Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ. Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи Как определять кол во гр основ

Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.
9 класс. ОГЭ. Часть 2. Варианты задания 11 (по демоверсии 2015 г.)

1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. Ответ ()

2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. Ответ ()

3. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. Ответ ()

4. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! Ответ ()

5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. Ответ ()

6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Ответ ()

7. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. Ответ ()

8. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. Ответ ()

9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених. Ответ ()

10. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. Ответ ()

11.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось. Ответ ()

12. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. Ответ ()

13. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь. Ответ ()

14. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась. Ответ ()

Источник материала для интерактивного теста: ОГЭ. Открытый банк заданий ФИПИ http://old.fipi.ru/

Тесты на сайте "Русский язык для школьников". Санкт-Петербург. Недорезова М., Недорезова Е.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий .

Завтра обязательно наступит.

Междометие

Далече грянуло ура .

Словосочетание

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также :

  • Материалы по теме: и " ".

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3 . Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример : Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример : Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

ОГЭ № 11 количество грамматических основ (чаще всего в сложном предложении)

Синтаксис – наука, изучающая строение и значение словосочетаний и предложений;

Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, сами словосочетания и предложения, способы соединения простых предложений в сложные.

Предложение и его типы.

Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершённая и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.

Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью).

В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения служат для сообщения:

Я приду к пяти часам.

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса:

Ты придёшь к пяти часам?

Когда ты придёшь?

Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение:

Кто этого не знает? = «все знают»

Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие:

Приходи к пяти часам.

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.:

Он приедет.

Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?

Пусть он приедет.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными .

Типы предложений.

Примеры.

1. По цели высказывания.

Повествовательное. Уже наступила осень.
Вопросительное. Уже наступила осень?
Побудительное. Приходи скорее, осень!

2. По эмоциональной окраске.

Восклицательное. Печален долгий вечер в октябре!
Невосклицательное. Люблю я осень позднюю в России.

3. По количеству грамматических основ.

Простое (одна грамматическая основа). Наступила пора листопада.
Сложное: сложносочинённое, бессоюзное, сложноподчинённое. Наступила пора листопада, и ветер гонит листву по дорогам. Наступила пора листопада, ветер гонит листву по дорогам. Когда наступила пора листопада, ветер погнал листву по дорогам.

4. По наличию главных членов.

Двусоставное. Стоят погожие осенние деньки.
Односоставное: определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, назывное. Люблю осень в городе. Теперь в лес не ходят. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Рано темнеет . Опять холодные, седые небеса .

5. По наличию второстепенных членов.

Распространённые. Скоро все листья облетят.
Нераспространённые. Облетают листья.

6. По характеру отношения к действительности .

Утвердительные. Ветер гнёт деревья.
Отрицательные. Я не обращаю внимания на плохую погоду.

7. По условиям контекста и речевой ситуации .

Полные. В лесу теперь всё устлано ковром из опавших листьев.
Неполные. Где теперь птицы? На юге.

8. Способы связи слов в предложении.

Координация. Тихо над омутом шелестели длинные, изящные ветки ивы.
Подчинение: управление, согласование, примыкание. ветки ивы, длинные ветки, тихо шелестели.
Сочинительная связь. длинные, изящные.

Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ

Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения .

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены - подлежащее и сказуемое , второстепенные - определение , дополнение , обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.

Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным . Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным . Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело .

В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение ) или несколько грамматических основ (сложное предложение ). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шёл сильный дождь .

Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причём это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нём сохраняет своё лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

Подлежащие и средства его выражения.

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чём говорится в предложении.

В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Подлежащее - одно слово :

1) слова разных частей речи в предметном значении:

Существительное в И. п.:

Идёт дождь .

Местоимение-существиельное в И. п.:

Я люблю осень .

Прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Бородатый оглянулся .

Причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Сидящий поднял голову .

Наречие:

Твои завтра мне надоели .

Междометие:

По лесу разносилось «ау» .

2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:

Десять не делится на три без остатка .

3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться - дело нужное .

Местоположение подлежащего, выраженного инфинитивом, в предложении не закреплено (например, за абсолютным началом предложения); ср.: Дело нужное - учиться . Если в предложении один из главных членов выражен существительным в И. п. , а другой - инфинитивом, то инфинитив будет выступать как подлежащее.

4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нём выносится суждение как о языковой единице: Иди - форма повелительного наклонения глагола;Не - отрицательная частица .

Подлежащее - словосочетание :

1. Подлежащее - фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание:

1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ.) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе:

Брат с сестрой вернулись порознь - ср.: Мать с ребёнком ходила к врачу .

2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.:

Прошло три года.

Куча вещей скопилась в углу.

У меня много работы.

3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:

Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.

От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п.) с выделительным значением:

Любой из них мог это сделать.

Трое из выпускников получили золотые медали.

Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.

5) инфинитив + инфинитив / имя (объём такого подлежащего совпадает с объёмом составного глагольного или составного именного сказуемого - см. далее):

Быть грамотнымпрестижно.

Хотеть стать грамотным естественно .

2. Подлежащее - фразеологизм :

Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием.

У негозолотые руки.

Поделиться