Духовная пустота. Что такое Душевная пустота? Как избавиться от духовной пустоты Духовная пустота

Иногда, настолько устаешь постоянно волноваться, страдать, испытывать эмоции, что появляется холод, пустота в душе. Это чувство психологи не считают нормальным, оно может указывать на серьезное психическое расстройство. Ощущение странное, потому что вроде живешь и нет. Откуда берется бездна? Как избавиться от страшной пустоты и почувствовать себя вновь счастливым?

Причины

Часто человек и сам не замечает, когда у него наступает кризисный период, в который полностью весь внутренний мир начинает разрушаться, образовывая черную дыру. Окружающие часто не замечают, насколько плохо человеку, который вроде живет обычной жизнью, а на самом деле внутри темно и «сыро». Можно выделить факторы, приводящие к такому состоянию:

  • Сильная . Постоянная рутина, вечная суета приводят к моральному изнеможению. Незаметно для всех начинают иссякать душевные силы.
  • Стресс. После серьезной потери, резких жизненных изменений очень сложно восстановиться, поэтому появляется , которая со временем приводит к пустоте.
  • Потрясение. Несмотря на то, что это состояние похоже со стрессом, не стоит путать его. Человек переживает потрясения из-за измены, предательства, когда красивый сказочный мир, как хрупкий конструктор рушится в один момент.
  • Отсутствие цели. Если на смену реализованным задачам не приходят другие, становится очень тяжело. Наверное, каждому приходилось испытывать такое чувство, когда достигаешь цели (какой бы она сложной не была), после жизнь становится скучной и менее интересной.
  • Острый период. Когда на человека сразу много всего сваливается, через время можно почувствовать опустошенность, эмоциональное выгорание.

Чем сопровождается душевная пустота?

К сожалению, все заканчивается тоской, равнодушием, депрессией, апатией. Человек вроде живет по безысходности. Если своевременно не принять меры, все может закончиться и самоубийством.

Душевная пустота приводит к тому, что человек равнодушно относится ко всему – не интересуется окружающим миром, замыкается в себе, перестает контактировать с людьми. Из-за опустошения души он запускает свою внешность, дом, от него часто отказываются друзья. Чтобы не допустить трагедии, важно понять, что душу сожгли переживания, которые, казалось бы, уже в прошлом, но никуда не деваются, мешают жить.

Что делать?

Постепенно нужно заполнять пустоту. Конечно, это сделать достаточно сложно, но если есть желание вновь жить полноценно, то возможно. Подумайте, что лучше быть бездушным существом или настоящим человеком, который умеет радоваться, плакать, искренне любить. Необходимо пересилить себя, разозлиться и заполнить пустое пространство.

Придерживайтесь таких этапов:

  • Не бойтесь жаловаться. Наверняка у вас есть родственники, друзья, не нужно держать все в себе, поплачьтесь, выговоритесь.
  • Научитесь доверять . Близкие люди не пожелают вам вреда, они всегда утешат, выслушают, дадут ценный совет, поймут.
  • Разберитесь в причине. Возможно вам нужно сменить местонахождения, уехать подальше от всей суеты. Иногда достаточно подумать в одиночестве, в новой обстановке. Хорошо помогает домик за городом. Здесь можно обрезать деревья, посадить цветы, избавиться от сухой травы. Проделывая все эти работы, начнете замечать, как очищаете свою душу, вытягиваете из нее боль.
  • Нужно раскачать свои эмоции , для этого можно заняться экстремальным видом спорта, который поднимет уровень адреналина. Можно почитать душераздирающую книгу, посмотреть мелодраму. А кому-то достаточно насладиться красивой природой, восходом солнца или просто влюбиться.

Чем заполнить душевную пустоту?

Важно понимать, что опустошенность касается разных жизненных сторон. Поэтому необходимо действовать правильно. В вашей душе должны вновь заселиться:

  • Мир чувств, личная жизнь. Человек не может полноценно жить без нежности, и страсти. Не бойтесь заводить новые отношения, даже, если предыдущий опыт неудачный. Откройте душу, возможно вы найдете своего настоящего любимого человека, с которым заново почувствуете себя счастливым.
  • Отношения с близкими людьми . Порой ежедневная суета приводит к тому, что человеку не хватает времени для общения с близкими. Не стоит отказываться от родных – навестите свою бабушку или дедушку, родителей, брата, сестру, поговорите по душам. Эти люди вас по-настоящему любят, смогут растормошить.
  • Работа. Часто человека спасает любимый вид деятельности. Если ранее вам работа не приносила счастья, найдите себя, займитесь тем, чем давно хотели. Не стоит смотреть на работу как тяжелый труд, подойдите к ней креативно. Это мотивирует вас.
  • Увлечения. Не отказывайтесь от посещения разных мероприятий. Найдите свое хобби, которое вас зацепит. Таким образом получите свежие эмоции.

Получается для заполнения пустоты в душе необходимо всего лишь собраться силами, научиться радоваться жизни, получать от нее удовольствие. Вы должны сделать все, чтобы ваша жизнь наполнилась яркими красками, чувствами, тогда в душе появится гармония.

Что нужно делать сейчас для возрождения на нашей земле христианской веры и Русской церкви? Всякий ответ на такой глобальный вопрос вынужденно будет либо слишком неполным, либо абстрактным

Ответ этот, думается, можно услышать в живом голосе человека, жизнь которого сама была непрестанным вопрошанием о судьбе православия и русского народа, – протопресвитера Виталия Борового. Его слово в начале 2000-х, в котором мы постарались бережно сохранить всё от начала до конца, даже интонации, предлагаем вниманию читателей «Стола». Лучше сказать «пристальному вниманию»: публикуемая расшифровка его выступления требует медленного и вдумчивого прочтения и размышления. Рассуждая о трагическом (!) вопросе современного церковного просвещения и образования, отец Виталий лаконично, точно и остро ставит связанные с этим вопросы церковной молитвы, языка богослужения, отношений церкви и государства, современного служения священника и церковного потенциала созидания в стране согласной общей жизни.

