Что такое потешные полки петра 1. Преображенское и потешные полки. Общая характеристика эпохи

Потешные войска Петра 1 стали костяком российской императорской армии. Они были созданы в то время, когда Россия вела борьбу за выход к морю, и поэтому страна особенно нуждалась в регулярных полках, организованных по новому, европейскому образцу. Первый император считал данную задачу одной из своих главных целей в преобразовательной политике, тем более что как раз в те годы началась война со Швецией, которая продолжилась почти все его царствование.

Общая характеристика эпохи

Потешные войска Петра 1 следует рассматривать как часть военной реформы нового царя, хотя они возникли в то время, когда будущий император был совсем еще молодым. В конце 17 века отчетливо обозначилась тенденция к реформированию российской армии. Еще предыдущие правители стремились реорганизовать ее на основе новых достижений, в соответствии с западноевропейскими образцами. Это было тем более необходимо, что стала очевидной неизбежность борьбы нашей страны за выход к морю. Для этого нужны были новые полки и хорошо обученные солдаты.

Старая поместная система комплектования армии, когда каждый дворянин, помещик приводил с собой на службу челядь и военных слуг, постепенно изживала себя. Именно поэтому потешные войска созданные при участии европейских специалистов, и стали основой новой армии.

Создание

Общеизвестен факт, что первый император широко использовал опыт иностранных инженеров, военных специалистов и строителей. Еще будучи совсем молодым, он стал навещать Немецкую слободу, где познакомился и подружился с людьми, которым впоследствии суждено было стать его главными помощниками в осуществлении реформ и ведении боевых действий. С самого детства царь проявлял интерес к военным играм, занятиям и упражнениям. Он занялся устройством импровизированных полков, сооружений и сражений.

Военные игры потешных войск Петра 1 имели серьезные последствия: ведь именно таким образом правитель всерьез заинтересовался военной организацией и искусством ведения боя. Он сам на практике научился брать импровизированные крепости и другие объекты. Впоследствии это во многом определило победу русского оружия в годы войны со Швецией. Тогда император сам руководил операциями, руководствуясь опытом, полученным в ходе своих детских игр.

Роль иностранцев

Потешные войска Петра 1 были созданы при личном участии царя, который при их организации опирался на опыт своих новых знакомых из известной слободы. В первую очередь здесь следует назвать имя который стал личным другом царя и привил ему любовь к флоту и армии. Это был образованный и умный человек, который имел несомненное влияние на молодого правителя. Последний, в свою очередь, пользовался его советами, когда всерьез задумался о профессиональной организации своих полков.

Военные игры потешных войск Петра 1 привели к тому, что эти отряды, созданные из дворовых детей и необученных мальчиков, стали принимать участие в серьезных сражениях с европейскими армиями и одерживать победы. Большую роль в их организации сыграл П. Гордон, соратник царя и сторонник его реформ. Он обладал большим военным опытом и способствовал превращению полков в постоянные регулярные воинские и очень боеспособные части. Гордон был не только практиком, но и теоретиком. Обладая обширными познаниями в военном деле, он был прекрасным организатором, а обученные им солдаты считались лучшими бойцами.

Меншиков

Потешные войска Петра 1, рассказ о которых является предметом настоящего обзора, возникли при непосредственном участии Александра Даниловича, ближайшего помощника и соратника царя во всех его делах и затеях. Он принимал активное участие в формировании войск, сам служил там в чине бомбардира. Впоследствии этот опыт помог ему стать крупнейшим военачальником петровского царствования.

Обучение

Большую роль в создании регулярной армии сыграли потешные войска Петра 1. Краткий рассказ о них включает некоторые основные, наиболее значимые факты в их организации и обучении. Еще в детские годы юный царь, не по возрасту физически развитый, стал устраивать импровизированные военные игры. Когда ему было всего одиннадцать лет, он стал организовывать эти занятия в поле, в результате чего обычная детская забава переросла в настоящую практическую учебу. В Преображенском селе был возведен городок, который послужил объектом маневров и, наконец, штурма. Известно, что сам царь принимал активное участие в его возведении.

