Детские библиотеки типологические особенности. Особенности обслуживания читателей-детей. Национальная библиотека Беларуси. Типологические особенности и функции

Важной теоретической проблемой библиотековедения является разработка типологии библиотек на основе выявления типичных и специфических признаков, позволяющих распределить многообразную систему библиотек на группы. В качестве основных единиц группировки библиотек выступают понятия "тип" и "вид", означающие образец, модель., разновидность, которой соответствует группа библиотек, обладающих определенными признаками.

В первые годы Советской власти большинство библиотековедов выделяли три типа библиотек: массовые, научные и школьные. Однако такое деление уже не отвечает современному представлению о социальном назначении библиотек, об уровне их организации.

Сочетание в информационных потребностях и читательских интересах комплексной и узкоспециальной тематики правомерно связывает типологию библиотек с дифференциацией и интеграцией, чему соответствуют два типа библиотек - универсальные и специальные.

В зависимости от характера удовлетворяемых общественных информационных потребностей и читательских запросов универсальные библиотеки дифференцируются на массовые и научные. В рамках этих двух видов дальнейшее деление универсальных библиотек производится по региональному, ведомственному признакам и возрастному составу читателей.

Так, исходя из возрастного состава читателей, выделяют группу детских, юношеских библиотек.

Детские библиотеки России - специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 15 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей.

Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное отношение к определенной категории населения - детям. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.

Безусловно, детская библиотека не только информационное учреждение; она, прежде всего институт, аккумулирующий и транслирующий культурный и социальный опыт. Перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, непосредственно влияют на библиотеку, связанную с государственной властью, политическими организациями, механизмами финансирования. На деятельность детской библиотеки влияет реорганизация книгоиздания и книгораспространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменения в социуме непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными, специализированными детскими и учебными библиотеками.

Детские библиотеки могут быть:

самостоятельными библиотеками со статусом юридического лица (республиканские, краевые, областные библиотеки)

муниципальными детскими библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы)

структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотечных систем, в основном, публичных библиотек.

Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: с федерального до уровня сельского поселения.

В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели:

Федеральный уровень

Федеральное государственное учреждение культуры Российская государственная детская библиотека (РГДБ) - исследовательский, научно-методический и информационный центр по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в РФ. Основные пользователи: детские библиотеки субъектов РФ, центральные библиотеки муниципальных детских систем, библиотеки, обслуживающие детей, дети и руководители чтения. Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью, проведение исследований детского чтения, информационных потребностей, библиотечного обслуживания детей, координация работы детских библиотек России, выработка новых форм библиотечного обслуживания детей, собирание и сохранение фонда документов для детей и подростков. РГДБ является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем - Правительством РФ.

Уровень субъекта РФ

Республиканские, краевые и областные детские библиотеки (далее - центральные региональные). Основные пользователи - детские и иные библиотеки, обслуживающие детей, дети - пользователи, руководители чтения.

Все детские библиотеки субъектов РФ в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:

методическую и научно-исследовательскую по отношению ко всем библиотекам региона, обслуживающим детей;

мемориальную, то есть собирание с наибольшей полнотой, хранение и использование литературы для детей и подростков с целью сохранения этих собраний для последующих поколений;

взаимоиспользования фондов (МБА, электронная доставка документов), что очень важно в условиях недостаточного комплектования библиотек регионов детской литературой;

Основная задача - сохранение единого библиотечного обслуживания детского населения, его поддержка, научное и методическое сопровождение, проведение крупных акций по распространению книги и чтения в детской среде.

Как указано в Положении о центральной детской библиотеке - Центральная детская библиотека (ЦДБ) является одним из подразделений ЦБС- информационным культурно-просветительным учреждением .

Центральные детские библиотеки субъектов РФ должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы; центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, объединяющие различные учреждения и организации, занимающиеся проблемами детей; как информационная база для органов власти для выработки наиболее оптимальной политики в отношении детства.

В целях повышения качества работы центральных детских библиотек РФ необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна разработать стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.

Муниципальный уровень

Муниципальные детские библиотеки, имеющие статус юридического лица, и муниципальные системы детских библиотек (МСДБ) - самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня.

Основные задачи - организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями, создание среды развития личности ребенка, включающую удовлетворение образовательных потребностей, организацию досуга и общения, библиотечное обслуживание руководителей чтения, комплектование фонд литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего издания в различных форматах и на различных носителях: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы.

По отношению к сельским библиотекам -- филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.

Муниципальные детские библиотеки обслуживают большую часть детского населения города, имеют возможности для обеспечения услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов внутри системы, включение в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние и перспективы развития сети библиотек. Характеристика Центральной научной библиотеки имени Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси. Описание основных направлений деятельности ведущих библиотек. Формирование современного библиотечного мира.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Специфика современного детского чтения. Низкий уровень качества современных книг, периодических изданий для детей. Коммерциализация книжного рынка. Проблема комплектования библиотек детской литературой. Перспективы развития детской литературы, периодики.

    реферат , добавлен 11.09.2008

    Создание первой электронной библиотеки. Характеристика, концепция, особенности и основные функции электронных библиотек. Фонды электронной библиотеки IQlib и пополнение их за счет книг. Виртуальные интернет библиотеки, форматы предоставления документов.

