Что такое добродетели? Добродетель и порок. Добродетели: что это такое? Список добродетелей Как должен поступать добродетельный человек

Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.

Основные понятия

Добродетель и порок — для многих эти определения не вполне понятны, ведь в обыденном ежедневном употреблении такие слова встречаются нечасто. Конечно, каждый ребенок знает, Однако, в отличие от ценностных установок, принятых в обществе, норм этики и морали, добродетель — это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе не можешь. Также добродетелью можно признать и некие личностные качества человека, помогающие ему найти свое место в обществе. Такими, например, могут быть:

  • вежливость;
  • дружелюбие;
  • умение сострадать и сопереживать;
  • ответственность;
  • честность;
  • работоспособность и так далее.

Порок — обратная сторона добродетели, а точнее, ее противоположность. Любой поступок, приводящий к причинению вреда самому себе либо окружающему миру, можно считать порочным. Исходя из этого, пороком можно признать и предосудительные черты характера:

  • лень;
  • жадность;
  • зазнайство;
  • лживость;
  • зависть и другие.

Анализ и исследование человеческих пороков и добродетелей всегда интересовали умы просвещенных людей как древних, так и более современных. Собственную классификацию добродетелей составляли разные философские и религиозные учения.

Во времена античности

Еще древние греки замечали, что путь к праведности довольно тяжел. Добродетель не дается от рождения, дорога к ней терниста и требует немалых усилий. Исходя из древнегреческой философии различают такие ее виды:

  • умеренность;
  • мудрость;
  • мужество;
  • справедливость.

Главенствующую роль при этом великий Сократ отдавал мудрости, а источником возникновения каждой считал разум. А вот его ученик, не менее великий философ Платон считал, что каждая из добродетелей зиждется на персональном свойстве души: мудрость исходит от разума, а мужество опирается на волю. При этом он также отмечал, что каждому сословию более присуща какая-то определенная добродетель — так, не стоит ждать мужества или мудрости от ремесленника, а умеренности - от воинов или правителей.

Рассуждая о том, что такое добродетели, нельзя не вспомнить и Аристотеля, разделившего человеческую сущность на добродетель воли (этическую) и ума (дианоэтическую). Он считал, что чувственная, неразумная часть любого человека послушна его умственной (разумной) части. Добродетель при этом определялась как умение находить во всем «золотую середину», отклонение же в ту или иную сторону признавалось пороком. То есть это своеобразное мерило между недостатком или избытком чего-либо.

О великий ренессанс

В Средние века, во времена Ренессансного гуманизма, добродетель — virtus — считалась главной категорией, определяющей идеальную личность. Uomo virtuoso — так звался человек, ею обладающий. Понятием этим охватывался целый комплекс нравственных норм, приобретающий с течением времени более разнообразные оттенки.

С одной стороны, понятие о том, что такое добродетели, основывалось на положениях античной этики и трактовалось как разумное самоограничение в духовных и физических потребностях. С другой, образ идеального человека — uomo virtuoso — немного смягчался новыми идеями о нераздельности тела и души, земных и духовных потребностях. Поэтому идеальным считался человек не только разумный, но и деятельный, ведь первейшая обязанность человека — постоянное саморазвитие, стремление к познанию и полезной деятельности.

«Новые» времена

С течением времени понятие о том, что такое добродетели приобретало новые формы. Один из ведущих представителей философии «нового» времени — Спиноза — считал добродетелью пользу, которую человек способен принести окружающему миру. А вот согласно Канту, добродетель — есть твердая моральная устойчивость в следовании своему долгу, никогда, впрочем, не становящаяся привычкой, а всякий раз требующая осознанного выбора.

Небезызвестный политический деятель, писатель и дипломат Бенджамин Франклин в собственной автобиографии обозначил принцип «тринадцати добродетелей», которые должны быть присущи успешному человеку:

  • спокойствие;
  • скромность;
  • справедливость;
  • умеренность;
  • бережливость;
  • трудолюбие;
  • порядок;
  • молчание;
  • решительность;
  • искренность;
  • воздержание;
  • чистота;
  • целомудрие.

По большому счету, список этот можно продлить еще многократно, например, педантичные немцы определяют его гораздо большим числом пунктов.

Прусские добродетели

  • терпение;
  • смирение;
  • кротость;
  • целомудрие;
  • усердие;
  • умеренность;
  • любовь.

Внутреннее противостояние

Безусловно, каждый человек знает, какой поступок будет во благо, а что несет зло, тем не менее добродетель и порок представляют собой внутренний конфликт для большинства из нас. Трудность всегда была присуща человеку. «Знаю праведное, но выбираю приятное» — такой принцип жизни актуален и сегодня. Ведь, согласитесь, понимание слова добродетели, ее смысла, еще не означает соответствующего поведения.

Долгое время такое положение вещей воспринималось как некий парадокс. И действительно — логически понять, как можно вести неправедную жизнь, зная о том, что она порочна, довольно трудно. Именно поэтому в эпоху античности знание, не примененное на практике, таковым не считалось. Согласно Аристотелю и Сократу, если человек знает, как правильно, а поступает вопреки, то это означает, что действия его основаны не на истинном знании, а на личном мнении. В таком случае человеку полагается достичь настоящего знания, подтвержденного практически.

Исходя же из христианского учения, плохие мысли и поступки человека говорят о грешности его тела, а значит, нужно полностью отрешиться от земной практичности и рациональности, отринуть грешную плоть, мешающую достичь истинной духовной гармонии.