Оформление и обучение

В 1691 году потешные войска получили правильную организацию и были разделены на два и Семеновский. Уже в следующем году они были включены в Московский полк и таким образом стали полноправной частью российской армии. Еще через два года были проведены известные учебные маневры к югу от столицы. Там была построена деревянная крепость, которую обороняли стрельцы и дворяне. Новые войска должны были форсировать реку и взять это сооружение штурмом. Сначала предполагалось, что мероприятие будет носить учебный характер, однако обе стороны так увлеклись, что потешные действия превратились в настоящее сражение, в котором оказалось много раненых и даже один убитый.

Особенности маневров

В ходе этого учения солдаты царя вели штурм по всем правилам военного искусства: рыли подкопы и траншеи, брали земляные валы, форсировали реку, взрывали укрепления. Бойцы настолько быстро справились с поставленной задачей, что Петр 1 отвел их назад и приказал брать крепость заново. Следует отметить, что она была очень хорошо укреплена и защищена, и поэтому ее взятие считалось важным успехом новых полков. Правитель готовился к войне, поэтому и маневры велись под руководством Гордона, военного учителя будущего императора.

Значение

Сведения о потешных войсках Петра 1 сохранили рукописи первой половины 18 столетия автора П. Крекшина. Организация и обучение солдат по новому образу произвели большое впечатление на современников. Никогда прежде ничего подобного не бывало при царском дворе. Успех импровизированных был настолько очевиден, что оба полка стали принимать участие во всех основных военных кампаниях Петра Алексеевича.

Поте́шные войска́ возникли из так называемого Петрова полка , который был сформирован царём Алексеем Михайловичем и поименован именем его полкового командира - полковника для придания играм будущего императора более правильного характера, так как царь замечал в своем бойком, подвижном и энергичном сыне особенное влечение к военному делу . Петров полк был обмундирован в зелёные мундиры , имел знамёна, ружья и был снабжён всяческими полковыми вещами. Сам царевич был назначен полковым командиром - полковником, в соответствии с этим ему рапортовали по всем надобностям полка , от него же требовали и распоряжений. Государь лично наблюдал за приказаниями четырехлетнего полководца и руководил его действиями . Для потешного Петрова полка был построен небольшой фортификационный город, который сам Пётр называл "Стольный град Пресбург".

Название «потешные» определялось местом их дислокации , ибо стояли они в царских потешных сёлах .

Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их, сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что по недостатку помещения в царском селе Преображенском, часть их была переведена в царское село Семёновское.

История

А. М. Назаров пишет, что целью была подготовка будущих воинов и

Потешные полки

Поте́шные войска́ возникли из так называемого Петрова полка , который был сформирован царём Алексеем Михайловичем , из «малых робяток», для забав царевича Петра . Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что, по недостатку помещения, часть их была переведена в село Семёновское.

  • С 1682 года у Московского кремлёвского дворца была особая потешная площадка .
  • С весны 1683 года 11-летний Пётр - не по летам физически развитый - перенёс воинские занятия в поле, и с этого времени прежняя игра в солдатики перешла в настоящее военно-практическое обучение. В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Бухвостов . Он считается первым солдатом .
  • В 1684 году в подмосковном селе Преображенском возведён был потешный городок «Пресбург» , над устройством которого трудился и сам Пётр; затем потешные войска штурмовали эту крепость и маневрировали на две стороны.
  • В 1691 году потешные войска получили правильную организацию и разделились на два полка, Преображенский и Семёновский , обмундированные по западно-европейскому образцу.

Разнообразные военно-учебные упражнения, под руководством иностранцев, заключились кожуховским походом . Уже в эти годы начинает складываться система взглядов Петра I на вопросы военного образования. «Потешные» потребовались Петру не как забава. Великий историк А. М. Назаров, автор книги о «потешных», писал, что здесь особая цель - подготовка будущих воинов и военачальников, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем», а напротив - «гранильной мастерской, в которой они стали бы кристаллом изумительного блеска». Учитывая собственный опыт, Пётр со своими сподвижниками разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей.