    реферат , добавлен 28.10.2010

    Анализ развития детской литературы России в различные исторические эпохи. Зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества. Основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Понятие и функции библиографической деятельности. Организация библиографической работы в разных типах библиотек. Признаки библиографии как системы. Принципы функционирования библиографической деятельности. Основные направления ее структурирования.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Детская литература, ее основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера. Особенности образов героев в современной детской литературе. Феномен Гарри Поттера в современной культуре. Стилистическое своеобразие современной детской литературы.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Возникновение детской литературы как жанра, ее основные функции, специфика и характерные черты. Классификация детской литературы по возрасту, категориям, видам и типам. Рейтинг специализированных издательств отечественной и переводной детской литературы.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2011

    Богатство и разнообразие детского фольклора русского народа - героический эпос, сказки, произведения малых жанров. Печатные книги для детей. Анализ детской литературы XVII-XX вв. Стихи Н.А. Некрасова для детей. Идейные и творческие искания Л.Н. Толстого.

    Галина Александровна Кисловская, директор Российской государственной детской библиотеки, Москва
    Наталья Владимировна Бубекина, главный библиотекарь научно-методического отдела Российской Государственной детской библиотеки, Москва

    Дети - это самая большая ценность. Вместе с тем эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными, психологическими и социальными различиями.

    Основным принципом социокультурной политики в отношении детей и их библиотечного обслуживания является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей.
    В нашей стране библиотечное обслуживание детей осуществляют библиотеки органов управления культурой всех уровней: около 47 тыс. публичных, 4,1 тыс. специализированных детских и даже частично областные универсальные библиотеки. Существует масштабная сеть библиотек общеобразовательных школ, лицеев, гимназий - 63 тыс. Читатели-дети составляют 33–35% от общего количества пользователей всех библиотек, а на селе их доля достигает 40-45%. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей-детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы Министерства культуры. Детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом, вносит весомый вклад в социализацию личности ребёнка, в его инкультурацию (термин Н. Л. Голубевой), то есть вхождение в культуру.
    Анализ эффективности работы этих библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения приводит к выводу о росте их востребованности. В последние пять лет они постепенно превращаются в открытую систему, активно сотрудничают со многими государственными и общественными организациями.
    Как же возникли детские библиотеки? Каково их место в общей системе библиотек России?
    История вопроса
    Библиотечные модели каждой отдельной страны - это часто результат долгого исторического развития. Это в полной мере относится к истории создания и развития самостоятельных детских библиотек в России.
    Детские библиотеки начали создаваться уже в конце XIX века. Так, в 1878 году известный библиограф и книговед А. Д. Торопов открывает в Москве первую общедоступную детскую библиотеку. К 1914 году их в России уже 20. Существовали планы развития сети детских библиотек. В резолюции «О работе детских библиотек» Первого Всероссийского библиотечного съезда (1911) подчёркивалась важность «привлечения детей к чтению и необходимость оказания им помощи в выборе книг... Детские библиотеки признавались самостоятельными культурно-просветительским учреждениями, которые нужно открывать наравне с общественными и народными».1
    Возникновение самостоятельных детских библиотек было связано с общекультурными и просветительскими традициями России. В начале XX века феномен детства стал предметом широкого научного интереса. Появляется большое количество статей, книг известных педагогов, психологов, писателей о необходимости изучения души ребёнка, поиска наиболее оптимальных путей обучения и воспитания сообразно с законами развития детства, а не представлениями о них взрослых. Чётко обозначилось и самостоятельное направление в литературе - издание книг для детей, появилось большое количество журналов для детского и семейного чтения.
    Детская литература сложилась из трёх составляющих:
    книги, написанные для взрослых, но постепенно прочно вошедшие в круг детского чтения;
    адаптированные издания;
    книги, специально написанные для детей и детского чтения.
    С развитием детской литературы, осознанием необходимости целенаправленной деятельности по приобщению детей к чтению общество стало уделять всё большее внимание библиотечному обслуживанию детей, созданию условий для библиотечного чтения ребёнка.
    Детские библиотеки стали выделяться из публичных, формирование их как специфического детского учреждения шло путём приспособления библиотечной деятельности к возрастным особенностям. И это наряду с тем, что в гимназиях, училищах, школах существовали учебные библиотеки. Их в России имели 78% учебных заведений для детей.
    Таким образом, самостоятельные детские библиотеки России начали возникать задолго до 1917 года, отражая объективное требование общества, обратившего внимание на необходимость более углублённой просветительской деятельности по отношению к детям.
    После 1917 года развиваются оба типа библиотек - детская и школьная, причём в начале советского периода библиотечного строительства было очень чётко определено их функциональное различие и назначение: школьная обеспечивала учебно-воспитательный процесс в школе, детская же способствовала самообразованию, свободному чтению ребёнка, проведению досуга, дополняла то, что оставалось «за страницами учебника».2
    К сожалению, в конце ХХ–начале ХХI века произошел серьёзный перекос в распределении функций между школьных и детских библиотек. Из-за слабости материального и финансового обеспечения школьных библиотек в детские библиотеки был перенаправлен поток запросов по школьной программе. Более 80% всех запросов школьников связаны со школьными заданиями. Если вся так называемая массовая работа детских библиотек имеет целью приобщение к свободному чтению, чтению для ума и души, что и является основной задачей детской библиотеки, то объективные причины современного образования и нехватка свободного времени из-за большой загруженности школьной программой заставляют детей пользоваться детской библиотекой в узкоутилитарных целях. Как справедливо пишет Л. Н. Фомина, «Если бы деятельность библиотек была ориентирована на читателя и его потребности, то детская и школьная библиотеки давно бы сконцентрировались на выполнении своих непосредственных функциональных задач, соответствующих их типологии».3

