Человек может жить без всего но только не без человека. Социальная психология

«Без многого может человек обойтись, только не без человека»
(Л. Берне)

Эссе по высказыванию:

Действительно ли человек, живя в обществе, может без многого обойтись, только не без человека? Попытаюсь разобраться, насколько прав Л. Берне, и высказать свою точку зрения.

На мой взгляд, в данном высказывании автор ставит проблему человека и общества, человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Чтобы понять авторскую позицию, рассмотрю, что же такое человек. Как известно, человек - это индивид, принадлежащий к человеческому роду. Но индивид так и останется индивидом, если он не будет развиваться, действовать, общаться. Ведь человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или орудиях труда. Не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка в человека требует нахождения в среде людей, общения с себе подобными, например: ребенок рождается беспомощным, и без матери, без ее помощи, ухода обойтись не может. В семье ребенок находится до совершеннолетнего возраста, пока не получит образования, соответствующих знаний, умений и навыков для того, чтобы жить самостоятельно. В отрыве от общества человек практически редко выживает, но если это и происходило, то только потому, что он мог пользоваться знаниями и опытом, полученными в обществе. Таким образом, общество - это совокупность людей, способы их взаимодействия и формы их объединения.

Являясь членом семьи маленького общества, человек одновременно является членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного). Общество, другими словами, - это коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности - класс, нацию. В процессе деятельности человек осуществляет необходимые взаимодействия, которые называются общественными отношениями, например: человек устраивается на работу, заключает договор, осуществляет куплю-продажу, создает семью и т. д. Вот почему человеку трудно обойтись без другого человека. Правоту высказывания можно подтвердить и мыслями других ученых. Например, римский философ Сенека говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно», а Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Человек может обойтись без комфорта, дорогих вещей и предметов, а вот без человека, я думаю, никогда не сможет. Есть примеры, когда человек сходил с ума, если его надолго помещали в одиночную камеру. Все это можно объяснить, на мой взгляд, тем, что человек - существо не только общественное, но и духовное. Он испытывает потребность в любви, дружбе, заботе, общении с другими людьми.

На основании вышеизложенного я хочу сделать вывод, что Л. Берне абсолютно прав, утверждая, что человек без многого может обойтись, только не без человека.

Тема эссе:

«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
(Л. Берне)

Выполнила: Гасанова А.

ученица 11 класса

МКОУ «СОШ №12»

Руководитель : Шамхалова С.Р.

учитель обществознания

МКОУ «СОШ №12»

Избербаш - 2015г.

Введение. Высказывание известного немецкого публициста и писателя Людвига Берне, «без многого может обойтись человек, только не без человека», является верным и не согласится с ним невозможно. Актуальность данного высказывания заключается в том что, человек существо социальное и ему необходимо общение. А общение является основным фактором формирования и становления личности.

Основная часть . В ходе изучения обществознания мы познакомились с разными видами потребностей: биологическими, социальными, духовными.

Из всех потребностей биологические обеспечивают жизнедеятельность человека, и в случае необходимости они приспосабливаются к определенным трудностям (голод, война, разруха, болезни и т.д.).

Если говорить о социальных потребностях, то мы понимаем, что человек не может полноценно жить без людей, не может приспособиться к одиночеству. Он, оставаясь на длительное время один может сойти с ума или просто погибнуть. Для обоснования своих доводов хочу привести несколько аргументов:

    Персонаж из произведения Р. Киплинга - это Маугли, ребенок выросший среди волков и ими воспитанный. В реальной жизни такие дети как Маугли, которые жили вне человеческого общества с раннего возраста проявляют поведение, характерное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их социализации сложен, особенно у тех детей, которые в раннем возрасте (пять-шесть лет)не имели связи с обществом. Они не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, понятно общаться с другими людьми. Даже годы, проведенные в дальнейшем среди людей, где они получали достаточно заботы, не помогли им стать полноценными членами общества. Это свидетельствует о том, как важны для развития ребенка его первые годы жизни для формирования социального опыта и социального поведения.

  1. Еще один аргумент в пользу того что человек не может жить без себе подобных, Это персонаж из произведения Даниэля Дефо - Робинзон Крузо. Оказавшийся после кораблекрушения на необитаемом острове Робинзон долгих 28 лет ждал встречи с людьми. По идее он должен был бы погибнуть или сойти с ума. Но если хорошенько вдуматься в содержание произведения от можно понять, что героя от одиночества и не минуемой гибели спасло именно возможность «разговаривать» с попугаем, а потом и с туземцем. Это и дало шанс Робинзона Крузо.
  2. Пример из жизни. Субъект – ребенок, воспитывается в неблагополучной семье, лишён родительской заботы и общения, оторван от общества, часто не посещает школу, замкнут, понижена, самооценка. Все это впоследствии, приводит к тому, что они употребляют алкоголь и наркотики, начинают вести асоциальный образ жизни. Ребенок не выдерживает эти трудности и итоге часто их судьба заканчивается трагично.

Заключение. Изречение Л. Берне это истина, с которым нельзя не согласиться. Мы люди и нам нужны другие люди, чтобы общаться, делиться сними своими переживаниями, оказывать посильную помощь, оказывать поддержку в трудных жизненных ситуациях.

Основываясь на вышеизложенном делаю следующие выводы:

в основе существования человеческого общества лежит общение, а общение возможно только при присутствии двух и более лиц. Это значить, что человек в одиночестве обречен на погибель, а Л. Берне был прав, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека».

