Экспериментальная психология Г. Эббингауза. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза Кто такой г эббингауз

Ebbinghaus, 1850-1909) - нем. психолог. Наиболее известен своими экспериментальными исследованиями психологии памяти (1885). Суть экспериментальной процедуры при всех частных различиях ее вариантов заключалась в след. Составив множество трехбуквенных бессмысленных слогов и образовав из них ряды различной длины, Э. прочитывал их под метроном, пытаясь запомнить предъявленный материал. Кажущаяся простота и механистичность процедуры эксперимента привела, однако, к открытию множества феноменов из области психологии памяти. Э. обнаружил т. н. "фактор края", т. е. лучшее запоминание первых и последних слогов ряда (см. Позиционная кривая), объясняемое Э. фактом "тормозящего влияния" представлений слогов в сознании друг на друга (в середине ряда торможение имеет место с 2 сторон, а по краям - только с 1 стороны). Были выведены также кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят отчетливо нелинейный характер. Кроме того, Э. установил факт увеличения скорости запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленным. Его последователь А. Йост, пользуясь приемами Э., открыл также закон влияния распределения одного и того же количества повторений во времени (напр., по дням) на эффективность запоминания (см. Закон Йоста). Разработанные Э. методики до сих пор используются в эмпирических и прикладных исследованиях процессов памяти. (Е. Е. Соколова.)

