Что является тотемом хоринских бурят. Хори и кори – тысячелетние братья. В последнее время в информационном пространстве всё чаще начали обсуждать одну из самых крупных составляющих бурятского народа - хори

- самые многочисленные из бурят, потомки племени хори. Хоринскими бурятами называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Бурятии. Племя хори (хоридой) расселено в Забайкалье и занимает территорию от реки Уды на севере до реки Онон на юге. Основу племени составляют 11 хоринских родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, саган, хальбин, харгана, хоацай, хубдут, худай, шарат. Племя хори являлось главным звеном, вокруг которого формировалась бурятская народность. Хоринский диалект лежит в основе бурятского литературного языка.

Этимология

Слово хори имеет двоякое значение:

  1. повелительная форма от глагола хорихо - "запретить, предостеречь кого-нибудь от совершения того или иного поступка";
  2. "двадцать".

Легенда

Предание гласит, что шаманка Асуйхан, происходившая от ойрат-бурят, подвластных Чингис-хану, обитала на берегу . Однажды она встретила ревущего сивого быка. Поскольку она не имела мужа, она поверила в мысль, что Бурхан-Тэнгри послал ей быка в мужья. Вскоре шаманка забеременела и родила двух сыновей: старшему дала имя Буряадай, младшему - Хоридой.

Хоридой жил на острове . Однаджды три лебедицы спустились на край озера и превратились в трех девушек. Сняв с себя одежду и украшения, оставив их на берегу, они зашли в море и стали купаться. Хоридой сильно изумился, он взял украдкой одежду и украшения одной из девушек и спрятал. Девушки вышли из воды, две надели одежду и украшения, превратились в лебедиц, и, поднявшись в небо, улетели. А одна не могла найти одежду и украшения, отнятые Хоридоем, и осталась голой. Хоридой стал призывать свою мать-шаманку Асуйхан и молиться. Поднялся сильный холодный ветер. Девушка, замерзнув и обессилев, оказалась в обятиях Хоридоя. С тех пор они стали мужем и женой. У них родились 11 сыновей. Потомками тех 11 братьев являются хоринские 11 бурятских родов.

Живя с давних пор на острове , Хоридой и его жена состарились. Однажды старуха сказала старику: “Я стала старой, родила 11 детей и сейчас куда я уйду от своих детей. Отдай мне мою прежнюю одежду и украшения, перед смертью хочу покрасоваться”. Старик, поразмыслив, отдал одежду и украшения. Старуха, надев их, превратилась в лебедицу и взлетела к дымоходу. Старик попытался поймать руками за ноги, но неудачно. Старуха улетела в небеса. Говорят, с тех пор она не возвращалась. Хоринские буряты считают: предок их - лебедь, береза - коновязь. Соблюдая старинные обычаи, брызгают молочной водкой в момент прилета и отлета лебедей.

Расселение

Считается, что хори пришли c северного побережья Байкала вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой (собака). Хори-буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только после прихода русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хорёдами, хориларами, хори-туматами.

По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей - Илюдэр-тургэна (Олёдоя), Буряа и Хоридоя. От Илюдэра пошли племена олют-торгутов (ойратов, калмыков), от Буряа - племена Предбайкалья. Хоридой же стал первым нойоном хори-туматов. У него были три жены - Баргуджин-гоа, дочь Баргудай - мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-гоа у него была одна дочь - Алан-гоа, родившаяся в Ариг Усе, праматерь Борджигинов - рода Чингис-хана, от второй родились сыновья: Галзут, Хуацай, Хубдут, Шарайт и Гучид, а от третьей - Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбан, Батанай, Саган и также близнецы Хайтал и Чинут. Эти отхончики по каким-то причинам оторвались от своего племени; одни считают, что они остались на западном берегу Байкала, а другие предполагают, что они ушли вместе с туматами на юг, третьи, - что братья умерли в раннем возрасте. У древних шаманистов дети прародителей, даже ушедшие из земной жизни, всегда считались живыми, и поэтому, наверное, долгое время большое племя хоринцев состояло из 13 родов.

Продолжая размножаться, дети стали родовичами 11 родов, и вследствие того, что имя их отца было как раз Хоридай, общее имя им, сообразно с этим, было наречено Хори. По именам сыновей и называются 11 основных хоринских родов. Это показывает, что родовая структура у хори была более устойчива, чем у булагатов и эхиритов, рассеявшихся на множество мелких родов, и родовых подразделений.

