Духовное и материальное богатство человека. Духовное богатство человека (конспект). Духовные законы богатства

Основная цель семьи, это заработать достаточное количество денег, чтобы обеспечить себя, детей, родных. Мы проводим много времени на работе, не уделяя внимания своему супругу и детям.

На первом плане это материальное богатство, от чего страдает душевное богатство родных.

Работа есть всегда, не слушайте тех, кто говорит, что негде заработать денег, это неправда.

Работа есть всегда, находится работодатель, которому необходимы исполнители, просто каждый в отдельности решает, может он браться и исполнять эту работу или нет. Можно привести и второй пример, что все работы не переделаешь, необходимо отдыхать. Вы получаете зарплату, но конечно же, она вас не устраивает. Почему? Вы попробовали что-то лучшее, и вам от этого совсем не хочется отказываться, вы стремитесь к лучшему, вам нужны деньги, чтобы этого достичь.

Если вы один, то работой вы замещаете свою личную жизнь, но если у вас есть семья, тогда стоит задуматься над душевным богатством. Ничто не может сравняться с детской улыбкой, ее так мало, но сколько она приносит тепла.

Вот такие моменты нужны, они вдохновляют на новые свершения, от них появляется особая сила перебороть все трудности. Так что стремитесь к душевному богатству, от него получите и материальное.

Долгое время я считала, что богатство – это избыток чего-то, нечто лишнее, то, что я не заслужила. Я верила, что для того, чтобы стать богатой нужно или ужасно много работать, или отказаться от себя, чтобы продать себя дороже, или притянуть к себе богатство по великой случайности, выиграть в лотерею или познакомиться с богатыми людьми, которые помогут мне финансами.

Для меня само богатство было нереально. Когда я начала работать над ограничивающими убеждениями, я обнаружила, что неосознанно верила в бедность, в нехватку, в трудности, в то, что деньги тяжело даются. И, конечно же, я это все и имела в своей жизни.

Ощущение реальности богатства возникло после того, как я поняла, что богатство – это состояние человека, его души и разума. Богатство – это не избыток чего-либо, как я раньше считала.

Богатство – это достаток того, чего вы желаете, это обладание обилием материальных и духовных ценностей. Богатство – это проявление вашей бесконечной творческой сущности.

Богатство отражает внутреннее состояние человека, его ценностей и убеждений.
Оно является лишь зеркалом того, что живет в его внутреннем мире. Мы создаем мир исходя из своих внутренних ценностей и предпочтений.

Конечно, мы не выбирали осознанно быть бедными или испытывать постоянную борьбу за выживание, но наши убеждения, которые так глубоко закрепились в разуме, каждый раз заново создают в жизни одну и ту же картину нашей реальности.

Для человека реально то, что его окружает, то, что он видел и видит, то, что он воспринимал и воспринимает, находясь среди родственников, друзей, различных групп. Если вы получили реальность, что денег недостаточно, что их не хватает, что богатые – нечестные, то эта реальность, начинает воспроизводить и повторять ситуации с нехваткой денег. Мы учимся и получаем реальность, наблюдая за нашим окружением, мы делаем выводы и соглашаемся с тем, что видим, считая это фактом.

В детстве, чаще всего, у нас не было выбора во что верить. Мы просто верили тому, что видели и слышали. Мы перенимали веру своей семьи, школы, друзей, только тем, что постоянно находились в этой среде и воспринимали их убеждения, их истории, их проблемы.

Мы учились у других тому, как нужно реагировать в определенных ситуациях. И, если кто-то относился плохо к деньгам или к богатым людям, мы автоматически, в силу своей симпатии и доверия к близкому нам человеку, неосознанно соглашались с их убеждениями, отношением и реакциями.

  • преп. Оптинские старцы
  • свт.
  • архиеп.
  • А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • А.Г. Долженко
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец

    Довольно давно по телевидению в США шла передача под названием «Миллионер». Каждую неделю какой-нибудь достойный человек получал чек на предъявителя на миллион долларов от неизвестного благодетеля. Получатель чека мог оставить деньги себе и тратить их как угодно - при условии, что не назовёт, откуда они. Каждую неделю получателя ждало немало трудностей в связи с этим соглашением. И достаточно часто получателю приходилось деньги возвращать.

    В Голливуде снято немало фильмов, демонстрирующих то, что счастье даётся не материальным богатством. В фильме «Деньги на деревьях не растут» рассказывалось о семье, которая внезапно разбогатела, обнаружив, что на одном из деревьев во дворе растут деньги. И сюжет показывает немало трудностей, которые переживает эта семья из-за денежного дерева.

    Это - вымышленные примеры, когда люди не находили счастья в богатстве. Но как насчёт реальности? Бывают случаи, когда люди мгновенно становились миллионерами, выиграв крупный приз в лотерее или получив нежданное наследство.

