Эстетические чувства лексическое значение. Эстетические чувства, их эволюция в истории и какие их виды выделяют ученые. Смотреть что такое "чувство эстетическое" в других словарях

Страница 16 из 24

Эстетические чувства.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.

Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.

Трудно представить себе человека без радости, доставляемой ему искусством, без счастья эстетических переживаний. Эстетические чувствав обыденной жизни помогают нам воспринимать окружающую действительность как близкую нам, не чуждую, не враждебную. Эстетические чувства делают бытие многоцветным.

Эстетические чувства – сложное психическое образование. Oни присущи лишь человеку как социальному существу. При этом их со­циальная природа определяется не только тем, что они возникли исторически, но и тем, что в онтогенезе личности они становятся человеческими лишь благодаря её участию в общественной жизни.

Эстетические чувства, как и вся эмоционально-чувственная сфера человеческой психики, – своеобразная форма отражения дей­ствительности, в которой объект-субъектные отношения существен­но отличаются от этих же взаимоотношений в познавательном отра­жении действительности.

Субъективные переживания личности – это часть её собствен­ной индивидуальной жизни, кровь и плоть её реального бытия. В эмоциях нет отделения объективного содержания, отражающего окружающую действительность, от внутренних состояний субъекта. В них мир не выступает чем-то существующим объективно, сам по себе, не имеющим отношения к жизни субъекта. Чувства и эмоции являются той формой психической деятельности, в которой человек присваивает себе объективный мир, делает его частью себя, придаёт ему субъективную значимость. И объективные свойства действительности в данном случае не имеют никакого значения для человека.

Посредством эстетических чувств мы открываем красоту мира и человека. Связь эстетических чувств с предметами, вызывающими их, настолько глубока, что некоторые психологи и эстетики стали ут­верждать, что эстетические чувства являются “вчувствованием” в предмет. То есть эти чувства не просто порождаются соответствующими объектами, а входят в предмет, проникают в него с особой интимной любовью. И эта проникновенность порождает собственную cущность предмета, выявляет её и делает человека соавтором объек­та.

Под влиянием эстетических чувств происходят существенные изменения в личности человека. Они оставляют неизгладимый след в нашей памяти, который сохраняется зачастую на всю жизнь. Этим объясняется надолго запоминающееся воздействие подлинных произведений искусства. Мы иногда лучше помним социальные явления, события, описанные художником, чем те, которые видели собственны­ми глазами. Объективные, не зависящие от воли и желания субъек­та изменения его психических функций, происходящие в эстетичес­ких чувствах, способствуют превращению черт личности героев художественных произведений, образов и идей художника в черты, убеждения, образы и свойства личности читателя, слушателя, зрителя. В этом превращении содержательно-личностных особенностей воспринимаемого образа в черты личности эстетические чувства играют роль “закрепителя”.

Эстетические чувства оказывают положительное, тонизирующее и оптимизирующее влияние на все психофизиологические процессы человека. Как правило, они стимулируют нашу творческую социальную активность.

Эстетические переживания складываются в нашем сознании как мозаика. Это сложное сочетание и переплетение различных, как правило, проти­воположно направленных, более элементарных эмоциональных реакций, образов, идей, которые закономерно выстраиваются в нашем созна­нии. Поэтому их нельзя охарактеризовать какой-либо одной простой эмоцией. Смех и слезы, любовь и ненависть, симпатия и отвраще­ние, счастье и горе, печаль и радость – все эти эмоции в каждом отдельном эстетическом переживании у человека сочетают­ся своеобразно, дополняя, уравновешивая, умеряя и облагораживая друг друга.

Так, например, смех, вызываемый произведениями искусства комедийного характера, сопровождается целой гаммой эмоций самой разной направленности и интенсивности. Известно, что Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как смех сквозь невидимые миру слезы. У А. П. Чехова смешное всегда одновременно и печально, часто вызыва­ет боль и у автора, и у читателя.

