Формы работы на уроке английского. Активные формы работы на уроке иностранного языка. Активные формы работы на уроках английского языка

Формирование коммуникативной компетенции через нетрадиционные формы работы на уроках английского языка в начальной школе

Содержание:
- Вступление
- Авторская концепция
- Создание ситуаций
- Задания творческого характера
- Проектные формы работы
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложение

Вступление
Язык - по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением среды духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самопознания, средством хранения и усвоения знаний. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Будучи средством общения между людьми и формой передачи информации, язык как динамическая знаковая система обеспечивает функционирование общества в его историческом развитии. Можно утверждать, что за последние годы значительно повысился престиж иностранного языка как предмета изучения. Толчком к этому стало вхождение России в мировое сообщество, а расширение межкультурного пространства и необходимость его освоения невозможны без средства общения - языка. Именно поэтому совершенствование методики преподавания иностранного языка немыслимо без постоянного обновления содержания обучения, касающегося языковой компетенции учащихся, развития их устной и письменной речи и речевой культуры.
Актуальность данной концепции состоит в том, что главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.
Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал.
По мнению Л.С.Выготского «младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Учитывая сензитивный период для ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни.» Именно в начальной закладываются основы коммуникативной компетенции.
На начальном этапе обучения иностранный язык хотят изучать все и берутся за это с большим энтузиазмом. Однако, общение на иностранном языке требует большого словарного запаса и грамматических знаний, которые накапливаются в течение нескольких лет. Это отодвигает достижение цели, интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока. Употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические и иллюстративные, раздаточные материалы, современные технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.
Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. Так А.Н.Щукин писал: «Необходимо перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами" (2006.с.24). Способность излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность - необходима каждому культурному человеку.
Способность эту необходимо формировать на всех уроках и, особенно, на уроках английского языка.

Основные цели работы по концепции:
-формирование умения общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
-развитие личности средствами английского языка.

Задачи, направленные на достижение целей:
-сделать закон языка достоянием интуиции;
-сформировать способность и готовность осуществлять общение;
-приобщить школьников к культурным ценностям народа - носителя языка.

Перспективы своей работы вижу в приёме следующих методов:
-репродуктивный
-поисковый
-частично-поисковый
-эвристический
Формы работы: -индивидуальная
-парная
-групповая
-игровая
II.Авторская концепция «Формирование коммуникативной компетенции через нетрадиционные формы работы на уроках английского языка в начальной школе»
Авторская концепция «Формирование коммуникативной компетенции через нетрадиционные формы работы на уроках английского языка в начальной школе» построена на следующих принципах:
учет возрастных и речевых особенностей учащихся;
сочетание обучения и воспитания;
формирование творческих лингвистических способностей;
практическая направленность преподавания.
Структура уроков при коммуникативном обучении предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.
Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли. Остановлюсь на некоторых аспектах урока, обеспечивающего обучение, развитие и воспитание каждого из учеников.
II.I Создание ситуаций
Создание учебных ситуаций, побуждающих ребёнка мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы, является одной из важнейших предпосылок его развития, умения действовать коллективно, обучаясь и обучая других членов группы. Так, например, изучение темы «Множественное число имён существительных» начинается с записи слов
a cat-cats, a tiger-tigers
Вызванным ученикам предлагается сопоставить записи с картинками. Остальные ученики записывают данные слова и самостоятельно формулируют определение темы.
При формировании слухопроизносительных умений учащиеся заканчивают рифму, называя множественное число соответствующих существительных. При этом акцент делается на правильное произнесение окончаний:
a sock-socks, a clock-…, a pen-…, a bee-bees,a tree-trees
На следующем уроке учащимся предлагается хлопнуть в ладоши/топнуть ногой/поднять руку (активное слушание), когда они слышат, .

right – That’s right!

wrong – That’s wrong!

Is it right? Is it wrong?

It is right! It is wrong!

Who is right? Who is wrong?

Peter is right. Peter is wrong.

    Лексико-фонетическая зарядка.

Учитель обращает внимание учащихся на произнесение конкретного слова, при необходимости на доске пишет его транскрипцию. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза) учитель просит учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется, например:

turning, the first turning, the first turning to the left. Take the first turning to the left.

В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается произношение не только отдельных слов, но учащиеся запоминают коммуникативно-ценные фразы и клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи.

    Грамматико-фонетическая зарядка.

Следующий вид фонетической зарядки позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления. Как правило, эти явления уже знакомы учащимся и не требуется дополнительных объяснений со стороны учителя. Однако необходимо убедиться в том, что ученики отрабатываемую структуру узнают и могут правильно ее перевести на русский язык.

