Что такое душевная щедрость. Паттерны добродетелей. Значение в социуме

Неизмерима и полна прекрасных качеств и глубин. По жизни встречаются нам разные люди по характеру, мнению и поведенческим факторам. Существует ряд человеческих качеств, так называемых от Бога. К ним можно отнести щедрость. И тут становится интересно, что такое щедрость?

Определение понятия

На вопрос о том, что такое щедрость, сложно ответить двумя словами. растяжимое и дополняемое всё новыми и новыми примерами, расширяющими значение этого слова. Но в первую очередь это можно сказать, доброе. Итак, ответим поконкретнее на вопрос о том, что такое щедрость. Это свойство человека одаривать любовью, вниманием, материальными благами, делиться в нужде с ближним, не требуя ничего взамен.

Щедрость души - признак глубокой нравственности человека, добродушия и проявление доброты в неограниченных масштабах и количестве с исключением ожиданий обратного действия. Встречали вы щедрых людей? Если да, то наверняка заметили, какое тепло идёт от них, какое удовольствие получаешь от минимального общения с щедрым человеком. Согласитесь, что они достойны максимального уважения и заслуживают признательности. Не зря о щедром человеке говорят как о великодушном.

Значение в социуме

Наше общество имеет достаточно сложный аппарат управления и взаимоотношений. Но и среди будничных корыстных отношений присутствует благотворительность, которую тоже относят к людской щедрости. На самом деле в жизни каждого человека случаются ситуации, с которыми он сам не в силах справится. И тут на помощь приходят родные и близкие. Но, увы, опыт показывает, что как раз помощь от близких обусловлена ожиданием ответных действий, как минимум постоянной благодарности. Не исключён и другой ход событий, когда человек от чистого сердца, желая добра, отдаёт часть своего времени или средств. В первом случае взносы в благотворительные фонды наиболее близки к понятию "щедрость".

Второй пример - тоже проявление великодушия. Очень важно присутствие в обществе щедрых людей. Они - будто ключики к Богу. Представьте себе: социум полон скупых и корыстных людей. Разве будет приветствоваться в нём помощь всем миром покалеченному человеку в приобретении необходимых лекарств или средств передвижения? Ответ очевиден, ведь это общество ничего с этого благого дела не получит, что особо важно для людей с ограниченными возможностями. Такой человек останется наедине со своими страданиями и беспомощностью, и неизвестно, сколько ещё проживёт. А на малодушных, скупых, ну или просто равнодушных (что не менее плохо) это скажется по-своему. Поэтому важное значение имеет существование щедрости в сердцах членов социума.

Заблуждения в понятии

Очень часто к щедрости относят взаимопомощь и пожертвования. Чаще всего пожертвования делаются для искупления своих грехов, поэтому указанные понятия несопоставимы, ведь и здесь присутствует выгода. Знайте, что настоящая невиданная щедрость - золотая жила души, которая не исчерпывается в своих деяниях. Не думайте, что если вы отдали всё, то останетесь нищим. Да, возможно, материально, но не духовно. Духовные запасы с каждым щедрым поступком пополняются. Человек богатый душой не нуждается в куче денег. А это значит, что щедрая душа славится не только отдачей, но и малым потреблением.

Щедрость - голос доброты

Сложно судить о том, что такое щедрость, и полноценно раскрыть суть этого понятия. Но вполне ясно то, что это прекрасная черта и доброты, присутствие Бога в нас. Само слово есть на разных языках, что говорит о многовековом существовании этого качества в людях. Развивайте свой духовный потенциал и будьте щедрыми!

Что такое щедрость?

Щедрость - это наше внимание и желание помогать другим людям, это намерение сделать что-то для другого бескорыстно, это доброе сердце, это желание дарить подарки и радовать.

Иначе говоря, это настроение отдавать что-то другим, это и есть изобилие. А что такое менталитет дефицита? Это когда у меня есть ощущение, что мне все должны - мои родственники, мои друзья, партнеры, мое государство. Я заметил одну интересную взаимосвязь: люди, которые имеют свободу в деньгах, зачастую щедрые, они открытые. Они готовы выслушать вас, помочь вам бескорыстно. Подвезти, например, куда-нибудь, не взяв с вас денег. У них свободная финансовая ситуация.

Люди же, не имеющие свободы в деньгах, считают, что все им кто-то чего-то не додал, все им должны. Такой глубинный дефицит. Они живут в постоянном напряжении о деньгах и имеют проблемы с финансами. Поэтому мы должны определиться, чего мы хотим для себя. Если мы хотим изобилия, то надо стать щедрым. Но, нужно помнить, что когда начнут приходить деньги, эту щедрость надо подтвердить. И один из важных принципов здесь - это принцип религиозной десятины.

