Человек как субъект труда психология. Человек как субъект трудовой деятельности. Профилактика и преодоление

Как отмечалось в первой лекции, согласно традициям марксистского человекознания, именно труд, его исторически закономерная форма, использование орудий понимались как главные детерминанты развития психики людей. Идеи К. Маркса получили развитие в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, а также еще одного отечественного мыслителя, творчески развивавшего марксистские представления о труде – А.А. Богданова.

Богданов рассмотрел роль трудовой деятельности людей в историческом развитии цивилизации. Его трудовая концепция порождения форм общественного сознания объясняет своеобразие психики человека разумного. Типы мышления и познания в целом детерминированы способом организации и содержанием коллективной трудовой деятельности.

При обсуждении развития человека как субъекта трудовой деятельности нас интересует деятельность как психологическое, а не организационно-техническое понятие.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (по Е.А. Климову) – такая форма активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:

1) имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);

2) процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;

3) процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или) общества .

Таким образом, трудом, трудовой деятельностью мы можем называть формы активности присущие только человеку (не машинам, автоматам, животным и т.п.).

Е.А. Климов выделяет четыре существенных признака труда, отличающих его от других видов деятельности (игры, учения, общения):

1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4) в труде люди вступаю между собой в особые межлюдские производственные отношения.

Аналоги этих признаков есть в других видах деятельности, но именно в труде степень социальной регламентации, нормированности, заданности оказывается самой высоко по всем четырем признакам. Так, в игре , если не касаться профессиональных вариантов игры (например, в спорте), чаще ценен не результат, а процесс, результат может быть неким условным событием. В общении также, если это не профессиональное, а обычное дружеское общение близких людей, соседей, важен не продукт, не достижение заданного результата, а процесс – демонстрация любви, положительных или негативных эмоций и чувств. Правила общения регулируются социальными нормами, но они ситуативны и оставляют широкое поле для творчества, выбора средств общения. Отношения людей в общении далеки от производственных, они – неформальные. Учение как деятельность порождает результат, который лишь потенциально полезен для общества (будет полезен в будущем, когда ученик начнет самостоятельно трудиться). Процесс учения нормирован, но широки допустимые пределы способов и достигнутых результатов. Средства учения могут также выбираться и учителем и учащимися. Отношения учитель – ученик далеки от производственных отношений.


Кроме профессионального труда , с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный труд (общественно-полезный, по самообслуживанию), который, в своих простых формах, доступен и школьнику и пожилым людям. Непрофессиональные виды труда обладают теми же психологическими признаками, что и труд профессиональный.

Употребляя слово «субъект», мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, формирующего цели, планы, подбор средств и условий деятельности. В труде человек не всегда может быть полноценным субъектом, т. к. часто компоненты труда жестко регламентированы и работнику остается быть исполнителем.

Структура субъектных свойств человека включает три составляющие (рис.1).

Рис. 1. Структура основных компонентов человека как субъекта труда

К психическим регуляторам труда относят: опыт, знания, умения, навыки, чувственные представления, ценностные ориентации, интересы, мотивы, склонности, сознание Я, профессиональное самосознание.

Функциональными состояниями в труде являются: работоспособность, трудоспособность, особые психические состояния в труде (стресс, утомление, монотония и пр.).

Индивидуально-личностными свойствами человека как субъекта труда являются: профессионально важные качества, способности, свойства интегральной индивидуальности разных уровней, характер, пол, возрастные особенности и т. п.

Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях:

1. Уровень деяний . Деяние – субъективная категория , которую задает себе сам человек. Она определяется иерархией целей, особенностями мыслительных перспектив.

2. Уровень действий . Действие – совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие – категория субъективная и определяется динамикой непосредственных целей.

3. Уровень операций как способов осуществления действий.

4. Уровень макроэлементов действия – способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность мысленного осознания элементов действий

5. Уровень микроэлементов действия . Микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю. Их особенности могут выявляться психологом по косвенным признакам (микроамплитуды движений, тремор и т. п.)

В общем виде СУБЪЕКТ ТРУДА– системная разноуровневая организация психики, включающая ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой).

Люди не рождаются субъектами труда и автоматически ими не становятся, необходимы усилия со стороны общества в плане трудового, нравственного и гражданского воспитания молодого поколения.