Как бы то ни было, но независимо от того, понимается ли добродетельность как разумность или праведность, обретается она человеком в процессе осознания двойственности своей натуры и способности к разрешению внутреннего конфликта.

Что сделает вас добродетельным

От самого рождения и до смерти человек живет в обществе себе подобных. Наблюдая за поведением других людей, постигая законы, принятые в социуме, он вырабатывает некую модель поведения. Получая одобрение или порицание своих поступков со стороны других людей, человек выстраивает для себя некую шкалу ценностей, следование которой считает наиболее приемлемым.

Основным шагом на пути к познанию добродетели можно считать признание значимости и ценности других людей. Живя в социуме, невозможно ориентироваться исключительно на личные интересы и убеждения. Только признание живущих рядом, трезвая оценка собственных моральных качеств, постоянное самосовершенствование могут сделать человека достойным подражания.

Как по традиции выглядят семь добродетелей

Издревле скульпторы и художники воплощали свое видение пороков и добродетелей в самых различных образах. Чаще всего это были изображения молодых красивых женщин в длинных одеждах, имеющих при себе разнообразные атрибуты.
Христианские добродетели, например, могли выглядеть так:

  • Вера — девушка в белом одеянии, держащая в руках крест, знаменующий смерть Христа, или хрустальную чашу. Также может изображаться со щитом или светильником в руках.
  • Другая добродетель — Любовь — первоначально выглядела как жертвенный агнец или пеликан, в канонической живописи выглядит как женщина со множеством ласкающихся детей либо с пылающим сердцем в руке. Также довольно популярно другое изображение — девушки, одной рукой сеющей семена, а другую прижимающей к сердцу.
  • Надежда — девушка в зеленых одеждах, склоненная в молитве, иногда с крыльями или якорем. В другой версии она протягивает руки к солнцу в молитвенном жесте, а подле нее сидит сгорающий Феникс.
  • Мужество, благоразумие, умеренность и справедливость тоже изображались в женских обличьях.

Какая лучше, куда стремиться?

Удивительно, но, объясняя само понятие добродетели и предлагая пути к ее постижению, ни один из величайших философов античности и современности так и не смог достоверно определить, что же есть высшая добродетель. Сократ и Платон, например, считали, что это мудрость (знание), Аристотель — умеренность, Конфуций — преданность и почитание старших. Христианское же учение наивысшей добродетелью называет любовь (в основном к богу). Вероятно, каждый сам может определить для себя, какую же из них почитать больше других, ведь невозможно достичь совершенства во всех направлениях.

Корень добродетельной жизни есть ревность к богоугождению, по которой человек все обращает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не покоряется.

Добродетель – есть постоянно ревностное попечение о точном исполнении закона Божия, основанное на вере и одушевляемое любовью и благоговением к Богу.

Определение понятия «добродетель»

Доброде́тель - философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех». /Философский словарь/

Добродетель есть определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

Добродетели – это богоподобные свойства человека, которые деятельно проявляются в его жизни.

Добродетель не что иное есть как исполнение воли Божией. /преп. Симеон Новый Богослов/

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с Законом Божиим. /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель в трех значениях:

1) стремление духа к добру, христиански добродетельное настроение духа;

2) разные добрые расположения воли и сердца;

3) каждое отдельное доброе дело. /Святитель Феофан/

А есть ли у злых проявлений человеческой природы подобная схожесть?
Да, есть:
1) стремление и склонение человеческого духа ко злу
2) злобные расположения воли и сердца человеческого
3) каждое отдельное злое действие, поступок и навык

Пояснение:

1) Стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, или жажда богообщения.
Христиански добродетельным настроением духа, будет: жажда и сила пребывать в общении с Богом постоянным, полным и всегдашним исполнением Его воли с помощью благодати и с верою в Господа, по силе и обету Крещения.

2) Доброе расположение есть чувство или любовь к добрым (богоугодным) делам, лежащее в основании их.

3) Всякое исполнение заповеди надлежащим образом, то есть с истиною целью, во славу Божию по вере в Господа и с законными обстоятельствами, есть доброе дело. Всякое доброе дело, лишь тогда добро, если творится для Бога и во славу Божию.

Добродетель в двух значениях

1) Во внешнем аспекте – добродетель как доброе дело (подать милостыню, простить обидчика, вытерпеть искушение)

2) Во внутреннем аспекте – добродетель как духовно-нравственное состояние личности («он кроткий», «она милостивая»…)

«Должно называть добрыми делами - действия по заповеди, а добродетелями – укоренившиеся навыком добрые расположения души» /преп. Григорий Синаит/

Истинная добродетель состоит в том, чтобы
✦ покорять свою волю, воле Божией и
✦ побеждать благим - злое,
✦ побеждать смирением гордость,
✦ кротостью и терпением – гнев,
✦ любовью – ненависть.

Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами.
Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21) /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель – Богочеловеческое действие

«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческого свободного волеизволения; каждая из добродетелей – это Богочеловеческое действие, Богочеловеческий факт» /Преподобный Иустин (Попович)/

Источник любой добродетели – Бог /Марк Подвижник/.

Добродетели – не наша собственность и заслуга: их дарует Бог. Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался – не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. /Святитель Иоанн Златоуст/

Истинная добродетель - награда сама по себе

"Где истинная добродетель, там и любовь;
где любовь, там добрая и спокойная совесть,
где спокойная совесть, там мир и покой,
где мир и покой, там утешение и радость". /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель – путь в Царство Небесное .
Цель добродетели - приближение к Богу.

"Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней". /Преподобный авва Исаия/

"Добродетель доставляет истинную свободу". /Святитель Иоанн Златоуст/

"Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра елею, любовь – фитиль, на котором почивает, как свет, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати... гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования. Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный мрак". /Свт. Григорий Палама/

"Три добродетели служат признаком достижения спасения:

А) рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях;
б) благовременное предусмотрение и добра, и зла (с отложением от зла);
в) свобода от внешнего влияния (способного воспрепятствовать спасению)" /Авва Исаия/

"У кого есть трудолюбивая Марфа - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая у ног Иисуса, - внимательное и теплое обращение к Господу всем сердцем, к тому Сам Господь придет и воскресит Лазаря – его дух, и разрешит его от всех уз душевных и телесных. Тогда начнется у него поистине новая жизнь – бестелесная в теле и неземная на земле. И это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения с телом!" /Свт. Феофан Затворник/

Виды добродетелей

Существует множество христианских добродетелей, и множество классификаций их.

Иногда добродетели разделяют на высшие и начальные .

Начальные : вера, покаяние, терпение, кротость, надежда, послушание, воздержание, милосердие, молитва, целомудрие и др.

Высшие : непрестанная молитва, смирение, любовь, бесстрастие, дар духовного рассуждения и др.

Преподобный Григорий Синаит разделяет добродетели на: деятельные, естественные и божественные

Деятельные суть дело благого произволения
Естественные происходят от сложения
Божественные – от благодати

Три главнейшие добродетели : воздержание, нестяжательность и смирение; пять за ними следующих: чистота, кротость, радость, мужество и самоуничижение, – и потом весь ряд прочих добродетелей.

Преподобный Ефрем Сирин делит добродетели на телесные, душевные и духовные

Телесные добродетели – это:
а) воздержание (пост),
б) молитвенное бдение (молитвенное правило и богослужение),
в) физический труд по самообеспечению и послушанию; и др. аскетические подвиги на благо ближних, требующие физических (телесных) усилий над собой.

Душевные : доброта, простота, почтительность, справедливость, великодушие, милосердие, щедрость, благородство, мужество.

Духовные : рассудительность, целомудрие, от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, терпение, правдолюбие, свобода, сострадательность, богобоязненность, благодарность, умиление, благоговение.

Телесные добродетели должны служить душевным, душевные - духовным, а духовные - богопознанию. /Преп. Нил Синайский/

Часто выделяют добродетели естественные и сверхъестественные .

Естественные (свойственные человеческой природе (по естеству), в силу богообразности), такие как: человеческое благоразумие, милосердие, справедливость; человеческая благодарность, щедрость, снисходительность.

Сверхъестественные – Евангельские добродетели. «Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение» /свт. Феофан Затворник/

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» , т.е. они проистекают свыше, от Бога, по дару благодати, а не от следования только закону (Гал. 5:22-23).

Все христианские (евангельские) добродетели заключены в исполнении двух наиглавнейших заповедей – любви к Богу всем сердцем, разумением и силами души, и к ближнему как самому себе. (Иерархическая тримерия любви).

После грехопадения христианские добродетели не свойственны человеку. Они стали вышеестественными.

Христианские добродетели бесконечно превосходят известные человечеству моральные принципы .

В Евангелии Христос учит кротости, запрещая мщение вплоть до совершенного незлобия и любви к врагам. Евангельская кротость – это призыв к терпению оскорблений и гонений с молитвой за врагов, подобной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят» .

нестяжание не просто как довольство необходимым, но и как милосердие к нищим, готовность отдать нуждающемуся все.

В Евангелии Христос заповедует целомудрие не только в виде отказа от растлительных действий, но и от самих помышлений.

Глубина христианского смирения должна простираться до неосуждения ближнего, прощения его грехов.

Христос говорит о любви к Богу , выражающейся в отложении всех суетных дел ради познания Бога, непрестанной молитвы и даже мученического исповедания веры.

Для приобретения христианских добродетелей человек должен подвизаться, прилагать усилия по борьбе со своими страстями и падшим естеством. Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его (Мф. 11: 12)

Но итог подвига зависит от благодати Духа Святого, вселяющейся в человека, преображающей и обновляющей человеческое естество, подающей ему силу исполнить заповедь и творить добро.

Взаимосвязь добродетелей

"Все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят". /Преподобный Макарий Египетский/

«Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно телу. Ноги добродетели - смиренномудрие, а голова - любовь. Под любовью находятся: сострадание, милостивость, щедрость, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею человека делают богом по благодати» /Свт. Амвросий Медиоланский/

Совет желающим стяжать добродетели:не следует браться сразу за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над приобретением которой будешь трудиться, а затем – другую.

Для приобретения добродетели нужны :
✦ правая вера
✦ доброволие
✦ сознательность
✦ рассудительность
✦ любовь
✦ воздержание и самообладание
✦ умеренность во всём
✦ духовная ревность
✦ покаяние
✦ богоподобное смирение
✦ послушание воле Божией (и Его Заповедям)

О возрастах добродетельной жизни христианской

Младенческий возраст

Это период от начала жизни христианской до образования порядка этой жизни и правил христианского действования вообще.
У св. Иоанна Лествичника приписываются новоначальным преимущественно телесные подвиги: пост, вретище, пепел, молчание, труд, бдение, слезы и др.