Например:

There is a sofa. Is there a sofa?

There is a door. Is there a door?

There is a carpet Is there a carpet

On the floor. On the floor?

По образцу можно попросить учащихся самих придумать подобные рифмовки и проверить, насколько хорошо они усвоили отрабатываемую грамматическую структуру.

Заключение

Таким образом, мы рассматриваем несколько видов фонетических зарядок, которые направлены на формирование и развитие произносительных и интонационных навыков учащихся, а также способствующих повторению и закреплению лексического и грамматического материала не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:

Регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;

Ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;

Учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом;

Фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур

Доклад на тему «Активные формы работы на уроках английского языка в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности обучающихся».
Уважаемые коллеги, в настоящее время актуальной проблемой общеобразовательной школы является формирование и развитие творческих способностей у обучающихся, поскольку основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет, может внести вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся, а также их самостоятельности. Обучающиеся обладают огромным потенциалом творческих способностей. Английский язык, осуществляя воспитательные, образовательные и развивающие функции, может реализовать творческий потенциал в ходе осуществления практической цели обучения.
Урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию творческой активности, самостоятельности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть мотивированной и достаточно интересной. В первую очередь необходимо обращать внимание на раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося, таких его качеств, как трудолюбие, активность, инициативность, умение работать в сотрудничестве, создание иноязычного общения, сохранение и укрепление учебной мотивации, самостоятельная работа.
Я считаю, что у каждого ребёнка есть разного рода дарования. Конечно, не все дети способны что-то сочинить, вообразить или придумать. Но, не смотря на это, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития нужны стимулы – обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, поощрение высказываний оригинальных идей.
Развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка требует от учителя нового подхода её решения, в частности, использование более совершенных творческих приёмов обучения, развития умения обучающихся работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность обучающихся.
На мой взгляд, одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные формы уроков. К таким урокам я отношу: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-заочное путешествие, интегрированный урок, урок защиты проектов, урок-зачёт. Проведение внеклассных мероприятий соревновательного характера: интеллектуальных игр, различных конкурсов, олимпиад, которые развивают творческую личность в школе.
А сейчас я хотела бы рассказать об активных формах работы, которые я использую на своих уроках.
1) Творческая работа со стихами и песнями.
Очень популярный вид деятельности на начальном этапе обучения.
В начальных классах мы знакомимся с песенками на английском языке. Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании. Пение несёт большой эстетический и воспитательный потенциал.
Ребятам начальных классов трудно запоминать грамматические конструкции. Для запоминания форм глагола to be с ребятами можно спеть песенку «I am you are» на мотив песни «В лесу родилась ёлочка».
I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
Также мы слушаем и поём песенки, предложенные нам автором учебника Марией Вербицкой, такие как “Good morning”, “How do you do?”, “My family”, “Listen!” “Happy birthday to you”.
Как в начальном, так и в среднем звене мы с ребятами разучиваем небольшие стихотворения, рифмовки, которые направлены на развитие памяти, запоминания лексических структур, постановку произношения. Это позволяет мне заинтересовать ребят творческой деятельностью.
Пример:
7 класс:
Look at the boy
He has a toy.
Look at the girl
She has a doll.
Look at the cat
It is in the hat.
Look at the pig
It is very big.
2 класс:
Where are you from?
I am from London.
Where are you from?
I am from New York.
Where are you from?
I am from Vladimir.
Where are you from?
I am from Orel.
2) Всем известно, что обучающиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Как только я замечаю, что ученики устали, я провожу физкультминутку. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение, но и развивают внимание и память у обучающихся. После проведения физкультминутки каждый ученик чувствует себя комфортно и раскованно, не стесняется говорить по-английски, напряжение снимается, восстанавливается работоспособность не только у ребят, но и у меня.
Вот некоторые физкультминутки, из тех, что я провожу на своих уроках.
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose(имитируем походку медведя)Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes;Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.Teddy Bear, Teddy Bear, turn around,Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high,Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye,Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,Teddy Bear, Teddy Bear, sit down please.
2) One, one, one (показываем указательный палец)
I can run ! (бег на месте)
Two, two,two (показываем 2 пальца)
I can jump too! (прыгаем на месте)
Three, three, three (показываем 3 пальца)
Look at me ! (ребенок замирает в смешной позе)