Для того, чтобы сознательно осуществлять определенные воспитательные воздействия и оценить уровень развития человека как субъекта труда, необходимо иметь некий идеал, образец человека труженика, желательный для общества. Если существует такой образец, можно:

ü строить программы воспитания молодежи;

ü оценивать уровень сформированности, развития ожидаемых качеств у конкретных людей.

Чтобы стать полноценным субъектом труда, человек должен адекватно отображать в своем сознании все четыре признака труда. Каждая единица сознания имеет два компонента: познавательный (когнитивный) и аффективный (эмоциональный). Кроме того, важно не только знать средства, орудия труда и понимать принцип их использования, но и владеть ими. Поэтому для третьего признака труда необходимо оценивать также операциональный компонент, отражающий уровень владения субъектом средствами деятельности.

Субъектом труда является прежде всего отдельный человек . И не просто человек, а человек-личность.

Отличительными особенностями человека-личности как субъекта труда являются:

1. Самосознание. Человек-личность, как субъект труда, осознает себя прежде всего как живое, наделенное определенной телесной конституцией существо, отождествляет себя со своим физическим телесным обликом в конкретном понятии “я”. Вместе с тем в этом сознании “я” человек отражает в той или иной степени и свойственные ему психологические особенности и черты. Одновременно он противопоставляет свое “я” другим людям, выделяет себя как личность из их Среды.

2. Индивидуальность - устойчивое своеобразие принадлежащих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в способах и формах проявления. Все психические явления личности как субъекта труда индивидуальны.

3. Саморегулирование - способность сознательно управлять своим психическим миром в связи с требованими социальной среды или условиями выполняемой трудовой деятельности.Человек не механически приспосабливается к окружающей среде в ответ на её раздражения. Он сознательный участник среды, избирательно воспринимающий ее воздействия, оценивающий и перерабатывающий их и управляющий своим поведением.

4. Активность. Личность всегда деятельна в окружающей её социальной и природной среде. Деятельность превращает человека как субъекта труда в личность. В деятельности проявляется личность.

5. Взаимосвязь с социальной средой. Человек как субъект труда практически всегда находтся в определенных связях и отношениях с окружающими его людьми и обществом в целом (семейных, бытовых, производственно-трудовых, ратных, классовых, идейных и т.д.). Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Её нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества.

Есть много классификаций человека-личности, как субьекта труда .

Так, одна из них, обобщившая взгляды древних философов, предлагает судить о личности трудящегося человека по 5 проявлениям:

1. По здоровью и силе.

2. По прилежанию, овладению практическими умениями и навыками.

3. По уму, мудрости, пониманию жизни.

4. По доброте, нравственности, степени гуманности.

5. По красоте, развитости вкуса, эстетических чувств.

Характеристика субьекта труда могла в этом случае выглядеть так: сильный, прилежный, мудрый, добрый и красивый.

В самом первом учебнике по психологии труда Н.Д.Левитов считает, что субъект труда реализует себя в психических процессах, психических состяниях и индивидуально-психологических особенностях личности трудящегося человека .


В толковании П.А.Рудика (спортивный психолог) личность как субъект труда проявляется в своеобразии её психических процессов, состояний и свойств.

К.К.Платонов (О системе психологии. - М.: Мысль. 1972. - С. 125 -128) предложил классифицировать личность субьекта труда по четырем подструктурам:

1. Первая подструктура обьединяет направленность, отношения и моральные черты личности . Она социально обусловлена и формируется воспитанием . Платонов назвал ее подструктурой направленности личности .

2. Вторая подструктура включает знания, умения, навыки и привычки , приобретенные в личном опыте, путем обучения , но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Это подготовленность или подструктура опыта.

3. Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов. Роль биологической обусловленности просматривается в них еще более отчетливо. Но эта подструктура формируется упражнением . Кратко ее можно назвать подструктурой форм отражения.

Упражнение (по Платонову) - это формирование психических процессов, опирающихся на них действий и свойств личности, входящих в подструктуру форм отражения. Оно опирается на тренировку и без нее невозможно. Сущностью упражнения является установление обратной связи с результатом повторения , знание последнего, а тем самым и результата упражнения.