Юношеский возраст

Это время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждением добрых расположений.
У св. Иоанна Лествичника этому возрасту приписываются преимущественно подвиги душевные: нетщеславие, безгневие, благонадежие, кроткое увещание, непорочная молитва, несребролюбие.

Мужеский возраст

Это время, когда внутренняя борьба утихает, и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ.
Св. Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь, умом из мира выступление и во Христа внедрение, небесного света в душе и мыслей во время молитвы нерасхищение, обилие Божия просвещения, желание смерти, ненавидение жизни, небесных тайн вмещение, власть над бесами, неисповедимых Божиих судеб хранение и пр.

Пределов возрастания в добродетельной жизни нет, ибо заповедано быть «совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть» (Мф. 5:48).

Главные страсти и противоположные им добродетели

Восемь главных страстей : чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Восемь главных добродетелей : воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, покаяние, трезвение, смирение, любовь.

Чревоугодию противостоит ВОЗДЕРЖАНИЕ

Воздержание – удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.
Условия стяжания : Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности. С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.
Примеры, после Иисуса Христа : праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Герасим Иорданский.
Плоды : Тело должно покориться душе, а душа - духу.
Воздержание является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.

Блудной страсти противостоит ЦЕЛОМУДРИЕ

Целомудрие – совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.
Условия стяжания : Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души.
Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.
Примеры, после Иисуса Христа : Богородица, Равноапостольная Фекла, мученица Пелагея дева, благоверная княгиня Иулиания Вяземская.
Плоды : Телесная и духовная чистота.

Сребролюбию противостоит НЕСТЯЖАНИЕ

Нестяжание – удовлетворение себя (одним) только необходимым.
Условия стяжания : Любление евангельской нищеты.
Примеры, после Иисуса Христа : преподобный Нил Сорский, блаженная Ксения Петербургская.
Плоды : Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.

Гневу противостоит КРОТОСТЬ

Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
Условия стяжания : Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение.
Примеры, после Иисуса Христа : преподобный Павел Препростый, святитель Спиридон Тримифунтский
Плоды : Терпение, безгневие, возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.

Печали противостоит ПОКАЯНИЕ

Покаяние - фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Условия стяжания : Совершение в течение всей человеческой жизни, (никогда не бывает излишним)
Примеры, после Иисуса Христа : Авва Сисой Великий, Апостол Петр
Плоды : Видение своей греховности, появление желания служить ближним, нрав становится непритворным и нелицемерным. Переход на качественно иной образ мыслей.

Унынию противостоит ТРЕЗВЕНИЕ

С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености.
С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.
Условия стяжания : Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.
Примеры, после Иисуса Христа : свт. Игнатий Брянчанинов; преп. Пахомий Великий.
Плоды : Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души. Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.

Тщеславию противостоит СМИРЕНИЕ

Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.
Условия стяжания :
1. Справедливая оценка самого себя и понимание того, что все человеческие заслуги – дары Бога.
2. Молчание.
3. Смиреннословие.
4. Скромное одеяние.
5. Самоуничижение.
6. Сокрушение о грехах.
7. Последность.
8. Телесные труды.
9. Исполнения заповедей.
Примеры, после Иисуса Христа : преподобный Сергий Радонежский, Андрей, Христа ради юродивый
Плоды : Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.
Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых).

Гордости противостоит ЛЮБОВЬ

Любовь - венец добродетелей - совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.
Условия стяжания : «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». /Преподобный Амвросий Оптинский/
Примеры, после Иисуса Христа : Апостол Иоанн Богослов, преподобный Силуан Афонский.
Плоды : Жертвенное служение Богу и людям. Зрение в ближних образа Божия.

Что такое добродетель?

Что такое добродетель и как развивать добродетель? Единственный истинный Источник нравственных норм и как им воспользоваться?

Зачем развивать добродетель?

Кунихито, японец средних лет, недавно переехал в Соединённые Штаты. Всего через несколько недель после его переезда с ним произошёл случай, от которого его карьера могла серьёзно пострадать.

Кунихито рассказывает: «Когда мой начальник спросил меня, смог бы я справиться с некоторыми обязанностями, я был вполне уверен, что это мне по плечу. Но с детства мне внушали, что хорошо быть скромным, поэтому я ответил: „Не знаю, справлюсь ли, но сделаю всё, что в моих силах„. Мой новый начальник, американец, услышал в моих словах некомпетентность и неуверенность. Когда я понял это, то решил, что мне нужно кое в чём измениться».

Мария из Нью-Йорка была отличницей и с удовольствием помогала сокурсникам. Хуан учился с Марией в одном колледже и иногда просил у неё помощи.

Мария ему нравилась, и он старался произвести на неё впечатление. Несмотря на своё желание сохранять моральную чистоту, Мария поддалась на его уговоры и вовлеклась в сексуальную безнравственность.

В сегодняшнем мире с его пёстрым калейдоскопом культур и упадком нравственности людям совсем нелегко сохранять добродетель. Но почему всё-таки нужно развивать добродетель? Дело в том, что добродетельность радует Бога, а ведь большинство из нас определённо желает его благосклонности.

Слово Бога, Библия, призывает развивать добродетель. Так, апостол Павел писал: «Что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филиппийцам 4:8).

А апостол Пётр увещает: «Прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель» (2 Петра 1:5).