Прот. Виталий (Боровой)

О христианском просвещении и богословском образовании в современной РПЦ

Меня попросили рассказать о моей библиотеке. Я реалист. Что о ней рассказывать? Действительно, собирал всю жизнь. Сначала, когда я приехал работать на Запад, мне дарили по бедности. Спасибо всем этим людям, конечно. Потом, когда сам стал зарабатывать, дарить перестали, а я покупал. Книги мне нужны сейчас для работы, а после меня тоже понадобятся многим. Хочу одну белорусскую пословицу привести (я белорус): «Жил-был мних (монах), имел много книг, собирал всю жизнь, но не знал, что в них». Книги надо читать, а не рассказывать о них.

Живем мы в подлое время, а оставаться надо такими, какие есть

А мне позвольте перейти к теме, которая заявлена, т. к. христианское просвещение и богословское образование – больной и трагический вопрос сейчас. Живем мы в подлое время, а оставаться надо такими, какие есть.

Я глухарь: бывает трудно остановиться, а монолог – плохо. Поэтому позвольте перейти к тому, что во вводной части набросал, чтобы после неё осталось время на самое интересное – ответы на вопросы.

Когда-то мы (Россия) гордились и верили, что мы Святая Русь. Вторая половина XIX века показала слабость «Святой Руси». Церковь – Святая Русь – не справилась с новыми проблемами, оставаясь, однако, верной своим преданиям, вере. Старое сохраняли, и это хорошо, но возникали новые проблемы в жизни. Их надо было решать. Церковь не была готова решать их. В результате этого сначала потеряли интеллигенцию, её среднюю часть, но массу. Интеллигентная вершина мировой культуры сохранилась, и вершина духовности [в] интеллигенции сохранилась. Но это элита! А обычная интеллигенция питалась неверием и западными источниками. Потом потеряли рабочих и молодёжь. В результате – революция. Руководство революции не было связано с Россией. Хотели построить новое общество, но задавить русскость. Что получилось – мы знаем на себе. Система сказала сама за себя: и хорошее, и плохое. Внутренние противоречия системы её и разрушили, и это хорошо. Но есть реальность – люди, которые остались от этой системы. [Поэтому] задача духовная, насущная сейчас – просвещение народа.

Священники не готовы, их нужно растить, готовить. А задача стоит трагическая – просвещение народа!

Просвещение заменить нельзя эрзацами (воскресные школы и т. д.). [Задачу] нужно решать серьёзно и глубоко. Священники не готовы, их нужно растить, готовить. А задача стоит трагическая – просвещение народа! Мы привыкли служить Богу и народу. Раньше, когда всё было запрещено, совесть была спокойнее. Сейчас всё можно. Мы кинулись церкви восстанавливать, торжествуем о цифрах (200 епископов, 18 тыс. церквей, 300 монастырей и т. д.). Достижения? Да. И это надо уважать. Не идеально, но сделали. А кто [теперь] в этих церквях, монастырях?

Наука у нас всегда была на уровне, с ней считались на Западе, особенно с фундаментальными науками, техникой. Отставали гуманитарные науки. Я много знаю конкретных вещей от своего прихожанина академика Виноградова – создателя московской математической школы. Он часто меня просил: «О. Виталий, тише, скромнее говорите…». Но ведь пустота духовная должна быть заполнена.

К молодёжи надо идти. Идти умело, потому что не должна молодёжь «переедать» (ни православия, ни марксизма)

Молодёжь наша не плохая, и не была плохой, [она] выше, чем на Западе, нравственно лучше. На Западе общее течение духовной жизни понижено, там ниже духовный уровень.

Часть молодёжи сама обратилась к Богу, без нашей заслуги. К молодёжи надо идти. Идти умело, потому что не должна молодёжь «переедать» (ни православия, ни марксизма). Молодёжь, выстрадавшая православие, становится консервативной. Основная же часть молодёжи пришла из интереса. Но у молодёжи духовный релакс продолжается недолго. Нужна пища и для ума. Атеизм научным себя называл, к уму и раздумьям взывал. И теперь молодёжь не только сентиментальна, но и пищу для ума ищет в религии. Церковь консервативна, она не отвечает на их вопросы. Говорю пессимистически, но лучше я сам скажу, чем об этом же мне скажут другие.

Самое важное сейчас – просвещение! Нужно объяснять веру и службу. Может быть, и 100 лет ещё не будет востребовано новое, но оно должно расти: тихо, без шума, без конфликтов.

Очень ценно и очень важно просвещение. Всё нужно объяснять, но объяснять понятно.

Язык! Все языки священны, если мысли Священного Писания передают. Не надо ничего менять, надо объяснять, и объяснять понятно. Служить так, чтобы понятно было! Епископы и священники – только предстоятели, а служит народ Божий! Одну лишь молитву предстоятель говорит о себе, остальные все – от имени народа Божьего. И хор от имени народа говорит, поёт. А должен народ сам петь, говорить, главное – понимать то, на что он отвечает «аминь». [Для этого] нужно говорить на понятном народу языке.

Я воспитан на старославянском, это моё. Когда служу по-старославянски – душа поёт! А когда служить пришлось по-гречески, я страдал, а не молился, т. к. боялся ошибиться. А у грека наоборот, наверное, поёт душа на родном языке. Народу не надо менять язык сразу. Я против модернизма всякого, но понятным делать – надо.