Во время монгольского владычества племя хори было уведено в Северо-Восточную Монголию, где прожило до начала XVI в., попадая в зависимость то к одним, то к другим мелким монгольским ханствам.

В конце концов, когда предводительницей хори стала дочь Буянта Засаг-хана из Внутренней Монголии и знатной хоринки Шэнэ Гэрэл, Бальжин хатан, вышедшая замуж за сына монгольского нойона Буубэй-Бэйли Дай-Хунтайжи, хори ушли из Монголии на свои земли, как они уже уходили в IX в. Вслед за ними была снаряжена погоня, Буубэй-Бэйли вернул назад своего сына, убегавшего вместе с женой, а позже настиг и Бальжин-хатан. Люди Буубэй Бэйли убили её, и, отрезав груди, бросили их в озеро, отчего то стало белым. Хори назвали это озеро Бальжин-нуур (оз. Бальзино в Агинском АО, близ Дульдурги). Хори добровольно приняли русское подданство, сами воевали с маньчжурами, известны сказания о хоринских богатырях Ажирай-бухэ, Бабжа-Барас-баторе.

Хоринцы всегда осознавали свою причастность к большой Родине Хамаг Монгол улас - Всемонгольской империи, основанной их потомком Чингис-ханом. Надо полагать, что ханские нагасанар по-особому отмечали год коня - год рождения своего великого родственника. В этот год, один раз в 12 лет, они имели привилегию посещать с высоким визитом ставки монгольских ханов в Ханбалыке (Пекин), Каракоруме и Урге. Конечно же, хоринская депутация ездила с ценными подарками: серебром, нефритом, соболями и мумие-баракшунами. По этой причине, они, вероятно, не во всем были подвластны ханским наследникам, не облагались податью- , часто не подчинялись их законам и не участвовали в военных походах.

В Забайкалье первый русский Баргузинский острог был основан в 1648 г., Удинский и Селенгинский - в 1666 г. В те же годы были сооружены Итанцинский, Кабанский и Ильинский остроги. Обитатели этих острогов, в основном, прибывали из Иркутского воеводства и имели опыт закабаления "братских" людей. Отношения хозяев острогов к местным жителям были далеко не братскими. И хоринские роды превратились в ясачных подданных Итанцинского острога. 11 родов хоринских бурят стали подданными России при Алексее Михайловиче. При нем они стали платить подушную подать, другими словами, вносить ясак.

В 1703 г. от имени императора Петра I хоринцам была жалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, и в лесах и хребтах - охотой. В 1749 г. указом разрешалось хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы.

Среди хоринских бурят религия Будды не была широко распространена. Вследствие этого было мало грамотных людей. Большинство исповедовало исключительно шаманскую веру.

Агинские буряты оторвались от хоринских бурят. С тех пор, как они откочевали при размежевании китайско-монгольских и российских земель в 1727 г., они стали кочевать по рекам Ингода и Чита в Нерчинском округе. Оттуда некоторые стали кочевать по рекам Улунга, Тура и другим, и продолжали все более переходить с места на место. Некоторые из них расположились кочевкой по ненаходящимся ни в чьем владении берегам Аги и Онона и по рекам и ручьям вблизи их. В это время они стали известны как семь родов агинских - харгана, хуацай, галзут, саган, шарайт, хубдут, бодонгут. После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинский народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.

Ныне в степях Аги проживают в основном потомки восьми сыновей Хоридоя, потомки этих же восьми и остальных трёх - Батаная, Хальбина и Гучида - в основном населяют степи Хоринска, Кижинги, Еравны, Заиграева, Мухоршибири и Бичуры.

Хоринские рода

Галзут, Хуацай, Шарайт, Хубдут, Гушит, Саган, Харгана, Хальбин, Батанай, Бодонгут, Худай

Онгоны: Хэсэтэ хан – Бархан уула, Хойморой хугшэн – Даабай и т.д.

Божества:

Арын 13 ноед (Ольхон);

Сарбали сагаан ноен Худан, Орболи сагаан ноен, госпожа Сохондай (Хоринский район);

Хелгын эжэн - Шилсаана Буурал баабай, Хилар хатан эжи (Кижинга).

ГАЛЗУУД 10 хухууртэй:

    Доргошо галзууд

    Сагаатанда

  1. Дагаахай (дагаанхан)

  2. Ногоогоод

    Дэлдэгэр

Цвет полотна знамени - ярко-красный с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение собаки - тотем галзутского рода, наверху написано на кириллице "галзууд", внизу на старомонгольском.

