Экскурсия как средство формирования представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах. Анализ современных общеобразовательных программ по предмету «Окружающий мир»

Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий - это наглядность, которая активно привлекает внимание детей, развивая, психические процессы и обогащает речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115

г.о. Самара

Доклад подготовлен и заслушан

на региональной научно-практической

Конференции 13.12.2013г.

Буянкиной Валентиной Юрьевной

Самара, 2013г.

Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ

Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий - это наглядность, которая активно привлекает внимание детей, развивая, психические процессы и обогащает речь.

Экскурсия - это один из видов занятий по ознакомлению учащихся с окружающим миром. Во время экскурсии ребёнок с нарушением интеллекта может в естественной обстановке наблюдать и понимать явления природы, сезонные изменения, увидеть и проанализировать, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

В чем заключается преимущество экскурсий перед другими видами деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром? По мнению И.П. Павлова, чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление.

Учащимся важно иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать характерные особенности. Это вызывает у учеников глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется материалистическое понимание мира.

Особенности проведения экскурсий с детьми

Чтобы природоведческие экскурсии имели коррекционную направленность и действенный характер, важно проводить их по определённой системе. Организовываю на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Например, в весенний сезон провожу три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий - знакомить детей с весенними изменениями (набухли почки, лопнули, появились зелёные клейкие листочки, вкусно пахнут и т. д) и понимать причину происходящего в природе, а также обогащаю словарь. Сельскохозяйственные экскурсии провожу для ознакомления с отдельными видами труда, профессиями (озеленитель, цветовод), орудиями труда (инструментами). Экскурсии в музей, по городу провожу с целью ознакомления с достопримечательностями города и знакомства с его историей.

Отличительные особенности

Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе. Успешной она будет только при условии тщательной подготовки. В моём случае это делается совместно с учителями начальных классов.

Планируя экскурсию, точно определяем тему и цель экскурсии, конкретизируя задачи, намечаем объекты экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей с интеллектуальной недостаточностью от намеченной цели. Определяя место экскурсии, учитываем физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте маршрута, договаривались с людьми, которые 3-5 минут расскажут про свою работу и продукты труда. После этого намечали последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливали, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать.

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и придумать приёмы его проведения. Чтобы экскурсия была интересной, заранее подбирались стихи, загадки, пословицы. За несколько дней до экскурсии проводили с учащимися небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить представления и впечатления, которые могут быть полезные в ходе экскурсии, сообщали её цель. Детям важно знать, куда пойдут, зачем, что нужно собрать. Например, экскурсия «Осень – живая природа». Для получения знаний провела экскурсии в наш парк, Ботанический сад, Струковский сад. Приведя ребят к месту экскурсии, в краткой беседе уточняла цель занятия и задачи. Затем давала им возможность осмотреться. После чего приступали к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. Например, задавала вопросы:

  1. Какие деревья растут в парке?
  2. Как можно узнать осенью березу, тополь, яблоню, сирень? И т.д.

Давала детям задания:

  1. Поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как ее узнали. Подтвердить правильные ответы.
  2. Положить две ветки рядом (береза и тополь) и ответить на вопросы: как узнали, что это ветки березы, тополя? Какая поверхность коры на ощупь?
  3. Предложить осторожно согнуть ветки: узнать, гибкие они или хрупкие. И т.п.

В процессе наблюдения использовала произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. С помощью дидактических играх («Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя ветка?», «Раз, два, три - к ясеню (липе) беги!») закрепляла знания о характерных особенностях предметов.

Провела ряд сельскохозяйственных экскурсий на станцию юннатов: в сад, на огород, в парники, птичник и другие. Эти экскурсии наглядно показали и дали понять ребятам с нарушением интеллекта, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, животных. Здесь дети знакомились с основными трудовыми операциями, некоторые выполняли сами.