Подобное многообразие и сложное переплетение эмоциональных реакций мы переживаем и при восприятии трагедий. Страх и состра­дание, тяжёлое горе при осознании гибели близких нам людей и крушения идеалов вместе с наслаждением – вот далеко не полная картина эмоциональных реакций, входящих в состав трагического эстети­ческого чувства. Это сложное взаимодействие переживаемых одновременно и сменяющих друг друга, взаимно усиливающих и тормозящих эмоций обусловливает ни с чем не сравнимую прелесть эстетических чувств.

Другой особенностью эстетических чувств является изменение характера эмоций, входящих в их состав. Эстетические эмоции су­щественно отличаются от исходных “натуральных” их прототипов. Oни “очеловечены”, подведены под общий знаменатель тональности всего эстетического объекта, участвуют в осуществлении объединяющего их замысла художника. Так, страх, испытываемый нами при восприятии трагедийного произведения – не та эмоция, которую мы переживаем в реальной жизни при угрожающих нам обстоятельствах, хотя и называется так же. Горе и радость, счастье и несчастье, надежда и отчаяние, любовь и ненависть, восторг и разочарование как компоненты эстетических чувств существенно отличаются от их прототипов в реальной жизни.

При восприятии произведений искусства человек не пассивно переживает те или иные эмоции. Он всей душой, всей своей сущностью участвует в описываемых художником событиях. В эстетических чувствах присутствует волнение за судьбы героев, имеющее определённую линию развития: от зарождения чувства к его максимальной интенсивности иразрядке. Мы радуемся торжеству справедливости, победе героев, которым симпатизируем, испытываем страх, когда их жизни угрожает опасность, по-настоящему плачем, когда они погибают.

Существенной особенностью эстетических чувств является сло­жное взаимодействие в них эстетических и этических моментов в нашей психике.

Нравственно воспитанным человеком является не тот, кто лишь твердо знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания не­разрывно сливаются с чувством, превращаясь в убеждения, состав­ляющие сущность человеческой личности. Именно благодаря эстетическим переживаниям наши знания о нормах поведения, наши представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, получают своё эмо­циональное “подкрепление” и становятся убеждениями, побудительными силами.

С образно-эстетическим содержанием произведения искусства непосредственно связаны эстетические чувства, которые принима­ют активное участие в формировании этической оценки личностью того, что вызывает эстетические переживания.

Рассматривая соотношение эстетических чувств и социально-этических функций искусства, следует иметь в виду, что почва для этического воздействия должна быть эмоционально подготовлена.

Эстетические чувства – не вторичная реакция на сформировав­шийся в сознании объективно-предметный образ того, что заложено художником в его произведении. То, что склады­вается в сознании как некоторое объективно-образное содержание, зависит в первую очередь от эмоционально-эстетической реакции на соответствующие события. При этом сенсорный материал, входящий в состав образа, несёт в себе соответствующую эмоциональную окраску, он подобран согласно “этической мерке” личности, он тенден­циозен по своему составу и этической “нагрузке”. Поэтому одни и те же события, изображённые художником, могут восприниматься специфически разными людьми именно с этической точки зрения. В за­висимости от эмоционально-эстетической реакции одна личность может осуждать поступки героя, в то время как другой человек может воспринимать их как образец для подражания.

Этическое воспитание при помощи эстетических средств осуществляется не словесными призывами к подражанию действиям героев, а положительной реакцией на них, эстетическим отношением. Мы будем подражать только тем героям, которые оцениваются нами как красивые, возвышенные, героические.

В современном обществе бурно развивается техническая эстетика, эстетика производства и другие виды эстетического освоения действительности. Главная цель этого типа эстетической деятель­ности состоит в том, чтобы способствовать развитию творческого начала, духовно-эмоциональному обогащению личности и эстетичес­комувоспитанию. Основным каналом, при помощи которого средства эстетизации человеческой деятельности влияют на настроение и формирование личности, являются эстетические чувства.

Именно сдвиги в психоэмоциональных состояниях человека определяют достижение цели эстетического освоения мира. Что же касается производственной эстетики, то через эстетические чувства, порождаемые умелым использованием света и цвета, в ряде производственных процессов мы можем компенсировать отрицательные факторы их воздействия на организм человека. Речь идёт не только о снижении утомляемости, но и о защите органов зрения, о купировании неблагоприятных влияний микроклимата производственных помещений и т.п. Музыка на производстве не только ритмизирует трудовой процесс и делает его намного эффективнее, но и оказывает оп­тимизирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную систе­мы, не говоря уже о положительных эмоциях, которые она вызывает.