Программа военно-профессиональной ориентации юношей включала:

  1. развитие физической силы и ловкости детей 9-12 лет путём игр на воздухе и гимнастических упражнений; военному строю не придавалось особого значения;
  2. развитие в детях смелости и предприимчивости путём ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, брёвнам, игры в разбойников. Во время этой игры «потешные» незаметно для себя постигнут сторожевую службу, разведку, опытом дойдут до сознания что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»;
  3. обучение владеть оружием, не только ружейным приёмам, но и умению стрелять и колоть. Царь Пётр с 12 лет уже стрелял из пушки;
  4. ознакомление «потешных» с военной техникой и приучение пользоваться ею;
  5. выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;
  6. познание отечества и уяснение его исторических задач путём ознакомления «потешных» с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории:, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;
  7. развитие любви к государю и отечеству;
  8. привитие «потешным» любви к армии.

Преображенцы и семёновцы будут основой будущей регулярной армии России . В свой первый поход к турецкой крепости Азов они уйдут рано утром 30 апреля 1695 года . В дальнейшем, участие в Северной войне , дало обоим полкам случай выказать боевую подготовку и помериться с образцовыми войсками Карла XII .

Литература

  • Масловский, «Записки по истории военного искусства в России»;
  • «Петровская бригада» («Русская Старина », ).
  • П. Дирин Потешные полки Петра Великого

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Потешные полки" в других словарях:

    - … Википедия

    ПОТЕШНЫЕ, военные отряды, созданные в начале 1680 х годов в России для «потех» царевича Петра Алексеевича (см. ПЕТР I Великий). В потешные набирали подростков и юношей из семей дворовых, конюхов, спальников и добровольцев дворян. В 1682 году в… … Энциклопедический словарь

    Отряды из детей и молодых людей, созданные в нач. 80 х гг. 17 в. для военных потех русского царя Петра. В кон. 17 в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки … Большой Энциклопедический словарь

    Отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80 х годов 17 в. для военных потех царя Петра I. В конце 17 в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семёновский полки. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    - «потешные войска», отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80 х гг. XVII в. для «военных потех» русского царя Петра. В конце XVII в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семёновский полки … Энциклопедический словарь

    Офицер и солдаты Семёновского полка. Потешные войска военные отряды из «малых робяток», созданные царём для «потех» царевича. В 1682 у Кремлёвского дворца была разбита особая площадка для военных игр. Весной 1683 одиннадцатилетний Пётр перенёс… … Москва (энциклопедия)

    - («Потешные»,) военные отряды, созданные в нач. 80 х гг. 17 в. в России для «потех» царевича Петра. В «П.» набирались дети и молодые люди из дворовых, конюхов, спальников и добровольцев дворян. В 1682 в Москве, у Кремлёвского дворца, была… … Большая советская энциклопедия

    Воен. отряды, созданные для потех царевича Петра из детей и молодых людей (из дворовых, конюхов, спальников и добровольцев дворян). В 1682 у Кремлевского дворца была создана особая площадка для воен. игр, к рые в 1683 были перенесены в поле, а в… … Советская историческая энциклопедия

    «ПОТЕШНЫЕ» ВОЙСКА - воен. отряды в России в 80 90 х гг. 17 в., созданные для воен. игр («потех») юного Петра I из придворных слуг и их детей. До 1682 воен. игры проводились на специально оборудованной «потешной» площадке у Кремлёвского дворца, с… … Военный энциклопедический словарь

    ПОТЕШНЫЕ - отряды из молодых людей, созданные в начале 80 х гг. XVII в. для «военных потех» будущего царя Петра I; в 1687 г. из них были сформированы гвардейские полки – Преображенский и Семеновский … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Книги

  • Русские полководцы и флотоводцы , Малов В.. Как Александр Невский победил немецких рыцарей? С кем бились «потешные» полки? Кто стал первым русским генералиссимусом? Какую битву Петр I назвал «матерью Полтавской победы»? За что…