Педагогическая работа после проведения экскурсий

Знания, полученные на экскурсиях, расширяла и закрепляла на занятиях и в играх. Через 1-2 дня после экскурсии проводила занятия. Здесь мы с детьми делали поделки из природного материала, читали художественную литературу, слушали рассказы детей о том, где были и что видели, рисовали их впечатления. В заключении проводила обобщающую беседу. Планируя беседу, формировала вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить, активизировать полученные знания во время экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и в воспитательном отношении моменты, помочь им самостоятельно установить причинно-следственные вязи между явлениями. Например:

  1. Почему летом нет почек на деревьях, а осенью есть?
  2. Какие краски использует осень?
  3. Чтобы было с деревьями зимой, если осенью они не сбросили листья?

Также проводила экскурсии по проекту «Профелизация». Ходили с детьми в пожарную часть. Здесь мы познакомились с орудиями труда профессии пожарника. Нам очень интересно рассказали о работе пожарных. На ребят экскурсия произвела большое впечатление. Они с удовольствием делились впечатлениями о своём путешествии, называли, какие орудия труда используют для тушения пожаров и оказания помощи. И твёрдо запомнили 01. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения ребят и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности учащихся, формирует коммуникативные и информационные компетентности учащихся с ОВЗ.

Результат мониторинга воспитательной работы показал, что у учащихся увеличился объём кругозора, словаря и умение устанавливать причинно-следственные связи. Положительную динамику показали 8 учащихся из 12, т.е. 66,4% воспитанников группы. Продолжительность занятий выросла, ребята стали менее истощаемы, у всех учеников внимание стало более устойчивым, улучшилась память. У тяжёлых детей Дима С. и Намик Ф. появилась положительная динамика. Если Дима раньше не понимал установку к занятию, то теперь занимается в течение 35-40 минут. У Намика появилась ярко-выраженная попытка к речевой активности. Он может самостоятельно формировать фразы, вести диалог. У него сформирована потребность к словесному общению.

Вследствие этого у ребят развиваются умственные процессы: умение наблюдать, обобщать, сравнивать.


Родионова Ирина Алексеевна

преподаватель спецдисциплин
высшей квалификационной категории
ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж»

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы профессионального становления специалиста в системе СПО через проведение учебных экскурсий в производственные организации. Приводятся сведения об учебной экскурсии, её функциях и методике проведения. Показана эффективность экскурсий для учебного процесса, их роль в формировании мотивации будущих специалистов.

Профессиональное становление личности представляет собой систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под становлением обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, студент сам себя формирует. Профессиональное становление студента - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Обучение в колледже связывается с периодом, когда человек встал на путь приверженности профессии, и осваивает ее в процессе профессионально-познавательной деятельности.
Для того чтобы объединить учебный процесс в колледже с реальной профессиональной жизнью мы активно применяем в процессе обучения тематические экскурсии. Такая форма обучения позволяет развивать познавательные способности студентов (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), показать особенности приобретаемой профессии. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу будущего специалиста.
Учебные экскурсии - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве. Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Преподаватель самостоятельно решает, какие объекты посещать, какие учебные темы рассматривать, как часто проводить экскурсии, привлекать ли студентов в подготовку и анализ дела, использовать ли различные методики. Таким образом, преподаватель определяет место различных организационных форм учебной деятельности, в том числе экскурсии, в формировании общих и профессиональных компетенций студента.
Мы предположили, что ведущие профессиональные компетенции будут успешно сформированы, если экскурсия как вид учебной деятельности будет осуществляться целенаправленно и систематично, и составит не менее 10-15% объема учебного времени, если социальные партнеры-представители производства, характеризуя производственные процессы, акцентируют внимание на перспективах профессионального роста, значимости профессии, дополнительно обеспечат повышение мотивации студентов.
Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурсия). Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, на строительные объекты, на выставки и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога со студентами.
Учебная экскурсия - это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях, это проведение учебного занятия в условиях производства с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности.Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др).Экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть образовательного процесса, воспитательной и культурно-массовой работы.
Одна из задач экскурсии - выработать у студентов отношение к теме экскурсии, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку - значит составить представление о чем-либо, определить значение, характер, роль чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.Оценка экскурсии - это выводы студентов, к которым его подводит преподаватель и экскурсовод (специалист).
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Одна из функций экскурсии - функция расширения кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Нередко экскурсия конкретизирует знания студентов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.Функция формирования профессиональных интересов студента тоже является функцией экскурсии. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний.
Экскурсия имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся на производстве и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии с заранее определенной тематикой.Итак, широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании обучающегося. Но эффективность такой формы проведения учебных и внеурочных занятий будет только в том случае, если каждая экскурсия будет тщательно спланирована и методически разработана и выстроена. Поэтому организаторам таких занятий необходимо владеть методикой проведения экскурсий.
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы. Любая методика — это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные студентами знания.
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.
Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия студентов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения студентами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность студентов.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть студент. Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи. Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:

  1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения студентов, маршруту экскурсии.
  2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят студенты, направлен на зрительное воссоздание картины.
  3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа, демонстрации наглядных материалов.
  4. Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым студентами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект строительства, архитектурно-строительный отдел и т.д..
  5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность - это не только формулировка темы но и сами по себе приводимые факты, истолкование. Конкретизация материала в экскурсии - это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.

Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа.

В процессе профессионального обучения студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в Костромском политехническом колледже организуются и проводятся учебные экскурсии на отраслевые предприятия г. Костромы. Целями таких мероприятий является:

  • формирование устойчивого интереса к своей будущей профессии;
  • формирование профессионально-личностных качеств, позитивных мотивов к самореали- зации и самосовершенствованию с установкой на будущую профессиональную деятель- ность;
  • знакомство с работой по планированию деятельности структурных подразделений пред- приятия при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконс- трукции строительных объектов;
  • получение дополнительных знаний в области разработки архитектурно-строительных чер- тежей и проекта производства работ с использованием информационных технологий;
  • подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентноспо- собного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной рабо- те по специальности на уровне государственных стандартов.

На каждую экскурсию составляется методическая карта, в которой отражаются места остановок, объект показа, время и основное содержание информации. После завершения учебной экскурсии подводятся итоги, и организуется рефлексия различными методами: самооценки, ИНСЕРТ, анкети- рования. В ходе анкетирования выяснилось, что студенты узнали о работе проектных организаций, как разрабатываются проекты от начала до конца, высоко оценили автоматизированное проетиро- вание и возможность изучения программы для выполнения чертежей, решили получать высшее образование и заниматься проектной работой в будущем. Студенты дают высокую оценку учебным экскурсиям, сами предлагают темы следующих мероприятий, выбирая объекты изучения.

Результаты каждой учебной экскурсии проанализировали преподаватели, а также преподаватели вместе со студентами. Обсуждение итогов, анализ анкет позволяют сделать вывод, что студенты видят практическую значимость экскурсий в освоении специальности. Проявляют заинтересованность в продолжении знакомства с реальным производством, а также готовы участвовать в разработке тематики будущих экскурсий, что свидетельствует об успешном профессиональном становлении будущих специалистов.

Мониторинг процесса и результатов, проведенных в рамках проекта экскурсий, показал, что экскурсии действительно конкретизируют уже имеющиеся профессиональные знания, способствуют формированию новых, показывают востребованность профессиональных умений, что в конечном итоге способствует формированию общих и профессиональных компетенций, усиливает интерес к осваиваемой специальности, повышает мотивацию к обучению.

Анализ опыта работы показал, что использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.

Источники:

  1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001.-272с.
  2. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Г.И. Кругликов.- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-272с.
  3. Беликова, Н. А. Экскурсии. Опыт проведения / Н. А. Беликова, Э. В. Ковалевич // География в школе, 2005. - N 3. - С. 48-51.
  4. Методика подготовки экскурсии [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://etelien.ru/Collection/39/39 00053.htm l.
  5. Букатов, В. М. Как подготовиться к экскурсии: три совершенно неожиданных совета / Вячеслав Михайлович Букатов // Народное образование, 2010. - N 3. - С. 184, 216, 230.
  6. Методика организации и проведения производственных экскурсий для учащихся ОУ [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
  7. Формы организации процесса обучения: традиции и новации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100140/index.html .
  8. Экскурсоведение [Электронный ресурс]/ Пути совершенствования экскурсионной методики Режим доступа: http://www.kmvline.ru/lib/exkursoveden/25.php .
  9. Электронная библиотека // Книги по педагогике и психологии [Электронный ресурс]. - Организация учебных экскурсий Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/geografiya88.html .
  10. Электронная библиотека // Книги по педагогике и психологии [Электронный ресурс]. - Другие формы организации обучения Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped176.html .
  11. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