ХУАСАЙ 8 хухууртэй:

    Боохой хуасай

  1. Боршиихо

  2. Сагаан малгай

    Хуригахан

Цвет полотна знамени желтый с зеленым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение лося - тотем хуасайского рода, наверху написано на кириллице "хуасай", внизу на старомонгольском.

ХУБДУУД 8 хухууртэй:

    Улаалзай хубдууд

    Сагаалжа

    Боригоохо

  1. Тумэршэн

Цвет полотна знамени синий с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение орла - тотем хубдутского рода, наверху написано на кириллице "хубдууд", внизу на старомонгольском.

ХУДАЙ 7 хухууртэй:

    Хуугэдэй

    Хара тоолэй

Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение рыси - тотем худайского рода, наверху написано на кириллице "худай", внизу на старомонгольском.

ШАРАЙД 7 хухууртэй:

  1. Долоогаад

Цвет полотна знамени ярко-охровый с красным обрамлением. Языки - красные. В круге изображение изюбра - тотем шарайтского рода, наверху написано на кириллице "шарайд", внизу на старомонгольском.

ХАРГАНА 10 хухууртэй:

    Моотогон

    Сигуудай

    Байталай

  1. Баряахай

  2. Баатаржаан

Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кречета - тотем харганатского рода, наверху написано на кириллице "харгана", внизу на старомонгольском.

ГУШАД 5 хухууртэй:

Цвет полотна знамени малиновый с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение глухаря - тотем гушатского рода, наверху написано на кириллице "гушад", внизу на старомонгольском.

БОДОНГУУД 6 хухууртэй:

    Оргойтой

    hарьмайтай

Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кабана - тотем бодонгутского рода, наверху написано на кириллице "бодонгууд", внизу на старомонгольском.

САГААНГУУД 5 хухууртэй:

Цвет полотна знамени белый с темно-синим обрамлением. Языки - синие. В круге изображение волка - тотем саганского рода, наверху написано на кириллице "сагаан", внизу на старомонгольском.

ХАЛЬБАН 6 хухууртэй:

Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение колонка - тотем хальбинского рода, наверху написано на кириллице "хальбан", внизу на старомонгольском.

БАТАНАЙ 7 хухууртэй:

  1. Хэдэгэнэ

    Малаахан

Цвет полотна знамени зеленый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение зайца - тотем батанайского рода, наверху написано на кириллице "батанай", внизу на старомонгольском.

Гимн хори-бурят

Хориин Зоной hулдэ дуун

Байгаа юртэмсын бумбэ болопон
Байгал далаймнай, аршаан суршоорэй.
Булган дайдада буусаа олоЬон
Буряад-Монголым, Бурхан, уршоогыш!
Жабхалантай,
Жаргалантай
Жагсаал хусэлнай залан урагшаа.
Хоридойн албатан,
Хун шубуун гарбалтан
Хухэ мунхэ тэнгэриин ашаар!
Анхан урданай Арын ноёдой
Алтан обоодо мургэл заяагаат,
Агуу Ерээдуйн тулоо оролдон,
Али олохон замаар харгылаат.
Дабталга
Турэл арадай туухэ гайхамшаг –
Турэ наранайнь тугууд мандана,
Туби бухэнэй тумэн айлшады // Копейка : газета. - 10 сентября 2004.

Бронетанковые силы Японской армии времен Второй Мировой Войны представлены были легкими и средними машинами. Это обуславливалось спецификой театра военных действий, на которых страна вела сражения.

Острова, пересеченная местность континентального Китая – не располагали к применению тяжелых машин. Создавались проекты сверхтяжелых аппаратов, но дальше чертежей и прототипов дело не пошло. Средние танки использовались для прорыва укреплений противника. К ним и относится экспериментальный проект “Чи-Ри”.

Краткая история создания и конструкция

Type 5 “Chi-Ri” – это дальнейшая модификация средних танков Японии. В отличие от предыдущих моделей, новая машина получилась больше по габаритам. Изменению подверглась ходовая часть: добавили восьмой опорный каток, ширина трака стала больше, чем у “Чи-То”. Полностью изменили башню.

Первый и единственный опытный образец построен в мае 1945 года. После капитуляции Императорской Японии, прототип Тип 5 попал в руки американцев. Далее – отправлен на Абердинский полигон, и впоследствии пошел в переплавку.

Экипаж танка состоял из 5 человек.

В передней части боевого отделения располагались механик-водитель и стрелок-радист, который так же являлся оператором малокалиберной пушки Тип-1 (37 мм). Сама пушка была вмонтирована в лобовую неповоротную часть корпуса танка.

