Джованни боккаччо произведения список. Произведения боккаччо. Произведения Джованни Боккаччо

2226

16.06.14 14:22

Статуя Боккаччо занимает свое почетное место у флорентийского дворца Уффици, а его творчество стало источником вдохновения для многих знаменитых писателей, среди которых Уильям Шекспир.

Долгий путь к литературе

Джованни Боккаччо родился 701 год назад в Париже: его мать была француженкой. Она родила мальчика от купца Боккачино да Челлино.

Солидный зажиточный флорентиец принял сына к себе еще когда тот был совсем малышом. А уже в десятилетнем возрасте торговец, желая научить отпрыска основам коммерческого ремесла, отослал Джованни к знакомому купцу. Мальчишка отчаянно сопротивлялся и не желал постигать азы коммерции (он рано начал писать стихи и видел своей призвание именно в этом). Так что учитель, бившийся с ним более пяти лет, отправил питомца назад в отчий дом.

Но строгого отца не так легко было сбить с толку. Чуть не десяток лет он продержал сына в Неаполе, где тот грыз гранит ненавистной ему науки. В этот период им написаны поэма «Филострато» и роман «Филоколо» (по мотивам средневековых произведений). Потом папенька смилостивился и позволил наследнику перейти к изучению канонического права.

Однако будущему гуманисту пришлось еще подождать, прежде чем отдаться любимому делу. Случилось это лишь в 35 лет, когда отошел в мир иной его отец.

Влияние Петрарки

Среди знакомых Боккаччо было много знатных особ и ученых. Он вел достаточно разгульную жизнь, предавался любовным утехам и черпал в них вдохновение. Особую благосклонность он питал к некой Марии, позже он вывел этот дорогой ему образ в повести «Фьяметта».

Когда в 1341-м году Джованни познакомился в Риме с Франческо Петраркой, он решил положить конец своим затянувшимся молодеческим забавам, стал серьезнее. Талантливый друг очень хорошо влиял на своего младшего товарища. Именно тогда родились «Фьезоланские нимфы» (поэт черпал мотивы в овидиевских «Метаморфозах»).

Спустя 8 лет Боккаччо обосновался во Флоренции. Именно он был делегирован, чтобы сообщить Петрарке об окончании его изгнания (поэта приглашали возглавить кафедру Флорентийского университета).

Боккаччо занимался творчеством, но вместе тем выполнял различные поручения сильных мира сего, выступал дипломатом и послом в урегулировании конфликтов.

Лучшие работы Джованни Боккаччо

Вклад в науку и литературу

В семейном имении, находящемся в Чертальдо, поэт и ученый провел много времени, изучая древние трактаты, переписывая бесценные рукописи. Он приложил много усилий, чтобы восстановить славу библиотеки монастыря Монте-Кассино (там хранились записки, сделанные руками самого Гомера и Платона), был одним из основателей во Флоренции кафедры греческого языка.

Ему принадлежит фундаментальный (в 15 томах) труд, написанный на латыни, «Генеалогия языческих богов» и сборник «О знаменитых женщинах» (106 жизнеописаний великих представительниц прекрасного пола, начиная от прародительницы Евы, заканчивая правящей тогда в Неаполе Иоанной, с которой писатель был лично знаком).

Потомкам же великий итальянец известен, прежде всего, искрометным «Декамероном». Сюжет строится на рассказах десяти «беженцев от чумы», которые, поселясь в сельской местности, развлекали друг друга веселыми и поучительными историями. Персонажи-повествователи (трое молодых людей и семеро дам) весьма красноречивы: сборник состоит из 100 эпизодов - от откровенно-эротических до трагических. Написана книга в 1352-1354-х годах.

Всего два года успел Боккаччо поруководить кафедрой, посвященной поэме Данте в университете Флоренции. В 1974 году умер Петрарка, лучший друг пережил его меньше, чем на полтора года. Поэта-жизнелюба и ученого не стало 21 декабря 1375-го года.