ЭББИНГАУЗ (Ebbinghaus) Герман

(1850- 1909) - немецкий психолог, представитель ассоциативной и экспериментальной психологии. Создатель первой профессиональной организации немецких психологов (Немецкое общество экспериментальной психологии) и Журнала психологии и физиологии органов чувств (совм. с А. Кенигом, 1890), который объединил психологов, не принадлежащих к школе В. Вундта. Журнал поддержали известные физиологи (Г. Гельмгольц, Э. Геринг и др.) и психологи (Т. Липпс, Г. Мюллер, К. Штумпф и др.). Образование Э. получил, обучаясь в ун-тах Галле и Берлина (1867-1870), сначала по специальностям - история и филология, затем - философия. Защитил в Бонне докт. дис. (1873), написанную под влиянием Эдуарда фон Гартмана. После получения стипендии провел семь лет в различных ун-тах Англии и Франции. В конце этого периода сильное впечатление на него произвела книга Г. Фехнера Элементы психофизики, где предлагались объективные методы измерения субъективных ощущений. В конце 1870-х гг. участвовал во франко-прусской войне. Вернувшись в Берлин (1880), получил должность доцента, затем профессора Берлинского ун-та (1886-1994). Преподавал в ун-тах Бреслау (1894-1909) и Галля (1905), где организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии. Э. принадлежит выдающаяся роль в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом - интроспекция, контролируемая с помощью физиологических приборов. Э., опираясь на идеи Г. Фехнера, применил вместо субъективного объективный метод, соединенный с количественным анализом данных. Главным объектом его исследований стала память, которая в то время считалась неподвластной эксперименту. В трактовке памяти господствовала ассоциативная доктрина, согласно которой элементы сознания сочетаются благодаря смежности, сходству, контрасту. Хотя Э. и считал ассоциации основой психической жизни, он отошел от традиционного взгляда на них и задался целью применить методы психофизики к процессам памяти. В качестве материала (исходных элементов) ассоциаций Э. изобрел бессмысленные слоги (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например бов, гис, лоч и т.п.). По оценке Э. Титченера это стало самым выдающимся изобретением в этой области психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка проистекала из открывшейся возможности изучать процессы памяти в чистом виде, безотносительно к смысловым связям, неотвратимо наполняющим речевые реакции человека и потому затрудняющим анализ памяти как таковой, независимо от мышления. Составив список подобных слогов (около 2300), Э. экспериментировал с ним на протяжении 5 лет. Не имея лаборатории и испытуемых, ставил опыты на самом себе, применив объективный метод в эпоху, когда по отношению к другим единственно законным в психологии признавался субъективный метод. Основные итоги этого исследования Э. изложил в книге О памяти (1885). Показал влиние на запоминание количества материала, выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины, установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее количество его повторений, чем количество присоединенных к нему слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания. Специальному изучению подверглось влияние так называемого сверх-за-учивания. После того, как серия слогов воспроизводилась безошибочно, Э. продолжал ее заучивать. Разработанный им метод сохранения заключался в том, что через определенный промежуток времени, после того как ряд был заучен, вновь предпринималась попытка его воспроизвести. Когда известное количество слогов не могло быть восстановлено в памяти, ряд снова повторялся до полного воспроизведения. Число повторений (или время), которое потребовалось для восстановления полного знания ряда, сопоставлялось с числом повторений (или временем), затраченным при первоначальном заучивании. Данные, полученные методом сохранения, сопоставлялись с различным числом повторений при сверхзаучивании, то есть определялось, сколько потребуется повторений, чтобы доучить материал (до полного и безошибочного воспроизведения), если до того он сверхзаучивался. Особую популярность приобрела вычерченная Э. кривая забывания. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания, значительно меньше в ближайшие минуты и еще меньше - в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Э. выучил текст Дон-Жуана Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в 9 раз быстрее. Что же касается кривой забывания, то она в обоих случаях имела общую форму, хотя в первом случае (при осмысленном материале) падение кривой шло медленнее. Э. подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного заучивания, прочность запоминания различных слогов в общей ассоциативной цепи и Др.). Хотя Э. и не разработал специальной психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии, доказав наделе преимущества независимого от интроспекции изучения психических процессов. Его методики изменили характер деятельности экспериментатора, который ориентировался не на показания самонаблюдения, а на реальные действия испытуемого, результаты которых подвергались статической обработке с целью открытия закономерностей, которым подчинены при всей их вариативности психические явления. Э. разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданные школой В. Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к элементарным процессам (ощущениям, восприятиям), вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. Э. доказал высокую эффективность экспериментального метода применительно к процессам, которые считались для него недоступными. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простейшими элементами сознания, сложных форм поведения - навыков. Кривая забывания приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем и др. Э. доказал также ошибочность прежнего ассоци-анизма, который умозрительно решил вопрос о характере связей между психическими явлениями. Ассоциации, избранные Э. в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколь и моторными. Они охватывали самый общий аспект приобретения организмом новых сочетаний сенсомоторных реакций в результате специально организованного упражнения. Э. принадлежит также ряд других работ и методик, поныне сохраняющих свое значение. В частности, им был создан носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным словом (1897). Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и получил широкое применение в детской и педагогической психологии. Э. разработал также теорию цветного зрения. (1893). Ему принадлежит небольшой, блестяще написанный Очерк психологии (1908), а также фундаментальные двухтомные Основы психологии (1902-1911). Труды Э. существенно изменили общий облик психологии, подняв уровень экспериментальной культуры исследований, утвердив в ней критерии объективности и точной проверки установленных фактов и закономерностей с использованием количественных (в частности, статистических) методик. Основные труды Э.: Ubedas Gedachtnis, Leipzig, 1885; Grundziige der Psychologie, 2 vol, Leipzig, 1902-1911. В рус. пер.: Основы психологии, т. 1-2, СПб, 1911-1912; Очерк психологии, СПб, 1911; Смена душевных образований / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М., МГУ, 1979 Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский.

Герман Эббингауз (1850-1909) первым применил метод эксперимента к исследованию высших психических функций, в частности памяти. Эксперимент Эббингауза заключался в использовании бессмысленных слогов для изучения объема запоминания. Были сформулированы следующие законы работы памяти.

1. Объем запоминания, который человек без труда воспроизводит после однократного прочтения материала, равен 6-8 бессмысленным слогам.

2. Чем больше количество единиц в списке, тем больше времени необходимо для его запоминании.

3. На качество и специфику запоминания информации влияет -эффект крав-: стимулы, находящиеся в начале и в конце общего материала, запоминаются легче, поскольку испытывают -тормозящее" влияние других слогов только с одной стороны.

4. Существует кривая забывания информации: наибольшая часть выученного материала забывается в первое время после заучивания, и чем больше времени после этого проходит, тем меньшее количество информации забывается, неповторяемый материал забывается быстрее.5. Запоминание и заучивание осмысленного материала происходит в 9 раз быстрее, чем не связанных между собой бессмысленных слогов.

6. При увеличении нагрузки на память снижается работоспособность, поэтому оптимально разделять время, необходимое для заучивания, на несколько коротких этапов.

7. Тренировка в запоминании одного материала повышает качество запоминания другого.