4. Четвертая подструктура обьединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и её патологические (органические) изменения . Они формируются (переделываются) тренировкой. Кратко эту подструктуру можно назвать биологически обусловленной подструктурой.

Тренировка (по Платонову) - это формирование свойств личности, входящих в ее биологически обусловленную подструктуру; она основа всех других, более сложных видов формирования. Сущность ее в простом повторении действий , в которых и проявляется, и формируется данное свойство личности. В этом общность этого вида формирования психики и личности с тренировкой как способом формирования свойств организма, например, с тренировкой мышц, связок в процессе утренней зарядки или лечебной физкультуры, тренировкой дыхания под давлением у летчиком и т.д. Простое повторение - это муштра, зубрежка. Они не могут ни сформировать, ни развить навык, но могут закрепить уже сформированный. Чтобы формировать навык, тренировка должна быть дополнена упражнением и обучением.

Субъект деятельности является носителем активности, он формирует замысел (цели), планирует деятельность, подбирает средства, условия деятельности. В труде человек не всегда может быть таким полноценным субъектом.

Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях:

На уровне деяния как единицы деятельности, которую себе задает сам человек;

На уровне действий как процессов, направленных на достижение целей;

На уровне операций как способов осуществления действий;

Осознаваемые элементы действий – макроэлементы – поддаются сознательному контролю (могут быть самостоятельно поставленные цели, когда работник контролирует направление своего внимания, сознания осмысленно, осознанно);

- микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю.

Уровень деятельности . Одной из задач психологического анализа деятельности является выяснение побудительных причин, по которым она осуществляется, или мотивов поведения. Мотив связан с деятельностью как сложной системой.

Существует распространенное мнение, что термином «мотивация» обозначают различные по длительности и силе проявления, которые актуализируются под влиянием особенностей ситуации, внешних условий, побуждая человека действовать в определенном направлении. Типичными особенностями ситуации, мотивирующей деятельность, являются интенсивность, необычность и новизна стимуляции. Термином мотив обозначают побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях.

Рисунок 26. - Структура основных компонентов человека как субъекта труда.

Выделяют следующие виды мотивов:

Стремление к достижению успеха;

Избегание неудачи;

Уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание);

Аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений);

Агрессия (стремление нанести вред другому);

Автономия (потребность в уединении);

Преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий);

Самооправдание;

Доминирование (стремление к власти);

Демонстративность (артистизм, самолюбование);

Избегание опасности и другие.

Уровень действия. Основным предметом изучения в психологической теории деятельности является уровень действия. По словам С. Л. Рубинштейна, задача психологического изучения деятельности состоит именно в том, чтобы, не превращая действие и деятельность в психологические образования, разработать подлинную психологию действия.

Действие - это один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием осознанного результата, или цели. В структуру действия входят не только реактивные и исполнительные элементы, но и элементы экспрессии, чувствительности, памяти, предвидения и оценки. В целом действие состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контролирующей .

Существует несколько оснований для выделения видов действий. По форме психического отражения различают сенсорные, перцептивные, мнемические и другие виды действий. По соответствию различным видам деятельностей выделяют игровые, учебные, трудовые и другие действия. По степени освоения действия различают внешние и внутренние действия. В действиях закреплен исторический опыт человечества, передача которого осуществляется в процессе общения ребенка и взрослого, а также двух и более взрослых людей между собой.

Уровень операции . Операция - одна из составляющих деятельности, определяемая условиями выполнения действия. Операция является способом выполнения действия. Одна и та же операция может входить в структуру разных действий. Например, заучивать стихи можно при подготовке к уроку литературы (при совершении учебного действия) или для тренировки памяти (при совершении мнемического действия). Подобным же образом одно и то же действие может выполняться разными операциями: нередко для подготовки к ответственному выступлению оратор использует способ заучивания текста, но иногда он применяет мнемотехнические средства - метод размещения, метод ключевых слов и другие методы. Операции формируются двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий. В отличие от действий, операции малоосознаваемы.