Крепление цапфенное, что было характерной чертой японских машин того времени, вертикальная наводка осуществлялась с помощью плечевого упора. Предполагалось, что из этого 37-мм орудия будет поражаться легкобронированная техника и транспортные средства.


Основное орудие установлено в башне танка, имело маркировку Тип-5. Его обслуживали наводчик и заряжающий. Пушка имела калибр в 75 мм и являлась модернизацией зенитного орудия Тип 4 (80-мм Bofors М29). Хорошая баллистика и мощный снаряд позволяли эффективно бороться с американскими и британскими танками на дистанции до километра.

Начальная скорость снаряда – 830 м/с обеспечивала настильную траекторию, бронепробитие составляло 120-130 мм брони на расстоянии до 500 метров. Для сокращения времени перезарядки пушка должна была быть оснащена автоматом заряжания на 3 выстрела, который на момент работы над танком был в разработке.

Также в башне предусмотрено место для командира танка. Чтобы вести огонь по живой силе противника планировалась установка 1 – 2 пулеметов Тип-97 (7,7-мм).

Танк имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии. Ходовая часть имела подвеску конструкции Хара, которая ранее отлично себя показала на более легкой технике. С каждого борта располагалось 4 тележки, на 2 опорных катка каждая и три поддерживающих катка. Гусеничная лента цевочного зацепления, с передним ведущим катком.

12 цилиндровый карбюраторный двигатель, мощностью 550 л.с. планировалось выпускать по лицензии фирмы BMW. Предполагаемая скорость танка с ним – 45 км/ч.

Тактико-технические характеристики

  • Боевая масса, кг – 37 600;
  • экипаж – 5 человек;
  • размеры: высота, ширина, длина, клиренс – 3050/3050/7300/400 мм;
  • бронирование корпуса: лоб, борт, корма – 75/25-50/50 мм;
  • бронирование башни: лоб, борт, корма – 50 мм;
  • маска пушки – 75 мм;
  • основное орудие – Тип-5 75 мм;
  • второстепенное орудие – Тип-1 37 мм;
  • пулемёты – Тип-97 2х7,7 мм;
  • мощность двигателя – 550 л/с;
  • максимальная скорость – 45 км/ч;
  • дальность хода – 200 километров.

Истребитель танков “Хо-ри”

Чуть лучшая история была у машины, реализованной на базе “Чи-ри”. Самоходная установка “Хо-ри”. Ее главное предназначение уничтожать бронетехнику противника. Оснащать планировалось 105-мм орудием Тип-1, которое, было выполнено на основе знаменитой немецкой зенитной пушки FLAK18.


Кроме этого орудия должно было иметься и второе, более мелкого калибра. 37-мм пушка Тип-1 располагалась по проектным чертежам сбоку от механика водителя. Для защиты от пехоты и авиации имелись места под установку пулеметов винтовочного калибра (7,7-мм).

По проекту двигатель решили установить в середине корпуса САУ.

Спереди отсек управления с механиком-водителем и стрелком-радистом, который одновременно являлся оператором мелкокалиберной пушки. Основное орудие по планам устанавливалось в неподвижную рубку, расположенную в задней части аппарата и собранную из бронелистов толщиной около 180 мм.

В проект вложили много средств и ресурсов, привлекли большое количество инженеров-конструкторов. Это позволило завершить работу над самоходкой в короткие сроки. Первый прототип собрали к августу 1945 года. Начались полигонные испытания. Конец проекту положило завершение II Мировой Войны. Больше информации о “Хо-Ри” не сохранилось. Нет и фотографий.

След в культуре

Тип-5 “Чи-Ри”, как и большинство японских танков, не имеет интересной истории и мало интересен широкому кругу людей. Информацию о нем можно найти только в специализированных источниках: архивных документах, книгах военных историков. Про него не снимают фильмов.


Небольшую известность танк приобрел после выхода линейки японских машин в популярной игре “World of Tanks”. Там его поместили в ветку развития средних танков, придав ему интересную особенность – автомат заряжания барабанного типа. Вслед за “Миром танков” “Chi-ri” появился в играх-подражателях, что обеспечило ему узнаваемость.

Присутствует на рынке виртуальных развлечений и другой игровой проект аналогичного жанра – “War Thunder”. Долгое время они специализировались на авиационной тематике, но в конце 2013 года анонсировали появление в игре наземной техники. Поначалу это были немецкие и советские машины. Следом появились американцы, затем британцы. Почти сразу разработчики рассказали информацию о японской ветке техники.