Все эти эффекты эстетизации труда объясняются тем, что эмоциональная жизнь человека связана с деятельностью тех образова­ний его мозга, которые имеют самое непосредственное отношение к регуляции важнейших его физиологических и психических функций.

Анализ эстетических чувств был бы неполным без характерис­тики такого свойства, с которым Аристотель связывал “катарсис” или “трагическое очищение”.

В произведении искусства художник показывает действия законченные, достигающие своей цели. Объективная действительность, не подвергнутая эстетической обработке (прототип изображаемой художником реальности), даётся читателю, слушателю, зрителю лишь в воображении. Её он видит благодаря ассоциациям, которые возникают в его сознании под влиянием изобразительных средств искусства. Эта только воображаемая на уровне представления действительность вызывает с точки зрения замысла всего произведения “снятые”, “воображаемые”, нейтрализованные отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции в эстетическом переживании имеют скорее всего харак­тер воспоминаний о событиях реальной жизни. Положительные эмоции, вызываемые эстетически обработанной действительностью, являются реальными на уровне ощущения, то есть их раздражительность дей­ствует непосредственно на наши органы чувств и имеет характер “осязаемой” реальности.

В эстетических чувствах сталкиваются реальные положительные эмоции со снятыми, воображаемыми, оставшимися в прошлом, за контекстом эстетического восприятия, отрицательными эмоциями. При этом динамика эстетических эмоциональных реакций во времени разворачивается от “воображаемых” отрицательных к полноценным положительным эмоциям.

Отмеченное здесь развёртывание эстетических чувств от“воображаемых” отрицательных эмоций к положительным идёт параллель­но с решением реальных задач в сфере реального времени, реальной жизни. Чаще всего это задачи, которые личность не могла решить до восприятия соответствующего произведения искусства и которые она решает для себя, следуя логике событий, изображённых худож­ником. Именно таким образом личность снимает причины патогенных аффектов, овладевает “безусловным раздражителем” и ликвидирует источник морально-этического конфликта.

То же самое происходит и в тех случаях, когда эстетические переживания и этико-эстетические решения возможных жизненных ситуаций предшествуют реальной встрече человека с подобными ситуациями в его личной и общественной жизни. Оставившие след в соз­нании человека эстетические переживания подсказывают правила решения реальных жизненных проблем, по их образцу строится логика реальных действий личности, на этом пути жизненные, внеэстетические отрицательные эмоции попадают в “ловушку” целостной реакции личности, связанной с эстетическими чувствами. Это происходит благодаря тому, что эмоциональные переживания группируются, ассоциируют между собой не по вызывающим их внешним причинам, а по их личностно-ценностному знаку (страх, сострадание, радость, боль, горе, восторг).

В силу этого страх, отчаяние и сострадание, которые вызывают у нас трагедийные художественные произведения, ассоциируются в единые комплексы с подобными аффектами, порождаемыми реальной жизнью. Поэтому эстетическое чувство, приводя какую-либо целостную психическую деятельность к положительному финишу вместе с “воображаемыми” эстетическими отрицательными эмоциями, выводит наружу, очищает душу человека и от подобных аффектов, вызванных реальной жизнью.

Эти механизмы лежат в основе “лечебно-профилактической (иммунизационной)” функции эстетических переживаний. При этом, очищая, искусство воспитывает личность, помогает ей решать по заданному эстетическому образцу сложнейшие этические проблемы. Катарсическое действие искусства – это двуединый процесс очищения от отрицательных патогенных аффектов и этического воспитания личности.

Таким образом, мы видим, что эстетические чувства возникают в процессе эстетического освоения действительности. Они способствуют формированию определенных черт личности, принимают самое активное участие в ее социально-этическом воспитании и играют большую роль в саморегуляции психических и физиологических функций организма. “Очищая” нас от “застойных” отрицательных эмоций, они оказывают этико-эстетическое влияние на формирование личности человека.

ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные выразительные формы природной и общественной реальности, которая оценивается и переживается в соответствии с представлениями субъекта о красоте. В тех случаях, когда красота объекта, так же как и слияние его содержания с выразительной формой, совпадает с представлениями субъекта о должном, у него возникает то особое эстетическое наслаждение, которое и закрепляет соответствующее чувство. Эстетическое чувство — основной компонент исторически обусловленного общественного эстетического сознания, которое, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на формирование индивидуальных эстетических чувств. В силу этого в классовом мире эстетические чувства оказываются классовыми, хотя и включают в себя, благодаря своей многогранности и многозначимости, объективное общезначимое, общечеловеческое начало.

Сложившееся в творческом труде по освоению и преобразованию природы эстетическое чувство помогло облагородить и социализировать сущностные природные инстинкты человека - прежде всего сохранение и поддержание жизни. В свое время К. Маркс, раскрывая природу научного коммунизма и приравнивая ее к гуманизму, уделил особое внимание процессу реализации сущностных сил человека, особенно наглядно выявляющихся в богатстве субъективной человеческой чувственности. Если грубые утилитарные чувства обладают «лишь ограниченным смыслом», то очеловеченные чувства, к которым прежде всего принадлежит далекое от узкого практицизма эстетические чувства, соответствуют «всему богатству человеческой и природной сущности». Это «такие чувства, писал Маркс, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы». В своем развитии и в непосредственной практике такие чувства «стали теоретиками».

В эстетическом чувстве концентрируется не только многосторонний чувственный опыт человека. Сверх того, в них находит свое отражение переживание освоенных личностью ценностей культуры. Поэтому сформировавшиеся эстетические чувства следует рассматривать как чувственно-теоретический срез реальных ценностей объективного мира и субъективных ценностных ориентаций человека, составляющих реальность сознания личности. Эстетическое чувство не только концентрирует, но и целенаправляет самые разнородные отношения человека к действительности с позиций сознания и даже неосознанных, в первую очередь чувственно опосредованных личностных представлений о прекрасном желаемом будущем. Вполне понятно что без действенного развития эстетическое чувства не может осуществиться процесс всестороннего и гармонического совершенствования человека. Только на их основе складываются эстетические потребности, вкусы и идеалы.

Не только труд сделал из обезьянки человека, но и красота окружающего мира. Хотя способность видеть красоту была присуща не только Хомо Сапиенс, но и самым древним людям. Но по-настоящему эстетические чувства может испытывать только высокоразвитый человек.

Когда ты в жизненных явлениях можешь видеть красоту и стараешься соответствовать своему представлению о прекрасном, ты становишься лучше и развиваешься как личность.

Эстетические чувства и внешность

Люди (особенно представительницы женского пола) наращивают волосы, ухаживают за кожей, красятся. Почему? Не только для того, чтобы привлечь представителя противоположного пола, как это было раньше. А для того, чтобы комфортно себя чувствовать в своем теле.

Иерархия потребностей человека

Пирамида психолога Маслоу показывает, что физиологические потребности у человека на первом месте, а духовные - на последнем. Но тот, кто не может реализоваться в духовной сфере, превращается в обезьяну.

Это главная проблема человечества. Ведь люди вынуждены выживать, а не читать книги. Отсюда и широко распространенное, можно сказать, животное отношение друг к другу, обман, мошенничество, желание нажиться. Эстетические на такой базе не могу формироваться. Некоторые «избранные» все же умудряются развиваться, зарабатывая каждый день на хлеб. Они и способны испытывать настоящие эстетические чувства, развиваться в творческом или интеллектуальном направлении.

Эстетические чувства (или - это комплекс структур. Сознание эстета включает в себя к труду, вкус, суждение, созерцание, восприятие, оценку, идеал, ценности.

Вкус человека - это его непосредственное мнение по поводу какого-то предмета или явления. Если, к примеру, твой парень носит джинсы с прорезями, которые сейчас «в тренде», но они тебе не нравятся, тебе нравятся больше брюки без прорезей, то это и есть субъективное эстетическое чувство.