«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
(Л. Берне)
Я считаю, что высказывание Людвига Берне, немецкого публициста и писателя, о том, что «без многого может обойтись человек, только не без человека», верно и сохраняет свою актуальность сегодня, поскольку общение является основным фактором формирования и становления личности.
Насколько мне известно из курса обществознания, потребности – это нужды человека в чём либо. Потребности можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и т.д.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и т.д.) и духовные (потребности в познании, знаниях, элементах духовной культуры). Первые формируют и обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма, но существует целый ряд ситуаций, при которых человек не может в полной мере обеспечить удовлетворение фундаментальных потребностей. Примером таких ситуаций могут быть тяготы военного времени, неурожаи и массовый голод. Безусловно, в те времена было много потерь, однако люди смогли пережить эти бедствия, ибо человек может приспособиться и к таким обстоятельствам, как война. Чего, однако, нельзя сказать о социальных потребностях, так как изначально люди устроены так, что не могут полноценно жить без себе подобных. Такая жизнь является ничем иным, как существованием и часто, человек, оставаясь на длительное время один, сходит с ума или просто погибает.
Ярким примером являются так называемые «дети — маугли», выросшие в условиях социальной изоляции. Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их реабилитации необычайно сложен, поскольку те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни и опыт социального поведения и общения.
Другим не менее показательным примером являются дети, выросшие в асоциальных условиях — дети из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются с раннего возраста в неблагоприятной обстановке, испытывают постоянный страх, отсутствие любви и заботы со стороны родителей. Такие дети оторваны от общества, они не ходят в школу; замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей; у них низкая самооценка; они употребляют алкоголь и наркотики. Безусловно, в конце концов, ни к чему хорошему это не приводит и действительно жаль этих детей, ибо они знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать.
Бесспорно, с изречением Л. Берне нельзя не согласиться, так как человеку нужен другой человек, ибо именно он может разделить чувства и переживания, оказать посильную помощь, поддержать в трудных ситуациях. Нельзя обойти вниманием тот факт, что именно общение играет важную роль в удовлетворении одной из биологических потребностей — репродуктивной потребности, так как общение помогает людям лучше узнать друг друга, найти общие интересы, максимально сблизиться, заложив основу брака.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в основе всего лежит общение, а при отсутствии другого человека оно невозможно. Значит прав был Л. Берне, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека» и я с ним полностью согласен.

Немецкий публицист и писатель – Карл Людвиг Берне поднимает важную проблему необходимости для человека жить среди людей, быть членом общества. Эта проблема актуальна в наше время, потому что на данный момент существует множество людей, желающих всяческими способами обособиться от социума (интровертов, как подметили бы психологи), что ведет к негативным последствиям для таких людей, которых становится все больше и больше.

Высказывание Берне можно растолковать по-разному: например, оно означает, что человеку необходимы другие люди для того, чтобы развиваться, становиться лучше в процессе взаимодействия и общения с ними, и, например, человеку нужен человек для того, чтобы не быть одиноким, что может привести к психическим и нервным расстройствам.

Я соглашаюсь с автором данного высказывания, потому что считаю, что всем людям необходим такой человек, который сможет помочь и поддержать в трудную минуту. А еще всем нужно хоть иногда присутствовать среди людей, пребывать в обществе и всячески взаимодействовать с ним, ведь только в процессе социализации индивид становится личностью.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств.

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Есть конкретный пример людей, ушедших от цивилизации и социума, пытающихся спрятаться, уйти от людей, выражая этим свой протест.

Но был ли этот пример удачным экспериментом? Приведем примеры из истории и литературы.

Например, Теодор Джон Качинский (Унабомбер) был невероятно умным человеком: закончил университет в 20 лет, а в 26 лет стал доктором математических наук. Но он ушел от общества и 24 года прожил вдали от цивилизации. А после того, как Теодор вернулся к социуму, то начал террористическую деятельность: рассылал по университетам и авиакомпаниям США самодельные бомбы по почте, дабы «остановить прогресс, убивающий природу». Да, казалось бы, этот человек борется за чистоту и жизнь нашей природы, но цивилизованная личность никогда не станет террористом, ведь деятельность таких людей губит других членов общества. А разве они не часть природы, за которую так борется Теодор? На примере жизни этого человека, можно сделать вывод, что личность деградирует вдали от цивилизации и социума.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой – Евгений Базаров – был нигилистом (человеком, отрицающим любовь, творчество, искусство), и его не понимали окружающие люди, а он, в свою очередь, не уважал чужое мнение и отстаивал только свою точку зрения. Этого героя можно назвать одиноким. Но судьба преподносит ему нравственное испытание, и он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Базаров так и не стал счастливым и умер, понимая, что был не прав, и такие люди, как он, России не нужны. Одиночество этого героя дает нам понять, что нельзя быть в конфликте с людьми и обосабливаться от них, а также нельзя отрицать общепринятые духовные ценности человечества, так как любой из нас является его частью. Подобное поведение ведет к несчастью и осознанию бессмысленности прожитой жизни.

Л.Берне абсолютно прав, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека». Ведь каждый из нас не сможет стать личностью без взаимодействия с социумом. Исторические факты и литературные произведения тому подтверждение. Общество дает нам возможность стать развитыми, цивилизованными и мудрыми людьми.

Обновлено: 2017-04-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Поделиться