Министерство спорта Республики Хакасия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»

Д О К Л А Д

Тема Экскурсия как средство профессионального

становления специалиста

Преподаватель профессионального цикла

Фещук Л.Г

Ф.И.О.

Абакан, 2016

В докладе рассматриваются вопросы профессионального становления специалиста через проведение учебных экскурсий в производственные организации. Показана эффективность экскурсий для учебного процесса, их роль в формировании мотивации будущих специалистов.

Тема самосовершенствования – «Внеучебная работа по модулю, как средство развития профессионального мастерства студента ».

Профессиональное становление студента - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Обучение в техникуме связывается с периодом, когда человек встал на путь приверженности профессии, и осваивает ее в процессе профессионально-познавательной деятельности.
Для того чтобы объединить учебный процесс в техникуме с реальной профессиональной жизнью мной активно применяются в процессе обучения -тематические экскурсии. Такая форма обучения позволяет развивать познавательные способности студентов (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), показать особенности приобретаемой профессии. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу будущего специалиста.

Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Преподаватель самостоятельно решает, какие объекты посещать, какие учебные темы рассматривать, как часто проводить экскурсии.

Профессиональные компетенции будут успешно сформированы, если экскурсия как вид учебной деятельности будет осуществляться целенаправленно и систематично, и если представители производства, характеризуя производственные процессы, акцентируют внимание на перспективах профессионального роста, значимости профессии, дополнительно обеспечат повышение мотивации студентов.
Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурсия). Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, на выставки и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога со студентами.

При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др). Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания.

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа. Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия студентов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения студентами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.

В процессе профессионального обучения студентов по специальности «Технология продукции общественного питания» проводятся экскурсии на предприятия общественного питания г. Абакана (ТД «Сладкарница», паб « Limerik », «Перцы», «Малинники». Внеучебная работа по модулю, как средство развития профессионального мастерства студента

Целями тких мероприятий является:

    формирование устойчивого интереса к своей будущей профессии;

    формирование профессионально-личностных качеств, позитивных мотивов к самореализации и самосовершенствованию с установкой на будущую профессиональную деятельность;

    подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе по специальности на уровне государственных стандартов.

После завершения учебной экскурсии подводятся итоги, и организуется рефлексия различными методами: самооценки, ИНСЕРТ, анкетирования.Студенты дают высокую оценку учебным экскурсиям, сами предлагают темы следующих мероприятий, выбирая объекты изучения. Проявляют заинтересованность в продолжении знакомства с реальным производством, а также готовы участвовать в разработке тематики будущих экскурсий, что свидетельствует об успешном профессиональном становлении будущих специалистов.

Анализ опыта работы показал, что использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.

Список использованных источников

    Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001.-272с.

    Методика подготовки экскурсии [Электронный ресурс]/ Режим доступа: l.

    Букатов, В. М. Как подготовиться к экскурсии: три совершенно неожиданных совета / Вячеслав Михайлович Букатов // Народное образование, 2010. - N 3. - С. 184, 216, 230.

    Методика организации и проведения производственных экскурсий для учащихся ОУ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/ekskurs-p.htm

Значительную роль в формировании экологической грамотности играет посещение экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеев природы, краеведческих музеев, национальных парков, заповедников и т. д.

В современных условиях важнейшей потребностью прогрессивного развития общества становится формирование у подрастающего поколения такого отношения к природе, которое выражается не только в её сохранении, но и в активном восстановлении, борьбе с её загрязнением и расхищением.

Глава 2. Формирование экологической грамотности в процессе проведения экскурсий в приподу.