Что такое эстетическое суждение

Понятия "эстетический вкус" и "суждение" можно спутать. Но на самом деле они отличаются. Суждение - это, скорее, оценка нравственности того или иного явления. То есть то, что ты думаешь о деле какого-либо человека, насколько это красиво или некрасиво.

Эстетическое созерцание - способность давать оценку действительности с точки зрения эстетики, а не только логики. Способность давать позитивную или негативную оценку, основываясь не только на деталях, но и на картине в целом. Например, когда видишь картину художника, рисующего жизнь котов (юмористический жанр), то оцениваешь его с точки зрения вклада в искусство, а не только критикуешь цвет ботиков кота на картине.

Эстетическое восприятие - что это такое?

  • Восприятие - это мнение по поводу какого-либо произведения искусства и его вкладе в мировую красоту. Когда смотришь на красивую вещь и испытываешь положительные эмоции. Например, покупка набора чашек и блюдец по причине того, что этому набору 100 лет.
  • Эстетическая оценка - это то, что думает определенный человек о красоте природы, какого-либо явления или вещи. А может, и о красоте другого человека.

  • Эстетический идеал - обобщенное понятие, характеризующее то, что человек понимает под словом «идеал».
  • Эстетические ценности очень характеризуют человека, так как выражают его отношение ко всем жизненным спектрам. Отношение индивидуума к разным сферам жизни в целом составляет его личность.

Без нормальный человек не может работать, если он не Труд нужен ему не только для покупки продуктов пропитания, но и для реализации жизненных ценностей, для покупки ресурсов, которые принесут радость другим людям (например, покупки ребенку игрушек) или для вложения денег в саморазвитие (просмотр фильмов, покупку книг).

Но и способность чувствовать красоту также не говорит, что человек совершенен. Например, Гитлер был художником и тоже видел красоту. При этом прославился как тиран.

Что отвечает за развитие наших эстетических чувств?

Развитие эстетических чувств красоты человека и его интеллектуальное развитие напрямую связаны между собой. Не имея достаточного интеллекта (или образования), индивид не сможет в полной мере оценить красоту. Чтобы, к примеру, оценить произведение искусства, нужно знать его ценность в контексте эпохи, изучать искусствоведение.

Как развивать чувство прекрасного в себе?

Помогут информационные источники: книги, хорошие фильмы, а также общение с другими людьми. Проводите развивающие тренинги, цените в людях не только материальное благосостояние, но и духовные ценности. Развивайте в себе умение видеть прекрасное в мелочах.

Эстетические чувства - это потребность развиваться

Давайте разберемся, что такое инвестиции в себя. Это действия, позволяющие сформировать в себе нравственные и эстетические чувства. Это уход за здоровьем и внешностью, новые знания. Без трех этих составляющих невозможно достичь успеха. Все три качества нужно в себе развивать. Пока ты молод, не особенно задумываешься о нравственности, эстетике. Именно поэтому психологи советуют развивать эстетические чувства дошкольников.

Но стоит учесть, что если не позаботиться о них должным образом, то в более зрелом возрасте появится много проблем. Жизнь человека станет очень ограниченной.

Например, здоровье тела начинается с психологического, душевного здоровья. Все душевные болячки или зажимы, так или иначе, отражаются на теле, дают о себе знать недомоганиями различных степеней тяжести. Страх, постоянная депрессия, подавленность, безысходность «трансформируются» в шейный остеохондроз, отсутствие эмоций, любви, красок жизни, портят человеку зрение. Комплекс неполноценности, так или иначе, отражается на осанке и позвоночнике.

Первое, с чего стоит начать заботу о здоровье, - обретение душевного равновесия, развитие такого фактора, как эстетические чувства (это чтение всевозможной литературы, созерцание красивых вещей).

Потом нужно обратить внимание на уход за телом и внешний вид. Если человек не нравится себе внешне, то его самооценка страдает, и жизненного успеха не достичь. В жизни женщины ее внешность и психологический комфорт связаны напрямую. Поэтому нужно позаботиться о создании своего стиля, уходе за кожей.