Джованни Боккаччо — итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист.

Джованни Боккаччо родился в 1313 г., в июне или июле во Флоренции в семье местного купца и француженки. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо — по названию местности, откуда происходила его семья.

Где-то в 1330 году переезжает в Неаполь, учится купцовским премудростям (по желанию отца), но, не проявив к ним способностей, начинает заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.

Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.

В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, — с Франческо Петраркой. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.

В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, — «Декамерон» — сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.

В 1363 году Джованни покидает Флоренцию и поселяется в небольшом имении в Чертальдо, полностью погрузившись в творчество. Пока его не подкосил тяжелый недуг, читает публичные лекции посвященные «Божественной комедии».

Большим потрясением для Бокаччо стало извещение о смерти его друга Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года.

21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.

Джованни Боккаччо (1313–1375) – великий писатель XIV века, создатель итальянской прозы. Его семья происходила из местечка Чертальдо во флорентийской области, а потом переселилась во Флоренцию и получила там право гражданства. Но Джованни на всю жизнь сохранил любовь к Чертальдо и часто называл себя «чертальдцем». Он был побочный сын. Отец, бывший купцом, дал ему хорошее воспитание во Флоренции и послал его в Париж для практического изучения торгового дела. Но у юноши было пылкое воображение, он не хотел заниматься торговлей. Отец велел Джованни учиться юриспруденции; по принуждению он занимался ею несколько лет, но и это было ему скучно. Он с любовью изучал римскую литературу, научился в Неаполе греческому языку, важность которого доказывал Петрарка .

Сделавшись самостоятельным человеком, Боккаччо занялся исключительно наукой и поэзией. Слава Петрарки увлекала его к подражанию (см. также статью Петрарка и Боккаччо). Подобно Петрарке, он собирал книги, сам переписывал для себя те, которых не мог купить; подобно Петрарке, писал латинские и итальянские стихи, латинские трактаты о генеалогии богов, о древней географии, о знаменитых женщинах. Он очень высоко ценил «Божественную комедию », написал биографию Данте ; по его убеждению флорентийцы учредили кафедру для лекций о «Божественной комедии»; он сам был первым её профессором и читал лекции об «Аде ».

Джованни Боккаччо. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450

Большое влияние на поэтическую деятельность Боккаччо имело его знакомство с Марией, побочной дочерью короля неаполитанского Роберта. Она была жена вельможи, красавица, женщина очень образованная и милого характера. Любовь к ней отвлекла Боккаччо от пошлых удовольствий, облагородила его мысли; её внимание возбуждало его поэтическую деятельность. Он прославляет ее под именем Фьяметты в знаменитом романе, с глубокой верностью описывающем чувства и мысли влюбленного. Заглавием романа служит имя героини. В её честь написано и другое произведение Боккаччо, «Филокопо», роман во вкусе французских рыцарских поэм. Он посвятил Марии свои поэмы «Тезеида» и «Филострато», написанные октавами, строфой, которую Боккаччо сам и изобрёл. В его поэмах смешаны классические элементы с романическими, имена древних богов с идеями рыцарских времен; но описания в них верны природе, живы и ярки. В этом отношении Боккаччо выше Петрарки, в поэзии которого преобладает искусственность и мало энергии. В поэмах Боккаччо больше жизненных образов, чем в произведениях его друга, которому он подражал.

Джованни долго жил в Неаполе при роскошном дворе королевы Иоанны; потом исполнял поручения флорентийского правительства, бывал несколько раз послом. В Неаполе он участвовал во всех веселостях высшего общества и вообще любил развлечения; но никогда не покидал ученых и поэтических занятий. С неутомимым усердием он разыскивал произведения древней литературы, похороненные в монастырских библиотеках, возбуждал образованных людей к изучению их. По его убеждению во Флоренции была учреждена кафедра греческого языка, на которой читались лекции о Гомере и Платоне . В старости Боккаччо сожалел о легкомыслии и соблазнительности содержания своих поэтических произведений, стал заниматься богословием, впал в мистицизм, пошел в монахи. Последнее время его жизни было опечалено смертью Петрарки. Он умер через полтора года после своего друга (21 декабря 1375).