2.1. Состояние проблемы в современной теории и практике

Экскурсия в природу - классическая форма изучения окружающей среды. Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Дети убеждаются в единстве и разнообразии природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Природа - ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? - писал К.Д.Ушинский - зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога...» .

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес и любовь к природе, воспитывает бережное отношение к ней. Кроме того, многие личные качества школьников могут формироваться на экскурсиях, так как именно здесь дети проявляют черты своего характера особенно ярко. На экскурсиях учитель еще раз обогащает внимание на воспитание у детей дисциплинированности, доброжелательности, внимания к слабым, взаимопомощи и аккуратности

В.А. Сухомлинский утверждал: «Детей нужно через красивое подводить к человечному. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. Надо, чтобы дети не просто видели, как деревья зимой покрываются белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы, как наливаются яблоки и краснеют помидоры, - все это они должны пережить как радость, как полноту своей духовной жизни» .

Роль экскурсий в обучении младших школьников трудно переоценить. З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева отмечают, что экскурсии очень важны для развития детей младшего школьного возраста, так как «предметы не изолированы от окружающей среды, а находятся непосредственно в этой среде, поэтому учащиеся могут полнее и глубже изучать связь между организмами и окружающей средой» .

В.П. Вахтеров, раскрывая позиции предметного метода обучения, подчеркивает важность экскурсий и уроков на воздухе, говоря о том, что ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсий и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами, едва ли создает условия для спокойной исследовательской деятельности маленького, пытливого «почемучки» .

Проблемы методики обучения, внедрения новых форм и средств экологического воспитания и образования именно для категории младших школьников стоят особенно остро. При анализе учебных планов можно отметить, что экскурсии занимают незначительное место в системе образования младших школьников, что связано с излишней теоретизацией образования, в т.ч. экологического.

Важное место в начальной школе занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края. .

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом. Экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся. Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде, содействует закалке и укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных экскурсий цели физического развития не должны быть забыты.

Экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок. Экскурсии – это те же уроки, но уроки в природе или музее, на выставке, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществлять их без срыва других занятий.

Экологическое образование в нашей стране включено, как обязательный элемент во все ступени общего образования. Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Наибольшие возможности в этой сфере имеет курс «Окружающий мир» Клепининой З.А.

Анализ действующих программ по уровню реализации задач экологического воспитания и образования

В настоящее время в школах наиболее представлены программы по окружающему миру, как программа Клепининой З.А «Окружающий мир», Плешакова А.А. «Зеленый дом», Вахрушева А.А. «Мир и человек», Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир». Рассмотрим некоторые из них.

Система курсов Плешакова А.А. «Зеленый дом»

Важная задача курса – преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в родной стране и на всей планете. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. В процессе изучения природоведения учащиеся на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения, узнают об экологических проблемах различных природных зон, природоохранной работе. Каждая тема содержит большой природоохранный материал, что позволяет за четыре года дать учащимся элементарные научные экологические знания, сформировать экологическое мышление и определенные нормы поведения. Основная задача курса «ознакомление с окружающим миром» Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нем человека. Таким образом, программу Плешакова А.А. «Зеленый дом» можно назвать систематическим экологизированным курсом окружающий мир для начальной школы.

Рассмотрим программу Клепининой З.А. «Окружающий мир»

Курс«Окружающий мир», строится на базе природоведения, просуществовавшего в школе более 30–35 лет, как безальтернативный, имеет следующие принципы отбора содержания: сезонности, краеведческий, системно-деятельностный подход, экологический. Ведущими принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический принцип – краеведческий, сезонности, усилено внимание практическим методам обучения. Содержание учебного предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной работе. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу. Таким образом, программа Клепининой З.А. «Окружающий мир» значительно усовершенствована, что в первую очередь отразилось на усилении практической направленности курса и расширении экологической направленности. Основная цель – образовательная, воспитательные вопросы решаются попутно, уделяется внимание охране природы, следует отметить, что в программе нет четкой системы формирования экологических представлений и понятий.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях.

Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по природоведению, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Велико педагогическое значение экскурсий. Следует, прежде всего, отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и укрепляет знания учащихся.