Любое правительство хочет «иметь» церковь, т. к. это опасная организация

Церковь – не музей, а живой организм. А раз живой организм – он развивается. Нужно, чтобы всё новое принимал народ, но для этого надо время. 50 лет готовили до революции обновление церкви. Запросили архиереев, несколько томов есть. А кто их знает, кто читал? Сейчас народа боятся все. И я тоже. А предложения в тех томах, что я говорил, были разные, вплоть до того, что «все семинарии закрыть и срыть фундамент, готовить всё заново». И такое было предложено тогда.

Любое правительство хочет «иметь» церковь, т. к. это опасная организация. Контроль государства над церковью есть всегда и везде. Дело в методах. Мы действуем грубо. На Западе разумно, вежливо и умно манипулируют.

К 1980 г. Хрущёв хотел «попа последнего показать». Революция 1917 г. – это был паралич власти. Всегда выплывает в это время всякая шваль. Обновленцы себя и дело [обновления] дискредитировали. Ими сманипулировало государство, потом посадило. Получился конфуз и провал обновления. Неглупые люди в революцию взяли власть. Советская власть выиграла, а обновленцы погибли в Сибири. Теперь консерваторы спекулируют, само слово «обновленцы» настораживает, а это просто спекуляция консерваторов.

Преступление наше в том, что не готовим языкового обновления

Сейчас ещё не время вводить русский язык. Будет время для него, но [это] готовить надо. Преступление наше в том, что не готовим языкового обновления.

Разумно, что церковь консервативна, но готовить надо понимающий народ. Без криков, без огласки надо готовить, чтобы службу народ понимал.

Богословское образование должно готовить новых священников, которые бы понимали современные проблемы. Схоластику понимать [тоже] надо, фундамент надо знать, но и на прежних фундаментах возникли новые проблемы. Например, экология. Запад работает в этом направлении. Не очень хорошо, но работает.

Народу не только вере надо научаться, но и помогать ему справляться с новыми проблемами жизни. Обязанность церкви – помочь обществу обновиться и справиться с новыми задачами. Церковь не в стороне. Она служит народу и Богу, не вмешиваясь в политику, помогает народам объединяться на равных в дружную семью, [ибо] жить вместе легче.

Россия накануне Первой мировой войны шла такими темпами, что догоняла и перегоняла Запад и США. Если бы не катаклизм революции, то Русь была бы более передовой, чем США и Запад.

Если церковь свои функции выполнит, дружба народов будет развиваться в нужном направлении

Ясно, что всегда жить лучше вместе . Если церковь свои функции выполнит, дружба народов будет развиваться в нужном направлении. Историческая заслуга церкви – объединение русских, развитие культуры.

Молитва – не образец, но обязанность. В церкви молитва организована, и мы сами в церкви должны быть организованы. Хранитель веры – народ Божий. Священноначалие ведёт, учит, а народ поправит!

На вопрос «Кто лучшие богословы в мире сейчас?» ответил: «Митрополит Иоанн Зизиулас, Яннарас, покойные уже Шмеман, Мейендорф». «А из русских богословов?» Подумал-подумал и не назвал.

На вопрос (уже в коридоре) об о. Георгии Кочеткове ответил:

«Здесь не о чем говорить. О. Георгий делает большое и нужное дело. И делает хорошо. Обсуждать нечего – надо помогать. А он поставлен в невыносимые условия. Нужно создать условия, чтобы он мог заниматься главным».

Начало 2000-х годов

Справка:

Протопресвитер Виталий Боровой (1916–2007). Заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата, преподаватель аспирантуры при ОВЦС, настоятель кафедрального Богоявленского (Елоховского) собора в Москве(1973–1978), с 1984 года – почетный настоятель московского храма Воскресения Словущего. В 1996–2007 годах отец Виталий был членом Попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института.

В 1962–1966 и в 1978–1985 гг. он представлял РПЦ МП при Всемирном совете церквей (ВСЦ), служил настоятелем храма в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех ассамблей ВСЦ, был единственным наблюдателем от РПЦ, который присутствовал на всех заседаниях II Ватиканского собора в 1962–1965 гг. В памяти современников протопресвитер Виталий остался одним из самых просвещённых священнослужителей своего времени, заботившихся о сохранении благородного облика русского православия.

Ищите Бога,
Ищите слёзно,
Ищите, люди
Пока не поздно!
Ищите всюду,
Ищите каждый.
И вы найдете
Его однажды.
И будет радость
Превыше неба!
Но так ищите -
Как нищий хлеба!

Стихотворение, написанное на стене домика
блаженной Паши (Параскевы) Саровской в
Серафимо-Дивеевском женском монастыре

Если Вы когда-нибудь анализировали свою жизнь, а скорее всего это было и не раз. То, наверняка замечали, что есть особые периоды или моменты, которые нас меняют очень сильно. И после которых, такими как прежде нам уже не остаться никогда. Нет, я искренне верю, что каждая наша встреча далеко не случайна, более того, промыслительна. Верю, что каждый человек в нашей жизни и каждая ситуация нам что-то несет свое, о чем-то говорит. Но, такие вещи, порой просто не замечаются за суетой, и на них и вовсе можно не обратить внимания. А вот… есть один, два!!! момента, которые нас заставляют задуматься о многом и многое переосмыслить.

Что это может быть? Да что угодно! Развод с любимой женщиной. Бесконечное одиночество. Тяжелая болезнь или травма! Возможно, сплошная череда неприятных событий. Потеря дорогого близкого человека… Порой, именно это вытряхивает нас из кокона самообмана, да и общей лжи, которая так старательно навязывается миром, общественным мнением, по телевизору, слухами и общем укладом так называемой «нормальной» жизни.

И может в этот момент, человек впервые в свое жизни начинает задавать себе самые важные вопросы… «Кто же такой Бог?» Может ли человек знать это наверняка? Да и есть ли Он в этом мире, где несчастья, зло, несправедливость господствуют порой почти беспредельно? Этот страшный вопрос о бытии Бога задавали себе миллиарды людей. И каждое поколение, каждый из нас не уйдет от поисков ответа на этот вопрос.