Компания разработчик позиционирует свой проект, как приближенный к историчности.

Была проделана серьезная работа с архивами. Пришлось обращаться в Министерство обороны Японии за доступом к архивам. По итогам кропотливого труда, в игре можно наблюдать 3d-модели бронетехники Императорской Японии, максимально приближенные к реальным образцам. В том числе и “Чи-ри”.

В Японии было много интересных и необычных разработок военной техники. Это и пилотируемые торпеды, и самолеты с задним расположением винта, и передвижные форты О-i. “Chi-Ri” не выделялся своей необычностью, но это была добротная и хорошо продуманная боевая машина, так и не принявшая участия в сражениях.

Видео

Специфика военной стратегии императорской Японии сказалась на облике вооруженных сил и на особенностях различной техники. Так, до определенного времени японская армия не располагала самоходными артиллерийскими установками, предназначенными для борьбы с танками противника. Несколько раз предпринимались попытки создать такую машину, однако все они в лучшем случае завершались строительством небольшой партии техники, которая по понятным причинам не могла оказать влияние на ход боев. Кроме того, первые противотанковые САУ, создававшиеся для борьбы с американскими боевыми машинами, оснащались орудиями калибра 75 мм, что было недостаточно для поражения техники нескольких типов. Таким образом, японской армии требовался новый истребитель танков с калибра не менее 80-90 мм.

Понимание необходимости такой техники появилось лишь к концу 1944 года, когда ситуация на Тихоокеанском ТВД сложилась не самым благоприятным для Японии образом и постоянно ухудшалась. США регулярно использовали новейшие танки, поражение которых зачастую оказывалось непосильной задачей для японских танкистов и артиллеристов. Для изменения этой ситуации было предложено создать новую специализированную противотанковую САУ с орудием большого калибра.

В то время большие надежды возлагались на новое противотанковое орудие «Тип 1» калибра 105 мм. Эта пушка представляла собой доработанный вариант 105-мм зенитного орудия, которое ранее было разработано на базе немецкого FlaK 18. Орудие имело нарезной ствол длиной 65 калибров (6,825 м) и оснащалось автоматическим клиновым затвором. На испытаниях пушка «Тип 1» показала высокие характеристики: начальная скорость снаряда достигала 1100 м/с, а дальность стрельбы превышала 20-22 км.

Именно пушку «Тип 1» было решено использовать в качестве основного оружия новой САУ, получившей обозначение «Тип 5» или «Хо-Ри» («Артиллерийский девятый»). С целью упрощения и ускорения разработки перспективную самоходку предполагалось делать на базе существующего проекта среднего танка «Тип 5» («Чи-Ри»). Тем не менее, базовое шасси претерпело серьезные изменения. Ввиду иной роли новой машины пришлось изменить компоновку внутренних агрегатов корпуса.

По имеющимся данным, корпус танка «Чи-Ри» предполагалось использовать с минимальными изменениями. Таким образом, лоб корпуса САУ «Тип 5» должен был иметь толщину 75 мм, борта – 75 мм, крыша – 12 мм. В кормовой части расположили крупную рубку со лбом и бортами толщиной по 180 мм. Внутри рубки предлагалось расположить орудие и его расчет.

Подобное расположение рубки заставило авторов проекта изменить компоновку внутренних агрегатов корпуса. В передней части корпуса поместили часть агрегатов трансмиссии, за ним – отделение управления с рабочими местами механика-водителя (справа) и стрелка (слева). В средней части корпуса должен был находиться двигатель фирмы BMW мощностью 550 л.с. и остальные агрегаты механической трансмиссии. Корму корпуса отдали под размещение боевого отделения с вооружением и экипажем.

Ходовая часть танка «Тип 5» и САУ «Хо-Ри» имела по восемь опорных катков на каждом борту, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса. Опорные катки были сблокированы попарно и установлены на подвеске типа Хара. Ходовая часть должна была оснащаться мелкозвенчатой гусеницей шириной 600 мм.

Самоходка «Тип 5» должна была получить достаточно мощный комплекс вооружения, который позволил бы ей бороться с различными типами техники и живой силой противника. В качестве основного оружия была выбрана противотанковая пушка «Тип 1» калибра 105 мм. Системы крепления позволяли наводить орудие в пределах небольшого сектора в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Грубая наводка, как и в случае с большинством САУ того времени, должна была осуществляться поворотом всей машины.