Джованни Боккаччо разделял все хорошие и дурные качества современного ему общества и очень ярко изображал его жизнь, то насмешливо, то серьезно. Его произведения дышат знойной страстностью. Число их велико. Кроме тех, о которые уже упомянуты выше, он написал аллегорическую поэму «Фьезоланские нимфы» (Ninfale Fiesolano ), сатирическую поэму «Корбаччо, или Лабиринт любви» (Il corbaccio o Labirinto d" amore ) (он высказывает в ней свою досаду на вдову, которая отвергла его любовь); написал пастушескую поэму «Амето» (Ameto ), в которой смешаны проза и стихи. Но самое знаменитое его произведение «Декамерон », (Il Decamerone ), сборник рассказов (новелл) очень разнообразного содержания: есть между ними трогательные, трагические, есть шутливые до неприличия; но все они очень живы.

Новеллы «Декамерона» вставлены в рассказ о том, как общество, состоявшее из десяти родных или близких знакомых, удалилось из Флоренции от ужасной чумы 1348 года в прекрасную виллу, находившуюся в двух милях от города. Общество состояло из семи девушек, красивых, образованных, и трех молодых людей. Боккаччо превосходно описывает виллу и жизнь их на ней. Эта десять родных и друзей избирают себе каждый день королеву или короля; все поочередно занимают эту должность. Королева или король назначает другим их обязанности; общая цель всех должностей – заботы о том, чтобы время шло приятно. День проходит в домашних занятиях и в разных развлечениях; любовь и дружба делают радостными всех. По вечерам общество собирается в саду; все должны поочередно рассказать что-нибудь. Введением к этим рассказам служит знаменитое описание чумы во Флоренции, чрезвычайно живое и верное действительности.

Талант рассказчика у Боккаччо очень велик, богатство его воображения неистощимо. Некоторые его рассказы обрисовывают жизнь величественными чертами, другие дают уроки житейского благоразумия, третьи осмеивают пороки, в особенности безнравственность духовенства: эти сатирические рассказы послужили темами для назидательных рассуждений Петрарки. Материалом для рассказов Джованни Боккаччо часто берет исторические события, упоминания о которых мы находим у историков того времени. Другие рассказы он берет из провансальских баллад и легенд; некоторые изобретает сам; но и на чужие он кладет печать своего гения, передает их с такой художественной прелестью, что они становятся его собственным достоянием.

БОККАЧЧО (Boccaccio ) Джованни (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении "Декамерон" (1350-53, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма "Ворон" (1354-55, опубликована в 1487), книга "Жизнь Данте Алигьери" (ок. 1360, опубликована в 1477).

БОККАЧЧО (Вoccaccio ) Джованни (1313, Париж - 21 декабря 1375, Чертальдо, Тоскана, Италия), итальянский поэт, писатель, знаток классической древности.

Родился в Париже, но всю сознательную и творческую жизнь был связан с такими центрами культуры итальянского Ренессанса, как Неаполь и Флоренция. Был внебрачным сыном француженки благородного происхождения и богатого флорентийского купца, по настоянию которого в очень раннем возрасте стал изучать право, банковское и торговое дело в компании Барди - знаменитого купеческого семейства.

С 1330 находился при отце в Неаполе, который был поставщиком двора неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно этот государь, покровитель искусств, заметил дар юного Боккаччо, который, по собственному его признанию, стал сочинять стихи, как только выучил буквы. Творческое призвание Боккаччо, его интерес к изящным искусствам и классическим древностям были поддержаны и получили развитие в общении с кругом художников, поэтов и мыслителей, приближенных ко двору Роберта Анжуйского. В разное время при этом блестящем дворе находились Джотто, Чино да Пистойя, Варлаам Калабрийский; королевским библиотекарем, который давал уроки молодому Боккаччо, был Паоло Перуджино. Любовь к встреченной в Неаполе Марии д"Аквино, побочной дочери короля, вдохновила многие произведения любовной лирики Боккаччо.