И если хоть немного не полениться, хоть немного постараться потратить времени на то, что касается нашей души… то можно удивиться! На сколько же мы мало знаем о окружающем нас мире. Возьмем Святое Евангелие в руки, откроем эту священную книгу. Откроем для себя Священное предание нашей родной Церкви.

Прочтите хоть одну из книг Паисия Святогорца, Антония Сурожского, откройте для себя творчество великолепного писателя Кэрролла Льюиса «Просто христианство». Почитайте хоть несколько писем игумена Никона Воробьева или русского святителя Игнатия Брянчанинова. Вы откроете для себя удивительный мир. Мудрования всех современных психологов покажутся Вам детскими сочинениями по сравнению с той простой мудростью и жизнью, что будут дышать на Вас со страниц этих книг. Там есть ответы на ВСЕ интересующие Вас вопросы. О душе, о жизни, о горе, о радости, о детях. Вопросы о настоящей любви, о верности. О том, как стать, наконец, человеком счастливым, обрести покой своей душе, своему сердцу уже в этой, земной жизни.


На многое откроются глаза. Мы реально увидим, что грех существует. Существует и Бог и ангелы, Пресвятая Дева Мария, и конечно лукавый тоже существует. И что основная его задача, как раз и состоит в том, чтобы погубить человеческую душу. Всеми правдами и неправдами отвлечь от Бога. Завлечь человека чем угодно, работой сверх всякой меры, каким-то опасным видом спорта, кого-то алкоголем, кого-то деньгами, кого-то наркотиками, кого-то властью, кого-то плотской страстью (вплоть то измен или любовных похождений, которые до того стали в норме, что это уже почти и не осуждается обществом) и таких красивых с первого взгляда «конфеток» очень много. Но внутри-то, за ярким фантиком… порой не просто пустота, а самый настоящий яд. И каждого он ловит на какую-то свою удочку и ведет на ней. По-сути, ему все равно, на чем довести человека в пропасть, на страсти к деньгам, на воровстве, на пьянстве, на излишней гордости или самолюбии. Цель одна - погубить, уничтожить душу человека. И без Бога, у человека шансов нет. Не ведя духовной жизни, хоть немного, у человека образуется в груди пустота, которая постоянно не дает нам покоя.

Я думаю, что каждый ощущал эту пустоту в груди. Кажется, что самое важное, самое лучшее где-то рядом, но даже в самых ярких любовных романах и то, это заполнение лишь временное, больше от эмоций, нежели от настоящего глубокого чувства. И ни в чем мирском, ни в каких вещах или удовольствиях, ни какими богатствами вещественного мира, эту пустоту заполнить не получится.

О чем во множестве своем свидетельствуют несчастные (по-настоящему несчастные) люди. Так называемые уже «изрядно поношенные» сердцееды-любовники, которым все мало и мало одной любимой и их, как одержимых тянет все к новым и новым ощущениям, но за каждым их ждет все большее и большее разочарование. Или пустота того, кто жаждет власти, идет все дальше и дальше и по головам, по шеям, по людям… Или тот кто просто тихо спивается где-то в однушке, по сути так же пытается заполнить ту невыразимую и глубочайшую бездну нашего сердца, нашей души. Пытается найти свое счастье хоть в этом. И ни у кого, со времен Адама, еще не получилось сделать это, без самого главного. Без Бога.

Но, когда у человека появляется вера в Бога, молитва, первое знакомство со Священным Писанием, надежда на православных святых, которые всегда рядом с нами, стоит к ним только обратится мысленно (Ведь у Бога все живы. От Луки, глава 20. 38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ), тогда человек по-настоящему может быть счастлив, наполнен, спокоен внутри и уверен снаружи. Может свернуть горы, если нужно. Тогда человек выходит как бы на духовную орбиту, он начинает
открывать глаза и видеть, что этот мир далеко не так прост, далеко не так материален.
Он начинает замечать, что есть маленькие чудеса и видит, как действует молитва, видит какие невероятные сокровища дают нам таинства Церкви. И только тут, происходит реальное изменение человека. Кардинальное. Не наносное, когда человек вроде тужится сам все управить в своей жизни и себя самого. Пытается побороть, к примеру, пьянство, кодируется и становится настолько скверным характером, что говорят «уж лучше бы и дальше пил», Вы такое встречали? Я да.

Или, к примеру, начинает бороться с чревоугодием и зацикливается на себе, на здоровье, да чрезмерного, до самодурства. Или повысили кого-нибудь по должности, стало чуть больше денег в кармане и что осталось от человеческого в нем?.. Да мало ли примеров? А обратившись к Богу, меняется качество души, по вере можно исцелиться от любых страстей, от любых. Нужно только одно, искреннее желание, просьба к Богу и чуть наших усилий. И тогда случаются чудеса, как с Апостолом Павлом, который шел в Дамаск гнать и казнить христиан, а после встречи с Господом, стал великим исповедником веры христианской, Апостолом. Поменялось качество души.

И, как говорил один мудрый батюшка, надо уметь жить и радоваться жизни. Быть благодарными за все, что нам дается. Не только за радости, но и за трудности в нашей жизни, которые хоть немного позволяют нам иногда очнуться от суеты, от забвения. И это будет самая лучшая наша молитва к Богу. Но, для этого следует еще раз разобраться, а верно ли мы понимаем эти святые слова… «Жизнь», «Вера», «Надежда» и «Любовь».