    На вопрос о том, как изменилась их жизнь после получения денег, многие отвечали, что их жизнь сильно осложнилась. В их распоряжении появились крупные суммы, но они не стали счастливее: наоборот, у них появилось много новых проблем.

    Во многих вымышленных и реальных ситуациях такого рода отсутствует важное связующее звено. Если мы не выработали в себе источник духовного богатства, то никакие суммы денег не сделают нас счастливыми. Духовное богатство приносит счастье. Оно даёт нам любовь. Оно дарует мудрость. Духовное богатство ведёт к счастью потому, что помогает нам строить отношения с окружающими на основе любви.

    Очень легко подсчитать своё материальное богатство, а вот для того, чтобы увидеть, насколько мы богаты духовно, важно посмотреть на свою жизнь. Какие у нас отношения с окружающими? Научились ли мы любить и принимать других такими, какие они есть, без всяких оговорок? Научились ли мы прощать и забывать то, что воспринимали как обиды? Ценим ли мы жизнь в её многообразных проявлениях? Полностью ли мы используем наши таланты? Ответ на эти вопросы позволит нам достаточно точно оценить размер и качество наших духовных резервов. Нам может казаться, что счастье - это результат внешних обстоятельств.

    - это духовный принцип, который мы можем усвоить и использовать независимо от внешних обстоятельств и условий.

    Не нужно ожидать, чтобы счастье принесли нам обстоятельства. Когда мы пытаемся сделать счастливыми других, то нам воздаётся сторицей. Мы можем творить свою радость - и пусть она меняет обстоятельства нашей жизни. Один из величайших парадоксов истины заключается в том, что счастливое сердце притягивает к себе всё то, что ему нужно для счастья.

    Духовное богатство может стать путём к подлинному и надёжному счастью, потому что с ним мы имеем возможность получить всё, что нам нужно. Материальное богатство может зависеть от множества внешних факторов, которые иногда находятся вне нашего контроля. Духовным богатством можно управлять, потому что оно - «дело внутреннее». Мы сами определяем, насколько широко нам открыть наши сердца и умы. Если мы проверим себя и обнаружим, что не обладаем духовным богатством, у нас есть возможность пополнить его запасы. Внутри нас находится всё необходимое для того, чтобы построить плодотворную и счастливую жизнь.

    Мы можем приобрести способность быть полезными и тем самым получить возможность наслаждаться жизнью, вне зависимости от того, что при этом происходит вокруг нас.

    Конечно, материальные удобства могут быть положительным фактором нашей жизни. С ними у нас нет проблем с питанием, оплатой счётов или обучением детей. При сильной экономике материальное богатство даёт надёжную защиту. Но что происходит, если состояние экономики ухудшается? Когда мы создаём духовное богатство, наша внутренняя уверенность всегда остаётся с нами. Если мы лишимся наших сбережений и источников дохода, наше духовное богатство поможет нам выстоять и восполнить потери. Если наша жизнь основана на духовном богатстве, мы обретаем глубокое и надёжное спокойствие, которого нельзя получить только от материального богатства.

    Если мы искренне хотим быть счастливыми, надо помнить три основных принципа.

    1. Счастье может быть как причиной, так и следствием притока благ в нашу жизнь.
    2. Наше счастье увеличивается за счёт его использования, потому что когда мы думаем, говорим и поступаем с радостью, то в нашей жизни не остаётся места для чего-то меньшего.
    3. Мы можем культивировать счастье, служа другим.

    Что значит быть духовно богатым человеком? Определенно, по этому вопросу у каждого есть свое мнение. Духовное богатство - это нечто эфемерное, его невозможно вычислить по формулам, немыслимо разложить на молекулы. Оно не поддается структурированию и другим вычислительным методам. Духовное богатство - это внутреннее наполнение человека, состоящее из благородных помыслов, человечности и жажды знаний.

    Терминология

    Для кого-то писать сочинение «Что значит быть духовно богатым человеком» просто, а кто-то сталкивается с трудностями уже на первом этапе. В основном, это связано с непониманием терминологии. Подсознательно ученик знает, что духовно богатый человек - это тот, кто поступает правильно и никогда никому не навредит. Вот только объяснить этого не может.

    Чтобы раскрыть вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, сначала нужно понять, что означает духовность. В публицистике под духовностью подразумевают набор традиций и ценностей, которые сконцентрированы в религиозных учениях и образах искусства.

    Кто он, духовно богатый человек?

    И все же понятие духовного богатства сложное и многогранное. Его могут связывать с разными философскими и религиозными течениями, уровнем интеллекта или наличием принципов, но этого мало для ответа на вопрос, что значит быть духовно богатым человеком. Прежде всего, это полноценная и гармоничная личность с полным набором общечеловеческих качеств.