Когда появляются деньги, часть их нужно вкладывать в благотворительность. Если у вас нет денег, и вы не можете помочь финансово, главное иметь это намерение быть щедрым. Ведь щедрость может быть и в маленьких подарках, и в наших словах, и в своевременной поддержке. Когда появилась реальная материальная сила, нужно щедрость проявлять и на этом этапе, иначе это будет лицемерие с нашей стороны. Я щедрый, но нет-нет, не в деньгах. Иначе говоря, благотворительность - это некий очень важный принцип.

Если вы хотите очищать всю эту ситуацию энергетически и усиливать ее, обязательно нужны эти чистые, бескорыстные проекты. Просто что-то поддерживайте, не ожидая ничего взамен. Это просто ваш вклад. Итак, есть два типа людей. Есть щедрые люди и есть скупые люди. В данном случае мы сделаем классификацию всех живых существ по теме «Процветание». Какова же личностная ситуация щедрых людей и личностная ситуация скупых? Нас интересует кармический план ситуации.

Итак, щедрые люди делятся на две категории.

  • Первая - это люди, у которых богатства особого нет, но деньги к ним приходят сами собой, и мы можем это заметить. Человек живет в своей нише, не очень беспокоясь о материальном, но все равно у него есть все необходимое. Есть некая поддержка мироздания. И есть вторая категория щедрых людей - это большое богатство. Кстати говоря, хочу обратить ваше внимание на корень этого слова - «Бог». Энергия денег - это божественная энергия, она от Бога исходит. Если мы не научимся строить взаимоотношения с Богом, с Высшим началом, никогда энергия богатства не придет к нам. Это один сценарий.
  • Второй сценарий - если она и придет, то вместо того, чтобы доставить нам радость, она разрушит нашу жизнь. Потому что мы пытаемся эксплуатировать энергию, которая нам не принадлежит. Нам нужно строить отношения с Высшим началом через чистую мотивацию, через служение другим. Только с этими составляющими появляется большое богатство. Теперь рассмотрим скупых людей. Мы с вами видим две ситуации. Первая - это просто бедные люди. Они носят в себе менталитет дефицита. Они в положении жертвы находятся, всех обвиняют, всем недовольны, всем завидуют. Это настроение такое - глубокой обиженности на жизнь. И вторая ситуация - это богатые люди, но они разрушают свою связь с энергией процветания. Это некая тонкая кармическая реакция, которую внешне мы можем не замечать. Просто потихонечку, не сразу.

Богатство может даже накапливаться, но на тонком плане будет уже другая тенденция. Их богатство просто как инерция прошлых заслуг, их былого благочестия. Но их скупость, их эгоизм и желание эксплуатировать других, оно последовательно все больше и больше на внутреннем плане разрушает эту ситуацию изобилия. Я уже говорил об этом сценарии. Такие люди непременно терпят финансовый крах и получают нищету в следующей жизни. Поэтому пусть вас не обманывает их внешнее благополучие. Если человек не пересмотрит свое сознание, он просто разрушит свое благосостояние.

Вот и вся кармическая схема. И я хотел бы сказать, почему есть люди щедрые, но небогатые. Это очень интересный момент. Все зависит на самом деле от уровня желаний. Если вы внимательно проанализируете жизнь этих людей, вы заметите, они богатства просто не хотят. Т.е. с кармической точки зрения у них может быть богатство, но они просто его не хотят. Или другая ситуация - это реакция за какие-то неблагочестивые поступки. Но, практикуя щедрость, они эти реакции преодолевают, искупая, таким образом, свое прошлое. Через какой-то момент эта ситуация обновится. И их кармическое ограничение в финансах исчезнет.

Я хочу вам рассказать пример одной моей знакомой женщины-психолога из Казахстана. Она делала анализ своих заказчиков и обнаружила одну интересную тенденцию. Несколько директоров очень крупных предприятий в Казахстане, которых она консультировала и знала их биографии, изменили уровень своего благосостояния, изменив намерение относительно денег. В советское время они были простыми инженерами в институтах, многие из них были очень благочестивыми людьми, помогали своим друзьям, встречали гостей, но, тем не менее, особого богатства не имели.