И хочется закончить эту беседу словами из завещания Патриарха Алексия II:

«И если в вашей жизни вы почувствуете, что в глубине вашего сердца есть пустота, которую не может заполнить ничто из того, что вам встретилось в мире, вспомните, что есть Христос, что есть Церковь, которая свидетельствует о себе словами апостола: «…нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают, нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, но мы всегда радуемся… мы ничего не имеем, но всех обогащаем. Уста наши открыты к вам, сердце наше расширено» (2 Кор. 6,8 -11)»

Вчера встречалась со своим близким знакомым. Не виделись чуть меньше пяти лет. Ему за шестьдесят. Женат. Не первый раз. Трое детей. Двое внуков. Кандидат наук. По сути своей человек очень увлечённый необычными идеями и в то же время приверженец науки и религии. Человек постоянно ищущий и изучающий себя, происходящее вокруг и то, как устроено наше мироздание. У него огромное количество любопытных знакомых. Он всегда среди людей и вокруг него люди. Он очень востребован в силу рода своей деятельности. Но он безумно неудовлетворён. Словно, вырос из всего, что есть, а другого никак не подобрать, не найти. А возможно, страх увидеть. Не хватает смелости. Мешают нравственно-религиозные догмы. У него есть талант. Но он держит его взаперти. Когда-то он напрочь отказывался его выпускать. Он замкнул его в себе. Ещё 5 лет назад был ярым противником этого. Но произошли изменения, и он вернулся к тому, что ему дано. Он всю жизнь ищет источник во вне, когда источник внутри. А всё, что во вне, могло бы питать этот самый источник. Но… Отсюда и духовный голод. Ни жена, ни дети, ни внуки, ни статус — ничто из этого не могут удовлетворить душевную пустоту. Они могут поспособствовать раскрытию внутреннего источника, но не заменить его, а тем более не напитать душу. Когда перерубаешь ход таланту, талант, чтобы выйти, разносит тебя, ища дверь в этот явный мир. Сегодня у меня была деловая встреча с мужчиной, которому чуть меньше 30 лет. Он очень энергичен с активной жизненной позицией, как сейчас принято говорить. Духовно закрытый человек. Он материален и источники вдохновения ищет в материи. Он ещё не наелся прелестями материальной жизни. И возможно, не наестся. Но несмотря на свою материальность и тот же поиск источников во вне, чтобы удовлетворить внутренний голод, который он даже не осознаёт, его также гложет духовная пустота. Но чем он отличается от моего знакомого, с которым я встречалась вчера? Он даже не знает, какой у него талант. Ему его ещё надо увидеть. А это сделать намного сложнее… А в итоге неудовлетворены оба. Мы всегда стремимся туда, где больше, ярче, пышнее, сытнее, светлее, теплее… А может быть настало время заглянуть в себя, не отрицая того, что есть вокруг.

Читайте также...

  • Недавно в раскраске с узорами русских вышивок увидела изображение лягушки, а рядом с ним изображение грудничка в позе лягушки. В очередной раз задумалась, как метко око народа всегда и всё […]
  • Общаюсь с мамой... Она считает, что в пожилом возрасте позволено то, что позволено младенцам: писать, какать, не понимать, канючить и т.д. При этом она считает, что с детей необходимо […]

Человек постепенно поднимается, приобретая альтруистические свойства. Достигнув свойства «отдавать», начинает «получать ради Творца».

Если до этого он приобретал дополнительные, альтруистические свойства, то теперь он с помощью приобретенных альтруистических свойств начинает исправлять (не уничтожать!) саму суть своего существа – не уничтожает желание насладиться, а исправляет намерение, ради чего насладиться.

Постепенно исправляя эгоизм на альтруизм, человек, соответственно этому, поднимается, пока не получит все, что должен получить, согласно корню своей души. Весь свет, все количество наслаждения, которое Творец желает дать творениям, называется – общая душа всех творений.

Свет, предопределенный каждому из нас (душа каждого из нас), является частью этой общей души. И эту часть каждый должен получить по мере исправления своего желания.

Человек может ощутить Творца (свою душу) только в своем исправленном желании насладиться. Если человек полностью исправил свой сосуд из эгоистического на альтруистический, то этот сосуд совершенно сливается со светом, потому что приобрел его свойства. Таким образом, человек становится равным Творцу, полностью сливается с ним по свойствам. При этом человек испытывает все то, что есть в свете, наполняющем его.

Нет в нашем языке слов, чтобы описать это состояние. Поэтому говорится, что вся сумма всех наслаждений в этом мире представляет собою искру от бесконечного огня наслаждения души от слияния с Творцом.
Продвигаться по ступеням духовной лестницы можно только по закону средней линии. Принцип, этого состояния, можно кратко охарактеризовать словами –

-«богат тот, кто счастлив владеющим»:
-сколько он понимает в заповедях – достаточно ему, а главное для него то, что может выполнять этими действиями желание Творца, чувствуя, будто выполнил желание Творца во всех тонкостях, и счастлив при этом, будто досталась ему самая лучшая доля в мире.

Такое чувство рождается в человеке, если он ставит Творца над собой как Царя вселенной. И потому счастлив тем, что из многих миллиардов Творец избрал его тем, что указал ему через книги и учителей, чего Он от него желает. Такое духовное состояние называется стремлением к отдаче.

Но это еще не совершенство человека, потому что при этой работе над собой человек не использует свой разум и называется «бедный знанием», поскольку ничего не знает о связи его действий с их духовными следствиями, т.е. действует неосознанно, не понимая, что делает, действует только верой.

Поэтому, чтобы сознательно духовно действовать, человек обязан приложить много усилий, почувствовать, что мысль должна быть «ради Творца». И тут он начинает чувствовать, что совершенно не поднимается духовно, а наоборот, каждый раз при выполнении чего-то видит, что все более далек от настоящего намерения – доставить Творцу наслаждение в той мере, как Творец этим желает доставить наслаждение ему.