    Детские библиотеки:
    попытки определения
    За всё время существования детских библиотек мало кто всерьёз занимался вопросами теоретического обоснования деятельности детских библиотек и особенно определения их места в общей типологии. Большой вклад в изучение детских библиотек своими статьями и книгой «Детская библиотека: современные проблемы развития»4 внесла Н. Л. Голубева. Какие-то попытки определения детских библиотек предпринимались в Концепции библиотечного обслуживания детей.5 Однако этого всё-таки недостаточно для определения места детских библиотек в типологии библиотек страны. Одна из причин в том, что библиотековедение почти не воспринимает нового знания, вырабатываемого детской психологией, социологией, педагогикой, социальной психологией, культурологией. Недостаточно проработанными остаются проблемы общей типологии библиотек, несмотря на то, что в 1990-е годы по этому вопросу разводилась бурная полемика.
    Основными типообразующими признаками являются, по мнению, библиотековедов, структура фондов, читательский контингент, статус библиотеки, её роль в системе библиотек и т. д.
    Согласно Е. Н. Гусевой6, которая свела многие теории типологии библиотек в единую таблицу, большинство исследователей выделяют детские библиотеки или как самостоятельный вид библиотек (К. Коновалова, М. А. Потапов, И. М. Фрумин, А. И. Литинский, Л. З. Амлинский, С. А. Трубников, А. В. Соколов и др.) или как подвид массовой (публичной) библиотеки (И. М. Фрумин, Н. К. Коссаковская, Н. С. Карташов и др.). Все детские библиотеки можно классифицировать прежде всего по читательскому контингенту - дети до 14 лет (включительно), специфике фонда (документы, предназначенные детям как основное ядро), по уровню подчинения - федеральная, библиотеки субъектов РФ, муниципальные, по роли в системе библиотек - центральные (библиотеки субъектов РФ), самостоятельные, централизованные детские библиотечные системы, детские филиалы, отделы публичных библиотек. Детские библиотеки отмечены даже в типологиях, основным признаком которых является автоматизация библиотек (А. В. Соколов, Л. И. Алёшин).
    Таким образом, детские библиотеки вполне вписываются в имеющиеся схемы типологизации библиотек. Однако в современном библиотековедении доминирует отнесение детских библиотек к публичным. И вот здесь возникают вопросы. Если обратиться к классическому определению публичной библиотеки как к библиотеки, которая «… в равной степени доступна всем членам общества, независимо от расы, национальности, возраста, пола, вероисповедания, языка, степени трудоспособности, экономического положения, места работы и уровня образования»7, то сразу становится очевидным, что детская библиотека по своему основному контингенту, направленности фонда не может быть интересна всему обществу, тем самым отличаясь от общедоступной библиотеки достаточно важными типологическими признаками. Именно поэтому в текст 8-й статьи Федерального закона №78 от 1994 года «О библиотечном деле» был внесён термин «специализированные детские и юношеские библиотеки». Теоретическую основу появления такого термина составляют достижения современной социологии, психологии и педагогики детства.
    Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключаются в скрытом (латентном) их характере. Как писала Г. Мистраль, «дети не могут ждать», поэтому удовлетворение их потребностей должно носить сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас». Это серьёзно затрудняет библиотечную работу с детьми и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания.
    Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, - создание культурной среды развития личности ребёнка. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру, так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру. В этом процессе всегда есть поэтапность, постепенность включения личности в культуру (от полного принятия до эффекта оппозиции, затем критики и, наконец, диалога). Каждый этап характеризуется своими особенностями развития психики ребёнка, его отношения к миру и культуре. Если эти периоды в развитии упустить, то в дальнейшем огромные пласты культуры, в том числе и книжной, уже никогда не будут доступны личности.
    Знание этих возрастных и индивидуальных особенностей культурного развития личности должны лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания детей. Именно в этом смысл термина – «специализированное обслуживание». На такое обслуживание дети имеют право по всем имеющимся законам и декларациям.

