«Без многого может человек обойтись, только не без человека»
(Л. Берне)
Эссе по высказыванию:
Действительно ли человек, живя в обществе, может без многого обойтись, только не без человека? Попытаюсь разобраться, насколько прав Л. Берне, и высказать свою точку зрения.
На мой взгляд, в данном высказывании автор ставит проблему человека и общества, человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Чтобы понять авторскую позицию, рассмотрю, что же такое человек. Как известно, человек - это индивид, принадлежащий к человеческому роду. Но индивид так и останется индивидом, если он не будет развиваться, действовать, общаться. Ведь человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или орудиях труда. Не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка в человека требует нахождения в среде людей, общения с себе подобными, например: ребенок рождается беспомощным, и без матери, без ее помощи, ухода обойтись не может. В семье ребенок находится до совершеннолетнего возраста, пока не получит образования, соответствующих знаний, умений и навыков для того, чтобы жить самостоятельно. В отрыве от общества человек практически редко выживает, но если это и происходило, то только потому, что он мог пользоваться знаниями и опытом, полученными в обществе. Таким образом, общество - это совокупность людей, способы их взаимодействия и формы их объединения.
Являясь членом семьи маленького общества, человек одновременно является членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного). Общество, другими словами, - это коллектив коллективов.
Человек также входит и в более крупные общности - класс, нацию. В процессе деятельности человек осуществляет необходимые взаимодействия, которые называются общественными отношениями, например: человек устраивается на работу, заключает договор, осуществляет куплю-продажу, создает семью и т. д. Вот почему человеку трудно обойтись без другого человека. Правоту высказывания можно подтвердить и мыслями других ученых. Например, римский философ Сенека говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно», а Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Человек может обойтись без комфорта, дорогих вещей и предметов, а вот без человека, я думаю, никогда не сможет. Есть примеры, когда человек сходил с ума, если его надолго помещали в одиночную камеру. Все это можно объяснить, на мой взгляд, тем, что человек - существо не только общественное, но и духовное. Он испытывает потребность в любви, дружбе, заботе, общении с другими людьми.
На основании вышеизложенного я хочу сделать вывод, что Л. Берне абсолютно прав, утверждая, что человек без многого может обойтись, только не без человека.
Тема эссе:
«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
(Л. Берне)
Выполнила: Гасанова А.
ученица 11 класса
МКОУ «СОШ №12»
Руководитель : Шамхалова С.Р.
учитель обществознания
МКОУ «СОШ №12»
Избербаш - 2015г.
Введение. Высказывание известного немецкого публициста и писателя Людвига Берне, «без многого может обойтись человек, только не без человека», является верным и не согласится с ним невозможно. Актуальность данного высказывания заключается в том что, человек существо социальное и ему необходимо общение. А общение является основным фактором формирования и становления личности.
Основная часть . В ходе изучения обществознания мы познакомились с разными видами потребностей: биологическими, социальными, духовными.
Из всех потребностей биологические обеспечивают жизнедеятельность человека, и в случае необходимости они приспосабливаются к определенным трудностям (голод, война, разруха, болезни и т.д.).
Если говорить о социальных потребностях, то мы понимаем, что человек не может полноценно жить без людей, не может приспособиться к одиночеству. Он, оставаясь на длительное время один может сойти с ума или просто погибнуть. Для обоснования своих доводов хочу привести несколько аргументов:
- Еще один аргумент в пользу того что человек не может жить без себе подобных, Это персонаж из произведения Даниэля Дефо - Робинзон Крузо. Оказавшийся после кораблекрушения на необитаемом острове Робинзон долгих 28 лет ждал встречи с людьми. По идее он должен был бы погибнуть или сойти с ума. Но если хорошенько вдуматься в содержание произведения от можно понять, что героя от одиночества и не минуемой гибели спасло именно возможность «разговаривать» с попугаем, а потом и с туземцем. Это и дало шанс Робинзона Крузо.
Персонаж из произведения Р. Киплинга - это Маугли, ребенок выросший среди волков и ими воспитанный. В реальной жизни такие дети как Маугли, которые жили вне человеческого общества с раннего возраста проявляют поведение, характерное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их социализации сложен, особенно у тех детей, которые в раннем возрасте (пять-шесть лет)не имели связи с обществом. Они не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, понятно общаться с другими людьми. Даже годы, проведенные в дальнейшем среди людей, где они получали достаточно заботы, не помогли им стать полноценными членами общества. Это свидетельствует о том, как важны для развития ребенка его первые годы жизни для формирования социального опыта и социального поведения.
Пример из жизни. Субъект – ребенок, воспитывается в неблагополучной семье, лишён родительской заботы и общения, оторван от общества, часто не посещает школу, замкнут, понижена, самооценка. Все это впоследствии, приводит к тому, что они употребляют алкоголь и наркотики, начинают вести асоциальный образ жизни. Ребенок не выдерживает эти трудности и итоге часто их судьба заканчивается трагично.
Заключение. Изречение Л. Берне это истина, с которым нельзя не согласиться. Мы люди и нам нужны другие люди, чтобы общаться, делиться сними своими переживаниями, оказывать посильную помощь, оказывать поддержку в трудных жизненных ситуациях.
Основываясь на вышеизложенном делаю следующие выводы:
в основе существования человеческого общества лежит общение, а общение возможно только при присутствии двух и более лиц. Это значить, что человек в одиночестве обречен на погибель, а Л. Берне был прав, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека».