Прогулки на свежем воздухе не стоят денег и при этом хорошо отражаются на человеке, косвенно отвечают за воспитание эстетических чувств у детей. Поддерживать красоту волос помогут маски из хны, басмы и кисломолочных продуктов.

Чтобы полноценно ухаживать за кожей (очищать, увлажнять, тонизировать), нужно запастись пилингом для лица, увлажняющим кремом и тоником. Качественная продукция есть у вполне доступных фирм.

Эстетические чувства - это знания

Один мудрец сказал, что знания - это ценный груз, который не мешает. Никогда не знаешь, какая именно сегодня или завтра тебе потребуется информация. Поэтому лишних знаний не бывает.

Как инвестировать в себя знания?

  • Читать каждый день. Отдавая предпочтение не бульварной прессе, а психологическим книгам или обучающей литературе, человек инвестирует в себя.
  • Общаться с новыми людьми. Не стоит торчать в кафе целыми днями, чтобы завести знакомства. Даже в социальных сетях есть люди, которые могут дать совет по тому или иному поводу, посоветовать хорошую литературу.
  • Идти на риск. Время от времени стоит выходить из «зоны комфорта» и пробовать себя в каком-то новом деле. Таким образом человек развивается.

Любовь и эстетические чувства

Психика человека многогранна. Но любить может только личность, которая способна испытывать эстетические чувства. Одно и то же качество - способность любить - в разных людях может проявляться по-разному. То, насколько сильно у человека развито зависит от его внутреннего развития, а также от того, насколько яркие эмоции испытываешь к человеку.

Первая ступень влюбленности - привычка

Эмоции, так или иначе, требуют выхода, но как будет реализовывать себя влюбленный, зависит напрямую от его развития. Такие черты, как истеричность, самовлюбленность, эгоизм, говорят о том, что у человека сильно выражен инстинкт страха и мало выражено чувство прекрасного. Либо просто не удовлетворены его базовые потребности. Невозможность реализовать себя толкает человека на истерики, эгоизм, самозащиту.

Индивид, находящийся на первой стадии влюбленности, любит за статус, который дает ему тот или иной человек. Он любит за комфорт, за возможность защититься. Либо просто за красивую вещь. Он способен наслаждаться красивой одеждой, автомобилями. Но влюбиться в определенного человека ему сложно. Окружающие оцениваются исключительно по внешности либо по материальному статусу. Моральные качества и личность собеседника его мало интересуют.

Вторая ступень влюбленности - симпатия

Это влюбленность, также основанная на базовых потребностях. Чувство любви к ближнему еще плохо развито и не может реализоваться в полной мере. Проявление симпатии ограничивается кокетством, заигрыванием. Если объект влюбленности не ответил взаимностью, она быстро проходит, так как привязанность к нему еще не сформировалась. Это как эстетические чувства детей.

Вторая ступень любви не имеет созидательной основы. Если влюбленный человек потерпел неудачу на личном фронте, не получил чего хотел, то он может обозлиться на противоположный пол, стать женоненавистником или мужененавистницей и посвятить весь свой быт кошке или собаке. Данный индивид может легко пройти мимо человеческого горя, использовать кого-то, в нем также есть желание мстить.

Третья ступень развития влюбленности - физиология

Человека в третьей ступени влюбленности также привлекают физические характеристики (приятный голос, внешность) но чувство к человеку он переживает уже более глубоко и полно, чем во второй ступени. Формирование эстетических чувств основывается на понимании объекта страсти. Он не только хочет взаимности с партнером, но и уважает его окружение, старается максимально украсить его жизнь. В этой стадии человек уже учится понимать психологию, читает тематическую литературу, старается вникать в ситуацию. Индивид хочет не только брать, но и отдавать.

Формируется привязанность к объекту влюбленности, от которой тяжело избавиться.

Четвертая ступень развития влюбленности - настоящая любовь

Человек, находящийся на такой ступени развития, не просто может понимать настроение другого, сострадать, но почти физически испытывает боль ближнего своего. Формируется привязанность и бескорыстная любовь к человеку, принятие всех его особенностей, в том числе и недостатков. Но не стоит путать это чувство с болезненной зависимостью, которую многие влюбленные путают с любовью.