    В центре внимания - ребёнок
    Итак, детская библиотека - это специализированное библиотечное учреждение или его структурная часть универсального профиля, организующее библиотечное и информационное обслуживание детей и подростков (до 14 лет включительно). Обслуживает родителей как организаторов и руководителей семейного чтения, а также взрослых, профессионально связанных с детской литературой и детским чтением. Важная социальная роль детской библиотеки - быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой и отечественной культуры. Отсюда вытекают обязанности детских библиотек по отношению к читателям (реальным и потенциальным), направления работы, программы государственных и общественных организаций в поддержку библиотек, основания для оценки их деятельности.
    Миссия библиотек, обслуживающих детей, заключается в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребёнка, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
    Основная цель детских библиотек - удовлетворение явных и скрытых потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.
    Основные задачи детских библиотек:
    развитие и саморазвитие ребёнка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
    пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;
    гармоническое сочетание социализации (освоения ребёнком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребёнка);
    воспитание творческих способностей;
    пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
    обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоёв общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
    обеспечение доступа пользователя-ребёнка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
    взаимообогащение традиционной книжной и новой «электронной» культур;
    осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
    развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;
    развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.
    Социокультурная адаптация, социализация детей, вхождение детей в культуру (инкультурация) - это важнейшие направления социокультурной политики, которые должны иметь общегосударственный статус и быть официально зафиксированы в обязанностях органов государственной власти, причастных к решению этой задачи. Библиотечное обслуживание - часть этой политики.8
    Современную специализированную детскую библиотеку в том виде, в котором она существует - самостоятельное учреждение или структурное подразделение публичной библиотеки - можно рассматривать как подвид публичной библиотеки, тяготеющий к самостоятельному типу библиотек.
    Главная стратегическая линия дальнейшего существования детских библиотек в информационном обществе - модернизация и, как следствие, повышение качества работы с учётом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Будут меняться те или иные формы обслуживания и библиотеки как социальные институты, инвариантным останется одно методологическое положение: детям должны быть предоставлены наиболее комфортные условия для развития, получения образования, информации с помощью книги и других документов. Чтение остаётся, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры.
    В центре внимания каждой библиотеки должны быть интересы и запросы пользователя, библиотеки существуют прежде всего для Читателя. В центре внимания детской библиотеки - читатель-ребёнок со всеми его психологическими, возрастными и иными особенностями развития. С ребёнком должны работать знающие психологию и педагогику детства специалисты, хорошо знакомые с детской литературой и способами её преподнесения детям.
    «Опытным путём детские библиотеки нащупывали способы приблизиться к восприятию своих пользователей, к уровню их читательской культуры, стараясь приспособиться к особенностям читательской группы и развивать специализацию обслуживания. После централизация этот процесс пошёл вспять. В централизованных системах требования к взрослым и детским библиотекам унифицировались. Через систему административного и методического руководства шла нивелировка деятельности взрослой и детской библиотек, специфика последней стиралась.
    В деятельность детской библиотеки систематично насаждались методические установки, разрушительно повлиявшие на организацию открытого доступа и СБА (по схеме и формулировкам ББК), тематику, содержание и оформление выставок, состав фонда по отраслям знания и процент выдачи литературы - всё постепенно подтягивалось к норме работы взрослой массовой библиотеки»).9
    В настоящее время многие детские библиотеки создали свою, отличную от взрослой, среду развития и общения детей, применяют новые способы расстановки и раскрытия фондов, отвечающих возрастным особенностям разных групп детских читателей, проводят эффективные акции-мероприятия по продвижению чтения, создают программы и проекты работы по различным направлениям деятельности библиотек, значительно расширили партнёрство с другими учреждениями и организациями.
    Современная детская библиотека, если она является самостоятельным учреждением, имеющим статус юридического лица, все средства, которые ей выделяют по бюджету, и те, что она зарабатывает сама, направляет только на благо детей. Поэтому-то в этих библиотеках и комплектование документов гораздо лучше, чем в филиалах ЦБС, и информатизация, хоть и идёт тяжело, но, тем не менее, библиотеки предоставляют пользователям информационные технологии. Главное же, что детская библиотека всё своё пространство, каким бы оно ни было, предоставляет детям. А это очень важно, поскольку для детей библиотека - это не только читальный зал и абонемент, но и место общения и досуга. Это положение особо выделено в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей», подготовленном Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений: «Дети … нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё собственное детское, даже если они приглашают взрослых разделить его с ними…».10