Но что такое добродетель? Достаточно ли только теоретических знаний о ней? Как можно её развивать?

Как развивать добродетель?

Современные словари определяют слово «добродетель» как «моральное достоинство, благость». Это также «правильное поведение и мышление, благость характера». Лексикограф Марвин Винсент говорит, что первоначальное основное значение греческого слова, переведённого как «добродетель», указывало на «совершенство любого рода».

Неудивительно, что такие качества, как предусмотрительность, мужество, самообладание, справедливость, сострадание, стойкость, честность, кротость и преданность, ценились во все времена. Добродетель была также определена как «соответствие нормам того, что правильно».

Чьи достоинства мы должны отражать, чьим нормам благости должны соответствовать и кто укажет нам, что правильно, а что нет? «Под влиянием преобладающего направления в этике,- отмечается в журнале «Ньюсуик»,- скептицизм, детище эпохи Просвещения, привёл к тому, что всякие понятия о добре и зле были сведены к вопросам личного вкуса, предпочтений и культуры».

Но можно ли основываться лишь на личных предпочтениях и вкусах, определяя, что добро, а что зло? Нет. Чтобы развивать добродетель, нам нужны надёжные нормы добра и зла - нормы, на основании которых можно оценить чьи-либо действия, взгляды и качества как правильные или неправильные, хорошие или плохие.

Единственный истинный Источник нравственных норм

Существует лишь один истинный Источник норм нравственности - Создатель человечества, Иегова Бог.

Вскоре после создания первого человека, Адама, Иегова Бог дал ему такую заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Бытие 2:16, 17).

Такое уникальное название дерева, созданного Иеговой, указывало на исключительное право Бога решать для своих созданий, что - добро, а что - зло.

Таким образом, Божьи нормы добра и зла стали основанием для оценки действий, взглядов человека и качеств его личности. Без этих норм невозможно правильно определить, что хорошо, а что плохо.

Заповедь относительно дерева познания добра и зла позволяла Адаму и Еве выбирать: слушаться Бога или нет. Для них добродетелью было подчинение той заповеди.

Со временем Иегова Бог открыл, что ему угодно, а что нет, и под действием его святого духа всё это было записано в Библии для нашего назидания.

Следовательно, для того чтобы развивать добродетель, нам нужно подчиняться нормам праведности, изложенным Иеговой Богом в Писании.

Тщательно изучайте нормы Бога

Если Иегова Бог определил нормы добра и зла и открыл нам их в Библии, разве не стоит их тщательно изучить? Апостол Павел писал:

«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16, 17).

Вспомните, например, какое недоразумение произошло с Кунихито, о котором рассказывалось ранее, когда он старался проявить скромность, как это принято в его культуре.

Лучше познакомившись с библейскими нормами, он стал более уравновешенным во взглядах. Библия, несомненно, призывает к скромности и осуждает гордость и самоуверенность (Притчи 11:2; Михей 6:8).

Хотя, говоря о требованиях для тех, кто берёт на себя руководство, апостол Павел побуждает их стремиться к особым обязанностям служения - к «доброму делу» (1 Тимофею 3:1).

Такое стремление не должно сопровождаться ни хвастовством, ни гордостью, ни излишним принижением своих достоинств.

Что говорится в Библии о нравственных нормах в деловых отношениях?

Сегодня в мире бизнеса принято использовать сомнительные методы или находить лазейки в государственных законах или налоговых обязательствах. Но как бы ни поступали другие, нормы Библии таковы, что мы во всём должны «вести себя честно» (Евреям 13:18).

Таким образом, мы развиваем добродетель, если честны и беспристрастны в отношениях с работодателями, работниками, клиентами и светскими властями (Второзаконие 25:13-16; Римлянам 13:1; Титу 2:9, 10).

Честные люди располагают к себе, и другие охотно доверяют им. А письменное оформление договора часто предупреждает недоразумения и проблемы, которые могут возникнуть из-за «времени и случая» (Екклесиаст 9:11; Иакова 4:13, 14).

Вопрос одежды и прически - ещё одна область, в которой нужно развивать добродетель.

Культура страны часто влияет на выбор одежды, а давление окружающих может побуждать человека не отставать от новых стилей и направлений. Но стоит ли следовать всякому мимолетному веянию моды? Библия призывает нас «не сообразовываться с веком сим» (Римлянам 12:2).

Апостол Павел не устанавливал правил, но, побуждаемый духом Бога, он советовал: «Чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием [«со скромностью и умеренностью», перевод епископа Кассиана], украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» (1 Тимофею 2:9, 10).

Эти основополагающие нормы применимы как к мужчинам, так и к женщинам. Конечно, при этом остаётся огромный простор для фантазии и стилей, культурных традиций и личных предпочтений.

В Библии также упоминаются безнравственные действия, которые Бог однозначно осуждает.

В 1 Коринфянам 6:9, 10 мы читаем предупреждение: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Бога не наследуют».

Этот библейский отрывок помог Марии, упомянутой ранее, понять, что в согласии с высокими нравственными нормами Создателя связь с Хуаном была порочной и её следовало прекратить, чтобы иметь одобрение Бога.

Несомненно, если мы хотим развить в себе добродетель, нам следует тщательно познакомиться с нормами Иеговы Бога.

Впитывайте учение сердцем

Быть добродетельным не значит просто избегать зла. Это значит проявлять моральную силу. Добродетельный человек благ, или добр.