Point to the window, (показываем пальцем на окно)
Point to the door, (показываем пальцем на дверь)
Point to the board, (показываем пальцем на доску)
Point to the floor. (показываем пальцем на пол)
Stand up, sit down (встаем, садимся)
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
3)Творческий подход к диалогам.
Данный вид деятельности я применяю как в 7-х классах, так и во 2-х. Обучающиеся разыгрывают диалоги по ролям, устраивают постановки как представления. Тематика самая различная, как с более усложнённой лексикой, так и самой простой.
Hello, Masha. Nice to see you.
Hello, Dima. Nice to see you too.
How are you?
I’m fine. And you?
4)Проектная работа.
Проектная работа делает учебный процесс значимым для школьников, в котором они раскрывают свой творческий потенциал, проявляют фантазию, креативность и самостоятельность. В таких работах обучающиеся проявляют свои коммуникативные умения.
В 7 –х классах на завершающем этапе работы над темой я провожу урок-проект, предусмотренный программой по УМК Кузовлева, где ребята реализуют возможность выразить свои идеи в удобной для них форме: создают презентации, делают иллюстрации.
Во 2-х классах проектной работе также есть место только в упрощённом виде. Например, у меня ребята делали карточки с английским алфавитом.
5)Использование творческих заданий на уроке.
Данная работа проводится как в старшем, так и в начальном звене. Например, узнать свои корни – нарисовать генеалогическое дерево по теме «My family», составить рецепт любимого блюда по теме «Food».
6)Нестандартные уроки или внеклассная деятельность.
Нестандартные уроки проводятся, в основном, в рамках недели английского языка. Постановка сказок, пьес с музыкальным сопровождением, с танцами и песнями. Обучающиеся проявляют свою креативность и самостоятельность. Заочные олимпиады и конкурсы по английскому языку способствуют развитию самостоятельности обучающихся. На этой неделе мои ученики принимают участие в заочной олимпиаде на сайте «Infourok», чтоспособствует развитию их самостоятельности.
7)Игровые приёмы.
Игры особенно эффективны на младшей ступени обучения. Использование игр на уроках английского языка обеспечивает эмоциональное воздействие на обучающихся, способствует актуализации опорных знаний, облегчает овладение речевыми навыками.
На своих уроках во 2-х классах я применяю лексические и грамматические игры, которые предлагает нам автор учебника Мария Вербицкая. Фразу «Let’s play” ребята ждут с нетерпением. Их весёлый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлечённости. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ученика.
Благодаря играм школьники легче усваивают языковой материал, а вместе с этим у них возникает чувство удовлетворённости – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
8)Работа в группах.
Одна из главных задач на уроке – обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока. Реализовать эту задачу мне помогает групповая форма работы.
В 7-х классах один из уроков по текущей теме я провожу в групповой форме. Класс делится на три группы, в каждой группе есть как сильные ученики, так и слабые. Мы с ребятами моделируем различные ситуации, ученики, работая в группах, реализуют коммуникативные задачи общими усилиями.
Групповая работа помогает мне активизировать работу учеников. Обучающиеся получают новые знания через сотрудничество с другими членами группы.
Все перечисленные мною активные формы работы на уроке английского языка, бесспорно, становятся эффективнее, благодаря использованию современных технологий, которые дают высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности обучающихся и интереса к предмету.
Как вы знаете, в традиционной модели обучения хорошим считался исполнительный ученик. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, поскольку именно эта черта личности может гарантировать успех в жизни, готовность к решению различных проблем. Характерной особенностью современного развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций.
Социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем. Это прежде всего психологическая готовность к решению проблем.
Информационная компетенция. Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации, а также как совокупность умений:
Находить нужную информацию с помощью различных источников;
Определять степень её достоверности, новизны, важности;
Обрабатывать её в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;
Архивировать и сохранять;
Использовать для решения спектра задач.
Коммуникативная компетенция. Любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи.
Работа на компьютере вызывает у обучающихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению английскому языку.
Таким образом, все эти активные формы работы, а также использование информационных технологий, я уверена, способствуют развитию творческих способностей и самостоятельности обучающихся, оптимизации учебного процесса. Активные формы работы «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. И, конечно же, наша задача была, есть и будет – увлечь, научить, развить.
Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. При выборе технологии обучения обучающихся вторых классов я учитываю их психологические и возрастные особенности (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм обучения. Учить языку – это искусство, малышей – искусство искусств.
Развитие продуктивной учебной деятельности, самостоятельности и креативности обучающегося требует, чтобы учитель сам был креативным, а также был в постоянном творческом поиске, к чему я и стремлюсь.

Поделиться