    Опасная тенденция
    Опыт существования детских филиалов в смешанных ЦБС, к сожалению, показывает, что библиотечное обслуживание детей воспринимается как вторичное, полностью отсутствует приоритет интересов детей, о котором говорится в нормативных документах типа Конвенции ООН о правах ребёнка, Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и т. п. Более того, в некоторых ЦБС проблемы помещений, комплектования фондов, других материальных ресурсов решаются за счёт именно детских библиотек. Объединение детских и взрослых библиотек в одном помещении приводит к лишению детей своего пространства. Пока в стране не изменится отношение к детям, пока в библиотечной политике дети как наименее защищённая категория населения не будут рассматриваться хотя бы как равноправная группа, говорить об объединении детских и взрослых библиотек преждевременно.
    Тем не менее в настоящее время в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. библиотечная сеть претерпела значительные изменения в худшую сторону. В первую очередь пострадали детские библиотеки. Их общее количество уменьшилось с 4,5 тыс. в 2003 году до 4,1 тыс. в 2009 году. По всем регионам количество детских библиотек неуклонно сокращается. Например, в Чувашии вместо 43 детских библиотек осталось 33, в Татарстане 113 и 103 соответственно, в Ленинградской и Воронежской областях число детских библиотек сократилось на 15 ед., в Пермском крае - на 7 ед. и т. д.
    Многие детские библиотеки либо закрывают совсем, либо перепрофилируют, объединяя со взрослыми, школьными. Большинство библиотек потеряло свой статус. Так, в 2003 году в России, наряду с детскими библиотеками-филиалами, были центральные детские библиотеки, которые выполняли функции оказания методической помощи, квалифицированно занимались комплектованием фондов детских библиотек своего города или района, включая сельские библиотеки. Сейчас же эти библиотеки либо переведены в разряд библиотек-филиалов, либо существуют на положении детских отделов и отделений взрослых библиотек, что ведёт к сокращению опытных кадров, ухудшению всего библиотечного обслуживания детей, потере активных читателей. Имеет место и перевод библиотек-филиалов, имеющих своё обособленное помещение, на которое имеют право по всем международным конвенциям дети, в положение отделов взрослых библиотек с отчуждением ранее занимаемых помещений.
    Вызывает настороженность и нарастающая тенденция объединения детских и юношеских библиотек субъектов РФ. Так, если в 2003 году было только три детски-юношеских библиотеки, то к 2010 году их стало уже 17. Предпринимать такие шаги нецелесообразно, так как их объединение, как показывает практика, не способствует эффективной организации библиотечно–информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и во многом ущемляет и права детей, и права юношества. Если же учесть, что с 2009 года набирает силу тенденция превращения юношеских библиотек в молодёжные, то есть угроза полного растворения детей в общей массе практически уже взрослых пользователей библиотек. Теряют свои особенности организаторов библиотечного обслуживания детей в регионе и те библиотеки, которые объединяются с национальными (Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Саха) или универсальными научными (Хабаровск).
    Эти объединения связаны со стремлением органов власти оптимизировать затраты на поддержание инфраструктуры библиотечного обслуживания. Результатом этого является нарушение прав ребёнка, поскольку сокращаются возможности пользователей на получение информации в соответствии с их возрастными потребностями. Всё то, что было достигнуто Россией в области развития детских библиотек в ХХ веке.
    В развитых странах понимают, что детские библиотеки и библиотеки для юношества нужны для создания условий, отвечающих потребностям этих групп населения, и во многом отличаются от работы взрослых библиотек. Дети и юношество имеют право на собственный выбор учреждений, которые нужны им для развития и социализации. Одной из главных тенденций последнего десятилетия в разных странах мира стало усиление библиотечной работы с детьми.
    Это проявляется в следующем:
    в некоторых странах были приняты новые законы и планы по развитию библиотечного обслуживания детей (Дания, Норвегия, Япония, Корея).
    появились национальные центры детского чтения и литературы для детей как «паранациональные» детские библиотеки (отделения национальных библиотек), главной задачей которых является сбор, сохранение и изучение литературы для детей, а также распространение знаний о ней (Франция, Япония, Южная Корея и др.);
    стали открываться самостоятельные детские библиотеки (специализированные учреждения культуры, обслуживающие детей и юношей, не входящие в состав какой-либо публичной библиотеки, часто расположенные в отдельном здании) (Великобритания, Франция, Италия, Китай, Сингапур, Нидерланды);
    открываются также небольшие городские библиотеки, призванные обслуживать детское население региона (в последние годы детские библиотеки открылись в Германии, Нидерландах, Аргентине, на Кубе, в Индонезии, Китае, в Бенине);
    стали строиться новые, хорошо оснащённые библиотеки для детей и подростков (нередко по специальным архитектурным проектам) (Сингапур, Нидерланды и др.).11
    Очень бы хотелось надеется, что и в России здравый смысл возьмет верх над сиюминутными решениями, и нам не придётся через некоторое время возрождать детские библиотеки, равняясь на зарубежные страны.
    Непродуманная политика в отношении детей и детских библиотек может привести к полному их отчуждению от чтения, нарушению основ культурного развития и умения осмысленно организовывать свой досуг. К чему это может привести, наглядно показано в статье «Необъявленная война: дети мстят за экономию на них».12 Недаром кто-то из мыслителей прошлого говорил о том, что, закрывая библиотеки сегодня, завтра мы будем вынуждены строить новые тюрьмы.
    Мы совсем не хотим какой-то сегрегации детей, наоборот, как написано в Концепции библиотечного обслуживания детей13, главное сейчас - встроенность системы обслуживания детей в общее библиотечное пространство, но без ущемления прав детей, без лишения их права выбора той библиотеки, где им комфортнее, удобнее, лучше. Дети сами проголосуют, своими ногами, в какую библиотеку они пойдут и как будут ею пользоваться. Прежде чем экспериментировать и разрушать всё «до основанья», давайте прислушиваться к нашему главному судье - пользователю.

    1 Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. - М.: Книга, 1980. -С. 107.
    2 Там же.
    3 Фомина Л. Н. Детская библиотека: массовая, школьная, публичная? // От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (10–11 ноября 1992 г., Москва). - М., 1993. - С. 4.
    4 Голубева Н. Л. Детская библиотека: современные проблемы развития. - М.: Литера, 2009. - 160 с.
    5 Концепция библиотечного обслуживания детей. - М.: РГДБ. - 2004. - 31 с.
    6 Гусева Е. Н. Типология библиотек. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - С. 42–48; 59–72.
    7 Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию публичных библиотек. - СПб, 2002. - С. 13.
    8 Концепция библиотечного обслуживания детей. - М.: РГДБ. - 2004. - С. 2–6.
    9 Фомина Л. Н. Детская библиотека: массовая, школьная, публичная? // От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (10–11 ноября 1992 г., Москва). - М., 1993. - С. 5.
    10 Руководство по библиотечному обслуживанию детей: Пер. с англ. Ю. В. Просалковой. - М., 1994. - Вып. 7. - С. 61. Информационные материалы.
    11 Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми: Справка к заседанию Общественного совета по культуре при МК РФ. - М.: РГДБ. - С. 28–29.
    12 Необъявленная война: дети мстят за экономию на них // Живи и знай: Белая книга детства и образования в России. - М.: МИРОС, 1995. -
    С. 38–41.
    13 Концепция библиотечного обслуживания детей. - М.: РГДБ. - 2004. - 31 с.