105-мм пушка рассматривалась в качестве средства уничтожения танков и укреплений противника. Кроме того, при использовании осколочных боеприпасов самоходку можно было использовать для поддержки пехоты. Тем не менее, машина получила дополнительное оружие в виде 37-мм пушки «Тип 1». Это орудие расположили в отделении управления, слева от механика-водителя. С помощью пушки калибра 37 мм предполагалось уничтожать легкую технику, автомобили и живую силу противника. Следует отметить, дополнительная 37-мм пушка не была нововведением проекта «Тип 5», а была заимствована у танка «Чи-Ри».

Для самообороны перспективная САУ «Тип 5» должна была нести один или два пулемета винтовочного калибра. По имеющимся данным, крепления для них должны были размещаться на верхней части броневой рубки.

Новая самоходка строилась на базе среднего танка, что сказалось на ее габаритах и весе. Боевая масса САУ «Хо-Ри» достигла 40 тонн. Длина корпуса равнялась 6,5 м, ширина – 3 м, высота – 2,1 м. Экипаж машины состоял из шести человек, размещавшихся в отделении управления и рубке. 40-тонная машина должна была развивать скорость до 40 км/ч. Запас хода оценивался в 180 км.

Проектирование самоходки «Тип 1» стартовало не ранее последних месяцев 1944 года, из-за чего документацию подготовили только весной 45-го. К концу лета 1945 года японской промышленности удалось построить всего один экземпляр новой боевой машины. 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии, после чего все работы по военным проектам прекратились.

Из-за окончания войны САУ «Хо-Ри» даже не успела выйти на испытания. Дальнейшая судьба единственной машины этого типа неизвестна. Вероятно, ее изучили американские специалисты, после чего она была утилизирована. Так или иначе, проект остановился на ранних стадиях и по определению не мог оказать какое-либо влияние на ход войны.

Известно, что после завершения разработки первого варианта САУ «Хо-Ри» японские специалисты начали работу над его новой модификацией. Целью проекта, известного как «Хо-Ри II» было создание противотанковой самоходки на базе шасси танка «Тип 5» без каких-либо серьезных изменений компоновки внутренних агрегатов. Вероятно, этот проект создавался с целью максимального упрощения производства новой техники, призванного обеспечить приемлемые темпы производства.

Главным отличием проекта «Хо-Ри II» от базового «Хо-Ри» было расположение отделений, полностью заимствованное у среднего танка «Тип 5» («Чи-Ри»). В передней части корпуса предлагалось расположить отделение управления, за которым должно было находиться боевое отделение с рубкой. Все агрегаты силовой установки размещались в кормовом моторно-трансмиссионном отделении. Ходовая часть новой САУ без изменений заимствовалась у базового танка. Таким образом, САУ «Хо-Ри II» фактически представляла собой танк «Чи-Ри», с которого сняли башню и на ее место установили рубку с новым орудием. Состав вооружения и экипажа остался прежним. Характеристики обновленной самоходки должны были остаться на уровне базовой «Тип 5».

По понятным причинам самоходная артиллерийская установка «Хо-Ри II» так и не была построена в металле. По имеющимся данным, к моменту капитуляции Японии была подготовлена часть конструкторской документации и построен макет боевой машины. Строительство опытного образца не начиналось.

В первом варианте проекта «Тип 5» («Хо-Ри») заметно влияние немецкого танкостроения. Более того, внешне эта самоходка сильно напоминала немецкую боевую машину Ferdinand. При этом интерес представляет ее состав вооружения, в который помимо орудия и пулемета была включена пушка калибра 37 мм, позволявшая поражать легкобронированные и незащищенные цели, не расходуя боекомплект основного вооружения.

Проект «Хо-Ри II» тоже интересен с технической точки зрения. Он представляет собой попытку максимально упростить САУ «Тип 5» с сохранением всех основных характеристик и черт ее облика. Из имеющейся информации следует, что японским конструкторам удалось переработать рубку и боевое отделение с учетом нового расположения. Это могло бы помочь упростить параллельное производство танков и САУ на основе общего шасси.

Тем не менее, несмотря на большие надежды, возлагавшиеся на новый проект, время играло против него. Разработка новой противотанковой самоходки стартовала слишком поздно, в результате чего единственный построенный прототип не смог даже приступить к испытаниям. Если бы работы стартовали на несколько месяцев или даже лет раньше, то самоходные артиллерийские установки «Тип 5» могли бы показать свои реальные возможности в боях с армией США. Однако японское командование долго недооценивало технику этого класса, что в частности сказалось на судьбе проекта «Хо-Ри».