Опыты Эббингауза по изучению памяти расширили предмет изучения психологии, так как ранее считалось, что память - это сложная функция сознания и потому для ее изучения невозможна применение эксперимента. Эксперимент стал использоваться од основной метод исследования. Выводы и законы запоминаний материала, сформулированные Эббингаузом. имели прикладное значение для многих отраслей психологии; в педагогике были созданы результативные методики обучения, тесты умственного развития по принципу незаконченных предложений. Задачей экспериментатора теперь стало не изучение интроспективных высказываний испытуемого, а наблюдение и анализ его поведения.

47. Экспериментальная психология в. Вундта в вюрцбургской школе.

Основатель Вюрцбургской школы Освальд Кюльпе (1862-1915) был учеником и ассистентом В. Вундта и использовал в своих исследованиях метод самонаблюдения для изучения феноменов человеческого мышления. Вюрцбургская школа выдвинула следующие положения и идей относительно понимания феноменов мышления, которые во многом отличаются от классических взглядов В. Вундта и тем самым вызывают серьезную критику с его стороны.

1. Использование для изучения высших психических процессов метода «систематической интроспекции»: выделение и изучение отдельных фаз в процессе мышления, когда испытуемый, помимо осознания и выражения некоего суждения (как ответа на поставленную задачу), описывает осознаваемые им процессы, предшествующие завершающему акту мышления, т. е. вынесению суждения.

2. Введение понятия «детерминирующая тенденция», или «установка сознания*, обозначающего, что результат выполнения задачи во многом объясняется «преднэстро-енностью1 индивида на ее выполнение, его состоянием перед началом работы.

3. Описание мышления как процесса решения задачи, основанного на особом психологическом механизме, содержащем ряд переменных:

Мотивационную установку на совершение действия, обусловленную возникновением необходимости решить задачу;

Целевую, т. е. определяющую детерминирующие тенденции;

Процессуальную, определяемую смену поисков операций, необходимых для решения поставленной задачи и иногда имеющую аффективный характер;

Несенсорную, имеющую в своем составе не чувственные, а умственные компоненты.

4. Психическое действие рассматривается как акт, имеющий свою детерминацию (мотив и цель), операционно-аффективную динамику и состав.

5. В процессе мышления чувства и ощущения не играют значительной роли, так как существуют такие содержания сознания, которые не зависят от наглядности, т. е. для понимания не обязателен визуальный образ.

6. На первый план выступили активность сознания, его процессуальность, понимание мышления как актов различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание смысла и т. п.

(1850–1909)

24 января 1850 г. родился Герман Эббингауз – один из основателей экспериментальной психологии. В отличие от своего современника В. Вундта, изучавшего «первоэлементы» сознания и убежденного, что высшие психические функции невозможно экспериментально исследовать, Эббингауз предпринял смелую попытку изучать память с помощью строгих научных методов.

Выпускник Боннского университета, Эббингауз несколько лет провел в Англии и во Франции, зарабатывая на жизнь репетиторством. В лавочке парижского букиниста он случайно нашел книгу Т. Фехнера «Основы психофизики». Это событие не только круто изменило жизнь самого Эббингауза, но и существенно повлияло на судьбу всей психологической науки.

В книге Фехнера были сформулированы математические законы, касающиеся отношений между физическими стимулами и вызываемыми ими ощущениями. Воодушевленный идеей открытия точных закономерностей психических процессов, Эббингауз решил приступить к опытам над памятью. Он ставил их на самом себе и при этом руководствовался давней идеей о том, что люди запоминают, сохраняют в памяти и воспроизводят факты, между которыми сложились ассоциации. Но обычно эти факты подвергаются осмыслению, и поэтому трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря памяти, или в дело вмешался ум. Эббингауз задался целью установить законы памяти «в чистом виде» и для этого изобрел особый материал. Единицами такого материала стали отдельные бессмысленные слоги, состоявшие из двух согласных и гласной между ними (наподобие «бов», «гис», «лоч» и т. п.). Предполагалось, что такие элементы не могут вызвать никаких ассоциаций, и их запоминание никак не опосредуется мыслительными процессами и эмоциями.