Сколько нужно было, столько приходило, но к большим деньгам они никогда не стремились. Потом перестройка, крах советской системы, разваливаются все эти НИИ, эти инженеры никому не нужны. И они понимают, что нужно защищать семьи, и идут в бизнес. И в течение года-полутора лет каждый из них раскручивается до руководителя крупного предприятия. Т.е. сначала ситуация была, когда особых желаний относительно богатства не было. Но внешняя ситуация меняется и они меняют свое намерение, они решают, что это нужно, и смотрите, как быстро этот кармический потенциал, который накоплен их сознанием, сразу проявляется. Просто возникло желание и сразу все это проявляется.

Щедрость - основа процветания. Это то, о чем мы сегодня говорили.


Олег Гадецкий

Ж изнь - это движение от несовершенства к совершенству. Сама природа нам подсказывает это направление: все живые существа, так или иначе, эволюционируют и ничто не может вечно пребывать в статичном состоянии. Человеческое сознание - это промежуточный уровень между сознанием животным и сознанием божественным. И высшее предназначение человека - это трансформация своего животного сознания, усмирение своих животных инстинктов и стремление обрести божественное состояние сознания. В чём же разница между сознанием животным и сознанием божественным? Сознание животного основано на инстинктах, которые, так или иначе, направлены только на обеспечение жизнеспособности конкретного существа.

Мы не можем знать наверняка, в какой форме проявлено сознание в животных, но, судя по их поведению, можно сделать вывод, что они чаще всего заинтересованы лишь удовлетворением своих личных физических потребностей. То есть главный признак животного сознания - это эгоизм. Можно, конечно, привести в пример, скажем, собаку, друга человека, которая может проявить чудеса верности и даже пожертвовать жизнью ради своего хозяина (не многие люди на такое способны).

Но здесь, кстати, уже и можно увидеть, как при взаимодействии с человеком «очеловечивается» сознание собаки: оно становится более альтруистичным. Это яркий пример того, что эволюция - это в первую очередь трансформация эгоизма в альтруизм. Отсюда вытекает следующий вывод: что признак божественного сознания - это альтруизм. И чем выше уровень развития сознания, тем выше уровень альтруизма.

Коллизию животного и божественного сознания, контраст их разницы хорошо отметил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья аватара»: «Что я стану есть, если отдам? - таково своекорыстие злых духов. Что я отдам, если съем? - вот бескорыстие, достойное царя богов». Очень тонко подмечено. Сознание эгоиста ставит свою персону, свою личность, что называется, во главе угла, в центре Вселенной. И в первую очередь эгоист стремится удовлетворить свои потребности, а уже потом, если останутся ресурсы, можно подумать и о других. И это в лучшем случае.

А в худшем - такая мысль в сознании эгоиста даже не возникает, подобно тому, как не может в вакууме возникнуть порыв ветра. Сознание же альтруиста имеет диаметрально противоположную направленность: в первую очередь он помышляет о благе для других, и лишь когда страдания всех окружающих прекратились, он может подумать о себе. И в этом высшее предназначение разумного существа. Когда сознание существа расширяется до размеров Вселенной, оно начинает понимать, что в этом мире всё едино и тождественно, и невозможно в океане бед и страданий создать личный островок счастья. Ибо рано или поздно волны страданий захлестнут этот остров. Тогда человек начинает действовать не в интересах себя, но в интересах всех живых существ.

Щедрость - причина богатства

«Отпускай хлеб твой по водам, потому как по прошествии многих дней опять найдёшь его» - говорил ветхозаветный царь Соломон, и мудрость, покрытая пылью веков, актуальна и по сей день. Тоже самое говорил Учитель Богов и Людей - Будда Шакьямуни. Слова его изложены в «Сутре о Законе кармы», которую рекомендуется прочитать каждому: «Подношение одежды монахам станет причиной обладания множеством хорошей одежды в будущем или в вашей следующей жизни.

Подношение еды голодным станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни. Будете скупыми и жадными по отношению к тем, кто нуждается, - это станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни. Подношение в дар еды монастырям станет причиной обладания просторного дома в вашей следующей жизни». Кто может лучше и яснее Татхагаты разъяснить всем живущим о том, как мудро быть щедрым и как глупо быть жадным?

Щедрость – свойство щедрого; значительная, широкая материальная помощь, дар.

Щедрость – качество, обозначающее нравственно совершенную меру в обращении с личным имуществом, представляющим ценность для других.
Словарь современного русского литературного языка

Скупость | полное отсутствие щедрости.

Щедрость

Расточительность | ненужный избыток щедрости, граничащий с неуважением к себе.