Не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений. Забавы его носили ребячески-военный характер. Обстановка жизни сообщила ему несколько тяжелых впечатлений. Будучи царем, он в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений. Можно думать, что мать никогда не стесняла любимого единственного сына и что воспитатель Петра, князь Борис Голицын, не следил за каждым его шагом. Мы не видим, чтобы Петр особенно подчинялся материнскому авторитету в своих вкусах и занятиях, чтобы Петра занимали другие. Он сам выбирает себе товарищей из тесного круга придворных и дворовых служителей царицына двора и сам с этими товарищами ищет себе потех. Отрочество Петра отмечено самодеятельностью, и эта самодеятельность шла в двух направлениях: 1) Петр предавался по-прежнему военным забавам, 2) Петр стремился к самообразованию.

Солдаты "потешных полков" Петра I в кружале (кабаке). Картина А. Рябушкина, 1892

С 1683 г. вместо "потешных ребяток" около Петра видим "потешные полки" ("потешные", ибо стояли в потешных селах, а не потому, что служили только для потехи). В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов). В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. С разрешения, конечно, матери и с одобрения, быть может, Б. Голицына (даже, быть может, с некоторым его содействием) Петр, как говорится, и днюет, и ночует со своими потешными. Предпринимаются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость (1685 г.), названная Пресбургом, словом, практически изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в XVII в. был заимствован Москвой с Запада. Эти военные "потехи" требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Правительство Софьи не видит для себя никакой опасности в таких "потехах марсовых" и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу беспрепятственно. Не следует думать, что Петр забавлялся с одной дворовой челядью. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Стоявший вне придворного этикета, Петр мешал родовитых людей и простолюдинов в одну "дружину", по выражению С. М. Соловьева, и из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, – позже оно стало работать с Петром.

Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность. Лишенный правильного образования, Петр, однако, рос в кругу, далеко не вполне невежественном. Нарышкины из дома Матвеева вынесли некоторое знакомство с западной культурой. Сын А. С. Матвеева, близкий к Петру, был образованным на европейский лад. У Петра был немец-доктор. Словом, не только не было национальной замкнутости, но была некоторая привычка к немцам, знакомство с ними, симпатия к Западу. Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой. Сближение это произошло около 1687 г. таким образом: в предисловии к Морскому Регламенту сам Петр рассказывает, что кн. Я. Долгорукий привез ему в подарок из-за границы астролябию, и никто не знал, как сладить с иностранным инструментом; тогда нашли Петру знающего человека, голландца Франца Тиммермана, который объяснил, что для употребления астролябии нужно знать геометрию и иные науки. У этого-то Тиммермана Петр "гораздо с охотою пристал учиться геометрии и фортификации". В то же время он нашел в селе Измайлове старый английский бот, валявшийся в амбаре. Тиммерман объяснил Петру, что на этом боте можно ходить против ветра, лавировать (чего русские не умели). Петр заинтересовался и нашел человека (как и Тиммермана – из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который стал учить Петра управлению парусами. Сперва учились на узенькой Яузе, а потом – в селе Измайлове на пруде.

"Дедушка русского флота". Франц Тиммерман показывает Петру I ботик. Картина Г. Мясоедова, до 1911

Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. К изучению этого дела он отнесся очень серьезно. В 1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву на Переяславское озеро (в 100 с лишком верстах от Москвы на север). Мать согласилась на отъезд Петра, и Петр принялся в Переяславле строить суда с помощью мастеров-голландцев. В это время он ничего не хотел знать, кроме математики, военного дела и корабельных забав. Но ему уже шел 17-й год, он был очень развит и физически, и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских . Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Чтобы остепенить его, мать его женила (27 января 1689 г.) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Но летом этого 1689 г. он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими.

Солдаты «потешных полков» Петра I в кружале (кабаке). Впервые в Сети! Публикуется по изданию: Дирин П. Потешные полки Петра Великого. Была ли эта команда началом потешных?