Недавние изыскания позволили уточнить особенности экспериментального материала Эббингауза. При тщательном изучении записок исследователя выяснилось, что в некоторых из придуманных им слогов было по четыре, пять и даже шесть букв. Но более важно другое. Помимо родного немецкого Эббингауз свободно владел английским и французским, неплохо знал греческий и латынь. При этом ему было крайне нелегко найти такие сочетания звуков, которые звучали бы для него абсолютно бессмысленно и не рождали бы никаких ассоциаций. Но на самом деле он к этому и не стремился. В неточном переводе его экспериментальный материал принято было называть «рядом бессмысленных слогов», тогда как на самом деле он имел в виду «бессмысленный ряд слогов». По Эббингаузу, лишенными смысла должны быть не отдельные слоги (хотя и этого ему в большинстве случаев удалось добиться). Бессодержательным, не вызывающим никаких ассоциаций, должен быть весь набор в целом. По мнению некоторых исследователей, это ставит под сомнение чистоту экспериментов Эббингауза. Однако не подлежит сомнению, что для своего времени его опыты были поистине новаторскими. Э. Титченер оценил их как первый значительный шаг в этой области со времен Аристотеля.


Составив список бессмысленных звукосочетаний (около 2300 слогов, выписанных на карточках), Эббингауз экспериментировал с ними на протяжении пяти лет. Основные итоги этого исследования он изложил в ставшей классической книге «О памяти» (1855). Прежде всего он выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка, от его длины, установив, что при одновременном прочтении запоминается, как правило, 7 слогов. При увеличение списка требовалось значительно большее число его повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания.

Разработанный Эббингаузом метод сохранения заключался в том, что через определенный промежуток времени после того, как ряд был заучен, вновь предпринималась попытка его воспроизвести. Когда определенное количество слогов не могло быть восстановлено в памяти, ряд снова повторялся до его правильного воспроизведения. Число повторений (или время), которое потребовалось для восстановления знания полного ряда, сопоставлялось с числом повторений (или временем), затраченным при первоначальном заучивании.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом кривая забывания. Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие последующие минуты и еще меньше – в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и бессмысленных слогов. Эббингауз заучивал текст «Дон Жуана» Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в 9 раз быстрее. Что же касается кривой забывания, то она в обоих случаях имела общую форму, хотя в первом случае (при осмысленном материале) падение кривой шло медленнее. Эббингауз подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного во времени заучивания).

Эббингаузу принадлежит также ряд других работ и методик, поныне сохраняющих свое значение. В частности, им был создан носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным словом. Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и нашел широкое применение.

Хотя Эббингауз и не разработал специальной теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии. Они на деле показали, что память можно изучать объективно, не прибегая к субъективному методу, выяснению того, что происходит в сознании испытуемого. Была также показана важность статистической обработки данных с целью установления закономерностей, которым подчинены, при всей их прихотливости, психические явления. Эббингауз разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданной школой Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к процессам, вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простейшими элементами сознания, сложных форм поведения – навыков. Кривая забывания приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем и др.

Эббингауз основал психологические лаборатории в университетах Берлина, Бреслау и Галле. В 1902 г. вышло имевшее огромный успех руководство «Основы психологии», которое автор посвятил памяти Фехнера. Основанный Эббингаузом «Журнал психологии и физиологии органов чувств» явился первой попыткой выйти за рамки «цеховых» изданий и представить результаты научных исследований широкой публике; тому способствовали высокие требования к ясности и доступности стиля публикаций.

Эббингауз не создал формальной психологической системы, не основал собственной научной школы. Да он едва ли и стремился к этому. Тем не менее ему удалось занять исключительное место в истории психологической науки. Настоящим мерилом ценности ученого является то, насколько его взгляды и выводы прошли проверку временем. А с этой точки зрения Эббингауз оказал на науку влияние даже более значительное, чем Вундт. Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных и экспериментальных методов в изучение высших психических функций. Именно благодаря Эббингаузу работа в области изучения ассоциаций из теоретизирования об их свойствах превратилась в подлинно научное исследование. Многие из его заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми даже столетие спустя.

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН.

Герман Эббингауз родился 24 января 1850 г в Германии. Родители Германа хотели, чтобы их сын получил профессию, приносящую хороший доход, но мальчик очень интересовался наукой. Несмотря на возражения семьи, он поступил в университет, где познакомился с основами теории психофизики, созданной Г. Фехне-ром. Особенность теории Фехнера состояла в том, что он считал возможным измерить все психические процесы количественным методом После окончания учебы Эббингауз решил проводить свои эксперименты в русле этой теории Он исходил из того, что количественными и экспериментальными методами можно исследовать не только элементарные психические процессы, но и такие сложные феномены, как, например, память.