Экскурсия - та золотая середина, где методистам и экскурсоводам удается достигнуть устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

В деятельности человека используется много различных методов. По своему значению и сферам применения все методы могут быть разделены на три категории:

  • диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса независимо от сферы, где проходит исследование;
  • общие методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукции и дедукции, обращение и абстрагирование и др. Таким общим методом, например, является формальная логика - метод для отыскания новых результатов, для перехода от неизвестного к известному.
  • частные методы, которые находят применение только в данной науке или отрасли знания, а также при использовании отдельных форм воспитания. Именно к этой категории методов и относится экскурсионный метод.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных, не связанных между собой элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, притом не в стационарном состоянии, а в процессе развития.

Требования этого метода состоят в следующем: выявить внутренние естественные связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное и существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов.

Экскурсионным методом является такой метод сообщения знаний, в основе которого лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом. Обязательное условие экскурсионного метода состоит в том, чтобы учитель уже в ходе подготовки к проведению экскурсии на данную тему сам увидел, как это было, ясно до мелочей представлял картинку события, о котором идет речь. .

Учителю необходимо иметь в виду основные положения, которые необходимо учитывать в работе:

а) в основе любой экскурсии лежи экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются основными элементами экскурсии;

в) движение - один из основных признаков экскурсии;

г) методика проведения экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих объектах, приемов которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до аудитории.

Одно из требований экскурсионной методики состоит в том, чтобы любой методический прием на экскурсии применялся свободно и естественно.

Младший школьник – это ребёнок «почемучка». Любознательность младшего школьника по сравнению с дошкольником усиливается по целому ряду причин. Ребёнок младшего школьного возраста – это ученик. Он учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением стремления самим докопаться до сути явлений. Именно поэтому младший школьный возраст и называют «почемучка». Высокая познавательная деятельность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора экологической культуры.

1

В статье рассматривается роль интерактивных и активных форм работы со студентами направления подготовки «Международные отношения» с целью формирования и развития у них компетенций согласно ФГОС ВПО на примере интеграции экскурсионной деятельности в образовательно-воспитательный процесс. Одной из таких форм работы с молодежью, которая позволяет обогатить, разнообразить, сделать более интерактивными и даже активными образовательные программы, по мнению автора, является экскурсия. Экскурсионные мероприятия способствуют разностороннему развитию личности благодаря разнообразию видов деятельности, в которую в ходе них вовлечены обучающиеся. Автор также отмечает, что благодаря специфике данной формы работы вся предлагаемая слушателям информация носит практико-ориентированный характер. Экскурсия выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, однако в конкретных условиях и при определенных обстоятельствах на первый план может выходить одна из них.

1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностр. языки в школе. – 2003. – № 2.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 «Международные отношения» (квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. base.garant.ru

5. Чернов Л.И. Формирование интегративной лингвосоциокультурной компетентности обучаемого с помощью визуализации учебного материала на занятиях по английскому языку // Язык и коммуникация в контексте культуры: сб. науч. статей по итогам материалов 9-й Междунар. науч.-практ. конф. 21–22 мая 2015 года. – Рязань: ООО «РИПД “ПервопечатникЪ”», 2015. – С. 156-163.

В настоящее время российское образование претерпевает множество изменений. Для высшего образования это в первую очередь преобразования, связанные с переходом на двухуровневую систему. В учебных планах всех без исключения направлений подготовки происходит сокращение аудиторных часов в пользу самостоятельной работы. Вместе с тем возрастает значимость внеучебной деятельности, которая должна гармонично дополнять учебную и быть средством формирования и развития компетенций будущих профессионалов, определенных в федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования.

Одной из таких форм работы с молодежью, которая позволяет обогатить, разнообразить, сделать более интерактивными и даже активными образовательные программы, является экскурсия. Из всего многообразия формулировок термина «экскурсия» остановимся на том, который наиболее полно отражает образовательный потенциал данной формы работы. Экскурсия - это процесс наглядного познания окружающего мира, особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта и т.д., который позволяет пробудить интерес к учебным дисциплинам, конкретизировать имеющиеся знания и дать новые .