В эти годы начали складываться взгляды Петра I на военное образование. Учитывая собственный опыт, Пётр со своими сподвижниками разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей. В детстве, как мы видим, Петр не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений.

Будучи царем, он в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений.

В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов). Эти военные «потехи» требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Не следует думать, что Петр забавлялся с одной дворовой челядью.

Потешные полки Петра I

Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, – позже оно стало работать с Петром. Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность.

Сын А. С. Матвеева, близкий к Петру, был образованным на европейский лад. У Петра был немец-доктор. Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой. Тиммерман объяснил Петру, что на этом боте можно ходить против ветра, лавировать (чего русские не умели). Петр заинтересовался и нашел человека (как и Тиммермана – из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который стал учить Петра управлению парусами.

Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. Мать согласилась на отъезд Петра, и Петр принялся в Переяславле строить суда с помощью мастеров-голландцев.

Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Но летом этого 1689 г. он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими. Лучшее, по этому предмету, исследование мы находим у Погодина («Семнадцать первых лет Петра Великого»).

Не так отнеслась к воцарению Петра его сводная сестра София Алексеевна. Она, еще при жизни Феодора Алексеевича, рассчитывая на наследие Иоанна и на его слабое здоровье, не покидала мысли об участии в правлении. Но признание Петра единодержавным расстроило замыслы Софии. Она ищет средств ослабить Петра и влияние Нарышкиных; средство представляется ей в виде двоевластия.

Преображенское и потешные полки

В продолжении трех суток Петр с матерью ежеминутно ожидали, что их постигнет та же участь. Оставаться долее в Москве было невыносимо. Легко себе представить то нравственное состояние, в котором должен был находиться в это время мальчик-царь. Итак, три с половиною месяца, время бедствий народных и семейных и первый год своего царствования, молодой царь проводит с матерью вне столицы, в Воробьеве.

Потешные войска или история создания полков

Дошло дело и до пушек, не деревянных, какие были в хоромах маленького царевича Петра, а до медных и железных. Конечно, еще раньше, до Воробьева, было у него игрушечное оружие: сабли, пищали, луки и стрелы; но присылались они в хоромы изредка, с большими промежутками и большею частию поштучно7.

Преображенский лейб-гвардии полк

Какие люди входили в состав её? И смотрел ли на нее Петр, как на игру в солдатики, или как на возникновение нового войска? Можно положительно сказать, что да. Эти самые потешные стрельбы, эти воинские упражнения (по всем вероятиям они производились. Преображенском и Семеновском селах, умножились, усовершенствовались в ратном деле и, наконец, положили основание гвардейским полкам.

Значения Семеновского и Преображенского полков для армии Петра 1

Хотя осень приближалась к концу, и переезд в Москву на время прервал его занятия, но в Январе 1684 г., по возвращении в Преображенское, требования его постоянно учащаются и усложняются. Приводим подробный перечень всех предметов вооружения и снаряжения, вытребованных Петром из Оружейной Палаты за первые два года для своих первых потешных.

В селе ж своем Преображенском, в рощах, во всегдашних обучениях тех воинских их солдат потешных не оставил. Он ближе всех стоял к семейству Нарышкиных, и вместе с тем свидетельство его есть первое, наиболее обстоятельное и наиболее правдоподобное об устройстве и образовании потешных.

Семион Зоммер, так угодивший Петру еще в Воробьеве своею стрельбою, судя по наградам, которые он получал, не мог оставаться без участия и в новых потехах. С 1684 года число потешных умножилось. Любо было Петру видеть перед собою преданную дружину; но в ней не доставало порядка, а чтобы завести его, надо было учредить начальство.

Поэтому Петр требует их из солдатских полков и в особенности из Бутырского. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Кто были первые потешные? В это же время был окончательно построен потешный городок, и около него сосредоточились воинские упражнения потешных. На кого можно было ему положиться и ждать опоры, как не на потешных? Заметим при том, что Петру нечем было бы содержать потешных солдат из посторонних, чужих людей; да и откуда их брать, как скликать?

Поделиться