Экспериментальная психология в то время была еще недостаточно развита, Вильгельм Вундт только в 1879 г открыл в Лейпциге свою первую лабораторию экспериментальной психологии. Эббингаузу пришлось создать свои методы изучения различных феноменов, а в качестве объекта исследований он выступал сам.

Основным направлением исследований ученого было исследование проблем психологии памяти количественными методами. В 1885 г. Эббингауз выпустил книгу «О памяти», где привел некоторые закономерности этого отдела психологии Он определял память как систему, состоящую из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дальнейшем Основой этой работы стали эксперименты, проведенные им на себе. Пытаясь вывести определенные законы запоминания материала и его последующего воспроизведения, ученый составил 2300 трехбуквенных слов, состоящих из двух согласных и гласной между ними. Эти слова не несли никакого смысла и, кроме того, не вызывали никаких смысловых ассоциаций.

Во время опытов он испробовал и просчитал время и объем их заучивания, нашел закономерности забывания. «Кривая забывания», выведенная им на основе этих опытов, является одним из основополагающих элементов психологии памяти. Она показывает, что около половины запоминаемого материала забывается в первые полчаса после заучивания, а в течение первого часа - уже около 60 % полученной информации. Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго.

Эта кривая, наряду с кривой заучивания, в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных навыков, а также при решении различных психологических проблем. Кроме того, Эббингауз в своей работе изложил некоторые особенности воспроизведения материала различного объема, а также различных по порядку фрагментов этого материала. Разработав математичекие модели памяти, Г. Эббингауз стал первым, кто показал, что процессы запоминания и забывания имеют нелинейный характер

Все исследования, которые проводил ученый, основывались на запоминании бессмысленных буквосочетаний. Осмысленный же материал запоминается несколько быстрее, кроме того, при запоминании информации, несущей конкретную смысловую нагрузку, действуют определенные эффекты и закономерности. Так, например, при запоминании задачи действует особенный эффект. Если решение задачи не доведено до конца, она запоминается лучше и остается в памяти дольше, решенная же задача запоминается значительно хуже.

Кроме этого, действует эффект края. Та информация, которая находится ближе к краю списка, т.е. либо в конце, либо в начале, запоминается лучше, а то, что расположено в середине, быстрее исчезает из памяти.

Проводя различные опыты, Г. Эббингауз установил, что срок, на который запоминается информация, зависит от установки, действующей во время запоминания. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - еще нескоро. На самом же деле оба рассказа были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Эббингауз предложил такой метод для лучшего сохранения информации в памяти: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

Так же при запоминании большого объема различной информации существует эффект «затаптывания следов». Чем больше сходных по содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это удается. При изучении этих закономерностей Г. Эббингауз разработал несколько методик, с помощью которых можно исследовать процессы памяти.

От исследований памяти Эббингауз вполне естественно перешел к изучению различных проблем педагогики Память ребенка очень активная и емкая, дети и подростки при желании могут запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, скорость запоминания у них также гораздо выше. Однако дети при запоминании совершают гораздо больше ошибок, что становится причиной быстрой потери информации.

Г. Эббингауз выпустил ряд статей, предназначенных как для педагогов и родителей, так и для детей. В этих работах он предложил ряд практических рекомендаций по улучшению качества запоминания. Информация, которую ребенок получает на уроке, должна восприниматься им активно. Если в процессе получения знаний он старается обдумывать их, формулировать вопросы и комментарии, то процесс запоминания будет более эффективным.

Информация, которую получают учащиеся, должна быть эмоционально насыщенной, тогда она будет легче запоминаться, если же эмоциональная окраска отсутствует, то ее нужно «придумать». Другими словами, Г. Эббингауз советовал придумывать, как можно в будущем применить полученную информацию или же создавать для нее юмористическую интерпретацию.

При запоминании большого объема материала нужно особенно тщательно заучивать информацию, содержащуюся в середине учебного материала, поскольку именно она обычно быстрее всего выпадает из памяти. Для того чтобы избежать действия эффекта «затаптывания следов», нужно постоянно менять специфику запоминаемого материала. Ученый советовал хотя бы чередовать естественные предметы с гуманитарными, а также менять форму подачи материала.

Активно занявшись проблемами детской психологии, Г. Эббингауз провел исследования умственных способностей детей различного возраста, результатом которых стала шкала умственных возможностей. Для того чтобы получить количественное выражение этих способностей, ученый изобрел тест, получивший название «тест Эббингауза».