Именно во время пребывания в Неаполе на могиле Вергилия Боккаччо поклялся посвятить всю свою жизнь служению изящным искусствам и поэзии. Здесь в молодые годы он создал несколько пользовавшихся популярностью произведений: "Охота Дианы" - поэтическое сочинение в терцинах (около 1336), в котором благородные неаполитанские дамы представлены героинями античных мифов - спутницами богини Дианы, "Филострато" (1338 г.) - поэма в октавах на темы Троянского цикла, "Тесеида" (1339). Все эти сочинения написаны на народном итальянском языке - так называемом "вольгаре" и часто являются переделками сюжетов южнофранцузских средневековых произведений.

В 1340 Боккаччо по настоянию отца возвращается во Флоренцию. За исключением небольшого срока в 1351, когда он находился в стесненных обстоятельствах после смерти отца, он избегал занимать постоянные должности в коммунальной иерархии или на службе у влиятельных лиц. При этом в течение жизни Боккаччо охотно исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики, был членом посольств, отправляемых в Романью (1351.), в Равенну и Рим (1367), Неаполь (1351), Авиньон (1354 и 1365), Венецию (1367 и 1368.). Очевидно, что Боккаччо пользовался уважением и авторитетом среди сограждан.

В период жизни во Флоренции создал прославившие его прозаические сочинения: "Фьяметта" (1343), "Декамерон" (1348-1353), а также поэтический цикл "Фьезоланские нимфы" (1345). Литературный шедевр Боккаччо "Декамерон" стал образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов, классикой мировой литературы. "Декамерон" представляет собой сто историй, рассказанных от имени благородных флорентийских дам и молодых людей; повествование проистекает на фоне эпидемии чумы ("черной смерти"), от которой скрывается благородное общество в загородном имении, и исполнено тонкого психологизма и неожиданных коллизий.

С 1340-х гг. Боккаччо работал над "Генеалогией языческих богов" (сочинение в 15-ти книгах, посвященное разбору античной мифологии, в том числе географии мифов). В 1350 он знакомится с Петраркой, ставшим его лучшим другом. Вокруг Боккаччо образовался кружок гуманистов, среди которых впоследствии прославились Колюччо Салютати и Филиппо Виллани. Кроме того, Боккаччо выхлопотал у отцов города учреждение кафедры греческого языка, которую занял грек из Калабрии Леонтий Пилат (1359). Боккаччо не только принял учителя в собственном доме и содержал за свой счет, но также приобретал для нужд обучения ценные греческие рукописи и, видимо, осуществлял литературную обработку переводов Леонтия с древнегреческого. Хотя Леонтий Пилат был не самым лучшим и образованным комментатором "Илиады" и "Одиссеи", но все же он смог подготовить для Запада первый латинский перевод гомеровских поэм.

Боккаччо также сделал все возможное для того, чтобы флорентийские власти предоставили Петрарке возможность безбедно жить и творить во Флоренции, но тот уклонился от предложенной чести. Дружеское общение и переписка двух великих гуманистов продолжалась многие годы, в частности, в начале 1360-х гг. - в период тяжелых потрясений и нравственных исканий - Боккаччо сам пользуется гостеприимством Петрарки: переезжает в 1363 в Венецию, где тот обосновался.