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Общая психология»

на тему: «Методы развития эстетических чувств у школьников»

Выполнил:

студентка 2 курса, 756 гр.

Калинина Анна Сергеевна

Проверила:

Сидорова А. А.

г. Санкт-Петербург, 2016 г.

Введение................................................................................................................. 3

1. Определение эстетического чувства в психологии.......................................... 4

2. Особенности развития эстетических чувств в детском возрасте..................... 6

3. Формирование эстетических чувств................................................................. 8

3.1. Формирование эстетических чувств на уроках литературы.................. 10

Заключение............................................................................................................ 12

Источники литературы......................................................................................... 13

Введение

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

По мнению советского педагога и живописца Бориса Михайловича Неменского, «система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

Определение эстетического чувства в психологии

Чувства – вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределёнными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, более предметны и конкретны.

Чувства – ещё более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Особую форму переживания составляют высшие чувства, в которых заключено всё богатство подлинно человеческих отношений.

Среди таких высших чувств выделяют эстетические чувства.

В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Это обстоятельство становится основой для возникновения эстетических чувств. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным.

Эстетические чувства появляются не как некое изолированное переживание, но они вплетены в целостное эстетическое впечатление, которое может возникнуть и от встречи с произведением искусства, и от восприятия картины природы. Поэтому уровень, характер, содержательность наших эстетических впечатлений определяют качество и черты возникающих эстетических чувств. Иначе говоря, усложнение эстетических чувств, появление в них новых моментов зависит прежде всего от характера воспринимаемого объекта, богатства его сторон, глубины запечатленного в нем содержания, от уровня и глубины эстетического познания человека.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

Эстетические чувства -- эмоциональное состояние, связанное с отношением к прекрасному в окружающей социальной и природной среде. Прекрасными могут быть как физические объекты, так и отношения между людьми. Эстетические чувства смыкаются с моральными чувствами (отсюда выражение «красивый поступок», «прекрасный характер» и т.п.). В.Г. Белинский справедливо говорил, что красота -- родная сестра нравственности. Нравственное воспитание неразрывно связано с воспитанием эстетического отношения к действительности. Поступки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобразное) и как доброе (или злое). В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прекрасного или безобразного, трагического или комического. Понятие прекрасного изменяется в зависимости от изменений в развитии общества. Так, нормой внешней красоты женщины у крестьян являлось плотное, крупное телосложение, физическая сила, румянец, как признак здоровья, и т.п. Идеал же светской красавицы был совершенно иным.

Чувство трагического связано с отражением противоречия между необходимостью и возможностью, с отражением противоборства прекрасного с безобразным. Скорбь в связи с трагическими событиями активизирует прогрессивную деятельность людей. Трагическое вызывает ненависть к низменным явлениям.

Чувство комического основано на несоответствии того или иного социального явления, поступков людей объективным свойствам вещей: нового -- старому, содержания -- форме, реальной сущности человека -- его мнению о себе и т.п.

Отражение явлений как трагических и комических, смешных и грустных зависит не только от того, что воспринимает человек, но и от его эстетических, нравственных позиций, сложившейся системы оценок. Смех по всякому пустяковому поводу, а тем более в связи с обстоятельствами, неприятными для других людей, не эстетичен, он свидетельствует о непонимании смешного, об отсутствии подлинного чувства юмора.

Переживание прекрасного в искусстве выражается в состоянии художественного наслаждения. Оно зависит от систематического общения с прекрасным, от эстетических знаний человека, его художественных оценок и вкусов, эмоциональной возбудимости, впечатлительности, понимания взаимосвязи содержания и формы данного произведения, художественного стиля и метода.

Произведения искусства являются одним из самых мощных источников эмоционального опыта человека, они формируют отношение человека к жизни.

Эмоциональное воздействие искусства основано на том, что подлинное искусство обнажает сущность явлений, проявляет эту сущность в непосредственно воспринимаемой форме.

Поделиться