    Детская библиотека как особый тип (вид) библиотеки

    В настоящее время в России сеть детских библиотек активно работает. Представляет собой отдельный социальный институт, который пользуется эффективной поддержкой у детской части населения.

    Абсолютно все органы законодательной власти формируют фундаментальные нормы права деятельности библиотек, обеспечения прав людей на доступ к информации. Так, согласно Федерального закона «О библиотечном деле» (1994 г.), закреплено право детей на библиотечное обслуживание в библиотеках разных типов, в том числе, и в специализированных детских библиотеках.

    Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblion - книга и thзkз - хранилище) - культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Задачи библиотеки заключаются в сборе, систематизации, хранении и выдаче читателям печатных изданий. Также в обязанности входит информационно - библиографическая работа.

    Детская библиотека рассматривается, как внешкольное учреждение, способствующее воспитанию и обучению школьников. Библиотека служит для оказания помощи в глубоком освоении наук, воспитание культуры чтение и при общение детей и подростков к литературе. Основная категория читателей детской библиотеки обучающиеся 1-8 классов, дети с семи до четырнадцати лет. Также есть и дошкольники, знакомые с азбукой и владеющие основами чтения и педагоги младшей школы и дошкольных учреждений.

    Фонды детской библиотеки, комплектуемые с учётом возрастных особенностей читателей, содержат общественно-политическую, научно-популярную, художественную литературу, справочные издания, детские журналы и газеты, грампластинки, диафильмы и диапозитивы, а также научно-методическую литературу и библиографические издания для руководителей детского чтения.

    В работе с детьми существует своя специфика, внимание нужно уделять каждому читателю. Для привлечения интереса детей к библиотеке используют различные формы и методы: выставки, беседы, открытый доступ читателей к книжным полкам, обсуждения книг, литературные утренники и вечера, встречи с писателями, читательские конференции, литературные игры, кружки рецензентов, друзей книги и т.д.

    Детская библиотека также служит для передачи традиций новому поколению. Детскую библиотеку можно сравнить с живым организмом, который развивается и становится не только адаптивной средой, но и инновационной. Дети нуждаются в гибкой сфере, для проявления творческих способностей и самостоятельности. Детская библиотека дает возможность экспериментировать в освоении новых способов взаимодействия с внешним миром, предлагает модели ценностей.

    Библиотека манит детей и подростков, открывая им мир, полный информации, в том числе информацию вторично-документального уровня. В фонде публичных библиотек предоставляется широкий выбор изданий и авторов, что обеспечивает удовлетворении разнообразных интересов и разностороннее развитее ребенка. Библиотека - единственное неангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся (через имеющиеся у неё материалы) различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. В этом их (библиотек), если можно так сказать, плюралистическая сущность.

    Современные библиотеки, используя новые технологии, имеют доступ не только к печатным изданиям, находящимся в их фонде, а и к редким изданиям, печатным и непечатным. Одно из основных направлений работы каждой детской библиотеки - это помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры читателя. Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, консультационная поддержка не только в поиске, но и в освоении информации - всё направлено на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа использования информации. Это работа стратегического значения, она направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества. Освоение библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку особенно привлекательной для ребёнка и подростка.

    Учитывая своеобразные особенности абонентов детской библиотеки, для привлечения внимания к книге, используют различные формы работы. Порой школьные, клубные методики. В детских библиотеках уже прижились традиционные мероприятия, которые используются для привлечения внимания маленьких читателей. Так уже стало привычным проведение ежегодного мероприятия «Неделя детской книги», в рамках которых проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, журналистами и издателями, презентации новых книг и журналов. Ежегодно проходят · Национальные и международные выставки детской книги,· выставки работ художников детской книги.

    Регулярно проводятся читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков, для привлечения детей к творчеству - литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов, конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п..

    К проблемам распространения чтения среди детей активно привлекаются родители и педагоги.

    Библиотеку нельзя приравнивать к литературному архиву, который служит для узкого круга читателей. Редкие документы архивируются в электронной форме, а подлинники передаются в архив для хранения. В фонд библиотеки поступают не только текстовые документы, а и полнометражные аудиоматериалы (передачи радио, интервью), также фотодокументы и копии рукописей.

    Фонд детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, DVD, базы данных, в том числе, базы данных интернета). В нем должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки. Документный фонд детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и в то же время отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. При комплектовании фонда детской литературы необходима исключать материалы, в которых пропагандируется вражда, жестокость, насилие, присутствует порнография и жесткость. В каждой библиотеке имеются нормативные документы, которые четко формулируют правила отбора материалов в фонд. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендациях специалистов в области детского чтения и детской литературы с учетом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. В процессе формирования фонда детской библиотеки материалы проходят проверку на соответствие критериям, которые учитывают потребности личности, обеспечение ее интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.

    Детскую библиотеку можно сравнить с мостом, который соединяет ребенка с культурой, и обеспечивает им взаимодействие. Пространством, аккумулирующим последствия деятельности школьника в культуре. Пространством, предъявляющим школьнику его ценность как деятеля культуры в процессе генерирования идей о себе, продуцирования смыслов.

    Воспользуемся определением, данным П. Флоренским “Пространство - не одно только равномерное бесструктурное место, не простая графа, а само - своеобразная реальность, насквозь организованная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение”.