В последний период жизни наряду с продолжением работы над "Генеалогией языческих богов" (вплоть до 1371) главным делом Боккаччо стало прославление личности и творчества - великого предтечи гуманизма. Боккаччо пишет "Комментарии к Божественной комедии" (около 1362), что впоследствии стало традиционным для гуманистов, "Похвальное слово Данте" (около 1360), а также, перед самой смертью, цикл публичных лекций о нем, прочитанных в церкви Св. Стефана во Флоренции. Эти произведения были единственными сочинениями, написанными Боккаччо на вольгаре в зрелый период его жизни. Боккаччо теперь предпочитает писать произведения на латыни и в более серьезных жанрах, чем прежде. В 1351-1367 он написал на латинском "Буколическую поэму" (подражание Вергилию), трактаты "О несчастьях знаменитых людей" и "О знаменитых женщинах" (более ста биографий от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской, наследницы короля Роберта). Этот последний трактат по своему настрою представляет собой полную противоположность юношеским сочинениям, полным духа гедонизма, таким как "Охота Дианы" и др.

В конце 1350-х - начале 1360-х Боккаччо пережил глубокий душевный кризис, причину которого одни биографы видят в любовных неудачах и разочарованиях, другие, напротив, в закономерном обретении духовной зрелости путем серьезных религиозных исканий. В 1362 Боккаччо даже принял духовный сан под влиянием монаха Джоаккино Чани и не только отрекся от гедонистического духа прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Такая нетерпимость к женщинам, которую Боккаччо стал проявлять в последний период жизни, вызвала полемику со стороны других гуманистов, например, . Но, видимо, именно это обстоятельство позволило флорентийскому епископу, хорошо знавшему Боккаччо, аттестовать автора "Декамерона" и множества любовных стихотворений, известного своими сердечными увлечениями и оставившего после себя несколько незаконнорожденных детей, как "мужа безупречной чистоты веры и нравов".

Боккаччо, его деятельность и произведения. – Оценка его, как гуманиста. – Декамерон и его значение. – Отношение Боккаччо к монашеству и духовенству. – Смешение христианского с языческим в произведениях Боккаччо и позднейших гуманистов. – «Обращение» Боккаччо.

К одному поколению с Петраркой принадлежал , бывший моложе его лишь на девять лет (род. 1313) и умерший в следующем же году по кончине своего друга (1375). Как люди одного поколения, они имеют много общего между собою, и вся разница между ними происходит от несходства в складе ума и характера: Боккаччо в своих произведениях менее субъективен, чем Петрарка , и обнаруживает менее способности – да и склонности менее чувствует – формулировать новые стремления, выражающиеся у него больше в общем настроении, нежели в определенных мыслях. Деятельность Боккаччо принадлежит Неаполю, где ему еще в молодые годы удалось проникнуть в высшее общество, и Флоренции, гражданином коей он был и где он основывается с 1349 г. и в следующем же году начинает получать дипломатические миссии к разным правительствам и к папской курии; между прочим, ему же поручено было ехать к Петрарке (1351), когда Флоренция возвратила ему право гражданства, с предложением поселиться в городе, откуда происходили его предки. Боккаччо еще раньше этого познакомился с Петраркою, и между ними возникла дружба, поддерживавшаяся перепискою и личными свиданиями, и младший из этих двух гуманистов даже сделался первым биографом старшего: их сближало общее обоим стремление к поэзии и изучению классической древности, бывшее одним из проявлений нового настроения духа. Боккаччо для своего времени обладал большою ученостью в классических предметах, о чем свидетельствуют его латинские произведения (о генеалогии богов, о знаменитых женщинах, о несчастьях знаменитых мужей, о горах, лесах, источниках и т. д.); он собственноручно переписывал рукописи с древними произведениями, сверял тексты, учился по-гречески у Леонтия Пилата, которого переманил из Венеции во Флоренцию, читал с ним Гомера и переводил последнего на латинский язык. Эта сторона деятельности Боккаччо имеет значение в истории классического Возрождения, тогда как итальянские его произведения характера поэтического и беллетристического и между ними знаменитый «Декамерон » относятся к истории национальной итальянской литературы.