С начала 1890-х гг. Эббингауз работал в лаборатории, где проводил множество экспериментов. Он эмпирическим путем изучал проблемы чувственного ощущения, в частности зрительного восприятия. Набрав достаточно фактов, ученый выпустил несколько статей по этой проблеме.

Герман Эббингауз умер 26 февраля 1909 г. Его научная деятельность была в основном посвящена проблемам памяти. Он изучал закономерности запоминания и забывания информации, вывел кривую, показывающую нелинейный характер процесса забывания.

Кроме этого, Г. Эббингауз является одним из основателей экспериментальной психологии. Все свои научные разработки он обосновывал с помощью экспериментально полученных данных. Сначала он проводил опыты на самом себе, а затем - в лабораториях. Поскольку экспериментальная психология в то время была еще совершенно не развита, Эббингаузу приходилось самостоятельно разрабатывать методы для работы.

Из книги Вернись в Сорренто?.. автора Герман Анна

Об Анне Герман Возвращение Эвридики Воскресным вечером я прогуливался по Лазенкам, как вдруг откуда-то издали приплыла песня. Усиленная микрофонами, она струилась над старым парком, и я остановился словно пораженный громом: неужели она?! Конечно, этот голос трудно

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ФОН. Герман фон Гельмгольц родился в Потсдаме 31 августа 1821 г. Он прославился не только как психолог, но и как физик, математик и физиолог. Его отец на протяжении всей своей жизни работал учителем в гимназии. Мать была из английской семьи, переселившейся в

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ТИТОВ ГЕРМАН ТИТОВ ГЕРМАН (космонавт №2; 6–7 августа 1961 года он первым в мире провел на орбите в тесном космическом корабле целые сутки, доказав, что человек может жить и работать в космосе; скончался 20 сентября 2000 года на 66-м году жизни).Титов умер внезапно. 9 сентября он в

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Герман Фамилия неизвестна.Но, если вести речь о городе Тюмени, и если вести ее о ее духовной жизни, то, несомненно, самым шумным ее явлением второй половины 1980-х годов была деятельность людей, группирующихся вокруг всякой рок-музыки, и в основном - вокруг группы

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят автора Раззаков Федор

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Алексей ГЕРМАН Поскольку Алексей Герман был сыном известного писателя Юрия Германа, проблем с деньгами у него никогда не возникало. И когда он учился в институте, в ЛГИТМиКе, мог пригласить понравившуюся ему девушку в любой питерский ресторан, точно зная, что любой счет

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

ГЕРМАН Анна ГЕРМАН Анна (певица; скончалась 26 августа 1982 года на 47-м году жизни). В первый раз Герман едва не ушла из жизни в 1967 году. Она тогда гастролировала в Италии и попала в страшную автокатастрофу. У нее были сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки,

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ГЕРМАН Юрий ГЕРМАН Юрий (писатель, сценарист: «Семеро смелых» (1936), «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958), «Верьте мне, люди» (1965) и др.; скончался 16 января 1967 года на 57-м году жизни). В конце 40-х Герман написал роман «Подполковник медицинской службы», где в точности

Из книги Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия автора Шитков Александр Владимирович

КАЧИН Герман КАЧИН Герман (актер театра, кино: «Мичман Панин» (1960; матрос Епифанов), «Казаки» (1961; Ванюша), «Порожний рейс» (1963; шофер Виктор Крюков), «Сокровища республики» (1965; Осокин), «Дети Дон Кихота» (1966; пациент косметолога Сазонов), «Три дня Виктора Чернышова» (друг

Из книги Они были первыми автора Герман Юрий Павлович

ТИТОВ Герман ТИТОВ Герман (космонавт № 2; 6–7 августа 1961 года он первым в мире провел на орбите в тесном космическом корабле целые сутки, доказав, что человек может жить и работать в космосе; скончался 20 сентября 2000 года на 66-м году жизни). Титов умер внезапно. 9 сентября он в

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Ю. Герман ЛЕД И ПЛАМЕНЬ Я никогда не видел Феликса Эдмундовича Дзержинского, но много лет назад, по рекомендации Максима Горького, разговаривал с людьми, которые работали с Дзержинским на разных этапах его удивительной деятельности. Это были и чекисты, и инженеры, и