    Так какого человека можно назвать духовно богатым? Во-первых, это человек, который обладает глубокими, всесторонними знаниями, успешно применяя их на практике. Как Леонардо да Винчи. Изобретения этого гения намного опередили его эпоху и являются актуальными даже сейчас. Но знания - это не всё. Необходимо понимать, что любые изобретения должны использоваться во благо человечества. Взять, к примеру, создателей атомной бомбы. Действительно, такой труд достоин уважения, но чем руководствовались ученые, создавая оружие массового уничтожения? Явно не идеями гуманизма. А о них, кстати, ни на минуту не забывает духовно богатый человек.

    Во-вторых, духовно богатый человек поступает мудро и принимает взвешенные решения. И в-третьих, такие люди отличаются высокой нравственностью, действуя по законам совести.

    Неужели это все?

    Быть духовно богатым - значит обладать достойным багажом знаний, поступать гуманно и руководствоваться нормами морали. Но неужели это все? Конечно, такой ответ засчитают и поставят оценку, но у по-настоящему духовно богатого человека останется чувство неудовлетворения своей работой, вызванное недосказанностью.

    Поэтому, приступая к написанию эссе «Что значит быть духовно богатым человеком», в первую очередь, стоит подумать о себе. Доволен ли я своими поступками? Что я чувствую, глядя на людей и природу? Что мне нравится и почему? Казалось бы, банальные вопросы, но именно за ними скрывается нужный ответ.

    В знаниях сила, но не человечность

    Говорят, что духовно богатый человек - это тот, кто постоянно стремится к познанию. И это верно. Он наполняет свой внутренний духовный сосуд разнообразными знаниями из мира культуры, религии, искусства. Такой человек может поддержать любую беседу, блеснуть умом даже среди интеллектуалов. Но и здесь можно найти спорный момент. Человек может превратить себя в энциклопедию, знать ответы на сотни вопросов, но так и не приблизится к истокам духовного богатства. Конечно, в знаниях сила, но какой в них смысл, если личность бездумно цитирует то, что написано в книгах.

    Когда-то С. Сухомлинский сказал: «Духовно богатый человек тот, кому доступен весь спектр человеческих чувств и отношений».

    За лучами спектра

    Каждый может стать духовно богатым человеком, если будет наполнять себя не только информацией, но и эмоциями. Прочитав очередную научную статью, прежде всего, нужно спросить себя, согласен я с этим или нет. И не страшно, если закрадываются какие-то сомнения - только так человек формирует свое внутреннее духовное пространство. Если ему претит какая-то мысль, которая не соответствует его моральным принципам и ценностям, он должен принять это. Понять, почему он не согласен, и сформировать свое отношение к тому или иному вопросу. Именно так создается и усваивается духовная пища.

    Чтобы расширить свое духовное наследие, человек должен понимать, что могут чувствовать другие люди. Не искать оправданий их поступкам, но осознавать, что у того или иного действия был мотив. Каждый человек хочет быть счастливым. В погоне за своими желаниями люди могут поступать необдуманно, рискованно и неправильно. Но что плохого в том, чтобы хотеть урвать хоть немного счастливых моментов у судьбы? И как только человек осознает эту простую аксиому, его духовный сосуд наполнится наполовину. Он поймет, что за любыми действиями всегда стоит бесхитростное стремление к простому человеческому счастью и тогда он станет смотреть на мир другими глазами. Будет находить истину между пафосных строк, видеть скрытые послания в картинах и протягивать руку помощи каждому, кто будет в этом нуждаться.

    Я - Вселенная

    Духовно богатый человек - это личность, внутри которой находится целая Вселенная. Увидев такого человека в компании, сразу становится понятно, что он сделан из другого теста. Он доброжелательный, отзывчивый, внимательный и очень любит улыбаться. Он всегда найдет слова поддержки и утешения, поможет решить сложную проблему и наверняка сможет рассказать не одну сотню занятных историй. Такие люди никогда не станут никем пренебрегать, тактично выскажут свое несогласие и каждую минуту, по крупицам будут наполнять свой духовный сосуд.

    Духовно богатые люди всегда остаются собой, не надевают маски, не играют роли. Они чувствуют и понимают других, с ними, как ни с кем другим, не хочется расставаться. Ведь за их внешней оболочкой скрываются неизведанные галактики, их помыслы чисты и благородны, а взгляд всегда искрится от счастья. Они рады просто тому, что существуют, а в мире еще столько неизведанного. Они понимают и принимают свои недостатки, но желают их исправить. Они не стремятся стать идеальными, а просто хотят показать другим, что мир, в котором мы живем, действительно прекрасен. Это и есть пример, что значит быть духовно богатым человеком.

    Поделиться