    Современная детская библиотека, чтобы быть средой принятия детей - деятелей (субъектов) общества, осмысливается как современный институт, действующий в культуре. Изменились условия взаимодействия ребёнка с культурой и условия её восприятия, поэтому детская библиотека сегодня привлекает к себе внимание особенностью положения, она стремится расположиться на границе разных типов культур. При этом, как открытая и пластичная система, позволяет обнаруживать современному ребёнку “точки” перехода, перетекания, сосуществования и конфликта между культурами и их субъектами. Школьник, читающий и нечитающий, в пространстве детской библиотеке переживает опыты диалога в культуре, что особенно важно в переходном периоде.

    В современной детской библиотеке четко выделены два аспекта деятельности, это создание и сохранение культурного наследия. Хранится может на аудио, видео, электронных и книжных носителях. Детская библиотека обеспечивает доступ к событиям в культуре, храня и консервируя документы. Библиотека одновременно моделирует новые возможности посредствам взаимодействия с электронными носителями и продвигает значение и ценности книжных изданий. Все в мире взаимосвязано, и естественно, что библиотека не может стоять в стороне отвергать опыт миропонимания.

    И вот уже термин “пропаганда” книги сменяется “популяризацией”, а “воспитание культуры чтения” - “привитием информационной культуры”.

    Каждая библиотека, на протяжении многих лет, создавала длительные и кратковременные планы. Ставила перед собой определенные цели и задачи. В наше время “модным” стало определять “миссию” организации, и библиотека не исключение.

    Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации.

    Вместе с течением времен менялись направления работы детских библиотек, усложнялись цели и задачи, поставленные перед сотрудниками библиотек. Коллектив знал, что их задача состоит в обеспечении прав ребенка на бесплатный доступ к информации, библиотечно - информационное обслуживание и предоставление услуг в доступе к фонду. Библиотека имеет одну из главных ролей в воспитании образованных, социально - активных юных членов общества, которые в дальнейшем обеспечат прогресс нации. Главная задача, которая имеет фундаментальное значение в развитии общества, это развивать и поддерживать стремление детей к знаниям, чтению. Наша нация - это читающая нация, а читающая нация, в свою очередь, это, прежде всего, читающие дети. Библиотека занимается привлечением детей и взрослых к совместному чтению.

    Определяя миссию, библиотека оценивается как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее.

    В наши дни, молодое поколение, делится на читающих и нечитающих, не зависимо от социального слоя, скорее разделение становится явлением универсального порядка. Частично это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространение во многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такого периода жизни, как детство и отрочество.

    В последние десятилетия проблема грамотности молодежи снова стала актуальной, и государству и взрослому поколению необходимо стимулировать детей, проявляющих интерес к чтению. Привлекать в круги читающих новых участников. Открывать все возможности литературы.

    Современность не относится к литературе, как к педагогическому инструменту, не воспринимает детскую книгу как средство воспитания, но все же необходимо понимать, что ее образовательно-воспитательное воздействие на формирование личности юного читателя неоспоримо. Ребенок, где бы он ни был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во многом о самом себе. Многие дети воспринимают чтение не только как процесс образования и ознакомления с окружающим миром, а и как свое развлечение. Книги захватывают ребенка и «переносят в свое измерение».

    Детская библиотека дает ребенку не только доступ к информации, но и знакомит с культурными ценностями, синтезом которых является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы на педагогические и образовательные цели. Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка. Детская библиотека - социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка.

    Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства - одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства - творчество.

    Детские библиотеки имеют свою миссию - используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Дети нуждаются в особом внимании, в создании условий для роста и саморазвития. Цель существования детских библиотек состоит в содействии духовному росту ребенка, формированию у ребенка потребностей в самопознании, самообразовании, приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре. Детские библиотеки ведут пропаганду ценности чтения и книги, вводят детей в социальную и культурную среду общества через чтение. Детские библиотеки должны соответствовать потребностям растущей личности.

    Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

    В чем нуждаются дети и как детские библиотеки могут помочь им в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем?

    Поиски миссии детской библиотеки на рубеже нового столетия привели теоретиков и практиков к гуманистической идее развития личности ребенка как многопланового процесса приобщения к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытия всех творческих способностей растущего человека, а затем и посильного участия в созидании культуры.

    Осмысление этой программной цели требует конкретизации применительно к специфике библиотеки как социального института. Согласно деятельностному подходу, человек развивается лишь в условиях самостоятельной активности, когда из внешних форм овладения окружающим миром и общения с людьми рождаются индивидуальные психические новообразования. Система разнообразных деятельностей признается важнейшей движущей силой онтогенеза личности.

    Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активности. В библиотеке ребенок может не только читать и знакомится с литературой, а и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться школьными уроками, и отдохнуть. Детская библиотека предназначена для полноценного отдыха и развития ребенка. все же центральное место здесь занимает читательская деятельность, то есть целенаправленные действия по выбору, восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность библиотеки. Она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов, но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации коммуникативная функция библиотеки не только не уменьшается, но и актуализируется. Ведь освоение новых носителей информации невозможно без базовых умений и навыков читательской деятельности.

    Приоритеты библиотечного обслуживания отображаются в том, что ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения, что позволяет успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не признается их влияние на духовное становление ребенка. Ни школа, ни библиотека, таким образом, не добиваются подлинно целостного представления о чтении, закрепляя у него поверхностный уровень восприятия. А между тем замечательные ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы тождественны и взаимосвязаны. Исходя из этого видно, что чтение способно изменить детскую душу, что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно, что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной культуры наиболее эффективными средствами.