Из книги Вся премьерская рать автора Руденко Сергей Игнатьевич

МЕЛВИЛЛ ГЕРМАН (род. в 1819 г. – ум. в 1891 г.) Писатель. Романы «Ому», «Марди», «Редберн», «Белый бушлат», «Моби Дик, или Белый Кит», «Пьер, или Двусмысленность», «Израиль Поттер», «Искуситель»; повести «Тайпи», «Билли Бад, формарсовый матрос»; сборник новелл «Сказки с

Из книги Чекисты [Сборник] автора Дягилев Владимир

Г. Эббингауз (1850–1909) 24 января 1850 г. родился Герман Эббингауз – один из основателей экспериментальной психологии. В отличие от своего современника В. Вундта, изучавшего «первоэлементы» сознания и убежденного, что высшие психические функции невозможно экспериментально

Из книги автора

Герман Анна Анна Герман принадлежит к той категории людей, которые «видят цель, но не видят препятствий». Как говорят галичане, она - женщина «гонорова» и любит поговорить о равенстве женщин и мужчин.Еще во времена своей журналистской деятельности Анна Николаевна

Если говорить об ученых-психологах ХІХ в., большинству на ум приходят лишь имена чрезмерно увлеченного проблемами человеческой сексуальности Зигмунда Фрейда и крайне самоуверенного Фридриха Ницше. Однако помимо них существовало еще немало других, не менее талантливых, но более скромных ученых, чей вклад в развитие науки о свойствах человеческого мозга - неоценим. Среди них немецкий экспериментатор Герман Эббингауз. Давайте узнаем, кто он такой и чем обязано ему человечество.

Кто такой Герман Эббингауз?

Этот немецкий ученый, живший во второй половине девятнадцатого века, одним из первых в истории стал изучать память и человеческое восприятие с помощью практических опытов, которые ставил на себе.

Прошло более ста лет после его смерти, но открытия Эббингауза остаются актуальными сегодня и активно используются учеными всего мира. А его методики до сих пор никто не смог превзойти.

Ранние годы ученого

Родился Герман Эббингауз (Эббингхауз) в прусском городе Бармене (ныне немецкий Вупперталь) 24 января 1850 г.

Отец будущего ученого - Карл Эббингауз, был весьма успешным купцом-лютеранином и надеялся, что его отпрыск продолжит семейный бизнес.

Однако юного Германа интересовали не точные, а гуманитарные науки и естествознание. Справедливости ради стоит отметить, что в математике и сопутствующих ей дисциплинах Герман Эббингауз тоже разбирался неплохо, что в будущем помогло ему в научной деятельности.

Поэтому, вопреки желанию родителя, юноша решил посвятить себя науке.

Первый научный труд Эббингауза

Когда Герману исполнилось семнадцать лет, он без труда поступил в Боннский университет, где намеревался посвятить себя изучению филологии и истории. Но вскоре юноша нашел для себя более занимательное увлечение - философию.

Почему именно ее? Дело в том, что на те времена науки а-ля психология, педагогика и подобные им еще не приобрели полноценного отдельного статуса, который имеют сегодня. Поэтому в большинстве вузов они находились в ведении именно философии.

Через три года Отто фон Бисмарк (стремясь объединить все немецкие земли вместе) заставил Пруссию вступить в войну с Францией Наполеона ІІІ. Будучи в призывном возрасте, Эббингаузер был вынужден оставить учебу и уйти воевать на фронт.

Судьба берегла будущего научного светилу - он выжил и довольно скоро смог вернуться к мирной жизни, продолжив учебу в родном вузе.

К 1873 г. Герман Эббингаз написал свою первую научную работу, основанную на книге Эдуарда фон Хартманна «Философия бессознательного».

Эта диссертация оказалась столь свежей и занимательной, что Эббингауз в двадцать три года получил степень доктора наук. Многие отмечали, что хотя многие идеи этой работы были основаны на выводах фон Хартманна, это не было копирование. Так как автор высказывал собственные оригинальные суждение, на которые до него никто не решался.

Поиск призвания

После окончания университета, молодой ученый решает сконцентрироваться на изучении особенностей человеческой психологии. В 1879 г. Эббингауз едет Берлин, где получает место преподавателя в университете. Здесь он открывает собственную психическую лабораторию, как было модно в научных кругах того времени.

В свободное время от преподавания, новоиспеченный доктор наук читает лекции во Франции, а позже и на юге Великобритании. Именно в этой стране ученому посчастливилось найти свое призвание.