Джованни Боккаччо. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450

Но было бы большою ошибкою думать, что гуманист Боккаччо проявился главным образом в занятиях своих классическим миром и в сочинениях, написанных на латинском языке. На этом языке он писал ученые исследования, бывшие собраниями фактического материала, наиболее же проявил он свое Я как раз в своем итальянском «Декамероне», не обращающем на себя внимания историков, которые отождествляют гуманизм с классицизмом. Быть может, на примере произведений Боккаччо лучше всего можно видеть ошибочность отождествления гуманизма и классицизма , отождествления, сделанного, впрочем, самими же гуманистами и по весьма понятной причине: вырабатывая моральное миросозерцание, сообразно с коим следовало бы направлять развитие индивидуальных свойств личности и её общественную деятельность, гуманисты видели в классической литературе средство к достижению этой цели образования личности, но для многих людей цель заслонялась средством, и тогда они, будучи классиками, не превращались еще в гуманистов, в большинстве же случаев интерес к древности, возбуждавшийся гуманистическими стремлениями, был, действительно, показателем принадлежности к движению и в глазах самих представителей гуманизма. Немудрено, что позднейшие историки сузили смысл всего движения, увидев в нем одну классическую его сторону. С такой точки зрения совершенно неверную оценку Боккаччо сделал исследователь Фохт, разобравший только латинские его сочинения и выставивший его каким-то крохобором и педантом, – взгляд, который нашел место и в элементарных учебниках. Боккаччо отнюдь не был завзятым классиком ни в том смысле, чтобы не признавал иных авторитетов, кроме античных, ни в том, чтобы у него не было интереса ни к чему, что не соприкасалось с чисто учеными занятиями его древним миром. Над ним даже сохраняли еще свою силу многие средневековые понятия: в своих произведениях Боккаччо цитирует рядом с классическими авторитетами и средневековые; он разделяет старые суеверия, отвергнутые, например, Петраркою; в сочинении о знаменитых женщинах говорит не об одних только женщинах античного мира. Только позднейшие гуманисты отворачиваются от средних веков, как от эпохи, в которой для них не могло быть ничего интересного . И гуманизм Боккаччо выразился не только в том, что он защищает поэзию от нападок теологов и монахов, доказывая, что и христианин может ею заниматься, но и во всем его общем жизнерадостном, антиаскетическом настроении . Он не отрицал средневекового миросозерцания с философской точки зрения, но насмешки его над монахами, жившими в разладе со своими идеалами, действовала убийственным образом на это миросозерцание. Философия произведений Боккаччо противоположна аскетизму средних веков: цель жизни – счастье; человеческая природа благородна, благо же личности заключается во всестороннем её развитии и в широком пользовании тем, что дает природа, хотя и лишения могут иметь смысл, но лишь тот, что закаляют характер. Петрарка, человек донельзя субъективный и склонный к рефлексии, интересуется главным образом своим Я и анализирует его, как теоретик, но у Боккаччо отстаивается и чужое индивидуальное право против всего, что стоит поперек личных стремлений человека, например, в любви, которой препятствуют или аскетические воззрения, или сословные перегородки. Боккаччо является своего рода демократом (не в политическом смысле) и космополитом, защищающим нрава личности, более объективным, чем Петрарка, индивидуалистом, относящимся с большим интересом к чужой внутренней жизни не потому только, что она может походить на его собственную, но в силу того же интереса, с каким он относится и к природе, и к современности.