    Но для этого многое должно измениться в сознании библиотекаря. Требуется понимание чтения как сложнейшего системного психологического явления, затрагивающего разные сферы личности - эмоции, интеллект, воображение, систему субъективных отношений к миру и т.д. Освоения ждут современные научные представления о механизмах чтения у детей разного возраста, методике развития творческих читательских способностей. Надо преодолеть стереотипы библиотечных форм работы с книгой, которые в основном акцентируют внимание на стадии выбора книги и упускают такие важные фазы чтения, как собственно восприятие творческого замысла автора, сопереживание его идеям и образам, критическую оценку прочитанного.

    Ответственным шагом в решении проблемы с приобщением ребенка к чтению, является организация взаимодействия ребенка и взрослого на основе сотрудничества и сотворчества. И только методом совместной деятельности, направленной на преодоление возникающих трудностей, школьник учится самостоятельно открывать новые грани библиотечного обслуживания. Библиотекарю практика совместной работы дает возможность, с одной стороны, предоставить ребенку необходимую свободу, а с другой - взращивать живую душу, удовлетворять и развивать информационные потребности ребенка. Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей школьного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство, формирование личности ребенка как читателя.

    В понимании общественности библиотека это хранилище книг. Мнение о равнозначности библиотеки и книжного архива уже не актуально. Сейчас библиотеки располагают не только документами новых, современных форматов, они весьма многопрофильны. Работа детской библиотеки подчинена основной миссии - создать среду для развития школьника, его духовного и интеллектуального роста, воспитания творческих способностей. В наше время особенно важна открытость библиотек для детей из всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

    Таким образом, определяя миссию детской библиотеки можно сделать выводы о том, что используя все имеющиеся ресурсы, она стремится предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям .

    Централизация детских библиотек может осуществляться по двум направлениям.

    Если в городе насчитывается 8-10 детских библиотек, то тогда создаются особые ЦБС детских библиотек. Они объединяют все детские библиотеки города. Возглавляет ЦБС детских библиотек ЦГДБ. В этом случае городские библиотеки для взрослых детей не обслуживают. ЦБС детских библиотек существует в Минске, ранее также существовала и в Могилёве.

    Если в городе мало детских библиотек (как в большинстве городов РБ), то детские библиотеки входят в городскую или смешанную ЦБС на правах специализированных филиалов. ЦГДБ приобретает статус отдела ЦБ, что позволяет её оказывать методическую помощь детским библиотекам-филиалам. В случае подобной централизации библиотеки для взрослых обслуживают детей.

    Сети библиотек разных ведомств, организаций и учреждений. Цели, задачи, функции, структура, особенности.

    Все библиотеки, как публичные, так и специальные, объединяются в библиотечные сети и по признаку ведомственной принадлежности делятся на три группы: 1) сеть государственных библиотек (финансируется и подчиняется министерству культуры); 2) сеть библиотек различных ведомств и учреждений (например, сети педагогических и медицинских библиотек РБ); 3) сеть библиотек общественных организаций (сеть профсоюзных библиотек).

    Сеть государственных публичных библиотек рб.

    Эта сеть создаётся и финансируется Министерством культуры РБ.

    Структура сети:

    І. Республиканский уровень – НББ.

    ІІ.Региональный или областной уровень 6 УОНБ.

    ІІІ. Низовой уровень (1) ГЦБС, РЦБС, ГДЦБС; 2) городские, сельские, детские, юношеские библиотеки-филиалы городских и районных ЦБС). В городах и селькой местности функционируют следующие ЦБС: городские, сельские, смешанные. В крупных городах могут существовать детские ЦБС, как,например, в Минске (подробно о структуре ЦБС и вариантах централизации см. в лекции “Централизация публичных библиотек”).

    Национальная библиотека Беларуси. Типологические особенности и функции.

    Национальная библиотека – главная библиотека страны, которая обеспечивает эффективное использование отечественных и мировых библиотечных ресурсов в интересах государства, законодательно закреплена в качестве главного центра, осуществляющего взаимодействие библиотек всех видов на республиканском уровне. Кроме того, она возглавляет и координирует работу сети публичных библиотек Министерства культуры.

    Возникновение НБ как особого типа библиотечных учреждений относится к XVII–XVIIIстолетиям, когда начался процесс создания буржуазных государств, в которых возникли центры науки и культуры. Соответственно возникла необходимость и в создании национальных библиотек.

    Первая НБ появилась в 1795 году во Франции после объявления Конвентом Королевской библиотеки национальным достоянием и предоставлением ей обязательного экземпляра всех изданий страны.

    Однако эти сведения не бесспорны, поскольку некоторые специалисты считают, что первой национальной библиотекой была Королевская библиотека Швеции, основанная в 1661 г.

    Сам термин «национальная библиотека» как особое типологическое понятие появился в 30-х годах ХХ столетия, когда сотрудник библиотеки Британского музея написал и издал книгу «Национальные библиотеки мира», где впервые собрал всю информацию о библиотеках этого типа.

    Сейчас действует два вида НБ:

      Универсальные НБ (НББ, Российская НБ в Санкт-Петербурге (1795), Российская государственная библиотека в Москве (1864)).

      Многоотраслевые НБ по многим комплексам (в РБ нет, в России – ГПНТБ, Государственная научная медицинская библиотека).

Поделиться