В таком состоянии человек должен принимать знания не более того, что позволит ему по-прежнему оставаться счастливым от совершенства, как и ранее. И вот это состояние называется средней линией. А постепенно прибавляя знания, левую линию, он достигает полного совершенства.

СРЕДНЯЯ ЛИНИЯ

Правая линия

Разберем еще раз работу в средней линии. Человек должен начать свое духовное восхождение с правой линии, ощущения совершенства в духовном, счастья от своей доли, желания безвозмездно и бескорыстно выполнять желания Творца. А сколько наслаждения есть у него в его духовных поисках? Достаточно ему, ибо верит в личное управление им Творца, в то, что это желание Творца, чтобы он так себя чувствовал в своем духовном поиске. Каким бы ни было его состояние, оно исходит от Творца. И одним этим осознанием духовного управления и совершенства он счастлив, чувствуя и свое совершенство, и в радости благодарит Творца.

Левая линия

Но в таком состоянии отсутствует левая линия, когда человек должен делать проверку своего состояния. И эта внутренняя работа противоположна работе правой линии, где главное – возвышение духовного и Творца, без всякой связи с собой и своим состоянием. А когда человек начинает проверять, что действительно он собой представляет, насколько серьезно его отношение к духовному, насколько он сам совершенен, то видит, что погружен в свой мелкий эгоизм, а для других, для Творца не в состоянии сдвинуться с места. И в той мере, в какой он обнаруживает в себе зло, понимая, что это зло, насколько он стремится от этого зла избавиться, настолько он должен приложить усилие его преодолеть и вознести молитву о помощи, ибо видит, что сам не в состоянии ничего с собой поделать.

Таким образом появились в человеке две противоположные линии: правая – чувствует, что все во власти Творца и потому все совершенно, и потому не желает ничего, и потому он счастлив. Левая – чувствует, что сам он абсолютно не имеет никакого отношения к духовному, ничего не постиг, что пребывает, как и прежде, в скорлупе своего эгоизма и не просит Творца о помощи выбраться как-то из этого состояния.

Но после того как видел в себе все свое зло и несмотря на это, отбросив здравый смысл, отговаривающий его от безнадежной работы по исправлению эгоизма, он все равно благодарит Творца за свое состояние, веря в то, что находится в совершенстве, и поэтому счастлив, как и до проверки своего состояния, он продвигается вперед по средней линии. И необходим постоянный контроль – не «перебрать» с самокритикой левой линии, чтобы постоянно быть в радости средней линии – только тогда человек «обеими ногами» восходит в духовное.

Если человек желает действительно заслужить раскрытие Творца, то:

1) это желание должно быть у него сильнее всех других, т.е. чтобы не чувствовал других желаний. И кроме того, желание это должно быть у него постоянным: поскольку сам Творец вечен, и неизменны Его желания, так и человек, если хочет приблизиться к Творцу, должен походить на него и этим свойством, т.е. неизменным желанием, чтобы его желания не изменялись в зависимости от обстоятельств;

2) должен овладеть альтруистическими желаниями «отдать» свои мысли и желания Творцу, пока не заслужит свет веры, дающий человеку уверенность;

3) должен заслужить совершенного, абсолютного знания Творца. Результат действий человека зависит от его духовного уровня, но если светит свет Творца, то нет различия между ступенями, поскольку сосуд души и свет души вместе, одновременно получает человек от Творца, и поэтому получаемое знание воспринимается совершенным.

Чем выше человек поднимается по духовной лестнице, тем проще законы мироздания, потому что основные, базисные категории простые, а не составные. Но оттого что человек не ощущает корней творения, а воспринимает их далекие следствия, то видит законы творения в нашем мире состоящими из условий и ограничений и поэтому воспринимает их как чрезвычайно запутанные.

Почувствовать себя созданным творением означает почувствовать себя отделенным от Творца. Поскольку вследствие нашей эгоистической природы мы инстинктивно, естественно, удаляемся от того, что причиняет нам страдание, то это использует Творец, чтобы привести нас к хорошему: он изымает наслаждения из материального мира, окружающего нас и дает наслаждение только в альтруистических действиях. Но это путь страданий.

Путь Осознаний иной: хоть и есть наслаждения в нашем мире, но верой в цель творения, выше разума, т.е. вопреки тому, что утверждают наше тело и разум, мы можем выйти из эгоизма, самолюбия, и начинаем тогда испытывать любовь к Творцу, чувствуя, что это взаимно. Это путь спокойствия и радости, веры в то, что длинный путь – на самом деле короткий, без переживания страданий. Вознаграждение заключается в том, что Творец дает человеку хорошие мысли и желания. Веру человек должен получать также от товарищей по учебе и из книг, но после того, как почувствовал в себе веру, ощущение Творца, должен сказать себе, что это Творец дал ему.

ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД СОБОЙ

Вначале свыше дают человеку духовное ощущение, поднимают его, а затем наступает время работы, усилий – удержаться на этом уровне своими силами. Главное усилие должно быть в ощущении ценности полученного духовного возвышения. Как только человек начинает пренебрегать полученным и самонаслаждаться им, он начинает терять этот уровень.

Говорится, что желающему духовно приблизиться помогают тем, что дают душу, свет, часть Творца. Человек начинает ощущать, что он – часть Творца! Поскольку человек на 100% эгоист, то не захочет сам связи с Творцом. Он может захотеть этого только в том случае, если будет уверен, что это для его блага. То есть мало того, что человек видит свое зло и понимает, что только

Творец может ему помочь – все равно это не даст силы просить Творца. Необходимо осознание того, что в сближении, в связи с Творцом его спасение. Получаемое правильное соотношение между верой и знанием называется духовным равновесием, средней линией. Сам человек определяет то состояние, в котором он желает находиться.