«Добродетели,- по словам одного профессора,- учатся и сердцем, и умом».

Поэтому, учась добродетели, нужно не только тщательно знакомиться со Словом Бога. Нужно также размышлять над прочитанным, чтобы сердце исполнялось благодарностью к Иегове Богу и чтобы мы были побуждены применять библейские принципы в жизни.

«Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нём»,- восклицал псалмопевец (Псалом 118:97).

А царь Давид писал: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих [Божьих], рассуждаю о делах рук Твоих» (Псалом 142:5).

Нам тоже всегда стоит размышлять, когда мы изучаем Библию и основанные на ней публикации.

Конечно, непросто найти время для усердного изучения Библии и размышления над прочитанным. Но желание развивать добродетель требует, чтобы мы высвобождали время за счёт других занятий (Ефесянам 5:15, 16).

Молодому человеку Аарону - 24 года. Каждый день он высвобождает время для чтения Библии, вставая утром на 30 минут раньше. Он рассказывает: «Сначала я все полчаса читал Библию. Только недавно я понял, как важно размышлять.

Теперь я посвящаю примерно половину этого времени тому, чтобы обдумать только что прочитанное. Я почувствовал, насколько это полезнее».

Размышлять можно и в другое время. Восхваляя Иегову Бога, Давид пел: «Размышляю о Тебе в ночные стражи» (Псалом 62:7). В Библии также говорится: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить» (Бытие 24:63).

Размышлять просто необходимо для того, чтобы развивать в себе добродетель, поскольку это помогает нам чувствовать то же, что чувствует Иегова Бог, и смотреть на всё так же, как смотрит он.

Мария, например, знала, что Бог запрещает блуд. Но чтобы «отвращаться зла, прилепляться к добру», ей было необходимо размышлять над основными библейскими текстами (Римлянам 12:9).

Она осознала необходимость изменений в своей жизни, прочитав Колоссянам 3:5, где христиане поощряются «умертвить земные члены… блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание». Марии пришлось спросить себя: «Какую страсть мне необходимо умертвить? Чего стоит избегать, чтобы не возникали нечистые желания? Нужно ли мне что-нибудь изменить в общении с противоположным полом?»

Размышлять стоит и над плодами наших поступков. Павел побуждал христиан воздерживаться от блуда и проявлять самообладание, чтобы «ни в чём не поступать с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» (1 Фессалоникийцам 4:3-7).

Полезно поразмышлять над такими вопросами: «Какой вред своим поступком я причиню себе, своей семье и другим людям? Как этот поступок отразится на мне духовно, эмоционально и физически? Что стало с теми, кто нарушил закон Бога в прошлом?» Такие размышления духовно укрепили сердце Марии, это может укрепить и нас.

Учитесь на примерах

Достаточно ли только теоретически знать, что такое добродетель?

Над решением этого вопроса мыслители бились тысячелетиями. Греческий философ Платон был склонен считать, что это возможно.

Аристотель же, утверждал, что добродетель познаётся на практике.

Один журналист обобщил результаты таких дебатов: «Говоря кратко, этику добродетели невозможно познать в отрыве от жизни. Чистая теория и учебники тут тоже не помогут. Добрый характер вырабатывается в обществе… в котором добродетель поощряется и вознаграждается».

Но где найти истинно добродетельных людей? В культуре большинства народов существуют примеры добродетели, которой обладают, например, мифологические и прочие вымышленные литературные персонажи, но Библия содержит множество жизненных примеров.

Самый выдающийся пример добродетели - Иегова Бог. Он всегда проявляет доброту и поступает добродетельно, праведно.

Мы можем развивать добродетель, «подражая Богу» (Ефесянам 5:1). Божий Сын, Иисус Христос, «оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21).

Кроме того, в Библии описывается множество примеров верных служителей Бога, таких, как Авраам, Сарра, Иосиф, Руфь, Иов, Даниил и его три товарища-еврея. Не стоит забывать и о примерах добродетели современных служителей Иеговы Бога.

Победа возможна

Возможно ли научиться проявлять добродетель так, как этого требует Бог?

Поскольку мы унаследовали несовершенство, порой внутри нас происходит упорная борьба между разумом и плотью - между желанием поступать добродетельно и грешными склонностями (Римлянам 5:12; 7:13-23).

Но победу одержать возможно - с помощью Бога (Римлянам 7:24, 25). Иегова Бог предоставил нам своё Слово и основанные на Библии публикации.

Усердно изучая Писание и молитвенно размышляя над прочитанным, мы можем развить сердце чистое. А чистое сердце порождает добродетельные мысли, а также слова и дела, угодные Богу (Луки 6:45).

Следуя примеру Иеговы Бога и Иисуса Христа, мы можем развить в себе угодную Богу личность. И несомненно, многому можно научиться у тех, кто верно служит Богу сегодня.

Апостол Павел призывал постоянно помышлять о том, что добродетельно и достойно похвалы. И Бог обязательно благословит такие усилия (Филиппийцам 4:8, 9). С помощью Иеговы Бога мы сможем развить в себе добродетель.