Человек - центральная и определяющая фигура любого производственного процесса. Без его участия, его творческой и объединяющей функций все без исключения производственные операции - функционирование механизмов, орудий и предметов труда мертвы. Именно в этом смысле можно (и нужно) говорить о человеческом факторе, объединяющем все другие факторы производства в единое целое. Не надо разоблачать, как делают некоторые исследователи, использование этого понятия при анализе состояния, развития и функционирования производственной организации. Человеческий фактор производства - необходимый элемент, к которому предъявляются особые требования как составной части трудового процесса. Такой подход нисколько не принижает роль и значение человека как гражданина, участника и творца духовной жизни, его самость и самобытность.

Определяющая роль человека на производстве обусловлена, во-первых, тем, что человек - организующее начало производства. Не будет человека - все компоненты производства превратятся в кучу железа, металла, неких зданий, сооружений. Человек - не просто участник, элемент производственной жизни, он представляет собой компонент, объединяющий все без исключения факторы и условия производства. Без побуждающей силы человека невозможно не только ожидать каких- либо изменений в функционировании техники и технологии, но и привести в действие социальные резервы, которые скрыты в труде. Иначе говоря, все исходит и зависит от работника. Каким бы совершенным ни было орудие труда, без человека оно не решит проблемы, стоящие перед производством.

Во-вторых, когда говорится о человеческом факторе производства, работник рассматривается не только как потребитель определенных благ, получение которых призвана гарантировать оплата труда, но и как творец. Большинство участников трудового процесса стремятся улучшить свою работу. Многие люди обладают творческим импульсом поиска резервов производства, желанием сделать свой труд более осмысленным. Как показывают конкретные исследования на ряде производств, даже в условиях спада экономики, в условиях безработицы, частичной занятости и вынужденных перерывов в процессе реализации рыночных реформ многие сохранили ответственный подход к выполнению производственных заданий, по-прежнему продолжали поиск резервов по улучшению производственной деятельности.

В-третьих, от человека в конечном счете зависит рост производительности труда, эффективности производства, те преобразования и улучшения, которые происходят в процессе трудовой деятельности. И то, что производительность труда в промышленности за XX в. выросла в 100-140 раз, можно считать важнейшим показателем использования возможностей человека.

В-четвертых, человеческий фактор наглядно проявляет себя в ситуации, когда речь идет о взаимосвязи интересов производства и работников. Человек, выполняя любую трудовую акцию, участвуя в трудовом процессе, понимает, что требуется для производства и в какой мере это сочетается с его личными интересами. Если этого сочетания человек не наблюдает, начинают действовать социальные издержки организации производства и труда: текучесть кадров, неудовлетворенность трудом, конфликты и другие факторы, которые усложняют и отягощают производственный процесс. Непонимание того, как связаны производственные задачи с социальными запросами людей, коллектива, производственной организации, является тормозом использования человеческого фактора.

И, наконец, человеческий фактор действует не самостоятельно, а в совокупности с другими факторами.

Даже в том случае, когда он рассматривается с точки зрения социологии, он выделяется только для специального анализа. В то же время мы должны понимать, что его нельзя отрывать полностью от экономического, социально-психологического и даже физиологического подходов. Характеризуя социологический подход к труду, мы призваны учитывать социальные параметры, постольку, поскольку они влияют на конечный результат труда. Необходимо понимать, что социальные резервы труда могут по своей результативности быть весьма эффективными в сравнении с другими компонентами производства. Недаром Генри Форд- младший в 1967 г., оценивая эффективность подопечной ему корпорации, утверждал, что результативность использования социальных резервов труда в 40-60-е гг. XX в. не уступала техническим и технологическим нововведениям на производстве.

Все это позволяет утверждать, что социология труда концентрирует свое внимание на возможностях и способностях работника, условиях их реализации, путях согласования личных интересов с общественными в процессе производственной деятельности. Иначе говоря, речь идет о работнике как субъекте, который не только отвечает на потребности производства, но и сам формулирует требования к нему, исходя как из индивидуальных, так и из групповых мотивов, ценностных ориентаций, интересов.

Именно это значение человеческого фактора - работника как субъекта экономической жизни - в той или иной мере все чаще осознается как в практической жизни многих производств, так и при научном анализе, что нашло отражение в социологических исследованиях.