В таком случае человек уже может существовать как духовный объект, поскольку состоит из правильной пропорции веры и разума, называемой средней линией, благодаря которой человек достигает совершенства.

Ввиду скрытия Творца каждый из нас прилагает неимоверные усилия для того, чтобы достичь принятого в нашем обществе стандарта существования, слепо следуя внутренней подсказке, постоянному нашептыванию изнутри нашего эгоизма. Мы, как слепые орудия эгоизма, спешим выполнять его указания, иначе он накажет нас страданием, подстегнет этим, и мы смиримся и поневоле, а затем уже и не думая, выполним его волю. Наш эгоизм сидит в нас, но он настолько уже вжился в нас, что мы принимаем его за нашу природу, за наши желания. Он пронизывает все клетки нашего тела, заставляет оценивать все наши ощущения в соответствии с его желаниями, заставляет просчитывать по его программе, сколько он получит от наших действий. Человек даже не представляет себе, что можно снять с себя это влияние эгоизма, очистить себя, как в фантастическом фильме, извергнуть из себя подобное нашему телу по форме, эгоистическое облако, пронизывающее нас, одетое во всю нашу плоть. Мы останемся без эгоистических желаний, и тогда нам Творец даст свои желания, альтруистические.

Но пока внутри нас находится это эгоистическое существо, мы не можем себе представить, какой выигрыш будет нам от этого, а наоборот, альтруистические мысли и желания представляются нам неприемлемыми, нелепыми, несерьезными и не могущими управлять нашим обществом, не говоря уже о вселенной.

Но это лишь потому, что наши мысли и желания находятся под властью эгоизма. Для объективной оценки происходящего с ним человек должен стремиться ощутить эгоизм как нечто постороннее, как своего внутреннего врага, выдающего себя за друга, или вообще за него самого (мы даже идентифицируем себя с его желаниями), стараться почувствовать его, как нечто постороннее, находящееся в нем по воле Создателя. Такие действия человека называются осознанием зла. Создавая нас, Творец ставил целью наше вечное существование вместе с Ним, но достичь этого состояния мы должны своими усилиями, дабы не испытывать чувства стыда за незаслуженно полученное вечное абсолютное наслаждение.

Поэтому Творец создал противоположный себе мир, создав противоположное себе свойство – стремление самонасладиться, эгоизм – и наделил им нас. Как только человек ощущает на себе действие этого свойства, рождается в нашем мире, он сразу же перестает ощущать Творца.

Это сокрытие Творца существует специально для создания у нас иллюзии свободы воли в выборе нашего мира или мира Творца. Если бы несмотря на эгоизм, мы видели Творца, то естественно предпочли бы без всяких сомнений нашему миру мир Творца, как дающий наслаждения и отсутствие страданий.

СВОБОДА ВЫБОРА

Свобода воли, выбора может быть именно в отсутствии ощущения Творца, в состоянии Его сокрытия. Но если человек уже с момента рождения испытывает на себе абсолютное, всеподавляющее влияние эгоизма настолько, что полностью ассоциирует его с собой, то как он может свободно, независимо от эгоизма решить, что предпочесть? Как же Творец создает нейтральное состояние для выбора? И вообще, в чем может быть выбор, если наш мир полон страданий и смерти, а мир Творца полон наслаждений и бессмертия, что остается выбирать человеку?

Связь человека с Творцом, начиная с низшего, нашего начального уровня до самого высшего, где находится сам Творец, можно уподобить ступеням духовной лестницы.

Все ступени духовной лестницы находятся в духовных мирах. На высшей ее ступени находится сам Творец, а низшая ее ступень касается нашего мира.

Человек находится под низшей ступенью духовной лестницы, поскольку исходный эгоистический уровень человека не связан с последней ступенью лестницы, которая еще полностью альтруистична. Ощущение более высокой духовной ступени возможно при совпадении свойств человека и этой ступени, и степень ощущения пропорциональна совпадению свойств.

Возможность ощутить высшую ступень обусловлена тем, что на лестнице все духовные ступени не только располагаются последовательно снизу вверх, но и частично входят, проникают друг в друга: нижняя половина высшего находится внутри верхней половины низшего. Поэтому внутри нас находится часть низшей, последней ступени, но обычно она нами не ощущается.

Более высокая ступень над нами именуется Творцом, потому что именно она и является для нас нашим Творцом, рождает, оживляет нас и управляет нами. Поскольку мы не ощущаем эту ступень, мы утверждаем, что Творца не существует.

Если человек находится в таком состоянии, что воочию видит высшее управление Творца всеми творениями нашего мира, у него пропадает всякая возможность свободы воли, веры, выбора действия, поскольку ясно видит только одну правду, одну силу, одно желание, действующее во всем и во всех.

Поскольку желание Творца – дать человеку свободу воли, то необходимо сокрытие Творца от творений.

Только в состоянии сокрытия Творца можно утверждать, что человек сам бескорыстно стремится к слиянию с Творцом, к деяниям для блага Творца.

Вся наша работа над собой возможна только в условиях сокрытия Творца, поскольку как только Творец открывается нам, мы тут же автоматически становимся его рабами, полностью во власти Его величия и силы. И невозможно определить, каковы на самом деле истинные помыслы человека.

Поэтому чтобы дать человеку свободу действия, Творец должен скрыть себя. Но чтобы создать человеку возможность вырваться из рабства слепого подчинения эгоизму, Творец должен раскрыть себя, потому что человек подчиняется только двум силам в мире – власти эгоизма, тела, или власти Творца, альтруизма, духа.

Таким образом, необходима поочередность состояний: скрытия Творца от человека, когда человек ощущает только себя и эгоистические силы, властвующие в нем, и раскрытие Творца, когда человек ощущает власть духовных сил.
Но поскольку свойства высшего ощущаются человеком как эгоистические, то он ощущает, что и в духовном нет ничего притягательного, сулящего наслаждение, вдохновение, уверенность и спокойствие.