Жизнь самый дивный дар

ДОБРОДЕТЕЛЬ (греч. ἀρετή, лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue; букв. деятельное добро , делание добра) – фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных, качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве . Добродетель является одной из двух основных форм объективации морали наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, она выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить как явленность морали в индивиде, интегральную характеристику моральной личности, мораль, ставшую мотивацией поведения. Для понятия добродетели существенными являются следующие признаки. Добродетель: 1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; 2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями) и практикуется ради самой себя; 3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, «души») человека: «Добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это ее противоположность» (Аристотель. EN, 1104 b); 4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесенности с практикуемыми в обществе образцами поведения; 5) выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6) деятельно противостоит пороку. Среди конкретных теорий добродетели наиболее значительными, знаменующими важнейшие исторические вехи в ее понимании являются теории Аристотеля и Канта.

Аристотель создал теорию добродетели, конституировав этику в собственном и узком смысле слова (в широком значении она является важнейшей политической наукой, включающей в свой предмет также учение о высшем благе и образах жизни) как область знания, изучающую этические (относящиеся к этосу, нравственные) добродетели. Добродетель в его интерпретации связывается со счастьем (тождественным высшему благу) и представляет собой и путь к счастью, и существенную часть самого счастья. Древнегреческое слово ἀρετή не имело специфически морального смысла (делание добра), оно обозначало добротность вещи, части тела, живого существа, их соответствие своему назначению; это основное значение стало исходным для Аристотеля. Понимая добродетель как наилучшее, совершенное состояние души (добротность души), Аристотель видит это состояние в том, что «верно направленный разум бывает согласен с движениями чувств» (ММ, 1206 b), или, другими словами, неразумно-аффективная часть души слушается указаний ее разумной части подобно тому, как ребенок слушается указаний отца. Результатом является обладание серединой: «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает» (EN, 1107 а). Добродетель и пороки различаются не предметом, а способом, каким осуществляется то или иное дело; грани между ними являются подвижными. Середина представляет собой не среднее арифметическое и не общее правило, а совершенный, и притом каждый раз конкретный, выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора. «Установленных правил нет в поступках и действиях» (ММ, 1189 b). Но это не означает субъективизма и произвола поведения, так как добродетель причастна верному суждению; поэтому добродетельные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, которая также представляет собой воплощенный, предметно развернутый разум. Добродетельный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали. «Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенный таким суждением, каким определяет ее рассудительный человек» (EN, 1107 а).

Кант развивает свое учение о добродетели в прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Для его позиции существенны следующие моменты: добродетель связана с такой целью, которая сама по себе есть долг; она выводится из чистых основоположений и вовсе не является навыком, привычкой к добрым делам; добродетель нельзя определять как середину, различие между ней и пороком имеет качественную природу. Кант разрывает связь добродетели с счастьем и подчиняет ее долгу: «Добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга, который представляет собой моральное принуждение со стороны его законодательствующего разума, поскольку этот разум сам конституируется как сила, исполняющая закон» (Метафизика нравов, ч. II. Введение, § XIII. – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1965, с. 314).

Аристотель и Кант своими подходами к добродетели обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности; этика является учением о добродетели. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и средневековья, в значительной мере сохранявшим естественную оболочку, имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов, учение о добродетелях становится вторичным по отношению к учению о долге. За таким взглядом стоял исторический сдвиг, в ходе которого общественные отношения приобрели безличный, вещный характер, а нравственность из области личностных добродетелей переместилась в область нормативных систем (прежде всего права).

Так как добродетель связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определенности этой деятельности она распадается на множество отдельных добродетелей. Софист Гиппий считал, что нельзя говорить о добродетели вообще, у мужчины – одна добродетель, у женщины – другая, у ребенка – третья и т.д. По мнению стоиков, напротив, добродетель всегда одна и та же. Преобладающей в европейской этике стала платоново-аристотелевская традиция, согласно которой общее определение понятия добродетели получает продолжение и дополнение в анализе отдельных добродетелей. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости (рассудительности), справедливости , мужества , умеренности . По Платону, мудрость является качеством созерцательного ума, добродетелью философов. Аристотель отличал мудрость как качество теоретического ума, направленного на созерцание вечного, единого, от рассудительности как качества практического ума, направленного на познание изменчивого, единичного. Именно рассудительность (греч. φρόνησις, лат. prudentia, нем. Klugheit, англ. prudence) стала в европейской этике рассматриваться как первая среди кардинальных добродетелей. Она совпадает с умением человека находить конкретные пути и средства для достижения нравственно прекрасных целей; она не тождественна изобретательности ума: последняя становится рассудительностью только в соединении с добром; изобретательность, направленная на зло, оборачивается изворотливостью. Рассудительность – свойство ума, разумной части души (дианоэтическая добродетель, по классификации Аристотеля) и имеет отношение ко всем другим добродетелям (стоики как раз ее считали единственной добродетелью). «Как без рассудительности, так и без добродетели сознательный выбор не будет правильным, ибо вторая создает цель, а первая позволяет совершать поступки, ведущие к цели» (EN, 1145а). Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество – воинская добродетель, способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям. Аристотель расширил каталог добродетелей, добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см. Дружба ), любезность и правдивость. В патриотической и схоластической этике ряд добродетелей был пополнен теологическими (богословскими) добродетелями веры , надежды и любви -милосердия, заимствованными у апостола Павла (I Кор. 13:13).