На наш взгляд, такой подход, характерный для социологии жизни, ставит в центре внимания социологии труда трудовое сознание и поведение в конкретных социально-экономических условиях. Этот подход получает все большее распространение, ибо он и на теоретическом, и на эмпирическом уровнях, в любых прикладных исследованиях в одинаковой степени способен дать ответ и на собственно научные вопросы, и на потребности практики. Оперируя понятиями «экономическое (общественное, групповое, индивидуальное) сознание», «экономическое или трудовое поведение (деятельность, действие)» работника производства, «производственная среда», социолог-трудовик обеспечивает преемственность научных результатов, позволяет видеть реальные сдвиги и тенденции развития в сфере труда, более наглядно представлять о противоречиях и конфликтах, которыми наполнена трудовая деятельность человека. Именно на этой базе могут быть получены научные и практически значимые результаты по эффективному использованию труда людей. Для того, чтобы перейти на операциональный уровень трактовки человеческого фактора производства, нужно остановиться на понятийном аппарате социологии. 2.3.

В современной психологии субъект труда понимается как совокупность свойств индивида и личности. Под свойствамииндивидаИндивидуально-психологические – это сенсорные, перцептивные, аттенционные, психомоторные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые свойства личности. Отношения личности включают следующие факторы: отношение человека к себе (самооценка, уровень притязаний), отношение к другим людям, знакомым и незнакомым, к друзьям, товарищам по работе, к родителям, к другим членам семьи и т. п.; отношение к труду, к своей профессии, специальности, к тем или иным профессиональным задачам, отношение к материальным ценностям и общественной собственности, отношение к идеологическим ценностям общества, к законам и правилам, к будущему, к неудачам и несчастьям, ко всему новому, ко всяким переменам и т. д. Эти отношения определяют позицию личности, представляющую собой субъективную, деятельную сторону ее статуса. Система отношений, мотивов, установок и ценностных ориентаций личности реализуется в определенном комплексе общественных функций - ролей, которые она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом. понимаются природные свойства человека, преобразованные в ходе индивидуального развития в зависимости от условий внешней, биологической и социальной среды. Вместе с тем необходимо изучать человека с учетом его свойств как личности и субъектадеятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида, таким образом структура личности включает в себя и структуру индивида. Исходя из этого, при рассмотрении профессионально значимых свойств говорят об индивидуально-психологических свойствах личности, (имея при этом в виду свойства индивида, опосредованные отношениями личности) и об отношениях личности.

К структурным свойствам личности относится ее темперамент. Структура личности, как подчеркивает Б. Г. Ананьев, есть целостное образование и определенная организация свойств. Функционирование такого образования возможно лишь через взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам развития личности, при структурном изучении этого развития обязательно сочетается с исследованием различных видов взаимосвязей между самими компонентами.

18.Понятие профессионализации

Под профессионализацией понимается процесс становления работника профессионалом, то есть человеком, в совершенстве владеющим навыками, знаниями, умениями, необходимыми для определенного вида деятельности. Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Процесс становления работника как профессионала зависит от личностных способностей работника, условий труда, мотивации труда и интересов самого работника. Профессионализация зависит от опыта деятельности в данной отрасли, от образования человека и качественной отдачи работника.

Стадии профессионализации

Существует несколько стадий профессионализации:

    первичное становление – на этой стадии работник в достаточной мере освоил необходимые для его профессиональной деятельности навыки, знания, умения. Качество труда и эффективность трудовой деятельности находятся на достаточно высоком уровне, и работник обладает достаточным опытом;

    стадия опытности – на этой стадии работник не только эффективно работает, но уже может делиться опытом с другими и обучать более молодых специалистов. На этой стадии у человека формируется определенное мнение о некоторых аспектах работы, он вносит коррективы в трудовую деятельность, может привносить в трудовой процесс новшества;

    стадияэкспертности – на этой стадии специалист является авторитетом в определенной области, он сам продуцирует определенные нормы, ценности профессии, может выстраивать тактику и стратегию развития отрасли.

Как элемент выступает обучение других специалистов в виде мастер-классов, семинаров, эксперт создает новые методы и программы трудовой деятельности в данной области.

Все стадии становления человека как профессионала подразумевают его непрерывное обучение и самосовершенствование как профессионала и личности, поскольку становление профессионала связано с соблюдением определенных нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.