Все эти черты произведений Боккаччо нашли самое полное выражение в его «Декамероне». Известно, что это сборник новелл, которые рассказывают друг другу по вечерам семь молодых красавиц и трое юношей, коротая время в прелестной вилле, куда они удалились из Флоренции во время страшной чумы 1348 года. Со специально-литературной точки зрения в «Декамероне» доведен до высшей степени искусства художественный пересказ содержания разных итальянских хроник, более ранних новелл, фаблио, легенд, баллад и народных анекдотов, создавший итальянскую прозу и вызвавший целый ряд подражателей не только в Италии, но и за её пределами. С другой стороны, важно отношение «Декамерона» Боккаччо к современному ему обществу, отразившемуся в нем, как в зеркале, и так как особенно достается в этой книге монахам и духовным, то ее можно сопоставить с другими литературными произведениями конца средних веков, в коих с насмешкой, грустью или негодованием обличается порча церкви. Обрабатывая традиционный материал в новом духе, изображая именно современную жизнь, сильно удалившуюся от требований средневекового аскетического идеала, Боккаччо проповедует своими произведениями новый взгляд на жизнь, право личности на её радости и особенно на радости любви. Он находит, что «для желания сопротивляться законам природы нужны слишком большие силы», и что «те, которые пытаются делать это, часто трудятся не только понапрасну, но даже с огромнейшим вредом для себя». Он признается, что у него «таких сил нет и что иметь их он не желает, а если бы они у него были, то он скорее предоставил бы их кому-нибудь другому, чем приложил бы к самому себе». Своих хулителей Боккаччо приглашал молчать и не мешать ему пользоваться «радостями, предоставленными нам в этой короткой жизни». Под последними особенно разумеется у него любовь, в коей он готов видеть великую моральную и культурную силу; Боккаччо даже сочувствует монахам, нарушающим свой обет держать себя далеко от женщин. Более инстинктивно, чем принципиально, он высказывается и вообще против монашества, указывая на то, что главною заботою и главным занятием монахов было обманывать «вдов и многих других глупых женщин, а также и мужчин», стремиться исключительно к «женщинам и богатствам». Но протест против порчи нравов и протест против самого учреждения – две вещи разные: Боккаччо, вопреки общему духу своих стремлений, не находит еще аргументов против монашества самого по себе, аргументов, с какими явятся позднейшие гуманисты. Вообще в произведениях Боккаччо нет философского отрицания: ему приходится, например, смеяться над распространенными в его время злоупотреблениями священными предметами, но он был далек от самой возможности составления приписывавшегося ему памфлета «De tribus impostoribus», под коими разумелись основатели трех монотеистических религий. Боккаччо, как и Петрарка, стоит на христианской почве, не имея только его философской вдумчивости и религиозной глубины. Известно, что Петрарка рисовал папскую курию в весьма непривлекательном виде. Произведения Боккаччо также осмеивают пороки духовенства. Он скорбит в них о порче церкви, а одно из его изображений папства и клира прямо оправдывает то, что в одной новелле Авраам (еврей, об обращении коего идет речь), познакомившись с Римом, «не только не сделается из еврея христианином, но если бы он даже принял христианство, то несомненно вернется к иудейству». Стоя, как и Петрарка, на перепутье между двумя мирами, вращаясь в традиционных средневековых формах религии и морали, называя безумием языческие басни, коими сам же он наполнял свои сочинения, Боккаччо за внешнею ортодоксальностью скрывал дух светский, направленный на земное: это земное он не ненавидел, а любил, не представляя себе ничего лучшего, чем стоило бы дорожить, кроме любви славы, богатств.

У Боккаччо есть и произведения религиозного содержания, но он начинает впутывать языческую номенклатуру и фразеологию в изложение христианских предметов: в эклоге «Пантеон» он изображает под языческими именами библейскую историю, называя, например, Христа голым Ликургом, который превратил Фетиду в Бромия (чудо в Кане). В романе «Филокопо» Боккаччо разукрашивает рыцарскую основу волшебными сказками, христианскими легендами и классическими мифами, выводя на сцену языческих богов то в виде реальных личностей, то в смысле аллегорических изображений христианского Бога, когда например, заставляет Юпитера послать своего сына Христа для борьбы с Плутоном или обозначает папу, как викария Юноны . Отмечая эту особенность литературных приемов Боккаччо, мы должны иметь в виду позднейших гуманистов, у коих эта смесь языческого с христианским получила особое развитие. В таком явлении даже усматривают один из признаков паганизма, характеризующего Ренессанс XV века, когда о христианских понятиях и представлениях принято было говорить, пользуясь выражениями, взятыми из языческого словаря.