И вот тут-то возникает у человека возможность проявить свободу воли и вопреки ощущаемому сказать себе, что отсутствие наслаждения, вкуса, которое он ощущает в высшем, в духовном, является следствием того, что высший специально скрыл себя для пользы человека, потому что нет еще в человеке необходимых духовных свойств, которыми можно ощутить высшие наслаждения, так как над всеми его желаниями властвует эгоизм.

Главное, в состояниях упадка и опустошенности, найти в себе силы (просьбами к Творцу, учебой, добрыми действиями) утверждать, что это состояние дано специально для его преодоления. А то, что он не чувствует наслаждения и жизни в духовных стремлениях, специально делается свыше для того, чтобы дать ему возможность выбора самому сказать, что не чувствует в духовном наслаждения, потому что нет у него подходящих, альтруистических свойств, и поэтому высший обязан скрывать от него свои истинные свойства. Поэтому человек должен помнить, что начало ощущения высшего именно в ощущении духовной пустоты.

И если человек в состоянии утверждать, что высший скрывает себя ввиду несовпадения их свойств, и просит помощи в исправлении своего эгоизма, поднимая свою просьбу – то высший объект частично приоткрывает себя (поднимает свой, показывая свои истинные качества, которые он ранее прикрывал эгоизмом, и соответствующие им наслаждения. Человек начинает ощущать то величие и духовное наслаждение, которое ощущает высший объект от наличия в себе этих духовных альтруистических свойств.

Всевышний, как бы приподнимает человека к себе, на свой духовный уровень тем, что позволяет человеку увидеть свое величие, величие альтруистических качеств. Человек, видя величие духовного по сравнению с материальным, духовно приподнимается над нашим миром. Ощущение духовного независимо от воли человека меняет его эгоистические свойства на альтруистические – свойства высшего.

Чтобы человек смог полностью овладеть верхней первой ступенью, высший полностью открывает себя, все свои духовные качества. При этом человек ощущает высшего как единственного, совершенного правителя всего и постигает высшее знание цели творения и его управления. Человек явно видит, что нельзя поступать иначе. Теперь уже его разум обязывает его к этому.

ДУХОВНЫЙ ПОДЪЕМ

Духовный подъем состоит в том, что человек каждый раз обнаруживая в себе все большее зло, просит Творца дать ему силы справиться со злом. И каждый раз получает силы в виде все большего духовного света. До тех пор пока не достигнет истинного первоначального размера своей души – всего своего исправленного эгоизма, полностью наполненного светом. Преодолеть помехи можно только с помощью Творца. Потому что человек может работать, только если видит выгоду для себя в каком бы то ни было виде.

А поскольку наше тело, сердце, разум не понимают, какая им может быть выгода от альтруизма, то как только человек хочет сделать малейшее альтруистическое действие, у него нет сил действовать ни разумом, ни сердцем, ни телом. И остается у него только одно – просить Творца о помощи. И таким образом, поневоле приближается к Творцу, пока не сольется с ним полностью.

Не имеет права человек жаловаться на то, что родился недостаточно умным, сильным или смелым, или что нет в нем еще каких-либо качеств, как у других людей, ибо если не идет по правильному пути, то что проку в самых лучших задатках и способностях. Возможно, даже станет большим ученым, даже будет знатоком всего, но если не достигнет связи с Творцом, то не выполнит своего предназначения, как и все остальные. Потому что главное – достичь уровня праведника – ведь только в таком случае человек может использовать все имеющиеся в нем задатки в нужном направлении и не растратить зря свои силы, а все, даже самые слабые и посредственные, данные ему Творцом именно для этого способности, все их использовать во имя высшей цели.

Если человек находится в состоянии духовного упадка, то бесполезно уговаривать его взбодриться, говорить ему ученые мудрости – ничего из услышанного от других ему не поможет! Ни рассказы о том, что другие пережили и ощутили и советуют, – от этого он совершенно не взбадривается, потому что совсем пропала вера во все, в том числе и в постижения других.

Но если он говорит себе то, что сам говорил и пережил в то время, когда был в состоянии духовного подъема, когда был полон жизни, а не духовно мертв, как сейчас, если вспоминает свои стремления, свои духовные постижения – от этого он может приободриться. Воспоминаниями о том, что сам верил и шел путем веры выше разума – если он вспомнит об этом и возбудит свои собственные ощущения, – этим он сможет помочь себе выйти из состояния духовной смерти. Поэтому человек должен опираться на собственные воспоминания и опыт, только они могут помочь ему выйти из духовного упадка.

Нет другого способа выйти из рамок нашей природы в духовный мир, как приобретя мораль горнего мира. Она противоположна нашим, поскольку все, что мы постигаем, ощущаем, все, что дает нам картину того, что мы называем нашим миром, рамками нашего мира – эти понятия – от эгоистического разума и эгоистического сердца.

Поэтому, только поменяв их, на противоположные – веру вместо разума и отдачу вместо получения, можно выйти в духовный мир.
Но поскольку мы владеем только теми инструментами, с какими созданы, – разумом и эгоизмом, – причем наш ум лишь обслуживает наш эгоизм, то только извне, т.е. от Творца, мы можем получить другие инструменты разума и чувств.

Для этого он и «притягивает» нас к себе, одновременно показывая, что мы сами не в состоянии переделать себя. И поневоле мы должны искать и создавать связь с Творцом, что и является залогом нашего духовного спасения. Но в итоге нашего духовного возвышения мы постоянно получаем высший разум, на каждой ступени все больший. И должны постоянно увеличивать силу нашей веры, чтобы она была больше разума, иначе попадем снова во власть эгоизма. И так до тех пор, пока полностью не сольемся с Творцом.

Поделиться