В Новое время произошли изменения, в контексте которых традиционный каталог добродетелей был, с одной стороны, расширен, а с другой – смещен из центра на периферию нравственной жизни: сформировалась добродетель терпимости (толерантности ), задающая нравственную меру отношения к людям других верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых добродетелей были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение добродетелей и общезначимых норм в пользу последних. Античная вертикаль добродетелей как ступеней совершенства, приближающих индивида к высшему благу, была заменена горизонталью различных нравственных отношений. Кант называет добродетели обязанностями и разделяет их на обязанности по отношению к себе и на обязанности по отношению к другим. Показательна также позиция В.С.Соловьева, по мнению которого добродетели не имеют самостоятельного значения и приобретают свое качество только тогда, когда они согласны с предметными нормами должного поведения.

Этика, понимаемая по преимуществу как этика добродетели, каковой она была в античности и Средние века, исходит из того, что: а) человек изначально нацелен на добро и б) мораль, фиксированная в форме добродетелей, становится непосредственным мотивом поведения, и для морального индивида этот мотив оказывается более сильным, чем все прочие мотивы (страх, общественное признание, богатство и т.д.). Эти предпосылки были подвергнуты критике и пересмотрены в философии Нового времени. В этике получило преобладание представление о человеке как утилитарном существе, который законно стремится к самосохранению, эгоистическим интересам, собственной выгоде (Спиноза, Гоббс, французские материалисты, английский утилитаризм ). Кант развил стоическую идею о морали как автономной инстанции в человеке, которая не встраивается в ряд реальных максим поведения, а надстраивается (возвышается) над ним, представляя собой особый взгляд на человеческое поведение, вовсе не отменяющий необходимость, жесткую детерминированность последнего. Наконец, был поставлен вопрос о фальши и софистике морального сознания, предстающих в форме добродетельных мотивов (К.Маркс, Ф.Ницше). Философская этика задала качественно новую перспективу, согласно которой прагматика жизни освобождается из-под непосредственного диктата морали и на место представлений о добродетельном индивиде как гаранте морали приходит убеждение в том, что мораль обнаруживает свою действенность опосредованно – через этико-правовые, этико-научные, этико-хозяйственные и иные нормативные системы; этика добродетели стала заменяться институциональной этикой. В реальном моральном сознании (моральном языке, которым пользуются люди в повседневности) сохраняется убеждение о фундаментальном значении добродетелей и добродетельной личности в моральной жизни человека и общества. Это убеждение отражается в апелляции этики к аристотелевской традиции, которая также наблюдается в настоящее время, хотя и не является определяющей (И.Риттер, А.Макинтайер).

Литература:

1. Аристотель. Никомахова этика . – Соч. в 4 т., т. 4. М., 1984;

2. Кант И. Метафизика нравственности. Ч. 1. – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1965;

3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла . – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1990;

4. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Воронеж, 1974;

5. MacIntyre A. After Virtue. L., 1985;

6. Ritter I. Metaphysik und Politik. Studien zu Aristoteles und Hegel. Fr./M., 1969.

человеческое качество, желательное с точки зрения того или иного религиозно-мистического учения. Как правило, в список добродетелей входят как социально поощряемые качества (такие, как милосердие, скромность, щедрость), так и специфические свойства, связанные с религиозным учением (твердость в вере, аскетизм, соблюдение заповедей и так далее.).

Совершение добродетельных поступков традиционно считается более сильным средством духовного самосовершенствования, нежели простое воздержание от грехов. Однако религиозные понятия о добродетели порой бывают весьма специфичны. Например, добродетельный зороастриец истребляет всех насекомых, какие попадутся ему на глаза, и вступает в брак с собственной сестрой (или, по крайней мере, с кузиной) первое грешно с точки зрения буддизма и джайнизма, второе – с точки зрения большинства религий мира. Добродетельный тантрист сознательно нарушает большинство заповедей ортодоксального брахманизма добродетельный индус поклоняется идолам, что является тягчайшим грехом для иудеев и мусульман.

В христианской теологии добродетели делятся на природные (обусловленные врожденными человеческими наклонностями) и теологические (предписанные исключительно христианам как особый дар Божий). Семь добродетелей противопоставляются семи смертным грехам. Вместе они образуют четырнадцать основных моделей поведения.

Природные добродетели иногда называют четырьмя кардинальными добродетелями (от лат. стержень): благоразумие, сдержанность, стойкость и справедливость. Автором этой классификации считается Сократ её можно встретить в трудах Платона и Аристотеля. Позднеримские и христианские моралисты (например, Амвросий, Августин и Фома Аквинский) считали, что этот список является суммой всей античной этики и выражает её высший нравственный идеал.

Христианство ввело три теологические добродетели : веру, надежду и любовь. Их классификация принадлежит апостолу Павлу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь но любовь из них больше» (I Коринфянам, 13,13). Согласно христианскому учению, теологические добродетели не являются врожденными. Они дарованы Богом верующим через Христа. В христианской этике любовь (или милосердие), которая отсутствовала в списке «языческих» добродетелей , стала основным мерилом нравственного совершенства.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Свойствохарактера, одобряемое с моральной т. зр.; означает направленность разума и воли на нраветв. образ действия. Д. противоположна пороку. В античной философии осн. добродетелью считалась мудрость, разумность. Платон считал 4 Д. основными («кардинальными»): мудрость,...

Философский словарь

(греч. arete, лат. virtus) - способностьчеловека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно - в любых жизненных обстоятельствах, в том...

Философский словарь

устремленность воли и разума к добру, почитание добра нравственным благом. противоположна порочности и определяет постоянный нравственныйобраз действия человека. Содержание понятия добродетели менялось в истории весьма существенно. Древние признавали четыре основные...

Поделиться