Крылатые выражения о щедрости

Щедрость не знает границ. - Цицерон - Щедрый человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. - Аристотель - Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым. - Макиавелли - Щедрость, особенно если она сопровождается смирением, завоевывает сердца. - Гёте - Доход делает человека щедрым. - Персидская пословица - Николаева И., Карначук Н. / Культура рыцарской среды «Богатство и щедрость в рыцарском сознании» - глава из книги, рекомендуемая к изучению. Вы узнаете о том, что даже пиры и богатое убранство замков были отражением добродетели щедрости, предписывающей расточительство и обязательные периоды аскезы, воздержания. Жан Флори / Повседневная жизнь рыцарей в средние века Любопытная книга, которая разрушает миф об идеальном, добродетельном рыцарстве, окунает читателя в прозу средневековой жизни, чтобы затем… вывести его на уровень осознанного восхищения реальными жизненными подвигами людей, презревших власть и богатства ради духовных идеалов.

Словарь антонимов русского языка

Щедрость

скаредность

скупость

Словарь Ефремовой

Щедрость

ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: щедрый (1,3).

Православная энциклопедия

Щедрость

одно из Божьих совершенств, проявляющееся в любви, милосердии и долготерпении Всевышнего. Щедрость по отношению к ближним является одной из христианских добродетелей.

Словарь Ушакова

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Щедрость

есть одно из совершенств Божиих (Пс 85:15, 102:8, 110:4, 144:8 и др.), проявляющееся в милосердии, любви и долготерпении Божием. Щедрость в отношении к ближним заповедана сынам Израилевым (Вт 15:10-14) и по преимуществу представляет собою одну из христианских добродетелей. См. Милосердие, милостыня.

Словарь Ожегова

ЩЕ ДРОСТЬ, и, ж.

1. см. .

2. Оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. С большой щедростью делиться с кемн. Научная щ. (стремление передать другим свои мысли, идеи).

Педагогический терминологический словарь

Щедрость

качество, обозначающее нравственно совершенную меру в обращении с личным имуществом, представляющим ценность для других; в широком смысле - открытость индивида другим, готовность делиться с ними как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами. Щ. прежде всего обнаруживается в искусстве делать подарки. Щедрый человек не жалеет о подаренных вещах, он одаривает другого для того, чтобы подчеркнуть достоинства последнего и своё уважение к нему. В Средневековье Щ. в значительной мере трансформировалась в милосердие, благотворительность. В Новое время место Щ. заняла бережливость - признание этической ценности вещей и денег. В современном повседневном сознании Щ. понимается широко, включая также то, что именуется Щ. души.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 321)

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Щедрость

Щедрость

♦ Générosité

Добродетель дара. Говорят, что и отдавать можно, также руководствуясь любовью. Бесспорно, и потому любовь всегда щедра. Но не всякая щедрость связана с любовью, мало того, она выступает как особая добродетель только тогда, когда обращена на тех, кого не любят. Разве кому-нибудь придет в голову называть себя щедрым из-за того, что он заваливает подарками своих детей? Такой человек прекрасно сознает, что делает это из любви, а вовсе не из щедрости. Щедрость становится добродетелью дарения в той мере, в какой она превосходит любовь, на которую человек способен. Щедрость – скорее классическая, чем христианская добродетель. Она больше принадлежит морали, чем этике. Тем самым устанавливается и ее ограниченность, и ее величие. Приказать себе любить нельзя; приказать себе быть щедрым можно. Любовь не зависит от нас (это мы от нее зависим); щедрость зависит именно от нас. Чтобы быть щедрым, достаточно этого захотеть; полюбить по собственному желанию нельзя. Как заметил Декарт, щедрость соприкасается со свободой. Быть щедрым значит сознавать, что ты свободен, поясняет он, и иметь решимость использовать эту свободу во благо («Страсти души», III). Это подразумевает стремление победить в себе все, что не свободно: собственную мелочность, собственную жадность, собственный страх, одним словом, большую часть страстей – вплоть до отказа следовать собственным интересам, чтобы всего себя посвятить заботам о благе других (там же). После этого не приходится удивляться, что щедрость встречается так редко! Дарить значит терять, а все мы хотим сохранить то, что имеем. Дарить значит идти на риск, а это пугает. Никто не может стать свободным до тех пор, пока не победит самого себя. Невозможно родиться на свет щедрым. Щедрым становятся в результате воспитания, личного выбора, волевого усилия. Щедрость есть добродетель дара, но сама она даром никак не является; это борьба и победа, требующие смелости, иногда доходящей до героизма. Быть щедрым значит отдавать то, чем владеешь, вместо того чтобы отдаваться ему во власть. Щедрость – это свобода по отношению к себе и своему страху; это качество, противоположное эгоизму и трусости.

Поделиться