Экскурсионные мероприятия способствуют разностороннему развитию личности благодаря разнообразию видов деятельности, в которую в ходе них вовлечены, в данном случае, учащиеся.

В первую очередь, как уже отмечалось ранее, во время экскурсий учащиеся, выступающие в роли пассивных участников, получают новые знания и обогащают уже имеющиеся. Важно отметить то, что благодаря специфике данной формы работы вся предлагаемая слушателям информация носит практико-ориентированный характер. Кроме этого, экскурсии способствуют созданию междисциплинарных связей, помогая студентам всесторонне охватить содержание обучения, увидеть взаимосвязь изучаемых предметов. Не следует забывать и об особой роли экскурсионных мероприятий в формировании эмоциональной сферы учащихся, а именно - развитии чувства прекрасного, радости познания, желания быть полезным обществу и т.д.

Принимая во внимание набирающий популярность принцип взаимообучения, который в настоящее время наиболее явно проявляется в реализации программы тьюторской поддержки студентов младших курсов, старшекурсники могут стать активными участниками экскурсий, планируя и разрабатывая их, что представляет собой определенного рода проектную деятельность. Разработка экскурсионных программ требует масштабной предварительной подготовки, начиная с поиска актуальной темы и подбора соответствующей информации, что предполагает работу с источниками в библиотеках и сети Интернет, заканчивая творческим подходом к изложению собранного материала и осуществлению обратной связи. Проведение экскурсий является не менее трудоемким процессом, который требует от ведущего знания психологии и наличия лидерских качеств, что позволяет легко понимать аудиторию, уметь быстро устанавливать контакт с группой, поддерживать внимание экскурсантов на протяжении всего мероприятия.

Рассмотрим то, как экскурсии способствуют формированию общекультурных компетенций студентов направления подготовки «Международные отношения» : пассивное участие студентов в экскурсионных мероприятиях способствует формированию следующих общекультурных компетенций по ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900 «Международные отношения» (квалификация (степень) «Бакалавр»): стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6), умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7), способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10), умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-17), осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-19), готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-20), готовность и стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-25), стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию (ОК-28), настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен (ОК-30).

Активное участие направлено на формирование следующих компетенций: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2), готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3), способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4), навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9), владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13), способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14), забота о качестве результатов труда (ОК-29), владение этикой межличностных отношений и эмоциональной саморегуляции (ОК-31), готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества (ОК-32).

Учебным планом для направления подготовки «Международные отношения» предусмотрено изучение двух иностранных языков. Интерактивные формы работы со студентами во время аудиторных занятий с целью обсуждения результатов прослушанной или проведенной экскурсии могут стать интересным дополнением обязательных программ по данным дисциплинам (Приложение 1). В этом случае вместе с общекультурными (ОК - 2, 3, 6, 13, 14, 17, 28, 30) у студентов-международников формируются и некоторые профессиональные компетенции :

Знание и активное владение иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов (ПК-3);

Готовность и умение вести диалог, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставленных задач (ПК-5).

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что экскурсия выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, однако в конкретных условиях и при определенных обстоятельствах на первый план может выходить одна из них. Так, в рассмотренном нами примере интеграции экскурсионной деятельности в образовательно-воспитательный процесс, направленный на подготовку бакалавров по направлению подготовки «Международные отношения», она является важным компонентом учебного процесса, формируя и развивая у студентов компетенции, требуемые ФГОС ВПО.

Приложение 1

THE REGION FINE ARTS MUSEUM

The aim of the lesson is to accustom you to the artistic heritage of Russia and Ryazan, in particular, conducting a virtual tour of the region Fine Arts Museum .

1. Pronunciation drill. Pronounce the following words and word combinations with proper sounds and stress. Translate the given words and word combinations from English into Russian.

a self-taught painter

native intelligentsia

to exhibit - an exhibition

a representative

an engraver- an engraving

a province museum

Russian classicism

architecture - an architect

a boarding school

decorative applied art

a suit of spacious halls

2. Read the text about the history and collection of the region Fine Arts Museum. Translate it from English into Russian.