По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://armoredgun.org/
http://tank2.ru/
http://raigap.livejournal.com/

Японский «Фердинанд», последняя противотанковая САУ, разработанная в Японии ближе к концу Второй мировой войны. Раритетная модель, построенная Павлом Черепановым на продажу, пополняет нашу галерею.

ИСТОРИЯ
Задание на проектировку нового тяжелого истребителя танков было выдано в 1942 году, параллельно с проектом тяжелого 35-тонного танка, и на том же шасси. Танк в итоге был воплощен в металле и получил обозначение Type 5 Chi-Ri, а вот истребитель танков дошел только до этапа деревянного макета, построенного в начале 1944 года… Можно предположить, что японские разработчики вдохновлялись дизайном немецкой ПТ-САУ «Фердинанд».
На тот момент не было планов устанавливать на ПТ-САУ вспомогательное вооружение (верхняя лобовая деталь наклонена под рациональным углом), но в конце 1944 года, когда был закончен проект танка Chi-Ri, проект ПТ-САУ был соответственно переработан и получил дополнительную 37-мм пушку. Вероятно, 37-мм пушка могла использоваться не только для защиты в ближнем бою, но и для пристрелки по целям, и для стрельбы дымовыми снарядами. Также поздний вариант предусматривал спаренную 20-мм зенитную пушку на крыше рубки…

Новую ПТ-САУ предполагалось вооружить мощной 105-мм пушкой (Type 5 105 mm Tank Gun), запланированной также для сверхтяжелого танка O-I. Ее разработка началась в 1941 году и основывалась на экспериментальной 105-мм пушке, которая должна была придти на смену полевому орудию Type 92. К концу 1944 года орудие было готово. Ее ТТХ вкратце: длина ствола — 5500 мм, масса ствола 2200 кг, масса орудия 5700 кг, начальная скорость бронебойного снаряда 900 м/сек, вес бронебойного снаряда 30 кг. На дистанции 1000 м орудие пробивало 150-мм броню (под углом 0 град). Самое примечательное, что орудие должно было иметь автомат заряжания!

Летом 1945 года началась постройка прототипа, получившего обозначение Experimental Gun Tank Ho-Ri, но до момента капитуляции постройка не была завершена. К тому времени был разработан еще один проект, Ho-Ri II, с кормовым расположением двигателя и с рубкой посредине, внешне похожий на «Ягдтигр», но он так и не получил дальнейшего развития.

Проектные ТТХ САУ Type 5 Ho-Ri I:
Боевая масса: 40 т
Габариты: 6,5 (длина) x 3,05 (ширина) x 3,1 (высота) м
Экипаж: 6
Двигатель: бензиновый BMW 550 лс
Макс. скорость: 45 км/ч
Запас хода: 200 км
Броня: лоб 180 мм, борта 25 мм
Вооружение (для поздней версии):
Основное орудие 105 mm Cannon x 1,
Вспомогательное орудие Type 1 37 mm x 1,
Пулемет Type 97 7.7 mm x 1,
Зенитная пушка Twin 20 mm AA gun x 1



СБОРКА
Я построил модель первого прототипа Type 5 Ho-Ri I, со скошенной ВЛД и без 37-мм орудия, как предлагается в раритетном наборе от Atelier Infinite
Второй прототип, а также Ho-Ri II раньше выпускались в 35-м масштабе фирмой Katana, но давно сняты с производства, и я не успел их раздобыть… Также для постройки модели требуется набор танка Chi-Ri от Fine Molds, он идет с отличными наборными траками, а вот точеный ствол мне выточили под заказ (крымская фирма Calibr35). Также я добавил металлический трос и пару деталей из фольги, а а также ручки из проволоки. Сама по себе постройка модели довольно простая, хотя некоторые детали требуют внимательной подгонки.


ОКРАСКА
Выполнялась согласно моим стандартным протоколам: в качестве базы использовал красную грунтовку Тамия, затем слой «лака для волос» (AK Interactive Worn Effects), затем слой бледно-зеленой краски (Deep Green + Buff), затем фильтр, смывка, средства для потеков, пыль и ржавчина, сколы и потертости до металла.

