В этом разделе программы отражена интеграция следующих образовательных областей:
Физическое развитие (с направлением здоровье и физическая культура);
Социально – коммуникативное развитие (с направлениями социализация, коммуникация, труд, безопасность);
Речевое развитие (с направлениями развитие речи, чтение художественной литературы);
Познавательное развитие (с направлениями математическое развитие, окружающий мир);
Художественно – эстетическое развитие С направлением изобразительное искусство, художественное творчество),