Во время очередного визита в Лондон, Эббингауз посетил книжный магазин подержанной литературы. Так, среди пыльных полок, он случайно обнаружил томик «Элементов психофизики» Густава Фехнера. Именно эта книга, по словам самого ученого, вдохновила его начать опыты по изучению человеческой памяти.

Эксперименты Эббингауза

Как и большинство его великих предшественников, в качестве объекта для научных опытов, этот ученый выбрал себя любимого, точнее свой мозг. В течение двух лет он путем проб и ошибок разработал собственный метод.

Герман Эббингауз составил 2300 карточек с трехбуквенными слогами, которые не имели никакого лексического или ассоциативного смысла. Таким образом, мозг не способен был их понять и запоминание сводилось к банальной зубрежке. Использование этих, так называемых бессмысленных слогов означало, что мозг экспериментатора ранее не сталкивался с ними и не мог знать их.

За специально отведенные периоды времени ученый заучивал содержимое карточек, путем повторения вслух выбранных в произвольном порядке слогов. Для упрощения этого процесса, экспериментатор использовал метроном или метод четок. Это помогало отмеривать точное количество изучаемого материала.

В дальнейшем, Эббингауз проверял свои результаты, путем других вариаций своего первого опыта, таким образом выявляя различные свойства человеческой памяти (время забывания и заучивание, количество усвоенной и забытой информации, подсознательную память и влияние эмоций на запоминание).

На основе многолетних экспериментов такого рода, был сформулирован метод «Бессмысленных слогов» Германа Эббингауза, который стал революционным для того времени. Считается, что полноценная экспериментальная психология начала свою историю именно с опытов этого ученого. Кстати, и сегодня многие психологи продолжают использовать его методы в своих исследованиях.

Книга Германа Эббингауза «О памяти» (1885) и дальнейшая работа

На основе результатов своих многолетних экспериментов Эббингауз написал книгу Über das Gedächtnis. Untersuchungen zur experellen Psychologie, которая принесла ему признание и широкую известность среди ученых всего мира.

Вскоре она была переведена на английский под именем Memory: A Contribution to Experimental Psychology («Память: вклад в экспериментальную психологию»). В российском переводе данный труд известен под названием «О памяти».

Герман Эббингауз благодаря своему труду получил не только признание, но и определенную финансовую стабильность. Благодаря этому он смог оставить работу в Берлинском университете, где его карьера развивалась не очень успешно. Дело в том, что он игнорировал необходимость постоянного написания теоретических статей, из-за постоянной занятости в лаборатории. Поэтому не смог получить желанное место руководителя философского факультета, которое было отдано другому преподавателю.

Покинув Берлин, ученый вскоре находит работу в польском университете в Бреслау (ныне Вроцлав), который специализируется на изучении снижения количества усеваемого материала у школьников.

На основе результатов и методик, применяемых в опытах Эббингауза и других его коллег из Бреслау, в дальнейшем был сформирован метод проверки детского умственных способностей Альфреда Бинета и создана известная ныне шкала интеллекта Бинета-Саймона.

Дальнейшая карьера

Результатами исследований в новой лаборатории Эббингауз поделился с общественностью в 1902 г., опубликовав труд Die Grundzüge der Psychologie («Основы психологии»).

Эта книга сделала его еще более известным и навсегда изменила облик науки психологии. Как утверждали современники, книги Германа Эббингауза навсегда похоронили психологию 1890-х гг.

Последние годы Эббингауза

Через два года после публикации «Основ психологии», их автор с семьей покинул Польшу и вернулся на родину, в Галле. Здесь он провел последние годы жизни.

В 1908 г. ученый публикует свой новый труд Abriss der Psychologie («Наброски о психологии»), который снова подтвердил гений Эббингауза и был переиздан при жизни автора восемь раз.

Подобный успех воодушевил экспериментатора на продолжение своих опытов, однако, осуществить задуманное, ему было не суждено.

Зимой 1909 г. Герман Эббингауз заболел простудой. Вскоре это заболевание переросло в пневмонию и 26 февраля великого ученого не стало.

Среди его потомков, наибольшего успеха добился сын Эббингауза - Юлиус, правда, не в психологии, а в философии, став одним из известнейших приверженцев Канта.

Нововведения Эббингауза

Несмотря на короткую жизнь (59 лет) это ученый сделал массу важных открытий, которые повлияли на ее будущее развитие науки.


Поделиться