19. Кризисы профессионального развития можно определить как резкие изменения вектора профессионального развития личности. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях - к смене профессии.

В качестве факторов, детерминирующих кризисы профессионального развития, могут выступать постепенные качественные изменения способов выполнения деятельности. Так, фактором, инициирующим кризисы профессионального становления, может стать возросшая социально-профессиональная активность личности вследствие ее неудовлетворенности своим социальным и профессионально-образовательным статусом. Социально-психологическая направленность, профессиональная инициатива, интеллектуально-эмоциональная напряженность нередко приводят к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, путей ее совершенствования, а также к смене профессии или места работы.

К кризисам профессионального развития могут приводить социально-экономические условияжизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудов-летворительная зарплата, переезд на новое место жительство и др. Причинами могут быть и возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижениеработоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и т.д.

Кризисы профессионального развития нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации или лицензировании специалистов.

Также могут инициироваться изменениями жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв в работе, связанный с уходом за малолетними детьми; «служебный роман» и т.п.).

Наконец, фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Специалисты, одержимые работой как средством достижения признания и успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют жесткость во взаимоотношениях.

Кризисные явления нередко сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие, возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.

Фазы развития кризиса. При анализе кризисов можно выделить три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. В первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития; в критической фазе это противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритической - противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития.

В кризисах профессионального развития личности указанные фазы могут проявляться следующим образом. 1. Предкритическая фаза обнаруживается в неудовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Эта неудовлетворенность не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т.п. 2. Критическая фаза отличается осознанной неудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией. Намечаются варианты ее изменения, проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность. Противоречия усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений. 3. Посткритическая фаза предполагает переход к новой социальной ситуации развития, перестройку смысловых структур профессионального сознания, переориентацию на новые цели и изменение социально-профессиональной позиции.

Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности: мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций; когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебнопрофессиональной и профессиональной деятельности; поведенческий, вызванный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.п.

Конфликт сопровождаетсярефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей испособностей. Разрешение конфликта приводит кризис в посткритическую фазу. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер.

Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития.

Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби и т.п.

Деструктивные последствия кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.

Кризисы профессионального становления личности отличаются своеобразием профессиональной ситуации развития и индивидуально окрашенными способами выполнения ведущей деятельности. Решающее значение в возникновении кризисов играют субъективные факторы: изменение «Я-концепции», перестройка профессионального сознания, возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении и самоосуществлении, т.е. личность сама становится инициатором кризисов профессионального развития. Продуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что профессионализм личности перерастает саму деятельность.

Помимо нормативных кризисов профессиональное становление сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности, вызывают сильные эмоциональные переживания и часто приобретают отчетливо выраженный кризисный характер.

К эффективным психотехнологиям преодоления кризисов профессионального становления относятсяпсихопрофилактикакризисов, диагностика социально-профессиональных качеств личности как информационная основа коррекции профессионально-психологического профиля личности, тренинги личностного и профессионального роста, рефлексия профессионального развития и составление альтернативных сценариев профессиональной жизни, индивидуальное консультирование, прогноз желаемых профессиональных достижений.

20. Профессиональная деформация (от лат. deformatio) - когнитивное искажение, психологическая дезориентацияличности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторовпрофессиональнойдеятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

В научной и специальной литературе нет единого подхода к определению содержания понятия «профессиональная деформация». Трудности раскрытия ее природы обусловлены, прежде всего, сложностью структуры и многообразием связей между формами проявления деформации в процессе профессиональной деятельности и их личностной сущностью.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокинкак обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека.

Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности [ источник не указан 427 дней ] :

    Первая систематизация

    1. Должностная деформация - руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.

      Адаптивная деформация - пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

      Профессиональная деградация - крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

    Систематизация ЭвальдаФридриховичаЗеера:

    1. Общепрофессиональные деформации - деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

      Специальные профессиональные деформации - деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

      Профессионально-типологические деформации - деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

      1. Деформации профессиональной направленности личности - искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям

        Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) - комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний,нарциссизм.

        Деформации, обусловленные чертами характера - ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.

    2. Индивидуальные деформации - деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций(сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и другие).

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

Профилактика и преодоление

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Необходимо осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из непосредственных условий.

Поделиться