The region Fine Arts Museum, one of the Russia"s treasure-houses of fine art, is among the sights of modern Ryazan. The birth of the museum is connected with the name of our countryman, a famous engraver Ivan Petrovich Pozhalostin (1837-1909), professor of St. Petersburg Academy of Arts. In 1913 representatives of native intelligentsia, among which a particular merit belongs to the self-taught painters A.A. Kiselev-Kamsky and V.P. Sokolov, organized "The Society of the Ryazan Art-Historical Museum named after I.P. Pozhalostin". The first exhibition of the museum collection was opened in 1915. It numbered a little more than 50 works presented by I. Pozhalostin, Moscow and local artists. Among famous masters, whose names are also connected with the Ryazan land, are graphic P.M. Boklevsky, painters A.E.Arkhipov and F.A. Malyavin, sculptor A.S. Golubkina. In the twenties the museum collection was filled up by the collections of the mayor I.S. Antonov, the Baryatinskys, the Gagarins, the Golitsins, the works from the State Museum Funds, which distributed the masterpieces from the capital museums to province ones. In the sixties expeditions of the museum gathered some works of old Russian and folk art. Today a constantly increasing collection includes more than 10 thousands of original works of native and West-European masters of the XV-XX centuries belonging to different kinds and genres of art.

The museum building itself is also a work of art, it is a monument of architecture of Russian classicism of the end of the XVIII century of the school of a prominent architect Matvey Kazakov. This palace of merchant G.V.Ryumin was later presented to the city to place there a noble boarding school.

The exposition of Russian art represents various kinds of works of art from old Russian icons to the works of masters of the beginning of the XX century. The suite of spacious halls leads from the portraits of the XVIII century to the canvases by V. Tropinin and A. Venetsianov, the landscapes by I.Aivazovsky, A. Savrasov, I. Levitan, the portraits by V. Petrov and I. Repin, the sculptures by S. Konionkov. The exposition of Soviet art includes prominent works of 1920-1980s including works of Ryazan painters. The museum contains the collection of paintings, drawings, engravings and applied art productions of the masters of Western Europe of the XVI-XX centuries including unique canvases by Venetians J.Krozato and F. Gvardi, Dutchmen Ya.Peynas and brothers van Ostade, a French classic S. Vouet.

In the halls of decorative applied art they exhibit furniture, ceramics, glass, porcelain of different plants of the XVIII-XX centuries. A colorful world of folk art comes to life in the works of art trades masters including works by Ryazan masters: Skopin ceramics, Mikhaylov lace, Sapozhok weaving, Kadom embroidery.

Various exhibitions add to the constant exposition. Works from the collection of the Ryazan Art Museum were shown at exhibitions in many countries of the world.

3. Review the text in assignment. 2. Names of many Russian and European craftsmen are mentioned in the text. What do you know about them? Make shorts reports about all the people mentioned. Follow the given plan to arrange your speech.

a) What is his/her name?

b) When and where was he/she born?

c) What family was he/she born into? What was the social status of his/her family?

d) What education did he/she get?

e) When did his/her first creative experience take place? Was it successful?

f) Was he/she appreciated by his contemporaries?

g) What were the most famous works of his/hers (illustrate your answer with pictures)?

h) What were his/her works characterized with?

i) What did he/she contribute to the world art?

4. Tell your fellow students about your last visit to the region Fine Arts Museum. The given below questions may help you arrange your speech.

a) When did you last go to the region Fine Arts Museum?

b) Was it a constant or temporary exposition?

c) What artists exhibited?

d) What did you learn about the artists (use the plan given in assignment 3)?

e) Did you like the exposition? Why/why not? What works of art presented there did you like most of all?

f) What artists do you want to see in the museum? Why?

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-06-10316.

Рецензенты:

Лиферов А.П., д.п.н., профессор, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань;

Костикова Л.П., д.п.н., доцент, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань.

Библиографическая ссылка

Гордова М.В. ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20256 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Поделиться