Эта мода, как и вообще стремление к восстановлению античных литературных форм, придает также классический оттенок произведениям гуманистов. В самом деле, под их пером христианский Бог превращался в «Di Superi», в «Iupiter Optimus Maximus, regnator Olympi, Superum Pater nimbipotens», св. Дева обозначалась, как «Mater deorum» святой становился божественным (divus), отлучение от церкви делалось отрешением от воды и огня (aquae et igni interdictio). Поэт Вида, protégé папы Льва X , пишет поэму, в которой изображает страдания и смерть Иисуса Христа («Христиада»), выводя на сцену целый мифологический аппарат горгон , гарпий , кентавров и гидр в момент крестной смерти или превращая преломляемый хлеб в «sinceram Cererem», а уксус, коим утолили жажду Распятого, в «corrupta pocula Bacchi». Перед папою Юлием II произносится гуманистическая речь на ту же тему крестной смерти, и последняя сравнивается с самоотверженными подвигами Курциев и Дециев, с кончиною Сократа . Мода проникает в официальный стиль, и однажды, например, венецианский сенат обращается к папе с просьбою, uti fidat diis immortallibus quorum vices in terra geris. Подобные примеры можно было бы приводить до бесконечности, но раз первые случаи такого смешения христианского с языческим мы видим в произведениях Боккаччо, хотя и легкомысленного, но все таки остающегося верным, сына католической церкви, сама по себе эта мода, как нечто внешнее и формальное, не может еще служить доказательством паганизма всех итальянских гуманистов, как, с другой стороны, и приверженность к изучению античного мира без нового настроения и новых стремлений не делала из человека настоящего гуманиста. Указанное смешение христианского с языческим в общем было одним из проявлений того стремления к слиянию средневекового с античным, которое характеризует и Боккаччо, и Петрарку. Полное религиозное равнодушие, отчасти сознательное неверие и даже паганизм были явлениями, развившимися в гуманистическом движении лишь во второй половине XV века.

Внутренняя жизнь Боккаччо не была так богата, как жизнь Петрарки, но и в нем, конечно, настроение менялось с годами. Это необходимо иметь в виду, чтобы понять надлежащим образом то «обращение», которое произошло с Боккаччо, когда ему было лет под пятьдесят. В 1361 г. к нему явился монах Джоакимо Чиани, сказавшей ему, будто он послан своим учителем, тоже монахом Пьетро де Петрони, незадолго перед тем умершим в Сиене, с поручением предостеречь Боккаччо от грозящей ему страшной смерти и адских мучений за его греховную жизнь, в особенности за его нечестивые сочинения, если он не поспешит раскаянием. Сам Пьетро, по словам монаха, знал все это из чудесного видения, которое имел перед смертью. На Боккаччо Чиани произвел впечатление, но Петрарка в дружеском письме к нему советовал не забывать, что под покровом религии совершается немало обманов, и что пусть монах согласно выраженному намерению явится к нему, Петрарке, ибо он, Петрарка, узнает, насколько следует давать веры этому монаху. С этим эпизодом связано у некоторых биографов Боккаччо представление о каком-то его «обращении», но в сущности тут не было никакого обращения, и средние века не побеждали Ренессанса. Дело в том, что он и после визита Чиани не бросал своих классических занятий и не переставал защищать поэзию, если же на старости лет он стыдится за «Декамерон», этот грех своей юности, то заботы о спасении души вовсе не окрашивают его ученых работ последнего периода его жизни, а с другой стороны, и до разговора с Чиани Боккаччо был верующий католик: все различие было в том, что к старости ослабела сила его творчества, и что его произведения приняли характер ученого собирания фактов. Да и вообще Боккаччо и прежде не становился в такую резкую оппозицию к средним векам, как Петрарка.

Поделиться