«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
(Л. Берне)
Я считаю, что высказывание Людвига Берне, немецкого публициста и писателя, о том, что «без многого может обойтись человек, только не без человека», верно и сохраняет свою актуальность сегодня, поскольку общение является основным фактором формирования и становления личности.
Насколько мне известно из курса обществознания, потребности это нужды человека в чём либо. Потребности можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и т.д.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и т.д.) и духовные (потребности в познании, знаниях, элементах духовной культуры). Первые формируют и обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма, но существует целый ряд ситуаций, при которых человек не может в полной мере обеспечить удовлетворение фундаментальных потребностей. Примером таких ситуаций могут быть тяготы военного времени, неурожаи и массовый голод. Безусловно, в те времена было много потерь, однако люди смогли пережить эти бедствия, ибо человек может приспособиться и к таким обстоятельствам, как война. Чего, однако, нельзя сказать о социальных потребностях, так как изначально люди устроены так, что не могут полноценно жить без себе подобных. Такая жизнь является ничем иным, как существованием и часто, человек, оставаясь на длительное время один, сходит с ума или просто погибает.
Ярким примером являются так называемые «дети маугли», выросшие в условиях социальной изоляции. Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их реабилитации необычайно сложен, поскольку те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни и опыт социального поведения и общения.
Другим не менее показательным примером являются дети, выросшие в асоциальных условиях дети из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются с раннего возраста в неблагоприятной обстановке, испытывают постоянный страх, отсутствие любви и заботы со стороны родителей. Такие дети оторваны от общества, они не ходят в школу; замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей; у них низкая самооценка; они употребляют алкоголь и наркотики. Безусловно, в конце концов, ни к чему хорошему это не приводит и действительно жаль этих детей, ибо они знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать.
Бесспорно, с изречением Л. Берне нельзя не согласиться, так как человеку нужен другой человек, ибо именно он может разделить чувства и переживания, оказать посильную помощь, поддержать в трудных ситуациях. Нельзя обойти вниманием тот факт, что именно общение играет важную роль в удовлетворении одной из биологических потребностей репродуктивной потребности, так как общение помогает людям лучше узнать друг друга, найти общие интересы, максимально сблизиться, заложив основу брака.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в основе всего лежит общение, а при отсутствии другого человека оно невозможно. Значит прав был Л. Берне, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека» и я с ним полностью согласен.
Немецкий публицист и писатель – Карл Людвиг Берне поднимает важную проблему необходимости для человека жить среди людей, быть членом общества. Эта проблема актуальна в наше время, потому что на данный момент существует множество людей, желающих всяческими способами обособиться от социума (интровертов, как подметили бы психологи), что ведет к негативным последствиям для таких людей, которых становится все больше и больше.
Высказывание Берне можно растолковать по-разному: например, оно означает, что человеку необходимы другие люди для того, чтобы развиваться, становиться лучше в процессе взаимодействия и общения с ними, и, например, человеку нужен человек для того, чтобы не быть одиноким, что может привести к психическим и нервным расстройствам.
Я соглашаюсь с автором данного высказывания, потому что считаю, что всем людям необходим такой человек, который сможет помочь и поддержать в трудную минуту. А еще всем нужно хоть иногда присутствовать среди людей, пребывать в обществе и всячески взаимодействовать с ним, ведь только в процессе социализации индивид становится личностью.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств.
Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Есть конкретный пример людей, ушедших от цивилизации и социума, пытающихся спрятаться, уйти от людей, выражая этим свой протест.
Но был ли этот пример удачным экспериментом? Приведем примеры из истории и литературы.
Например, Теодор Джон Качинский (Унабомбер) был невероятно умным человеком: закончил университет в 20 лет, а в 26 лет стал доктором математических наук. Но он ушел от общества и 24 года прожил вдали от цивилизации. А после того, как Теодор вернулся к социуму, то начал террористическую деятельность: рассылал по университетам и авиакомпаниям США самодельные бомбы по почте, дабы «остановить прогресс, убивающий природу». Да, казалось бы, этот человек борется за чистоту и жизнь нашей природы, но цивилизованная личность никогда не станет террористом, ведь деятельность таких людей губит других членов общества. А разве они не часть природы, за которую так борется Теодор? На примере жизни этого человека, можно сделать вывод, что личность деградирует вдали от цивилизации и социума.
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой – Евгений Базаров – был нигилистом (человеком, отрицающим любовь, творчество, искусство), и его не понимали окружающие люди, а он, в свою очередь, не уважал чужое мнение и отстаивал только свою точку зрения. Этого героя можно назвать одиноким. Но судьба преподносит ему нравственное испытание, и он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Базаров так и не стал счастливым и умер, понимая, что был не прав, и такие люди, как он, России не нужны. Одиночество этого героя дает нам понять, что нельзя быть в конфликте с людьми и обосабливаться от них, а также нельзя отрицать общепринятые духовные ценности человечества, так как любой из нас является его частью. Подобное поведение ведет к несчастью и осознанию бессмысленности прожитой жизни.
Л.Берне абсолютно прав, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека». Ведь каждый из нас не сможет стать личностью без взаимодействия с социумом. Исторические факты и литературные произведения тому подтверждение. Общество дает нам возможность стать развитыми, цивилизованными и мудрыми людьми.
Обновлено: 2017-04-29
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.