МАТЕРИАЛЫ:
Atelier Infinite 35-0074 IJA Type 5 Ho-Ri Conversion Kit (for Fine Molds)
Fine Molds FM-28 IJA Type 5 Medium Tank Chi-Ri
Calibr35 — 105 mm aluminium barrel (made-on-order)
Eureka tow cable

Павел Черепанов

По мере развития военного конфликта на Востоке стало ясно, что японская доктрина поддержки танков пехотой в условиях растущей угрозы со стороны США не является эффективной. Получив сведения об американском тяжёлом танке M6, японское командование решило внимательно изучить немецкую танковую доктрину. Новая политика подразумевала концентрацию усилий на разработке и производстве стандартных средних танков с улучшенным вооружением. Поддержка этих танков в бою возлагалась на противотанковые САУ с орудиями крупного калибра.

В конце 1943 года на базе ходовой части танка Тип 5 «Чи-Ри» началась разработка «Хо-Ри». Конструкторы японского 4-го Технического исследовательского института понимали, что отвесная лобовая броня «Чи-Ри» плохо защищала машину от противотанковых снарядов. Ключевой особенностью новой конструкции «Хо-Ри» стало снижение угла наклона лобовой брони до 70 градусов. Был создан деревянный макет танка, который в начале 1944 года представили на рассмотрение Министерства армии.

Производству «Хо-Ри» дали зелёный свет, и в августе 1944 года был построен первый прототип. Танк весил 35 тонн и развивал скорость в 40 км/ч, в качестве силовой установки использовался двигатель с водяным охлаждением Kawasaki V12 мощностью 550 лошадиных сил — такой же, как и на среднем танке «Чи-Ри». Схема бронирования также была выполнена по схожим спецификациям. В качестве вооружения использовалось экспериментальное скорострельное 105-мм орудие с механизмом подачи снарядов. На полевых испытаниях оно пробивало броневой лист толщиной 150 мм на расстоянии в 1000 метров. Однако японская военная администрация требовала лучших результатов, поэтому проект танкового орудия был переработан.

В 1945 году прототип «Хо-Ри» был одобрен для производства. Машине присвоили наименование Тип 5 и официально приняли на вооружение. Производственный образец «Хо-Ри» отличался от прототипа 1944 года более прочной лобовой бронёй, толщина которой теперь составляла 120 мм. Чтобы компенсировать дополнительный вес брони, танк был оснащен экспериментальным двигателем Kawasaki V12 мощностью 1100 лошадиных сил. Не забыли улучшить и пушку: машина получила противотанковое орудие Тип 5 калибра 105 мм, способное пробивать 200-мм броневой лист на расстоянии в 1000 метров.

Официально производство Тип 5 «Хо-Ри» началось в январе 1945 года, и к марту было построено 5 машин. Дальнейшему производству этих танков помешали американские бомбардировки. Вскоре после капитуляции Японии все «Хо-Ри» были уничтожены или затоплены в глубоких озерах — оккупационные силы США не должны были захватить и изучить эту технику.


Карта технологического процесса: Исх. №: C14011075200. Национальный институт исследований в области обороны, Министерство обороны, Военное управление мобилизации снабжения, карта технологического процесса январь-апрель 1945 года.

Команда War Thunder с гордостью представляет вам «Хо-Ри» — первую противотанковую САУ 4 ранга в японском дереве развития наземной техники.

Это первая машина в дереве развития Японии, которая оснащается 105-мм орудием. Опытные командиры 75-мм противотанковой САУ Тип 5 рады будут узнать, что новый танк вооружён ещё более мощной пушкой. Благодаря точности орудия, на поле боя эта машина становится силой, с которой нельзя не считаться.

Опытные командиры японской бронетехники могут вздохнуть спокойно: угол склонения орудия «Хо-Ри» очень велик и не уступает своим аналогам. Игроки смогут воспользоваться этим для получения преимущества в бою, ведь «Хо-Ри» может похвастаться углом склонения пушки в целых 10 градусов! Таким образом, управляя этой САУ, можно в полной мере воспользоваться преимуществом господствующей высоты в борьбе с танками противника!

Чтобы совместить шасси и рубку с более низким силуэтом, на «Хо-Ри» был реализован уникальный механизм: поднимающийся люк, благодаря которому можно было опустить пушку и прицелиться во врага без ущерба для защиты. Игроки, которые уже знакомы с предыдущими японскими противотанковыми САУ, наверняка будут рады получить «Хо-Ри».

Этот танк, безусловно, станет ценным дополнением к японской ветке бронетехники. С обновлением 1.71 в War Thunder появится прототип «Хо-Ри» в виде первого японского премиумного танка 4 ранга, а в одном из следующих обновлений следует ожидать серийную версию в качестве линейной машины.

Поделиться